Житие Варлаама Важского: «Смирениемъ же и повиновениемъ всх преодолваше. Сего ради мняшеся быти яко единъ отъ убогихъ, а не яко начальникъ месту сему и властелинъ великому Новуграду» (ЖВВ, с. 18). Житие Антония Сийского: «Обртает же ся образомъ смиренъ и длом, яко не зная кому узрти преподобнаго Антониа, не мнти имат его игумена суща и начялника святому мсту, но яко единого от послднейшей братии» (ЖАС, с. 278). 6) Тема аскетических подвигов. Она выражена в Житии Варлаама Важского не самой распространённой в агиографии формулой «телу своему враг». Тем не менее, она является ёмким выражением темы аскетических подвигов, обязательной в житиях преподобных. В Житии Антония Сийского присутствует вариант той же формулы. Житие Варлаама Важского: «На всякъ день подвизался, тлу своему врагъ бываше» (ЖВВ, с. 18 Житие Антония Сийского: «И сего ради паче всего на земныя труды упражняшеся, сице многими времяны и плоти своей видимый враг бываше, поминая апостольское слово: „Егда тломъ немощьствую, тогда духомъ силенъ есмь“» (ЖАС, с. 255). Как видим, в Житии Антония Сийского формула, использованная в Житии Варлаама Важского, дополнена одной из двух формул, которые, по наблюдениям Т.Р. Руди, наиболее часто используются в житиях при описании аскезы 534 . Тема аскетических подвигов связана в Житии Варлаама Важского с темой верности Христу: «...не солга бо блаженный яко врный Христовъ рабъ. Якоже бо великъ бяше преже приятия иноческаго пребывания въ добрыхъ дтелх, сице наипаче и по приятии ангельскаго подобия показовашеся врен во исправлении Владыц своему, на всякъ день подвизаяся, тлу своему врагъ бываше. Не даяше бо покоя себ, врагу противляяся на всякъ часъ» (ЖВВ, с. 18). Как правило, в житиях преподобных тема верности Христу охватывает всё житийное повествование, потому что вся жизнь подвижника является выражением этой верности. Однако иногда агиографы уделяют ей особое внимание. В иноческих житиях она может возникать в связи с темой принятия подвижником монашеского пострига, и аскетическими подвигами в монастыре, где был совершён постриг. Так, в Житии Антония Сийского эта тема трактуется как верность промыслу Божию, позволившему Антонию учиться монашеской жизни у великого подвижника, игумена Пахомия, который, постригши Антония в монахи, оставил его на обучение у себя. Антоний, имея перед глазами такой пример и такие возможности для обучения, зажигается стремлением ему подражать: «Преподобный же Антоние не солга Божию смотрению никакоже» (ЖАС, с. 253). Появление темы верности Христу в Житии Варлаама Важского объясняется, очевидно, необходимостью представить его жизнь в миру и после принятия пострига, как единый по своей сути подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, оба сочинения Зиновия как бы восполняют одно другое и только взятые вместе дают полное понятие как о лжеучении Косого, так и об умственных качествах Зиновия. Остальная духовная литература настоящего периода представляет одни почти жития святых и подобные сочинения. Таковы: а) Слово о святых мучениках Черниговских князе Михаиле и боярине Феодоре черноризца Зиновия, о котором мы только что говорили, и б) сказание об обретении мощей святого Ионы, архиепископа Новгородского, усвояемое ему же, Зиновию , на основании того, что в сказании замечают и слог Зиновия, и прямые заимствования из его «Показания истины» . Таковы же: в) житие преподобного Александра Ошевенского, обширное и богатое по содержанию, составленное в 1567 г. иеромонахом того же монастыря Феодосием по устным преданиям и в особенности по рассказам родственников преподобного и глубоких старцев обители ; г) жития преподобных Антония Сийского, Сергия Нуромского и Варлаама Пенежского, или Важского, написанные священноиноком Сийского монастыря Ионою , бывшим несколько времени игуменом в Глушицком монастыре; первое он написал в 1578 г. по просьбе сийского игумена Питирима, второе — в 1584 г. по просьбе братии Нуромской обители, третье — в 1589 г. по просьбе братии Важского монастыря ; д) другая редакция жития преподобного Антония Сийского, написанная в 1579 г. царевичем Иваном, сыном царя Грозного , по просьбе того же сийского игумена Питирима и Новгородского архиепископа Александра и по благословению митрополита Антония; царевич воспользовался трудом Ионы, одно в нем сократил, другое изложил более витиевато, а сам сочинил только новое предисловие к житию и потом еще особое похвальное Слово преподобному Антонию ; е) житие преподобного Герасима Болдинского, составленное по просьбе иноков-учеников преподобного игуменом Болдинской обители Антонием, который в 1586 г. возведен в сан Вологодского епископа, автор внес в житие автобиографию Герасима, продиктованную им пред смертию ученикам, и дополнил эту биографию рассказами самих учеников ; ж) житие преподобного Геннадия Костромского, написанное между 1584–1587 гг. учеником его и игуменом основанного им монастыря Алексеем , который также внес в житие преподобного духовное завещание его, продиктованное им пред смертию; з) житие преподобного Корнилия Комельского, написанное в 1589 г. постриженником и учеником его Нафанаилом, который некоторые рассказы передает со слов самого своего учителя; и) житие преподобного Александра Куштского , составленное, как можно догадываться, во дни царя Ивана Васильевича Грозного, хотя ни имя автора, ни год составления жития неизвестны .

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

Охраняется государством: 4-я Рос. науч.-практ. конф. СПб., 1996. Ч. 3. С. 66-70. (Программа «Храм». Сб. мат-лов; 11); Белоброва О. А. Никодим//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 391-392; Мишина Е. А. Святцы Антониева-Сийского монастыря и их предполагаемый автор//Филёвские чт. М., 1994. Вып. 5. С. 3-14; Кольцова Т. М. Сев. иконописцы: Опыт библиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 89-90; она же. Архим. Антониево-Сийского мон-ря Никодим и его рекомендации по реставрации икон//Грабарёвские чт. М., 2003. Вып. 5. С. 104-114; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 39-53; она же. Искусство Холмогор XVI-XVIII в. М., 2009. С. 64-73; Мальцев Н. В., Мальцева О. Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Сев. России XVI-XVIII вв. СПб., 1998. Вып. 1. С. 70-72; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 46; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000. С. 14, 40, 59, 60, 128, 132, 135, 139, 146, 157, 173, 180, 182, 183, 189-194, 197, 198, 237; она же. «История» о житии Феодосия Сийского - монастырское соч. XVII в.: (К вопросу о форме сев.-рус. агиографии)//200 лет первому изд. «Слова о полку Игореве»: Мат-лы юбил. чт. по истории и культуре Др. и новой России, 27-29 авг. 2000 г. Ярославль, 2001. С. 194-204; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР. 2001. [Вып.:] Севернорус. мон-ри. С. 236-264; она же. Виршевые редакции севернорус. житий//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 195-206; Исчисление рус. иконописцев всех школ/Сост.: И. А. Кочетков. М., 2003. С. 449-451; Хромов О. Р. Новые мат-лы о Сийском иконописном подлиннике//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в. Ростов, 2006. С. 280-287; Евсеева Л. М. Иконописный подлинник//ПЭ. 2009. Т. 22. С. 58-60; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 449-451. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Св. Иоанн Предтеча. Миниатюра из Сийского Евангелия. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XVII в. Худож. Никодим (Мамонтов) (БАН. Арх. ком. 339. Л. 55 об.) Житие прп. Феодосия Сийского составлялось в 90-х гг. XVII в. в связи с образованием архимандритии в Сийском мон-ре. Оно свидетельствует о культурно-просветительской деятельности властей Антониева Сийского и Кожеозерского мон-рей, сочетавших хозяйственные заботы с перепиской и украшением книг. В Житии фигурируют ученики прп. Феодосия, реальные исторические лица и вкладчики обители (патриарший казначей Паисий и др.). «История» об игум. Феодосии является примером трансформации житийного канона в XVIII в.: в рассказах присутствует описание душевного состояния, эмоционального восприятия событий, что превращает произведение в мемуары, записанные со слов очевидцев событий. Новизна подачи материала проявляется в композиции и стиле памятника. В нем нет отдельных глав, выделено только предисловие, или «Увещание к читателем», в котором Н. С. назвал себя «историографом». Он пишет не Житие, а «Историю» об игум. Феодосии, о чем не раз говорит в тексте предисловия: «...написую историю чуднаго в подвизех добродетелных, богоугоднаго и преподобствы сияющего мужа, бывше в лете наша, Феодосиа глаголю»; «аше кто вникнет в сию историю, да не усумнится, яко не удобренными и любомудрыми словесы сочинися» (Там же. Л. 237-238). В произведении содержатся многочисленные монастырские предания о прп. Феодосии Сийском. Игумен рассказывал Н. С. о причинах, побудивших его принять иноческий постриг. В Житие включены воспоминания учеников и духовных наставников игум. Феодосия: сийского мон. Давида; инока Варфоломея - преемника Феодосия; мон. Илариона (Смирного), ставшего соловецким игуменом, а впосл.- митрополитом Псковским; сийского «иконома» Паисия (Мефодиева). Много внимания уделяется рассказу о ссылке игум. Феодосия в Кожеозерский мон-рь: в этой части повествования упоминаются митр. Новгородский Никон, причастный к ссылке игумена, кожеозерский игум. Сергий, монах той же обители Павел, игум. Строкиной пуст. в Каргополе Евфимий, старец Боголеп (Львов). Также описываются возвращение игум. Феодосия и 2-й период его настоятельства в Сийской обители.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

1004 ...Александре, иже поживый в предлех Каргаполскых! – Александр Ошевенский (17 марта 1427–20 апреля 1475), основатель монастыря на р. Чюрьюге в 45 верстах от Каргополя. 1006 ...Антоние, иже поживый в пустыни Сейстей! – Антоний, основатель в 1520 г. Троицкого общежительного монастыря на р. Сие, в 90 верстах от г. Архангельска, названного впоследствии Антониево-Сийским. Уже при жизни преп. Антония монастырь становится центром экономической и духовной жизни Подвинья, в XVII в. продолжает играть важную роль в духовной и книжной культуре Двинского края: на протяжении XVI–XVII вв. в монастыре складывается большая библиотека, являющаяся одной из самых интересных и ценных книгохранительниц Русского Севера. 1007 ...вторая пустыня... – Пустыня на озере Дудница, в 3 верстах от Антониево-Сийского монастыря, где подвизался Антоний Сийский. 1008 ...учениче Филофее... – В Житии Антония Сийского рассказывается о том, что Антоний Сийский, наделенный прозорливостью, предугадал желание инока Филофея уйти из монастыря и наставил его на путь истинный своей беседой. Имя Филофея упоминается и в других текстах, написанных царевичем. Так, в Службе Антонию Сийскому царевич, следуя за описанием чудес в Житии редакции Ионы, дважды упоминает ученика Филофея, которого Антоний Сийский «от соблажнения дьявола исхитил». В своем «Исповедании» царевич также рассказывает об ученике Антония Сийского – Филофее, который приходил в Москву вместе с игуменом Питиримом в 1579 г. и просил Ивана Грозного содействовать канонизации Антония Сийского. Царевич называет его в этом «Исповедании» и первым «съписателем» Жития Антония Сийского, ничего не говоря о его сочинении. Возможно, инок Филофей, испытавший на себе прозорливость преподобного Антония, и Филофей, приходивший в Москву и рассказывавший царевичу о святом, один и тот же человек. Некоторые исследователи считают, что инок Филофей вел «Записки», которые дошли до нас в составе Жития редакции Ионы (Никодим (А. Кононов). Преподобный Антоний Сийский чудотворец: исторические сведения о церковном его почитании с приложением древнего рукописного жития в полной и краткой редакциях. СПб., 1901).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Архангельске освящен самый высокий храм 02.09.2008 28 августа епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил чин великого освящения воссозданного храма в честь праздника Успения Божией Матери на набережной реки Северная Двина в Архангельске . На торжестве освящения самой высокой городской церкви вместе с жителями и гостями города молился мэр города Виктор Павленко и городские чиновники. Вечером накануне освящения из храма святого Мартина Исповедника в Соломбале в возрожденную церковь перенесли одну из самых почитаемых верующими архангелогородцами икону в честь Успения Божией Матери. После освящения состоялся крестный ход вокруг храма, после чего была отслужена праздничная Литургия. В течение нескольких лет Успенский храм строился стараниями подворья Антониево-Сийского монастыря в Архангельске и одного высокопоставленного благодетеля, не пожелавшего открыть свое имя. Как рассказал настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников), воссоздание Успенской церкви началось с создания инициативной группы верующих, некоторые из которых даже отказались называть свои имена, при этом именно они изыскивали средства, и возможности для начала проектирования и строительства храма. В свою очередь братия Антониево-Сийского монастыря усердно молилась о начале строительства, читался акафист Божией Матери. «Осенью 1998 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил Крест на месте строительства, тем самым, ознаменовав духовное начало стройки. Это привлекло внимание архангелогородцев, люди узнали, что началось строительство новой церкви. В 1999 году построили и освятили часовню в честь преподобного Антония Сийского, стали приходить верующие, служились молебны и панихиды. Затем началось возведение основания храма. Финансовые средства на строительство не выделялись, храм строился на пожертвования», - отметил отец Трифон.

http://drevo-info.ru/news/5471.html

Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Царствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Государя – об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года. В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монашеская община. В 1923 году монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом отдыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот период многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в ветхость. В 1970-1992 гг. в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома. Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению монастыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского. В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмогорского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение. Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архимандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми.. Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона постепенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благотворительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспедициях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько приходов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Божию. С марта 2000 года выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года - церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».

http://sobory.ru/article/?object=08656

Тема: Неизвестные автографы архиепископа Холмогорского Афанасия в фондах РГБИ Военно-Медицинской академии. Братчикова Елена Кимовна, кандидат исторических наук, сотрудник издательства " Парад " (г. Москва). Тема: Выдающийся памятник русского искусства Сийское Евангелие XVII века. Медведева Людмила Павловна, редактор богослужебного отдела Издательского Совета Московской Патриархии (г. Москва). Тема: Службы святым Русского Севера и Минейный свод. Кольцова Татьяна Михайловна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по науке МО " Культура Русского Севера " (г. Архангельск). Тема: Редкие иконы в храмах города Архангельска. Шаляпин Сергей Олегович, кандидат исторических наук, доцент юридического факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: Ссыльные архиереи на Русском Севере как просветители. Попова Людмила Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: К истории Пертоминского монастыря в XVII-XX веках. Бронникова Евгения Петровна, старший научный сотрудник Архангельского областногокраеведческого музея (г. Архангельск). Тема: Фотографии в северных монастырях. Смирнова Марина Александровна, преподаватель кафедры культурологии и религиоведения ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: Приписные монастыри Антониево-Сийского монастыря. Окладников Николай Анатольевич, краевед (г. Архангельск). Тема: Владения Антониево-Сийского монастыря на Мезени и зимнем берегу Белого Моря во второй половине XVI века – начала XVIII века. Монахиня Евфимия (Пащенко), краевед, автор книг по церковной истории Архангельского края (г. Архангельск). Тема: Просветительская деятельность женских монастырей Архангельской епархии в XIX-haчaлe ХХ вв. Несанелене Валентина Николаевна, археолог, секретарь церковно-археологического кабинета Антониево-Сийского монастыря (г. Архангельск). Тема: Об археологических раскопках В Антониево-Сийском монастыре. Ахмеров Олег Михайлович, заместитель начальника отдела по работе с общественными и религиозными организациями администрации г. Костромы.

http://pravoslavie.ru/15004.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 11 февраля 2008, 19:43 Впереди – выборы президента России. На вопрос, должны ли православные ходить на выборы, и может ли священник в той или иной мере влиять на их выбор, «Воде живой» отвечает настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов. 11 февраля 2008, 19:33 6 февраля сотрудники Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии посетили тюремную больницу Федеральной службы исполнения наказаний имени доктора Ф. П. Гааза. 11 февраля 2008, 14:34 10 февраля, в день памяти святых новомучеников и исповедников российских, в Санкт-Петербургской епархии вспоминали всех погибших за православную веру. В храме-часовне во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Миргородской улице был престольный праздник. В тот же день сразу несколько приходов епархии совершили традиционное паломничество на Левашовскую пустошь. 11 февраля 2008, 12:44 8 февраля в храме преподобного Антония Сийского архимандритом Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии Трифоном был отслужен молебен Божией Матери о заступничестве и покровительстве в деле строительства нового храма. 9 февраля 2008, 17:55 8 февраля по приглашению приходской общины храма прп. Антония Сийского, расположенного на пустыре между улицами Ольги Форш и Демьяна Бедного в Калининском районе, верующие петербуржцы собрались на молебен о разрешении непростой ситуации. Богослужение возглавил настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников), специально приехавший из Архангельской области.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=27&t...

Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский монастырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памятник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, паникадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”. Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому. Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александрович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийского, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь. Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и освящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Надвратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал преподобный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

http://sobory.ru/article/?object=08656

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010