Антониево-Сийский монастырь Архангельской епархии издаст книгу «Духовная миссия по обращению самоедов в христианскую веру в XIX веке» 14 июля 2017 г. 13:36 Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь Архангельской епархии готовит к печати книгу «Духовная миссия по обращению самоедов в христианскую веру в XIX веке». Это издание — рассказ о настоятелях и насельниках обители, проповедовавших Православие среди ненцев (самоедов) на арктическом побережье архангельского Севера. Сборник состоит из двух частей: в первой настоятель монастыря игумен Варлаам (Дульский) повествует об обращении ненцев в тундрах от Мезени до Урала, во второй части насельник обители иеромонах Василид (Лагутин) рассказывает об освоении архипелага Новая Земля и просвещении местных жителей. Основанный преподобным Антонием в 1520 году, Свято-Троицкий Сийский монастырь еще при жизни святого стал влиятельным духовным и экономическим центром Поморья. Монастырь имел рыбные и соляные промыслы на побережье Белого моря вплоть до горла: Ненокса, Луда, Уна, Ручьи. Вместе с хозяйственной деятельностью строились храмы, велась духовно-просветительская работа. В XVII веке игумен Феодосий попытался послать на архипелаг Новая Земля миссионеров, чтобы устроить на острове скит. В декабре 1824 года по проекту епископа Неофита (Докучаева-Платонова) была образована миссия для духовного просвещения ненцев (самоедов) Архангельской губернии и обращения их в христианство. Миссию возглавил Сийский архимандрит Вениамин (Смирнов). С 1825 по 1830 годы он крестил более 3000 человек. Во время своего пребывания в самоедских тундрах архимандрит Вениамин изучил ненецкий язык, сделал много этнографических наблюдений над жизнью местного населения, составил «Грамматику самоедского языка», «Лексикон самоедского языка», сделал переводы на ненецкий язык катехизиса, Евангелия от Матфея и Луки и др. Миссия имела передвижную церковь с живописными иконами и колоколами. За миссионерские труды архимандрит Вениамин был награжден орденом св. Владимира III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/4960076.ht...

Лит.: Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском мон-ре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 3-122; Кононов А. Преподобный Антоний, Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895; Е. Н. Старые синодики Антониево-Сийского мон-ря Архангельской губернии Холмогорского уезда//Арханг. ЕВ. 1896. 1. С. 9-17; 2. С. 29-37; 3. С. 66-74; Никодим [ Кононов] , иером. Преподобный Антоний Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. жития. СПб., 1901; Иванов П. И. Опись Сийского мон-ря 1598 года и летописные заметки//Древности: Тр. Археогр. комис. МАО. М., 1902. Т. 2. Вып. 1. С. 373-384; Перовский В. Антониево-Сийский мон-рь//Краткое описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 75-204; Сибирцев И. М. Памятники древности в Сийском мон-ре (к 300-летию соборного храма)//Арханг. ЕВ. 1907. 18; Православные русские обители. СПб., 1910. С. 59-65; Образцов Г. Н. Оброчные и порядные записи Антониеву Сийскому мон-рю XVI-XVII вв.//ИА. 1953. Вып. 8. С. 180-197; Кукушкина М. В. Описи книг XVI-XVII вв. б-ки Антониево-Сийского мон-ря//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. М.; Л., 1966. С. 122-142; Амосов А. А. Копийная книга Антониево-Сийского мон-ря//АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 276-283; он же. Сотные грамоты Антониево-Сийскому мон-рю 1578 и 1593 гг.//Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 207-236; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 104; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской б-ки//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги. Л., 1978. С. 154-187; Дорошенко А. П., Лохтева Г. Н. Подворная опись крестьянских хозяйств Антониево-Сийского мон-ря 1745 года как ист. источник//Северный археогр. сб. Вологда, 1978. Вып. 4. С. 50-79; Белкин В. А., Овсянников О. В. Антониев-Сийский мон-рь//Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991. С. 85-93; Толкачев В. Ф. Жаждущий пусть приходит//Волна. 1993. 6 нояб.; Егорова Л. В. Сийская обитель//Пинежские зарисовки. Архангельск, 1995. С. 407-439; Залесский А. М. Малые Соловки//Держава. 1997. 2(9). С. 72-74; Трифон (Плотников), игум. Братство по духу//Вера (Эскöм). Сыктывкар, 1998. Вып. 1. 301. С. 10-11; Два крыла//Там же. Вып. 3. 303. С. 11-13; Сизов М. С сийских подлинников//Там же. 1998.Вып. 20. 322. С. 8.

http://pravenc.ru/text/115850.html

Достигнута договоренность о создании трехмерной виртуальной модели Антониево-Сийского монастыря Архангельск, 10 ноября 2004 г. Древняя святыня – Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь – известен далеко за пределами Архангельской области. Ежегодно тысячи паломников посещают обитель, чтобы приобщится к его святыням, помолиться в старинных храмах, приложиться к мощам преподобного Антония Сийского, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. В настоящее время паломники, прибывающие в Сийский монастырь, уже имеют возможность остановиться на ночлег при монастырской благоустроенной комфортабельной гостинице " Сийский паломник " . Хотя для многих гостей паломничество в монастырь – это и семейный отдых, и возможность совершить туристическую поездку, самым важным остается желание познакомиться с жизнью монастыря, прочувствовать душой духовные святыни Поморья. А недавно возникла идея организовать и виртуальное паломничество в Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь. 28 сентября 2004 года в Архангельске между Российским комитетом программы ЮНЕСКО " Информация для всех " и Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова был подписан договор о финансировании подготовительных мероприятий в рамках проекта " Явить миру Сийское сокровище " (создание Антониево-Сийской электронной библиотеки). Днем позже начальник научного отдела Российской академии театрального искусства (ГИТИС), эксперт Российского комитета программы ЮНЕСКО " Информация для всех " Дмитрий Трубочкин, провел в Антониев-Сийском монастыре научно-исследовательские и презентационные работы, в ходе которых между монастырем и группой спонсоров была достигнута договоренность о создании виртуальной модели Антониево-Сийского монастыря. Выступая на пресс-конференции, посвященной Проекту, Дмитрий Трубочкин рассказал о предстоящих работах: " Одним из приоритетных направлений в формировании электронного ресурса Антониево-Сийского монастыря участниками презентации было признано создание его трехмерной модели. Известно, насколько велико значение зримого пространственного образа русских церквей для русской национальной культуры: сама их архитектура призвана нести в мир дух православия. Воссоздание визуального образа архитектуры монастыря, и публикация его на компакт-диске и на сайте позволит значительно расширить круг потенциальных пользователей электронным ресурсом и придать ему не только исследовательскую, но и просветительскую направленность в России и во всем мире.

http://pravoslavie.ru/11782.html

Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский монастырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памятник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, паникадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”. Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому. Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александрович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийского, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь. Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и освящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Надвратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал преподобный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Архимандрит Трифон (Плотников) Из книги " Слава Богу за все " Сийский Антониев Троицкий монастырь, 2 класса, в Холмогорском уезде, на берегу Михайловского озера, при впадении в него реки Сии. Основан в 1520 году преподобным Антонием (см. 7 декабря). В соборном Троицком храме над мощами преподобного Антония устроена в 1859 году серебряная рака с балдахином, а на раке находится чудотворный образ Пресвятой Троицы, написанный самим преподобным, и прославившийся еще при жизни его. В монастыре проживал (1599 — 1605 годы) в ссылке боярин Федор Никитич Романов, отец царя Михаила (впоследствии патриарх Всероссийский), постриженный под именем Филарета; келья его находится под церковью Благовещенья. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В Архангельской области до наших дней сохранились места, где время как бы замедляет свой ход. Попав туда, ощущаешь связь поколений и понимаешь, что еще осталось на земле что-то святое, светлое и незыблемое. К числу таких мест относится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, который является не только памятником отечественной истории и культуры, но и хранителем вековых традиций Русской Православной Церкви. Сийский монастырь - один из самых древних монастырей Поморского Севера. Он расположен в 160 км от г. Архангельска на полуострове Большого Михайлова озера. Свое название получил от имени его основателя - преподобного Антония и реки Сия, притока Северной Двины. Здесь, среди заросших сосновыми борами и ельниками моренных гряд, соединяя два десятка озер, вьется светлая река Сия. Монастырь был основан в 1520 году. Основатель Сийской обители - преподобный Антоний (в миру Андрей). Он родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к родственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп. Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвящение он получил в Спасо -Преображенской обители у реки Кены на Каргопольской земле. Спустя некоторое время прп. Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Михайлова озера.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Божий север ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск БОЖИЙ СЕВЕР Антониево-Сийский монастырь Господь Сам выбрал место для Своего дома. Пришел Антоний и построил его, с тех пор Господь там живет. Потом пришли другие люди, самые разные: бедные и богатые, разбойники и праведники, болезные, горемычные. Всех Господь кормил, согревал, утешал и таяло бедное человеческое сердечко. Одни, погостив, уходили, другие молили остаться, жить здесь до конца дней, не мысля, как можно из дома Божьего уйти, как с ним проститься. Места здесь северные, с тощими, невысокими деревцами, злющими комарами, голодными, истерично рыдающими чайками, совсем девственной недотрогой-природой. Нас и в лес не пускали, говорят: " Тайга! Медведи подходят к людям и пасутся на гороховых полях " . В этом году засуха, а обычно - темно-синий ковер черничный, морошковый и видимо-невидимо грибов разных, рыбы. В общем, природа монашеская, заповедная. Вокруг 76 озер, вода спит, как в ладошках, берега сосново-еловые, крепко, как невод сплетены, верески, краснокнижные колокольчики небывалой синевы, разные-разные, у нас таких нет. Можжевеловый дух, дышать хорошо, щеки краснеют: Водица чисто-чиста, стоишь в полный рост и глядишь на пятки свои: Плывешь - кажется, весь мир перед тобой, ты человек, как первый и единственный, и Господь на тебя глядит, и мир новый, будто только созданный, для тебя. Небо бежит, такое же прозрачное, мозаика облаков ежесекундно меняется, и в озере облака: Все кружится, пьешь жадно: сладко: На солнышко взглянешь, оно не яркое уже, поздно, а как через занавеску, небесную тюль, с ободком в круг. В полярный день солнце будто не заходит: дорожка от солнышка справа, от луны - слева. Дыхнет ветерок, побегут барашки, краски все изменятся: вода, то ярко-синяя, то сурово-серая, то лазурная финифть, никак не наглядишься, никак не запомнишь. Озера нанизывает ленточка реки Сия - вот и монастырь Сийский. Преподобный Антоний Сийский. Икона XVIIb. Антониево-Сийский монастырь

http://pravoslavie.ru/put/sever.htm

Сложился опыт сотрудничества с музеями и библиотеками Архангельска и Архангельской области, в частности с Архангельским областным краеведческим музеем, музейным объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова. Сотрудники этих учреждений культуры помогают в реставрации, изучении и атрибуции экспонатов. Самостоятельно и в рамках сотрудничества с туристическими фирмами и паломническими службами проводятся экскурсии. Много лет издается газета «Духовный Сеятель» и альманах «Сийский хронограф». Духовное и материальное наследие Сийского монастыря находит отражение на страницах этих изданий. Таким образом ведется как учетно-фондовая, так и культурно-образовательная деятельность. Открытие экспозиций на территории обители, а со временем и мобильных выставочных проектов завершит создание полноценного музея. - Первая выставка «Русские цари и Антониево-Сийский монастырь» очевидно претендует на раскрытие политической истории обители в державном контексте. Выбор темы связан с популярностью идеи русской монархии среди православных верующих, или с чем-то иным? «Русские цари и Антониево-Сийский монастырь» - это рабочее название. Дело, конечно, в не в политическом контексте. Работа над экспозицией – это всегда создание «инфраструктуры» памяти. Поэтому концепция выставки должна соответствовать исторической правде. А она такова, что боярская, монастырская и крестьянская колонизации Русского Севера шли рука об руку. Одним из организующих начал колонизации, на всех этапах ее истории, выступала государственная власть. Носителями государственной власти в период зарождения и развития монастыря были представители Рюриковичей и Романовых. По моему глубокому убеждению, для русских государей, монархия была не только лишь образом правления. Царство понималось как духовный, общественный и государственный порядок. Об этом, в частности, свидетельствует история Антониево-Сийского монастыря. Грамоту на построение обители, то есть говоря простым языком, - право на создание монастыря преподобный Антоний Сийский получил от Великого князя Василия Иоанновича, а его внук – сын Ивана Грозного, царевич Иоанн написал редакцию Жития святого Антония и составил службу. То есть мы видим, что уже на самом раннем этапе не только сам факт появления монастыря, но и создание агиографии и гимнографии его основателя, тесно связаны с историей первой династии…К сожалению, подлинных предметов этого периода, в собрании монастыря не много.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/28/...

В 1692 году о. Паисий предпринял путешествие в Сийский монастырь с грамотою патриарха Адриана на имя архиепископа Холмогорского Афанасия, которого патриарх благословлял «ради прославления имени Господня и благокрасотства церковнаго, и по известию честнаго жительства и многобратства той обители вместо игумена начальства в том Антониеве Сгйском монастыре, от сего времени впредь будущая лета быти архимандрии, и во время всякое священнослужение совершати в шапке среброкованной, якоже обычай церковный повелеваешь, да зряще тоя обители духовножительствующге монаси, и христо-именитги всякаго чина и возвраста народа церковное благолепство и благодаряще Бога, на лучшее мышление преспеют жительства». Вместе с патриаршею грамотою о. Паисий привез в излюбленный свой монастырь небольшой серебряный крест с круглой эмалированной рукоятью, а также архимандричью шапку, украшенную образами Спасителя, Знамения Богородицы, апостолов, херувимов, серафимов, и обложенную резным серебром и золотом с камнями, и жемчугом, и пухом горностая. Подарил в казно-хранилище серебряную стопу, украшенную изображениями сивилл. Ризницу наделил ризами белой объяри, 500 рублей подарил на келейное строение, напрестольное Евангелие и многое другое. Тогда же он оставил в дар Сийскому монастырю четыре сундука, заповедав распечатать их лишь по смерти его, и притом в присутствии архиерея и настоятеля с братиею. Возвратившись в Москву, о. Паисий, как бы предчувствуя приближение своей кончины, поспешил прислать любимой обители и еще немало необходимого для нее. В 1695 году 7-го декабря в день памяти Антония Сийского в обители совершал литургию преосвященный Афанасий и был утешен жертвами о. Паисия. Через 10 дней скончался о. Паисий. Сам патриарх с архиереями и множеством духовенства отпевал о. Паисия в Богоявленском монастыре. Потом честное тело о. Паисия по его завещанию и грамоте патриарха увезено было в Сийский монастырь, где при служении архиепископа Холмогорского Афанасия, положено в каменной усыпальнице на правой стороне неподалеку от преподобных Исаии и Никанора. Над гробом о. Паисия в стене находится такая надпись: «Лета 7203 декембрия 17 числа волею Божьею преставился раб Божий дому святейшаго Адриана патриарха казначей монах Паисий Сийский. Над телом его надгробное пение сам святейший совершал с архиереями в Богоявленском монастыре, и по его святейшаго патриарха указу привезен погребсти на обещание в Сийский монастырь января в 7 число, и того же месяца в 13 день преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важский, над телом вышепомянутым отпев панихиду, погреб в усыпальнице. В ней же братия прощение творят ко гробу Чудотворца Антония. Пострижен в 172 году, в послушании был у игумена Феодосия, в дому святейшаго казначеем 19 лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Можно предположить, что в тот период работы были приостановлены, и артель полностью или частично распущена. После щедрых пожертвований и новых льгот они возобновились. Нет ничего невероятного в том, что митрополит новгородский прислал и мастеров для продолжения работ. В 1658 году почти законченная колокольня получила повреждения во время пожара. Восстановление верхних ярусов, а также возведение часовой палатки, ризницы и книгохранилища велось уже при непосредственном участии монастырского келаря Паисия. Возможно, что состав артели изменился и между этими этапами. Сведений о нем не сохранилось. Это могли быть и вологодские или новгородские каменщики из разных артелей, и монастырские рабочие, и присланные из Москвы, и «из поморцев и онежан» Храм-колокольня во имя Трех Святителей Московских в Антониево-Сийском монастыре все еще требует изучения, многие вопросы до настоящего времени остались невыясненными. Будем надеяться, что дальнейшие изыскания среди архивных материалов и археологические исследования помогут более точно установить состав строительных артелей, трудившихся над ним, и имя мастера (или мастеров), руководившего ими. Кроме того, новые данные могут выявить образец, который был взят за основу при строительстве этого храма. Известно, что Троицкий собор монастыря строился «в меру и подобие» собора Вознесенского монастыря в Москве. Гармоничное сочетание всех ярусов в единую композицию и цельная система декора позволяют предположить, что и у церкви «иже под колоколы» тоже существовал некий прообраз. Библиография: Брызгалов В.В. Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в 16-17 вв. М., 2005. С.: 12, 15, 17, 20-22 Макарий еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре//Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском университете. Кн. 3: Июль - сент. 1878 г. Спб., 1878. С.: 5, 14, 17, 18, 75, 97 Краткое историческое описание монастырей Архангельской Епархии. Архангельск, 1902. . С.: 86, 97, 119, 124, 126-128, 139, 151, 158 Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониево-Сийскаго монастыря 1575-1694 (7084-7202) гг. М., 1917. С. 2. Базилевский П. Описание историко-статистическое Холмогорского уезда: Сийский монастырь. С.: 141. 20. С.: 156//Архангельские губернские ведомости. 1851. Часть неоф. С.: 141–143; С.: 148–151 и С.: 156–158. Летописец Антониево-Сийского монастыря с 1593 по 1694 год//БАН. Арханг. Д.375. Л. 155. Цит. по: Рыжова Е.А. Литературное творчество книжников Антониево-Сийского монастыря 16-18 вв. С.: 225//Книжные центры Древней Руси. Северно-русские монастыри. СПб., 2001. С.: 218-246 Свято-Троицкий Атониево-Сийский монастырь//Православные монастыри: Путешествия по святым местам. 54. М., 2010. С.: 18 Перовский Вс. Антониево-Сийский монастырь Архангельские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1897. 11. С.: 371; 14. С.: 427, 429, 432, 434-436; 15. С.: 469; С.: 508, 515

http://sobory.ru/article/?object=08674

Игуменом обители в то время был многоиспытавший великий трудник Сийский Феодосий (Холмогорец, Феодор Лебедев). Он отправился сам в Москву. Плодом его ходатайства была присылка на возобновление монастыря 6000 рублей, равных по нынешнему 60 000 рублям. Нужно было иметь трудников, способных к строительству, и таковым оказался о. Паисий. Его неусыпным трудам приписывается построение величественного в три света настоятельского корпуса, саженные стены которого, и слюдяные окна в 4-м нежилом этаже говорят о мудрости строителя. Ему же приписывается построение корпуса архиерейского с церковью преподобного Сергия, заложенною в 1661 году. В 1664 г. о. Паисий был пострижен в монахи и отправлен в Москву лить большой колокол. Но Москва закрепостила его себе, оставив его в должности патриаршего казначея (около 1676 г.) при патриаршем дворе. Состоя в этой должности в 1676 году Паисий оказал свое мощное содействие в деле перенесения в Сийский монастырь мощей преподобных подвижников Исаии и Никанора, подвизавшихся в Ручьевской обители. Потом о. Паисий стал оказывать Сийскому монастырю разные услуги, так что уже в 1680 году января 15 (7188 г.) ему, святейшего патриарха Тоакима казначею, монаху Паисию, дана вкладная в 300 рублей, «за его, как говорится в древней грамоте, в дом чудотворца Антония праведную веру и за превеликую его милость, что он, монах Паисий, жаловал во всяких монастырских нуждах, вспомогал и заступал, и на судах денег давал окупать монастырские долги, так что исчислить благих его к обители сей не можно, Сам Бог да возмерит». В следующем году, несомненно по влиянию о. Паисия, сам патриарх Иоаким прислал в Сийский монастырь 50 р. В 1683 году о. Паисий устроил для Сийского монастыря, и прислал в оный напрестольное Евангелие большое, украшенное драгоценными камнями. На середине верхней сребропозлащенной доски находится изображение Воскресения Христова с яхонтовыми искорками и жемчугом в венце Спасителя, по углам изображения Евангелистов среброчеканные с мелкими изумрудами и яхонтами. Здесь же два больших изумруда. Вокруг верхней доски находится следующая надпись: «Лета 7191 маия в 3 день построил сие святое Евангелие Живоначальной Троицы Антония чудотворца в Сийский монастырь, патриарш казначей старец Паисий в свое обещание». Это Евангелие выносится на пасхальное служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010