Три сохранившихся храма и ц. Благовещения на Городище принадлежат к одному типу зданий — это 4-столпные храмы с нартексом и хорами, с позакомарным покрытием. Однако в деталях постройки заметно отличаются друг от друга. Наиболее близки ц. Благовещения на Городище и Георгиевский собор Юрьева мон-ря — к северо-зап. углу храма примыкает квадратная в плане лестничная башня, завершающаяся главой, в юго-зап. углу находилась глава, освещавшая хоры, имевшие П-образную форму (эти формы сохранились в Георгиевском соборе, по аналогии с ним реконструируются в ц. Благовещения). Подобной формы хоры были устроены и в Никольском соборе, однако этот храм освещен не 3, а 5 главами. Появление этой уникальной черты связано с естественной ориентацией на 1-й новгородский храм — собор Св. Софии, находящийся на противоположном берегу Волхова (Никольский собор стал 2-й церковью, построенной собственно на территории Н.). В Никольском соборе, очевидно, изначально не было лестничной башни, а способ попадания на хоры пока не вполне понятен (во 2-й пол. XII в. в южный угловой компартимент нартекса храма была встроена лестница). Фасады этих 3 построек, сложенных в смешанной технике кладки (из камня и плинфы со скрытым (утопленным) рядом), украшали уступчатые ниши с полуциркульным завершением, арочные пояски в основании куполов и зубчатые карнизы по контуру закомар. Несколько иной облик имеет собор Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря — первоначально это был 4-столпный храм без нартекса и хор, затем в ходе 2-го строительного этапа (видимо, в 20-х гг. XII в.) зап. стену церкви частично разобрали, к 4-столпному ядру примкнул нартекс с круглой лестничной башней и хорами, занимавшими пространство только над нартексом. Подобный тип башни и хор не характерен для архитектуры этой эпохи, на фасадах Рождественского собора нет ниш, к-рые существуют в др. 3 храмах. Отличается и форма зап. столбов — в соборе Антониева мон-ря они имеют граненую форму, в то время как в остальных постройках их форма традиционная крещатая. Среди декоративных элементов Рождественского храма — только аркатурные пояски в основании куполов и зубчатые карнизы по контуру закомар.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Макет Антониевой башни [греч. Αντωνα, лат. turris Antonia], название крепости в Иерусалиме, построенной при Ироде Великом ок. 36 г. до Р. Х. на месте крепости Барис (от евр.  - замок, крепость), принадлежавшей времени правления Иоанна Гиркана I (135-105 до Р. Х.), к-рая в свою очередь появилась на месте еще более ранней постройки - башни Меа (евр.- сотни), входившей в стену Неемии (Иуд. древн. 15. 11. 4; Неем 3. 1). Была выстроена с дворцовой роскошью и названа Иродом в честь триумвира Марка Антония ( Тацит. История 5. 11; Иуд. война I 21. 1; Иуд. древн. XV 11. 4), к-рому он был обязан властью над Иудеей. Согласно описанию Иосифа Флавия , прямоугольная крепость, высотой 40 локтей, стояла у северо-зап. угла иерусалимского храма, на скале, возвышавшейся на 50 локтей, и имела по 3 углам (кроме юго-вост.) башни, каждая высотой в 50 локтей. Главная башня, высотой 70 локтей, была обращена к храму, с нее просматривался весь внутренний двор, и Ирод мог легко контролировать весь храм силами своего гарнизона (Иуд. война V 5. 8 ; I 21. 1). Такая выгодная стратегическая позиция А. б. была использована римлянами, к-рые также держали в ней гарнизон ( Тацит. Ист. 5. 11-12). В 70-х гг. по Р. Х. при осаде имп. Титом Иерусалима крепость уничтожили рим. легионы (Иуд. война V 11. 4 ; VI 2. 1 ). В эпоху имп. Адриана на ее руинах и на участке, где стоял храм, расположился форум Элия Капитолины (сохранившиеся остатки стены, вероятно, принадлежат эпохе Адриана, хотя это не подтверждено данными археологических раскопок). Согласно христ. традиции, в А. б. могла помещаться претория - резиденция прокуратора Рима (Ин 18. 28) и ряд др. пунктов, связанных с историей Крестного пути Спасителя (см. также Лифостротон ), поэтому здесь расположены первые остановки католич. Крестного пути (Via Dolorosa) - «Стена крепости Антония» и «Капелла Бичевания» (см. Стациональное богослужение ), а также др. христ. храмы и святыни (см. Иерусалим, архитектура ). Лит.: Benoit P. Pretoire, Lithostroton et Gabbatha//RB. 1952. Т. 59. P. 531-550; idem. The Archaeological Reconstruction of the Antonia Fortress//Jerusalem Revealed/Ed. Y. Yadin. New Haven, 1976. P. 87-89; Paton L. B. Jerusalem in Bible Times. N. Y., 1908, 1977r; Святая Земля: Ист. путев. М., 2000. С. 32. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/115842.html

Климента. 117 Такова церковь св. Георгия в Юрьеве Польском или Владимирском (ныне городской собор), построенная в 1230г. Святославом Всеволодовичем на месте бывшей каменной же церкви Юрия Долгорукого (план церкви в Собрании карт, планов и пр., лист XIII). 118 О башне Николо-Дворищенского собора, теперь застроенной и невидной, см. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, архимандрита Макария I, 257. [Башни находились при всех или многих каменных церквах Владимирско-Суздальских и уничтожены только в позднейшее время (башня Владимирского Дмитриевского собора уничтожена, увы! при учёно-археологической его реставрации в 1835г.), см. Полевого Очерки русской истории по памятникам быта, II, стр. 222, примечание 96, со ссылкой на статью покойного Тихонравова: «Княгинин Успенский девичий монастырь во Владимире Кляземском», помещённую в Памятной книжке Владимирской губернии на 1862г.] 119 Ипатская летопись 1175г., 2 издание стр. 396: «столп позлати (Боголюбский) изовну церкви» (Владимирской); Лаврентьевская летопись под 1185г., 2 издание стр. 372: «терем». 120 См. в Чтениях Общества Истории и Древностей год третий, 1847й, Смесь, статью М. Маркова: О достопамятностях Чернигова, стр. 15–16. 121 Башня Софийского собора находится собственно не извне собора, а внутри его западной паперти, над кровлей которой (особой от кровли самого собора) возвышается только её верх. Из этого, между прочим, и видно, что паперть, заключающая и скрывающая в себе башню, которой бы должно быть снаружи, пристроена после. Верх башни над кровлей паперти смотрит как бы куполом, так что с этим недействительным куполом всех куполов на соборе шесть (наш купол, как мы сказали, ниже побочных действительных куполов примерно на аршин). На церквах Антониева и Юрьева монастырей, которые собственно суть однокупольные, в параллель к верхам башен, которые выглядят куполами (или главами), в позднейшее время поставлены на северо-западных углах (а башни на южной стороне у юго-западных углов) купола.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Монастыри Палестинское монашество Земля, ставшая свидетельницей земной жизни Господа Иисуса Христа и родиной христианства. Земля, просиявшая многими подвижниками. Святая Земля. На вопросы портала " Правмир " о монашестве в Святой Земле ответил митрополит Волоколамский Иларион. Москва — Истра — Иерусалим Погуляв по столице, мы продолжаем наши прогулки за чертой современной Москвы. Про марсианские башни, деревянное зодчество, судьбу патриарха Никона и Ново-Иерусалимский монастырь рассказывает писатель и краевед Владимир БЕРЕЗИН. Синодальная комиссия по делам монастырей займется разработкой мер по увеличению числа монашествующих в монастырях нашей Церкви Выступая на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Его Святейшество Патриарх Кирилл Московский и всея Руси выразил обеспокоенность о том, что в 2010 году в ряде монастырей нашей Церкви число насельников либо не изменилось, либо сократилось. Святейший Патриарх Кирилл поручил Синодальной комиссии по делам монастырей, представить на рассмотрение Священноначалия «действенные предложения по упорядочению монашеской жизни, […] В Русской Православной Церкви станет меньше игуменов В своем вступительном слове, на открывшемся 2 февраля 2011 года в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Ни в древней Русской Церкви, ни в одной из нынешних Поместных Православных Церквей, именование “игумен» не относилось и не относится к награде. Игумен — это настоятель монастыря, что и отражено в […] Чухлома: один в поле Муж едет в Чухлому, что в 180 км от Костромы, потому что прекрасны пейзажи для фотографирования. Я еду, потому что наместник– игумен Иларион (Морозов) - мой бывший студент в Сретенской семинарии. С Димой Морозовым мы постоянно препирались, он чаще других со мной не соглашался... Студенты Свято-Тихоновского университета в Антониево-Сийском монастыре В Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре, расположенном в 160 км от Архангельска, проходила ежегодная летняя практика студентов богословского факультета 2009 года. Об этом рассказывает 15 выпуск тележурнала ПСТГУ «Наши дни».

http://pravmir.ru/tag/monastyri/page/8/

Таким образом, монастырский устав богослужения делает паперти как бы необходимой принадлежностью церквей монастырских, на основании чего и следовало бы полагать, что они были при всех наших монастырских церквах. Но мы видим в настоящее время, что этого предписания монастырского устава не соблюдает у нас решительно ни один монастырь, и весьма возможно, что такое нарушение устава идёт у нас из нашей первоначальной или до-монгольской древности. Не невероятным остаётся то, что паперти считались необходимой принадлежностью и действительно были строимы при церквах в монастырях главнейших (в период до-монгольский, как увидим ниже, у нас не все монастыри имели и свои церкви, а некоторые находились при мирских приходских церквах. Из сохранившихся до настоящего времени, сравнительно древних, греческих монастырских церквей, известны церкви Афонские. В церквах Афонских, если не исключительно, то наибольшей частью паперти находятся с одной западной стороны; наибольшей частью они весьма велики, а в некоторых случаях и совсем равняются своей величиной величине самых церквей, так что представляют собой как бы задние церкви, приставленные к действительным церквам передним). До настоящего времени сохранились в Новгороде четыре древние башни при церквах. Именно – при Софийском и Николо-Дворищенском соборах, при церквах Антониева и Юрьева монастырей 118 . Не сохранилась до настоящего времени, но, как положительно известно, была башня при Владимирском соборе Боголюбского 119 . Наконец, полу-сохранилась до настоящего времени башня при Черниговском соборе, заложенном Мстиславом Ярославичем 120 . Из Новгородских башен три имеют форму круглую (Софийского и Николо-Дворищенского соборов и Антониева монастыря), а одна (Юрьева монастыря) в нижней (большей) части до верха крыши церкви имеет форму четырёхугольную, а в верхней части поверх крыши, также круглую; все они от низа до верха имеют один и тот же объём, т. е. мы хотим сказать – к верху не суживаются. Башня Черниговская имела форму круглую.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На берегу речки Могочи, в небольшом селе Слобода неподалеку от Красного Холма, стоят руины огромного, некогда величественного и процветавшего монастыря. Основан он был, по свидетельству летописей, старцем Антонием, иеромонахом из Белозерского края. Он поселился во владении боярина А.В. Нелединского, поставил себе келью и часовню. Вскоре сюда стали приходить и оставаться монашествующие, и поселение их было обнесено деревянной оградой. В ограде построили деревянный храм во имя Святителя Николая. В 1481 г. на средства бояр Нелединских-Мелецких и пожертвования Угличского князя Андрея Большого (брата Ивана III) на месте деревянной церкви начали строить новый колоссальный каменный Никольский собор. Его руины - три огромные стены с сохранившимися каким-то чудом росписями - сохранились до наших дней. По архитектуре своей собор близок к московским " собратьям " , и вероятно, что для его возведения приглашались московские мастера - итальянцы, строившие примерно в то же время соборы в Кремле. В 1492 г. построили трапезную палату с церковью Димитрия Солунского, разобранную в конце XVI в. Монастырь был очень богатым, ему принадлежало множество земель, в том числе село Спас на Холму (нынешний райцентр Красный Холм). В Смутное время монастырь был разорен, но после заново отстроился: в конце XVII века были возведены Братские корпуса, надвратная Вознесенская церковь, ограда с башнями. В советское время монастырь был закрыт и разорен. В его строениях расселили жителей-колхозников. Стены и башни разобрали. Никольский собор в 1930-е годы был обезглавлен, разрушили его алтарную часть. Сохранились лишь три стены - южная, западная и северная, на которых чудом до сих пор видны росписи. Около 20 лет назад предпринимались попытки хотя бы законсервировать уникальный памятник, но сейчас следов от деревянных навесов не осталось. Вознесенская надвратная церковь сохранилась несколько лучше. Сейчас по монастырской территории гуляют куры, пасутся козы. Местные жители во главе со священником установили рядом с местом алтаря деревянный памятный крест, но средств у скромного маленького прихода на реставрацию древних памятников, разумеется, нет.

http://sobory.ru/article/?object=06781

Логичней выглядит ход мыслей и система доказательств Штендера-Ковалевой. Высказывалось предположение, что достройка может соответствовать летописному свидетельству об устройстве трапезы в 1127 г. 62 Но площадь для коллективной монастырской трапезы под хорами явно недостаточна. Скорее в летописи речь шла о возведении для этих целей отдельной постройки, о чем говорится и в «Житии». Последнее отождествляет каменную трапезную с более поздней трапезной церковью Сретенья, но она могла быть топографически привязана к древнейшей каменной трапезной. Согласно монастырской описи 1730 г., опубликованной Амвросием, Антонию приписывается возведение в 1130 г. каменной церкви под колокольней и надвратной церкви с западного (со стороны реки) входа в монастырь. Архитектурноархеологическими изысканиями Г.М. Штендера был обнаружен ярус проемов для звонов в северной башне собора, что позволяет связывать круглую форму башни с ее приноровлением к колокольне. К тому же этим ее функциональное назначение не ограничивалось. Установлено, что северо-западная лестничная башня храма являлась не только ходом на хоры и звонницей – под ее куполом действительно располагался придел, который, по монастырскому преданию, был посвящен Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Таким образом, можно говорить о появлении древнейшей в Новгороде колокольной звонницы, что также является результатом западного культурного влияния. «Подтягивание» главного храма Антониева монастыря под новгородские стереотипы являлось вполне логичным в связи с подчинением обители Нифонту. Однако вопреки достигнутому в результате достройки сходству плановых решений собора Рождества Богородицы с Никольским и Георгиевским соборами Новгорода монастырский храм на этом фоне выделялся целым рядом только ему присущих черт: необычной организацией внутреннего комбинированного пространства, круглой башней-звонницей, а также суровым обликом, поскольку стены его отличались грубостью кладки. 63 Получается, что в результате достройки, которая осуществлялась еще при жизни Кирика и первого поколения монахов, характерные для Антониева монастыря черты индивидуальности не были полностью снивелированы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Осмотрев этот храм, я посетил здание музея, где видал чудотворную икону Знамения Божией Матери и Дворищенский образ Святителя Николая 12 века и немало порадовался их сохранности. Посещение музея произвело на меня прекрасное впечатление, и от всего сердца я мысленно поблагодарил того, кто неимоверный труд закладывает в это благородное дело. После осмотра музея я еще раз обошел кругом памятника 1000-летию России и в Пречистенскую арку вышел на берег бурливого Волхова. Милый Волхов, старого моста нет, не сохранилась и часовня Чудный Крест, но вместо старого моста я увидал широкий новый мост. Проходя мимо Владимирской башни кремля, можно еще ясно увидать древнюю фреску, изображающую Святителя и Чудотворца Николая в рост. В бытность мою в Новгороде это изображение находилось в часовне, которая была пристроена к стене Владимирской башни. С Волховского моста я любовался красавцем Ильменем, близ которого виден древнейший Юрьев монастырь. Но не видать девяти золоченых глав Юрьевских соборов, не слыхать веселых песен Поозерок: «Где горит? Чево горит? Да Юрьевские главушки, погуляла бы я с кумом, да боюся славушки». Не слышно звону 2100-пудового великана под названием Неопалимая Купина. На торговой стороне города какие прекрасные вновь выстроенные здания. В столовой я ел вкуснейший борщ и гречневую кашу, запив двумя стаканами чая. Пообедав, я направил свой путь в бывший Антониев-Римлянина монастырь, который сохранился полностью за исключением колокольни. Обошедши два раза вокруг монастырского собора и посмотрев в окно внутрь его, ничего не видать из достопримечательностей. Правда, виден иконостас, но без икон. Сохранилась живопись на стенах, виден постамент, на котором стояла рака святых мощей преподобного Антония Римлянина. От собора мимо здания бывшей Духовной семинарии, я направился в дубовую монастырскую рощу с намерением набрать на память желудей. Но придя на то место, где был монастырский сад, я не нашел ни одного дуба, только жалкие обгорелые пни. Все уничтожено огнем войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Из Грановитой палаты я направился к древней звоннице Софийского собора, у подножия которой стоят 5 колоколов. От звонницы я был у миниатюрной церкви Андрея Стратилата, к сожалению, внутри которой в окно я увидал какие-то грязные корзины и т. д. Осмотрев этот храм, я посетил здание музея, где видал чудотворную икону Знамение Божией Матери и Дворищенский образ святителя Николая XII века и немало порадовался их сохранности. Посещение музея произвело на меня прекрасное впечатление, и от всего сердца я мысленно поблагодарил того, кто неимоверный труд закладывает в это благородное дело. После осмотра музея я еще раз обошел кругом памятника 1000-летию России и в Пречистенскую арку вышел на берег бурливого Волхова. Милый Волхов! Старого моста нет, не сохранилась и часовня Чудный Крест, но вместо старого моста я увидал широкий новый мост. Проходя мимо Владимирской башни Кремля, можно еще ясно увидать древнюю фреску, изображающую святителя и чудотворца Николая в рост. В бытность мою в Новгороде это изображение находилось в часовне, которая была пристроена к стене Владимирской башни. С Волховского моста я любовался красавцем Ильменем, близ которого виден древнейший Юрьев монастырь, но не видать девяти золоченых глав Юрьевских соборов, не слыхать веселых песен-поозерок: «Где горит? чего горит? Юрьевские главушки...» Неслышно звону 2100-пудового великана под названием «Неопалимая Купина». На Торговой стороне города какие прекрасные вновь выстроенные здания! В столовой я ел вкуснейший борщ и гречневую кашу, запив двумя стаканами чая. Пообедав, я направил свой путь в бывший Антониев Римлянина монастырь, который сохранился полностью, за исключением колокольни. Обошедши два раза вокруг монастырского собора, я посмотрел в окно, внутрь его ничего не видать из достопримечательностей, правда, виден иконостас, но без икон, сохранилась живопись на стенах, виден постамент, на котором стояла рака св. мощей преп. Антония Римлянина. От собора мимо здания бывшей духовной семинарии я направился в дубовую монастырскую рощу с намерением набрать на память желудей, но придя на то место, где был монастырский сад, я не нашел ни одного дуба, только жалкие обгорелые пни – все уничтожено огнем войны! Вернувшись вновь к собору и посидев минут 5–10 на ступеньках крыльца, и постояв у дверей трапезной церкви Сретения Господня, поглядел на окна келий, где жили архимандрит о.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Димитрий Прилуцкий, Соловецкие чудотворцы преподобные Зосима и Савватий и прп. Александр Свирский ( Дмитриева З. В., Крушельницкая Е. Д., Мильчик М. И. Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 59). Из Троицкого собора Александрова Свирского мон-ря происходит икона (сер. XVI в., ныне в ГРМ), в среднике к-рой Н. стоит в центре рядом с ап. от 70 Иродионом (покровителем игумена обители), по сторонам изображены преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский; над ними в центре - небесный сегмент с Живоначальной Троицей в изводе «Гостеприимство Авраама», в верхних углах - т. н. Никейское чудо. Средник обрамляют 20 клейм жития и деяний Н., по составу близких к циклу на житийной иконе святого из собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в новгородском Антониевом мон-ре: 3 клейма на верхнем поле посвящены детству святителя, в неск. сценах показаны редкое Чудо с копанием нового колодца взамен испорченного бесами в «Арнаоундрейской веси» Кесарии, Чудо о юноше Николе, а также ставшие традиционными для циклов этой эпохи Чудо о ковре и Чудо о 3 иконах. С сер. XVI в. появляются памятники лицевого шитья, где образ Н. сопоставлен с образами местных святителей, как, напр., на обороте хоругви с изображением Чуда вмч. Георгия о змие - Н. и свт. Евфимий II Вяжицкий, архиеп. Новгородский, стоят по сторонам ап. Иоанна Богослова (НГОМЗ; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новг., 2003. Кат. 17; Петров А. С. Группа памятников новгородского шитья сер. XVI в.: К вопросу об атрибуции вышивок «Мастерской Настасьи Овиновой»//Мат-лы и исслед./ГММК. М., 2012. Вып. 21. С. 259-260). Почитание святого отразилось в адм. жизни средневек. Русского гос-ва: весенний праздник, «Никола вешний», по свидетельству разрядных книг XV-XVII вв., считался рубежом, временной границей, с к-рой начиналась годовая служба воевод и ратных людей. Иконы святого помещали на врата и проездные башни крепостей, возводившихся и обновлявшихся в гос-ве: напр., образ Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля становится одним из основных покровителей этой башни и сохраняемой им христ.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010