8 Напр. по прибытии на епархию «архиерей чел поучения о благодарении во Учительном Евангелия септемерии в 1 день» «Чиновник соборные великое церкве… Преображения…града Холмогор» рукоп. Арханг. Сем. 413 л. 4; или возвратившись из Москвы в 1685 г., он, «чел поучительное к народу о пришествии мира» (Ibid., л. 54 об.) 9 Так напр. было в 1696 году –– по случаю взятия русскими Азова, когда Афанасий «о победе вел. Государя на противные…изустне всем народам объявлял, возвещал» (Летоп. двин. изд. Титова, 1889 г. стр. 97). 10 Такое название усваивается ему в надписи на рукоп. книге «Епистоли, сиреч послание Климента папы Римского и о житии его», 467 Арханг. семин. библиот. 11 Чиновник, ркп. Арханг. сем. 413, л. 61 об. Ср. Летом. двин. изд. Титова, стр. 127. Что устная проповедь не была редкостью у преосвящ. Афанасия, это можно видеть и из его собственных слов в поучительной грамоте к духовенству холмогорской епархии от 1697 года. Здесь он пишет между прочим: «Мы, приемше чин священнослужения, и сами не могущие вся грады и веси устноглагольно научати малым сим начертанием пишем, и данной нам властью от Пресвятого и Животворящего Духа, яко Пастыреначальник заповедаем вам сыновом моим, и молим о имени Господа Иисуса Христа, да кийждо вас со всяким тщанием прилежит делу Господню, и да хранит чин священства беззазорным своим жительством со слов учительства» (Арх. Еп. Вед. 1900 г, 18). 12 Опись архива Сийского монастыря И. М Сибирцева (рукописная) грамота Афанасия 6; " Арзанг. Еп. Ведом.» 1897 г., 16 (статья свящ Петровского: Антониево-Сийский монастырь»), стр. 505. При рассмотрении грамот Афанасия, хранящихся в архиве Сийского монастыря, мы не видели этой грамоты. 15 Духовенству холмогорского уезда (на имя протопопа Петра) это послание было отправлено 10 марта, а духовенству Важского уезда (на имя старосты поповского, Благовещенского священника –– Стефана Иванова) –– 23 марта, 24 марта послание особо было отправлено в Сийский монастырь –– в церкви, подведомые этому монастырю. (См. Архив Сийск. мон.). Копия с него, адресованная протопопу Петру, напечатана в «Чт. Общ. Ист. и др. Росс.», 1800 г., кн. 2 стр. 6–9. «Материалов для истории Арханг. епархии». Копия же, отправленная поповскому старосте Стефану, напечатана во 2-ой книге Актов Холмог. и Устюж. еп., CXCIV, стр. 461–468.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Пред кончиной он сам назначил себе преемника и оставил завещание, в котором повелевал настоятелю любить братий всех одинаково и служить им, непокорных изгонять, но кающихся прощать и принимать обратно. Братии он приказывал любить друг друга, повиноваться старшим, хранить устав, иметь страх Божий, не оставаться никогда праздными и заботиться о больных и бедных. Тело свое он завещал бросить в болото, но на это ему братия прямо сказали, что ослушаются его. Когда же они окружили его со слезами в его последние минуты, он сказал им, что «настал день его покоя и им подобает более радоватися, нежели печалиться». Скончался прп. Антоний 7 декабря 1556 г. и был погребен в церкви Пресвятой Троицы. В обители до нашего времени хранились иконы его письма. Он считается покровителем иконописцев. Он явился болящему игумену Питириму, иконописцу, исцелил его и приказал не оставлять этого труда. Раз купец вез рыбу в монастырь в лодке. Внезапно поднялась буря. Вдруг он увидел на воздухе инока, мантией своей защищавшего его ладью. «Ты призываешь многих на помощь, а меня не зовешь, — сказал он. — Не бойся, чадо, я с тобой, и Бог устроит нам тишину». — «Кто ты, человек Божий?» — спросил его в трепете купец. «Я Антоний, игумен обители, что на Михайловском озере и на реке Сии», — ответил инок и стал невидим. Купец благополучно прибыл в монастырь и остался в нем иноком. Всех чудес прп. Антония перечислить здесь невозможно. • По выходе из Кенской обители преподобный со сподвижниками основал шелексинскую Николаевскую пустынь при впадении р. Шелексны в р. Емец, левый приток Северной Двины, у порога, называвшегося Темная Стремнина. • Антониево-Сийский монастырь был основан преподобным на р. Сии, притоке Северной Двины (в 9 верстах от впадения), в 90 верстах к югу от Холмогор. Подвизался преподобный на Новгородском Севере (совр. Архангельская обл.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/437951/

В глубокой старости преставился преподобный († ок. 1073–1077), оставив благодатный след Христовой веры на Ростовской земле. Святые мощи его были обретены во второй половине XII века. По молитвам преподобного Авраамия изгонялись бесы, получали исцеление различных недугов больные. Преподобнаго Феодосия Сийскаго Тропарь, глас 8: Подвигом добрым подвизався от юности твоея, преподобне Феодосие,/мирскую суету отвергл еси,/девство же и целомудрие возлюбил еси Царствия ради Небеснаго,/вина и упояющаго пития до кончины не вкусивый,/Единаго Бога взыскуя,/пустыню пречуднаго отца Антония достигл еси/и в ней во смиренномудрии и слезах все житие препроводил еси,/оного житию подобяся/и во всем быв образ добродетелей твоим учеником./И ныне в Горния обители преселився,/Святей Троице предстоиши,/поминай нас, чад твоих, Пресвятей Троице моляся,//от всяких бед и скорбей избавити и спасти души наша. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: От юности твоея, преподобне, Господеви возложив вся,/плотская мудрования воздержанием увядил еси,/в постех, молитвах образ быв твоим учеником,/добродетели богомудраго Антония наследовав,/и того обитель измлада достигл еси,/и в ней трудолюбне свою жизнь препроводил еси в терпении мнозе,/и ныне со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/поминай нас, чтущих всечестную память твою,/да вси велегласно вопием ти://радуйся, досточудне Феодосие, наставниче духовный. Преподобный Феодосий Сийский (в миру наречен Феодором в честь святого великомученика Феодора Тирона) родился около 1612 года в Холмогорах. Его отец, Игнатий Лебедев, был ремесленником-среброковачем, мать звали Феодосией. С 12 лет мальчика отдали в обучение грамоте, надеясь, что он продолжит дело отца. Вскоре прилежный Феодор научился грамоте и стал усердно проводить время за чтением. За это ему пришлось терпеть побои отца и насмешки сверстников. В 18 лет Феодор против воли родителей ушел в Антониев-Сийский монастырь и 2 августа 1632 года был пострижен игуменом Ионой (1597–1634) и отдан в послушание монаху Давиду. В июле 1635 года преподобный Феодосий был посвящен во иеродиакона, а 12 января 1644 года Новгородский митрополит святитель Аффоний рукоположил его в священный сан и поставил игуменом Сийского монастыря. Много трудов приложил преподобный Феодосий, чтобы укрепить монастырское общежитие. Никто не видел его праздным. Но по-прежнему все свое свободное время он отдавал книгам: переписывал, собирал древние рукописи, чтобы сделать с них достоверные списки. Преподобный Феодосий был также иконописцем. Известно, что он написал сам иконы Святой Софии – Премудрости Божией и основателя монастыря преподобного Антония Сийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евлампий Введенский — епископ Архангелогородский и Холмогорский с 1801 по 1809 г. По другим данным село выгорело в 1808 г. Угор — возвышенное место, высокий берег. Сборная изба нанималась сельским обществом для проведения сходов и для приезжих сельских старшин. Ильин день празднуется 20 июля (2 августа по новому стилю). Имеется в виду праздник Николая Угодника (Никола вешний) — 9 (22) мая. Бородинская битва состоялась 26 августа 1812 г. Имеются в виду «рекруты». Антониево-Сийский монастырь был основан преподобным Антонием на р. Сия в 1520 г.; с 1599 по 1605 г. в монастыре был заточен боярин Федор Никитич Романов (впоследствии патриарх Филарет). Нуда — комары, мошка, слепни. Антоний Сийский (? — 1756 или 1757) — преподобный, основатель Сийского Праздник Покрова Богородицы празднуется I (14) октября. Празднуется 20 июля. Карбасы — большие лодки на 4–10 весел, с двумя парусами. То есть обеспечили пищей. Вычегда — правый приток верхнего течения Северной Двины. Орлецы — населенный пункт на правом берегу Северной Двины, по течению ниже Емецка. Деревянная церковь XVII–XVIII bb. сохранилась в с. Зачачье до наших дней. Имеется в виду Никола вешний, 9 (22) мая. Сажень — мера длины, равная 2,134 м; печатная сажень — казенная и клейменая, своего рода эталон. Имеется в виду день святого Георгия Победоносца (Егорьевский праздник): 23 апреля (6 мая). Парусно-винтовые фрегаты «Миранда» и «Бриск» так и не смогли высадить десант; фрегат «Миранда» был поврежден ответным пушечным огнем. В состав английской эскадры входило два парусных фрегата, два винтовых корвета, два парусных брига и один пароход. Волостной суд представлял собой коллегию из 4–12 судей, выбираемых ежегодно волостным сходом для рассмотрения споров и тяжб между крестьянами и мелких уголовных дел. Первые броненосцы появились во французском флоте в период Крымской войны; с 1860-х гг. морское ведомство России приступило к постройке паровых и броненосных судов. Имеется в виду преобразование приходских школ в начальные народные училища. К 1864 г. относится учреждение земского самоуправления.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Комментарии иконописца-профессионала Никодима имеют характер критических замечаний, таких как: «Написан брада велика, широкоглав» (Атлас, 40 ) или: «Брада велика написана, образом написан подобен игумену Феодосию, толико окружна глава и чело и плешив. У Феодосия брада проста, мало шире и короче, не вилась» (Атлас,    38 ). Комментарии носят и рекомендательный характер: «Образ Антония благоумерен, иконописцам писать» (Атлас, 37 ). Подборка изображений Антония Сийского в Атласе позволяет судить о стилистических изменениях в трактовке облика преподобного при сохранении его основных портретных черт. 17 На прориси с изображениями в рост двух преподобных (Атлас,   43 ) в правом иноке легко узнается Антоний Сийский. Левый преподобный – скорее всего, Исаия Сийский, облик которого совпадает с описанием подлинника (Свод,  Образ отрока Артемия Веркольского достаточно хорошо известен в иконографии. Поэтому не составило большого труда обнаружить ошибку в атрибуции прориси из ГРМ (Атлас, 45 ), где отрок назван Иоанном Устюжским. На самом деле это Артемий праведный. В руке у него имеется такой характерный для икон Артемия атрибут, как ветка («пруток», «лоза»), который часто приводится в словесных описаниях отрока по подлиннику (Свод, 65 ). Иоанну же Устюжскому подлинник (Свод, 231) предписывает иные устойчивые атрибуты (см. ниже). Изображенный рядом с праведным Артемием святой столпник является, по нашему мнению, Симеоном Дивногорским, поскольку именно его облик соответствует описанию столпника в иконописных подлинниках под 1 сентября; особенно характерна его борода, напоминающая бороду Николая Чудотворца. Для икон Артемия Веркольского вообще характерно наличие пейзажного фона с изображениями орамой пашни, облаков с молнией и т. п. (Атлас, 46 , 48 ). Особый интерес представляет прорись с изображением деревянного Веркольского Артемиева монастыря в Пинежском уезде, который запечатлен на ранней стадии своего существования (Атлас,   48 ). Монастырь основан в 1645 г., каменные постройки возникли только в XIX в., следовательно, данная прорись отражает древнейший извод в изображениях праведного Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Богородицы, встреча Богоматери с Елизаветой, рождество Иоанна Предтечи и отход его в пустыню; перед Евангелием Иоанна – грандиозная миниатюра, изображающая славу и величие Божества: Бог Отец с Сыном в недрах, среди девяти чинов ангельских, в небесах; создание Евы и грехопадение прародителей; внизу проповедь Иоанна Предтечи и призвание апостолов. В таких формах выражено возвышенное начало Евангелия Иоанна. 8) Евангелие Сийского Антониева монастыря, редчайший образец иллюстрированного недельного (апракос) Евангелия, изготовленного во второй половине XVII в. в Москве и отсюда переданного в 1692 г., как видно из записей по листам, в Сийский монастырь 62 . Как предисловие, так и текст Евангелия и приложенный в конце месяцеслов украшены миниатюрами, расположенными иногда среди текста, по большей же части на обширных полях рукописи. Число их простирается свыше 2130 – цифра небывалая в истории византийско-русских лицевых кодексов; из западных кодексов превосходит его счетом миниатюр Библия Филиппа Смелого; но ее миниатюры относятся к обоим заветам – Ветхому и Новому; притом все ее 5000 миниатюр по количеству занимаемых ими квадратных дюймов не превзойдут 2130 миниатюр нашего кодекса. Важность этого памятника для истории русской живописи конца XVII в. признана специалистом по истории русского искусства и иконографии Ф.И. Буслаевым , который вместе с характеристикой рукописи издал и несколько миниатюр ее. Трудно указать другой памятник, который бы давал столь полное и наглядное понятие о состоянии русской живописи того времени; с ним можно сравнить до некоторой степени лишь сийский лицевой, к сожалению нераскрашенный, подлинник (см. ниже). В миниатюрах этого кодекса нашли свое гармоническое сочетание – воспитанная в русских художниках западной школой – идея красоты и уважения к иератическому характеру православной иконописи. Стройные фигуры изображаемых лиц (8 1 / 2 голов, ср. л. 314 – Спаситель в 9 1 / 2 голов), светлый колорит, тщательно отделанные лица и одежды, выдержанные типы отличают все миниатюры, даже и при заметном различии рук художников 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

И. поминался в Антониевом Сийском монастыре в 3-ю субботу Великого поста: «Пети панахида собором пред обеднею. Поминать игумена Исидора (Корежемской), игумена Питирима (Сийской), священноинока Иону (что писал чюдотворцеву службу и Житие), инока Левкия, Иоанна, инока Исайи (из Ручьев)» (Кормовая книга Антониево-Сийского мон-ря - РНБ. СПбДА. A.II. 383. Л. 53 об.- 54, XVII в.). Имя И. не вошло в Собор Сийских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), празднование которому было установлено в 2008 г. по благословению Архангельского и Холмогорского еп. Тихона (Степанова) . Сочинения Первые агиографические труды И., составленные в 1578-1579 гг., посвящены прп. Антонию Сийскому. В 1578 г. по благословению Вологодского и Великопермского еп. Варлаама и по «понуждению» сийского игум. Питирима в Антониевом Сийском мон-ре И. написал Житие преподобного («Месяца декабря 7 день. Житие, и подвизи, и отчясти чюдес исповедание преподобнаго отца нашего Антония игумена, иже на Михайлове езере пречестен Сийский монастырь поставльшаго во имя Пресвятыя и Живоначялныя Троица и Пречистыя Богородица честнаго и славнаго Ея Благовещения, иже и Сийский нарицается» - БАН. Арханг. 250. Л. 178 об.- 180, 80-е гг. XVI в.). И. лично не знал прп. Антония - в предисловии к Житию книжник писал, что «предал писанию» все, что услышал от учеников святого и от достоверных свидетелей подвигов прп. Антония спустя 21 год после его преставления. Житие прп. Антония Сийского содержит много реалистических подробностей, яркие зарисовки монастырского быта, описания севернорус. природы, рассказы о чудесах святого примечательны документальными чертами. И. включил в Житие духовную грамоту преподобного, написанную за полгода до смерти (она почти дословно приведена в гл. «О последнем поучении преподобнаго братии, о предании духовныя грамоты и о поставлении строителя»). Духовная грамота прп. Антония хранилась в мон-ре (в наст. время находится: АОКМ. 3590), упоминается в Летописце Антониева Сийского мон-ря (БАН. Арханг. 375. Л. 34 об., 10-20-е гг. XVII в.). При написании Жития прп. Антония И. использовал Жития основателей мон-рей на Русском Севере преподобных Кирилла Белозерского, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Димитрия Прилуцкого. Рассказывая об иноческих подвигах прп. Антония, автор почти дословно заимствовал текст из Жития прп. Александра Свирского. В разных вариантах Жития содержится 14, 16 или 19 рассказов о посмертных чудесах по молитвам к прп. Антонию и к Св. Троице перед Ее иконой, написанной основателем Сийского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/578316.html

Будем, конечно же, использовать потенциал братии обители. Братия в священном сане имеет, как правило, высшее образование, чаще всего — богословское историческое, в свободное от службы время проводят экскурсии для посетителей монастыря. Два сотрудника музея — люди светские, но воцерковленные, крепко связанные с обителью. Как планируется решать вопрос соблюдения необходимых климатических условий? Все-таки обитель находится на Русском Севере, где морозы и влажность высокие бывает... Система отопления, оснащенная приборами терморегуляции позволит соблюдать температурный режим (+16-18 °С), а система климат-контроля — режим влажности (50-60%). Причем это система, работающая в автоматическом режиме. Для любого музея важна посещаемость. Насколько полноценная музейная деятельность сочетается с монастырской жизнью, требующей уединения и тишины? Монастырь должен вести определенную миссионерскую, просветительскую работу — музей как раз и будет помогать этому служению. В определенной степени мы должны быть открыты людям, и это не нарушает нашей уединенной жизни. В гостинице, иконной лавке, чайной работают светские люди, а территория, где проживает братия, отделена от части обители, доступной паломникам. Кроме того, в монастыре есть скит, закрытый от посетителей. Фото Дмитрия Гладкого Рейтинг: 10 Голосов: 19 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Справка Иеромонах Феофил (в миру Сергей Анатольевич Волик) родился 7 августа 1965 г. в Архангельске. В 1984 г. закончил Художественно-промышленное училище в с. Ломоносово, в 1995 г. — Архангельский техникум экономики, статистики и информатики. С 1998 г. — в братии Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. С 1 марта 2000 г. участвует в издании газеты «Духовный сеятель» и церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф». 14 апреля 2000 г. пострижен в мантию с именем Феофил. 21 сентября 2000 г. рукоположен в диаконы. В 2012 г. закончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности преподаватель теологии. 14 июня 2013 г. рукоположен в иеромонаха. С 1914 г. — главный редактор газеты «Духовный сеятель» и церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф».

http://pravoslavie.ru/124811.html

2 года назад была создана пресс-служба Архангельской епархии для взаимодействия со светскими и православными СМИ. В отношении сотрудничества с коллективами светских СМИ мы не всегда находим должное взаимопонимание. Среди профессиональных журналистов все-таки еще мало людей воцерковленных, кому близко и понятно мироощущение православного человека, специфика и проблематика церковной жизни. Однако, в целом стремление к духовно-наравственному возрождению Северного края находит отклик в областной периодической печати. Поддерживают нас и телевизионные и радиовещательные компании. На территории нашей епархии сейчас издается 8 православных газет. У нас имеется свой печатный орган - " Архангельский епархиальный вестник " , ежемесячный тираж которого 8 тыс. экземпляров. Несколько газет издает Антониево-Сийский монастырь: " Духовный сеятель " , " Сийский хронограф, " Педагогический семинар " . Осваивают печатное искусство и некоторые приходы. Совсем недавно вышла газета " Звонница " . Детской тематике посвящена газета " Чадо " . Сейчас большое количество православных изданий, многие из которых необходимо иметь в приходских библиотеках. И прежде всего, газету " Воскресная школа " , где публикуются тематические материалы для преподавателей. Важнейшим источником информации о жизни нашей Церкви по-прежнему остается " Журнал Московской Патриархии " . В нем отражается позиция священноначалия, публикуются официальные документы, сообщается об интересных и важных событиях церковной жизни. Каждая приходская библиотека обязана иметь официальный журнал Церкви. Считаю важным делом формирование приходских библиотек, которые окажут неоценимую помощь каждому пастырю в просвещении прихожан. Сейчас выпускается много замечательных изданий по предмету " Основы православной культуры " . Издаются ежеквартальные сборники, записываются магнитофонные и видеокассеты. В подспорье преподавателю воскресных школ предлагается большой выбор тематического материала. Поговорка " век живи, век учись " побуждает каждого пастыря, возложившего на себя бремя учительства, постоянно повышать уровень богословских знаний. Лишь обладая необходимыми знаниями, мы сможем успешно осуществлять просветительское делание и следовать призыву апостола Петра: " Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением " (1Петр. 3,15). Для всех нас взаимодействие со СМИ пока еще является новой сферой миссионерской деятельности, служением Церкви в современном мире. И многому приходится учиться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Пострижение в монашество могло быть средством для устранения соперника. Борис Годунов во время своего царствования подвергнул опале бояр Романовых, бывших в родстве с почившим царём Феодором Иоанновичем (†1598). Старший Феодор Романов был сослан «в Сийский Антониев монастырь и насильно пострижен в монашество под именем Филарета. Здесь сначала содержали его под строгим присмотром, не пускали даже в церковь и никого к нему не пускали, потом царь Борис смягчился к Филарету, позволил ему ходить в церковь , велел посвятить его в иеромонаха и сделать даже архимандритом Сийского монастыря» 497 . Пострижение Романовых носило политический характер и по замыслу Годунова должно было устранить их с политической арены, как возможных соперников и претендентов на царский трон. Современник так описал смиренное восприятие опальным боярином происшедших с ним перемен: «...одеяние образа иноческого возлюбил больше багряницы царской» 498 . После этого события развивались следующим образом. После скоропостижной кончины Бориса Годунова в 1605 году сторонники Лжедмитрия предали смерти супругу почившего царя Марию и его сына Феодора, а дочь спустя некоторое время была пострижена в монашество. Её судьба нашла отражение в исторической песне русского народа. В ней говорится о приближении к Москве самозванца, который хочет царскую дочь «постричи, Чернеческий чин наложити! Ино мне постричи ся не хочет, Чернеческаго чину не сдержати» 499 . В другой песне говорится о намерении Лжедмитрия: «Меня хочет, царевну, поимати, А на Устюжну на Железную отослати, Меня хочет, царевну, постричи» 500 . Пребывая в монашеской келье, она явилась молитвенницей о своей семье, трагически сошедшей с исторической сцены 501 . Сийский же архимандрит Филарет (Романов) Божиим Промыслом при Лжедмитрии был возведён в сан Ростовского митрополита Патриархом Игнатием, позднее став первым Патриархом после смуты. Одновременно его сын, первый царь из династии Романовых, стоял во главе Русского государства и этой двоице выпала доля вывести Русское государство из разрухи Смутного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010