Народ, уча везде, от Галилеи До самого Ерусалима. Только Тут вспомнил я, что Он из Галилеи. И в ум пришла счастливая мне мысль К четверовластнику Его направить. Мы в ссоре с Иродом; так вот прекрасный Предлог с ним помириться. Центурион (Прокуле). В Маккавейский Дворец толпою к Ироду они Погнали Иисуса. Как отрадно, Что средство легкое нашлось сбыть с рук Докучный долг суда над Иисусом. В свои покои, Прокула, прошу, Уйди теперь: матроне не пристало Присутствовать при деловой беседе. (Уходят: Прокула - налево, а центурион - во вторую дверь.) Явление тринадцатое Вас, воины мои, не поздравляю Я с жизнью в Иудее. Здесь народ Строптивый, мстительный, упорный, склонный К раздорам, проискам и мятежу. Префект Не каждый ли народ имеет свойства Хорошие с дурными вместе? Должно Из первых пользу выжимать, вторые ж С терпением умело подавлять. За двадцать лет перед моим правленьем Четыре прокуратора успели Избаловать народ. Свободно он Богослуженье в храме отправляет; Здесь иудеев в войско не вербуют. Щадя их отвращенье к изваяньям Всего, в чем есть дыхание и жизнь. Власть Рима в беспримерном послабленьи Здесь не добилась, чтоб Ерусалим Был статуями кесарей украшен. 1-й трибун Да, я не видел здесь изображений Ни Юлия, ни Августа, ни даже Божественного нашего владыки Тиверия - храни его Юпитер! Префект Великий наш властитель, покоряя Народы чуждые, нигде досель В терпимости широкой не касался Обычаев и верований их. Назначенный сюда, не мог снести я Подобного позора и, кормило Правления рукою властной взяв, Велел тайком из Кесарии ночью В Ерусалим, в Антониеву башню Отнесть когорт знаменные отличья Значки с изображением священным Божественного кесаря. Префект Опасный И смелый шаг! Позволено да будет Правителя поздравить мне с такой Отважною решимостью. Увидели с рассветом иудеи Значки когорт между зубцами башни, [Что высится над площадью широкой, Где храма жертвенный алтарь курится, Они густой толпою в Кесарию С стенаньями и воплем повалили. Пять дней и пять ночей они меня В моем дворце упорно осаждали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Росписи Рождественского собора Антониева мон-ря стали импульсом для развития монастырской темы в искусстве Новгорода - впервые в древнерус. храмовых стенописях появляется развернутый монашеский чин. Уникальной особенностью является месторасположение монашеских образов не в зап. части храма, как было принято в Византии, а в алтарной части. Монашеская тематика определяет и декорацию сев.-зап. башни Рождественского собора, росписи к-рой выполнены в основном красной охрой и имеют сходство с рисунками на полях рукописи новгородского по происхождению Типографского устава рубежа XI и XII вв. Помимо неск. сохранившихся фигур святых стены и своды лестничной башни покрыты различными сюжетами символико-аллегорического характера, источниками к-рых являются апокрифические сочинения. Фрески соборов Св. Софии, Николо-Дворищенского и Рождественского Антониева мон-ря относятся к т. н. аскетическому направлению визант. искусства, для к-рого характерны лики святых с крупными чертами лица, с большими глазами, со взглядами, устремленными на зрителя или вглубь себя, что создает впечатление внутренней сосредоточенности персонажей, их отрешенности. По стилю фрески Антониева мон-ря с их жестким и контрастным рисунком, графичностью и экспрессивностью в значительной мере знаменуют начало нового этапа в изобразительном искусстве Новгорода. Черты аскетического направления проявлялись в княжеских заказах, и наоборот,- особенности аристократического стиля могли быть свойственны живописи, заказанной монастырскими властями. Мученики Флор и Лавр. Фреска собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1125 г. Мученики Флор и Лавр. Фреска собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1125 г. Монументальная живопись 2-й трети XII в. представлена стенописями Георгиевского собора Юрьева мон-ря (ок. 1130); фрески практически не сохранилась, но обнаруженные в ходе археологических работ (наиболее богатых находками в 2017) фрагменты свидетельствуют об усилении линейного начала и дают представление о насыщенной цветовой палитре.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Епископ Гатчинский Амвросий совершил первое архиерейское богослужение в более чем 700-летней истории Антониево-Дымского мужского монастыря 18 марта 2009 г. 15:34 14-15 марта ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии епископ Гатчинский Амвросий посетил Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь (Ленинградская область). По своем приезде в обитель владыка осмотрел монастырские постройки и ознакомился с хозяйством монастыря. В субботу вечером епископ Амвросий в сослужении настоятеля монастыря игумена Игнатия (Бузина) и братии обители совершил всенощное бдение, а в воскресенье утром возглавил Божественную литургию. За богослужениями пел хор СПбДА. По окончании богослужения владыка поприветствовал собравшихся от лица митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . Он отметил, что здесь, в некогда разрушенной человеческим безумием обители, ныне созидается нечто большее, чем стены — это никем неприметное монашеское делание. Владыка также выразил надежду на то, что преподобный Антоний Дымский будет помогать братии в их духовном делании, а частица его духовного опыта поможет всем нам осуществить путь спасения. Нынешняя Литургия стала первым архиерейским богослужением более чем за семисотлетнюю историю Антониево-Дымского мужского монастыря. Антониево-Дымский монастырь — один из древнейших монастырей Северной Руси. Его история насчитывает почти 8 веков, в течение которых монастырь три раза закрывался, три раза был полностью разрушен, и три раза чудесно восставал из праха и пепла. Еще в 1409 году обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы, а в 1611 году монастырь подвергся опустошительному разорению шведов. Во время секуляризации монастырских земель обитель была упразднена и вновь открыта только в 1794 году. В советский период монастырь разделил участь почти всех российских обителей. За годы безбожной власти оба его храма — четырехпрестольный Свято-Троицкий собор, а также деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи были до основания разрушены, а монастырские стены и башни разобраны. Из былых многочисленных построек древней обители остались только пустующий келейный корпус и колокольня. Много лет в монастыре была психиатрическая больница, впоследствии монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат «Глинозем». Началом возрождения монастыря стал крест, установленный в 1994 году у святого камня на Дымском озере. Патриархия Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/590296.htm...

Собор Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1117–1119 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1117–1119 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Три сохранившихся храма и ц. Благовещения на Городище принадлежат к одному типу зданий - 4-столпных, с нартексом и хорами, с позакомарным покрытием. Однако в деталях постройки заметно отличаются друг от друга. Наиболее близки архитектура ц. Благовещения на Городище и Георгиевского собора Юрьева монастыря: к сев.-зап. углу храма примыкает квадратная в плане лестничная башня, завершающаяся главой, в юго-западном углу находилась глава над хорами, имевшими П-образную форму (эти формы сохранились в Георгиевском соборе, по аналогии с ним реконструируются в ц. Благовещения). Хоры подобной формы были устроены и в Никольском соборе, однако этот храм имеет не 3, а 5 глав. Появление этой уникальной черты связано с ориентацией на 1-й новгородский храм - собор Св. Софии, находящийся на противоположном берегу Волхова (Никольский собор стал 2-й церковью, построенной непосредственно на территории Новгорода). В Никольском соборе, очевидно, изначально не было лестничной башни, а способ попадания на хоры пока не вполне понятен (во 2-й пол. XII в. в юж. угловой компартимент нартекса храма была встроена лестница). Фасады этих 3 построек, сложенных в смешанной технике кладки (из камня и плинфы со скрытым (утопленным) рядом), украшали уступчатые ниши с полуциркульным завершением, арочные пояски в основании куполов и зубчатые карнизы по контуру закомар. Никольский собор на Ярославовом дворище. 1113–1136 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Никольский собор на Ярославовом дворище. 1113–1136 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Несколько иной облик имеет собор Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря - первоначально это был 4-столпный храм без нартекса и хоров, затем, на 2-м этапе строительства (видимо, в 20-х гг. XII в.), зап. стену церкви частично разобрали, к 4-столпному ядру примкнул нартекс с круглой лестничной башней и хорами, занимавшими пространство только над нартексом. Подобный тип башни и хоров не характерен для архитектуры этой эпохи, на фасадах Рождественского собора нет ниш, к-рые существуют в др. 3 храмах. Отличается и форма зап. столбов: в соборе Антониева мон-ря они граненые, в остальных постройках - традиционные, крещатые. Среди декоративных элементов Рождественского храма - только аркатурные пояски в основании куполов и зубчатые карнизы по контуру закомар.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Конец XVI – первая треть XVII века ознаменовались сильнейшим экономическим кризисом, вызванным опричниной и событиями Смутного времени , эпидемией и неурожаем. Как следствие имел место резкий демографический спад и значительное запустение земель, что привело к оскудению монастырской вотчины. Опричные погромы монастырь не затронули (такие документы неизвестны), преимущественно он пострадал в годы Смуты, поскольку был неоднократно разоряем ватагами поляков и казаков. В 1611 году были убиты монахи (в старинном синодике записано 26 убиенных монахов), монастырские села и деревни сожжены . Во второй половине XVII столетия начинается подлинный расцвет Николаевского Антониева монастыря, ознаменовавшийся активным каменным строительством. К этому времени относится начало формирования монастырского Некрополя, составляется монастырский «Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей». В XVI–XVII веках Николаевский Антониев монастырь стоял в одном ряду с крупнейшими обителями того времени – Троице-Сергиевым, Чудовым, Симоновым монастырями . XVIII–XIX века Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Фотогравюра последней четверти XIX века московской фирмы «Шерер, Набгольц и Ко». Опубликовано: Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. Фото на отдельном листе в начале книги В этот период проводилось дальнейшее архитектурное благоустройство обители: строились и перестраивались монастырские стены и башни, братские и настоятельские кельи; благоустраивался, поновлялся и видоизменялся храмовый комплекс; расширилась площадь монастыря. Во владении монастыря находились: скотный двор, на котором содержались козы, лошади, коровы и быки, овцы и ягнята; пять мельниц; несколько подворий (в т. ч. Антониев монастырь участвовал в строительстве подворья для новгородских архипастырей и настоятелей в Санкт-Петербурге); приписной монастырь и две пустыни; земельные угодья.

http://drevo-info.ru/articles/13677672.h...

Особенностью объемно-пространственной композиции являлась сильно выступающая с северо-запада круглая башня с винтовой лестницей. В верхней части башни обнаружены следы больших проемов, растесанных в XIV в. для подвески колоколов. Один из них, западный, вероятно, существовал в XII в. и позднее был растесан. То, что в XIII в. в Антониевом монастыре существовала колокольня, подтверждает колокол западно-европейского происхождения, датированный этим временем и хранившийся в Антониевом монастыре. 157 Колокольный звон – традиция, которая пришла на Русь из Западной Европы, и вполне возможно, что башня Рождественского собора – это самая древняя на Руси колокольня, устроенная Антонием. Рождественский собор отличался и организацией внутреннего пространства. Западные столбы имели не крестчатую, а восьмигранную форму. На столбы в месте опоры на них сводов уложены крестчатой формы плиты, напоминающие капители построек романского стиля. Западный нартекс отделялся от основного четырехстолпного объема сплошной западной стеной. После того, как стена была растесана, а в центре оставлена в виде прямоугольных столбов, храм стал восприниматься, как шестистолпная постройка. 158 Хоры были устроены в западном нартексе на сводчатых перекрытиях, разобранных в позднее время. Коробовые своды опирались на западную стену основного объема и стену нартекса. Тщательные натурные исследования дали возможность сделать и другие важные выводы относительно инженерного и архитектурного решения храма XII в. Прочность памятника обеспечивали фундаменты. Оказалось, что фундаменты башни и алтарных полукружий выложены «сплошной плитой-платформой». Фундамент башни имеет прямоугольную форму. Нижний слой фундамента уложен «насухо» из мелких валунов и плинфы, верхний выложен из крупных валунов, скрепленных цемяночным раствором. 159 Кладку стен снаружи покрывал тонкий слой цемяночного раствора. Фасады завершали полукруглые закомары, декорированные зубчатым декором. Хорошо сохранившиеся следы позакомарного покрытия обнаружены в процессе натурных исследований. В арках закомар по сырой штукатурке были нарисованы кирпичи, имитирующие кладку с утопленным рядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Так что теперь церкви снаружи выглядят трёх купольными, а внутри – двух купольные. 122 В Софийском соборе в башне вход на полати и более ничего; в Антониевом монастыре – ход на полати и вверху придел; в Юрьевом монастыре – ход на полати и вверху ризница для более дорогих вещей; в башне Владимирского собора – не знаем, был ли ход на полати, но была ризница, Лаврентьевская летопись под 1185г., 2 издание стр. 372. 123 Заметим, однако, на всякий случай, что нам известна одна и греческая церковь , в которой ход на полати или в верхние галереи был в пристроенной к ней башне ( церковь Солунская св. Софии; башня, пристроенная к северо-западному углу с севера,– снаружи квадратная, внутри круглая). И потом ещё, что в одном греческом житии мы читаем о башне скевофилакия πργος σκευοφυλακ ου (житие священномученика Панкратия, выписка у Lambec. t. VIII, ed. Kollar. p. 27. Башня Константинопольской св. Софии, находившаяся на её дворе, у западной стены паперти, не сбоку, а посередине рядом с дверями в паперть, до настоящего времени вовсе не сохранившаяся, к нам не относится, ибо была не глухая, а с открытыми пролётами. С весьма большой вероятностью она должна быть принимаема за бильницу. Её изображение см. на рисунках св. Софии Грелота, помещённых у Бандуры в Imperium Orientale t. II, p. 752, 756, а на плане p. 745; из Бандури у Византия в Κωνσταντινοπ, в приложениях к 1 т.).– Заметим также, что наше название башни – терем есть одно и то же с греческим τ τρεμνον (Лексикон Византия ψηλ τρεμνα), чем даётся некоторое основание предполагать, что мы заимствовали башни у Греков. (Сюда идёт ссылка с примечания и с примечания 283) 124 С тем, кажется, различием, что понятие терема обширнее, чем понятие башни,– что терем есть не только башня (высокое здание известной формы) но и всякий покой на высокой надстройке. 125 Наши старинные терема (башни) домовые или гражданские см. на изображении Соль-вычегодского дома именитых людей Строгановых 1565г. помещённом в издании гр. Строганова: «Русское искусство Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Тогда, после кровопролитного сражения, овладев угловой ее башней, и разрушив всю северную ее сторону, до башни Антония, полагали было вести атаку против самого уже Сиона и башни Антониевой, но, испытав неудачу, положили в совете оцепить город со всех сторон валом. По сооружению этого вала атакована и завоевана была крепость Антония и потом, после новых кровопролитных сражений, занята была площадь Храма, и Храм был сожжен, несмотря на желание Тита сохранить его. Оставшиеся Иудеи скрылись в нижний город, который, хотя взят был Римлянами, но не был занят их войсками; но Тит, видя упорство иудеев, велел все здесь разграбить и опустошить. Оставался неразрушенным только верхний город или Сион. Наконец, и он был взят. Кровопролитие при этом, по словам Флавия, так было велико, что многое, обнимаемое пламенем, заливала и погашала кровь (О войне иуд. 5. 8:5). Все предано было огню, мечу и истреблению. Все стены и башни были разрушены, только три большие башни оставлены Титом для памяти о величии этого города. (Олесницкий т. 1 стр. 445–479). Флавий свидетельствует, что, во время осады, погибло от меча и голода около миллиона ста тысяч, и в плен взято девяносто семь тысяч иудеев, которые долго продавались на площадях городов Римской империи. Бедствия, какие потерпели в это время иудеи, ужасны и неизобразимы (И. Флавий о Войне иуд. 1. гл. 5 и 6). Иерусалим был, согласно пророчеству Даниила ( Дан.9:26 ), совершенно разрушен. Это было в 70 году по Р. Х. После того оставшиеся в живых иудеи начали покидать отечество и расходиться по разным странам; прекрасная Иудея мало-помалу стала обращаться в пустыню. 3 Даниил с евр. значит: судья мой Бог или защитник; а с халд. языка Валтасар – значит вождь, господин или князь Бела или Ваала (princeps, cui Belus savet). Анания с евр. значит милость Божия, покровительство Божие, по-халдейски Седрах по одним источникам это слово, собственно, значит «кругообращение» т. е. солнце и потом это есть имя божества солнца, а по другим значит «царский»; Азария с евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Иосиф Флавий сообщает и о второй стене, которая шла от ворот «Геннаф» первой стены и доходила до «Антонии», т.е. до башни Антониевой крепости, 602 идентичность которой мы можем установить. Вопрос об этой второй стене вызвал множество споров у специалистов, которые, однако, до сих пор не пришли к окончательному выводу. Тем не менее точное месторасположение этой стены – не просто вопрос из области академического интереса. Определив местонахождение стены, мы сможем идентифицировать и место, где возвышалась Голгофа, на которой был распят Христос, поскольку Господь, как известно, вне врат пострадати изволил ( Евр. 13, 12 , ср.: Мф. 27, 33 . Ин. 19, 17 ). 603 Ирод восстановил с северной стороны храма стену, игравшую сначала роль оборонительного укрепления. Проводившиеся в последние годы при участии Л. Г. Венсана обширные раскопки способствовали более точному определению местонахождения этой стены, имевшей по одной башне на каждом из своих четырех углов. Между Антониевой крепостью и храмом существовало некое пространство, которое было блокировано иудеями во время их первого восстания против римлян. В дни Христа в Антониевой крепости располагался римский гарнизон, который следил за порядком на территории храма, особенно в дни больших праздников. В эту крепость отвели апостола Павла, когда иудеи хотели его убить, потому что, как они утверждали, он осквернил храм, приведя в него язычников ( Деян. 21, 27–40 , особенно стих 34). Современные исследователи, в частности, Л. Г. Венсан и У. Ф. Олбрайт, считают, что это было то самое место, где Господь предстал пред Пилатом для суда. 604 Южнее крепости Антонии находилась территория храма и сам храм. Ирод расширил территорию с помощью дамб и насыпей и в 20–19 гг. до Р. X. начал восстановительные работы. Само здание было построено за восемнадцать месяцев, 605 однако дальнейшие работы, связанные с отделкой внешнего и внутреннего убранства здания, продолжались вплоть до 64 г. по Р. X. Иудеи говорили Христу: «Сей храм строился сорок шесть лет...» ( Ин. 2, 20 ). «Эти слова, – отмечает Томпсон, – произнесенные в 27 г., имеют важное значение для точного датирования проповеди Христа». 606

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В.Д. Сарабьянов, чьи исследования чрезвычайно важны для рассматриваемого вопроса, также предполагает, что кельи на хорах и в башнях древнерусских домонгольских храмов устраивались для лиц, обладающих высоким духовным авторитетом, и даже могли являться прерогативой заказчиков строительства и настоятелей. Исследователь считает, что именно функция затвора для осуществления «личного молитвенного подвига» могла быть главной для помещений в башнях соборов Антониева и Георгиевского монастырей в Новгороде и на хорах соборов Мирожского монастыря во Пскове и Евфросиньева монастыря в Полоцке Северо-западная башня собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде, заложенного либо в 1116 г., либо в 1117 г. (по данным разных летописей), ведет сначала на хоры собора, а затем в купол, где был устроен придел, согласно житию Антония, освященный во имя отшельников Онуфрия Великого и Петра Афонского c. 181]. В толще стыка западной стены собора и окружности башни перед хорами расположена небольшая ниша-келья. В.Д. Сарабьянов считает, что изображение монаха-столпника, расположенное вплотную с нишей, не оставляет сомнений в характере ее использования и что именно она является тем местом, где, по преданию, Антоний провел свои последние годы c. 183]. Ее пол значительно ниже уровня ступеней лестницы, а верхняя часть ранее была частично замурована, так что оставался лишь небольшой проем, открытый на лестницу. В нише есть маленькое окошко наружу. В башне Георгиевского собора Юрьева монастыря, заложенного в 1119  г., по ходу подъема в главу были размещены четыре ниши. Но по мере подъема меняется их конфигурация. Первая ниша, в основании башни, задумана для коленопреклоненной молитвы, две средние вмещают человека в рост, но закрывают по пояс и по плечи. Четвертая ниша расположена перед входом в придел, размещенный в куполе, и полностью открыта. По мнению В.Д. Сарабьянова, «ниши Георгиевского собора, вероятнее всего, служили своего рода сопровождением в подъеме монахов в  церковь , своеобразно отмечая ступени покаяния и молитвенного восхождения по духовной лестнице, руководством к которому для любого монаха служила «Лествица» Иоанна Синаита» с. 537].

http://azbyka.ru/monastyrskaja-arhitektu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010