Упоминание о святых церквах показывает, что этот синодик должен был представлять из себя, так сказать, первую теоретическую и общерусскую часть, к которой всякая приходская церковь должна была присовокупить свою прикладную часть, т.е. имена тех, кои должны поминаться в ней как свои ближайшие лица, о которых поместно должно молиться. Идея такого Синодика не умирала в Холмогорской Епархии почти до XX века, так как в конце прошлого столетия Архангельским и Холмогорским Епископом велось о сем особливое дело, которое возросло в большую кипу бумаг, хранящихся при Архангельской Консистории доныне, и ожидающих быть может не того времени, когда земля и вся яже на ней дела сгорят. Остается еще сказать, что письмо Холмогорского Синодика четкое, полууставное и очень изящное, но чуждое прикрас, кроме немногих начальных букв. 3. Старые Синодики Антониево-Сийского монастыря (Архангельской губ. Холмогорского уезда) Удаленный от центров образования и всякого жилья вообще, Антониево-Сийский монастырь хотя в течение 4-х веков своего существования и подвергался пожарам, подобно многим другим монастырям, однако счастливо сохранил многое древнее, и особенно разные рукописи. В числе последних немало сохранилось и древних синодиков, о которых видимо заботились все выдающиеся деятели сего монастыря. 1 . Первым по древности из числа синодиков Сийского монастыря представляется тот, который обложен в деревянные крышки и не имеет никакой надписи, кроме новейшей, наклеенной на корешке, облегающем крышки только до половины. Он писан древнею скорописью. Несколько первых листов его (в четверку) остались белыми. Начинается же синодик так: «Умышлением святых Апостолов семидесяти двух по вознесении Господа нашего Иисуса Христа, и утверждением святых отцев седми вселенских соборов всея вселенныя, како жити христианом в законе и како поминаемым быти душам христианским, благоизвол.... По умышлению всех семидесяти двою апостол како достоит умерших души поминати в святых церквах по всея вселенныя, идеже учредися Православная вера христианская. И потом рассеяны быша Апостоли по вселенныя по градом, яко златокованныя трубы проповедаша закон Христа Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

15 июня 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен настоятелем возрождающегося Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря (Холмогорский район Архангельской области). В том же году в июле месяце указом Святейшего Патриарха Алексия II удостоен сана игумена. С конца 1994 г. по 2010 г. – руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации С сентября 1995 г. по 2008 г. руководил образованным по благословению Святейшего Патриарха Архангельским филиалом (Центр дистанционного обучения) Православного Свято-Тихоновского Богословского института. С 1999 г. – председатель епархиальной церковно-археологической комиссии. К Пасхе 2000 г. указом Его Святейшества возведен в сан архимандрита. В 2007 г. закончил Московскую Духовную академию. Диплом на тему «История формирования архитектурного ансамбля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря» защитил «на отлично» 30 ноября 2015 г. С марта 2000 г. – главный редактор газеты «Духовный сеятель», приложения к ней «Педагогический семинар» и с ноября 2001 г. – церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф». В феврале 2001 г. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, в июле 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского III степени, в январе 2003 г. почетным знаком УИН МЮ РФ, в 2006 г. – почетным знаком «100 лет Подводного флота России». С 26 октября 2009 г. по 16 июня 2011 г. прошел профессиональную переподготовку в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 г. С 2007 г. – член Союза журналистов России. В 2010 г. принят в Екатеринодарскую и Кубанскую епархию. 1 сентября 2013 г. Высокопреосвященным митрополитом Екатеринодарским и Кубанским назначен на должность настоятеля прихода храма Всех Святых г. Краснодара. 20 апреля 2014 г. к празднику Святой Пасхи указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по представлению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора награжден «Правом служения Божественной Литургии с отверстыми царскими вратами до Отче наш…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/15/sk...

В Поморском университете предложено открыть кафедру духовного воспитания 13 июня 2006 г. 15:50 Настоятель Антониево-Сийского монастыря в Архангельско-Холмогорской епархии архимандрит Трифон предложил организовать в Поморском государственном университете кафедру духовно-нравственного воспитания. О необходимости принятия целевой программы «За духовное и нравственное здоровье подрастающего поколения» заявил на соборной встрече Архангельского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора руководитель епархиального отдела образования, настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников). Прозвучало также предложение провести межвузовскую студенческую конференцию на тему «Духовные традиции и возрождение Русского Севера» с вручением авторам лучших докладов денежных премий, сообщила пресс-служба Архангельской епархии. Руководитель епархиального отдела образования отметил, что с 2003 года действует координационный совет по взаимодействию департамента образования и науки администрации Архангельской области и отдела образования Архангельской и Холмогорской епархии. Принята и осуществляется уже вторая программа совместного сотрудничества на 2005-2006 гг., основными направлениями которой являются: разработка учебно-методического комплекса по курсу «Православная культура Русского Севера»; разработка учебно-методических пособий и цикла лекций для педагогов, родителей и детей «О деятельности тоталитарных сект», направленного на обеспечение духовной безопасности детей и подростков; организация в летний период трудовых объединений старшеклассников для работы на восстановлении храмов, монастырей и других епархиальных святынь. Однако, по словам архимандрита Трифона, в этих направлениях пока мало что сделано. «Столь серьезное и большое дело невозможно осуществить без организации кафедры духовно-нравственного воспитания при Поморском государственном университете», - заявил архимандрит. Он также отметил, что совместно с департаментом образования и науки епархия проводит Иоанновские чтения, семинары, конкурсы для школьников (Малые Иоанновские чтения) и педагогов («Неиссякаемый родник»).

http://patriarchia.ru/db/text/119535.htm...

13. Иеромонах Варлаам (Дульский), вторствующий Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. «Богоспасаемый град Архангельск, Михаило-Архангельский монастырь, Свято-Троицкий кафедральный собор – память и возрождение святынь». 14. Иеромонах Варсонофий (Чугунов), насельник Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. «Краеведческая деятельность и проблемы воспитания в детском доме города Емецка». 15. Фролов Николай Владимирович, Владимирская епархия (Ковров). «О канонической преемственности архиерейского служения в пределах Владимирско-Суздальской епархии в условиях изменения Российской государственности». 16. Фролова Элла Владимировна, Владимирская епархия (Ковров). «К вопросу о родословии святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, уроженца Ковровского уезда Владимирской епархии». 17. Иерей Николай Киселев, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в с. Захарьино Московской епархии. «История придела преподобного Иосифа Песнописца храма иконы Божией Матери “Знамение”». 18. Старцев Валентин Иванович, председатель приходского совета Спасо-Преображенского храма Конышевского р-на Архангельской области. «Из Поморья в Белогорье. Священномученик Никодим (Кононов)». 19. Границкая-Даниленко Наталия Владимировна, методист-референт Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. «Единство истории, церковной истории и краеведения как основа возрождения исторического сознания». Наверх 3.6. Церковные древности «Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России» В рамках подготовки празднования 200-летия Музеев Московского Кремля (Указ Императора Александра I об организации музея в Московском Кремле на базе Оружейной Палаты был издан в марте 1806 г.) Почетный председатель: архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Председатель: Беляев Сергей Алексеевич, ФГУ Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Институт всеобщей истории РАН, к. ист. н. Куратор: Мельникова Ксения Игоревна, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ.

http://pravoslavie.ru/425.html

Монастыри Палестинское монашество Земля, ставшая свидетельницей земной жизни Господа Иисуса Христа и родиной христианства. Земля, просиявшая многими подвижниками. Святая Земля. На вопросы портала " Правмир " о монашестве в Святой Земле ответил митрополит Волоколамский Иларион. Москва — Истра — Иерусалим Погуляв по столице, мы продолжаем наши прогулки за чертой современной Москвы. Про марсианские башни, деревянное зодчество, судьбу патриарха Никона и Ново-Иерусалимский монастырь рассказывает писатель и краевед Владимир БЕРЕЗИН. Синодальная комиссия по делам монастырей займется разработкой мер по увеличению числа монашествующих в монастырях нашей Церкви Выступая на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Его Святейшество Патриарх Кирилл Московский и всея Руси выразил обеспокоенность о том, что в 2010 году в ряде монастырей нашей Церкви число насельников либо не изменилось, либо сократилось. Святейший Патриарх Кирилл поручил Синодальной комиссии по делам монастырей, представить на рассмотрение Священноначалия «действенные предложения по упорядочению монашеской жизни, […] В Русской Православной Церкви станет меньше игуменов В своем вступительном слове, на открывшемся 2 февраля 2011 года в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Ни в древней Русской Церкви, ни в одной из нынешних Поместных Православных Церквей, именование “игумен» не относилось и не относится к награде. Игумен — это настоятель монастыря, что и отражено в […] Чухлома: один в поле Муж едет в Чухлому, что в 180 км от Костромы, потому что прекрасны пейзажи для фотографирования. Я еду, потому что наместник– игумен Иларион (Морозов) - мой бывший студент в Сретенской семинарии. С Димой Морозовым мы постоянно препирались, он чаще других со мной не соглашался... Студенты Свято-Тихоновского университета в Антониево-Сийском монастыре В Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре, расположенном в 160 км от Архангельска, проходила ежегодная летняя практика студентов богословского факультета 2009 года. Об этом рассказывает 15 выпуск тележурнала ПСТГУ «Наши дни».

http://pravmir.ru/tag/monastyri/page/8/

Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп. Возрождение монастыря В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома. Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992). Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святыни возрожденной обители 20.05.2020 451 Время на чтение 5 минут В июне 2020 года Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь отметит 500-летие. За свою историю обитель переживала времена расцвета, когда она была настоящим духовным и культурным центром Подвинья, и времена упадка, когда у нее изъяли все церковные земли. Молодая советская власть и вовсе в 1920 году закрыла монастырь, храмы и корпуса использовались в разные периоды под детскую колонию, дом престарелых и пионерский лагерь. Возрождение святой обители началось в 1992 году. Когда в Сию вернулись монахи, их ждали лишь полуразрушенные храмы, по которым словно смерчем прошлись последние 70 лет. Не осталось ни старинных икон, ни книг, ни богослужебных предметов, ничего, что долгие столетия хранилось в ризнице обители. Многое было утрачено, часть собрания разошлась по музеям и архивам. При восстановлении церковных построек и на хозяйственных работах братия стала находить предметы старины, в возрождающуюся обитель потянулись паломники и понесли туда старинные иконы и книги, которые хранились в их семьях в годы лихолетья. Так в Сие начал формироваться фонд церковно-археологического кабинета. За свою 28-летнюю историю его коллекция насчитывает более 2500 единиц хранения. После окончания всех карантинных мер в архангельском Доме Плотниковой откроется выставка «Церковные древности Антониево-Сийского монастыря». О том, какие ценности можно будет на ней увидеть, «Вестнику митрополии» рассказала Татьяна Кольцова — заслуженный работник культуры России, доктор искусствоведения, заведующая отделом древнерусского искусства архангельского музея изобразительных искусств. Совсем не та коллекция — Название выставки подразумевает те древности, которые были собраны монастырем за последние 28 лет, то есть с момента его возрождения. Надо понимать, что это совсем не та коллекция, которая была в древней обители в XVI–XVIII веках. Руководитель церковно-археологического кабинета Сийского монастыря — Александр Юрьевич Карушев — один из руководителей этого проекта, ему помогают наместник монастыря игумен Феодосий (Нестеров) и иеромонах Феофил (Волик).

http://ruskline.ru/opp/2020/05/20/svyaty...

Успенский храм Архангельска станет центром духовного образования и просвещения Архангельск, 25 августа 2007 г. 24 августа в строящейся Успенской церкви (г. Архангельск), будущем подворье Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря,  состоялся традиционный молебен на начало нового учебного года в архангельском филиале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), сообщает  «Православие на Северной земле» . Молебен, ставший традиционным для студентов ПСТГУ, совершил настоятель Антониево-Сийского монастыря, руководитель епархиального отдела образования и катехизации архимандрит Трифон (Плотников). Братия обители вместе с учащимися молились о даровании терпения, разума, помощи Божьей в нелегком деле обучения. По словам отца настоятеля, в ближайшие годы Успенский храм должен стать надежной опорой духовно-нравственного просвещения, основной базой для подготовки будущих миссионеров и катехизаторов, выпускников архангельского филиала ПСТГУ. Особое внимание отец Трифон уделил острой необходимости обмена опытом православной катехизации с другими епархиями Русской Православной Церкви. В частности, архимандрит привел в пример православные приходы Санкт-Петербурга, где уже не первый год при храмах на миссионерской ниве трудятся студенты богословских учебных заведений. Они знакомят впервые зашедших в церковь людей с азами православной веры и христианским миропониманием. Возможно, в ближайшее время для архангельских студентов ПСТГУ будут организованы поездки в Санкт-Петербург с целью обмена опытом оглашения. Преподаватель Свято-Тихоновского института иерей Александр Прокопчук по окончании молебна, вслед за отцом Трифоном обратил внимание на долг каждого учащегося по мере сил оказывать помощь в деле, ради которого и был воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы. Цитируя евангельскую притчу «о талантах», отец Александр напомнил о том, что каждый человек, обративший в веру хотя бы  одного ближнего, покроет множество своих грехов. 25 августа 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23670.html

Скачать epub pdf 187. Филарет, патриарх всероссийский в мире Федор Никитич Романов-Юрьев, боярин, прямой потомок в десятом колене Андрея Ивановича Кобылы, старейшего родоначальника Романовых, сын боярина и дворецкого Никиты Романовича Юрьева (в иночестве Нифонт) от первого брака с Варварою, известной только по имени. Родился около 1550 г.; пожалован садом боярским с званием наместника нижегородского в 1586 г.; находился дворовым или ближним воеводой при царе Федоре I Ивановиче, двоюродном брате своем, в шведском походе 1590 г.; по смерти царя Федора I, которым избран в число трех душеприказчиков его, сопровождал преемника Федора, царя Бориса Годунова, в блестящей военной прогулке от Москвы к Серпухову против хана крымского, в 1598 г.; обнесенный царю, предан, со всеми своими родными, суду царской думы в 1600 г.; по приговору думы, допрашивавшей его с пытками, пострижен в монахи и отправлен в тесное заключение Антониева-Сийского монастыря Архангельской губернии, в 1601 г.; получил дозволение стоять на клиросе и иметь прислугу, в марте 1602 г.; посвящен в иеромонахи и архимандриты, а по смерти Бориса Годунова с сыном Федором II Борисовичем и воцарении так называемого Лжедмитрия I, вызван из Антониева-Сийского монастыря в Москву и рукоположен митрополитом в Ростов в 1605 г.; по воцарении Василия Шуйского послан за мощами св. Дмитрия-царевича, которые и перенес из Углича в Москву 3 июня 1606 г.; схвачен бунтовщиками в Ростове и привезен к Лжедмитрию II в Тушино, где принят с честью и одарен, но содержался в тесном заключении, как верный царю Василию, в 1609 г.; отбит из отряда Рожинского, под Волоколамском, дворянином Григорием Валуевым, 30 марта и, по избрании на русский престол королевича польского Владислава, отправлен в числе посольства к королю Сигизмунду IV, отцу Владиславову, 11 сентября 1610 г.; после 9-летнего узничества в Польше возвратился в Москву, где поставлен царем Михаилом, сыном своим, в патриархи, 24 июня 1619 г.; соборным определением, без сношения с восточными патриархами, установил (что после него отменено) перекрещивать присоединяющихся к православной церкви католиков, в 1620 г.; устроил московскую типографию в лучшем виде в 1624 г.; по сношению с восточными патриархами, откинул прибавление к водосвятительной молитве слов «и огнем», в 1625 г. Умер в Москве 1 октября 1633 г. Тело его погребено в московском Успенском соборе. Патриарх Филарет, бывший в мире женатым на Ксении Ивановне Шестовой (в иночестве Марфа, см. 133), имел пять сыновей, в том числе царя Михаила Федоровича, и одну дочь, Татьяну (ум. 1610 г.), за князем Иваном Михайловичем Катыревым-Ростовским. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу 17 века сложился комплекс каменных построек: к концу 16 века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-ой половине 17 века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах 17 века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами – в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в 18 веке). Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619). В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583, панагия 1608 (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета – драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И.М. Милославскому – серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах.

http://sobory.ru/article/?object=08656

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010