Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ Прп. Пахомий Кенский. Фрагмент иконы «Собор Карельских чудотворцев». Кон. XIX — нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске). Фото: Т. М. Кольцова Прп. Пахомий Кенский. Фрагмент иконы «Собор Карельских чудотворцев». Кон. XIX — нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске). Фото: Т. М. Кольцова († после 1513), прп. (пам. в 1-ю субботу по Богоявлении, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии), Кенский, основатель мон-ря в честь Преображения на р. Кене (ныне Архангельская обл.). Наиболее ранним источником сведений о П. является Житие Антония Сийского (1-я редакция составлена в 1578). Согласно этому памятнику, в 1508 г. в Кенском мон-ре игум. П. постриг в монахи буд. св. Антония Сийского (дата пострижения в Житии не указана, но устанавливается на основе приведенных в тексте хронологических расчетов). П. стал духовным отцом и наставником Антония в монашеском делании, позднее благословил его принять священнический сан. При жизни П. в 1513 г. и с его разрешения Антоний удалился из монастыря на р. Емцу вместе с монахами Александром и Иоакимом. Из Жития известно, что П. «бе начялник святому месту тому (т. е. был основателем Кенского мон-ря.- Авт.), мужу ему сущу духовну, и святу, и велми добродетелну попремногу» ( Рыжова. 2000. С. 251). В Исторической редакции Жития, составленной в 1721 г. в Антониевом Сийском мон-ре при участии архим. Никодима Сийского (Мамонтова; 1692-1721), текст был дополнен сообщением о том, что П. являлся «учеником и спостником преподобнаго и знаменоснаго чудотворца Александра Ошевенскаго» (Там же. С. 187). Открывший и опубликовавший редакцию 1721 г. архим. Никодим (Кононов) не сомневался в достоверности этого факта, однако текст содержит заведомо ошибочные утверждения, не позволяющие относиться к нему с доверием как к историческому источнику.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Убедительно просим оказать содействие, помощь в решении вопроса о землеотводе для строительства храмового комплекса Православного центра культуры Севера при Подворье Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря " . 25 января 2008 года представитель Комитета по физической культуре и спорту Андрей Геннадьевич Медков пришел в храм прп. Антония Сийского на пр. Просвещения и сообщил общине, что земля, на которой предполагается строительство храма Архангела Михаила, отдается под спортивно-оздоровительный комплекс и на днях будет установлен забор. На этом, по словам представителя, категорически настаивает Администрация Калининского района, возглавляемая Михаилом Михайловичем Сафоновым. Сам Комитет готов расположить свой комплекс в любом указанном ему месте, благо сквер, о котором идет речь, имеет размер 50 гектар, и им не хотелось бы пересекаться с намерениями верующих людей построить здесь храм. Два года назад на это место претендовала организация " Открытый Петербург " , представители которой тоже говорили, что землю им предложила Администрация Калининского района. Благодаря многотысячным подписям жителей близлежащих домов в защиту храма, землю отстояли. До этого была строительная организация " ЛЭК-эстейт " , отступившая после многочисленных телефонных звонков с протестами против строительства на этом участке. В результате вместо того, чтобы заниматься созидательной деятельностью, Подворье вынуждено находиться в постоянной борьбе за участок под храм. " Малая земля " – так уже называют это место местные жители. В течение нескольких лет раз в неделю по границам будущего строительства проходит Крестный ход, в храме читается Псалтирь, прихожане коленопреклоненно возносят молитвы ко Господу, чтобы Он помог благополучно разрешить эту ситуацию. По домам, в определенное время, сотнями верующих читается молитва по соглашению. Пожилые люди, блокадники, инвалиды, женщины с малыми детьми – вот наше войско, которое верит, надеется и ждет, когда Михаил Михайлович поставит подпись под согласованием о передаче земельного участка под храм Михаила Архангела? По закону Любви к ближнему, они молятся о его здравии и благополучии семьи, в которой трое детей.

http://religare.ru/2_50232.html

Поклонный крест установили на родине преподобного Антония Сийского в Кехте 1 октября 2019 г. 15:31 Поклонный крест установили на родине основателя Сийского монастыря — преподобного Антония. Святыню воздвигли 28 сентября 2019 года в селе Кехта (Холмогорский район Архангельской области). Событие приурочили к 500-летию Свято-Троицкой обители. Святыню изготовили, доставили из Северодвинска и установили участники молодежного православного клуба «Возрождение», который действует при Никольском храме города корабелов. Голгофу, в которую установлен крест, сделали умельцы из Кехты. «Крест — символ нашего спасения, наша принадлежность ко Христу. И люди в деревне, видя его, возможно будут вспоминать о том, зачем пришли в мир», — сказал руководитель клуба «Возрождение» священник Антоний Власов. Освятили поклонный крест благочинный Холмогорского округа Архангельской епархии протоиерей Олег Шевчук, священник Антоний Власов и духовенство местных храмов. В честь этого события в кехтском доме культуры прошел концерт творческих коллективов из Северодвинска. Духовенство и жителей села поздравили фольклорно-этнографическая семейная студия «Нёнокоцкая ключёвка» и коллектив «Пинежские зореньки». Гости исполнили духовные песнопения и стихи. Муниципальное образование «Кехотское» находится на севере Холмогорского района, на левом берегу Северной Двины при впадении в нее реки Кехты. Первые упоминания о Кехте относятся к XV веку. В 1478 году в деревне родился будущий святой Антоний Сийский, в миру Андрей Никифорович. Он происходил из семьи богатого земледельца. Получил образование и выучился иконописи. Лишившись родителей, пришел в Новгород и поступил на службу к местному боярину. После пяти лет службы женился, но через год овдовел, вскоре принял решение уйти в монастырь. Святой раздал имущество и прибыл на реку Кену в Пахомиеву пустынь, где принял монашеский постриг с именем Антоний. Склонный к уединению, он вместе с двумя монахами оставил пустынь и поселился на речке Шелексе на Черных порогах, где провел семь лет, пока не был изгнан местными жителями. После этого святой с семью учениками поселился на Большом Михайловом озере. В 1520 году построил часовню, постепенно на этом месте образовалась Сийская обитель. Антоний стал ее первым игуменом, но неоднократно оставлял монастырь в поисках уединения. Скончался преподобный в 1556 году, ему было 79 лет. В XVI-XVII веках обитель была одним из крупнейших духовных и культурных центров Русского Севера. В XX веке монастырь закрыли, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. Современная история монастыря началась в 1992 году с момента возвращения его Церкви. Ансамбль обители — Троицкий собор, Благовещенская церковь с трапезной и Сергиевский храм — объекты культурного наследия народов России. В 2020 году Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь отметит свое 500-летие. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Другим типом сборника, близким монографическому агиографическому, является сборник, посвящённый не святому, а монастырским святыням. Так, например, Успенский Тихвинский монастырь являлся центром почитания Тихвинской иконы Богоматери – и в нём копировались «Книги» о Тихвинской иконе, т. е. сборники текстов, посвящённых Тихвинской иконе Божией Матери; см. об этом: Крушельницкая Е.В. Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской: история создания и состав свода//Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской. СПб., 2004. С. 9–22. 873 Ср.: вокруг Основной редакции Жития Корнилия Комельского возникает Корнильевский сборник (Сергеев А.Г. Житие и Устав св. Корнилия Комельского как исторический источник: Автореф. дис. (...) канд. ист. наук. С. 4); вокруг Феодосиевской редакции Жития Антония Сийского формируется сборник, посвящённый этому святому: «Бытование редакции Феодосия в рукописной традиции в полной мере отражает ансамблевый характер житийного памятника: с течением времени, как показывает анализ состава рукописных кодексов, памятники, связанные с почитанием Антония Сийского, объединяются под одним переплётом, образуя тем самым цикл произведений» (Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского... С. 155); монографический сборник, посвящённый Макарию Унженскому, наряду со множеством агиографических текстов о святом, содержал только Пространную редакцию Жития (об этом сборнике см.: Понырко Н.В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря... С. 61–62). Таким образом, центром монографического сборника, как правило, становится наиболее значимая в смысловом и/или художественном отношении редакция памятника. 874 См., например, сборник, посвящённый Артемию Веркольскому (РНБ, собр. Н.Я. Колобова, 482. XVIII в.), который включает полное Житие и Проложную редакцию Жития, или сборник, посвящённый Пафнутию Боровскому (РНБ, Q. 1.67, XVI в.), включающий два Жития Пафнутия Боровского. 876 См. о нём: Творогов О.В. О «Своде древнерусских житий»//Русская агиография. СПб. 2005. (Т. 1). С. 5−58; Понырко Н.В. Агиографический проект Отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома//Проблемы сохранения и изучения культурного наследия (к 100-летию академика Д.С. Лихачёва): Материалы науч. сессии (Москва, 20 дек. 2006 г.). М., 2006. С. 99−106.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Выписав, что нашел об Александре в сказании Паисия Ярославова, автор прибавил немного новых известий, не лишенных впрочем интереса. В изложении он старался подражать житию Дионисия Глушицкого, откуда почти дословно выписал предисловие. Монах Сийского монастыря Иона написал жития Антония Сийского, Сергия Муромского и Варлаама Важского. Сохранившиеся указания позволяют восстановить историю первого из этих житий 448 . Иона в послесловии пишет, что составил свой труд в 7086 (1577–78 г.). Вскоре написана была другая редакция жития царевичем Иваном, сыном Грозного. Из его подробного рассказа о происхождении этой редакции можно видеть, что побудило Сийского игумена Питирима с братией поручить Ионе составление жития: тотчас по окончании последнего игумен с учеником Антония Филофеем поехал в Москву просить царя и митрополита об установлении празднования святому. Игумен с другим Антониевым учеником, и новгородским архиепископом Александром, упросил царевича написать житие Антония с похвальным словом и службой. Царевич исполнил просьбу в 1579 г. Он называет «первым писателем» Антониева жития Филофея. Иона, по его словам напасал житие по рассказам учеников Антония, «памятухов житию его», к числе которых упоминает и Филофея. Но одно из посмертных чудес повествует об иноке, который первый начал писать о святом, но был остановлен порицанием прочей братии, которая кричала: «преже сего никтоже дерзну писати, а сей убо пишет и жития святых составляет». Это известие можно отнести к Филофею, но не к Ионе, писавшему по просьбе братии: очевидно, последний воспользовался и поконченными записками первого, которого царевич назвал начальным биографом Антония. Царевич прибавляет, что Питирим и Филофей принесли ему «списание о житии» святого, «зело убо суще в легкости написано». Это – труд Ионы, как видно из сличения обеих редакций. Царевич написал новое предисловие и сократил два первые рассказа в труде Ионы; далее он дословно повторил последнего и даже не опустил его послесловия, не назвав только автора по имени, но удержав черты, вовсе не идущие к царственному московскому писателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников. Подворья Деятельность прихода [ править править код ] Издательская деятельность Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Ризница Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 164537, Архангельская область, Холмогорский район, д. Антониево-Сийский монастырь. Проезд: Добраться до г. Архангельск можно самолетом, поездом или автобусом. Автобусами 503 (Архангельск-Емецк), 511 (Архангельск-Котлас), 505 (Архангельск-Вельск), 520 (Архангельск-Каргополь) от автовокзала до остановки «Сия» (151 км), далее пешком по живописной местности по асфальтовой дороге 8,5 км. Проезд собственным транспортом по трассе М8 Архангельск-Москва до 151 км, направо указатель «Антониево-Сийский монастырь». Телефон: +7 911 593 33 60 Электронная почта: siya@atnet.ru Паломнику [ править править код ] Паломническая Служба организует паломничество к святыням Антониево-Сийского монастыря и к местам подвигов основателя обители преподобного Антония. В обители попечение о паломниках оказывает братия монастыря и их помощники. Паломники размещаются в гостевых келиях обители. Организовано их питание. Наиболее важным во время пребывания паломника в обители является его участие в храмовом богослужении. Приветствуется оказание помощи братии в ее трудах по благоустройству монастыря. В сопровождении экскурсовода паломники посетят храмы обители и те места, где подвизался один из великих угодников Божиих преподобный Антоний Сийский. Для организации паломничества можно связаться с Паломнической службой по следующим телефонам: Руководитель паломнической службы: Телефон: +7 911 597 78 87 – иеромонах Лука (Костоломов). Сотрудники паломнической службы, координирующие паломнические поездки: Телефон: +7 911 593 33 63 – Крылова Наталья Серафимовна, Телефон: +7 921 476 56 70 – Беляева Наталья Михайловна. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

«Пития хмельного в монастыре не держите и от христолюбцев не принимайте» Настоятель Антониево-Сийского монастыря – о проблеме алкогольной зависимости и чуде покаяния Игумен Феодосий (Нестеров) Антониево-Сийский монастырь 11 сентября – День трезвости. Предлагаем читателям портала рассказ о монастыре, где отчаявшимся людям помогают справиться с алкоголизмом. Антониево-Сийский монастырь находится в 160 км от Архангельска, в 9 км от федеральной трассы Москва–Вологда–Архангельск. Монастырь основан в 1520-м году, является памятником федерального значения. Там отбывал ссылку (1599–1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси (с 1619). Там переписывали книги, создавали уникальные ювелирные изделия, иконы. Огромная монастырская библиотека (свыше 20 тыс. единиц) сейчас находится на государственном хранении: в Архиве древних актов в Петербурге, в Государственном историческом музее, в Петербургской Академии наук. В наши дни монастырь по-прежнему живет деятельной и насыщенной жизнью. Здесь находят приют люди, не имеющие дома, семьи, работы. А еще здесь помогают справиться с алкогольной и наркотической зависимостью тем, кто уже отчаялся исправить свою жизнь. Такую «специализацию» древний монастырь приобрел около 3 лет назад, когда наместником стал игумен Феодосий (Нестеров). Сейчас в монастыре соблюдают устав преподобного Антония Сийского. Здесь установлен сухой закон, а сам монастырь стал центром притяжения людей, стремящихся избавиться от алко- и наркозависимости. О том, как удалось изменить ситуацию в монастыре, о своем жизненном пути рассказывает настоятель обители игумен Феодосий (Нестеров): Игумен Феодосий (Нестеров) – Я никогда не помышлял, что стану священнослужителем или монашествующим, тем более – что буду участвовать в реабилитации зависимых. Оглядываясь на свою жизнь, понимаю, что Господь меня вел своими путями постепенно, можно сказать, с детства.

http://pravoslavie.ru/141666.html

Сложился опыт сотрудничества с музеями и библиотеками Архангельска и Архангельской области, в частности с Архангельским областным краеведческим музеем, музейным объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова. Сотрудники этих учреждений культуры помогают в реставрации, изучении и атрибуции экспонатов. Самостоятельно и в рамках сотрудничества с туристическими фирмами и паломническими службами проводятся экскурсии. Много лет издается газета «Духовный Сеятель» и альманах «Сийский хронограф». Духовное и материальное наследие Сийского монастыря находит отражение на страницах этих изданий. Таким образом ведется как учетно-фондовая, так и культурно-образовательная деятельность. Открытие экспозиций на территории обители, а со временем и мобильных выставочных проектов завершит создание полноценного музея. - Первая выставка «Русские цари и Антониево-Сийский монастырь» очевидно претендует на раскрытие политической истории обители в державном контексте. Выбор темы связан с популярностью идеи русской монархии среди православных верующих, или с чем-то иным? «Русские цари и Антониево-Сийский монастырь» - это рабочее название. Дело, конечно, в не в политическом контексте. Работа над экспозицией – это всегда создание «инфраструктуры» памяти. Поэтому концепция выставки должна соответствовать исторической правде. А она такова, что боярская, монастырская и крестьянская колонизации Русского Севера шли рука об руку. Одним из организующих начал колонизации, на всех этапах ее истории, выступала государственная власть. Носителями государственной власти в период зарождения и развития монастыря были представители Рюриковичей и Романовых. По моему глубокому убеждению, для русских государей, монархия была не только лишь образом правления. Царство понималось как духовный, общественный и государственный порядок. Об этом, в частности, свидетельствует история Антониево-Сийского монастыря. Грамоту на построение обители, то есть говоря простым языком, - право на создание монастыря преподобный Антоний Сийский получил от Великого князя Василия Иоанновича, а его внук – сын Ивана Грозного, царевич Иоанн написал редакцию Жития святого Антония и составил службу. То есть мы видим, что уже на самом раннем этапе не только сам факт появления монастыря, но и создание агиографии и гимнографии его основателя, тесно связаны с историей первой династии…К сожалению, подлинных предметов этого периода, в собрании монастыря не много.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/28/...

Кроме него, мы знаем еще тринадцать колоколов этого мастера, из которых сохранилось шесть Еще два колокола связаны с именем его сына (или брата) Ивана и один колокол - для храма святителя Николая на реке Варзуге (где у Антониево-Сийского монастыря были, как мы помним, земляные наделы) - отлили «Иван да Яков Ладыгины». Кем приходился последний прославленному мастеру, установить пока не удалось. Данными о дальнейшем изменении в составе подбора мы не располагаем. Кроме двух упомянутых, в подбор входили еще колокола голландского литья, привезенные из Амстердама старцем Паисием вместе со знаменитым часовым механизмом (см. выше). Среди них два колокола работы Франциска Гемони (1650 и 1661 годов), один - Геварда Костера (1657 год), и один 1717 года Как мы видим, благолепием своего звона колокольня Антониево-Сийского монастыря была во многом обязана своему казначею. К середине XIX столетия в подбор входили 20 колоколов, которые «были подведены под музыкальное согласие» (хорошо подобраны по тону) Самый большой колокол имел вес 315 пудов; второй – 95, третий – 73; четвертый – 40; пятый – 25 пудов О древней архитектуре храма-колокольни Антониево-Сийского монастыря мы можем судить на основе фотографий XIX столетия и обмеров нижнего яруса, сделанных в 1975 году, так как вскоре после закрытия обители в 1923 году верхние ярусы были взорваны В 1920 году здания монастыря обследовал Петр Дмитриевич Барановский в ходе Северодвинской экспедиции по памятникам северного народного зодчества научно-реставрационных мастерских НКП по беломорскому берегу и Северной Двине, но эти данные до сих пор не опубликованы. Тот вид, какой храм имеет сейчас, это (за исключением нижнего яруса) результат реставрационных работ 2000-2002 годов. При восстановлении реставраторы могли опираться на многочисленные описания, обмеры и фотографии. На них хорошо видно, что церковь имела три яруса, шедших уступами. Нижний объем – двухэтажный четверик, окруженный двухъярусной галереей. Ее проемы, первоначально открытые, впоследствии заложили.

http://sobory.ru/article/?object=08674

Преподобный Феодосий создал в Антониево-Сийском монастыре своеобразную школу книгописания. Среди его учеников были будущий настоятель монастыря архимандрит Никодим (1692–1721), казначей Патриарха Адриана (1690–1700) старец-монах Паисий (117 декабря 1694; погребен в Сийской обители), архимандриты Соловецкого монастыря Иларион Смирный (впоследствии митрополит Псковский) и Варфоломей, князь Боголеп Львов, брат знаменитого думного дьяка при царском дворе Григория Львова. Архимандрит Никодим написал житие преподобного Феодосия Сийского, тропарь, кондак и краткую биографическую справку типа проложного жития (БАН, Арханг. Д 408, лл. 235–269). Архимандрит Никодим был также иконописцем и составил знаменитый Сийский иконописный подлинник (БАН, Арханг. С 205). Среди книг, переписанных и собранных преподобным Феодосием, были службы и жития русским святым, обиходники, Октоих, творения преподобного Максима Исповедника , Катехизис, «Прения с Арием еретиком», «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого , Степенная книга, Новый летописец, Хронограф, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Сказание» келаря Авраамия Палицына, «Римские деяния», алфавиты, грамматика Донатуса. Украшению книги преподобный Феодосий придавал особое значение. Для его книг характерны художественные переплеты. Опираясь на опыт оформления рукописной книги в Москве, преподобный Феодосий использовал в рукописях Сийского монастыря двухцветные оттиски с гравированных на дереве художественных рамок. Преподобный Феодосий Сийский заложил традиции одной из лучших книгописных мастерских Русского Севера. (О книгописной деятельности преподобного Феодосия Сийского – Кукушкина Μ. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977, сс. 28–29, 102–119, 165–166 и др.). 30-й день Священномученик Зиновий, епиекоп Эгейский, и сестра его Зиновия Священномученик Зиновий, епиекоп Эгейский, и сестра его Зиновия родились в Киликии, в городе Эгей. Родители дали им христианское воспитание, но, оставив совсем еще юных детей, отошли ко Господу. Посоветовавшись, брат и сестра раздали имение нуждающимся и последовали Христу, соблюдая непорочным свое девство. Бог же, не оставляющий уповающих на Него, обогатил их Небесными дарами: Зиновия имела великую помощь Божию, защищавшую ее от всех бед, а Зиновий получил дар исцелять недуги. Прославившись добродетелями и чудотворениями, он был поставлен епископом в своем городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010