1 класса мужской, находящийся близ города Чернигова в горах называемых Болдины на возвышенном месте. Основан Пр. Антонием Печерским при Княжении Святослава Ярославича, внука Владимира Великого, в 6577/1069 году по случаю явления иконы Божьей Матери в 1060 году на дереве Ель, отчего как икона та наименована Елецкой, так и монастырь Елецким же. Именным Указом в 1786 году, Апреля 23, положен этот монастырь по Штату в первый класс под управлением Архимандрита, с окладным в год жалованьем по 2.317 рублей 50 копеек и с прибавочными. Добавление из VI тома См. о нём обстоятельнее выше, в VI части от 488 стр. 13 Елиазаровский или Елизарьевский мужской Он же и Великопустынский Псковской Епархии 3 класса мужской монастырь, положение своё имеет у речки Толбы на левом, а ручья безымянного на правом берегах от Губернского города Пскова к северо-востоку в 25 вёрстах при большой столбовой дороге, лежащей из города Пскова в город Гдов. В сем монастыре церковь каменная во имя трёх Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, кельи и ограда деревянные. Вокруг монастыря роща сосновая. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за монастырём сим с приписными к нему 450 душ крестьян и настоятельство Игуменское; по Штатам же оставлен на своём содержании, а потом соединён с Великопустынским. См. описание сего монастыря. В 1804 году по обращении Снятогорского монастыря в Архиерейский дом штат оного Снятогорского переведён в сей Елизарьевский с Архимандриею 3 класса. Добавление из VI тома В 1813 году, Января 15, возведён во второклассный. Емецкий Ивановский монастырь Емецкий Ивановский девичий и Покровский мужской – два монастыря Архангельской Епархии, находились при Емецком приходе, о которых в писцовых книгах Князя Василия Звенигородского, в 7095/1587 году написано: «в Емецком стану у большого села на реке на Емце монастырёк девичий, а на монастырь церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия Страстотерпца деревянная, а в церквах образа и книги и свечи и колокола и все церковные строения прихожан и Сийского монастыря; на монастырь двенадцать келий, а в них живут старцы». Церковь сия и кельи потом в 7121/1613 году в нашествие Литовцев в Ивановский монастырь, разломаны, и поставлен на том месте острог; старицы, черницы переведены в Покровский мужской монастырь, а монахи переселены в Сийский монастырь; потом по грамоте Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, за приписью дьяка Богдана Тимофеева в 7124/1616 году данной, велено Покровский монастырь ведать Сийскому монастырю так, как прежний Ивановский ведали со всеми вотчинами Ивановского и Покровского монастырей. В 1760 году вместе с Емецкими дворами монастырь и с церквами сгорел, почему прихожане построили прежнюю свою церковь во имя Богоявления Господня и придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которые и ныне находятся. Енисейский Рождественский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Др. центром монастырской колонизации был Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , основанный в 1397 г. (по другим сведениям, после 1407). Ученик Кирилла Белозерского († 1427), прп. Мартиниан после преставления наставника основал до 1437/38 г. Вожеозерский мон-рь, это стало вехой в дальнейшем продвижении колонизационного потока на север. Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , основанный после 1436 г. прп. Зосимой на месте подвигов др. соловецких подвижников, играл ведущую роль в освоении Беломорского края, Поморского, Карельского, Терского берегов Белого м. Многочисленные пустыни, построенные монахами-отшельниками в XIV-XV вв. на севере России, в Заволжье, позволили позже этот район именовать Северной Фиваидой, или Русской Фиваидой на севере. Во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XV в. было основано 286 мон-рей ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 649-662; Кн. 4. Ч. 2. С. 339), а в период 1448-1589 гг.- 488 мон-рей (Там же. Кн. 4. Ч. 2. С. 339-385). Они были неодинаковы по величине и значению. Можно назвать не менее 10 обителей с количеством монахов свыше 50: Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь (до 95 иноков при жизни основателя), Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь (100-130), переславль-залесский Данилов во имя Святой Троицы монастырь (55-70), Герасимов Болдинский монастырь (до 140 при жизни основателя), Александров Свирский монастырь (59-86), Антониев Дымский монастырь (до 55), Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь (до 90), Антониев Сийский монастырь (до 73), Кириллов Белозерский, Троице-Сергиев (по сведениям иностранцев, в 1-й четв. XVI в. здесь было 300 иноков, а в конце - до 700, не считая слуг). Большинство мон-рей были невелики: в них жили до 10 монахов; еще в 10 монастырях число братии колебалось от 20 до 50. Внедрение общежительных принципов сопровождалось ростом монастырской земельной собственности и усилением экономической функции мон-рей в общественной жизни (не только в освоении территории, но и в организации производства, в кредитовании крестьян).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Преподобный Антоний Сийский В понедельник, в мглистый предрассветный час, в тот час, когда восток едва начинал сереть неясными очертаниями окружных гор в отсветах краткого зимой северного дня, на память Амвросия Медиоланского , 7 декабря 1556 года, в одной из скромных келий Троицкого монастыря, окруженного с трех сторон руслом полноводной Сии, умирал 80-летний старец, согбенный возрастом и трудами. Братия, столпившаяся в клетушке, которой суждено было принять последнее воздыхание молитвенника, казалась глубоко подавленной неожиданностью последовавшей развязки: всего несколько недель назад они правдами и неправдами уговаривали отца, уединившегося для сугубого подвига во внутренней пустыне, вернуться в монастырь и принять на себя игуменство, оставленное им за два года до того. И Антоний отказывался, ссылаясь на немощь, болезни, иссякновение сил… Тогда, полагая доводы старца слабыми, недостаточными, братия прибегли к прямым угрозам и даже манипуляциям: «Если ты не вернешься в обитель и не примешь в свои руки настоятельский жезл, мы все покинем монастырь и разбредемся, “аможе восхощем”, аки овцы, не имущии пастыря». И Антоний вернулся. Допустить опустошение обители, на устроение которой он потратил добрую половину своей жизни, было невозможно. Со свойственной ему прозорливостью, дар которой преподобный стяжал в конце своей монашеской жизни, он, по всей видимости, мог догадываться, что многие желали покинуть обитель льстиво, а на самом деле, эксплуатируя его отцовские чувства, они искали наиболее действенный аргумент для его водворения в непосредственной близости от места соборной молитвы и монастырских служб. Тем не менее Антоний почел за благо этого не заметить. Что он покидал во внутренней пустыне? «Само зрение места того в чювство привести может зрящих его», – в восхищении, свойственном очевидцу, своими глазами созерцавшему величественную красоту северной природы, восклицает агиограф, описывая эту внутреннюю пустыню, в которую Антоний перебрался из скита в трех поприщах от обители, где проживал с одним из братьев чуть ранее. Вообще с годами преподобный Антоний все более и более искал уединения, покоя…

http://pravoslavie.ru/109401.html

Книга настоятеля Антониево-Сийского монастыря «Слава Богу за все» представлена в Санкт-Петербурге 5 февраля 2009 г. 14:27 Книга настоятеля Антониево-Сийского монастыря Архангельской епархии архимандрита Трифона (Плотникова) «Слава Богу за все» представлена 4 февраля в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Издание увидело свет по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона и выпущено к 485-летию обители и 450-летию преставления преподобного Антония Сийского. Представление книги прошло в рамках проекта Центра чтения РНБ «Единое книжное пространство России». Авторы проекта продолжают программу презентации лучших книг, рожденных на пространствах России. Слова, ставшие названием книги, произнес более полутора тысяч лет назад византийский епископ и богослов Иоанн Златоуст. В них — воплощение христианского отношения к жизни и человеческой мудрости. Но это не богословская книга. Она обращена к широкому кругу читателей. История, сегодняшний день древнего монастыря и его братии представлены документально-художественными очерками, старинными изображениями северных святых и снимками нынешних насельников. Это игумены, иеромонахи и послушники, иконописцы, благотворители и трудники, паломники и помощники — известные, именитые и рядовые северяне. Разными путями приходили они в монастырь, но их объединил и запечатлел для истории автор — воссоздатель древней обители. Овладев искусством съемки, он из тысяч документальных и художественных снимков создал уникальную фотолетопись возрождения северной русской святыни. «Слава Богу за все» — это позиция автора, личность которого пронизывает страницы текста, художественные заставки, каждый фотоснимок и подпись к нему. Соавторами книги стали изображенные на снимках — они рассказывают о своем пути к Богу, вере, о дороге в монастырь. Организаторами презентации в РНБ стали Антониево-Сийский монастырь и Архангельская областная научная библиотека имени Николая Добролюбова. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/551434.htm...

Библиотека Антониево-Сийского монастыря будет представлена в цифровом варианте Архангельск, 1 октября 2004 г. Во вторник, 28 сентября, в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А.Добролюбова состоялась презентация проекта «…Явить миру Сийское сокровище». Антониево-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее», сообщает пресс-служба Архангельской епархии. Презентация началась со слова и благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, который присутствовал на этом значительном событии. Целью этого проекта является создание информационного ресурса, посвященного истории и сегодняшней деятельности Антониево-Сийской обители и ее уникальной библиотеки, предоставление доступа к этой информации и активное включение перемещенного из нашего края документального наследия в современный местный культурный, исследовательский и образовательный процесс. Проект откроет доступ к сокровищам знаменитой монастырской библиотеки, отразившей многообразие духовной и материальной культуры Русского Севера XVI-XIX веков. В рамках проекта будет осуществлена реконструкция в цифровой форме фрагментов уникального книжного собрания, большая часть которого была вывезена в советское время в Санкт-Петербург и Москву. В настоящее время рукописи монастырской библиотеки рассредоточены в разных национальных хранилищах страны: Библиотеке Российской Академии наук, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке. Данный проект является важным этапом в развитии сотрудничества между библиотекой им. Н.А.Добролюбова и Антониево-Сийским монастырем в области исследования истории книжной культуры, создания краеведческих информационных ресурсов, духовного образования и просвещения. Работа в рамках проекта позволит на практике начать сотрудничество библиотек, архивов, музеев и других организаций культуры с целью создания и сохранения наследия в цифровом варианте. Начинание поддержано российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех». 1 октября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11265.html

Архангельские школьники участвовали в археологических раскопках в Антониево-Сийском монастыре Архангельск, 29 июня 2010 г. 25 июня из Антониево-Сийского монастыря вернулась поисково-краеведческая экспедиция старшеклассников школы 9 г. Архангельска. Экспедиция была запланирована ещё весной этого года по благословению архимандрита Трифона. Это уже третья по счёту экспедиция, организованная совместно епархиальным отделом образования, городским департаментом образования и школой 9 в рамках муниципального экспериментального проекта по духовно-нравственному воспитанию школьников на основе православных традиций. Об этом сообщает Пресс-служба Архангельской епархии . 7 старшеклассников вместе с учителями Тамарой Вячеславовной Зайцевой и Марией Александровной Токаревой в течение нескольких дней не только знакомились с историей Антониево-Сийского монастыря, но и участвовали в археологических раскопках на территории монастыря на месте фундамента бывшего настоятельского корпуса – каменного строения конца XVII века. Нынешняя поездка увенчалась ощутимым успехом – по заданию сотрудника Церковно-археологического кабинета Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря Валентины Николаевны Несанелене школьники почти самостоятельно определили местонахождение и откопали около 9 метров каменной кладки фундамента одной из стен настоятельского корпуса! Главный же результат поисково-краеведческой поездки – открытие для себя духовной святыни Русского Севера. О монастырской истории, о вчерашнем и сегодняшнем дне древней Сийской обители школьники узнали из интересных и содержательных экскурсий иеромонаха Георгия. С жизнью и традициями монастыря познакомились изнутри – жили в паломническом корпусе, в Петров пост обходились скромной монастырской трапезой (очень вкусной и полезной!). Вечером ходили на службы, на крестный ход, на рассвете на братский молебен преподобному Антонию Сийскому, основателю монастыря… Материала для будущих ученических исследовательских работ собрано много. На память о поездке в Антониево-Сийский монастырь снято более 300 фотографий и 12 видеосюжетов. 29 июня 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/35867.html

В монашество пострижен в 1794 году, Августа 12. В Августе 1795 года определён был Проповедником Академии с оставлением при учительской должности. В 1797 году, Сентября 10, определён Префектом Академии Московской и находился в должности этой и проповедником по 13 Ноября 1798 года, потом произведён в Архимандрита в Троицкую Сергиеву Приморскую пустынь и определён на 1799 год на чреду Священнослужения в Санкт–Петербурге. В Январе 1799 году – учителем Богословия в Невской Академии, в том же году, Октября 8, переведён в Новгородский Антониев монастырь, а в Ноябре 18 – паки в Сергиеву пустынь со степенью Антониева монастыря и определён Ректором Невской Академии. В 1800 году, Января 8, – Наместником Невской Лавры. Марта 21 переведён в Иверский монастырь, а Сентября 15 пожалован Кавалером Ордена Св. Анны 2 класса. В 1802 году, Июля 5, переведён в Юрьев монастырь и в 1804 году, Января 10 дня, не быв в этом монастыре, хиротонисан в Епископа Тульского. В 1807 году, Ноября 18, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1814 году, Августа 30, причислен к Ордену Св. Владимира 2 степени большого Креста. 67 . ПАРФЕНИЙ III Петроев, Великороссиянин, из духовного звания, родом Новгородец. Обучался в Новгородской Семинарии с 1757 года. С 1770 года был в оной учителем до Риторического класса и в 1776 году, Ноября 26 пострижен в монашество. В 1779 году, в 30 день Мая, по Указу Святейшего Синода от 26 Апреля, произведён в Архимандрита в Архангельский Сийский монастырь и вскоре определён Ректором Архангельской Семинарии, и Богословия учителем. В 1790 году, Мая 26, переведён в Александро-Свирский монастырь. В 1800 году, Февраля 6 переведён в Вяжицкий монастырь. В 1802 году, Июля 5 переведён в Иверский, а в 1804 году, Января 12, – в Юрьев. В 1809 году, Апреля 16, пожалован алмазным Крестом, Июня 6 хиротонисан в Епископа Архангельского, в 1810 году, Декабря 12, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. 68 . ЕВГРАФ Музалевский-Платонов, Александро-Невской Академии Ректор и Кавалер, Великороссиянин, из духовного звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Известно, что Император Николай Павлович очень дорожил отечественными древностями и стариной, заботился о восстановлении и сохранении памятников живописи, зодчества и ваяния. Он основал Археологическую комиссию, Археологическое общество и некоторые другие учреждения, на которые возложены были собрание, хранение и издание старинных документов и летописей, производство раскопок и вообще приведение в известность памятников отечественной старины. Незадолго до своей кончины государь обратил внимание на неудовлетворительное хранение исторических памятников в церквях и монастырях, по преимуществу Московских. В этом отношении замечателен собственноручный рескрипт императора, написанный в марте месяце 1853 г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову следующего содержания: «Дошло до моего сведения, что будто в Москве по монастырям не водится подробных описей церковному имуществу. Отчего многое драгоценное, по древности и исторической ценности, пропадает, любителями таких предметов приобретается разными способами, переходит из рук в руки, и то, что должно бы оставаться церковною драгоценностью, там исчезает и переходит в частные собрания. Находя это в высшей степени неприличным, поручаю вам лично съездить в Москву неожиданно и проверить точно ли так? И ежели, к крайнему стыду и сожалению, окажется, что сих описей нет, то немедля распорядиться завести шнуровые книги за печатью митрополита, в которые все церковное имущество каждого монастыря или церкви внести в точности, со строжайшим запрещением что-либо из оного имущества сбывать в сторону, без разрешения самого митрополита. Н.». Обер-Прокурор тогда же отправился в Москву и вместе с митрополитом Филаретом приступил к обозрению Московских церквей и монастырей и также к обсуждению плана и для ревизии других епархий. Вследствие этого митрополит составил записку, в которой подробно изложил положение настоящего дела и препроводил ее графу Протасову, который сообщил о сем Святейшему Синоду. Святейший Синод, с Высочайшего соизволения, учредил особый капитал, которому было предписано «обозреть церковные хранилища Вологодской епархии в Спасоприлуцком монастыре; Костромской епархии – в Ипатьевском монастыре; Ярославской епархии – в тамошнем соборе и Ростовских монастырях; Владимирской епархии – в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре». Кроме этих мест, имелось еще в виду: Новгородской епархии – Хутынь монастырь, Антония Римлянина монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, Софийский собор. Московской епархии – Свято-Троицкая Сергеева Лавра, Иосифов Волоколамский монастырь, Саввы Звенигородский монастырь, Успенский Московский собор, Архангельской – Соловецкий монастырь, Антониев Сийский монастырь; Псковской – Псково-Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Прп. Антонию было тогда 42 года. Тяжка была их жизнь вначале. Питались они лишь грибами и ягодами. Раз неизвестный человек принес им припасы, но больше он не появлялся. Однажды на них хотели напасть разбойники, но внезапно в каком-то ужасе разбежались. После этого один из них пришел к преподобному с покаянием и рассказал ему, что им показалось, что иноков защищают вооруженные люди. Когда число братии стало умножаться, прп. Антоний послал двух из них в Москву просить разрешения основать обитель. Митрополит дал свое благословение, а вел. князь Василий III — денежную помощь и необходимую для церкви утварь. Но только успели создать церковь во имя Пресвятой Троицы, как юную обитель постигло несчастие: церковь эта сгорела, а икона Пресвятой Троицы, написанная для нее самим преподобным, как бы невидимой силой была выброшена из пламени и упала посреди монастыря. С тех пор от нее стали источаться исцеления. Сгоревшую церковь возобновили и воздвигли кроме нее еще церкви — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Сергия Радонежского, которого особенно чтил прп. Антоний. Была собрана библиотека. Братии было уже 70 человек, среди них многие вели высокую духовную жизнь, как, например, старец Иона, писатель жития прп. Антония. Сам преподобный настоятель был примером братии во всем, принимал участие во всех трудах и особенно утешал тех, кто находился на тяжелых работах. Он заботился о бедных и больных, приходивших в монастырь, уча братию милосердию. Ночи он проводил в молитве, а спал лишь краткое время после обеда. Но почет и уважение, которые ему оказывали, тяготили его, и он ушел на пустынный остров на лесном озере. Там он обработал поле, сеял рожь, молол ее и посылал в монастырь. Раз пришел к нему молодой инок, желавший тайно уйти из монастыря. Преподобный взглянул на него и сказал: «Чадо, тебя смущают недобрые мысли? Ты хочешь нарушить обеты и думаешь скрыть это от меня?» Инок пал ему в ноги и во всем сознался. Преподобный поднял его, успокоил и отослал в монастырь. Потом он ушел еще дальше, в столь дикое место, что окружавшие его горы казались достигавшими небес. Келья преподобного стояла у подножия этих гор, окруженная двенадцатью березами. Часто преподобный ловил рыбу, творя непрестанную молитву, причем обнажал плечи на съедение комарам. Но братия умоляла его опять принять настоятельство. Он был уже так стар, что молился сидя и не мог сам ходить, а его водили под руки.

http://sedmitza.ru/lib/text/437951/

Ошевенск)). По штатам 1764 г. монастырь был отнесен к третьему классу. В 1919 г. обитель закрыли. К 2000 г. здания монастыря почти полностью разрушены, сохранились остатки стены с четырьмя башнями и настоятельский корпус. Александр Свирский (в миру Амос; 30 августа 1533) – преподобный (память 30 августа и 17 апреля – обретение мощей), в 1506 г. основал в восьми километрах от реки Свири Александро-Свирский монастырь (ныне Лодейнопольский район Ленинградской области). В 1918 г. монастырь был закрыт, а братия расстреляна. В 1997 г. обитель возобновлена, мощи преподобного находятся в церкви Святого пророка Захарии. Антоний Сийский (в миру Андрей; 7 декабря 1556) – преподобный (память 7 декабря), основатель Антониево–Сийского монастыря во имя Святой Троицы (находится в девяти километрах от современной деревни Сии Холмогорского района Архангельской области). По штатам 1764 г. монастырь отнесен ко второму классу, в 1923 г. он был закрыт, возрожден в 1992 г. Арсений Комельский (24 августа 1550) – преподобный (память 24 августа), основатель Арсениево-Комельского в честь Положения риз Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыря (Грязовецкий район Вологодской области). В 1764 г. монастырь причислен к третьему классу, после 1918 г. закрыт. Главный Ризоположенский храм обители, где под спудом находились мощи прп. Арсения, разобран в начале 60–х гг. XX в., на его фундаменте построено здание клуба. В настоятельском и братском корпусе сейчас размещается школа. Другие монастырские постройки не сохранились. Герасим Волдинский (в миру Григорий; 1 мая 1554) – преподобный (память 1 мая), основатель четырех монастырей. Около 1530 г. основал Герасимо–Болдинский в честь Святой Троицы монастырь, в котором и был погребен в церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1922 г. монастырское имущество было конфисковано, а мощи святого вскрыты. В 1991 г. обитель передана Русской Православной Церкви. На месте пещеры, в которой жил преподобный Герасим, в XIX в. был поставлен храм, сохранившийся до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010