Нечего делать, надо надеть ваточник. Прощай, теплынь летняя. За окном чуть ли не 6° только. В 7 ч. обедня с молебном перед мощами Святителя Милостивого. Именинник пел свое любимое: Объятия отча. Но едва ли ему отверзутся таковые у какого бы то ни было отца земного. Экая рожа! Еще вчера жаловался Вениамину, что я у него отнял жалованья на целую лиру. А вместо 750 р. получает по моей милости 900! Чай. Попытка писать неудачная. Ризное дело. Клеение. Жорж крестопоздравитель. Ценит недобрый грекос подарок августейший только в 30 лир! М Леонида Горняя. Игумен Гефсиманский с 5-ю ф чаю от московского Никодима. Timeo Danaos 1271 . etc? Воздух своедельный из мастерских ручек, заслуживший один из сиюминутных фунтов. Некий junge deutscher 1272 католик, ищущий принять bravo-cлabue и подосланный каким-то доктором, получивший от меня многократно одну и ту же резолюцию: «Hier es ist unmöglich. Muss man gehen nach Russland» 1273 . Зачем? – спросил он. – А знаю я «зачем»? Просто за тем, чтоб прогуляться и оставить нас, тутошних, в покое. Обед. Никола за бахшишом крестовым. Служба, по-вчерашнему затянувшаяся до потемок. Г-жа Богданова с 50 рублями на Елеон, идущими от некоей г-жи Маковецкой. Спасет их Бог за усердие! Консул с двумя неприятными и многими нехорошими вестями. Какие-то анонимы готовят отсюда жалобы Новикову 1274 , Мельникову 1275 и Гирсу 1276 на здешние, якобы вопиющие, беспорядки. К подозревает по обычаю доктора в сей махинации. Замешаны 100-летник и Козубский в деле. Важнее сего новость: ожидается вскорости в Иерусалим Чернышев. Епифаний уже готовит ему и квартиру в монастыре Предтечи. Экая гадина! Непременно лезет в святое место. А другой гад закликает ее. Мы же цепляем на шею сему последнему (Епифанию. – Н. Л., Р. Б.) панагию в 300 рублей! Чай. Simos, сосчитавший все микроскопические брильянтики креста. Оказывается их 95. Вот уже, опричь золота, 100 рублей по меньшей мере! Приготовление записной книги для Горней. Крайнее безглазие вследствие сего. Правило. А туже... Что такое «туже», о сем ведает заснувший на оном слове писатель сих чушеств. Пяток, 13 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Эти последние знают, что делают, сочиняя и печатая такие сказки: слишком доверчивый к писаниям своих апологетов, темный старообрядческий люд даже придет в умиление, слыша и читая о таких „великих чудесах», что якобы отломленный от мнимых мощей пальчик скрылся из шкатулки, невидимо перелетел несколько верст и «прирос» на прежнем месте, – умилится и вознегодует на «никониан», смеющих не верить в подлинность, святость и чудодейственность мнимых мощей, распространенных Антонием и другими раскольническими архиереями. Как не умилиться простодушным старообрядцам, читая сказание о таком чуде, когда и сам их „владыка Силуан свидетельствует, что «более всего поразили и удостоверили его в святости мощей эти приключения „отнятого“ пальчика? Интеллигентные старообрядцы, издающие переводы ученых иностранных книг, содержащих последнее слово науки, изъясняющиеся по-французски, тронутые современным свободомыслием, разумеется, покачали головой, прочитав письмо Силуана в своей заграничной газете и, быть-может, поначадили за него тех, кого следовало. По всей вероятности и некоторые лжесвященники, в роде Механикова, знакомого с сочинениями Льюиса, не очень довольны письмом Силуана; да и сами г-да Брилиантовы и Мельниковы, надобно полагать, посмеивались, сочиняя его. Но не в них дело,– не в этих интеллигентах, лжепопах и литераторах раскольнических, а в истых старообрядцах, которых собственно и нужно этим лжепопам и литераторам убедить, ради пользы раскола, что толки о фальшивости мощей, распространенных в их среде, якобы несправедливы, что смущаться ими не следует, ибо от мощей этих были вот какие «великие чудеса», – и доверчивые даже к самым нелепым их сказаниям старообрядцы убедятся, цель будет достигнута... Однако, скажут нам, ведь Силуан ссылается на свидетелей чудес, – на живых свидетелей, да еще состоящих теперь в полковничьих чинах? Действительно ли эти свидетели говорили то, что передает Силуан, мы проверить не можем; а если говорили, то не верить таким свидетелям, как г-да полковники, конечно, не менее Силуана ревнующие о пользе раскола (таких г-д офицеров не мало на Кавказе), – не верить им, мы, конечно, не имеем права 6 ; но мы имеем право, как и всякий читатель, указать внутренние несообразности в основанном на их свидетельстве (если таковое было) сказании Силуана, подрывающие доверие к этому скязанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Проф. Η.П. Полторацкий прочитал глубоко продуманный и методически завершенный доклад на тему: « " Слово» и противление зле силой: от XII века к XX веку». Докладчик анализировал несостоятельность основных теорий о непротивлении злу. В своем докладе проф. Полторацкий базировался на трудах таких выдающихся противников «непротивления», как Вл. Соловьев, митрополит Антоний (Храповицкий) и проф. И.А. Ильин . Доклад д-ра И.Ф. Никишина «Осмысление через «Слово» вопросов жизни и умирания» (его прочитала 3.В. Трифунович, т.к. докладчик, в данное время заведующий госпиталем на острове Фишки Американская Самоа, не смог приехать на съезд) поставил ряд чрезвычайно актуальных для нашей эпохи проблем, особенно проблему о конечном смысле жизни. В докладе была подчеркнута трудность этого основного для нас вопроса, а также разобраны и классифицированы пути, которыми русский дружинник эпохи «Слова» шел к его разрешению. Последнего ответа на вопрос о смысле жизни в докладе д-ра Никишина не содержалось. Слушатели, однако, могли сделать вывод что дружина вольно или невольно выполняла завет Христа «Больше той любви никто же не имет, иже положит душу свою за други своя». В интересном докладе д-ра Никишина был скорее поставлен вопрос, чем найден ответ. М.А. Холодная в своем докладе «Облик Ярославны и современная женщина», пользуясь примерами летописной, житийной и святоотеческой литературы, составила как бы мозаику образа Ярославны – идеального образа русской женщины. Ярославна предстала как обобщенный образ огромной художественной убедительности, воплощающий лучшие черты древнерусской женщины – «доброй» (т.е. хорошей), целомудренной и мудрой. Именно благодаря этому облик Ярославны получил в русской культуре особое место и особый символический смысл, достойный подражания. Во время всенощной и литургии на другой день по установившейся традиции все участники съезда исповедовались и причащались. Эго особенно сблизило всех нас. Достигнутое таким образом единство как бы закрепило тот внутренний опыт общения, подвело итог тем ценностям, которые наряду с докладами стояли в центре внимания съезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его сын Василий из-за «непролетарского происхождения» находился под Дамокловым мечом и испытывал реальные ограничения. Ему, несмотря на отличные успехи и прекрасную подготовку, постоянно чинили препятствия в обучении и в продвижении по службе. Конечно, в ту эпоху всё могло обернуться ещё хуже. И вот, приехав в отпуск в Дмитров в 1943 году, Василий Яковлевич буквально потерял дар речи, когда увидел фотографию своего «классово чуждого» и в недавнем прошлом репрессированного отца на городской доске Почёта. О жизни Василия Чугунова в довоенный период я имею мало информации. В первый брак он вступил с Антониной Ивановной (урожд. Амарантовой (19) ). В 1937 году у них родилась дочь Валерия – в будущем замечательный педагог-историк (20) . Антонина Ивановна умерла в 1943 году в эвакуации. С 1 января 1941 года В.Я Чугунов начал службу, которую проходил во 2-й Московской Военно-авиационной школе механиков спецслужб в Московском военном округе и в Южно-Уральском военном округе. Его вклад в Победу и в дальнейшее укрепление обороноспособности страны отмечен орденами и медалями. В 1945 году Василий Яковлевич женился на Лидии Дорофеевне (урожд. Филипповой, по первому браку Губановой) (24) . В 1946 году родилась их дочь Елена. В 1953 г. подполковник технической службы В.Я. Чугунов окончил 10-месячные курсы преподавателей по электроспецоборудованию Ленинградской краснознаменной военно-воздушной академии. В 1959 г. избран депутатом Стерлитамакского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от избирательного округа 264. 8 апреля 1961 г., в ходе масштабного сокращения Вооруженных сил СССР при Н.С. Хрущёве, Василия Яковлевича уволили в запас в звании полковника технической службы. Он вернулся из Стерлитамака в Москву и потом перевёз туда родителей из Дмитрова. В 1965 году скончалась жена Василия Яковлевича Лидия Дорофеевна. В 1968 году он познакомился с моей бабушкой Верой Макариевной Мельниковой, тоже овдовевшей. Их взаимные чувства оказались серьезными и глубокими, и 10 октября 1969 года они зарегистрировали брак в отделе ЗАГС Бауманского района Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/17/...

И поэтому приходится согласиться с очень многими утверждениями из знаменитого письма владыки Антония (Мельникова), митрополита Ленинг радского, к протоиерею Александру Меню. Письмо это подлинное, и многое из того, что в нем высказано, к сожалению, соответствует действительности. Не случайно многие духовные пастыри и старцы относились к творчеству отца Александра Меня и к его деятельности весьма настороженно, если не сказать более. Характерно, что когда при отце Иоанне (Крестьянкине) зашла речь об отце Александре Мене, он сказал: «Не надо к нему ходить». Автор был свидетелем этих слов. Но в годовщину кончины священнослужителя негоже заниматься лишь его критикой. Стоит вспомнить о том, что кончина отца Александра была мученическая, и многие подозревают, что его убили по указанию спецслужб Израиля. Дело в том, что в конце 80-х годов началась массовая эмиграция в Израиль, и израильские власти с изумлением обнаружили, что не менее 10% иммигрантов не желают иметь с иудаизмом и с официальной идеологией Израиля ничего общего - едят свинину, крестят своих детей, ищут, где в окрестностях есть православные храмы. И не без основания они увидели, что в таком настрое во многом повинен отец Александр Мень. Очевидно, они и решили его ликвидировать, а попутно представить дело так, будто он стал жертвой русских националистов. Естественно, представлять дело так, будто его убили русские националисты, - это смешно, ибо не таков был их стиль работы, не таковы были их возможности. Поговаривают о том, что убийство отца Александра держал на контроле офицер спецслужб, и во многом именно поэтому отцу Александру не смогли оказать помощь, когда он был еще жив. Так или иначе, может, не следует углубляться в конспирологию, хотя следствие по делу об убийстве отца Александра Меня так и не закончено и вряд ли закончится, потому что, очевидно, слишком высоко и далеко идут нити, связанные с его гибелью. Личность он противоречивая, но, тем не менее, Господь наш, Который даже наши ошибки, заблуждения и грехи может превращать в добро, даровал ему такую страдальческую кончину. Царствие ему Небесное. Тем не менее, почитая личность отца Александра Меня, мы никак не можем согласиться с его неправославными взглядами.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/07/pam...

Монография о. Августина убеждает ещё раз — никакой противоречивости в действиях и мыслях митрополита Никодима как раз не было. И то, что в книге отсутствует хотя бы предварительная попытка реконструировать именно богословское мировоззрение (в данном случае больше бы подошло слово «убеждения») иерарха — главное упущение предпринятого труда. Труд же этот, действительно, внушает уважение. На шестистах страницах (не учитывая составленной автором библиографии трудов ленинградского архипастыря) рассказана не просто биография митрополита Никодима, а, по сути, история Церкви трёх послевоенных десятилетий. При этом попутно даётся рассказ и о лицах, с которыми работал митрополит Никодим в тех местах, что служат призмами для биографа. Это, конечно же, ОВЦС, ленинградская кафедра и ленинградские духовные школы. Приходится признать, что не всегда этот рассказ следует своей цели. Не совсем понятно, на кого рассчитаны детализированные рассуждения автора о природе советской власти в сравнении с германским нацизмом, анекдоты о Ленине и первом российском президенте, многостраничные экскурсы в историю образования государства Израиль и особенности устройства партийной номенклатуры (описание которой откровенно заимствовано из известной книги Восленского). Из шестнадцати страниц очерка о протопресвитере Виталии Боровом десять посвящены особенностям советско-германских отношений накануне и в начале Второй мировой войны. И уж совершенно очевидна неуместность сравнений поведения митрополита Никодима с действиями его преемника по кафедре, владыки Антония (Мельникова). Заповедь «поминать наставников» всё же не предполагает обязательного очернения памяти других лиц, могущих быть (и бывших!) наставниками для других… Справедливости ради заметим, что сам архимандрит Августин считает свой труд лишь собранием очередных «мелочей архиерейской жизни», из которых должен сложиться «живой портрет митрополита Никодима». В действительности, у читателя, скорее, останется в памяти множество мелочей самой эпохи советской (а не церковной) истории, чем цельный портрет лица, который должен был стать этой эпохи выразителем. Кроме того, может сложиться впечатление, что столь пристальное внимание автора именно к гражданской истории России XX века призвано объяснить внешние условия существования «плененной Церкви» за счёт анализа внутренней жизни Церкви. То, что эта жизнь определялась внешними условиями, не означает всё же, что она ими и исчерпывалась.

http://bogoslov.ru/article/373882

Представитель ОВЦС принял участие в торжественном собрании, посвященном годовщине Договора о добрососедстве между Россией и Китаем 1 июля 2023 г. 15:56 30 июня 2023 года Общество российско-китайской дружбы совместно с Институтом Китая и современной Азии РАН провели торжественное собрание, посвященное 22-й годовщине Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Мероприятие прошло в Зале заседаний Общества российско-китайской дружбы. По благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония в мероприятии принял участие сотрудник Секретариата по делам дальнего зарубежья иеромонах Кирилл (Перегудин). Договор на 20 лет был подписан 16 июля 2001 года в Кремле Президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем и стал программным документом, определяющим развитие китайско-российских отношений в новом веке. 28 июня 2021 года Президент РФ В.В. Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин во время встречи в формате видеоконференции выступили с совместным заявлением, официально объявив о продлении российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Торжественное собрание вступительным словом открыл председатель Общества российско-китайской дружбы, первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.И. Мельников. По мнению председателя ОРКД, особенности русско-китайской дружбы заключаются в том, что «в сотрудничестве нет запретных зон, что укрепление двустороннего стратегического взаимодействия не направлено против третьих стран, что оно не подвержено влиянию изменчивой международной среды и ситуативным переменам в третьих странах». Полномочный министр Посольства КНР в РФ г-н Сунь Вэйдун в своем выступлении заявил: «Китайская сторона выражает удовлетворение динамичным развитием китайско-российских отношений и преисполнена уверенности в их перспективе. Китайская сторона приветствует готовность ведомств, аналитических центров и ученых двух стран к укреплению обменов и сотрудничества, вынесению предложений для развития китайско-российских отношений, совершенствования глобального управления и борьбы с гегемонией, и поощряет их усилия по приданию Договору нового дыхания».

http://patriarchia.ru/db/text/6039729.ht...

60 к. Ответы старообр. И. Даленкина. 35 к. Доказательства о совершаемых таинствах у еретиков. 20 к. О брадобритии. 10 к. Нечто об единоверии. 25 к. Три ответа старообрядческого священника Старкова на вопросы Бахарева. 20 к. Ответы Старкова же безпоповцу. 15 к. О имени Исус. 25 к. Зависть диавола на старообрядствующую иерархию. 10 коп. Об открытии мощей Феодосия Черниговского. 10 к. Три ответа А. Швецова на вопросы неокружников данные 1898 г. января месяца и два газеты Русский Труд. Г-н Швецов справедливо написал, что просит за эти книги 28 р. «по самой умеренной расценке»; если считать по цене каждой, то книг он послал больше, чем на 38 руб. Всего любопытнее, что в этом списке раскольнических сочинений значатся два газеты Русский Труд, издаваемой, кажется, не раскольником, и книга Церковные вопросы составленная также не раскольником, но столь приятная раскольникам, что Швецов высылает её даже в двух экземплярах с платой по 5 руб. за каждый. Какая честь для г. Шарапова и не назвавшегося, но хорошо известного, автора «Церковных вопросов», что их творения красуются на ряду с такими примечательными произведениями раскольнической подпольной печати, как напр. известное нашим читателям знаменитое сочинение Швецова: «Зависть диавола на старообрядствующую иерархию», где диавол представлен свидетельствующим о законности и благодатности австрийского священства, также об адских мучениях патриарха Никона и о райском блаженстве Антония Шутова! Вот с каким авторитетным свидетелем за австрийскую иерархию г. Швецов ставит на ряду г-на Шарапова и г-на сочинителя «Церковных вопросов»! Немалая честь. Любопытно потом, что Швецов не преминул послать старообрядцу книжки «О мощах персидских мучеников», якобы обретенных на Кавказе, и «Об открытии мощей святителя Феодосия», где он предаются поруганию, т.е. ту самую хульную статью Мельникова, за которую он подлежал бы суду и за которую суд не признал нужным его судить. Так вот какого рода сочинения и в каком количестве распространяет Швецов, сделавшись лжеепископом Уральским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Я был рекомендован Владыке митрополитом Антонием Мельниковым, его предшественником на кафедре, поэтому имел большую честь довольно регулярно беседовать с Его Высокопреосвященством. А он не обделял меня вниманием, давал духовные наставления, жизненные советы. Когда Владыка стал руководителем отдела внешних церковных связей Русской православной церкви, он, естественно, нуждался в помощниках. Ведь помимо того, что возглавлял белорусскую кафедру, он был назначен экзархом Западной Европы, был постоянным членом Священного синода и входил в комиссию по организации празднования 1000-летия Крещения Руси, избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. Таким образом, моя учеба в стенах духовных школ Троице-Сергиевой лавры дополнилась послушанием иподиакона, а затем и личного секретаря у митрополита. Как-то я подсчитал количество дней, проведенных с Владыкой в пути — в поездах Москва — Минск и Минск — Москва: 267 ночей из 365! С протоиереем Федором Повным. 2019 год — Назовите черты характера, личности Владыки Филарета, которые открылись вам, отец Федор, при близком общении. Что особо способствовало доверительности отношений? — Владыка прозревал гораздо глубже, чем видел внешне. Ведь не по внешности, а по делам проверяется человек. Не так было много верующей молодежи в то время в храмах, желающих настоящего по своей сути священства, а не церковной карьеры. Быть священником уже само по себе означало быть второсортным в глазах общества. А в целом митрополит доверителен ко всем, но мудро, с рассуждением. Он всегда тактичен. Мог красноречиво промолчать. А мог неожиданно повернуть разговор, как говорится, спасти ситуацию так, что никто не замечал чьей-то оплошности. Все думали, что так и надо. К нему тянулись люди самых разных сословий, рангов и даже с разным отношением к вере. Какую черту выделить? Прежде всего глубокую веру, не фанатичную, а живую, реальную. Восприятие мира, каков он есть. Когда Владыка стал митрополитом Белорусским, он ни одного священника не снял с приходов и людей с должностей, не привез в Минск свою команду. Он принял то, что было, как истинный монах.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/21/vladyk...

Оставшись в Японии, епископ Николай взял на себя попечение о русских военнопленных и привлек к этому делу японских православных мирян и духовенство. Из письма пленного батальонного командира 35-го пехотного Брянского полка подполковника Ковалевацкого мы узнаём, что сами японцы учредили «Общество духовного утешения военнопленных». Пленные снабжались русскими книгами – духовными и светскими, крестами и иконками, организовывалась их переписка с родными, улучшалось медицинское обслуживание. Сама атмосфера лагерей военнопленных смягчилась. Их посещали японские священники, владевшие русским языком и окончившие русские духовные академии. и совершали требы. Умиравшие хоронились по-христиански, и после окончания войны около братских могил воздвигались церкви. В письмах военнопленных отмечалось теплое братское отношение японских православных. Правительство Японии во время войны принимало денежные дотации Миссии от Святейшего Синода. Епископ Николай и миряне делали военнопленным передачи, нравственно поддерживали и утешали их. Характерно сохранившееся письмо Святителя к одному офицеру: «Высокоуважаемый Константин Васильевич! Давно не имел весточки от Вас. Думал, Вы переберетесь поближе сюда, в Сидзуока, но Вас в известиях не видно. Почему там остались? Уж не связаны ли с госпиталем? Но Вам давно пора вполне оправиться от раны. Известите, пожалуйста, о себе. Ныне я посылаю к Вам два ящика книг, присланные из С.-Петербурга и из Севастополя; от кого и какие книги, увидите в списке, препровождаемом мною к Николаю Ивановичу Мерчанскому. В письме к Николаю Ивановичу я, между прочим, сетую на то, что он, как слышно, очень грустит. Вероятно, и Вы в том повинны. Но если так, право же, Вы с Николаем Ивановичем будете за это отвечать перед Богом. Вы должны всячески крепиться и хранить бодрость духа, раз чтоб сохранить себя для ваших дорогих семейств и для дальнейшей службы Отечеству, а потом, – и это в Вашем положении особенно важно, – чтобы подавать пример терпения и бодрости молодым офицерам, которых Вы с Николаем Ивановичем естественные начальники и руководители там. Слышно, что некоторые от тоски с ума сходят. Какая слабость! Ведь это же стыд для военного человека, обязательные качества которого – твердость духа и мужество. Сумели показать чудеса храбрости против внешнего врага; с беззаветною смелостью шли навстречу тысяче смертей и, почти все израненные и облитые кровью, остались в живых именно только по воле благого Промысла; а теперь слабеют и преклоняются пред чем? Пред мечтой, пред собственным воображением! Потому что тоска и печаль – что же? Не мечта ли? Вообразите что-нибудь другое, настройте мысль иначе, – и расположение духа совсем изменилось. Где печаль? А нет ее!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010