Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОДИМ СИЙСКИЙ Образ Божией Матери «Умиление». Прорись из Сийского Иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 448) Образ Божией Матери «Умиление». Прорись из Сийского Иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 448) (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?), дер. Шуренга Усть-Мошской вол. Каргопольского у. (ныне Шуреньга Плесецкого р-на Архангельской обл.) - 11.07.1721, Антониев Сийский мон-рь), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря ; книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника. Биография Василий род. на р. Онеге, от названия деревни происходит его прозвище - Шуренга, известны и другие именования иконописца: Каргополец, Онежанин. О Н. С. рассказывают его собственноручные пометы на страницах Сийского иконописного подлинника: «Сей образец Васки Мамонтова с Шуренги... прямое имя Никон, потом чернец Сийского монастыря, иеромонах многогрешный и архимандрит недостойный», «Перевод Василия Мамонтова Онежанина по реклому Шуренга», «Василий Мамонтов по прозванию Шуренга был монах Антония Сийского и иконописец» ( Брюсова. 1984. С. 150). В синодике Антониева Сийского мон-ря упоминаются жители Усть-Мошской вол., здесь указаны Мамант и Параскева, вероятно родители иконописца, а также др. родственники - архим. Сергий и схим. Дамиан (ГААО. 3(491). син. Л. 11, 236 об.; Кольцова. 2009. С. 64). В написанном Василием Житии сийского игум. Феодосия автор сообщает о себе, что он - внук игумена Кожеозерского мон-ря Сергия, жил в этой обители в отрочестве, «письмен учашуся» и познакомился там с игуменом Сийского мон-ря Феодосием (БАН. Арханг. Древлехран. 408. Л. 250-250 об.). В 1673 г. Василий принял постриг в Сийском мон-ре с именем Никодим. В 1677-1678 гг. он, уже в сане иеромонаха, ездил в Ручьевскую обитель, где принимал участие в перенесении мощей преподобных Исаии и Никанора Ручьевских. В 1681 г. Н. С. сопровождал игум. Феодосия в Москву. В 1681-1682 гг. он исполнял послушание книгохранителя, занимался перепиской и иллюстрированием книг из монастырской б-ки. В 1683-1684 гг. руководил строительством подворья Сийского мон-ря в Москве. В 1689-1690 гг. он был «московской службы строителем» и руководил устройством нового монастырского двора в Москве, что «за Никитскими вороты», к-рый был пожалован государем по просьбе патриаршего казначея Паисия (Мефодиева). В течение «московского периода» Н. С. покупал для мон-ря краски и др. материалы, получал богатые вклады для обители, среди них - иконы, складни, гравюры (РГАДА. Ф. 1196. Оп. 4. Д. 240; Кольцова. 2009. С. 66). В 1686 г. ездил на «острова» (Новую землю) разыскивать пропавших моряков.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым – одно из немногих известных в настоящее время сочинений царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного. Все сочинения царевича посвящены почитанию севернорусского подвижника XVI века Антония Сийского: Служба и Житие Антония Сийского, Похвальное слово и «Исповедание», в котором царевич описывает историю создания своих произведений. Преподобный Антоний Сийский (в миру Андрей), родившийся в северном местечке Кехта, постриженник Пахомия Кенского, основал в 1520 г. на реке Сие в Двинском крае монастырь в честь Святой Троицы и стал его первым игуменом. Преподобный Антоний Сийский при жизни был прославлен иноческими подвигами и пустынножительством, а после преставления 7 декабря 1556 г. – многочисленными чудесами от раки с мощами святого и от храмовой иконы Святой Троицы, по монастырскому преданию, написанной самим Антонием. В 1579 г., спустя 23 года после преставления Антония Сийского, игумен Антониево-Сийского монастыря Питирим и ученики святого архиепископ Новгородский Александр и инок Филофей пришли в Москву и обратились к Ивану IV с просьбой о канонизации святого. «Ходоки» принесли с собой и Житие Антония Сийского, составленное годом раньше священноиноком Антониево-Сийского монастыря Ионой. Архиепископ Александр обратился за помощью к царевичу Иоанну Иоанновичу, и тот, любовию «распалаем ко святому», написал службу Антонию Сийскому, которая и была представлена вместе с Житием в редакции Ионы на церковный собор 1579 г. Через полгода царевич Иоанн Иоаннович составил новую редакцию Жития Антония Сийского, а затем Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. О службе преп. Антонию Сийскому в редакции царевича Иоанна Иоанновича см.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206–221. Житие святого в переработке царевича приведено в издании: Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Церковь Антония Сийского. Церковь преподобного Антония Сийского Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Антония Сийского Год постройки:Между 2004 и 2006. Архитектор:Г. Фомичев Адрес: Санкт-Петербург, Калининский район, на пустыре между ул. Ольги Форш и ул. Демьяна Бедного Координаты: 60.03808, 30.38763 Проезд:станция метро Гражданский проспект, далее по проспекту Просвещения до ул. Ольги Форш (около 4-х остановок) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм преподобного Антония Сийского построен на Гражданке. Это первый храм будущего подворья Антониево-Сийского монастыря. Еще здесь планируется построить каменный храм Архангела Михаила вместимостью на 600 человек, отдельно стоящую колокольню, а в дальнейшем келейно-гостиничный комплекс, где будет библиотека православной литературы, воскресная школа, кафе, школы традиционных архангельских ремесел. Подворье Антониево-Сийского монастыря станет первым в Петербурге, подчиняющимся другой епархии. Строительство ведется по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. А начиналось все более десяти лет назад. Беда, случившаяся в жизни Анатолия Першина, не оставила ему надежд на выздоровление, и только молитва на мощах преподобного Антония вернула его к полноценной жизни. В благодарность за исцеление и с благословения настоятеля монастыря архимандрита Тихона, Анатолий взял на себя труд по устройству подворья монастыря в Петербурге. 25 октября 2004г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил начало работ по строительству храма преподобного Антония и установил в основание капсулу. 3 декабря 2006г. настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон совершил чин освящения крестов малого и большого куполов храма. Храм срубили ярославские плотники. Он выполнен в традициях северного деревянного зодчества. Высокая шатровая кровля увенчана главкой с крестом. Малая главка венчает небольшую звонницу, расположенную над входом. Главки крыты лемехом. С трех сторон храм окружает галерея. С восточной стороны выступает прямоугольная апсида.

http://sobory.ru/article/?object=08928

Крестный ход в память о чуде святого Антония Сийского пройдет в Архангельской области 20 июня 2009 г. 15:11 21 июня братия Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря вместе с многочисленными паломниками пройдут крестным ходом от села Емецк (Архангельская область) до Святого озера. Об этом ИА «Православие на Северной земле» сообщили на подворье Сийского монастыря в Архангельске. Молитвенное шествие начнется после ранней Божественной Литургии в емецком храме в честь преподобного Феодосия Сийского. На всем пути следования крестного хода будут совершаться молебны Богородице, преподобным Антонию и Феодосию Сийским, всем святым, в земле Российской просиявшим. На берегу Святого озера на месте разрушенного Крестовоздвиженского храма (бывшего монастырского скита) будет совершен водосвятный молебен. В этот день каждый верующий сможет окунуться в озеро, набрать святой воды и приложиться к Владимирской иконе Божией Матери. Как рассказал ИА «Православие на Северной земле» насельник Антониево-Сийского монастыря иеродиакон Феофил (Волик), начало ежегодному шествию было положено в 1672 году, когда в округе Сийского монастыря долго стояла ненастная, холодная погода, угрожавшая неурожаем. Преподобный Антоний явился крестьянину Иоанну Тырыданову во сне и велел «идти иереом из окрестных весей со кресты со всенародным множеством к Угловатому езеру молебствовать. Если впредь будут жители соблюдать пост в среду и пятницу, то смилуется Господь и дарует хлебу и плодам совершитися благопотребне». С тех пор в Антониево-Сийском монастыре и его окрестностях установилась традиция — в десятое воскресенье по Пасхе, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершать крестный ход к озеру Угловатое, в народе названному Святым. Здесь, у озера, преподобный Антоний в поисках места для обители встретил крестьянина Емецкого стана Самуила, который и поведал о чудесном месте на озере Большом Михайловом — временами слышался оттуда колокольный звон и пение, а некоторые даже видели монахов, секущих лес. Здесь, на Михайловом озере, преподобный устроил обитель во имя Святой Троицы, а на Угловатом был поставлен храм в честь Воздвижения Креста Господня.

http://patriarchia.ru/db/text/677208.htm...

В 40-х гг. XVIII в. в Кенском монастыре был составлен цикл сочинений о П.: Похвальное слово П.; «Изъвещение въкратце о преподобном отцы нашем Пахомии Кенском чудотворце, в кая лета бе»; «О бывшем чюдеси преподобнаго отца нашего Пахомия Кенскаго, которое бысть в лето 7016 году»; «Чюдеса преподобнаго отца нашего Пахомия Кенскаго, Каргопольскаго чудотворца» (18 посмертных чудес в 1691-1730) (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 48, 1760-1770-е гг.; ГИМ. Барс. 865, нач. XIX в.; ГИМ. Ф. 450. Д. 697а, 3-я четв. XIX в.) (опубл.: Пигин. Лит. сочинения. 2009). Вероятным автором этого цикла К. А. Докучаев-Басков считал строителя Кенского мон-ря Макария (управлял обителью в 1742-1756). Новые по сравнению со сведениями из Жития Антония Сийского биографические данные о П. в этом цикле отсутствуют: «А отъкуду пришед ту, и коего града и рода, града же и отечества, или где пострижен бе, о том по сей час нам обрести не прилучися» (Похвальное слово); «Нам... не познавается, отъкуду сей отец наш авво Пахомий прииде на место сие, коего града или веси, и отечества, и рода» («Извещение…»). Как утверждается в «Извещении…», П. жил во времена вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533), при Московском митр. Варлааме (1511-1521) и Новгородском архиеп. свт. Геннадии (1484-1504), основал мон-рь на р. Кене, где постриг в 1508 г. Антония Сийского, к-рый в 1513 г. ушел из монастыря. Не имея возможности воспользоваться «древней историей» о П., якобы сгоревшей во время «литовского нахождения» (1615), автор обращается к Житию Антония Сийского как к основному источнику сведений о П. Со ссылкой на этот памятник он приводит рассказ о путешествии Антония в Кенский мон-рь, в 5 поприщах от него будущему преподобному явился некий «муж священнолеиных» «в белых ризах», благословивший его на монашеский подвиг. Автор отождествляет этого «мужа» с П. и трактует видение Антония как прижизненное чудо П., к-рый приход ученика «еще прежде духом провидя». Из 18 посмертных чудес П. датированы только 7, хронология совершения этих чудес нарушена. В одном из посмертных чудес П. вместе с прп. Александром Ошевенским исцелил больного. В Похвальном слове прп. Антоний Сийский и П. как святая «двоица» уподобляются преподобным Феодосию и Антонию Печерским: «Якоже Феодосий со Антонием, Печерстии отцы, сподвижеся добре, тако Сийский Антоний с Пахомием Кенским отцы в благоигоношении всеусердно течаста, спасительний подвиг совершающе». Духовная связь П. и прп. Антония Сийского отражена также в иконографии (известны их парные изображения); кроме того, имя П. включено в «род» Антония Сийского в синодике Антониева Сийского мон-ря XVII в. (ГААО. Текущие поступления. 3 син (491). Л. 10 об.). Цикл может свидетельствовать о попытке написания в Кенском мон-ре в 40-х гг. XVIII в. Жития П.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 8 февраля в храме преподобного Антония Сийского архимандритом Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии Трифоном был отслужен молебен Божией Матери о заступничестве и покровительстве в деле строительства нового храма.  Напомним, что в Петербурге на улице Ольги Форш планируется строительство храма во имя Михаила Архангела и подворья Антониево-Сийского монастыря. В Комитет по инвестициям подан пакет согласованных документов, получено задание Комитета по градостроительству и архитектуре. В то же время, глава администрации Калиниского района Михаил Сафонов не даёт согласия на начало стройки, а чиновники районной администрации высказывают намерение использовать отведённую общине землю для сооружения других объектов. Однако верующие не намерены сдаваться. Каждую неделю по границам будущего строительства совершается крестный ход, в храме читается Псалтирь, возносится коленопреклоненная молитва о благополучном разрешении конфликта.  «Посмотрите, сколько людей пришли молитвенно поддержать строительство подворья, - говорит архимандрит Трифон. – В будний день, когда не все наши прихожане смогли придти из-за работы, собралось столько молящихся, что все они не вместились во временном храме и стоят на улице. Ясно же, что новый храм нам просто необходим». О планах по обустройству подворья Антониево-Сийского монастыря в Петербурге «Воде живой» рассказал управляющий подворьем Анатолий Першин. «Мы мыслим подворье, как центр православной культуры Севера. Будет открыта специальная школа для детей, где они смогут обучаться традиционным ремеслам. В храмовом комплексе запланировано размещение выставочных и конференц-залов, где будут проходить тематические выставки и конференции, посвященные культуре русского Севера».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-11/4...

В Правительстве Архангельской области обсудили августовское мероприятие, посвященное 500-летию Сийского монастыря 8 июля 2020 г. 17:27 8 июля 2020 года в Правительстве Архангельской области состоялось совещание по подготовке и проведению 5 августа сего года праздничного мероприятия, посвященного 500-летию со дня основания Антониево-Сийского монастыря. Участие во встрече принял митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий . Открывая совещание, архипастырь отметил, что весь 2020 год в Архангельской епархии посвящен юбилею обители. «Этот монастырь уже в XVI веке стал крупнейшим духовным и культурным центром Поморья, и сегодня наш долг сделать все возможное для того, чтобы напомнить северянам и гостям Архангельской области об этой прекрасной обители, которая и по сей день, по свидетельству многих людей, славится духовной силой и красотой, — сказал владыка Корнилий. — Думаю, что совместные усилия государственной и муниципальной власти, духовенства и общественности сегодня могут быть объединены для общей благородной цели — проведения фестиваля " К сердцу Севера: от Ладоги до Онеги " , который 5 августа завершится в древнем Сийском монастыре архиерейским богослужением и соберет множество паломников и гостей». Участники фестиваля доставят в Сийскую обитель из Москвы резную деревянную икону с изображением русских преподобных Сергия Радонежского, Александра Ошевенского, Антония Сийского, Кирилла Белозерского и Пахомия Кенского на фоне Антониево-Сийского монастыря. Образ изготовлен в Москве из красного дерева резчиком Максимом Петровым по инициативе Елены Кутуковой, заместителя губернатора Архангельской области — руководителя представительства региона при Правительстве Российской Федерации. Елена Сергеевна отметила, что совещание прошло очень конструктивно: «Я благодарю руководство нашего региона и руководство митрополии за возможность лично встретиться и обсудить предстоящий фестиваль. Мы оговорили все тонкости этого ожидаемого события, подробная программа празднования будет составлена на следующей неделе. Количество участников фестиваля, включающего помимо прочего и крестный ход, будет согласовано позже в соответствии с актуальной ситуацией по коронавирусной инфекции. Также на совещании мы достигли договоренности о том, как будет продолжаться празднование 500-летия Сийской обители после 5 августа в Москве, Петербурге и Архангельске».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Празднование 500-летия Сийского монастыря состоится с учетом эпидемической ситуации в Архангельской области 24 июля 2020 г. 11:17 Мероприятия, посвященные 500-летию Антониево-Сийского монастыря , состоятся в обители 5 августа 2020 года с учетом сложной учетом эпидемической ситуации в Архангельской области. Итоговый план праздничного события обсудили 23 июля сего года в региональном Правительстве. Участие во встрече принял митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий . Открывая совещание, глава Архангельской митрополии напомнил, что Сийская обитель — одна из культурных жемчужин Севера, которая уже в XVI веке была крупнейшим духовным и культурным центром Поморья. «Сегодня прекрасный монастырь, который и по сей день славится духовной красотой и силой, нуждается в поддержке и внимании. Смеем надеяться, что Божией милостью и благословением преподобного Антония намеченные мероприятия будут совершенно безопасны для всех участников», — сказал глава митрополии. 5 августа в обители состоится архиерейское богослужение, которое возглавит митрополит Корнилий. Начало Божественной литургии в 8.00. Также к этому дню в монастырь прибудут участники фестиваля «К сердцу Севера: от Ладоги до Онеги» и принесут из Москвы резную деревянную икону с изображением русских преподобных Сергия Радонежского, Александра Ошевенского, Антония Сийского, Кирилла Белозерского и Пахомия Кенского на фоне Антониево-Сийского монастыря. Образ изготовлен в Москве из красного дерева резчиком Максимом Петровым по инициативе Елены Кутуковой, заместителя губернатора Архангельской области — руководителя представительства региона при Правительстве Российской Федерации. Организацией фестиваля «К сердцу Севера: от Ладоги до Онеги» занимается Правительство Архангельской области совместно со спортивными федерациями России. Культурная программа 5 августа будет ограничена проведением выставки, посвященной истории обители, в трапезной палате. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Книга настоятеля Антониево-Сийского монастыря «Слава Богу за все» представлена в Санкт-Петербурге 5 февраля 2009 г. 14:27 Книга настоятеля Антониево-Сийского монастыря Архангельской епархии архимандрита Трифона (Плотникова) «Слава Богу за все» представлена 4 февраля в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Издание увидело свет по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона и выпущено к 485-летию обители и 450-летию преставления преподобного Антония Сийского. Представление книги прошло в рамках проекта Центра чтения РНБ «Единое книжное пространство России». Авторы проекта продолжают программу презентации лучших книг, рожденных на пространствах России. Слова, ставшие названием книги, произнес более полутора тысяч лет назад византийский епископ и богослов Иоанн Златоуст. В них — воплощение христианского отношения к жизни и человеческой мудрости. Но это не богословская книга. Она обращена к широкому кругу читателей. История, сегодняшний день древнего монастыря и его братии представлены документально-художественными очерками, старинными изображениями северных святых и снимками нынешних насельников. Это игумены, иеромонахи и послушники, иконописцы, благотворители и трудники, паломники и помощники — известные, именитые и рядовые северяне. Разными путями приходили они в монастырь, но их объединил и запечатлел для истории автор — воссоздатель древней обители. Овладев искусством съемки, он из тысяч документальных и художественных снимков создал уникальную фотолетопись возрождения северной русской святыни. «Слава Богу за все» — это позиция автора, личность которого пронизывает страницы текста, художественные заставки, каждый фотоснимок и подпись к нему. Соавторами книги стали изображенные на снимках — они рассказывают о своем пути к Богу, вере, о дороге в монастырь. Организаторами презентации в РНБ стали Антониево-Сийский монастырь и Архангельская областная научная библиотека имени Николая Добролюбова. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/551434.htm...

Крестный ход, посвященный чуду прп. Антония Сийского, прошел в Архангельской области 13 июня 2007 г. 16:57 10 июня в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, братия Антониево-Сийского монастыря ( Архангельская и Холмогорская епархия ), вместе с многочисленными паломниками совершила крестный ход из Емецка ко Святому озеру. Молитвенное шествие началось после ранней Литургии в емецком храме в честь преподобного Феодосия Сийского, которую совершил настоятель монастыря архимандрит Трифон (Плотников) в сослужении священников, приехавших на праздник из других городов епархии. Участие в крестном ходе приняли несколько сотен паломников из Емецка, Холмогор, Архангельска, Северодвинска, Мирного и Новодвинска. Многие люди приехали на собственных машинах, преодолев по дороге сотни километров. На всем пути следования крестного хода служились молебны Божией Матери, преподобным Антонию и Феодосию Сийским, всем святым, в земле Российской просиявшим. Шествие сопровождали колокольные звоны — передвижная звонница была установлена на небольшом грузовике. На берегу Святого озера на месте разрушенного Крестовоздвиженского храма (бывшего монастырского скита) был совершен водосвятный молебен. Паломники набрали святой воды, приложились к мироточащей Владимирской иконе Божьей Матери и окунулись в озере. Традиция проведения крестного хода на Емецкой земле существует более 300 лет. Он проводится в память избавления местных жителей от неурожая. История повествует о том, что одному крестьянину из деревни Сия явился преподобный Антоний Сийский и велел совершить молебен на берегу Святого озера, обещая избавление. Это было исполнено и благодарные жители, а вместе с ними окрестные прихожане и насельники Антониево-Сийского монастыря стали совершать крестный год ежегодно. В наше время традиция была восстановлена в 1993 г, когда иноки Сийской обители начали совершать молебны на берегу Святого озера. Протяженность дороги составляет 11 километров, время в пути около 2, 5 часов. «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/257160.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010