Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [Плишка, Малый] († после 1606), агиограф, гимнограф. Источниками сведений об И. являются созданные им произведения. В Житии прп. Антония Сийского (1578) И. сообщает, что принял постриг в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре и ко времени написания Жития был иеромонахом. Сщмч. Никодим (Кононов) предположил, что И. был вдовым священником из крестьян, к-рый принял постриг в Сийском мон-ре, скончался и погребен там же ( Никодим (Кононов). 1895. С. 11). Прот. А. Кириллов считал, что И. был рукоположен во иерея Новгородским архиеп. Александром , учеником прп. Антония Сийского , незадолго до составления Жития ( Кириллов А. Прп. Антоний, Сийский чудотворец: К 350-летию со дня блаженной кончины преподобного (1556-1906)//Архангельские ЕВ. 1906. Ч. неофиц. 22. С. 701-702). И. именуется в рукописных документах Сийского мон-ря Ионой Малым «в отличие от старца Ионы, бывшего в числе учеников преподобного, пришедших в обитель из Шелексы» (Там же. С. 701-702, 707-708). В составленных им службах на Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого и на память св. царевича Димитрия Иоанновича И. писал о том, что он имел прозвище Плишка. Возможно, в 1584 г. И. был игуменом вологодского Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря . Жалованные грамоты глушицкому игум. Ионе от 27 июня 1584 г. опубликованы в «Истории российской иерархии» (Т. 3. С. 711-712, 719-720). В том же году И. написал Житие прп. Сергия Нуромского, о чем сообщается в завершающей главе произведения. В 1589 г. И., согласно созданному им Житию прп. Варлаама Важского, вновь состоял в братии Антониева Сийского мон-ря и находился по поручению монастырских властей в Богословском мон-ре на Ваге. Пребывание И. зимой 1588/89 г. в Богословском мон-ре подтверждается хозяйственными книгами Антониева Сийского мон-ря ( Исидорова З. Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф., 18-20 нояб. 2003 г. Вел. Новгород, 2003. С. 62-63).

http://pravenc.ru/text/578316.html

Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Царствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Государя – об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года. В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монашеская община. В 1923 году монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом отдыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот период многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в ветхость. В 1970-1992 гг. в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома. Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению монастыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского. В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмогорского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение. Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архимандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми.. Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона постепенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благотворительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспедициях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько приходов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Божию. С марта 2000 года выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года - церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».

http://sobory.ru/article/?object=08656

Таким образом, оба сочинения Зиновия как бы восполняют одно другое и только взятые вместе дают полное понятие как о лжеучении Косого, так и об умственных качествах Зиновия. Остальная духовная литература настоящего периода представляет одни почти жития святых и подобные сочинения. Таковы: а) Слово о святых мучениках Черниговских князе Михаиле и боярине Феодоре черноризца Зиновия, о котором мы только что говорили, и б) сказание об обретении мощей святого Ионы, архиепископа Новгородского, усвояемое ему же, Зиновию , на основании того, что в сказании замечают и слог Зиновия, и прямые заимствования из его «Показания истины» . Таковы же: в) житие преподобного Александра Ошевенского, обширное и богатое по содержанию, составленное в 1567 г. иеромонахом того же монастыря Феодосием по устным преданиям и в особенности по рассказам родственников преподобного и глубоких старцев обители ; г) жития преподобных Антония Сийского, Сергия Нуромского и Варлаама Пенежского, или Важского, написанные священноиноком Сийского монастыря Ионою , бывшим несколько времени игуменом в Глушицком монастыре; первое он написал в 1578 г. по просьбе сийского игумена Питирима, второе — в 1584 г. по просьбе братии Нуромской обители, третье — в 1589 г. по просьбе братии Важского монастыря ; д) другая редакция жития преподобного Антония Сийского, написанная в 1579 г. царевичем Иваном, сыном царя Грозного , по просьбе того же сийского игумена Питирима и Новгородского архиепископа Александра и по благословению митрополита Антония; царевич воспользовался трудом Ионы, одно в нем сократил, другое изложил более витиевато, а сам сочинил только новое предисловие к житию и потом еще особое похвальное Слово преподобному Антонию ; е) житие преподобного Герасима Болдинского, составленное по просьбе иноков-учеников преподобного игуменом Болдинской обители Антонием, который в 1586 г. возведен в сан Вологодского епископа, автор внес в житие автобиографию Герасима, продиктованную им пред смертию ученикам, и дополнил эту биографию рассказами самих учеников ; ж) житие преподобного Геннадия Костромского, написанное между 1584–1587 гг. учеником его и игуменом основанного им монастыря Алексеем , который также внес в житие преподобного духовное завещание его, продиктованное им пред смертию; з) житие преподобного Корнилия Комельского, написанное в 1589 г. постриженником и учеником его Нафанаилом, который некоторые рассказы передает со слов самого своего учителя; и) житие преподобного Александра Куштского , составленное, как можно догадываться, во дни царя Ивана Васильевича Грозного, хотя ни имя автора, ни год составления жития неизвестны .

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

1004 ...Александре, иже поживый в предлех Каргаполскых! – Александр Ошевенский (17 марта 1427–20 апреля 1475), основатель монастыря на р. Чюрьюге в 45 верстах от Каргополя. 1006 ...Антоние, иже поживый в пустыни Сейстей! – Антоний, основатель в 1520 г. Троицкого общежительного монастыря на р. Сие, в 90 верстах от г. Архангельска, названного впоследствии Антониево-Сийским. Уже при жизни преп. Антония монастырь становится центром экономической и духовной жизни Подвинья, в XVII в. продолжает играть важную роль в духовной и книжной культуре Двинского края: на протяжении XVI–XVII вв. в монастыре складывается большая библиотека, являющаяся одной из самых интересных и ценных книгохранительниц Русского Севера. 1007 ...вторая пустыня... – Пустыня на озере Дудница, в 3 верстах от Антониево-Сийского монастыря, где подвизался Антоний Сийский. 1008 ...учениче Филофее... – В Житии Антония Сийского рассказывается о том, что Антоний Сийский, наделенный прозорливостью, предугадал желание инока Филофея уйти из монастыря и наставил его на путь истинный своей беседой. Имя Филофея упоминается и в других текстах, написанных царевичем. Так, в Службе Антонию Сийскому царевич, следуя за описанием чудес в Житии редакции Ионы, дважды упоминает ученика Филофея, которого Антоний Сийский «от соблажнения дьявола исхитил». В своем «Исповедании» царевич также рассказывает об ученике Антония Сийского – Филофее, который приходил в Москву вместе с игуменом Питиримом в 1579 г. и просил Ивана Грозного содействовать канонизации Антония Сийского. Царевич называет его в этом «Исповедании» и первым «съписателем» Жития Антония Сийского, ничего не говоря о его сочинении. Возможно, инок Филофей, испытавший на себе прозорливость преподобного Антония, и Филофей, приходивший в Москву и рассказывавший царевичу о святом, один и тот же человек. Некоторые исследователи считают, что инок Филофей вел «Записки», которые дошли до нас в составе Жития редакции Ионы (Никодим (А. Кононов). Преподобный Антоний Сийский чудотворец: исторические сведения о церковном его почитании с приложением древнего рукописного жития в полной и краткой редакциях. СПб., 1901).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тема: Неизвестные автографы архиепископа Холмогорского Афанасия в фондах РГБИ Военно-Медицинской академии. Братчикова Елена Кимовна, кандидат исторических наук, сотрудник издательства " Парад " (г. Москва). Тема: Выдающийся памятник русского искусства Сийское Евангелие XVII века. Медведева Людмила Павловна, редактор богослужебного отдела Издательского Совета Московской Патриархии (г. Москва). Тема: Службы святым Русского Севера и Минейный свод. Кольцова Татьяна Михайловна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по науке МО " Культура Русского Севера " (г. Архангельск). Тема: Редкие иконы в храмах города Архангельска. Шаляпин Сергей Олегович, кандидат исторических наук, доцент юридического факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: Ссыльные архиереи на Русском Севере как просветители. Попова Людмила Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: К истории Пертоминского монастыря в XVII-XX веках. Бронникова Евгения Петровна, старший научный сотрудник Архангельского областногокраеведческого музея (г. Архангельск). Тема: Фотографии в северных монастырях. Смирнова Марина Александровна, преподаватель кафедры культурологии и религиоведения ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: Приписные монастыри Антониево-Сийского монастыря. Окладников Николай Анатольевич, краевед (г. Архангельск). Тема: Владения Антониево-Сийского монастыря на Мезени и зимнем берегу Белого Моря во второй половине XVI века – начала XVIII века. Монахиня Евфимия (Пащенко), краевед, автор книг по церковной истории Архангельского края (г. Архангельск). Тема: Просветительская деятельность женских монастырей Архангельской епархии в XIX-haчaлe ХХ вв. Несанелене Валентина Николаевна, археолог, секретарь церковно-археологического кабинета Антониево-Сийского монастыря (г. Архангельск). Тема: Об археологических раскопках В Антониево-Сийском монастыре. Ахмеров Олег Михайлович, заместитель начальника отдела по работе с общественными и религиозными организациями администрации г. Костромы.

http://pravoslavie.ru/15004.html

Состоялось первое заседание оргкомитета по празднованию 500-летия Сийского монастыря 2 марта 2019 г. 20:11 Празднование в 2020 году 500-летия Антониево-Сийского монастыря обсудили 28 февраля 2019 года на первом заседании организационного комитета в Овальном зале Правительства Архангельской области. На встречу собрались представители региональной и муниципальной власти, Архангельской епархии , областных предприятий и общественных организаций. Возглавили заседание губернатор Игорь Орлов и митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил . «Нас ждет большое событие, было несколько этапов обсуждения празднования этого юбилея. Сегодня наша задача подвести первые итоги и обсудить планы на ближайшую перспективу. Мы все прекрасно знаем место и роль этой обители в истории Русского Севера и нашего Отечества, поэтому я очень рассчитываю, что все мы приложим силы, чтобы провести юбилей на самом высоком уровне», — сказал Игорь Орлов. По словам митрополита Даниила, одна из главных задач — проведение необходимых реставрационных работ в монастыре. «Троицкий собор Сийского монастыря отреставрирован всего на десять процентов от сметы. Не завершено проектирование по Благовещенской церкви. У нас есть еще два сезона для проведения восстановительных работ до юбилея, на который мы будем ждать Святейшего Патриарха. В Москве и Московской области из бюджета финансирование идет как на светские объекты культурного наследия, так и на храмы, являющиеся памятниками. У нас религиозные памятники не финансируются совсем», — отметил митрополит Даниил. «Давайте внедрим в Архангельской области такой же способ распределения реставрационных средств, как в других регионах — на паритетной основе», — призвал глава Архангельской митрополии . На заседании обсуждались вопросы водо- и теплоснабжения монастыря, реконструкции электросетей, ремонта дороги от трассы М-8, строительства оптоволоконной линии связи, разработки градостроительного плана и другие меры по подготовке к предстоящему юбилею. Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 километрах от Архангельска, в Холмогорском районе, на полуострове Большого Михайлова озера.

http://patriarchia.ru/db/text/5382511.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Архангельске освящен самый высокий храм 02.09.2008 28 августа епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил чин великого освящения воссозданного храма в честь праздника Успения Божией Матери на набережной реки Северная Двина в Архангельске . На торжестве освящения самой высокой городской церкви вместе с жителями и гостями города молился мэр города Виктор Павленко и городские чиновники. Вечером накануне освящения из храма святого Мартина Исповедника в Соломбале в возрожденную церковь перенесли одну из самых почитаемых верующими архангелогородцами икону в честь Успения Божией Матери. После освящения состоялся крестный ход вокруг храма, после чего была отслужена праздничная Литургия. В течение нескольких лет Успенский храм строился стараниями подворья Антониево-Сийского монастыря в Архангельске и одного высокопоставленного благодетеля, не пожелавшего открыть свое имя. Как рассказал настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников), воссоздание Успенской церкви началось с создания инициативной группы верующих, некоторые из которых даже отказались называть свои имена, при этом именно они изыскивали средства, и возможности для начала проектирования и строительства храма. В свою очередь братия Антониево-Сийского монастыря усердно молилась о начале строительства, читался акафист Божией Матери. «Осенью 1998 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил Крест на месте строительства, тем самым, ознаменовав духовное начало стройки. Это привлекло внимание архангелогородцев, люди узнали, что началось строительство новой церкви. В 1999 году построили и освятили часовню в честь преподобного Антония Сийского, стали приходить верующие, служились молебны и панихиды. Затем началось возведение основания храма. Финансовые средства на строительство не выделялись, храм строился на пожертвования», - отметил отец Трифон.

http://drevo-info.ru/news/5471.html

Охраняется государством: 4-я Рос. науч.-практ. конф. СПб., 1996. Ч. 3. С. 66-70. (Программа «Храм». Сб. мат-лов; 11); Белоброва О. А. Никодим//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 391-392; Мишина Е. А. Святцы Антониева-Сийского монастыря и их предполагаемый автор//Филёвские чт. М., 1994. Вып. 5. С. 3-14; Кольцова Т. М. Сев. иконописцы: Опыт библиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 89-90; она же. Архим. Антониево-Сийского мон-ря Никодим и его рекомендации по реставрации икон//Грабарёвские чт. М., 2003. Вып. 5. С. 104-114; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 39-53; она же. Искусство Холмогор XVI-XVIII в. М., 2009. С. 64-73; Мальцев Н. В., Мальцева О. Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Сев. России XVI-XVIII вв. СПб., 1998. Вып. 1. С. 70-72; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 46; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000. С. 14, 40, 59, 60, 128, 132, 135, 139, 146, 157, 173, 180, 182, 183, 189-194, 197, 198, 237; она же. «История» о житии Феодосия Сийского - монастырское соч. XVII в.: (К вопросу о форме сев.-рус. агиографии)//200 лет первому изд. «Слова о полку Игореве»: Мат-лы юбил. чт. по истории и культуре Др. и новой России, 27-29 авг. 2000 г. Ярославль, 2001. С. 194-204; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР. 2001. [Вып.:] Севернорус. мон-ри. С. 236-264; она же. Виршевые редакции севернорус. житий//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 195-206; Исчисление рус. иконописцев всех школ/Сост.: И. А. Кочетков. М., 2003. С. 449-451; Хромов О. Р. Новые мат-лы о Сийском иконописном подлиннике//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в. Ростов, 2006. С. 280-287; Евсеева Л. М. Иконописный подлинник//ПЭ. 2009. Т. 22. С. 58-60; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 449-451. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник

http://pravenc.ru/text/2565604.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 11 февраля 2008, 19:43 Впереди – выборы президента России. На вопрос, должны ли православные ходить на выборы, и может ли священник в той или иной мере влиять на их выбор, «Воде живой» отвечает настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов. 11 февраля 2008, 19:33 6 февраля сотрудники Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии посетили тюремную больницу Федеральной службы исполнения наказаний имени доктора Ф. П. Гааза. 11 февраля 2008, 14:34 10 февраля, в день памяти святых новомучеников и исповедников российских, в Санкт-Петербургской епархии вспоминали всех погибших за православную веру. В храме-часовне во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Миргородской улице был престольный праздник. В тот же день сразу несколько приходов епархии совершили традиционное паломничество на Левашовскую пустошь. 11 февраля 2008, 12:44 8 февраля в храме преподобного Антония Сийского архимандритом Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии Трифоном был отслужен молебен Божией Матери о заступничестве и покровительстве в деле строительства нового храма. 9 февраля 2008, 17:55 8 февраля по приглашению приходской общины храма прп. Антония Сийского, расположенного на пустыре между улицами Ольги Форш и Демьяна Бедного в Калининском районе, верующие петербуржцы собрались на молебен о разрешении непростой ситуации. Богослужение возглавил настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников), специально приехавший из Архангельской области.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=27&t...

Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский монастырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памятник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, паникадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”. Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому. Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александрович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийского, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь. Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и освящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Надвратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал преподобный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

http://sobory.ru/article/?object=08656

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010