В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. облик И. уподобляется внешности прп. Зосимы Соловецкого: «Аки Зосима, риза испод вохра, брада аки у Богослова, в руце свиток»; об облике Н. сказано: «Брада доле Исаиной, уже, не толь струевата, риза поповская бакан, исподняя лазорь, в руце Евангелие, а другая благословляет» (РНБ. Погод. 1931. Л. 212 об.). Преподобные упомянуты под 30 мая в подлинниках XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 56), 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 167). Предположительно И. изображен молящимся вместе с прп. Антонием Сийским на прориси с фрагмента иконы XVII в. (СПбФИРИ РАН. Ф. 238 (Колл. Н. П. Лихачева). Оп. 2. 327/14. Л. 56; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 122-123). В 2008 г. в Антониевом Сийском монастыре в подклете алтаря Благовещенской ц. начали обустраивать храм во имя Сийских чудотворцев. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин выполнил прорись для иконы «Собор Сийских святых» (икона пока не написана). В центре - фронтальное изображение прп. Антония Сийского, над ним - образ Св. Троицы. По сторонам - 8 фигур преподобных, как правило вполоборота к центру. И. и Н. представлены справа в верхнем ряду (обращены друг к другу), в мантиях, куколи на плечах, у обоих густые, немного волнистые волосы и длинные, окладистые, более узкие на конце бороды. В 2010 г. для Сийского мон-ря Лапин написал «Собор Сийских святых» др. иконографии: в среднике - поясной образ прп. Антония Сийского, вокруг в 8 клеймах - полуфигуры др. местных преподобных. И. и Н. изображены почти прямолично в левом и среднем клеймах нижнего ряда - седовласые старцы с длинными окладистыми бородами, одеты в мантии и схимы, куколи на плечах. Ростовые изображения И. и Н., предстоящих в молении благословляющей деснице Спасителя в небесном сегменте, встречаются в совр. книжной иллюстрации (Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. [Архангельск], 2009. С. 14). Н. представлен первым, в соответствии с описанием подлинника,- в священнической фелони, с Евангелием на покровенной левой руке, с большой окладистой бородой; И.- за ним, в схиме, с куколем на плечах, борода клиновидная, меньше по величине. В 2011 г. образы Ручьёвских преподобных написаны Лапиным на столбах Успенской ц. Архангельска.

http://pravenc.ru/text/674852.html

Обретение утраченных мощей святых — дело несомненной важности для  верующих людей, считает один из участников пресс-конференции, настоятель Антониево-Сийского монастыря и заместитель председателя комиссии Архангельской митрополии по канонизации святых игумен Варлаам (Дульский): «История почитания мощей уходит во времена основания Церкви, с первых веков Литургия совершалась на останках святых мучеников. Мощи оказывают несомненное религиозно-нравственное воздействие на душу верующего человека. Я насельник Сийской обители с 1993 года, знаю, какую помощь мы, монахи, получаем от главной святыни — места погребения основателя монастыря преподобного Антония Сийского». Отец Варлаам напомнил, что приближается празднование 500-летия монастыря, и к этому событию будет реконструирован главный Троицкий собор. «Было бы хорошо при содействии ученых поднять святыню, множество лет находившуюся в этом храме под спудом — мощи преподобного Антония, — рассказал настоятель Сийского монастыря. — Обретение мощей важно для того, чтобы они были доступны для почитания осязаемым образом. От пяти до семи тысяч человек в год прибегают к помощи святого, приезжая в наш монастырь. Многие паломники были бы рады поклониться обретенным мощам, это придает духовных сил». Модератор пресс-конференции, глава пресс-службы Архангельской епархии Михаил Насонов отметил, что обретение утраченных в советское время мощей святых играет важную роль и для развития туристического потенциала региона: «Как показывает опыт, количество паломников и туристов в монастыри и храмы, после перенесения туда святых мощей, увеличивается в десятки и сотни раз. В этом смысле совместная работа ученых, общественников, государства и Церкви очень полезна не только с духовной, но и социальной точки зрения». Напомним, что георадарные исследования и создание методической модели стали возможны благодаря проекту «Возвращение утраченных святынь. Создание механизма по поиску мощей святых Русской Православной Церкви на основе церковно-государственного и церковно-общественного партнерства», который победил в открытом конкурсе по предоставлению грантов. Он был проведен ООО «Союз пенсионеров России» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ Прп. Пахомий Кенский. Фрагмент иконы «Собор Карельских чудотворцев». Кон. XIX — нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске). Фото: Т. М. Кольцова Прп. Пахомий Кенский. Фрагмент иконы «Собор Карельских чудотворцев». Кон. XIX — нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске). Фото: Т. М. Кольцова († после 1513), прп. (пам. в 1-ю субботу по Богоявлении, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии), Кенский, основатель мон-ря в честь Преображения на р. Кене (ныне Архангельская обл.). Наиболее ранним источником сведений о П. является Житие Антония Сийского (1-я редакция составлена в 1578). Согласно этому памятнику, в 1508 г. в Кенском мон-ре игум. П. постриг в монахи буд. св. Антония Сийского (дата пострижения в Житии не указана, но устанавливается на основе приведенных в тексте хронологических расчетов). П. стал духовным отцом и наставником Антония в монашеском делании, позднее благословил его принять священнический сан. При жизни П. в 1513 г. и с его разрешения Антоний удалился из монастыря на р. Емцу вместе с монахами Александром и Иоакимом. Из Жития известно, что П. «бе начялник святому месту тому (т. е. был основателем Кенского мон-ря.- Авт.), мужу ему сущу духовну, и святу, и велми добродетелну попремногу» ( Рыжова. 2000. С. 251). В Исторической редакции Жития, составленной в 1721 г. в Антониевом Сийском мон-ре при участии архим. Никодима Сийского (Мамонтова; 1692-1721), текст был дополнен сообщением о том, что П. являлся «учеником и спостником преподобнаго и знаменоснаго чудотворца Александра Ошевенскаго» (Там же. С. 187). Открывший и опубликовавший редакцию 1721 г. архим. Никодим (Кононов) не сомневался в достоверности этого факта, однако текст содержит заведомо ошибочные утверждения, не позволяющие относиться к нему с доверием как к историческому источнику.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Убедительно просим оказать содействие, помощь в решении вопроса о землеотводе для строительства храмового комплекса Православного центра культуры Севера при Подворье Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря " . 25 января 2008 года представитель Комитета по физической культуре и спорту Андрей Геннадьевич Медков пришел в храм прп. Антония Сийского на пр. Просвещения и сообщил общине, что земля, на которой предполагается строительство храма Архангела Михаила, отдается под спортивно-оздоровительный комплекс и на днях будет установлен забор. На этом, по словам представителя, категорически настаивает Администрация Калининского района, возглавляемая Михаилом Михайловичем Сафоновым. Сам Комитет готов расположить свой комплекс в любом указанном ему месте, благо сквер, о котором идет речь, имеет размер 50 гектар, и им не хотелось бы пересекаться с намерениями верующих людей построить здесь храм. Два года назад на это место претендовала организация " Открытый Петербург " , представители которой тоже говорили, что землю им предложила Администрация Калининского района. Благодаря многотысячным подписям жителей близлежащих домов в защиту храма, землю отстояли. До этого была строительная организация " ЛЭК-эстейт " , отступившая после многочисленных телефонных звонков с протестами против строительства на этом участке. В результате вместо того, чтобы заниматься созидательной деятельностью, Подворье вынуждено находиться в постоянной борьбе за участок под храм. " Малая земля " – так уже называют это место местные жители. В течение нескольких лет раз в неделю по границам будущего строительства проходит Крестный ход, в храме читается Псалтирь, прихожане коленопреклоненно возносят молитвы ко Господу, чтобы Он помог благополучно разрешить эту ситуацию. По домам, в определенное время, сотнями верующих читается молитва по соглашению. Пожилые люди, блокадники, инвалиды, женщины с малыми детьми – вот наше войско, которое верит, надеется и ждет, когда Михаил Михайлович поставит подпись под согласованием о передаче земельного участка под храм Михаила Архангела? По закону Любви к ближнему, они молятся о его здравии и благополучии семьи, в которой трое детей.

http://religare.ru/2_50232.html

Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 219-231; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51-55, 77-78, 153-156, 510-511; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 18823. Кн. 3. С. 529-537; Никодим ( К ононов), иером. Прп. Антоний, Сийский чудотворец, и церк.-ист. значение основанной им обители: Ист. очерк. СПб., 1895. С. 11, 35-36; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 98-115; Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий//ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 181-202; он же. Житие Антония Сийского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 247-248; он же. Иона//Там же. С. 427-430; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 25-32; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщения по фондам ОР БАН СССР. Л., 1978. С. 154-187; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-пут. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 144; Украинская (Беловолова) Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого - памятник вологодской агиографии//Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. Л., 1990. С. 7-53; Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 137-140; Рыжова Е. А. Новгородская тема в севернорус. житиях XVI в.: (Антониево-Сийский монастырский книжный центр)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 13-15 нояб. Новгород, 2000. Ч. 1. С. 158-162; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 218-263; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) - памятник истории и культуры Важского края//Важский край: Источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2002. С. 139-146; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI-XIX вв.//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 615-647. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий

http://pravenc.ru/text/578316.html

Монастырь. Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор стал одним из первых каменных храмов Двинской земли. Строительные работы продолжались в течение 1589-1606 гг., так как весь материал был привозной: вывозили «на монастырских лошадях и монастырскими людьми», навыков у местных мастеров и рабочих не было, приходилось учиться известь и уголь жечь, изготавливать кирпичи «в государеву меру». Тем не менее, собор получился очень величественным – четырехстолпная постройка с трехапсидным алтарем и папертью вдоль западного фасада, украшенный пятью главами, которые первоначально были шлемовидными. Наружные стены храма были белого цвета и очень строгими, почти без резьбы. Толщина их достигала двух метров. Крыльцо состояло из нескольких каменных ступеней. Почти квадратный основной объем храма (23,5х20,8 м) производил впечатление не только своими размерами, но и великолепной акустикой, которая обеспечивалась многочисленными голосниками, вмурованными по периметру храма в верхней части стен. Столбы соединялись между собой и со стенами арками, поддерживающими барабаны куполов. Окна верхнего яруса хорошо освещали внутреннее пространство. Справа от алтаря был устроен придел в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом до сих пор хранятся его мощи. В 1998 г. произведен ремонт западного и южного фасадов притвора, западный фасад Усыпальницы. В Усыпальнице восстановлен вход с улицы из-под арки и заложен более поздний вход на западном фасаде. Первые две Литургии в древнем Троицком соборе монастыря совершены настоятелем архимандритом Трифоном в сослужении монастырской братии 8 и 11 сентября 2003 г. По материалам Антониев-Сийского монастыря Троицкий собор стал одним из первых каменных храмов Двинской земли. Строительные работы продолжались в течение 1589-1606 годов, так как весь материал был привозной: вывозили «на монастырских лошадях и монастырскими людьми», навыков у местных мастеров и рабочих не было, приходилось учиться известь и уголь жечь, изготавливать кирпичи «в государеву меру».

http://sobory.ru/article/?object=08675

В мае восстановлена и вновь освящена Покровская церковь в д. Казаково. Этот край всегда славился обилием храмов. Предполагается восстановление Алекандро-Ошевенского монастыря. Знаменитая Каргопольская колокольня, пострадавшая от пожара в 2001 г, была отреставрирована и вновь освящена в День Усекновения главы Иоанна Крестителя. Событие было отмеено крестным ходом и благодарственным молебном. В сентябре под Каргополем в д. Ухта освящен новосооруженный Покровский храм. Надо отметить, что в последние годы заметно активизировалась духовная жизнь в Плесецком, Няндомском и Каргопольском районах, благочинным которых является протоиерей Владимир Кузив, настоятель Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска. Сооружен храм на месте разрушенной в 30-х гг Свято-Георгиевской церкви в с. Тойнокурье. Работа была выполнена Фондом преп. Андрея Рублева. В день Успения Пресвятой Богородицы совершено малое освящение храма. Постепенно обретает величие св. Димитриевский храм в с. Зачачье Холмогорского района. Большая заслуга в этом настоятеля прихода - о. Артемия Андреева. Впрочем, без священника не возрождается ни один приход. И каждый храм есть свеча, зажженная пред Престолом Божиим, прежде всего приходским пастырем. Щедрым на торжественные события выдался этот год для Антониево-Сийской обители. Мы отметили 390-летие со дня рождения св. Феодосия Сийского - уроженца Холмогор в 1682 г, когда была учреждена Холмогорская и Важская епископия, преп. Феодосий был правой рукой архиепископа Афанасия, сподвижника Петра 1. 28 сентября в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова состоялась презентация проекта " ...Явить миру Сийское сокровище Антониево-Сийский монастырь: из прошлого в будущее " . Данный проект является важным этапом сотрудничества областной научной библиотеки и Антониево-Сийского монастыря в области исследования книжной культуры, духовного образования и просвещения. Сейчас идет успешное возрождение Сийской обители. Множество паломников побывало на храмовом дне в монастыре. После возрождения обители первая Божественная литургия архиерейским чином была совершена архиерейским чином в главном монастырском храме. Мы освятили крест на купол соборного храма. В праздник же Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня над куполами Троицкого собора Сийской обители вознеслись пять золоченых крестов. С их водружением изменился, ожил облик всего монастыря. Крест венчает главы церквей и без крестов храм кажется обезглавленным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

768 Горшкова В.В., Добрякова О.И., Полознев Д.Ф., Рутман Т.А. Религиозный опыт прихожан русского города XVII – первой четверти XVIII века (по материалам историко-культурной хроники приходской жизни Ярославля)//Человек между Царством и Империей. С. 429–450. 785 Классический труд христианской духовной письменности был создан в XV в. фламандским монахом Фомой Кемпийским и представлял из себя собрание духовных размышлений, написанных в лирическом ключе. «Подражание Христу» завоевало необычайную популярность среди европейских христиан всех конфессий, став вторым по популярности изданием после Библии. Особо ценили «Подражание Христу» деятели Католической Реформы: так, Игнатий Лойола не расставался с «Подражанием» и называл его «поистине золотой книгой». В XVII в. книга Фомы Кемпийского рекомендовалась в качестве настольной для католических патеров Европы. См. Mullett M. The Catholic Reformation. London, 2000. P. 159. 786 Единственный сохранившийся список в качестве даты написания указывает 1623 г., но более вероятной датировкой является 1628 г. См. Шарипова Л. Сокровищница бессмертия: Пётр Могила и его сочинение «Книга души нарицаемая Злото»// Петро Могила , свт. Книга Дyшi, йменована Злото. К., 2007. С. 357. 794 Следует отметить, что об образовании священников заботились и предшественники митр. Петра Могилы . Так, согласно Номоканону 1624 г. малорусские духовники должны были иметь у себя не только правила св. Отцов, но и толкования на них, а также еще довольно объемный перечень богословских трудов. См. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. С. 137. 803 Феодосий Сафонович. Выклад или учение о Церкви Святой и ее тайнах. К., 1666, 1668, Уневский монастырь 1674;. Наука о Тайне Св. Покаяния, сиречь о Правдивой и Сакраментальной Исповеди. К., 1685; Грехи собранные. Чернигов, 1685. См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Одесса, 1894. Т.1. С. 580–582. 804 Так, например, в библиотеке Антониево-Сийского монастыря были переписанные экземпляры трудов Гизеля. См. Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. – Л., 1978. С. 154–187; Белова Л. Б. Старопечатные книги из библиотеки Антониево-Сийского монастыря//Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности. Вып. 4. Архангельск, 2009. С. 32, 193.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы указали труды о. Паисия лишь настолько, насколько они открылись нам через ряд веков, а ближайший к нему по времени хронограф заметил, что «благих его (дел) к обители и исчислить не можно. Сам Бог да возмерит». На сем остановимся и мы, вседушевно пожелав вечного покоя и блаженства великому труднику иноку Паисию, до смерти не искавшему другого чина, кроме старца-монаха. Не можем однако не заметить, что вероятно о. Паисию, как великому любителю харатейных книг, принадлежит попечение о написании книги Дионисия Ареопагита , в конце которой значится, что она «написася и совершися в лето мироздания (1692) индиктиона 15 месяца августа в 10 день». Очевидно, о. Паисий был большим любителем харатейных книг, но вместе с тем он не был их фанатичным приверженцем. Напрестольное Евангелие, присланное им, было печатное. Посему можно думать, что им же прислано одно из первых печатных Евангелий, редкостный экземпляр которого мог попасть только ко двору патриарха. Это Евангелие, напечатанное в Вильне, в типографии Ваг. Тятшского в 1580 г. По надписи А. Викторова , сделанной на сем Евангелии 3 августа 1876 года, это «редкость первой величины. Другой экземпляр этого издания известен только в Императорской Публичной Библиотеке». В Сийском монастыре оно значится под 777. Наконец, можно предположительно сказать, что и самое редкое пергаменное Евангелие, находящееся в Сийском монастыре, быть может, тоже есть многоденный дар о. Паисия, имевшего полную возможность приобрести столь драгоценное Евангелие. Пользуясь случаем сим, имеем долг сказать, что в исторических сведениях об Антониево-Сийском монастыре, сообщенных Императорскому Обществу Истории и Древностей преосвященным Макарием, бывшим в 1878 году епископом Архангельским, о сем Евангелии на странице 25-й говорится, что оно «без означения места и года». Между тем в послесловии сего Евангелия, занимающем последний лист его, прямо указывается год его написания, а также и то в какую церковь оно назначалось, по распоряжению кого писалось, и кем. Это предисловие читается так: «вВ лето 6847 (или 1339) индикта 12 миротвореннаго и солнечного круга в 4 лето високостное жидов сего р-у в 7 лето епакта 18 лето в 5 и календ месяца марта жидовски нисана написано бысть сие Евангелие в граде Москве на Двину к святой Богородице повелением рабом Божиим Ананиею черньцем»....

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

См. Житие Всеволода-Гавриила в редакции Григория//Охотникова В.И. Псковская агиография XIV–XVII веков: Исслед. и тексты. СПб. 2007. Т. 1. С. 186, 195. 519 Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии). С. 530. 522 Житие Филарета Милостивого. С. 216. К сожалению, мне не удалось познакомиться с исследованием: Ludwig С. Sonderformen byzantinischer Hagiographie und ihr literarisches Vorbild: Untersuchungen zu den Viten des Äsop, des Philaretos, des Symeon Salos und des Andreas Salos. Frankfurt/M. et al, 1997. S. 79−88. (Berliner byzantinistische Studien; Bd. 3), которое упоминает Т.Р. Руди (Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии). С. 95, примеч. 182). 523 Кстати, заметим, что в Житии Антония Сийского Иона тоже говорит о нищелюбии Антония в домонашеский период и косвенно, при упоминании повеления, данного Антонием-игуменом братии, кормить нищих и подавать им милостыню (ЖАС, с. 280), однако не уподобляет его Иову, что, вероятно, объясняется незначительностью темы нищелюбия в контексте жития. 531 О формуле «принятия ангельского образа» как одного из топосов подражания ангелам, присущего житиям преподобных, см. там же. С. 434−435. 532 Мотив борьбы с невидимым врагом, по словам Т.Р. Руди, широко распространён в житиях разных типов, а в житиях преподобных является обязательным (Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 483−485). 534 О теме аскетических подвигов и наиболее устойчивых способах её реализации см. Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 477−479. 535 Некоторые святые за несколько лет до смерти готовили себе гроб и плакали о своих грехах, как, например, Зосима Соловецкий (Житие Зосимы и Савватия Соловецких//БЛДР. СПб. 2005. Т. 13. С. 94−95) и Мартирий Зеленецкий (Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь/Изд. подгот. Е.В. Крушельницкой. СПб. 1998. С. 104−105). Нередко, чувствуя приближение смерти, подвижник, если мог, усиливал пост и молитву, как тот же Мартирий Зеленецкий, а также Антоний Сийский (Житие Антония Сийского в редакции Ионы//Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь: Житие Антония Сийского. С. 297) и Дионисий Глушицкий (Житие Дионисия Глушицкого Основной редакции. С. 118:120).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010