было, между прочим, сказано, что «главной заботой Комиссии служить поддержке и, если возможно, полной реставрация так называемой Водяной башни, во втором этаже которой помещалась домовая церковь Ростовских владык. Эта башня имеет непрерывную связь с древними митропольными хоромами, где жил с 1605г. знаменитый родоначальник Царствующего Дома Романовых, Ростовский митрополит Филарет, поступивший на Ростовскую кафедру, как известно, из иноков Холмогорского Антониева-Сийского монастыря. В 1609 г. он был взят поляками в Ростовском Успенском соборе. Современный Ростовский летописец XVII в. подробно и красноречиво описал эту, полную драматизма, историю. Дом знаменитого иерарха, хотя и поврежден новейшими переделками, но вполне возможен для реставрации в том виде, в каком он был, как жилище родоначальника Царствующей Фамилии. Особенно не трудно восстановить и примыкающую к этому дому, находящуюся в Водяной башне, Всехсвятскую церковь . Храм этот уже был реставрирован в начале прошлого века известным Ростовским епископом Досифеем, но в начале нынешнего столетия пострадал не столько от ветхости, сколько от невнимания к отечественным памятникам. Он был нарушен и иконостас продан в церковь села Никольского, что в Горах, где в недавнее еще время и этот иконостас, замененный новым, сожжен. Восстановлением Всехсвятской церкви будет, так сказать, поставлен памятник великому Русскому историческому деятелю. Всероссийскому патриарху Филарету, имя которого всецело принадлежит истории. Конечно, средств у Комиссии нет, но их не было и при самом ее учреждении, однако с 1883 г., благодаря просвещенной и христианской поддержке истинно русских людей – Королевых, Кекиных, Вахрамеевых, Рулева и др., Комиссия восстановила положительно из развалин: храм Григорьевского монастыря – Затвора, Иоанна-Богословскую, Одигитриевскую и Воскресенскую церкви; Белую Палату, Княжьи терема, часть стены и библиотечную башню. Русские люди всегда придут на помощь восстановлению храма Божия и такого знаменитого исторического памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Основателем Краснохолмской обители был иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Антоний. В этих краях он обрел чудотворный образ святителя Николая, и в 1461 году на земле бояр Нелединских-Мелецких поставил часовню «для пропитания» и келью «для упокоения». К этому молитвенному старцу стала собираться братия. В 1481 году вскоре после освящения места закладки великолепного Никольского собора, составившего монастырю славу, преподобный Антоний скончался. Его память празднуется в день Антония Великого и вместе с собором Всех Святых в земле Тверской просиявших. Никольский собор был построен не только боярским, но и княжеским попечением при приемнике Антония настоятеле Германе. Краснохолмский Никольский храм был прекрасным образцом московского зодчества второй половины XV beka. На стенах собора еще сохранились росписи. Удивительно, что их не смыли ни дожди, ни снегопады… B XVI веке монастырь был в числе крупнейших обителей Руси. В Краснохолмском монастыре велись большие строительные работы и в другие эпохи. Перед революцией в Краснохолмском Антониевом монастыре было четыре каменных церкви, крепостные стены, башни, братские корпуса… Теперь среди развалин не найти и места, где под спудом хранятся мощи преподобного Антония Краснохолмского, как не найти и могилы одного из замечательных настоятелей обители игумена Рафаила. Инок Афона с 1867 года, глубокий почитатель старца Серафима Саровского , иеромонах Рафаил (в миру Николай Ионович Трухин) назначается в 1890 году настоятелем Саровской пустыни. С этого времени отец Рафаил начинает систематический сбор материалов о старце Серафиме, которые и стали впоследствии основанием для канонизации преподобного Серафима Саровского . Отец Рафаил собрал более восьмидесяти случаев исцелений по молитвам к преподобному Серафиму. За четыре года, которые настоятельствовал отец Рафаил в Саровской пустыни, он облагородил места, связанные с памятью Серафима Саровского . Были построены часовня и купальня у Ближней пустыньки. Восстановлены на своих прежних местах у Ближней и Дальней пустынек кельи. На месте разобранного на святыньки камня, на котором молился старец Серафим тысячу дней и ночей, был установлен другой – похожий на прежний, а над ним сооружена деревянная сень. Чугунная узорчатая часовня была возведена над могилой старца Серафима возле Успенского собора. Отец Рафаил начал подготовку и для строительства храма над кельей преподобного Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

нешне Эсфигмен выглядит сурово и похож на крепость. Его главным храмом является красивый Воскресенский католикон начала XIX века, с белоснежной открытой галереей. Кроме него, есть еще шесть параклисов.  этом монастыре некоторое время был игуменом святой Григорий Палама, который на Афоне был пострижен в монахи. Позже он оставил игуменство ради отшельнической жизни. Свои Богословские труды он начал писать, будучи отшельником. коло самого монастыря Эсфигмен, если перейти через горбатый мостик, который все фотографы всегда снимают, и подняться по скалам, можно попасть в маленький наскальный и надпещерный храм - параклис, который построен на том месте, где подвизался наш преподобный Антоний Киево-Печерский. Он был афонским монахом, и сохранилась пещера, в которой он жил. В этой пещере можно помолиться, и здесь можно услышать молебны и акафисты на славянском языке, которые читают русские послушники монастыря Эсфигмен. Для нас это было полной неожиданностью. Оказывается, не все русские монашествующие живут в Пантелеимоновом монастыре, они подвизаются в разных местах Афона, в том числе и в греческих монастырях. Одного такого послушника мы и встретили в Антониевой пещере, помолились и побеседовали с ним. очь, которую мы провели в отведенной паломникам огромной комнате архондарика, тоже была особенной - очень шумной от морского прибоя. Наша комната располагалась наверху угловой башни монастыря непосредственно над каменистым берегом моря. Ее окна выходили на три стороны, открывая прекрасный вид на морской залив. В это время уже не было так жарко, и с моря дул сильный ветер, который поднимал большие волны, оглушительно ударявшие в прибрежные камни...  конце нашего афонского путешествия мы должны были посетить последние два славянских монастыря - сербский Хиландар и болгарский Зограф. Хиландар находится в часе ходьбы от Эсфигмена, но уже не на побережье, а в глубине полуострова. Местность тут невысокая и очень красивая, холмы все покрыты лесом, много кипарисов, цветущих деревьев. Когда мы вышли на дорогу, идущую от хиландарской арсаны, то миновали высокую монастырскую сторожевую башню («пиргу»). Приближение к монастырю знаменует ряд поклонных крестов, установленных здесь сербскими царями, посещавшими монастырь и помогавшими ему.

http://isihazm.ru/?id=537

Вожди так называемых ревнителей, Иоанн Гискала и Елеазар, владели храмом и призывали хищные колена идумейцев для грабежа и убийств по улицам бедствующего города; разделились между собою и самые зилоты. Некто Симон вар Сиора собрал за Иорданом шайку разбойников, как бы в отмщение за смерть первосвященника Анании, и овладел Сионом и нижнею частью города. С своей стороны Гискала укрепился во внешних галереях храма, сражаясь то с ним, то с Елеазаром, который затворился во внутреннем дворе святилища, доколе наконец, пользуясь праздником Пасхи, Иоанн ворвался во внутрь его и приобрел всех зилотов; Симон же с идумеями остался владыкою города. Тогда подступил Тит с легионами римскими, от пути северного, и осадил Иерусалим. Часть его войска расположилась на горе Элеонской, и жестоко было против нее первое нападение осажденных; внутренние раздоры препятствовали дальнейшим успехам. Более миллиона народа, собравшегося на последнюю свою Пасху, впало в гибельную осаду: голод и мор жадно налегли на пожираемый раздорами город. В течение первых пятнадцати дней орудия римские разбивали северную стену Иерусалима, и через девять дней совершенно вытеснили евреев из-за старой ограды; они остановились у башни Антониевой и укрепленного храма. Желая спасти город и храм, военачальник послал именитого пленника Иосифа убеждать к сдаче Иоанна Гискалу, но ему отвечали камнями. Между тем голод возвысился до такой степени, что единокровные оспаривали друг у друга пищу и отцы вырывали ее у детей; многие покушались искать себе пропитание за стенами города; но бежавших от голода распинали тысячами в виду Голгофы, так что недоставало места и дерева для крестов, в страшную память того креста, на коем отцы их распяли Царя славы, со страшным воплем: «Кровь его на нас и на детях наших!» С необычайными усилиями овладели наконец римляне Антониевою башней, потому что до такой степени опустошена была окрестность Иерусалима, что за двадцать верст привозили лес для стенобитных орудий. Уже Тит совершенно подступил к храму, но междоусобие не прекращалось; последнего первосвященника Матафия убил Симон, Иоанн же ограбил самый храм, и тогда прекратилась ежедневная жертва.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Фрески написаны в нарочито упрощенной манере, без сложных светотеневых градаций и живописных проработок, создающих объемную форму, т. е. тех черт, к-рые характеризуют большинство памятников древнерусской монументальной живописи раннего XII в. Акцентированный аскетизм этой росписи сближает ее с некоторыми ансамблями, возникшими в сугубо монастырской среде, в первую очередь с росписями сев.-зап. башни Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде (ок. 1130). Наиболее вероятно, что фрески Успенского собора были созданы в 20-30-х гг. XII в. Другие постройки Вост. келейный корпус. 60-70-е гг. XVII в. Фотография. 2007 г. Вост. келейный корпус. 60-70-е гг. XVII в. Фотография. 2007 г. В 1675-1676 гг. к западу от Успенского собора на средства полковника В. К. Дунина-Борковского была построена ц. во имя апостолов Петра и Павла с трапезным корпусом, в к-ром находились братская кухня, пекарня, кладовая, погреб. В 1861 г. Петропавловский престол был перенесен в большой зал настоятельских покоев (где он находился и к 2008), в здании разместили Черниговскую духовную консисторию. Здание сильно пострадало в 1-й пол. ХХ в., сохранилось в перестроенном виде. В 1670-1675 гг. была построена 8-гранная надвратная колокольня (высота 36 м), увенчанная барочной главой. Рядом с колокольней расположен небольшой Н-образный в плане игуменский корпус - старейшая из сохранившихся на Левобережной Украине кирпичная жилая постройка, возведенная в кон. XVI - нач. XVII в. на месте разобранных деревянных келий. В 60-70-х гг. XVII в. корпус был значительно перестроен. Фасады его украшены сложным декоративным карнизом. К тому же времени относится и большой корпус вост. келий - типичное сооружение в стиле укр. барокко. Весь комплекс Е. м. в кон. XVII в. был обнесен невысокой кирпичной оградой. В. Д. Сарабьянов Пещеры Е. м., начало к-рым положил прп. Антоний Киево-Печерский, подобны пещерам Киево-Печерской лавры и по виду, и по техническому исполнению - выкопаны в лессовых грунтах, впосл. они неоднократно расширялись и перестраивались. Т. н. Антониевы пещеры Е. м. (протяженность ок. 350 м) имеют 2-ярусную структуру, нижний ярус был обнаружен в XX в. (на планах и в списках XVII-XIX вв. не значится). Внутри пещер неск. церквей (в т. ч. во имя прп. Антония, прп. Феодосия Тотемского) с высотой потолков 8,5 м. К XVII в. относится основание т. н. Новоантониевых пещер, протяженность к-рых достигала 200 м.

http://pravenc.ru/text/189789.html

апостолов Петра и Павла. В записях монастырских значится до 40 чудес, совершившихся по предстательству пред Богом преподобного Антония Римлянина, сущность коих состоит в том, что расслабленным возвращались силы их и слепым – зрение, покрытые жестокими язвами, повидимому неисцельными, совершенно освобождались от сих тяжких недугов, как бы никогда не болевшие, беснуемые внезапно избавлялись от злых духов или бесов. И все это совершалось не только тогда, когда страждущие различными недугами приводимы или приносимы были к священной раке преподобного, но и когда мысленно издали призывали имя его. Св. мощи преп. Антония Римлянина почивают открыто – в богатой серебряной раке, стоящей в арке стены, отделяющей придельный во имя преподобного храм, от соборного Богородице-Рождественского храма в Антониевском монастыре. Антониев же или Антониевский 2-го класса мужской монастырь находится близ Новгорода, в 3-х верстах от кремля, на правом берегу реки Волхова. Он основан в начале 12 века почивающим в нем преп. Антонием Римлянином. В монастыре две церкви: 1) Соборная – Богородице-Рождественская с приделами: св. Антония Римлянина, св. Иоанна Богослова, Грузинской иконы Богоматери, что позади Богословского и Афонских преподобных Петра и Онурия, что вверху башни, возвышающейся у угла церкви с северо-западной стороны её; 2) Сретенская, двухэтажная, трапезная, церковь , окруженная братскими кельями. Обе церкви воздвигнуты преп. Антонием и сохраняются в древнем виде своём. К достопримечательностям сих церквей относится особенно утварь преподобного Антония Римлянина, которая есть следующая: 1) шесть мозаических (муссийных) икон; 2) каменный крест; 3) ветви морской травы – осоки, или морские трости; 4) камень, на котором приплыл преп. чудотворец; 5) небольшой колокол весом в 1 пуд 10 ф., почитаемый современным преп. Антонию; 6) два медные паникадила; 7) две древние Фелони. Кроме сего, много достойных внимания предметов находится в ризнице и немало замечательных рукописей в библиотеке. На паперти же соборной церкви погребены след.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Благовещение Пресвятой Богородицы Московская " Описания иконы Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Московская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение удивления и страха. Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет». На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках верете[...] Икона Благовещение Пресвятой Богородицы Московская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников На иконе изображены Дева Мария и Архангел Гавриил, посвящена икона двунадесятому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово «благовещение» означает: добрая, благая весть. Повествование о событии, изображённом на иконе, изложено в 1-й главе Евангелия от Луки (стихи 26-38): «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не з[...]

http://pravicon.com/icon-28

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, СТАРШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Афанасий Печерский (ок. 1176 ), затворник, преподобный . Память 2 декабря , в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских . Подвизался в Киево-Печерской обители в XII веке, долго и тяжело болел. Когда он скончался, братия приготовила его к погребению. На третий день игумен с братией пришли хоронить его. Но они увидели, что умерший ожил, сидит и плачет. На все вопросы он отвечал только так: " Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию , чтобы окончить добре жизнь свою здесь. Более не спрашивайте " . После этого он 12 лет жил в затворе в пещере и во все это время не сказал ни с кем ни слова, плакал день и ночь, лишь через день вкушал немного хлеба и воды. И только перед кончиной, собрав братию, он повторил ранее сказанные им слова и мирно отошел ко Господу (ок. 1176 ). Инок Вавила, много лет страдавший болями и слабостью в ногах, исцелился при его мощах. " Однажды лежал я, - рассказал он братии, - и кричал от сильной боли. Внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: приди ко мне, и я исцелю тебя. Я хотел спросить его, как и когда пришел он. Но он стал невидим. Однако я поверил явившемуся и попросил, чтобы принесли меня к его мощам. И вот, я исцелился " . Преподобный Афанасий был погребен в Антониевой пещере . Тропарь Афанасию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах Блаженство плачущих получити же­лая,/день и нощь непрестанно плакал еси,/имея во уме час Судный,/тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/преподобне Афанасие./Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/яко да плача безконечнаго избывше,/тамо приимем вечное утешение. Есть и другой Афанасий Печерский (см.) Использованные материалы Редакция текста от: 14.12.2007 22:21:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8128.html

Так прошло много времени и они дерзали приносить св. Дары и причащаться, не примирясь и не попросив прощения. Братия старались примирить их, но они и слышать о том не хотели. Вот пресвитер Тит стал сильно больным, так что потерял и надежду выздороветь. Тогда начал он горько плакать о своем грехе и послал к Евагрию с просьбою простить его, Господа ради, за оскорбление гневом. Но тот не только не простил, но и бранил его жестокими словами. Братия, видя Тита уже умирающим, насильно привели Евагрия, чтобы простился с братом. Больной, увидев его, тотчас поднялся, упал к ногам его и со слезами говорил: «прости меня и благослови». Евагрий отворотился от брата и произнес такие слова: «не хочу проститься с ним ни в этом, ни в будущем веке». Сказав это, он вырвался из рук братии и тут же упал. Братия хотели поднять его и нашли его уже бездыханным; не могли даже ни согнуть рук, ни закрыть уст и очей его. Больной же пресвитер Тит в то же время встал и стал здоровым. Что было с тобою? спросили Тита. Я видел, говорил он, ангелов, отступивших от меня и сетующих о душе моей; а темные духи были в восторге, что в гневе не прощал я брата. И тотчас начал я просить брата о прощении. Когда привели его ко мне: увидел я ангела с пламенным копием; когда тот не захотел простить меня грешного: ангел ударил его и он пал мертвым, а мне сей ангел подал руку и исцелил меня». «Слыша это», говорит затем блаженный Симон, «мы в ужасе повторяли слова: оставите и оставится вам, яко всяк, гневайся на брата, повинен есть суду ( Мф.5:22 ). Горе человеку, побежденному такою страстию! Блюдись ее и ты, брат мой! Не давай места гневному бесу. Кто кому покорится, тому и поработает. Поклонись враждующему против тебя, чтобы ты не был предан немилостивому ангелу. – Да сохранит тебя Господь от всякого гнева! Он сказал: солнце да не зайдет во гневе вашем» 341 . Кальнофойский, показывая мощи почивающих в Антониевой пещере, пишет: «святый Тит, пресвитер, чудотворец, с братом своим во Христе Анастасием» 342 . Итак преподобный Тит вполне воспользовался уроком, преподанным ему благостию небесною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие» ( Лк.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещавай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное, но на Бога живого; – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны (Тим.6:17, 18). Св. муч. Евпла диакона Диакон в городе Катане, носил с собою евангелие и, читая народу, наставлял вере в Господа Иисуса Христа. В гонение Диоклитианово схвачен по поведению градоначальника, и как непоколебимый в своем исповедании предан пыткам, строган железными гребнями и бит железными молотками. Затем судья велел повесить книгу евангелия на шею мученика, отвести в тюрьму и не давать ему ни хлеба, ни воды. Чрез семь дней призвал его и сказал: «хоть теперь поклонись богам!» Но мученик ответил: «кто ж захочет оставить свет и ходить во тьме?» Он был осужден на смерть, перед казнию поучал народ и обезглавлен (304 года). Св. мученицы Сосанны, Гавиния пресвитера, отца ее, Гаия папы и других с ними Сострадали в Риме в 296 году. Папа Гаий (Каий), Гавиний (Габиний) и Сосанна были родственники имп. Диоклитиану, который узнав, что они христиане и распространяют эту веру, велел предать их и обращенных ими двух знатных сановников смерти. Мощи их покоятся в Риме. 80 Варяжские пещеры идут на юг от юго-западного угла Феодосиевой пещеры. См. пр. 83. и август. 28. 84 Ркп. святцы: „преподобномученики Василий иерей и Феодор пострадаша в л. 6610 мес. августа в 11 день“. О годе кончины ошибка в опис. Киев. лавры. стр. 107. и у Вершинского в месяцеслове. Не могло быть и того, чтобы Василий после Феодора жил в варяжской пещере 29 лет, о чем говорит опись лавры. 85 Печ. патерик л. 159. 160. При Кальнофойском (1632 г.) св. страдальцы почивали уже в Антониевой пещере. Землетрясением 1614 г. варяжская пещера сильно была повреждена. И едва ли не вслед за тем св. мощи перенесены были из нее в Антониеву пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010