Подобно ему поступали и другие антитринитарии. О Статоре см. в Jon. Stoinii Epitome... в приложениях в Bibl. Antitr. р. 185; исповедание, представленное им на синоде: напечатано в приложениях к книге Любовича 10. 559 Hist, du Socinian р. 420. Между прочим, на одном из пинчовских синодов Бландрате было поручено отравиться к Радзивиллу по делу о назначении Лисманини определённого содержания от церкви. Аста Jac. Sylvii. f. 79. См. у Любовича, стр 326. 561 Ессе ex altera parte medicus quidam, Georgius Blandrata, Stancaro deterior, quo magis detestabili errore imbutus est et plus occultae virulentiae in animo alit. Quo etiam plus reprehensionis meretur eorum facilitas apud quos Servetica impietas tantum favoris subito adepta est. Quanquam enim persuasus sum a perversis illis et sacrilegis dogmatibus remotos esse, cautiores tamen esse oportuit ne se in eorom consuetudinem insinuaret haec vulpes. Quia nunquam deerunt huiusmodi pestes, nec unquam desinet Satan hoc sibi devotos athletas ad turbanda evangelii principia in aciem producere, vobis perseveranter in procinctu standum est: atque ut gravioribus malis obviam eatur, constituenda est vobis recta probaque gubernationis ratio, quae fidelis est sanctae pacis custodia. Nam ut animam ecclesiae constat esse doctrinae puritatem, ita disciplinam nervis conferre merito licet, quibus devinctum et connexum corpus firmitatem suam tuetur. Calvinus Radzivillo. Corp. reform. t. 46, p. 158. 563 ...Nemo igitur D. Calvinum utilius ad pacis et consordiae consilia revocare poterit, quam celsitudo tua cui ille plurimum tribuit. Quum itaque D. Blandratam habeamus orthodoxae ecclesiae filium, idque non minus fide quum fructibus, quid superest nisi ut violama inter eos caritas sarciatur... etc. Cruciger Radzivilio. Corp. ref. t. 46. p. 402. 564 …De D. Blandrata illud certe fateri possumus illum apud nos ne nomen quidem Serveti vel doctrinam unquam nominasse, habuisseque nos de eius doctrina et vita olim viva voce a D. Jo. а Lasco luculentum testimonium, et saepius postea a D. Lismanino quocum familiariter vixit. Nunc vero tanta facilitate cum ecclesiis nostris egit ut nihil in ipso ulterius desiderare possimus: quo nomine illum cum Praestantia tua esse concordem summopere cuperemus, praesertim quum ille nullam honestam pacis conditionem recuset et se nostris consiliis pariturum polliceatur... etc. Radzivilius Calvino. Corp. Reformat. t. 46, p. 557. Письмо Радзивилла к Буллингеру по содержанию совершенно одинаково с письмом к Кальвину. См. Corp. reform. t. 46. р. 559.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Около 1563 года папский нунций Юлий Руегий писал, что все те, которые за новоизмышления свои были изгнаны из различных стран, находили в Польше для себя последнее безопасное пристанище 503 . Стоило какому-нибудь еретику заслужить благоволение польского магната, и он мог считать себя в полной безопасности, хотя бы против него был государственный эдикт или постановление синода, ибо каждый магнат „кгвалтом боронил» свои права, т. е. вооружённой силой. Отсюда всякие меры строгости по отношению к еретикам существовали только на бумаге, были лишь мёртвою буквой, а если являлся какой-либо ревностный исполнитель приговоров, то он подвергался опале, иногда же за своё усердие платился и самою жизнью. Всё это сектанты и еретики понимали очень хорошо и, рассчитывая на благоприятные для себя условия политического и социального строя Польши, нахлынули туда со всех сторон во второй половине XVI века. В самом деле, нигде идеи западного религиозного брожения не воспринимались так легко и удобно, как в Польше, и нигде в другом месте антитринитариям не удавалось так прочно обосноваться 504 . Антитринитарии в Польше, как и в других странах, примыкают сначала к общему религиозно-реформационному движению, хотят идти об руку в общем духе религиозного свободомыслия с кальвинизмом и лютеранством, пока наконец, выяснив для себя и других свой отличительный характер, выделяются в секту совершенно особую и самостоятельную 505 . Случайное обстоятельство было на первый раз поводом к проникновению в Польшу антитринитарных начал. Свобода , веселье и роскошь, царившие при дворе королевы Боны, привлекли в Краков много итальянцев, среди которых встречаем и Франциска Лисманини – провинциала ордена францисканцев, находившегося однакож в близких отношениях с швейцарскими реформаторами. Как истый итальянец, вежливый в обращении и красноречивый на словах, он скоро снискал себе всеобщее уважение, подчинил своему влиянию молодого Сигизмунда Августа и сделался придворным проповедником и даже духовником королевы 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Такой взгляд на происхождение антитринитариев, высказанный католичеством, образовался без всякого сомнения под влиянием интересов католичества. Интерес для католических историков был здесь в том, чтобы опровергнуть реформу Лютера её же результатами – тем, что она произвела из недр своих таких опасных с антихристианским направлением лиц, ясно доказавших что такое реформация в своём существе. Расчёт католичества, как видно, был верен, тем более что антитринитарии опирались иногда на провозглашённой Лютером религиозной свободе, но оно забывает, что в исторических исследованиях всего менее уместно преследование практических целей и личных интересов. Не отрицая некоторого значения в этом взгляде католичества, мы заметим, что в общих своих основаниях он никак не мирится ни с характером реформаторов, ни с характером большинства выступивших антитринитариев. Лютер и Меланхтон, как будто предчувствуя, что на них со стороны католичества обрушится вина в появлении антитринитариев, и с церковной кафедры 42 , и в письмах 43 , и в катихизисах 44 старались утвердить положительную сторону христианского догмата о св. Троице. Не в переработке христианства заключалась основная идея реформации, а в преобразовании церкви, её внешнего устройства. Если бы было какое-либо внутренне родство между антитринитаризмом и реформацией, если бы первый только докончил недоконченное, но боязливо и робко чувствуемое последнею, то можно было бы ожидать искренних симпатий и дружеских отношений между представителями той и другой стороны, можно было бы ожидать, что две стороны тесно соединятся между собою, чтобы общими силами преследовать общие цели. А между тем на самом деле мы не видим ничего подобного. Ненависть и презрение, ожесточение и беспощадное желание казни – вот что на первых же порах вызвали антитринитарии со стороны реформаторов. Раз за обедом между Лютером и Меланхтоном зашла речь о Кампане. Лютер называл его проклятым богохульником и мальчишкой, с которым не стоит даже вести переписки, потому что от этого он становится более гордым, и дерзким; Меланхтон заметил только: моя мысль – написать бы герцогу Юлихскому, чтобы он вздёрнул его на виселицу 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Не желая совершенно расходиться с этими воззрениями, но хорошо понимая их научную несостоятельность. он хотел отыскать какой-либо средний путь и пришёл к своеобразным выводам. В своей Символике он рассматривает антитринитаризм и протестантство как две крайности, имеющие предметом совершенно различные стороны в христианстве. В то время, когда в католичестве сливается в такую гармонию божественное с человеческим, земное с небесным, естественное с сверхъестественным, мистическое с разумным 47 , протестантство и антитринитаризм не поняли этой гармонии, нарушили её, оба пошли своею дорогою и пришли к таким печальным результатам. В протестантстве преобладает элемент мистический, вытеснивший собою элемент разумный; но, когда в своём слепом движении вперёд он перешёл уже всякие границы, явилось общество с целью оспаривать его господство силою холодного разума. Это общество – антитринитаризм в свою очередь забыло об элементе мистическом, оттого одинаково односторонне и одинаково чуждо гармонии католичества 48 . Оставим знаменитого учёного слушать чудную гармонию католичества, но позволим себе не согласиться с ним по поводу нашего вопроса. На основании исторически выработанных понятий мы так привыкли видеть в католичестве чисто внешнее отношение к религии, отождествление предметов внешних с действиями божественными, в протестантстве же напротив совершенное забвение о сердце верующего и исключительное преобладание мыслящей стороны человека, что, признаемся, нас чрезвычайно удивляет своими положениями западный учёный. Подставлять протестантство до крайности вдавшимся в мистицизм, видеть мистиков в таких личностях, как Цвинглие и Кальвине – этом типе холодного фанатика и неумолимо-мрачного человека, значит прямо идти вопреки историческому смыслу и намеренно поддерживать исторический абсурд. Католическому учёному, по всей вероятности, хотелось замаскировать цель реформации, стремившейся установить разумное отношение к религии и критически отнестись к различным злоупотреблениям и нелепым установлениям римской курии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Е. Будрин I. Религиозно-нравственное состояние Италии в эпоху возрождения Не в немецких только странах раздавалась проповедь антитринитаризма в XVI веке, не одна Швейцария была свидетельницею грубых и дерзких нападений на основание христианства – догмат о св. Троице; в антитринитарном движении приняла участие и Италия, воспитавшая на своей почве лиц, которые откликнулись на стремление преобразовать внутреннюю сторону христианского вероучения, и как всегда и везде, начала с догмата о троичности лиц в Божестве. Только антитринитаризм итальянцев носит на себе особенный характер, благодаря тем обстоятельствам, под влиянием которых он проявился. В то время, когда предшественники Сервета относились к догмату о св. Троице лишь отрицательно и вполне зависели от движений анабаптизма, когда сам Сервет построил систему, проникнутую мистицизмом, антитринитаризм итальянцев носит на себе характер более рациональный и в своих положениях покоится более на законах рассудочного мышления. Проявившись сначала в форме реакции католическому вероучению, он обосновался в системе социнианства, – системе довольно грандиозной, не лишённой последовательности, хотя и ложной в самом своём основании. Как всякое историческое явление, антитринитаризм итальянцев не может быть рассматриваем безотносительно к духу времени и современному состоянию человеческого ума. Поэтому прежде чем приступить к изложению антитринитарных тенденций и характеристике их представителей, мы должны несколько коснуться состояния Италии в так называемую эпоху возрождения Едва ли какая-либо другая страна в мире представляла собою столько прекрасного, великого и поэтического, как Италия в XV и XVI веках. Не даром историки охарактеризовали это время названием – „эпоха возрождения» (la renaissance, il rinascimento), не даром они любят останавливаться на этой эпохе и приходят в восторженное настроение при её описании. В самом деле, за средними веками, – веками почти полного невежества, скудных да и то мало распространённых знаний, за временем, когда взгляд на науку был в высшей степени суеверен, когда астрологи писали трактаты об искусстве гадать по звёздам, алхимики отыскивали обращающий металл в золото философский камень и способный даровать бессмертие жизненный эликсир, когда все положительные науки должны были служить исключительно церковным целям и скованная папским авторитетом мысль обречена была кружиться на одном месте, за этим временем наступает в Италии эпоха возрождения, полная неистощимой поэзии и стремлений к самостоятельности по разным отраслям наук и искусств.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Е. Будрин IV. Фауст Социн. Религиозное состояние Польши в XVI в. Антитринитарии в Польше. Деятельность Фауста Социна в Польше Фауст Социн (Fausto Sozzini) родился в Сиенне в 1539 году 450 . Его отец, Александр Социн, был старший брат Лелия Социна, по матери же он принадлежал к знаменитой итальянской фамилии Пикколомини. Рано осиротевши, Фауст не имел возможности воспользоваться хорошим воспитанием и образованием, учился неохотно и небрежно и своими знаниями обязан скорее счастливым способностям, чем трудолюбию и любви к наукам. Впоследствии он сам сознавался в недостатках своего образования, состоявшего в поверхностном изучении гуманистических наук, в элементарном ознакомлении с логикой 451 . Прирождённый острый ум и ясный рассудок до некоторой степени заменяли для Социна недостаток образования. Соответственно преданиям фамилии, Фаусту предстояла юридическая карьера, но влияние дяди, Лелия Социна, решило судьбу племянника. Письма Лелия на родину и затем устные беседы о религиозных предметах не только произвели переворот в Фаусте и обратили его внимание на богословские науки, но как бы вместе с тем и указали путь, по которому ему суждено было следовать 452 . Предметом богословских занятий Фауста было не учение римской церкви, а учение протестантское, дающее больший простор рассудочному мышлению 453 . Познакомившись с богословием, Фауст, будучи двадцати лет от роду, уже вообразил себе, что он способен к руководительству и задумывался над составлением новой религиозной системы 454 . Преследование инквизицией фамилии Социнов было причиною того, что Фауст должен был оставить своё отечество. Для дальнейшего образования он отправился в Лион, где прожил три года и откуда несколько раз посещал своего дядю – Лелия. Узнавши о внезапной смерти последнего, Фауст поспешил в Цюрих, чтобы воспользоваться бумагами и рукописями своего дяди – этим, по собственным словам его, богатым и неоценимым наследством. Действительно оставшиеся после Лелия сочинения дали определённое направление Фаусту, указали цель, к которой он неуклонно стремился во всё продолжение своей последующей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

603 Sententia eius, quam in Polonia in Synodo Pinczoviae anno 1562, die 4 Nowembris celebrata, proposuerat, haec fuit: Deum creavisse in latitudine aeternitatis, Spiritum quendam excellentissimum, qui postea in plenitudine temporis incarnatus est. Bibl Ant. p. 26. 605 Anno 1563, missus sum ab Ecclesia cum Generosis et optimis Heroibus. D Hieronymo Philipowski, et D. Stanislao Lasocki, ad Comitia Patricoviensia, praedicatum Evangelium D. N. Jesu Christi: ubi mox à Sarnicio et aliis fratribus senioribus fui infamatus de Arianismo. qua de re ego ne cogitaram quidem. Ubi a nobis palam secessionem fecerunt, sine ulla justa causa. G. Schomanni Testam. Bibl. Ant. p. 194. 606 Sub tempus comitiarum coacta fuit Synodus ibidem, hoc est, Petricoviae, in qua conclusum erat ut quemadmodum ministerio Gregorii coetus Cracoviensis defoedatus erat ut iterum reformaremur, ministeriumque praedicationis priori nitori restitueretur erigereturque. Et hoc quidem factum est, Deo sit gloria, sed noa sine meo magno labore et maiore periculo... Sarnicius Tretio. Corp. ref. t. 47, p. 722. 607 Epistola ad magnates et fratres quosdam, in qua eos deterrere conatur à schismate, quod Stanislaus Sarnicius cum suis moliebatur: simulque Gregorium Pauli à criminationibus quibus impetebatur purgat. Scripta Cracoviae i Synodo anno 1563, die 17. celebrate: et praeter ipsum Lutomirscium à viginti duobus senioribus et ministris subsignata. Altera epistola, ad ministros et fratres Lithvaniae et Podlachiae scripta, de eadem materia, itidem nomine Synodi, anno 1563, 17. Maii. Utriusque harum epistolarum exemplum Badzinius operi sui inseruit: illius (quae lingua Polonica exarata est) cap 24. huius vero (quae Latina lingua seripta est) cap. 23 Bibl. Antitr. p. 42. 609 Жукович. стр. 302. Из донесений Коммендони в Рим видно, как легко и быстро антитринитарии вербовали себе последователей. «Эта секта, писал он, постоянно распространяется и усаливается, и это ещё в Варшаве, где вместе с королём находится весь сенат этого королевства. Безбожная эта ересь, вместе с кальвинизмом, проповедуется по домам панов, и нет никого, кто бы захотел этому воспрепятствовать, хотя её равно ненавидят и католики, и кальвинисты, как и иные еретики». В другой раз Коммендони писал: «нет ни дома, ни пиршества, ни сходки, ни места, по времени, когда бы не говорили и не спорили о вере, вызывая беспрестанно новые учения и новые споры. Нет химеры, столь чудовищной, чтобы она не нашла в этом королевстве и создателя и последователя, и число еретиков страшно возрастает. Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В самом деле, исповедание виры, предложенное Кальвином, было подписано всеми членами итальянской общины с клятвенным обещанием не изменять ему, отказавшиеся же подписать оставили город. Быть может и действительно водворилось бы спокойствие в Женеве, тем более что антитринитарии потеряли всякую симпатию как у большинства проповедников, так и у женевского сената, если бы одно обстоятельство, совершенно случайное, но растравило незаживших ещё ран. Раз один из проповедников, произнося с кафедры проповедь, между прочим упомянул, что на всех противящихся подписанию исповедания веры он смотрит как на ариан или как на последователей Сервета и Георгия Бландраты 205 . Подобный неосторожный поступок со стороны проповедника крайне раздражил одного из тех шести членов итальянской общины, которые откалывались от подписания вероисповедания 18-го мая. Человек этот был Валентин Гентилий – последний в ряду ревностных поборников антитринитарных начал XVI века в Женеве. Родом из неаполитанской области, он получил соответственное духу времени образование, скоро увлёкся идеями реформаторов, был в числе членов коллегии в Виченце, и вместе с другими бежал от проследования инквизиции в Женеву, надеясь здесь быть полезным Кальвину 206 . Находясь в дружественных отношениях с Грибальдо и Бландратою, он вполне сочувствовал их стремлениям, втайне разделял их воззрения и если подписал вероисповедание 18-го мая, то лишь для того, как он сознавался, чтобы положить конец всяким спорам и раздорам 207 . Раздражённый тем, что его друзей причисляют к арианам и последователям Сервета, он почувствовал в себе непреодолимое желание выступить на защиту воображаемой им истины. „Я обращался, говорил он, к Единому Богу Израилеву, которого почитаю от всего сердца, я призывал Его открыть мне истину и освободить от всяких заблуждений, если только это угодно Его воле. Бог услышал мою молитву и раскрыл предо мною то, что прежде представлялось смутным и неясным» 208 . Теперь Гентилий уже чувствует себя как бы обязанным открыто засвидетельствовать истину, его совесть упрекает его за то, что подписью исповедания веры он как бы отвергал самую истину 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Николай 21 июня 2020, 13:45 ..А католики верят в Троицу, потому не могут являться антитринитариями по определению. Антитринитарии не принимают догмат о трёх «неслиянных и равноправных» Ипостасях Бога. Поэтоме латиняне, конечно, антитринитарии, т.к. сливает свойства Отца и Сына и отсекает Духа Святого от всей полноты Божества лишая Его свойств присущих Отцу и Сыну. Алексий Родионов 21 июня 2020, 13:31 Данная статья написана в жанре доноса. Не думал, что pravoslavie.ru опустится до такого. Павел 21 июня 2020, 12:35 Поддерживаю автора статьи. Святые отцы правильно делали, что обличали католическую вставку. И я вместе со святыми отцами отвергаю её, считаю её ересью, а католиков еретиками. 21 июня 2020, 12:26 Будем переходить в католичество или в беспоповство, как обе мои прабабушки, Царство им Небесное, а в противном случае окончательно отпаду от веры христианской! плюс можно грекокатоличество совместить с протестантизмом и христопаганизмом, иначе я начитаюсь Сатанинской Библии и начну планомерно и методично с вами со всеми бороться, потому как разочаровалась в православной ортодоксии и мне комфортнее за оградой. Мало ли, что какие-то вещи мне нравятся даже у русских, но я не могу, сил моих больше нет! среди вас мне нет места, и даже не зазывайте свечку поставить! пора брать тайм-аут Катерина 21 июня 2020, 10:06 А вообще сразу приходит на память знаменитейший в 19 веке русский ученый, богослов Болотов. Знаменитый не только в России. Вокруг его работ танцы с бубнами устраивали и свои православные, и чужие. Но как только он посмел коснуться вопроса с Филиокве (работа есть в Интернете), по-своему, иначе, чем принято в Православии..то очень быстро умер от какого-то дурацкого заболевания. Мораль: не надо касаться этого вопроса богословам. Вообще не надо. Всё решено, и точка поставлена. Но непонятна мне пассивность реакции... Где воля, там и путь, говорит немецкая пословица. Если НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ начальство не пресекает подобные рассуждения да еще препода - то стоит заняться самим начальством семинарии.

http://pravoslavie.ru/131999.html

1105 Prophetiam exspulit et haeresin intulit, Paracletum fugavit et Patrem crucifixit.– Adv. Prax. 1; cf. de praescr. 53. 1107 Duos unum volunt esse, ut idem Pater et Filius habeatur. Adv. Prax. 5. – Hic Deum Patrem omnipotentem I. Christum esse dicit. De praescr. 53; cf. adv. Prax. 1. 18. 1108 Ipsum dicit Patrem descendisse in Virginem, ipsum ex ea natum, ipsum passum denique ipsum esse Jesum Christum. Adv. Prax. 1. 13; cf de praescr. 53. 1111 Ibid. 27.– In una persona distinguant Patrem et Filium, dicentes, Filium carnem esse, i. e. hominem, i. e. Jesum; Patrem autem Spiritum, i. e. Deum, i. e. Christum... Si ahus est Jesus, alius Christus, alius erit Filius, alius Pater, quia Filius Jesus, et Pater Christus. 1115 Ibid. 1. 13. – В 29 гл. Тертуллиан представляет несколько иначе, ближе к взгляду Праксея на Сына Божия. По Праксею, Сын Божий есть плоть, т.е. человеческая природа И. Христа; когда она страдала, то божество только сострадало (compatitur), – «страдал Сын, и Отец сострадал». Если же он и говорит, что Отец страдал (esse passum), то это выражение может указывать только на действительное соединение человеческой природы с божественной – См. Д. Гусева , «Ересь антитринитариев III в.» стр. 182 – 183. 1118 Visibilem quidem in carne, invisibilem vero ante carne; ut idem sit Pater invisibilis, ante carnem, qui et Filius visibileis in carne. Ibid. 15. 1123 Adv. Ргах 2. – В полемике с ересями Тертуллиан изложил еще символ в двух местах, в de praescr. 13. и в de virg. vel. 1. В существе дела все эти симво­лы, разнообразясь по форме, содержат одно и то же учение, только в одном символе это учение изложено подробнее, в другом сжатее. Самый краткий символ – в de virg. vel. 1. 1128 Здесь Тертуллиан под Разумом разумеет внутреннее, домирное бытие Слова у Бога, как первообраза творений, а под Словом – Слово в Его деятельности миротворения; пер­вым названием выражает внутреннюю природу Слова и Его единосущие с Богом Отцом, а вторым указывает на Его происхождение и рождение от Бога, на Его деятельность вовне, как Творца и Устроителя мира. См. «Ересь антитринитариев III в.» Д. Гусева , стр. 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010