«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон совершил в воскресенье, 17 февраля, Божественную литургию на петербургском подворье обители. Небольшой деревянных храм преподобного Антония Сийского на Гражданке (в квартале 41 на пересечении улиц Ольги Форш и Демьяна Бедного) был переполнен. Прихожане совершили крестный ход вокруг участка земли, где с 1998 года планировалось возвести комплекс с каменным храмом на несколько сотен молящихся и духовно-просветительским центром. Несмотря на метель, собралось множество верующих: молитвенное шествие растянулось на полкилометра.    Напомним, после недавнего решения главы администрации Калининского района Михаила Сафонова передать эту территорию под строительство спорткомплекса вопрос дальнейшего расширения подворья монастыря Архангельской и Холмогорской епархии в северной столице стал предметом острого конфликта. Об этом архимандрит Трифон говорил с прихожанами после освящения во дворе храма семи бронзовых колоколов для звонницы. Он отметил, что колокола, отлитые на Урале, отныне будут украшать богослужения - небольшая церковь на Гражданке " обретает голос " . Верующие тоже хотят быть услышанными в непростой для них ситуации. " Нам говорят, будто храм - не социально значимый " объект " и оздоровительный комплекс нужнее, но посмотрите, как здесь тесно, приходят помолиться жители со всей округи " , - сказал отец Трифон, добавив, что когда начинали строить храм, он был единственным во всем Калининском районе - самом крупном в городе (в нем полмиллиона жителей).

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-18/5...

Обретение утраченных мощей святых — дело несомненной важности для  верующих людей, считает один из участников пресс-конференции, настоятель Антониево-Сийского монастыря и заместитель председателя комиссии Архангельской митрополии по канонизации святых игумен Варлаам (Дульский): «История почитания мощей уходит во времена основания Церкви, с первых веков Литургия совершалась на останках святых мучеников. Мощи оказывают несомненное религиозно-нравственное воздействие на душу верующего человека. Я насельник Сийской обители с 1993 года, знаю, какую помощь мы, монахи, получаем от главной святыни — места погребения основателя монастыря преподобного Антония Сийского». Отец Варлаам напомнил, что приближается празднование 500-летия монастыря, и к этому событию будет реконструирован главный Троицкий собор. «Было бы хорошо при содействии ученых поднять святыню, множество лет находившуюся в этом храме под спудом — мощи преподобного Антония, — рассказал настоятель Сийского монастыря. — Обретение мощей важно для того, чтобы они были доступны для почитания осязаемым образом. От пяти до семи тысяч человек в год прибегают к помощи святого, приезжая в наш монастырь. Многие паломники были бы рады поклониться обретенным мощам, это придает духовных сил». Модератор пресс-конференции, глава пресс-службы Архангельской епархии Михаил Насонов отметил, что обретение утраченных в советское время мощей святых играет важную роль и для развития туристического потенциала региона: «Как показывает опыт, количество паломников и туристов в монастыри и храмы, после перенесения туда святых мощей, увеличивается в десятки и сотни раз. В этом смысле совместная работа ученых, общественников, государства и Церкви очень полезна не только с духовной, но и социальной точки зрения». Напомним, что георадарные исследования и создание методической модели стали возможны благодаря проекту «Возвращение утраченных святынь. Создание механизма по поиску мощей святых Русской Православной Церкви на основе церковно-государственного и церковно-общественного партнерства», который победил в открытом конкурсе по предоставлению грантов. Он был проведен ООО «Союз пенсионеров России» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Обе книги в переплетах были вложены Н. С. в монастырскую б-ку 8 сент. 1714 г. ( Кукушкина. 1977. С. 115). В 1721 г. составлена опись этих томов Н. С.- «ево даяния в книгохранительную казну»: «Книга в десть в лицах собрание иконных переводов з Богом святым, Богоматере и всех святых с начала печатные немецкия и русския, после писанные ради присмотру иконного писма и чюдотворных икон в переплете в черной коже, басмы и застешки медные, всех шестьсот листов, в том числе травок много. Книга подлинник в полдесть в лицах Господским Праздником и Богородичным и всем святым во весь год, и коемуждо святому с подписанием указ о подобии ево объявляю, сначала иконные переводы и травочки, и дванадесят праздников Господских мелочных мастерских. Тетрати писмяные о поомовении святых икон и о починке, об иных нарочных вещех. При конце же подлинника Богоспасаемые многия вещи да травочки ради присмотру в красной коже басма по золоту застешки медныя и всех листов триста сорок четыре, а при конце тоя книги горочки и травочки девять листов» (РГАДА. Ф. 1196. Оп. 3. Д. 758. Л. 4 об.- 5; Кольцова. 2009. С. 68). Затем подлинники упоминались в «Описной книге церквей, утвари и строений Антониева-Сийского монастыря» 1742 г. Судя по описям, книги подлинников находились в составе монастырской б-ки и в XIX в. В описании рукописей Антониева Сийского монастыря, составленном А. Е. Викторовым в 1876 г., упоминается только Толковый подлинник, Лицевой подлинник к этому времени в монастырской б-ке отсутствовал. Затем Толковый подлинник находился среди книг, переданных в Архангельскую миссию и ДС, впосл.- в собрании Архангельского дома книги, к-рым заведовал И. М. Сибирцев. В 1927 г. вместе с др. рукописями он поступил в БАН. История Лицевого Сийского иконописного подлинника более сложная. В записи на его форзаце указано, что книга входила в состав б-ки известного петербургского собирателя Н. П. Дурова (1831-1879). После смерти коллекционера его книги купил московский антиквар В. В. Готье. Впоследствии подлинник был найден известным историком А.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

В кормовой книге Сийского монастыря записано празднование в 4-ю субботу Великого поста и 30 окт. панихидной памяти И. в числе 6 «началных» старцев вместе с памятью прп. Пахомия Кенского и родителей прп. Антония: «Того же (окт.- Е. Р.) в 30 день. Поминать преподобнаго отца нашего игумена Антония чюдотворца и началных старцов, кои с ним пришли на святое место сие. А чюдотворца поминать за то, что все его. В вечере понахида болшая пети собором, а поминать его после сего числа, а не преже, в ризах и стихарех постных болших. Кутию ставят пшено сорочинъское с ягодами, в чаше квас медвеной, а на столе ставят две свечи. На первой ектении поминает единаго чюдотворца. А на прочих и на «Блажени непорочьни» на припелах поминать чюдотворца, а по непорочным поминать чюдотворца же, и старца его, и началных старцов, и родителей его... Обедню служат собором в его храме, на просфоромисании поминают всех с чюдотворцем, а на обедни на ектении заупокойной поминают чюдотворца и прочих. А в соборе служат обедню поп соборной, а святому настоящему поют в той же теплой церкве... На братию утешение велие, квас ячной» (РНБ. СПбДА. А. II. Л. 45 об.- 46 об., 58). И. был канонизирован в Соборе Новгородских святых при возобновлении празднования Собору в 1981 г. (Собор известен с 1831; в Минее и в ПЦК И. назван Илией). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Сийских святых, установленный 15 июля 2008 г. по благословению Архангельского и Холмогорского еп. Тихона (Степанова) . Ист.: Никодим (Кононов), иером. О церк. почитании прп. Антония, Сийского чудотворца: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. Жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901; Пономарёв А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-рус. Пролог. Ч. 1: Сент.-дек. С. 65-67; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 241-340; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372, 457. Лит.: Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 110, 208; Кириллов А. В., прот. Прп. Антоний, Сийский чудотворец//Архангельские ЕВ. 1906. 23. Ч. неофиц. С. 743-762; Описание о российских святых. С. 156-157; Сийские святые и подвижники благочестия/Свято-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. [Архангельск], 2009. С. 13, 40-41, 46-48.

http://pravenc.ru/text/674812.html

Лит.: Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в б-ке гр. Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 573; Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3; Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. C. 110-118; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989р. Кн. 3. Т. 9. Прим. 612. Стб. 136-137; Тупиков Н. М. Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича. СПб., 1894; Кононов А. Прп. Антоний, Сийский чудотворец и церк.-ист. значение основанной им обители. СПб., 1895; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898; Ключевский. Древнерусские жития. С. 300-302, 336-337; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51-55; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 208; Голубинский. Канонизация святых. C. 117; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по совр. Минеям). П., 1951; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 270-276; Кукушкина М. В. Описи книг XVI-XVII вв. Библиотеки Антониево-Сийского мон-ря//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. М.; Л., 1966. С. 130; она же. Монастырские б-ки Русского Севера. Л., 1977. С. 25-32; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 247- 248; Рыжова Е. А. «Повесть о житии Антония Сийского» и севернорус. агиография 2-й пол. XVI в.: АКД. СПб., 1993. С. 8-9; она же. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 36, 44, 211; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. С. 36-37; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 36-43; Т. 2. С. 57-58. О. А. Полякова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/116108.html

В мае восстановлена и вновь освящена Покровская церковь в д. Казаково. Этот край всегда славился обилием храмов. Предполагается восстановление Алекандро-Ошевенского монастыря. Знаменитая Каргопольская колокольня, пострадавшая от пожара в 2001 г, была отреставрирована и вновь освящена в День Усекновения главы Иоанна Крестителя. Событие было отмеено крестным ходом и благодарственным молебном. В сентябре под Каргополем в д. Ухта освящен новосооруженный Покровский храм. Надо отметить, что в последние годы заметно активизировалась духовная жизнь в Плесецком, Няндомском и Каргопольском районах, благочинным которых является протоиерей Владимир Кузив, настоятель Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска. Сооружен храм на месте разрушенной в 30-х гг Свято-Георгиевской церкви в с. Тойнокурье. Работа была выполнена Фондом преп. Андрея Рублева. В день Успения Пресвятой Богородицы совершено малое освящение храма. Постепенно обретает величие св. Димитриевский храм в с. Зачачье Холмогорского района. Большая заслуга в этом настоятеля прихода - о. Артемия Андреева. Впрочем, без священника не возрождается ни один приход. И каждый храм есть свеча, зажженная пред Престолом Божиим, прежде всего приходским пастырем. Щедрым на торжественные события выдался этот год для Антониево-Сийской обители. Мы отметили 390-летие со дня рождения св. Феодосия Сийского - уроженца Холмогор в 1682 г, когда была учреждена Холмогорская и Важская епископия, преп. Феодосий был правой рукой архиепископа Афанасия, сподвижника Петра 1. 28 сентября в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова состоялась презентация проекта " ...Явить миру Сийское сокровище Антониево-Сийский монастырь: из прошлого в будущее " . Данный проект является важным этапом сотрудничества областной научной библиотеки и Антониево-Сийского монастыря в области исследования книжной культуры, духовного образования и просвещения. Сейчас идет успешное возрождение Сийской обители. Множество паломников побывало на храмовом дне в монастыре. После возрождения обители первая Божественная литургия архиерейским чином была совершена архиерейским чином в главном монастырском храме. Мы освятили крест на купол соборного храма. В праздник же Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня над куполами Троицкого собора Сийской обители вознеслись пять золоченых крестов. С их водружением изменился, ожил облик всего монастыря. Крест венчает главы церквей и без крестов храм кажется обезглавленным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Такие источники позволили автору приложить к жизнеописанию в длинном ряду посмертных чудес не менее любопытный рассказ о дальнейшей судьбе монастыря. Позднее, может быть для чтения в церкви, по труду Феодосия составлено было сокращенное житие, в котором меньше содержания, но больше риторики 446 . Около того же времени составлено житие Кассиана Учемского. Автор его-бывший игумен Учемского монастыря, где застал уже немногих учеников Кассиана. Кроме этих учеников о Кассиане рассказывал биографу знавший его ферапонтовский старец Силуан. Учемские игумены XVI века не все известны; изложенные признаки указывают, по-видимому, на игумена Порфирия, по просьбе которого в 1560 году подтверждена одна грамота Учемского монастыря 447 . Биограф Александра Куштского говорит, что слышал от «отец» своих рассказы об Александре, сообщенные им сотрудниками святого Савватием и Симеоном; по неясному намеку в похвальном слове можно заключать, что оно с житием написано во время царя Ивана Грозного. К житию приложено 22 посмертных чуда: 20-е помечено 1575 годом, и им в некоторых списках оканчивается житие, которое, по-видимому, написано около этого времени 448 . Выписав, что нашел об Александре в сказании Паисия Ярославова, автор прибавил немного новых известий, не лишенных, впрочем, интереса. В изложении он старался подражать житию Дионисия Глушицкого, откуда почти дословно выписал предисловие. Монах Сийского монастыря Иона написал жития Антония Сийского, Сергия Нуромского и Варлаама Важскою. Сохранившиеся указания позволяют восстановить историю первого из этих житий 449 . Иона в послесловии пишет, что составил свой труд в 7086 году (1577–1578). Вскоре написана была другая редакция жития царевичем Иваном, сыном Грозного. Из его подробного рассказа о происхождении этой редакции можно видеть, что побудило сийского игумена Питирима с братией поручить Ионе составление жития тотчас по скончании последнего игумен с учеником Антония Филофеем поехал в Москву просить царя и митрополита об установлении празднования святому. Игумен с другим Антониевым учеником, новгородским архиепископом Александром, упросил царевича написать житие Антония с похвальным словом и службой. Царевич исполнил просьбу в 1579 году. Он называет «первым писателем» Антониева жития Филофея. Иона, по его словам, написал житие по рассказам учеников Антония, «памятухов житию его», в числе которых упоминает и Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Григорьева В. Ю . Певческие рукописи Антониево-Сийского монастыря в Синодальном певческом собрании (ГИМ): палеография и штрихи к истории монастыря и монастырской библиотеки//Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 52. С. 9–32. Статья В. Ю. Григорьевой посвящена изучению собрания 82 певческих рукописей из библиотеки Антониево-Сийского монастыря. В статье дается характеристика этих рукописей по основным палеографическим признакам, устанавливается место их написания. На основе различных записей, сопутствующих основному содержанию рукописей, выявляется ряд имен насельников Антониево-Сийской обители, их монастырские послушания и отдельные вехи жизненного пути. Дьяченко А. О. Красностокский Свято-Богородицкий женский монастырь (по материалам годовых отчетов о состоянии Гродненской епархии)//Актуальные вопросы церковной науки. 2023. 1. С. 113–117. Статья А. О. Дьяченко представляет собой описание истории Красностокского монастыря в Гродненской епархии в начале XX века. Автор описывает образовательную, миссионерскую и благотворительную деятельность монастыря, пользовавшегося вниманием императора Николая II, но прекратившего свое существование в 1915 году из-за приближения германских войск. Комиссарова Д. Н . Научно-исследовательская деятельность ученого монашества Московской духовной академии в 1909–1917 гг.//Актуальные вопросы церковной науки. 2023. 1. С. 106–108. Статья Д. Н. Комиссаровой посвящена особенностям выбора научной специализации студентами-монахами Московской духовной академии в ректорство еп. Феодора (Поздеевского). Как отмечает автор, началом научной работы для студента Академии было написание кандидатской диссертации, которая могла быть написана по одному из трех направлений — аскетическому, литургическому и мистическому. По мнению автора статьи, изучение этих научных направлений заслуживает особого внимания, поскольку ученое монашество было оторвано от реальной монастырской жизни и при этом далеко не всегда имело возможность реализации себя в научной деятельности. 

http://bogoslov.ru/article/6195860

Монастырь. Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор стал одним из первых каменных храмов Двинской земли. Строительные работы продолжались в течение 1589-1606 гг., так как весь материал был привозной: вывозили «на монастырских лошадях и монастырскими людьми», навыков у местных мастеров и рабочих не было, приходилось учиться известь и уголь жечь, изготавливать кирпичи «в государеву меру». Тем не менее, собор получился очень величественным – четырехстолпная постройка с трехапсидным алтарем и папертью вдоль западного фасада, украшенный пятью главами, которые первоначально были шлемовидными. Наружные стены храма были белого цвета и очень строгими, почти без резьбы. Толщина их достигала двух метров. Крыльцо состояло из нескольких каменных ступеней. Почти квадратный основной объем храма (23,5х20,8 м) производил впечатление не только своими размерами, но и великолепной акустикой, которая обеспечивалась многочисленными голосниками, вмурованными по периметру храма в верхней части стен. Столбы соединялись между собой и со стенами арками, поддерживающими барабаны куполов. Окна верхнего яруса хорошо освещали внутреннее пространство. Справа от алтаря был устроен придел в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом до сих пор хранятся его мощи. В 1998 г. произведен ремонт западного и южного фасадов притвора, западный фасад Усыпальницы. В Усыпальнице восстановлен вход с улицы из-под арки и заложен более поздний вход на западном фасаде. Первые две Литургии в древнем Троицком соборе монастыря совершены настоятелем архимандритом Трифоном в сослужении монастырской братии 8 и 11 сентября 2003 г. По материалам Антониев-Сийского монастыря Троицкий собор стал одним из первых каменных храмов Двинской земли. Строительные работы продолжались в течение 1589-1606 годов, так как весь материал был привозной: вывозили «на монастырских лошадях и монастырскими людьми», навыков у местных мастеров и рабочих не было, приходилось учиться известь и уголь жечь, изготавливать кирпичи «в государеву меру».

http://sobory.ru/article/?object=08675

768 Горшкова В.В., Добрякова О.И., Полознев Д.Ф., Рутман Т.А. Религиозный опыт прихожан русского города XVII – первой четверти XVIII века (по материалам историко-культурной хроники приходской жизни Ярославля)//Человек между Царством и Империей. С. 429–450. 785 Классический труд христианской духовной письменности был создан в XV в. фламандским монахом Фомой Кемпийским и представлял из себя собрание духовных размышлений, написанных в лирическом ключе. «Подражание Христу» завоевало необычайную популярность среди европейских христиан всех конфессий, став вторым по популярности изданием после Библии. Особо ценили «Подражание Христу» деятели Католической Реформы: так, Игнатий Лойола не расставался с «Подражанием» и называл его «поистине золотой книгой». В XVII в. книга Фомы Кемпийского рекомендовалась в качестве настольной для католических патеров Европы. См. Mullett M. The Catholic Reformation. London, 2000. P. 159. 786 Единственный сохранившийся список в качестве даты написания указывает 1623 г., но более вероятной датировкой является 1628 г. См. Шарипова Л. Сокровищница бессмертия: Пётр Могила и его сочинение «Книга души нарицаемая Злото»// Петро Могила , свт. Книга Дyшi, йменована Злото. К., 2007. С. 357. 794 Следует отметить, что об образовании священников заботились и предшественники митр. Петра Могилы . Так, согласно Номоканону 1624 г. малорусские духовники должны были иметь у себя не только правила св. Отцов, но и толкования на них, а также еще довольно объемный перечень богословских трудов. См. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. С. 137. 803 Феодосий Сафонович. Выклад или учение о Церкви Святой и ее тайнах. К., 1666, 1668, Уневский монастырь 1674;. Наука о Тайне Св. Покаяния, сиречь о Правдивой и Сакраментальной Исповеди. К., 1685; Грехи собранные. Чернигов, 1685. См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Одесса, 1894. Т.1. С. 580–582. 804 Так, например, в библиотеке Антониево-Сийского монастыря были переписанные экземпляры трудов Гизеля. См. Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. – Л., 1978. С. 154–187; Белова Л. Б. Старопечатные книги из библиотеки Антониево-Сийского монастыря//Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности. Вып. 4. Архангельск, 2009. С. 32, 193.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010