– Тайну цареву добро есть хранити, а дела Божия преславно есть проповедати. Темже и аз аще и зело паче всех превозшед грехами, но боюся осуждения онаго раба скрывшаго талант в землю и погребша и прикупа им не сотворша, и не смею молчанию предати злаго сего дела, зане велика беда належит и ратованием на церковь Божию: оно скоростию пения и не по чину, оно же кличи и шумы и смехи безчиными и возлежанием бесчинных и бестрашных, и о сем что подобает рещи благочестивых и боголюбезных душам? Точию Бога молити и пречистую Богородицу и всех святых, да помощи руку подаст, еже от среды церкве таковой соблазн силою его искоренити и мир глубок церковь Божия да приимет» (лл. 1–2). Это сочинение Мартемьянова занимает в рукописи лл. 1–100. На лл. 101–107 читается послание Гавриила митр. Назаретского царю Алексею Мих., лл. 108–119 – послание патр. Адриана «сыновом мерности нашея и братим по духу всем правосл. христианам»; лл. 120–123 повесть о. Макария о прельщеном иноке, из Лавсаика гл. 32. Первые 107 листов писаны одной рукой, лл. 108–11 другой, лл. 120–123 третьей. По оглавлению, писанному карандашом (рукою XIX в.), находящемуся в начале рукописи, в ней вместо послания п. Адриана и повести из Лавсаика должно бы было быть житие Филарета Милостивого. О беспорядках, бывших в то время в Русской церкви, читай также у Н.Ф. Каптерева в его работе «Патриар Никон и его противники». Грамота от 25 мая в Сийский монастырь напечатана в Актах Археографич. Экспедиции т. IV, стр. 488. Подобная же грамота, присланная Варлаамом митр. Ростовским и Ярославским в Кирилло–Белозерский монастырь архимандриту Антонию, имеется в частных руках у Н.П. Никифорова в г. Горбатов Нижегородской губернии. После начала её: «в нынешнем во 159-м году апреля в 25 день прислана в Ростов государева царева и великого князя Алексея Михайловича всея Руси грамота ко мне богомольцу его государеву, а в грамоте написано: в нынешнем во 159-м году февраля в 9-м числе великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси»… Следует буквально, слово в слово, тоже самое, что и в грамоте в Сийский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Возведение каменных шатровых церквей в Списком монастыре относится к первой половине XVII в. В 1638 г. присланная из Москвы артель начала строительство ка­менной теплой Благовещенской церкви с трапезной и келарской. К 1641 г. она была «состроена по верхние окна, что в церкве и трапезе и в келарской до оконных нижних порогов», а в 1644 г. закончена. Церковь (размеры здания 12,5X9,4 м), трапезная и келарская (разме­ры этих частей здания 21,6x16,6 м) поставлены на высокий подклет. Нижняя часть храма — четверик с двухчастным алтарем, занимающий и в нижнем и в верхнем этаже почти такую же площадь, как и собст­венно церковь. Над сводом четверика — невысокий восьмерик, грани которого обработаны лопатками. Продолжением восьмерика является кирпичный шатер с главкой в завершении. Одна из самых интересных особенностей здания — главки над юго-восточным и северо-восточным углами четверика, соответствующие двухчастной композиции алтаря. В этой одной из первых на Русском Севере каменных шатровых пост­роек первой половины XVII в. отчетливо наметилась тенденция к компромиссному соединению шатрового и традиционного завершения хра­ма, причем шатер из строго функциональной формы превратился в декоративную. Нижний этаж трапезной и келарской состоит из нескольких поме­щений хозяйственного назначения. Помещение верхнего этажа трапез­ной — огромный зал, лишенный декора, в центре его четырехгранный столб, несущий своды. Крыльцо трапезной примыкает к северной части западного фасада и состоит из двух лестничных маршей, перекрытых цилиндрическими сводами с ползучими арками на шестигранных столбах. Вероятно, после завершения работ на Благовещенской церкви бы­ло начато строительство каменной колокольни. Любопытно, что имен­но патриарх Никон, посетивший Сийский монастырь в 1652 г., оказал­ся причастным к возведению одного из последних каменных храмов (впоследствии Никон запретил строительство шатровых церквей на Руси). По его указанию и было завершено строительство колокольни, она получила наименование в честь трех московских святителей. Храм-колокольня (размеры здания 14X14 м), как и все сооружения мона­стыря, пострадал во время пожара в 1658 г., и «каменное дело после пожару строил, колокольню достроил и часовую палатку... и подмас­терьем был келар старец Паисий».

http://sobory.ru/article/?object=08656

Антониев-Сийский монастырь — это сложный комплекс построек. Он не прост для восприятия, поэтому важно подробно рассмотреть каждое из сохранившихся каменных сооружений. Достоверно, что они находятся примерно на тех же местах, что и первоначальные деревянные постройки первой половины XVI в. Это значит, что сохранилась, пусть в самых общих чертах, планировка весь­ма интересного архитектурного ансамбля, окончательно сложившегося к концу XVII в. Большой интерес для истории архитектуры представ­ляют не только Троицкий собор, Благовещенская церковь с трапезной и келарской, храм-колокольня Трех святителей, но и жилые здания. Каждое из сооружений воскрешает в сознании определенный типоло­гический и архитектурно-образный ряд древнерусского зодчества XVI—XVII вв. Каменное строительство в Списком монастыре началось в конце XVI в. возведением соборного храма во имя Троицы. Из грамоты царя Федора Иоанновича, данной монастырю в 1592 г., известно, что храм был начат в 1588 г. церковным мастером Захаром, присланным из Москвы. В течение четырех лет монастырские власти «запас на цер­ковь пасли — сваи и камень дичен, и опоку, и известь, и песок, и же­лезо». Камень и известь готовили на Орлеце и по реке Ваймуге, «из­весть жгли... свои мастера» и вывозили все «на монастырских лошадях и монастырскими людьми». Монастырские же «свои мастера» жгли уголь, ставили кирпичные сараи и делали кирпич (было изготовлено более 400 тысяч штук). Однако к 1592 г. были заложены лишь фунда­менты: «мастер Захар подошву завел и сваи набил и камнем до поло­вины выбудил». Строительство собора начинал московский мастер, и письменные документы прямо указывают, что церковь строилась «в Вознесенскую меру, что в Девиче монастыре» в Москве. Троицкий собор — обширная, четырехстолпная постройка с трех-апсидным алтарем и папертью в западной части. Основной объем хра­ма в плане близок к квадрату (23,5x20,8 м). Толщина стен собора два метра. Западная пара столбов имеет слабо выраженную крещатую форму, предалтарные столбы в нижней части утратили свою первона­чальную форму вследствие разного рода подтесок. Столбы соединены друг с другом и со стенами арками, которые вместе с парусами несут пять величественных барабанов, в древности увенчанных шлемовидными главами. Храм крыли и 4 маковицы «чешуёю подбивали» сийские плотники Федор и Семен. В конце XVII в. боковые главы были покры­ты «белым железом», а центральную главу даже позолотили. В первой половине XIX в. на храме была сделана железная крыша. Интерьер собора хорошо освещен окнами верхнего яруса. Внутри и снаружи окна на фасадах и барабанах имеют строгое обрамление и профилировку. Прекрасные акустические качества внутреннего прост­ранства обеспечиваются многочисленными голосниками — пустотелыми горшками, вмурованными в верхние части стен.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Наследие необходимо предъявлять... К юбилею, мы планируем открыть две полноценные экспозиции. На первом этаже храма-колокольни будет размещена тематическая выставка «Русские цари и Антониево-Сийский монастырь», вторая выставка расположится в келарской палате Благовещенского храма, где будет широко представлена история обители… Сейчас этим занимается Александр Юрьевич Карушев. Он – память монастыря. Во многом благодаря ему был создан археологический кабинет и сохранился архив. Ему во всем помогает отец Феофил (Волик). Для братии и трудников открыты образовательные курсы по церковно-историческим, богословским и искусствоведческим предметам. Для одних - это возможность подготовиться к поступлению в семинарию, для других осмысленно встать на путь монашеской жизни… - В середине сентября Сийский монастырь посетил Владыка Корнилий. Это был первый архипастырский визит. Вскоре после посещения обители Вы с Владыкой ездили в Санкт-Петербург, посетили подворье. Не секрет, что в последнее время, нередко, монастырские подворья, расположенные на территории столичных епархий, передаются под юрисдикцию правящих архиереев. Для северного монастыря подворье в одной из столиц - это не только связь с земляками, но и важное звено в финансово-хозяйственной деятельности. Как обстоит дело с подворьем Сийского монастыря? Подворье в Санкт-Петербурге было открыто девятнадцать лет назад, по благословению Святейшего Патриарха Алексия. На встрече митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и митрополита Корнилия было достигнуто предварительная договоренность о строительстве рядом с деревянной церковью во имя преподобного Антония Сийского еще одного каменного храма в стиле позднего барокко. Время не стоит на месте, подворье динамично развивается. Регулярно проходят богослужения, действует воскресная школа и библиотека. Духовенство духовно окормляет медицинские и образовательные учреждения. Сохраняется духовная связь с Сийской обителью в Архангельской епархии. Новый храм необходим приходской общине и округу где расположено наше подворье.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/24/...

властями Иверского м-ря принесено в дар игумену Пафнутьева м-ря: камка, куфтерь лазорева, дороги двоелишные, 10 золотых), 263, 90 (отписка 1657 г. о крестьянах Пафн. м-ря, окружавших село Щучье Иверск. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археолог. Общ.», 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 103, 107, 109, 115 (перечень вотчин м-ря в Звенигор. уезде по писцов. книг. 1593 г., 1624 и 1715 г.). 1039. Пахомиева – Спасо – Преображенская – Кенская, мужская пустынь, ныне погост Кенский Монастырь, Олонецкой губ., Пудожского у., в 138 вер. к вост.-сев.-вост. от Пудожа, на самой границе с Каргопольским у., по левому берегу р. Кены. Основан игуменом Пахомием, вероятно, во второй полов. XV ст., так как в 1508 г. принял здесь иночество преп. Антоний Сийский. Упразднен же в 1764 г. Мощи преп. Пахомия почивают под спудом в основанной им церкви. “Ист. Росс. Иер.», IV, 361; Ратшин, 16; Пушкарев, “Арханг. губ.», 36; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 15; “Арханг. губ. вед.», 1848 г., 50 (Турчасово; об уходе преп. Антония Сийского); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 48, 144 (преп. Пахомий), 156, 310 (преп. Антоний Сийский); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1003, 13 (сказано, что основатель Пахомий был учеником Антония Сийского и управлял пустынью в 1515 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 6 двор.); “Акты юридич.», 92 (Купчая 1583 г. Прок. Ларионова на право выварки соли; старец Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 38, 44; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 95 душ крест.); 1878 г., III, 10, 16 (христиан. в предел. Арх. губ.), 1, 98 (ист. свед. об Антон. Сийск. м-ре). 1040. Передольский – Покровский, мужской, ныне погост Передольский, С.-Петербургской губ., Лужского у., в 34 вер. к юго-вост. от Луги, при р. Луге. В описи Передольского погоста 1581 г. говорится: «в погосте мон. Покровской пустъ на реке на Луге, воеван. А в нем церковь древена Покров Св. Богородицы, стоит без пенья, престол разорен, а свечи и книги поимали литовские люди. А звон в монастыре было клепало. Да в монастыре же 4 места келейных игуменьи сестрами, а кельи пожгли литовские люди». Отсюда видно, что первоначально он был женским. В 1628 г. в нем уже была церковь Покрова, обращенная в 1764 г. в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 466; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. III, 78; “Ист. статист. свед. о СПбург. епархии», вып. I, Отд. II, 16; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 31; “Известия Археол. Общ.», 1880 г., IX, 381 (остатки старины близ Передоль. пог.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

25. Исаева Ирина Эрнстовна, ст. преподаватель кафедры государственного и муниципального управления РУДН. «Российские управленческие традиции и современность». 26. Ярощук Наум Зосимович, профессор, член Президиума РФО РАН, ответственный редактор журнала «Вестник РФО». «Наследие: философские журналы и российская интеллигенция». 27. Пушкин Сергей Николаевич, профессор кафедры философии Нижегородского государственного педагогического университета, д. филос. н. « Пассионарная теория Л. Гумилева как развитие евразийского идейного наследия». 28. Сметанина Татьяна Александровна, доцент кафедры культурологии Нижегородского государственного педагогического университета, к. филос. н. « Антропологическая проблематика в наследии К. П. Победоносцева». 29. Шиманская Ольга Константиновна, доцент кафедры культурологии и истории Нижегородского государственного лингвистического университета, к. филос. н. « Кризисное сознание в историософских исканиях рубежа XIX–XX века». 30. Жукова Ольга Анатольевна, доцент богословско-философского факультета РПИ св. ап. Иоанна Богослова, кандидат культурологии. «Православная культура России: творчество в Духе и Истине». Наверх 3.5. Конференция «Православие и краеведение» Председатель : епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Руководитель : архимандрит Вениамин (Лихоманов), руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской епархии. Куратор : Границкая-Даниленко Наталия Владимировна, методист-референт Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Время проведения : 2 февраля, 10.00. Место проведения: Патриаршее подворье храмов Николо-Перервинского монастыря, ул. Шоссейная, 82 (актовый зал воскресной школы). Проезд: м. «Текстильщики» (последний вагон), авт. 703 или маршр. такси 1. Архимандрит Трифон (Плотников), настоятель Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Астраханской епархии. «Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь и основатель обители преподобный Антоний Сийский».

http://pravoslavie.ru/425.html

См. Житие Всеволода-Гавриила в редакции Григория//Охотникова В.И. Псковская агиография XIV–XVII веков: Исслед. и тексты. СПб. 2007. Т. 1. С. 186, 195. 519 Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии). С. 530. 522 Житие Филарета Милостивого. С. 216. К сожалению, мне не удалось познакомиться с исследованием: Ludwig С. Sonderformen byzantinischer Hagiographie und ihr literarisches Vorbild: Untersuchungen zu den Viten des Äsop, des Philaretos, des Symeon Salos und des Andreas Salos. Frankfurt/M. et al, 1997. S. 79−88. (Berliner byzantinistische Studien; Bd. 3), которое упоминает Т.Р. Руди (Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии). С. 95, примеч. 182). 523 Кстати, заметим, что в Житии Антония Сийского Иона тоже говорит о нищелюбии Антония в домонашеский период и косвенно, при упоминании повеления, данного Антонием-игуменом братии, кормить нищих и подавать им милостыню (ЖАС, с. 280), однако не уподобляет его Иову, что, вероятно, объясняется незначительностью темы нищелюбия в контексте жития. 531 О формуле «принятия ангельского образа» как одного из топосов подражания ангелам, присущего житиям преподобных, см. там же. С. 434−435. 532 Мотив борьбы с невидимым врагом, по словам Т.Р. Руди, широко распространён в житиях разных типов, а в житиях преподобных является обязательным (Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 483−485). 534 О теме аскетических подвигов и наиболее устойчивых способах её реализации см. Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 477−479. 535 Некоторые святые за несколько лет до смерти готовили себе гроб и плакали о своих грехах, как, например, Зосима Соловецкий (Житие Зосимы и Савватия Соловецких//БЛДР. СПб. 2005. Т. 13. С. 94−95) и Мартирий Зеленецкий (Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь/Изд. подгот. Е.В. Крушельницкой. СПб. 1998. С. 104−105). Нередко, чувствуя приближение смерти, подвижник, если мог, усиливал пост и молитву, как тот же Мартирий Зеленецкий, а также Антоний Сийский (Житие Антония Сийского в редакции Ионы//Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь: Житие Антония Сийского. С. 297) и Дионисий Глушицкий (Житие Дионисия Глушицкого Основной редакции. С. 118:120).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, во время династического кризиса Московский князь Иоанн III в 1499 году “князя Ивана Юрьевича пожаловал от казни, отпустил его в черньци к Троици, а сына его князя Василия Ивановича Кривого отпустил в монастырь в Кириллов на Белоозеро” 34 . Из названных опальных Патрикеевых в истории известен более сын, принявший монашество с именем Вассиан 35 . Пострижение в монашество могло быть средством для устранения соперника. Борис Годунов во время своего царствования подвергнул опале бояр Романовых, бывших в родстве с почившим царём Феодором Иоанновичем (†1598). Старший Феодор Романов был сослан “в Сийский Антониев монастырь и насильно пострижен в монашество под именем Филарета. Здесь сначала содержали его под строгим присмотром, не пускали даже в церковь и никого к нему не пускали, потом царь Борис смягчился к Филарету, позволил ему ходить в церковь , велел посвятить его в иеромонаха и сделать даже архимандритом Сийского монастыря” 36 . Пострижение Романовых носило политический характер и по замыслу Годунова должно было устранить их с политической арены как возможных соперников и претендентов на царский трон. Затем события развивались следующим образом. После скоропостижной кончины Бориса Годунова в 1605 году сторонники Лжедмитрия предали смерти супругу почившего царя Марию и его сына Феодора, а дочь спустя некоторое время была пострижена в монашество. Её судьба нашла отражение в исторической песне русского народа. В ней говорится о приближении к Москве самозванца, который хочет царскую дочь “постричи, Чернеческий чин наложити! Ино мне постричи ся не хочет, Чернеческаго чину не сдержати” 37 . В другой песне говорится о намерении Лжедмитрия: “Меня хочет, царевну, поимати, А на Устюжну на Железную отослати, Меня хочет, царевну, постричи” 38 . Пребывая в монашеской келье, она явилась молитвенницей о своей семье, трагически сошедшей с исторической сцены. Сийский же архимандрит Филарет (Романов) Божиим Промыслом при Лжедмитрии был возведён в сан Ростовского митрополита Патриархом Игнатием, позднее став первым Патриархом после смуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не представлял себя игуменом 03.11.2020 464 Время на чтение 6 минут «Любовь имейте и покорение о Христе друг к другу». Такое завещание оставил братии преподобный Антоний Сийский. Сказанные 500 лет назад слова никогда не устареют, считает игумен Варлаам (Дульский), руководитель отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии. Отец Варлаам рассказал читателям «Вестника митрополии» о собственном пути в Церковь и об особом мире богообщения. Мой путь Все шаги на пути к Богу и к монашеской жизни я совершал осознанно. Помню, в советское время, когда учился в школе, ещё не будучи крещёным, надел крестик. Большинство одноклассников восприняли это с недоумением, зачем я это сделал. Тогда я не готов был это с кем-то обсуждать, просто чувствовал необходимость ношения креста. А когда приехал из своей Воркуты в Санкт-Петербург, поступил учиться в Горный институт, то при первой же возможности принял таинство Крещения. Это произошло в соборе, освященном в честь святого равноапостольного князя Владимира. Думаю, этот первый шаг и определил мою дальнейшую судьбу. Мысль же о монашестве зародилась после чтения «Добротолюбия», в одном из томов которого, описывался монастырь преподобного Феодора Студита. Однажды утром доехал до ближайшей церкви, отстоял там Литургию, исповедался, причастился, а после попросил у священника благословения на поездку в монастырь. Учебу в институте оставил. Архангельская епархия тогда включала в себя республику Коми, Мурманскую и Архангельскую области, ну, и три монастыря: Веркольский, Сийский и Соловецкий. Я отправился в Архангельск, пытаясь определиться с выбором, а по дороге заночевал в Котласе в семье диакона Александра Кучерова. Сейчас он уже протоиерей и настоятель одного из храмов в Котласской епархии. Отец Александр попросил меня заехать в Сию, передать поклон и какие-то слова одному из своих знакомых священнослужителей. Представлял себе, как подойду к каменной монастырской ограде, постучусь в ворота, а увидел открытую территорию, разрушенные храмы. Вошёл, сел на ступени крыльца Троицкого собора, огляделся вокруг. День был солнечный, погожий, окружившее полуостров озеро отражало склонившиеся над ним деревья. И я понял — мечта о монастырской жизни, которая сформировалась внутри, вполне могла тут осуществиться. Антониево-Сийского монастыря было для этого достаточно. И на душе стало спокойно.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/03/ne_pre...

Спустя несколько дней понял он грех свой и стал каяться в том; когда призвал он на помощь Антония, зрение к нему возвратилось, и после того поступил он в Сийский монастырь. Преподобный Сийский любил писать святые иконы. В обители его остается руки его, кроме чудотворного образа Святой Троицы, икона Богоматери; во многих других местах Архангельского края еще целы иконы искусного письма его. При нем многие из братии занимались писанием икон. Эта любовь к иконописанию долго оставалась в его обители и после его кончины. Ныне хранится там книга с рисунками XVII века 1000 . Преподобный и по кончине одним из чудес показал, что украшать храмы иконами считает он за дело святое. Питирим, бывший игумен Комельской Николаевской обители, живя на покое в Сийском монастыре, много занимался писанием икон новых и поновлением старых; но он стал тяжко болен; болезнь усилилась наконец до того, что он близок был к смерти. В тонком сне видит он, что от гробницы преподобного идет в келью его старец, согбенный летами, но благолепный, покрытый сединами. «Хочешь ли быть здоровым и окончить начатое?» – спросил больного старец. «Хочу, но не могу», – отвечал Питирим. «Святая Троица исцеляет тебя, – сказал явившийся, – не ослабевай в деле твоем: я настоятель Антоний пришел посетить тебя в болезни». Питирим почувствовал себя здоровым. Купец плыл с товаром к устью Двины, – в карбазе его была и монастырская рыба, – поднялась буря, волны катились горами; пловцы отчаялись в спасении. Неожиданно купец видит вблизи себя старца, который мантией прогоняет волны от карбаза. «Ты призываешь многих на помощь, – сказал он изумленному, – а меня не зовешь, хотя тут есть собственность нашей обители, но – Бог устроит тишину». «Кто ты, человек Божий?» – спросил пловец. Явившийся назвал себя Антонием и стал невидим. С той минуты море стало утихать, и подул попутный ветер. Купец прибыл в монастырь и принял здесь пострижение в иночество. Память преподобного Григория Отечеством святого Григория, ктитора Афонской обители Григориата, была Сербия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010