Новинки (Лявля). Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Шатровых церквей типа восьмерик " от пошвы " (от земли), сохранилось не много. Наиболее древняя из них – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году. В 17 веке здесь был Успенский Лявленский монастырь, приписанный к Антониево-Сийскому монастырю. В 1764 году по указу Екатерины II его закрыли, обратив церкви в приходские. В 1804 году на смену деревянной Успенской построили каменную, а Никольскую закрыли на сорок лет на ремонт «за ветхостью». В настоящее время (декабрь 2007) принадлежит музею " Малые Корелы " , вход в нее закрыт. Село Лявля, расположенное приблизительно в тридцати километрах от Архангельска на правом берегу Двины, при впадении в нее речки Лявли, известно с XIV века как одно из древнейших новгородских поселений в низовьях Двины. Здесь располагался древний Успенский Лявлин монастырь, основанный в 14 веке. До 1641 г. монастырь был самостоятельным, а затем перешел в ведение Антониево-Сийского монастыря. В 1339 году для обители, по распоряжению великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, было написано пергаментное Евангелие, одно из первых рукописных на Руси, сохранившееся до настоящего времени, и известное как " Сийское Евангелие " . Такое название Евангелие получило, так как было обнаружено в 1829 году в библиотеке Антониево-Сийского монастыря. В 1887 году оно было передано в древлехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. В 1931 году Евангелие передали в библиотеку Академии наук. Успенский мужской монастырь всегда имел два храма, Успенский и Никольский. Во время пожара 1580 года первая монастырская Успенская церковь сгорела. Существующая Никольская (Успенская) шатровая церковь, была построена в 1581-1584 гг. (в различных источниках эта цифра колеблется в промежутке 1581-1589). По преданию, храм поставлен стараниями новгородской посадницы Анастасии над гробом её брата Стефана, бывшего иноком Успенского монастыря. До 1765 года церковь принадлежала Лявлинской пустыни, образованной из Успенского мужского Лявлина монастыря. После упразднения пустыни, в 1765 году стала приходской церковью. С 1805 по 1845 годы богослужения в ней не проводилось из-за её ветхости. В 1844 г. храм посетил архангельский военный губернатор маркиз Александр Иванович де Траверсе и решил за свой счет отремонтировать древнюю церковь. При ремонте, в 1845-м году, нижние сгнившие венцы сруба не заменили новыми, а просто убрали, опустив весь храм на 2,5 м. Были искажены общие пропорции церкви и утрачена построенная на " выпусках " висячая тесовая галерея-паперть, окружавшая храм с трёх сторон. Тогда же церковь обшили тесом и покрасили в белый цвет " под камень " .

http://sobory.ru/article/?object=08891

Но чаще на гробнице, а также, очевидно, непосредственно на мощах, находившихся в ней 1529 , имелись один или даже несколько покровов. Подобным образом были оформлены раки свт. Петра и Ионы в московском Успенском соборе 1530 , преп. Иосифа Волоцкого в приделе Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря 1531 , преп. Кирилла Белозерского в приделе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1532 , свт. Иоанна и Никиты в новгородском Софийском соборе 1533 , преп. Варлаама в Преображенском соборе Новгородского Хутынского монастыря 1534 , преп. Антония Римлянина в Рождественском соборе Новгородского Антониева монастыря 1535 , св. Михаила Клопского в приделе Троицкого собора Троицкого Клопского монастыря 1536 , преп. Антония в Троицком соборе Антониева Сийского монастыря 1537 , пред. Зосимы и Савватия в приделе Преображенского собора Соловецкого монастыря 1538 , св. Саввы Крыпецкого в подклете придела Саввы Сербского собора Иоанна Богослова Крыпецкого монастыря 1539 . Можно предположить, что на большинстве или даже на всех перечисленных раках лежали покровы с шитым изображением святого, тем более что до нас дошел целый ряд лицевых надгробных покровов XVI в. как некоторых упомянутых, так и других русских святых 1540 . Действительно, если не всегда, то, по крайней мере, в праздничные дни лицевые покровы украшали раки свт. Петра и Ионы московских 1541 , Иосифа Волоцкого (в 1572 г.), Кирилла Белозерского, свт. Иоанна и Никиты новгородских, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина 1542 . Однако на гробницах Савватия, Зосимы (до 1582 г.) 1543 , Антония Сийского (до 1597 г.) 1544 , свт. Германа Казанского в 1614 г. 1545 лицевых покровов не было. Следовательно, лицевой покров, видимо, был желательным, но не обязательным элементом надгробного комплекса рассматриваемого времени. Документы свидетельствуют, что на одной раке лицевой покров мог сочетаться с одним или несколькими покровами, на которых присутствовало только изображение креста 1546 . Иногда гробница была просто покрыта дорогой тканью 1547 . Согласно Описи 1601 г., на лицевой части каменной гробницы Кирилла Белозерского имелась «пелена привесная бархат зелен гладкой, а на ней нашиты три кресты миткальные белы», которая сочеталась с покровами обоих типов 1548 . По-видимому, подобные пелены не были исключением в то время, о чем свидетельствует упоминание о трех пеленах при раке Никиты Новгородского в Софийском соборе 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ (XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского . И. упоминается во всех редакциях Жития прп. Антония: в Первоначальной, которая была создана в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы монастыря (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.-112, 118 об., 80-е гг. XVI в.; опубл.: Рыжова. 2000. С. 241-340); в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 150 об., 165 об.- 166, XVI в.); в Краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об., 50-60-е гг. XVII в.); в Проложной редакции (Пролог на дек.-февр. М., 1659. Л. 1124-1130; Пономарёв. 1896. С. 65-67); в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 73 об., 85 об., 60-70-е гг. XVII в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-195). В Житии прп. Антония сообщается, что И. подвизался вместе с прп. Антонием в Кенском Преображенском мон-ре в Каргопольском крае. Мон-рь был основан прп. Пахомием Кенским, «мнихом добродетелным и благоговейным зело» (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.- 112). Получив благословение прп. Пахомия, св. Антоний вместе с преподобными Александром Сийским и И. ушел из обители. Монахи отправились на поиски безлюдного места, «желая уединится единому Богу». По рекам Онеге и Шелексе они достигли р. Емцы, левого притока Сев. Двины, и остановились у Тёмного порога, где поставили «хижицу» и часовню. На этом месте иноки прожили 7 лет, со временем к ним присоединились Исаия, Елисей, Александр (2-й) и Иона. В пустыни были построены ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Мон-рь просуществовал до 80-х гг. XVI в. («и монастырь устрои, яже и доныне стоит молитвами святаго» - Там же. Л. 112 об.). Отшельники были изгнаны жителями находившегося неподалеку с. Скроботова, подозревавшими иноков в желании захватить их земли. В нач. XX в. существовало предание, объяснявшее бедность жителей Шелексы несправедливостью, к-рую их предки проявили по отношению к прп. Антонию; как только крестьяне начали чтить память святого, их дела улучшились ( Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). В нач. XX в. на месте Никольского Шелексинского монастыря, при впадении р. Шелексы в Емцу, стояла часовня во имя прп. Антония (Житие прп. отца нашего Антония Сийского. 1907. С. 6-7. Сн. 6; Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). Высказывалось мнение, что прп. Антоний с братией подвизался в Троицкой Шелексинской пуст. ( Ратшин. 2000. С. 8).

http://pravenc.ru/text/468875.html

«Для работы в музее будем использовать потенциал братии обители…» Иеромонах Феофил (Волик) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви На фото: А.Ю. Карушев - помощник наместника по связям с общественностью, заведующий церковно-археологическим кабинетом монастыря, Д.В. Данилов - научный сотрудник музея «Малые Корелы», пресс-секретарь монастыря, иеромонах Феофил (Волик)      Монастырский музей – важное направление просветительской деятельности современного монашества. Развивая музейное дело, насельники монастырей помогают паломникам и туристам лучше узнавать историю своих обителей, знакомиться с жизнью насельников прошлых лет, рассказывают о знаменитых людях нашего Отечества, чья судьба неотделимо связана с тем или иным монастырем. Учебники истории, составленные в советский период, не содержали сведений о том, какое значение имели монастыри в формировании духовной и культурной жизни дореволюционной России. Для современного секулярного общества страницы истории, посвященные духовной жизни нашей страны, и сегодня не представляют ценности. Вот почему исследовательская работа монастырей могла бы внести существенный вклад в развитие исторической науки, а главное, помочь молодому поколению российских граждан осознать необходимость сохранения духовной традиции нашего народа. О том, как планируют развивать музейное дело братия Антониево-Сийского монастыря «Монастырскому вестнику» рассказал иеромонах Феофил, главный редактор газеты «Духовный сеятель» и церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф». На официальном сайте Антониево-Сийского монастыря появилась новость о том, что в обители будет открыт музей, проект которого уже разработан. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания музея в монастыре? Кто инициатор замысла и кем реализуется проект? Идея эта возникла давно. Как только был восстановлен храм-колокольня Трех Святителей Московских, в 2003 году, мы разместили на первом этаже экспозицию, рассказывающую о жизни обители. Но спустя некоторое время экспозицию пришлось свернуть из-за высокой влажности в помещении — монастырь расположен на озере. Позднее мы разместили выставку в Сергиевском храме обители, а в трапезной Благовещенского храма — большую витрину и стенды, посвященные истории монастыря.

http://pravoslavie.ru/124811.html

уподоблялся внешности прп. Сергия Радонежского, причем его предписывали изображать и в куколе, и с непокрытой головой: «…подобием аки Сергий Радонежский, на главе схима» (БАН. Дружин. 975. Л. 29); «Подобием сед, аки Сергий Рад[онежский], брада поменши, схима на плечах» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 156 об.). В рукописях XVIII - 30-х гг. XIX в. под 14 мая и 29 июня отмечены 2 традиции изображения преподобного: «Преподобнаго отца нашего Пахомия, начальника Кенскаго монастыря, иже в Помории, новаго чудотворца; подобием рус, брада аки Василия Кесарийскаго; ризы монашеския; инде пишут: подобием сед, брадою аки Сергий, в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 55; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 107); «Рус, брада Василия Великаго» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 160 об.); «Рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на плечах схима, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 175 об.). Архим. Никодим (Кононов) сообщал, что «видом преподобный Пахомий был похож на преп. Сергия Радонежского; русые сначала волосы его стали потом убеленными сединами; изображается в схиме» ( Никодим (Кононов), архим. 1910. С. 5). Изображения П. ранее XVII в. неизвестны. Его иконография формировалась в Антониевом Сийском мон-ре в сер.- 2-й пол. XVII в. Важным иконографическим источником являются лицевые Жития прп. Антония Сийского, где имеются миниатюры со сценами пребывания и пострижения прп. Антония в Кенском мон-ре. Известно неск. таких рукописей XVII-XVIII вв. с иллюстрациями ( Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000. С. 201, 208, 209, 218). Наиболее раннее иллюстрированное Житие создано в 1648 г., оно содержит свыше 150 миниатюр; среди них - сцены из жизни и путешествий прп. Антония, в т. ч. его пребывания в Кенской обители. В надписи указано, что рукопись создана «попечением и прилежанием последнего чернца Феодосия» (ГИМ. Щук. 107/750). Игумен Антониева Сийского мон-ря Феодосий был иконописцем, но прямого указания на его участие в создании миниатюр Жития нет.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Антоний 67 25 июля 1788 перев. из Зеленецкого, а 22 мая 1792 – в Рязанский Солотчинский мнтрь. Арсений Тодорский 22 мая 1792 перев. из Ростовского Борисоглебского, а 16 дек.– в Белоезерский Кириллов мнтрь. Досифей Ильин 31 янв. 1793, из наместн. Троице-Сергиевой Лавры, а 13 мар. 1795 перев. в Новгородский Антониев мнтрь. Анастасий Братановский (Романенко) 13 мар. 1795 перев. из Зеленецкого, а 29 мая 1796 в Новоспасский мнтрь. Феофилакт Русанов 29 мая 1796 перев. из Зеленецкого, а 10 нояб. 1798 – в Новгородский Антониев мнтрь. Амвросий Протасов произведён 29 нояб. 1798 из префектов Московской духовной акад.; 10 окт. 1799 перев. в Новгородский Антониев мнтрь, а 18 нояб. – обратно; с 27 мар. 1800 архим. Иверский. Флавиан Ласкин 10 окт. 1799 перев. из Зеленецкого, а 18 нояб. – в Новгородский Антониев мнтрь. Вениамин Жуков 22 апр. 1800 перев. из Иосифова монастыря, а 29 янв. 1802 – в Белоезерский Кириллов. Евгений Болховитинов 27 янв. 1802 перев. из Зеленецкого монастыря; 17 янв. 1804 хирот. в викария Новгородского. Августин Сахаров в февр. 1804 перев. из Антониева Сийского монастыря; 9 мар. 1806 уволен, а 10 июня хирот. в еписк. Оренбургского. Израиль Звягинцов 13 мар. 1806 перев. из Зеленецкого монастыря, а 31 авг. 1808 – в Свияжский Богородичный. Порфирий Кириллов 31 авг. 1808 перев. из Зеленецкого монастыря, а 9 авг. 1809 – в Белоезерский Кириллов. Анатолий Максимович произведён 15 авг. 1809, из С.-Петербургских вдовых священ.; 31 мар. 1812 хирот. в еписк. Полтавского. Мефодий Пишнячевский , ректор С.-Петербургской семинарии, произведён 27 мар. 1812, а 21 сент. 1813 хирот. в викария Новгородского. Иннокентий Смирнов 30 сент. 1813 перев. из Московского Знаменского монастыря, а 7 мар. 1816 – в Юрьев. Дамаскин Россов 3 июля 1816 перев. из Московского Даниилова монастыря, а 5 июня 1819 – в Новгородский Юрьев. Игнатий Брянчанинов определён в 1834; 13 нояб. 1857 хирот. в еписк. Кавказского. Игнатий Малышев , из наместн., определён 17 нояб. 1857; до ныне (1872). 3 Зеленецкий Троицкий, в Тихвинском уезде, от С.-Петербурга в 180 верстах, основан св. Мартирием в XVI веке. Ныне 3-го класса. [IV, 155.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Архангельской епархии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 8 февраля 2023 г. 12:21 1-4 февраля 2023 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) выездная экспертная группа посетила Архангельскую епархию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. В состав выездной экспертной группы вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета комиссии, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Выездную комиссию встречал и сопровождал в поездке по епархии руководитель курсов для монашествующих, благочинный по монастырям Архангельской епархии игумен Варлаам (Дульский). 2 февраля в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Архангельска состоялось общее собрание, посвященное открытию богословских курсов для монашествующих Архангельской епархии. В ходе встречи обсуждались вопросы организации работы курсов на образовательных площадках. Архимандрит Феофилакт ознакомил преподавателей с единой программой курсов и поделился опытом проведения богословских курсов в митрополиях, епархиях и монастырях Русской Православной Церкви. На встрече присутствовали преподаватели курсов, игумены и игумении монастырей: архимандрит Иосиф (Волков), наместник Артемиево-Веркольского мужского монастыря; игумен Варлаам (Дульский), руководитель епархиального отдела по монастырям и монашеству; игумен Феодосий (Нестеров), наместник Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря; игумения Тихона (Федорова), настоятельница Сурского Иоанновского женского монастыря; монахиня Мария (Губина), старшая сестра Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря в с. Ершовке; иерей Михаил Юров, заместитель руководителя епархиального отдела образования; иерей Димитрий Костюченко, заместитель руководителя епархиального миссионерского отдела; иерей Андрей Дорофейчев, клирик епархии; Е.В. Чувакова, сотрудник епархиального отдела образования, методист; Т.И. Галилюк, педагог; А.Ю. Карушев, библиотекарь Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6002885.ht...

1) Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПб. 1996; 2) Житие Филиппа Ирапского: Вторая редакция (публикация текста)//Русская агиография. СПб. 2005. (Т. 1). С. 648−666; Минеева С.В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста (на примере Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких). Курган, 1999; Федотова М.А. К вопросу о Житии Ефрема Перекомского//Книжные центры Древней Руси: Северно-русские монастыри. СПб. 2001. С. 152−199; Рыжова Е.А. 1) Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000; 2) Литературное творчество книжников Антониево-Сийского монастыря XVI–XVIII вв. Книжные центры Древней Руси: Северно-русские монастыри. С. 218−264; Севастьянова С.К. Сюжет и композиция «Свитка» Елеазара Анзерского//Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск, 1992. С. 50−58; и др. 542 По мнению С.В. Минеевой, тип «отшельнического жития» не получил на Руси распространения «по причинам, обусловленным особенностями русского национального сознания, определившими, в свою очередь, специфику организации монашеской жизни, ориентировавшейся на тип общежития» (см.: Минеева С.В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста. С. 178). 543 Топос нежелания «славы от человек» встречается в целом ряде русских иноческих житий; см.: Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных//ТОДРЛ. СПб. 2006. Т. 57. С. 485−490. 544 Для описания «водворения» инока в пустыню древнерусские агиографы, как правило, использовали «цитаты вселения» из псалмов; см. там же. С. 459−467. 545 Т.Р. Руди выявила особую группу топосов, присущих житиям основателей монастырей; см. там же. С. 490−497. Большинство древнерусских житий преподобных отцов развиваются по типу «игуменских». В пользу этого говорят и сами названия житий, где святой, наряду с «отшельником», называется ещё «строителем», «начальником». Возможно, этому способствовала ориентация отечественной агиографической традиции на древнерусский житийный первообраз – преп. Феодосия, игумена Киево-Печерского монастыря. Одним из распространённых мотивов такого типа житий был мотив «терпения» досаждений от братии, отражающий очень важную для игумена добродетель – смирения и покорности Божьей воле. Так, преп. Сергия Радонежского братия обвиняла в том, что он основал пустынь вдали от источника. Преп. Серапион Кожеозерский до конца дней своих был «в поругании» от монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Макарий, архим. [Миролюбов]. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1–2. М., 1860. Макарий (Веретенников), архимандрит. Некоторые вопросы иконографии на Руси в середине XVI века//Макариевские чтения. Вып. III. Ч. II. М., Можайск, 1995. Маковская С. Иконописцы и художники//Русская жизнь. 1965. 5440 (3 ноября). Малышев В. И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума//Труды Отдела древнерусской литературы. 1966. Т. 22. Мальцева О.Н. Сийский иконописный подлинник: Новые материалы об иконописной мастерской Антониево-Сийского монастыря XVII века//Религия в истории культуры. СПб., 1991. Мальцева О.Н. Иконописная мастерская Антониево-Сийского монастыря в XVII веке//IV научно-практическая конференция «Погибшие святыни». Сборник материалов. СПб., 1996. Мальцев Н.В., Мальцева О.Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Северной России XVI–XVIII веков. Вып. 1. СПб., 1998; Вып. 2. СПб., 2000. Манасветов К. Иконы господских праздников. СПб., 1855. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1973. Масленицын С.И. Писал Семен Спиридонов. М., 1980. Маслов К.И. К истории церковной живописи XIX века. 1858 год//В кн.: Искусство христианского мира. VI./Сб. ст. М., 2002. Мельник Т. Интерьер ростовского Успенского собора в XVI–XVII вв.//Сообщения ростовского музея. Вып. 5. Ростов, 1993. Меняйло В.А. Осташковские иконописцы Сергеевы-Потаповы//ГММК. Материалы и исследования. Вып. 8: Русская художественная культура XVII века. М., 1991. Мещерский В.П.О Палехе//Русский инвалид, 1869. 22. Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М., 1965. Молодых В.Г. Материалы к истории иконописания и живописи в Западной Сибири//Записки Тюменского общества научного изучения местного края. Вып. 1. Тюмень, 1924. Мохова Г.А. Вятские иконописцы. Киров, 2001. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева/Сост. А.А. Салтыков. М., 1981. Музей икон в Реклингхаузене. Германия. М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Прмч. Павел (Моисеев). Фрагмент иконы «Святые новомученики Коряжемские». 2005 г. Иконописная мастерская Антониева Сийского мон-ря (ц. прп. Лонгина Коряжемского, Коряжма) Фото: диак. Вадим Пыргару Прмч. Павел (Моисеев). Фрагмент иконы «Святые новомученики Коряжемские». 2005 г. Иконописная мастерская Антониева Сийского мон-ря (ц. прп. Лонгина Коряжемского, Коряжма) Фото: диак. Вадим Пыргару (Моисеев Иван Яковлевич; 16.02.1849, дер. Дресвище Грязовецкого у. Вологодской губ.- 30.09. 1918, близ Коряжемского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Сольвычегодского у. Вологодской губ. (ныне Архангельской обл.)), прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из крестьянской семьи. Обучался грамоте самостоятельно, читать и писать учился по Псалтири. В возрасте 31 года решил постричься в монашество. 19 марта 1880 г. был принят послушником в братию Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . 9 окт. того же года пострижен в монашество с именем Павел. 16 нояб. 1880 г. рукоположен во диакона и 24 июня 1881 г.- во иерея. В 1887 г. по поручению епархиального начальства в течение полугода управлял мон-рем, после этого был утвержден в должности казначея. В 1890 г. назначен временно управляющим заштатным Николаево-Прилуцким мон-рем, расположенным на берегу р. Сев. Двины (близ совр. пос. Приводино Котласского р-на Архангельской обл.). В 1896 г. назначен временно исполняющим обязанности благочинного мон-рей Великоустюжского викариатства Вологодской епархии. 2 мая 1898 г. утвержден в должности благочинного и 24 июня возведен в сан игумена. 13 марта 1902 г. переведен на должность настоятеля Коряжемского мон-ря. 21 мая 1914 г. возведен в сан архимандрита. Награждался набедренником (1889), наперсным крестом (1899), орденом св. Анны 3-й степени (1908). В сент. 1918 г. один из крестьян донес в Сольвычегодскую ЧК, что в Коряжемском мон-ре видел «сомнительных типов, от чего-то укрывающихся». 30 сент. в мон-рь приехали военком и члены уездной ЧК. Они потребовали показать тайники, в которых хранятся деньги и др. ценности. В результате допроса П., иером. прмч. Никодим (Щапков), иером. прмч. Серафим (Кулаков) и приехавшие в это время в монастырь находившийся на покое архим. прмч. Феодосий (Соболев) и архангельский купец Павел Ганичев были признаны виновными в неподчинении и противодействии властям и приговорены к расстрелу. В тот же день они были вывезены на пустынный остров на р. Вычегде и расстреляны.

http://pravenc.ru/text/2581889.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010