Что касается до вышины Новгородских башен, то башня Софийского собора примерно на четверть выше его кровли и на аршин ниже его боковых куполов, а башни Антониева и Юрьева монастырей на аршин или несколько более выше кровли церквей (в последнем случае, впрочем, говорим только по памяти). Все Новгородские башни и Черниговская плотно приставлены в церквам снаружи последних, и именно Новгородские – у Софийского собора с западной стороны на юго-западном углу, у церквей Антониева и Юрьева монастырей с северной стороны на северо-западных углах 121 . Черниговская – на юго-западном углу. Назначение башен состояло не в том, чтобы служить колокольнями для церквей, ибо, во-первых, они не открытые или с пролётами, а совершенно глухие. Во-вторых, в период до-монгольский, когда колокола были весьма малы, и их было весьма понемногу, никому не могло приходить в голову, чтобы строить для них башни. И, наконец, в-третьих, о существовании при Софийском соборе с древнего времени колокольни, отдельной от башни известно положительным образом (о колокольнях ниже). Древнее назначение башен, ясное отчасти из теперешнего их употребления, отчасти из указания летописей, состояло, во-первых в том, чтобы служить ходами на верхние галереи или полати, во-вторых в том, чтобы служить церковными ризницами и кладовыми 122 . Что башни наши происхождения не греческого даже и в том смысле, чтобы могли быть признаны за варваро-греческие или Корсунские, это как будто может быть утверждаемо положительно, ибо они представляют собой не изменение чего-либо настоящего греческого, а нечто совсем новое против него 123 . Следовательно, они происхождения или западного или собственно русского. Кто немного знаком с архитектурой западной, у того, конечно, тотчас же явится предположение, что они происхождения западного: Одну из характеристических черт позднейшей архитектуры западной составляло именно то, что в ней употребляются башни, как средство украшения церквей. На самом деле гораздо вероятнее, однако, думать что они происхождения не западного, а собственно русского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Я не могу усвоить мысли, чтоб Царские палаты, как полагают многие новейшие изыскатели, находились при самом входе в город, возле так называемого замка Давидова или так называемой Гиппиковой башни, Иосиф Флавий говорит 95 , что царь Ирод устроил подземный ход, который вел от башни Антониевой к восточным вратам храма, дабы во время смут укрываться от народа, и построил там башню; это доказываешь, что Царские палаты (по крайней мере Иродовы) были близ башни Антониевой а поэтому там, где их ставит общепринятое предание. Не верю также, чтобы какое либо здание Иерусалима времени Спасителя осталось не разрушенным. Одни только подземные построения храма и гробницы сохранились и пророчество Спасителя относилось не до одного храма, но до всего Иерусалима, в котором не осталось камня на камне, но многие из громадных камней сохранились и послужили основанием вновь воздвигаемых зданий в Элие Капитолийской, заменившей Иерусалим. В Евангелии от Матфея 96 ученики Спасителя указывали ему на великолепие зданий храма; Господь сказал им: «Не видите ли вся сия (πντα τατα), аминь, глаголю вам: не имать остати зде камень на камени, иже не разорится». Но если бы возникало сомнение, что слова сии относятся только к храму, то мы ясно видим из Евангелия от Луки, 97 что они должны быть отнесены ко всему Иерусалиму... «И яко приближися, выдев град, плакася о нем.... Яко приидут дние на тя и обложат врази твои острог о тебе, и обыдут тя, и обимут тя отвсюду. И разбиют тя и чада твоя в тебе, и не оставят камень на камени в тебе»... Грозное пророчество Спасителя совершилось во всей его полноте! Я не сомневаюсь, что главная башня так называемого замка Давидова 98 стоит на том самом месте, где находилась башня Гиппикова, и сложена частью, особенно в своем основании, из тех же камней, которые ей некогда принадлежали. В этом может удостоверить показание Иосифа Флавия, который говорит, 99 что в основание этой башни входила гранитная скала или, как говорит наш древний паломник, «днеродный» 100 камень, а что там находилась глубокая цистерна.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

Конечно, он положен на нынешнем своем месте еще тогда, когда из подобных камней состояла вся стена харама, потому что позднейшим арабским реставраторам стены не было расчета поднимать на такое высокое место один древний большой камень, в среду мелких позднейших камней. Самый значительный из еврейских камней, видных здесь на поверхности, имеет 7 метров длины, другой 5,28, третий 4,35. Многие еврейские камни сильно пострадали от дождей, так что размеры их выпусков и стиль их первоначальной отделки трудно определить. Но несколько камней, взятых из другого сорта скалы, сохранили на себе все подробности древней отделки, и своим золотистым цветом резко выделяются из ряда других, может быть современных им, но менее сохранившихся темного цвета камней. На расстоянии 87 футов от своего северного начала древнееврейская часть стены, а за нею и вся нынешняя стена, во всю свою высоту, делает угол или уступ 7 футов глубины. Эта часть древней стены до угла называется для отличия башнею Антония. В дальнейшем течении стены от угла до золотых ворот от древнееврейской стены сохранилось сначала три, а потом два ряда. Камни здесь сильно выветрились и пострадали. В кладке камней обращает на себя внимание то, что каждый верхний ряд углубляется в плоскость стены больше чем на ладонь глубины, чего мы не замечали выше, в рядах камней так называемой Антониевой башни. Самое происхождение того семифутового выступа из линии восточной стены, который называется башнею Антония, как выяснилось из раскопок, имеет только то основание, что в стене башни ряды камней укладываются один на другом с уклонением всего на один дюйм от отвеса, между тем как в дальнейшем течении стены древнееврейские ряды представляют весьма значительное уклонение от отвеса в глубину стены, до 7 дюймов. Вследствие такой разности в укладке рядов камней, стена башни, дойдя от своего подспудного основания до нынешней поверхности грунта, оказалась впереди остальной стены на 7 футов. Прерываясь золотыми воротами, имеющими облицовку из совершенно гладких камней, древнееврейская часть стены, в виде двух рядов камней, видна на поверхности еще далее на 50 футов, до так называемых малых восточных ворот, ныне заложенной калитки с замечательным символическим изображением, на своей верхней притолоке, пяти концентрических кружков с крестом посредине. И мусульмане не решаются стереть это во всяком случае неприятное для них воспоминание из истории Иерусалима и харама 314 . Далее за калиткой древнееврейских рядов уже не видно на нынешней поверхности. Вся стена здесь сложена арабами, хотя не в одно время, сколько можно судить по характеру постройки. Сначала, за калиткой, арабская стена имеет очень грубый вид: камни неправильные, плохо обсеченные и по местам безобразно выдаются из стены; в одном месте в стену положены десять гранитных колонн, выступающих из линии стены концами в 4 дюйма.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

2. Услыша это и поверив этому, Аристобул не пожелал возбуждать никакого подозрения в брате, но и захотел позаботиться о своей личной безопасности. Поэтому он велел поместить своих телохранителей в темном подземелье (в это время он сам лежал в укрепленном дворце, переименованном в замок Антониев) и распорядился, чтобы они не трогали никого, кто бы пришел к нему без оружия, но немедленно убить Антигона, если бы он явился к нему вооруженным. Тем временем он послал за Антигоном и просил его прийти к нему без оружия. Однако царица и лица, злоумышлявшие вместе с ней против Антигона, уговорили посланного сказать как раз обратное, а именно что брат слышал, будто Антигон завел себе новое оружие и доспехи и поэтому просит его к себе в полном вооружении, чтобы он мог полюбоваться им в его военном убранстве. Антигон, не предполагая тут никакого злого умысла и вполне полагаясь на расположение брата, отправился в вооружении к Аристобулу, чтобы показать ему свое оружие. Когда же он достиг башни, носящей имя Стратоновой, где имеется темный проход, телохранители зарубили его. Смерть его служит явным доказательством мощи клеветы, которая разрывает все узы благоволения и родства и показывает, что никакое возвышенное и благородное чувство недостаточно сильно, чтобы оказать противодействие зависти. Особенное же удивление вызвал к себе по поводу этого случая некий ессей, по имени Иуда, который никогда еще не ошибался в своих предсказаниях. Видя шествие Антигона к храму, этот человек, окруженный товарищами и учениками, посещавшими его ради того, чтобы обучаться у него прорицанию, воскликнул, что ему лучше умереть, так как он ошибся: Антигон, смерть которого он предсказал на сегодня в Стратоновой башне, как видно, еще жив, потому что проходит теперь мимо него; между тем эта местность (Стратонова башня), где он предсказал ему смерть, отстоит отсюда на целых шестьсот стадий; теперь же прошла уже большая часть дня, так что, по всей вероятности, есть опасность, что его предсказание не сбудется. И вот в то самое время, как Иуда жаловался на это, ему донесли, что Антигон убит в подземелье, которое также носит название Стратоновой башни, подобно приморскому городу Кесарии. Последнее обстоятельство и сбило прорицателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1й трибун Да, я не видел здесь изображений Ни Юлия, ни Августа, ни даже Божественного нашего владыки Тиверия — храни его Юпитер! Префект Великий наш властитель, покоряя Народы чуждые, нигде досель В терпимости широкой не касался Обычаев и верований их. Пилат Назначенный сюда, не мог снести я Подобного позора и, кормило Правления рукою властной взяв, Велел тайком из Кесарии ночью В Ерусалим, в Антониеву башню Отнесть когорт знаменные отличья - Значки с изображением священным Божественного кесаря. Префект Опасный И смелый шаг! Позволено да будет Правителя поздравить мне с такой Отважною решимостью. Пилат Когда Увидели с рассветом иудеи Значки когорт между зубцами башни, [Что высится над площадью широкой, Где храма жертвенный алтарь курится, Они густой толпою в Кесарию С стенаньями и воплем повалили. Пять дней и пять ночей они меня В моем дворце упорно осаждали. Я, наконец, велел загнать их в цирк. Их жалобы все громче раздавались. Когда ж, по знаку моему, сверкнув Мечами, воины их окружили, На землю пав и шеи обнажив,-] Толпа вскричала, что умрет скорее, Чем надруганье над законом их Снесет. Префект Но прокуратор, нет сомненья, Поставил на своем? Пилат (в некотором смущении) . Кровопролитья Не допустил я… Я значки когорт Велел унесть обратно в Кесарию. И ненавистны стали с той поры Евреи мне. 2й трибун Не очень-то их любят И в Риме. Помнится, тому назад Лет десять, было выслано оттуда Вольноотпущенных евреев тысяч До четырех. Пилат Божественный Тиверий Такую меру принял по совету Сеяна, не терпевшего евреев. Правитель мудрый, дальновидный Элий Сеян и мне наказывал, меня Поставив в Иудею, быть построже С народом здешним. И теперь щиты Из золота литого, на которых Тиверия божественное имя Начертано, я здесь перед дворцом Развесил. Префект Их я с площади заметил, Входя сюда; украшен ими мрамор Перил перед твоим судейским креслом. Пилат Что в Риме нового? Здоров ли кесарь? Префект Стареет. 1й трибун Уж ему восьмой десяток. 2й Все также он страдает лишаями, И пластыри чернеют на лице.

http://azbyka.ru/fiction/czar-iudejskij-...

А над ней свисал омофор, сделанный из золота, имеющий вид брони. Внизу его – два щита, кованные из золота, и в середине у них – большие и прекрасные сардониксы, на которых написаны родоначальники колен иудейских. На другой стороне были прикреплены двенадцать камней, разделенных на четыре части: в первой сердолик, топаз, изумруд, во второй карбункул, яшма и сапфир, в третьей агат, аметист, лигурий, а в четвертой оникс, берилл, хризолит. Голову же он покрывал повязкой из виссона, сверху – синей тканью, а поверх – еще одним золотым венцом, на котором были написаны крестом священные буквы, составляющие четверицу. В эту ризу он не облачался в другое время, но только когда служил в , куда никому нельзя было входить, – один раз в год, когда все по обычаю говеют Богу. В другие же праздники он облачался в более простые ризы. О городе, о храме, о дворе О городе, о храме и об обычаях мы еще скажем, что опустили. Крепость же, называемая Антониевой, была построена между двумя крытыми галереями храма, на высоком камне в 50 локтей высотой. Это было сооружение царя Ирода, который покрыл этот камень мраморными плитами от основания до верха – для красоты и ради пользы, чтобы невозможно было ни войти, ни выйти. И перед крепостью он построил стену в три локтя высотой и потом построил крепость 40 локтей в высоту. Ее внутреннее пространство было царским дворцом: прекрасные и удобные дома, крытые галереи, большие бани и широкие дворы для воинов. Поскольку там было все необходимое, она была похожа на сильный город; поскольку все в ней было прекрасно и разнообразно – на царское жилище. Имея вид башни, она по четырем углам была окружена башнями, три были в высоту по пятьдесят локтей, а четвертая на восточной стороне – семьдесят локтей, так что с нее можно было видеть храм, и на ней сидела римская стража с оружием, наблюдая во время праздников, чтобы народ не поднял мятеж. Таким образом, кремль вокруг храма был по отношению к городу как детинец, а Антониева крепость – еще более укрепленной, чем храмовый кремль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К концу сего последнего, море улеглось и все стихло. Расстояние между двумя флотами оказалось только на 8 стадий или в одну милю (с неболышим – полторы версты). В наступившую ночь, Гай Октавий, триумвир уполномоченный Римом, главнокомандующий, не имел сна и бродил между палатками по берегу, в виду флота. Светила ли ему безучастно с далекого неба Диана или ей не до него было, не знаем, только он не вдалеке от себя различил две движущиеся фигуры, показавшиеся ему подозрительными. Будущий самодержец вселенной не оставил случая даром и подошел к ним. Оказались перед ним осел и возле него погонщик. Как твое имя? спрашивает он бесстрашного шатуна ночного. Евтих, отвечает тот смело, а вот его, прибавляет, указывая на осла, зовут Никон 352 . Я как-бы вижу возвращающегося затем в лагерь Августа, полного веры и упования и поминутно поднимающего глаза к небу. Конечно, он заснул после того богатырским сном. Евтих – значит счастливый, а Никон – побеждающий. Наступило, наконец, 2-е Сентября 31 года до Р. X. 353 Утро все прошло въприготовлениях. В 6 часов дня, т. е. ровно в полдень, левое крыло Антониева флота напало на правое Октавия, которым он сам начальствовал. У нападавших были на кораблях даже осадные башни, подсказанные рутиною и педантством – конечно, из которых бросались на неприятельские суда катапелты. Но тяжесть и неповоротливость их скоро оказались губительными для них, а затем и для всего флота. К 10 часам того же дня уже полная победа была на стороне Кесаря. Чуть заметила неблагоприятный для своих оборот хитрая Клеопатра, то она немедленно приказала своим остававшимся 60 кораблям поднять паруса и плыть к Пелопоннесу! Увидев это, Антоний поскорее пересел в пентиру (пятивесельный баркас) и погнался за нею. Его заметили Египтяне и переняли на царицын корабль. Там он три дня сидел на носу судна, закрывши лицо руками, ни на кого не смотря и ни с кем не говоря, пока достиг, вместе с остатками флота 354 , мыса Тенара в Пелопоннесе. А Кесарь? Он имел дух провесть первую ночь после блестящей победы на одном из своих кораблей среди невообразимого хаоса всевозможного крушения и разрушения, в виду 5000 плававших кругом его трупов, в большинстве, конечно, его сограждан, и под раздирающими звуками 8000 вопивших раненых.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/76478.html

А их, еще сохранявших уважение к своему военачальнику, как в строю, удерживал стыд, и никто не поднял на него руку. И он, предоставив спасение свое Богу-промыслителю, сказал: «Поскольку благая воля Бога – нам погибнуть, умрем по счету: на ком закончится счет, пусть будет убит следующим». И сказав так, рассчитал числа с хитростью, и тем обманул всех, и все были убиты друг другом, кроме одного. И он, стремясь не осквернить руки родственной кровью, упросил того, и оба вышли живыми. И повели их к Веспасиану, а римляне все устремились на зрелище, и поднялся разноголосый крик: одни радовались, что Иосифа взяли в плен, другие выкрикивали угрозы, третьи требовали пытать и убить врага, а иные дивились превратности жизни. Веспасиан же приказал взять его под стражу, чтобы послать к Нерону. О городе Иерусалиме, и о храме, и о завесе Каким был город Иерусалим Город был огражден тремя стенами там, куда не вдавались глубокие пропасти, а в этих местах было одно ограждение. Сам же город был построен на двух горах, а между этими горами – долина, в которой стояли теснящиеся друг к другу дома. Из этих двух гор одна была выше и длиннее – на ней стоит Верхний город, назвайный царем Давидом «Хранитель» за то, что был укреплен; этот царь был отцом Соломона, осуществившего первоначальную постройку храма. А вторая называется «Вершина»; на ней построен Нижний город на двух холмах, а перед ней – глубокое ущелье. Потом в годы, когда царствовали Хасмонеи, это ущелье засыпали, чтобы сравнять город с храмом, а другую вершину, иссекая железом, сделали ниже, чтобы выше казался верх храма. А Долина сыроделов между двумя городами, о которой мы сказали, доходит до Силоама, где был сладкий и обильный источник. А вокруг двух гор пролегли пропасти страшные, через которые нет приступа ни с какой стороны. Из трех же стен первая была построена Давидом и Соломоном очень крепкой и неприступной; она начинается от Конной башни и кончается у Соломоновой купели и Офела. Вторая начинается от Геннафских ворот, идет кругом до Антониевой крепости и там кончается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Претория Лифостратон – место осуждения Спасителя. Тот каменный помост, на котором сидел Понтий Пилат, совершая суд над Узником, не уцелел. Современный паломник может видеть сооружение, сложенное из камней разрушенной Антониевой башни. Здесь был двор, куда, по-видимому, возбужденная толпа привела Узника. Сюда же вышел Пилат и спросил: «В чем вы обвиняете Человека Сего» (Ин. 18: 29). Согласно римскому судопроизводству, «невинный, если не будет обвинен, не может быть осужден» (nocens nisi accusatus fuerit, condemnari non potest). Приведшие Узника ответили высокомерно: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» (Ин. 18: 30). Искушенный и опытный прокуратор не мог не понять, что вожди народа хотят не суда, а только утверждения приговора синедриона. Римский судья отказался выполнить их требования и осудить Иисуса на основе голословных обвинений: «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Ин. 18: 31). Эти слова до известной степени умерили напор иудеев: «Нам не позволено предавать смерти никого» (Ин. 18: 31). Здесь же, в этом дворе, игемон, желая унять страсти иудеев и угодить им, приказал подвергнуть Узника бичеванию. Биение осужденного совершалось обычно перед самой казнью. Но прокуратор, как свидетельствует апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам еще до приговора. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Спаситель мира во дворе претории подвергся изощренному мучительству. На главу Иисуса надели сплетенный из терна венец. Шипы изъязвляли голову Узнику. Особенно болезненно впивались иглы, когда воины били тростью по голове. Плащаница сохранила вещественные свидетельства этих истязаний. Темница Варравы Сохранилась темница, в которой в течение нескольких часов содержали под стражей Иисуса Христа. Спустившись по каменным ступеням, входишь в мрачную пещеру, выдолбленную в скале. Там же каменная скамья с двумя отверстиями для ног. Снизу ноги сковывались цепью. Здесь Господь наш готовился через несколько часов претерпеть еще большие страдания – мучительнейшую смерть на Кресте. Осознали ли мы почти за 20 веков, какой ценой мы искуплены от вечной смерти?! Небольшое пространство отделяет эту темницу от тюрьмы, в которой содержались Варавва и другие разбойники. У стен – каменные скамьи и кольца для цепей.

http://pravoslavie.ru/30087.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010