Об этом-то столь важном различии определения Стоглавого собора от старообрядческого учения о двуперстии Денисов и умолчал, понимая, что это соборное определение совершенно разрушает все его доказательства. По этой же причине и издатели Псалтырей, печатая статью о крестном знамении, не привели в ней свидетельства от Стоглавого собора, также и теперешние старообрядцы ни за что не согласятся полагать на себе крестное знамение с таковым толкованием о трёх перстах, какое дано Стоглавым собором. А когда они не соглашаются с таковым толкованием полагать на себя крестное знамение, то не следует им и приводить определение Стоглавого собора в оправдание своего перстосложения. И сам Денисов привёл его только в отрывочном виде, пропустив главное и существенное в нём. Но не в этом только состоит опущенное Денисовым различие между определением Стоглава о перстосложении и учением старообрядцев о двуперстии. Определение Стоглава и о двух перстах не согласует с употребляемым старообрядцами перстосложением. Старообрядцы, по наставлению, изложенному в Псалтырях, мало преклоняют перст великосредний, а определение Стоглава повелевает преклонять перст не великосредний, но указательный: «верхний (указательный) перст с средним совокупив, простер и мало нагнув». Такое несогласие в наставлениях о перстосложении разрушает мнение старообрядцев, что будто в перстосложении самые персты составляют догмат веры, и показывает, что они только усты ссылаются на Стоглавый собор, а в сущности ему не последуют. И ссылка Денисова на этот собор оказывается также не имеющею значения. Наконец во свидетельство неизменяемости двуперстия, как догмата веры, Денисов ссылается здесь на «Ответ папину посланнику Антонию Поссевину». Но в «Ответе» этом идёт речь не о сложении перстов для крестного знамения, а о том, на какое плечо должно полагать руку в крестном знамении – на правое или на левое, как это показывает и самое заглавие статьи, на которую делается ссылка: «О том, что христиане крестом знаменуют, первое на правое плече рукою кладут, потом на левое; а по Антониеву первое на левую, потом на правую, и христианам подобает крестится крестообразно» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Таким образом, по смыслу приведенных параграфов «Наставления», только публичное, оказательство раскола и совращение в раскол православных запрещено ныне заблуждающим, все же другие сектантские действия свободны от вмешательства в них власти, и раскольники в наше время могут устроить свою внутреннюю религиозную жизнь, как им вздумается, не уклоняясь только от исполнения общих, законами определенных, правил благоустройства. А это значит, что придет ли охота какому-либо поморцу проповедовать своим единоверцам о необходимости брачной жизни и о мнимо законной возможности вступать в брак без благословения священника, по одному взаимному согласию между женихом и невестою, он может делать свое дело и даже венчать браки, не опасаясь за это проследования со стороны власти, лишь бы только совершал браки не, «торжественно». Явится ли в свою очередь у какого-либо истого последователя «премудрого Феодосия» желание сказать почитателям Ковылина слово в пользу девства и в отрицание брака, он в праве надеяться, что такая речь не лишит его права оставаться «призренцем богадельни, что при Преображенском кладбище» в Москве, и не послужит поводом к далекому и не легкому путешествию на интересный только для свободных туристов Кавказ, как это часто случалось в прошлое царствование, 11 хотя и ныне за распространение своего учения среди православных федосеевец может лишиться всех прав состояния и попасть в закавказский край. 12 Мало этого: если бы кому-либо вздумалось доказать подобному защитнику всеобщего безбрачия, что порядок семейной жизни, какой он проповедует, может вести и на самом деле ведет к дурным последствиям для общества и государства, современный вам федосеевец имеет право, в качестве угнетенной невинности, протестовать против такой инсинуации и свой протест в виде «отповеди» даже напечатать в разных периодических изданиях. 13 Наконец поповцы, не смотря на § 7 «Наставления», предписывающий гражданскому начальству «иметь самое строгое наблюдение за недопущением на будущее время из-за границы раскольнических лжеепископов и лжепопов», вероятно, в силу особого указа от 2 октября 1858 года, 14 приобрели себе в наше время столько разных Антониев, Пафнутиев, Кононов и прочих, что без затруднения могут не только вступать в браки с благословения своих лжепастырей, но даже созывать «вселенские соборы» для совещаний о своих делах. Одним словом, в настоящее царствование, благодаря объявленной правительством терпимости к заблуждающим, в решении вопроса о браке раскольники могут быть более искренни, чем это было в прошлое царствование, когда, под влиянием строгих мер власти, не редко вступали в брак и даже венчались в православных и единоверческих церквах те из заблуждающих, кои в душе смотрели на брачное сожительство, как на непрерывно продолжающийся блуд, и признавали законною только жизнь мнимо-девственную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Ответа Наркомата иностранных дел пришлось ждать почти год. Тем временем свой удар по общине нанесло ОГПУ. 18 января 1934 г. был арестован настоятель храма протоиерей Константин Семенов. Его обвинили в антисоветской деятельности и приговорили к трем годам концлагеря, в Ленинград отец Константин уже не вернулся [vi] . По этому же делу был арестован и осужден смотритель церкви Ф.М. Халкитис. При аресте настоятеля агенты ОГПУ изъяли много хранившейся в его квартире церковной утвари и три антиминса (они находились там, так как летом 1933 г. в храме были совершены три кражи, и Уголовный розыск предложил хранить церковные ценности на квартире). Конфискация части церковного инвентаря встревожила греческого посланника, и 21 февраля он написал новому смотрителю церкви (бывшему бухгалтеру общины) Антону Михайловичу Антонову о необходимости получить у властей отобранные при аресте священника вещи. 5 марта смотритель написал об этом в ОГПУ, а 17 марта – районному инспектору по делам культа, и часть конфискованной утвари в конце концов вернули. Вместо о. Константина Ленинградский митрополит Алексий 31 января временно поручил служить в Греческой церкви архимандриту Иоасафу (в миру Александру Ефремовичу Журманову), а 9 марта назначил его настоятелем. Архимандрит Иоасаф был известным церковным деятелем. Он родился в 1877 г. в Петербурге в семье ремесленника, окончил Коммерческий институт им. Озерского, Духовную семинарию, затем с 1901 г. состоял насельником Александро-Невской Лавры, где проходил послушание помощника заведующего Серафимо-Антониевского скита, лаврского библиотекаря, заведующего музеем, кладбищенской конторой, казначея, а в сентябре 1922 – ноябре 1923 гг. – настоятеля Лавры. Отец Иоасаф дважды подвергался кратковременным арестам – в июле 1925 и в январе 1933 гг. Уже в январе 1934 г. архимандрит поселился в одном из церковных домов по адресу: Греческий пр., 4/2, кв. 5 и прожил там около пяти лет. Ввиду ареста и вынесения судебного приговора Ф.М. Халкитису и прот. Константину Семенову А.М. Антонов несколько раз запрашивал Греческую Миссию о целесообразности выплаты бывшему смотрителю денег из церковных сумм (это делалось до февраля 1935 г.) и проживания в церковном доме семьи о. Константина. В результате жене протоиерея сообщили о необходимости освобождения занимаемого помещения, ввиду его предполагаемого ремонта для нужд Миссии, к 15 апреля 1935 г., что и было сделано [vii] .

http://bogoslov.ru/article/3756641

Тексты св. Мефодия, которые дошли до нашего времени, то есть до конца XIX – начала ХХ в., на греческом языке, неполны, они имеют пробелы-лакуны. А эти лакуны, как это ни удивительно, восполняются церковнославянскими переводами, которые когда-то были сделаны с греческого в болгарской среде еще задолго до начала рассвета славянской письменности при патриархе Евфимии Тырновском в XIV в. В своем издании Н. Бонвеч расположил в два столбца текст творений св. Мефодия, сохранившийся на греческом, и текст, утраченный в греческих источниках, реконструировав последний с помощью перевода с церковнославянского на немецкий язык. Таким образом, русские богословы и церковные историки благодаря трудам их немецкого коллеги получили книгу, появление которой говорило о необходимости обращения к славянским рукописным собраниям России ради реконструкции полного корпуса творений св. Мефодия Патарского, одного из самых значительных авторов доникейского периода. Если мы обратимся к перечню славянских рукописей, о которых говорит в своей работе Н. Бонвеч, то их сигнатуры отошлют нас к различным книжным собраниям современной России: Синодальному собранию (ГИМ, Москва), собранию МДА и собранию И. Д. Беляева (РГБ, Москва), собранию Ф. А. Толстого (РНБ, СПб.) и собранию рукописей БАН (СПб). Следует заметить, что из упомянутых Н. Бонвечем девяти славянских рукописей при переводе на немецкий были использованы только две. О некоторых источниках, содержащих славянский текст творений св. Мефодия, он узнал из описания монастырских библиотек русского севера, сделанного А. Е. Викторовым (1827–1883) , замечательным русским палеографом и библиографом. Этот труд , увидевший свет уже после смерти автора, указывает на три рукописи с текстами св. Мефодия – из Архангельской духовной семинарии, из Антониева-Сийского монастыря и из Флорищевой пустыни. Так был намечен, пусть лишь курсивом, дальнейший путь для воссоздания полного корпуса древних славянских переводов творений св. Мефодия. Положение, в котором оказалась русская церковная наука после 1917 г., исключало продолжение работы, начатой Н. Бонвечем, в стенах наших духовных школ.

http://bogoslov.ru/article/6195212

Лица, соприкасавшиеся с архиепископом Антонием, неоднократно отмечали силу его молитвы. К молитве он прибегал постоянно и часто. Эта молитва особо ощущалась во время богослужения, когда владыка Антоний как бы отрешался от земли и «гор е имел сердце». Но не только во время службы он молился. Имеются многочисленные свидетельства о том, что люди обращались к архиепископу Антонию со своими личными, семейными, да и церковными трудностями и просили его помолиться о них – их просьбы не были посрамлены, и нередко вскоре, но как-то тихо, трудности разрешались, и становилось ясно, как дальше жить, как дальше поступать. О непрестанности молитвы владыки Антония свидетельствовал протодиакон Алексий Котар. Он вспоминал, как он несколько раз, и до болезни и во время болезни владыки, заходя к нему в архиерейские покои для того, чтобы помочь приготовиться к поездке в больницу на очередные уколы, заставал владыку еще спящим, но во сне уста владыки повторяли Иисусову молитву. В ноябре 1999 года, в американский праздник День благодарения, архиепископ Антоний был у одного соборного священника на ужине. Он был в очень добром расположении духа и много рассказывал о своих встречах с разными людьми. Один из присутствующих спросил его о том, какие духовные советы ему давали его духовные наставники. Владыка Антоний помолчал, потом тихо сказал, что это уже область для исповеди. Вообще он не любил говорить о себе. Иногда делился своими радостями и горестями, своими встречами, но целомудренно молчал о том, что совершал Господь в глубине его сердца. Наиболее близкими и прочувствованными владыкой Антонием темами были тема сыновства и тема обновления. Его излюбленный текст был: «Сыне, дай мне твое сердце» (Притч. 23: 26). И во все великие праздники он призывал свою паству к обновлению, к новой жизни: «Пусть молитва, как острый нож хирурга, сделает нас хоть теперь новыми… Если же с жаждой стремиться к обновлению в ожидании праздника или даже теперь, когда он наступил… тогда этот праздник явит себя могущественно, как таинство странное и преславное» (из Рождественского послания 1968 г.). Как он радовался и умилялся, что мы – усыновленные Богом, что мы уже – дети Божии. И особенно в праздники он чувствовал, что помощь для обновления души так близка в эти святые дни.

http://pravoslavie.ru/39313.html

2) ЧАСОВНЯ, в которой почивают под спудом мощи преподобного Антония (память его совершается Января 17); 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) ОГРАДА; 5) несколько КЕЛИЙ, в которых ныне живут священник с причётниками, довольствуются же они доходами, получаемыми с пахотной и сенокосной земли, которой за пустыней сей считается да 130 десятин. Антониева Мужская пустынь Вологодской Епархии, упразднённая ещё до Духовных Штатов 1764 года. Находилась в Вологодском уезде, на северо-западном конце Кубенского озера, при береге, расстоянием от Губернского города Вологды в 75 вёрстах к северо-западу, по Кирилло-Белоезерской дороге. Она была вся деревянного здания, а когда и кем построена, не известно. Ныне там две деревянные ЦЕРКВИ, тёплая Введенская с приделом, и холодная Спасская. При них белый священник с двумя причётниками, имеющие в приходе 12 окрестных деревень, и владеющие прежними монастырскими землями. Антониев Бежецкий Николаевский монастырь См. Бежецкий Николаевский. Прибавление из VI тома Антониев Городецкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии в местечке Городце; упоминается в конце XVII столетия. Антониевский на Ваге (реке) монастырь Мужской. То же что Антониева пустынь Вологодской Епархии. Антониевский Покровский монастырь Находился во Владимирской Епархии в уездном городе Покрове, и существовал в 7192/1684 году (см. Географический Словарь Российского Государства, изданный Щекатовым, т. IV, стр. 1202). Антониев Дымский монастырь См. Дымский Антониев. Антониев Краснохолмский Николаевский монастырь См. Краснохолмский Антониев Николаевский. Антониев Любецкий монастырь См. Любецкий Антониев. Антониев, Антониевский монастырь Или Антония Римлянина Новгородский , 2 класса мужской монастырь, находящийся в Великом Новгороде от Кремля в трёх вёрстах, вниз по течению реки Волхова, на правом берегу оной, построен преподобным Антонием Римлянином, прибывшим в Новгород в 6614/1106 году, при Новгородском Князе Мстиславе Владимировиче и при Епископе св. Никите; по имени сего основателя своего и называется этот монастырь Антониевым, Антониевским или Антония Римлянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Житие и время кончины не известно. Мощи в Антониевой пещере, в затворе. Память общая с другими преподобными той же пещеры (Сергий, II, 254). 75. Преподобный отец Сергий постник Вероятно тот же, который обозначен в других списках под названием «послушливого». Жил в XIII веке. Житие не известно. Память 7 октября. Мощи в Антониевой пещере (Филарет, Р. Св., октябрь, стр. 25). 76. Преподобный отец Савва чудотворец Житие не известно. Ум. по всей вероятности в начале XIII века. Мощи в Антониевой пещере. Память 24 апреля (Сергий, II, 106). 77. Преподобные отцы Нектарий и Елладий Старец Нектарий, по свидетельству Кальнофойского, отличался постоянным послушанием. Память его 29 ноября. Преподобный Нектарий упоминается в каноне Печерским подвижникам. Оба в Антониевой пещере. Время их жизни не известно (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 303). 78. Преподобные отцы Иоанн и Феофил братья Родные братья, соединенные сердечною любовию от юности, просили преп. Марка гробокопателя приготовить им одну общую могилу. Иоанн умер прежде и по смерти его последовало чудо, описанное в житии блаженного Марка (см. выше, 70). Мощи их в пещере Антониевой. Память декабря 29. 79. Преподобный отцы Сергий и Еразм О первом из них ничего не известно. Сказание о преподобном Эразме, истратившем все имение свое на св. иконы Великой Печерской церкви, помещено в послании св. Симона к Поликарпу (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 51). Мощи в Антониевой пещере. Память 24 февраля. Время кончины около 1160 года (Филарет, Р. Св., февраль, стр. 138). 80. Преподобные Онисим и Матфей О преподобном Матфее ничего не известно, если только он не тот же Матфей прозорливый, о котором писано выше (см. 57). Мощи Онисима затворника в Антониевой пещере. Память 21 сентября. 81. Преподобный Илия Муромец богатырь Мнение, что преподобный Илия, Муромский уроженец, по прозванию Чоботок, есть одно лицо с известным богатырем Ильею Муромцем, ничем не доказано. Кальнофойский говорит, что преподобный Илия жил за 450 лет до его времени, следовательно ум. около 1188 года, а богатырь был современником равноапостольного князя Владимира. В статье: «в каком веке жил Илья Муромец?» М.А.Максимович, между прочим, пишет: «на родине Ильи Муромца, в с. Карачарове, которое в нынешнем столетии принадлежало еще графу Разумовскому, а потом досталось графу А.С.Уварову, есть крестьяне Ильюшины, присвояемые в потомство славного богатыря. С такою же вероятностию может быть приписан ему в родню и дворянский род Чоботков, еще на моей памяти процветавший в Киеве» (Максимович, 1, 125, 128). Мощи почивают в Антониевой пещере. Память 19 декабря. Замечтально перстосложение правой руки мощей: три первые перста вместе протянуты, а два последние пригнуты к ладони» (Филарет, Р. Св., декабрь, стр. 396). 82. Преподобный Исаакий затворник

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010