В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу 17 века сложился комплекс каменных построек: к концу 16 века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-ой половине 17 века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах 17 века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами – в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в 18 веке). Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619). В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583, панагия 1608 (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета – драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И.М. Милославскому – серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Монастырь. Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь. Церковь Трех Святителей. Карта и ближайшие объекты Храм «иже под колоколы» во имя Трех Святителей Московских в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре Первые строения Антониево-Сийского монастыря возведены в 1520-е годы трудами преподобного Антония и иноков обители. Небольшая в этот период обитель находилась на берегу Михайлова озера, недалеко от реки Сии, впадавшей в Северную Двину. Среди построек источники называют Троицкую соборную церковь, трапезный Благовещенский храм и надвратную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Эти строения просуществовали недолго и около 1542 года были уничтожены пожаром. Довольно быстро их отстраивают вновь, но и новые храмы вскоре сгорели. Во втором комплексе уже существовала небольшая деревянная звонница «колокольня на столбах», т.е., видимо, аналогичная звонницам в Усть-Паденге, Кижме и т.п. «о пяти столбах» или «о четырех столбах», увенчанная небольшим шатром с главкой. Об этой звоннице говорится в Описи Двинских земель Василия Звенигородского 1587-1589 годов: «...а на монастыре церков Троица живоначалная древяна, вверх шатром. Да церков теплая Благовещение пречистые, да церков на воротех, Сергей чюдотворец, колокольня на столбах..» Маловероятно, что «колокольней на столбах» в Описи названа простая перекладина. До середины XVI века на ней находились шесть колоколов, что следует из Описи 1556 года, составленной самим преподобным Антонием при участии монастырского казначея и старцев: «да два колокола больших, да два колокола поменьше тех, да два колокола малых, да клепало железное. Да часы стоят у Троицы на дву папертех напереди. А список отписной писал Варсанофий казначей: лета 7064 месяца августа в 1 день» 3]. Все эти колокола имели небольшой вес, так как чуть позже наиболее тяжелым – благовестным колоколом этого подбора стал колокол весом в 170 пудов, пожалованный государем Феодором Иоанновичем в 1584 году: «Дал царь и великий князь Федор Иванович по отце своем денег 150 рублей 30 копеек, да колокол благовестник 170 пуд за 500 рублев» Самым же маленьким колоколом подбора можно считать тот, что был пожертвован в 1581 году: «в 7089 году Иван Михайлов сын Горончанинов, Новгородец, дал колокол немецкий шпанского дела, весом полчеверти пуда ( А.О. - около пяти фунтов – 2,3 кг )» Кроме упоминания о колоколах, очень интересно и описание часов. По всей вероятности, это одно из самых ранних свидетельств о наличии сложного часового механизма (с двумя циферблатами) в русских монастырях.

http://sobory.ru/article/?object=08674

За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России. В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных произведений русского ювелирного искусства. Большинство творений, хранившихся в ризнице обители - вклады царей и патриархов, бояр и дворян, торговых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет. Именно в 1628 году он пожертвовал монастырю покров на раку преподобного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоценное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриарший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря. В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные рукописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положенные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мастерством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси. XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние обителей пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание братии было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов. В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссионерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов) становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную миссию, за что был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впоследствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.

http://sobory.ru/article/?object=08656

11 новых обителей было основано в Тверской земле. Среди них: Нило–Столобенская пустынь на острове на озере Селигер, где в течение 27 лет столпничал подвижник и пустынножитель Нил († 1554); его очень почитало окрестное население, а позже и вся Русь; через 40 лет после преставления Нила на месте его подвигов инок Герман основал пустынь. Множество чудес было явлено от мощей Нила, и в 1667 г. Русская Церковь причислила его к лику святых  . Из обителей Калужской земли мы упомянем Введенскую Оптину пустынь — собственно говоря, старый монастырь, появившийся еще в середине XV в., но пришедший в запустение и возобновленный в 1625 г. В XIX в. эта пустынь прославилась своими старцами  . 4. Монастырская колонизация на Севере На Севере, в Заволжье и Поморье, где в XIV–XV вв. процветало русское подвижничество, тишина и безлюдье лесов и болот по–прежнему привлекали основателей новых обителей, и в течение двух следующих столетий здесь появилось 30 монастырей и пустыней, среди них только 7 городских монастырей. Но пустыни, основанные в это время, имели иной характер, чем их предшественницы: сразу после основания они получали земельные владения, главным образом по челобитным своих основателей, а также различные привилегии, развивали бурную хозяйственную деятельность, вели тяжбы с соседними крестьянами о земельных угодьях, и насельники их совсем не походили на суровых подвижников XIV–XV вв. Примером может служить Антониев Сийский монастырь, основанный в 1520 г. прп. Антонием Сийским († 1557), в 100 км от города Холмогоры. Во время издания закона о секуляризации (1764) Сийский монастырь принадлежал уже к числу богатейших в России  . И еще один пример: в 1604 г. вдовый священник Мирон основал Богородицкий Красногорский монастырь, примерно в 200 км от Архангельска, превратившийся впоследствии в огромное и процветающее хозяйственное заведение  . Всего за это время в Поморье было основано 19 монастырей, из них 11 в XVI в., все вне городов, и 8 — в XVII в. (2 городских монастыря и 6 пустыней).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Поклонный крест установили на родине преподобного Антония Сийского в Кехте 1 октября 2019 г. 15:31 Поклонный крест установили на родине основателя Сийского монастыря — преподобного Антония. Святыню воздвигли 28 сентября 2019 года в селе Кехта (Холмогорский район Архангельской области). Событие приурочили к 500-летию Свято-Троицкой обители. Святыню изготовили, доставили из Северодвинска и установили участники молодежного православного клуба «Возрождение», который действует при Никольском храме города корабелов. Голгофу, в которую установлен крест, сделали умельцы из Кехты. «Крест — символ нашего спасения, наша принадлежность ко Христу. И люди в деревне, видя его, возможно будут вспоминать о том, зачем пришли в мир», — сказал руководитель клуба «Возрождение» священник Антоний Власов. Освятили поклонный крест благочинный Холмогорского округа Архангельской епархии протоиерей Олег Шевчук, священник Антоний Власов и духовенство местных храмов. В честь этого события в кехтском доме культуры прошел концерт творческих коллективов из Северодвинска. Духовенство и жителей села поздравили фольклорно-этнографическая семейная студия «Нёнокоцкая ключёвка» и коллектив «Пинежские зореньки». Гости исполнили духовные песнопения и стихи. Муниципальное образование «Кехотское» находится на севере Холмогорского района, на левом берегу Северной Двины при впадении в нее реки Кехты. Первые упоминания о Кехте относятся к XV веку. В 1478 году в деревне родился будущий святой Антоний Сийский, в миру Андрей Никифорович. Он происходил из семьи богатого земледельца. Получил образование и выучился иконописи. Лишившись родителей, пришел в Новгород и поступил на службу к местному боярину. После пяти лет службы женился, но через год овдовел, вскоре принял решение уйти в монастырь. Святой раздал имущество и прибыл на реку Кену в Пахомиеву пустынь, где принял монашеский постриг с именем Антоний. Склонный к уединению, он вместе с двумя монахами оставил пустынь и поселился на речке Шелексе на Черных порогах, где провел семь лет, пока не был изгнан местными жителями. После этого святой с семью учениками поселился на Большом Михайловом озере. В 1520 году построил часовню, постепенно на этом месте образовалась Сийская обитель. Антоний стал ее первым игуменом, но неоднократно оставлял монастырь в поисках уединения. Скончался преподобный в 1556 году, ему было 79 лет. В XVI-XVII веках обитель была одним из крупнейших духовных и культурных центров Русского Севера. В XX веке монастырь закрыли, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. Современная история монастыря началась в 1992 году с момента возвращения его Церкви. Ансамбль обители — Троицкий собор, Благовещенская церковь с трапезной и Сергиевский храм — объекты культурного наследия народов России. В 2020 году Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь отметит свое 500-летие. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Поморье издан уникальный альбом о северном Православии 20.07.2007 Недавно в Финляндии был отпечатан уникальный альбом настоятеля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря архимандрита Трифона (Плотникова) , посвященный Православию северных земель и Антониево-Сийской обители. Во вступительном слове владыки отмечается, что Сийский монастырь “являет собой средоточие духовной жизни, преображающей мир, жизни монашеской, где оба крыла - труд и молитва - должны быть крепки”. Первый раздел (“Врата небесные”) рассказывает об истории обители с момента ее основания и до наших дней. История Сийской обители раскрывается в альбоме через очерки о каждом из архимандритов. Очерки написаны отцом Трифоном в такой манере, что возникает чувство живого разговора, благодатного диалога автора и читателя. В этом разделе собраны и обобщены интересные сведения и факты, например, о том, как преподобный Антоний вместе с братией выстроили храмы во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Сегодня Троицкий собор, Благовещенский и Сергиевский храмы составляют основу архитектурного ансамбля монастыря. В него входит также храм - колокольня во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы. Благодаря подвижническим трудам прп. Антония монастырь стал важным духовным и административным центром Русского Севера. Ему энергично помогали великие князья московские Василий Иванович и Иван Васильевич (Грозный). Преподобный Антоний , сийский чудотворец, отошел ко Господу 7 декабря 1556 года. Его мощи, погребенные в Троицком соборе, открыты для поклонения. Известны случаи, когда уже в наши дни молящиеся у мощей святого получали по вере своей исцеление и утешение. Основатель обители был канонизирован во время настоятельства “одного из самых деятельных его последователей игумена Питирима”. Православная книга России/Седмица.Ru Редакция текста от: 20.07.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3416.html

Лит.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри крайнего Севера: Кенский мон-рь, Пахомьева пуст.//ХЧ. 1887. 7/8. С. 254-298; 9/10. С. 477-517; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. Вып. 4. С. 213, 214. Рис. 59; Никодим (Кононов), архим. Олонецкие святые, их жизнь и церк. чествование: (Агиол. очерки)//Олонецкие ЕВ. 1903. 13. С. 471; он же. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 185, 226; Т. 2. С. 193; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 46; Святые Каргопольской земли: Живопись, графика: Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002. Кат. 24; Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Рус. житийная икона. М., 2007. С. 328-333; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70; Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI-XVIII вв. М., 2009. С. 64-72, 110; она же. Иконы Каргополя: Из собр. Каргопольского гос. ист.-архит. и худож. музея. М., 2014. С. 91, 130. Кат. 48; Небеса и окрестности Кенозерья: Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие ист.-культ. ландшафт Нац. парка «Кенозерский». М., 2009. С. 275-276, 279; Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Б. м., 20102. С. 4, 10-11; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 94, 96, 100; Юхименко Е. М. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев»//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 167-174; Образы рус. святых в собр. Ист. музея. М., 2015. С. 390-399. 93; Анциферова А. И. Подписные и датированные иконы и расписные «небеса» из собр. Кенозерского нац. парка//Кенозерские чт.-2015: Заповеданное Кенозерье: природа, культура, человек: Сб. мат-лов VII Всерос. науч.-практ. конф./Сост.: М. Н. Мелютина. Архангельск, 2016. С. 57-58. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2579830.html

В XVII в. с юж. стороны собора была построена каменная палатка, куда в 1678 г. по благословению Новгородского митр. Корнилия перенесли мощи пустынножителей священноиноков преподобных Исаии и Никанора Ручьёвских . Позже здесь были погребены игум. прп. Феодосий Сийский († 1687) и Патриарший казначей Паисий († 1695). В XIX в. над их погребениями в летнее время служили для паломников заказные панихиды для поминовения «их присных и знаемых». В 1638-1644 гг. в мон-ре была построена теплая шатровая Благовещенская ц. (в 1824 в ней был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца) с теплой трапезной и келарской палатами. В 1642 г. в шатре трапезной церкви освятили придел во имя св. Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1652 г. возведена шатровая колокольня с храмом во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы (освящена в 1661). В 1661-1669 гг. построена надвратная каменная ц. ап. Андрея Первозванного, вместо прежней деревянной, с 3 престолами - во имя ап. Андрея Первозванного (освящена в 1687), прп. Сергия Радонежского, святых Флора и Лавра (перестроена в XVIII в.). На рубеже XVII-XVIII вв. возведен 2-этажный корпус братских келий. История А. С. м. тесно связана с рус. великокняжескими и царскими семьями. Вел. кн. Василий III просил прп. Антония молиться о «чадородии» вел. княгини. В 1575/76 г. царь Иоанн IV пожаловал в мон-рь покров на гроб прп. Антония. В 1579 г. по просьбе сийского игум. Питирима и инока Филофея царевич Иоанн Иоаннович составил житие и канон прп. Антонию. При игум. Ионе в А. С. м. в 1601-1605 гг. отбывал ссылку Ф. Н. Романов (впосл. Патриарх Московский и всея Руси Филарет , отец буд. царя Михаила Феодоровича), насильно постриженный в 1601 г. В 1628-1629 гг. Патриарх Филарет вложил в мон-рь Владимирскую икону Божией Матери в серебряном окладе, складень с миниатюрными изображениями Божией Матери «Неопалимая Купина» , шитый покров на раку прп. Антония. Ценные вклады в мон-рь делали многие светские лица, напр. в 1692 г. дворянин С. Т. Римарев пожертвовал для поминовения боярина И. М. Милославского воздух с покровцами из венецианского бархата и серебряный потир (АОКМ). В 1613 г., после воцарения династии Романовых , игум. Иона стал доверенным лицом по управлению Патриаршей десятиной в Поморье, а затем и десятиной Новгородского митрополита. Благодаря высокому авторитету игум. Ионы А. С. м. наряду с Соловецким мон-рем в XVII в. занял особое положение в Поморье, став крупнейшим церковно-адм., духовным и культурным центром Подвинья. К А. С. м. были приписаны Емецкий Покровский муж. мон-рь, Емецкий Ивановский жен. мон-рь, Кривецкий мон-рь, Лявленский жен. мон-рь, Чирцева пуст. на р. Мезени. В XVII в. А. С. м. владел деревнями, пашенными землями и покосами на р. Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье; в монастырских вотчинах развивались соляной, рыболовный, морской промыслы. Обитель имела подворья в Москве, Вологде, Архангельске, а с сер. XVII в.- небольшую типографию.

http://pravenc.ru/text/115850.html

«Неудачники» Беседа с архангельским депутатом о здоровом протесте против уныния и открытии русскими России Эдуард Володенков «Русские вновь стали интересоваться Россией, и это здорово обнадеживает», – делится своими наблюдениями депутат Архангельского областного собрания Эдуард Володенков. Антониево-Сийский монастырь Горькая сладость «Мне абсолютно безразлично, что сейчас поздний вечер, но мне не все равно, что участок на дороге в Онегу покрыт слоем льда и машины едут со скоростью 10 км/ч. В машинах, как вы знаете, находятся люди. И их судьба и здоровье также вызывает тревогу. Повторяю: немедленно пришлите на этот участок спецтехнику и приведите дорогу в порядок. Жду. Что? А я не понимаю, почему нужно ждать звонка от депутата, чтобы просто выполнить свою работу. Прогноз погоды лежал на вашем столе еще вчера. Будьте любезны», – Володенков швырнул трубку на сиденье. Ждали недолго. В течение нескольких часов дорога была посыпана песком. Он сразу заявил, что быть на Архангельской земле и не поехать в Антониево-Сийский монастырь – досадная ошибка. – Там, во-первых, святое место. Преподобного Антония знаете? А, тогда ладно. Во-вторых, монастырь сейчас возрождается. А знаете, как радостно, когда своими глазами видишь, как восстанавливается справедливость! В-третьих, это, по-моему, хороший пример того, как восстанавливается любовь и уважение к Отечеству и вере. Вслед за Церковью поднимается и Россия. Ох, спасибо кризису, будь он неладен. Нет худа без добра. И добра, я смотрю, больше. А то ведь раньше мы Россию-то почти и не знали – чуть целое поколение не потеряли в египтах-турциях-швейцариях. – Согласны ли вы с мнением, что русский человек сегодня гораздо лучше знает чужие страны, чем собственное Отечество? – Я убеждаюсь в правоте этого мнения ежедневно! Я знаю коренных архангелогородцев, которые со знанием дела могут рассказать тебе о Лувре или Дрезденской галерее, но стыдливо замолкают, когда заходит речь о шедеврах деревянного зодчества Онежского или Холмогорского района той же Архангельской области. Впрочем, должен сказать, что проблема не нова: еще в Российской империи ставили в вину образованному классу – и небезосновательно, на мой взгляд, – незнание своей родины. Незнание, которое оборачивается презрением к Родине, что влечет далеко не лучшие последствия – как для самой страны, так и для не имеющих должного представления о ней гражданах. Незнание и безграмотность ведут к презрению, от которого недалеко до ненависти. Вспомните известные слова русского католика Печерина: «Как сладостно отчизну ненавидеть!/И жадно ждать ее уничтоженья! И в разрушении отчизны видеть/Всемирного денницу возрожденья!» Вспомните и Смердякова: «Я всю Россию ненавижу-с». Мне кажется, сегодня мы, к большому сожалению, не можем похвастаться преодолением этой «сладостной ненависти». Все так же бьет нас гоголевское: «Велико незнание России посреди России».

http://pravoslavie.ru/120093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского /Упоминание об И. содержится практически во всех редакциях Жития прп. Антония Сийского: в первоначальной, созданной в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 250. Л. 118 об., 128 об.- 132 об., 80-е гг. XVI в.), в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 151-152 об., 165 об.- 166, 188-194 об., кон. 70-х гг. XVI в.), в краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об.- 419, 50-60-е гг. XVII в.), без обозначения имени - в проложной редакции ( Пономарёв. 1896. С. 65-67), в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 74 об.- 75 об., 85 об.- 86, 103 об.- 109 об., 60-70-е гг. XVII в.), в исторической, возникшей в 1-й трети XVIII в. при участии архим. Сийского мон-ря Никодима (БАН. Никол. 220. Л. 11 об.- 12, 19-20 об., сер. XIX в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-157, 184-195). И. был одним из 4 иноков, присоединившихся к прп. Антонию Сийскому и его ученикам Александру (Бердову; с 1576 архиепископ Новгородский, с 1589 митрополит) и Иоакиму в устроенной ими обители во имя свт. Николая Мирликийского на р. Емце, возле Тёмного порога («И церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца, и келии учини, и монастырь устрои… и четыре браты присовокупи ту к прежереченным двема братома си, сам же преподобный седмый обретается в братстве своем» - БАН. Арханг. 250. Л. 112-112 об.). Однако через 7 лет им пришлось оставить монастырь из-за недовольства жителей с. Скроботова. По молитвам прп. Антония Сийского Господь указал инокам новое уединенное место - на полуострове Михайловского оз. в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский мон-рь. По поручению прп. Антония Александр и И. отправились в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Иоанну IV Васильевичу прп. Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет» ( Кириллов. 1906. С. 753).

http://pravenc.ru/text/674812.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010