Деян.21:38 .  Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников? Деян.21:39 .  Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу. Деян.21:40 .  Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так: Если первое из этих обвинений было клеветой, основывавшейся хотя отчасти на недоразумении или неразумии обвинителей, то второе обвинение было уже явной клеветой, в которой ложное подозрение выставлялось, как действительный факт. Такими тяжкими обвинениями они привели в движение «весь город». Мятежная толпа, схватив Павла, повлекла его вон из храма, то есть из двора израильтян, и тотчас заперты были двери, чтобы не осквернить святого места смертоубийством. Никогда еще святой Павел не находился в столь опасном для жизни положении. Но в тот момент, когда всякая надежда на спасение казалась уже потерянной, неожиданно пришла помощь: Клавдий Лисий , комендант римского отряда войск, который помещался в так называемой Антониевой крепости, господствовавшей над храмом на северо-западе, был извещен, что Иерусалим возмутился. Тотчас же он с воинами и сотниками устремился на место возмущения, и мятежная толпа, при виде римского тысяченачальника, испугавшись кровавой расправы за возмущение, перестала бить Павла. Заметив против кого было направлено возмущение, тысяченачальник приблизился к Павлу, велел его сковать цепями и стал спрашивать, кто он и что сделал. По причине смятения, так как одни кричали одно, а другие – другое, он, как и всегда бывает в подобных случаях, не мог узнать ничего верного, а потому велел отвести Павла в помещение крепости. Это было нелегко сделать из-за теснившегося народа, громко требовавшего смерти Павла, так что, когда они подошли к ступеням лестницы, ведущей в крепость, воинам пришлось нести Павла на руках. Прежде, нежели ворота крепости затворились, Павлу захотелось сказать речь этому, так несправедливо поступившему с ним народу, и он обратился за позволением к тысяченачальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В это время, на святой горе Афонской, в одной обители смиренно подвизался природный русский инок, по имени Антоний. Игумену обители было открыто во сне, чтобы он отпустил в Россию этого инока. Помолился игумен, благословил Антония и отпустил с миром на Русь. Антоний пришел в Киев, обошел бывшие там монастыри, но, так уже Богу было угодно, – не понравилось ему в них. И стал он ходить по дебрям и по горам, и пришел он на холм, где Иларион вырыл пещерку, и полюбилось ему это место. Он поселился здесь и со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Утверди меня на этом месте, и да будет на нем благословение святой горы и моего игумена, который постриг меня!» – И молитва смиренного подвижника была услышана: благословение Божие с преизбытком опочило на сем месте. Сам он подвизался в строгом посте и молитве, в трудах не давал себе покоя, копая пещеру. Узнали о нем люди добрые и вот, со всех сторон стали стекаться к святому отшельнику и вельможи, и воины, и простецы и люди по тогдашнему ученые... И каждый просил позволения выкопать для себя пещерку около пещеры Антониевой. Скоро расширилась пещерка Иларионова во все стороны и процвела подвигами новых пустынножителей. – Подражая древним пустынникам, они бросили мир и укрылись от суеты его в глубине земли. Не было добродетели, которой они не исполнили бы в совершенстве, не было ни одной слабости человеческой, которой они не победили бы силою благодати Христовой: это были Ангелы во плоти, достойные первенцы недавно насажденной Церкви Христовой на Руси; это были начатки, принесенные Богу благословенным Отечеством нашим, как бы в благодарение за новый благодатный свет, незадолго перед тем озаривший племена славянские. Мы удивляемся необыкновенному самоотвержению древних пустынножителей: Павла, Антония, Саввы и других, которые подвизались среди палящих пустынь Фиваиды и Палестины; но такое же точно самоотвержение проявилось и в первых русских пустынножителях. Заключенные в своих пещерах, они также не хотели знать и не знали ничего, кроме Бога и спасения своей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Павел же сказал: а я и родился в нем. 29. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его. Подняли крик: упоминание, что сам Господь послал Павла с проповедью к язычникам, произвело снова взрыв фанатической ревности и ярости толпы против апостола, тем более, что оно во мнении толпы не столько опровергало взведенное на него обвинение ( Деян.21:28 ), сколько подтверждало его. Речь апостола была прервана неистовыми криками, сопровождаемыми неистовыми действиями. – Истреби от земли такого: человека, который может говорить такие нечестивые и богохульные, по мнению толпы, речи; ибо ему не должно жить, он не стоил того, чтобы защищать его, когда мы хотели убить его ( Деян.21:31 ), он должен быть убит. – Метали одежды и бросали пыль на воздух: дикое выражение дикого фанатизма и ярости против Павла, возбужденных до высшей степени; метали одежды, как бы готовясь побить ненавистного человека камнями (ср. прим. с Деян.7:58 ); бросали пыль, как бы меча камни в него. – Повелел ввести его в крепость и пр.: тысяченачальник, увидев, что при таком возбуждении толпы дело не выяснится и не может выясниться, повелел отвести Павла с лестницы ( Деян.21:40 ) и увести в крепость Антониеву. Между тем, трибун заключил из неистовых криков и действий толпы против Павла, что должно быть есть какое-нибудь тяжкое преступление за этим человеком, что так кричат против него; из криков он, конечно, не мог понять ничего (если и понимал вообще еврейскую речь), но видел, что оправдательная речь Павла еще как будто более усилила возмущение, и предполагая, что тут должно быть что-то кроется, приказал бичевать Павла, чтобы пыткой дознаться, что тут кроется и в чем дело. Впрочем, может быть была тут и другая цель, подобная той, какую имел Пилат, подвергнув бичеванию Господа (см. прим. к Ин.19:1 и д.). Растянули ремнями: бичуемых привязывали обыкновенно к столбу, и это, вероятно, означает выражение – растянули ремнями. – Павел сказал и пр.: апостол указывает на двоякое нарушение закона в истязании, которому хотели подвергнуть его: 1) он римский гражданин и избавлен от телесного наказания (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Таким образом, книжники фарисейской стороны встали решительно за Павла, на время впрочем только, чтобы уязвить своих противников – саддукеев. – Чтобы они не растерзали Павла: обе стороны были так возбуждены и так запальчиво спорили, что тысяченачальник начал опасаться, как бы Павел не сделался жертвой взаимного раздражения партий, как бы одна из них – враждебная ему саддукейская – в раздражении не бросилась насильно на апостола, чтобы нанести ему оскорбление, а другая – временно расположившаяся к нему фарисейская – не ринулась защищать его от враждебного нападения, и как бы таким образом они не растерзали Павла в буквальном смысле. – Повелел воинам сойти: из Антониевой крепости к месту заседания синедриона, может быть во двор язычников при храме, куда могли входить и римские воины и куда к ним выведен был Павел для отведения его обратно в крепость. Тысяченачальник теперь вдвойне должен был позаботиться о безопасности Павла: во-первых, как блюститель общественного спокойствия, во-вторых, как охранитель римского гражданина (о чем Лисий узнал от самого Павла – Деян.22:25 и д.), так как за насилие, причиненное римскому гражданину в присутствии его – начальника – он мог подвергнуться ответственности по римским законам. 11. В следующую ночь Господь, явясь ему, сказал: дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать в Риме. Явясь ему: во сне или в видении экстатическом (ср. Деян.22:17–18 и пар. и прим.), из текста прямо не видно. Господь предрекает Павлу, что он будет с проповедью о Нем и в Риме, как проповедовал о Нем и в Иерусалиме. Этим Господь и ободрял своего верного свидетеля, чтобы он не боялся иудеев, что они ему ничего не сделают, ибо надлежит ему быть в Риме, и вновь предвозвещал Павлу о продолжении его любимой миссионерской деятельности среди языческого мира и притом в самом центре его. Иерусалим был религиозным, Рим – политическим центром всего тогдашнего мира. Умысел иудеев убить Павла и открытие его (12–22) 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел, и заклялись не есть и не пить, пока не убьют Павла. 13. Было же более сорока, сделавших такое заклятие. 14. Они, пришедши к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла. 15. Итак ныне же вы с синедрионом дайте знать тысяченачальнику, чтобы он завтра вывел его к вам, как будто вы хотите точнее рассмотреть дело о нем; мы же, прежде нежели он приблизится, готовы убить его. Некоторые Иудеи сделали умысел: составили заговор против Павла. Что это были разбойники сикарии ( Деян.21:38 ), взявшиеся умертвить Павла, может быть по подущению саддукеев и самого первосвященника Анании, это только догадка, не вполне оправдываемая ходом дальнейшего повествования (ст. 14). Вероятнее, это были те же малоазийские иудеи, которые и воздвигли все это преследование Павла ( Деян.21:27 ), в соединении с другими туземными врагами апостола, не без содействия, вероятно, саддукеев. – Заклялись: наложили на себя обет с клятвой, т.е. с призванием на главу свою кары Божией, если они не исполнят своего обета – убить Павла. В выражение этой готовности принять на себя таковую кару, они решились не есть и не пить, пока не исполнят наложенного на себя обета. – Более сорока: не те, так другие должны были исполнить этот обет; при таком множестве заклявшихся смерть Павла от руки их казалась неизбежной. Но Господь судил иначе, и обет злодеев остался неисполненным. Заклятие, вероятно, было снято с них после, так как, по сведениям, имеющимся в Талмуде, подобные заклятия в случае совершенной неудобоисполнимости обета, когда были приняты всякие меры и средства исполнить его, но безуспешно, могли разрешаться мудрыми раввинами. – К первосвященникам и старейшинам: к членам синедриона, конечно, на сей раз, только саддукейской партии, так как фарисеи не могли принять в сем участие после происшедшего накануне (ст. 7 и д.). – Прежде нежели он приблизится: т.е. на пути из крепости Антониевой к месту предполагавшегося собрания синедриона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Освободил его от оков (на другой день): что Лисий не тотчас по дознании римского гражданства Павла снял с него оковы, а только на другой день, когда он должен был явиться пред синедрионом, это указывает на упорство и каприз власть имущего чиновника, который хотя и испугался, но не хотел выказать свою слабую сторону освобождением тотчас же иудейского узника от оков. – Повелел собраться первосвященникам и всему синедриону (см. прим. к Деян.4:5 и дал.): это повеление ясно показывает, как римским правительством принижена была власть синедриона иерусалимского к этому времени даже в делах, относящихся к области дел религиозных; оставалась одна лишь тень самостоятельности. Не только прокуратор-правитель области, но даже простой полковой начальник повелевает собраться синедриону иерусалимскому, этой некогда могучей силе, которая считала себя в силе распоряжаться делами не только религиозными, но и общественными, иудеев всего мира, где только они были. И в самом деле, не было уже прежнего духа в этом синедрионе! – Собраться: выражение указывает на обыкновенное официальное собрание синедриона, не у римского тысяченачальника, но в обычном месте его официальных заседаний, вероятно, ( Деян.23:10 ) в одной из храмовых построек (см. прим. к Ин.7:32 ). Выведши Павла из крепости Антониевой, поставил его пред ними в палате заседаний, и как видно из дальнейшего – сам остался тут же, вероятно, предвидя бурю (ср. Деян.23:10 ). Глава 23 Апостол Павел перед синедрионом (1–10). Явление ему Господа Иисуса (11) 1. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестию жил пред Богом до сего дня. 2. Первосвященник же Анания стоявшим пред ним приказал бить его по устам. 3. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная; ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Устремив взор на синедрион: и этот апостол Христов, как и сам Христос в ночь перед распятием и как прежде старейшие апостолы ( Деян.4:7 и дал. Деян.5:27 и дал.), теперь поставлен был перед верховным судилищем иерусалимским.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Другое не менее страшное в тех обстоятельствах обвинение (притом) состояло в том, что он Еллинов, т.е. язычников, ввел в храм и тем осквернил святое место сие». Еллинов – множественное вместо единственного (ст. 29) для усиления обвинения и возмущения. Ввел в храм: т.е. во двор израильтян, куда запрещалось входить язычникам (см. прим. к Мф.21:12 ), и где присутствие нечистого язычника могло и должно было считаться осквернением святого места сего. Если первое из сих обвинений было клеветой на Павла, основывающейся хотя отчасти на недоразумении и неразумии обвинителей, не хотевших или не могущих понимать учение апостола, то второе обвинение было уже явной клеветой, основывавшейся только на том, что им показалось. Пред тем они видели в городе Павла вместе со спутником его Трофимом из Эфеса ( Деян.20:4 ) и подумали, что он его вводил во двор израильтян. Таким образом, ложное подозрение выставлено ими как уверение в действительном факте, которого однако же вовсе не было; подумали и – уверяют, что это действительно было. Такими тяжкими обвинениями они привели в движение весь город (опять усиленное выражение). Мятежная толпа, схватив Павла, повлекла его вон из храма, т.е. из двора израильтян, и тотчас заперты были левитами, прислуживавшими при храме, двери или врата, ведущие из двора израильтян во двор жен или во двор язычников. Двери были заперты для того, чтобы не осквернить святого места смертоубийством, так как буйная толпа хотела убить Павла (ст. 31). 31. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. 32. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. 33. Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал? 34. В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость. До тысяченачальника полка: главный командир римского отряда войска, который занимал во время праздников в усиленном составе военный пост в Иерусалиме и помещался в так называемой крепости Антониевой, примыкавшей с северо-западной стороны к внешней стене храма иерусалимского, соединяясь с галереями ее посредством лестниц (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Братия Антониево-Сийского монастыря взывает о помощи Архангельск, 25 февраля 2005 г. В непосредственной близости от Антониево-Сийского монастыря стремительно развивается строительство базы отдыха. Делается это втайне, без согласования с настоятелем монастыря, архимандритом Трифоном, сообщает пресс-служба Архангельской епархии . При этом широкая известность обители, куда со всей России многие приезжают, чтобы помолиться, используется для привлечения туристов на отдых и развлечения на Большом Михайловом озере, которое искони, с XVI века считалось монастырским. Создается прямая угроза дальнейшему существованию Антониево-Сийского монастыря, который с 1992 года успешно восстанавливается и развивается. Строительство базы отдыха ведет ООО «Промышленно-строительное объединение «Автомагистраль» (бывш. ЗАО «Архангельский ДПМК»), созданное Сманцером А.В. – сегодня исполняющим обязанности заместителя главы администрации Архангельской области. После неоднократных устных предупреждений представители ООО «Промышленно-строительное объединение «Автомагистраль» продолжают строительные работы не только на отведенной им территории, но и на участке, принадлежащем Антониево-Сийскому монастырю. На площади 3000 кв. м. вдоль берега Большого Михайлова озера вырублен лес, срыт берег для прокладки дороги, вбиты 8 бетонных свай (в 20 метрах от воды). На самом озере на площади 2100 кв. м. с укладкой горбыля крест-накрест намораживается лед для сваебойки – весной вся масса досок запрудит и без того узкий выход речки Сия из Большого Михайлова озера; каждый раз после закачки воды трактор оставляет на льду озера мазутные пятна. Архимандрит Трифон и братия монастыря обращаются ко всем, кому небезразлична судьба Антониево-Сийского монастыря с просьбой помочь остановить незаконное строительство, которое может стать поистине трагическим событием для Архангельской епархии в целом. 25 февраля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12809.html

Вероятно, уже к концу XIX в. древний рукописный монастырский архив сохранился лишь частично. Тогда же был утрачен и оригинал главного монастырского источника – «Летописца о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию от великих князей и боляр и прочих Интерес А. К. Жизневского к источникам монастырского архива Николаевского Антониева монастыря был обусловлен не только их древностью и редкостью. Изучение истории Тверской губернии, сохранение местных вещественных и письменных памятников древности и старины было основой деятельности Тверской ученой архивной комиссии первым председателем которой был избран А. К. Определенный интерес вызвали источники монастырского архива и у архиепископа Тверского и Кашинского Саввы большого знатока древних рукописей: описи Краснохолмского Николаевского Антониева вошли в серию «Историческая библиотека Тверской издаваемой с 1879 г. В начале ХХ в. Тверским епархиальным историко-археологическим при содействии краснохолмского настоятеля иеромонаха были изданы «Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева Во введении к изданию священник В. Некрасов писал: «Одним из замечательных монастырских архивов Тверской епархии, как по количеству рукописного материала, так и по тому интересу, какой этот последний представляет для областной бытовой истории, является архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… Нет никакой возможности простым перечислением исчерпать весь исторический материал, заключающийся в этих интересных документах, потому что он обнимает собою всю будничную жизнь монастыря со всеми многочисленными разветвлениями хозяйственной деятельности его, начиная от храма со всеми его принадлежностями и кончая последним гвоздем, вбитым в борону или соху, или ремнем, употребленным на шлею лошади. Мало этого; этот материал касается не одного только монастыря, но и целого района, прилегающего к нему. Вот почему, мы думаем, он представляет из себя благодарную почву для исследователей местной Однако в дальнейшем монастырский архив как самостоятельный объект изучения у исследователей интереса почти не вызывал: привлекались, изучались и публиковались лишь отдельные его

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

350, оп. 1, ед. хр. 17, л. 353. Там же, ед. хр. 19. Подробнее см.: Тарасова Н. П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник//Проблемы исторического регионоведения: Сборник научных статей/Отв. ред. проф. Ю. В. Кривошеев. Вып. 3. СПб., 2012. С. 179–189. «Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию от великих князей и боляр и прочих благодетелей» //Жизневский А. К. Древний архив… С. 66–73. А. К. Жизневский опубликовал текст Летописца, сопроводив его небольшими комментариями, в которых отмечает, что приведенная им «летопись» имеет поздние, повреждения, «касающиеся отчасти показания годов тех или других событий монастыря, отчасти означения имен лиц, соприкосновенных к тем или другим событиям, отчасти самого словосочетания» и «по возможности, очищенная от повреждений хронологических и исправленная в словосочетании слово в слово» приведена в его публикации, что «настоящее переложение, есть копия с копии» ( Жизневский А. К. Древний архив… С. 66, 73). Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей//Историческая библиотека Тверской епархии. Т. 1. Тверь, 1879. С. 333–345. Как отмечено в предисловии к этому изданию, копия «Летописца» находилось в деле под заглавием «Дело о доставлении московскаго Ставропигиальнаго Донскаго монастыря архимандриту Феофану сведений нужных к пополнению истории Российской иерархии». Она была напечатана «с выпуском повторений и с исправлением некоторых грамматических ошибок». Обе копии имеют незначительные стилистические и грамматические разночтения, но «по существу же эта копия совершенно согласна с копиею монастырскою». Обе копии на сегодняшний день также считаются утраченными (Историческая библиотека Тверской епархии. С. 330; Каган М. Д., Охотина Н. А. «Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей»//Словарь книжников и книжности Древней Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010