Архим. Захария (Копыстенский). Литография. 1916 г. (ГПИБ) В 1615 г. З. переехал в Киев, 4 янв. следующего года вступил в новообразованное киевское правосл. Епифаниевское братство. Вскоре настоятель Киево-Печерского мон-ря архим. Елисей (Плетенецкий) , к-рый много сделал для привлечения в обитель образованных людей, пригласил З. вступить в братию мон-ря, и тот принял постриг с именем Захария, затем был рукоположен во диакона. Книжник стал келарем мон-ря, заведовал только что устроенной монастырской типографией, к-рая под его рук. превратилась в один из главных центров правосл. просвещения, являлся монастырским проповедником во время настоятельства Елисея (Плетенецкого), восстановившего регулярное произнесение поучений в обители, преподавал в братской школе на Подоле. З. был инициатором, переводчиком и составителем мн. изданий, к-рые нередко сопровождал своими предисловиями и посвящениями. Не позднее дек. 1616 г. в монастырской типографии была издана 1-я книга «Часослов» с предисловиями архим. Елисея и З. В янв. 1619 г. увидел свет «Анфологион, или Избранная Минея на весь год», поправленный и отчасти переведенный с греч. языка Иовом (Борецким ; впосл. митрополит Киевский) и отредактированный З. В предисловии к изданию последний охарактеризован как «преподобный и благородный в архидиаконех... муж ревности презелныя в благочестии, словесен же и премудр в богословии и исповедании православныя веры» (цит. по: Голубев. 1883. С. 393). В 1619 г. в монастырской типографии было напечатано 2-е изд. «Книги о вере единой, святой, соборной, апостолской Церкве, которая под росудок Церкве Всходней поддаетъся», подписанной мон. Азарией (см. «Книга о вере» ). Сочинение был направлено преимущественно против антитринитариев (социниан) . По сравнению с 1-м изданием, вышедшим в Вильно в 1596 г. («Книжица о вере», или «Книга о образех», или «Книга о Троице»), текст изменился: появились предисловие, несколько пространных антикатолич. статей. Автор «Книги о вере» неизвестен, З. являлся редактором киевского издания.

http://pravenc.ru/text/182699.html

Интересные аналогии можно найти в более ранней традиции Киевской митрополии: обращение к этому не использовавшемуся в греческой традиции но издававшемуся в большинстве протестантских катехизисов исповеданию было отчасти продиктовано полемическими задачами, необходимостью противостоять набиравшим в Речи Посполитой силу общинам антитринитариев. Для «отказа» «новокрещенцам» вводят в свое рассуждение символ Афанасия составители виленской «Книги о вере» по логике данного исповедания выстраивает свое «Изложение о православной вере» деятель братского движения Стефан Зизаний Текст символа Афанасия встречается в целом ряде изданий Виленского православного братства л. 89–91 об., 2-го счета; 37, л. 1–4, 2-го счета] и в составленных по их мотивам сборниках л. 21 об. – 24 об.]. Впоследствии для толкования тринитарных сюжетов к символу Афанасия обращаются в своем катехизисе Лаврентий Зизаний л. 284 об., 301 об.] и анонимный автор опубликованного С. Т. Голубевым фрагмента учебного курса по богословию ок. 1600 г. с. 1–81]; Симеон Полоцкий использует его в своем букварном катехизисе и в кратком рукописном наставлении л. 351–355], которое могло быть рабочим материалом для букварного катехизиса с. 102]. Православные книжники Киевской митрополии включали текст исповедания Афанасия как в буквари, так и во многие печатные Часословы и Полууставы XVII в., начиная с Часослова братской типографии 1631 г. [см.: 23, 115]. В элементарных учебниках московской печати этот Символ встречается впервые в букваре 1657 г. вошел он в состав и изданного в 1644 г. полемического сборника «Кириллова книга» В «Вопросах» конкретизируется, что данное исповедание «имеем… во Псалтири». В московских печатных изданиях данный текст появляется впервые в качестве «прибавки» в предисловной части в экземпляре 1.XI.1647 г. А. В. Вознесенский связывает это с необходимостью вести богословскую полемику с протестантами в связи со сватовством датского королевича Вальдемара к царевне Ирине Михайловне с. 73 прим., 146–147, 303].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К., [не ранее 20 дек. 1616]; Анфологион. К., 1619; Литургиарион [Служебник]. К., 1620; Номоканон («Зинарь», «Зонара»). К., 1620, 1624), Псалтирь (К., 1624), труды свт. Иоанна Златоуста (Беседы на 14 посланий св. ап. Павла. К., 1623; Беседы на Деяния св. апостолов. К., 1624); полемические сочинения: направленная против католиков и антитринитариев «Книга о вере» (К., 1619, 2-е, расширенное издание по сравнению с изданием в Вильно ок. 1602), «Слова на латинов» прп. Максима Грека (К., [ок. 1620]). Была подготовлена антиуниат. «Палинодия» Захарии (Копыстенского). В лаврской типографии при Е. были напечатаны составленный Митурой панегирик Е. «Везерунк цнот превелебного в Боге... отца Елисея Плетенецкого» (К., 1618), «Верше на жалосный погреб Петра Конашевича Сагайдачного» Кассиана Саковича (К., 1622). Издания тщательно готовились, богослужебные книги сверялись с греч. текстами и подвергались исправлению. В печерском кружке было впервые переведено на церковнослав. язык неск. сочинений свт. Иоанна Златоуста: над переводом «Бесед на 14 посланий св. ап. Павла» трудился Лаврентий Зизаний, «Беседы на Деяния св. апостолов» были переведены «клириком церкви лвовскиа, дидаскалом в еллиногреческом языце» Гавриилом Дорофеевичем и иером. Иосифом Святогорцем, «проповедником и протосингелом патриарха Александрийскаго» (см.: Голубев. 1883. С. 396). Впервые в типографии Киево-Печерского монастыря на церковнослав. языке был напечатан Анфологион. В искусно оформленных изданиях Киево-Печерского мон-ря помещались гербы меценатов и посвященные им стихи, предисловия и послесловия с описанием подготовительных работ и указанием трудившихся над книгой переводчиков, редакторов, типографов. Е. ввел регулярное произнесение проповедей в мон-ре. Среди киево-печерских проповедников в 1-й четв. XVII в. значатся Захария (Копыстенский), Тарасий (Земка), прот. Лаврентий Зизаний, Памво (Берында). Немаловажной заслугой Е. было учреждение в Киево-Печерском мон-ре школы - предшественницы Киево-Могилянской коллегии .

http://pravenc.ru/text/189869.html

В 1615-1616 гг. в Киево-Печерском монастыре по инициативе архим. Елисея, несмотря на сопротивление некоторых насельников, было восстановлено общежитие по образцу афонских мон-рей. Одновременно был учрежден просветительный кружок, целью которого было духовное и культурное обновление обители. Архим. Елисей купил оборудование типографии Балабанов в Стрятине, и в Радомысле, имении монастыря, было устроено бумажное производство. Для проповеднической и издательской деятельности архимандрит пригласил книжников и типографов (в т. ч. инока Памву (Берынду) и его брата Стефана, переводчика, проповедника и типографа мон. Тарасия (Земку) , проповедника прот. Лаврентия Зизания, проповедника Захарию (Копыстенского) , переводчика с греч. языка мон. Иосифа (Кирилловича) и др.), составивших т. н. печерский кружок. Не ранее 20 дек. 1616 г. в Киево-Печерском мон-ре была издана 1-я книга - «Часослов» с предисловиями архим. Елисея и архидиак. Захарии (Копыстенского). В 1616-1624 гг. в типографии мон-ря было подготовлено и напечатано неск. изданий: богослужебные книги (Литургиарион [Служебник]. К., 1620), Кормчая книга (Номоканон. К., 1620, 1624), Псалтирь (К., 1624), труды свт. Иоанна Златоуста (Беседы на 14 посланий св. ап. Павла. К., 1623; Беседы на Деяния св. апостолов. К., 1624), полемические сочинения: направленная против католиков и антитринитариев «Книга о вере» (К., 1619, 2-е, расширенное издание по сравнению с изданием в Вильне ок. 1602), «Слова на латинов» прп. Максима Грека . Была подготовлена антиуниат. «Палинодия» Захарии (Копыстенского). При архим. Елисее были напечатаны составленный А. Мытурой панегирик архим. Елисею «Везерунк цнот превелебного в Боге... отца Елисея Плетенецкого» (К., 1618), «Верше на жалосный погреб Петра Конашевича Сагайдачного» Кассиана Саковича (К., 1622). В т. н. печерском кружке были сделаны переводы на церковнослав. язык неск. сочинений свт. Иоанна Златоуста ( Голубев. 1883-1898. Т. 1. С. 396). Впервые в типографии Киево-Печерского мон-ря на церковнослав. языке был напечатан Анфологион. В искусно оформленных изданиях Киево-Печерского мон-ря помещались гербы меценатов и посвященные им стихи, предисловия и послесловия с описанием подготовительных работ и указанием трудившихся над книгой переводчиков, редакторов, типографов.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Третья книга заканчивается несколькими положениями автора относительно управдания. Он основывает оправдание человека не просто на вере в заслугу Христа, как учили реформаторы, но главным образом на вере в достоинство человека Христа как Сына Божия 329 . Удалившись от этого основания веры, говорит он, лютеране никогда не поймут, что такое оправдание. Ибо поистине более всего приятно Богу, когда наш разум подчиняется послушанию Христа, как Сына Божия, когда мы убеждены, веруем и исповедуем, что Бог до такой степени возлюбил своего Сына, что предписал одну заповедь о вере во Христа вместо целого закона. Эта заповедь полезнее всего: чрез веру в И. Христа Сына Божия мы сами делаемся сынами Божиими, из неё проистекает в нас дух Святый, она есть корень Евангелия, на ней была основана и воздвигнута церковь , царство Божие, новый завет, утверждённый кровью Христа. Простое исповедание Иисуса от Назарета Сыном Божиим, как исповедал апостол Пётр, исповедание без примеси невидимого философского сына, такое исповедание есть скала, одолеть которую не могут врата адовы 330 . В четвёртой книге подробно излагается отношение божественных диспозиций (начертаний или проявлений) к соответствующим им реальным предметам. После того как, олицетворивши себя (personando se) некогда в различии как слово и дыхание, Бог обозначил будущую троицу, Он открывал эти олицетворения реальным образом, именно творящее слово олицетворил в Иисусе своём Сыне, животворящего же Духа в пламени огненном. Таким образом эти олицетворения некогда существовали как сокрытые в Боге диспозиции, теперь же те образы действительно являются в различных предметах, один образ Бога в Сыне, другой в Св. Духе 331 . И всё-таки при этом надобно мыслить лишь о различии образа проявления, а ничуть не о множестве предметов (res) в одной природе. В свящ. писании нигде не употребляется наименование духа для обозначения бестелесной природы, а лишь для выражения духовной диспозиции, для выражения действия, дыхания или движения Божия 332 . Ради этого изначальная диспозиция духа в своём названии отличается от диспозиции слова, поскольку Бог изначала предопределил действовать чрез свой дух отличным от диспозиции Сына образом. Наконец надобно заметить, что дух Божий хотя является в ангеле, но ничуть не самый ангел, ибо он относится к нему таким же образом, каким слово относится ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

И если увидят, что подвижник принимает скудную пищу, то являются еще горшими клеветниками, сами каждый день предаваясь объядению и пьянству, и не разумеют окаянные; что, с этими согрешенями они собирают себе отсюда больший огонь на окаянные свои головы и лишают себя всякого оправдания и прощения. Закон же Христа и учение Его апостолов даны не монахам только, но и мирянам. Ибо, когда Павел говорит – бдяще во всяком терпении и молитве и плоти угодия не творите в похотех ( Рим.13:14 ); то очевидно, что не к монахам только, соблюдающим писания и проводящим безмолвную и пустынную жизнь, но ко всем, живущим по городам и селам с женами и детьми. Ибо разве должен мирянин иметь что-нибудь больше, чем инок, кроме одного только сожительства с женою? Ибо в этом только он имеет извинение; в остальном же – нисколько, но все наравне с иноком предписано ему делать, и во всяком случае для него небезопасно преступление всех заповедей» 138 . Полемические и апологетические опыты преп. Иова против сектантов протестантского характера должны занять почтенное место в православной противолютеранской полемике во второй половине XVI века, к которой они относятся. Из этого времени доселе известны были следующие православные обличители антитринитарианства или социнианства: 1) Зиновий Отенский , написавший «Истины показание» против одной только ветви этой ереси, именно против ереси Косого и его сообщников и известный только на Севере России 139 ; 2) бывший Троицкий игумен Артемий, сначала сообщник ереси Косого и Игнатия, а потом обличитель их 140 ; 3) Митрополит Киевский Сильвестр Белькевич (1566–1567), который однако, при своей простоте и неучености, едва ли мог быть сильным противником еретиков 141 ; 4) Князь Андрей Мих. Курбский во время жизни своей в Литве и на Волыни (1564–1583), впрочем уклонявшийся от прямой полемики с еретиками 142 ; 5) Острожский клирик Василий в книге о вере единой, Острожской печати 1588 года 143 , и 6) Стефан Зизаний в его Катихизисе, изданном около 1595 г. 144 Другие более полные и систематические опровержения антитринитарианской ереси явились уже в XVII веке, как например книга о вере 1602 и 1619 годов 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

В том же поучении преп. Иов, приводя текст из книги Чисел, предлагает жидовину следующий вопрос: «слышал ли ты это слово, – ты, исполненный неверия жидовин, как тот Валаам предрек о единородном Сыне Божием, назвав Его единорогом? 107 Следовательно, под арианами и жидовином преп. Иов разумеет представителей современных ему протестантских сект и особенно антитринитарианства с его разветвлением – полужидовствующей или просто жидовствующей сектой. А это, дает нам право видеть и в других местах рукописи преп. Иова, где говорится об арианах или иудеях, обличение ариан и жидовствующих протестантского происхождения, хотя бы эти места и заимствованы были из древних отцов и учителей православной церкви. С одной стороны, эти еретики сами производили свои секты от еретиков прежнего времени, напр. от древних ариан, и некоторые из них происходили от жидовствующих XV века, и следовательно против них и сражаться нужно было прежним же оружием; с другой стороны, преп. Иов Почаевский сам строго держался священного писания и творений древних отцов и учителей православной церкви и находил их вполне достаточными для разрешения всяких новейших религозных вопросов. Поэтому-то он в борьбе с протестантствующими еретиками своего времени пользовался с одной стороны творениями древних отцов и учителей православной церкви Иоанна Златоустог о, Севериана Габальского , Иоанна Дамаскина , Анастасия Синаита и др., с другой – словами позднейшего писателя Григория Цамвлака, повидимому направленными против жидовствующих рацоналистов того времени 108 , и сам составлял поучения в том же духе. Особенную важность имеют поучения и выписки преп. Иова: о божестве Иисуса Христа, и о божестве и человечестве Иисуса Христа, Сына Божия, Его воплощении и о Богоматери. Мы представим здесь заключающееся в рукописи преп. Иова апологетическое учение о важнейших догматах православной церкви, отрицаемых еретиками, в том порядке, в каком изложено это учение в Книге о вере 1602 и 1619 годов 109 , так как эта книга была в свое время наиболее полным и систематическим опровержением антитринитарианской ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Только апология Афинагора сохранилась в целости, да в отрывках апология Мелитона, прочие же потеряны. И Мелитон, и Афинагор, обращаясь к императору-философу, выражают надежду, что он беспристрастно рассмотрит дело христиан, признает несостоятельными все обвинения против них и прекратит преследование. При этом Афинагор основательно доказывает несостоятельность всех обвинений на христиан. Но все такого рода апологии большей частью не достигали своей цели, почему к концу II века совсем прекратились. Грубой физической силе языческого правительства христиане могли только противопоставить свое необыкновенное мужество и терпение в перенесении всевозможных преследований и мучений. Святой Иустин Философ , написавший кроме двух апологий, представленных правительству, еще несколько сочинений и, между прочим, «Обличение эллинов», с философско-научными приемами доказал в нем истинность христианства и нелепость язычества. Против эллинов написано было еще несколько сочинений, например Клавдием Аполлинарием, епископом Иерапольским (времен Марка Аврелия), христианским писателем Мильтиадом (в конце II в.) и другими. Христианский философ Афинагор (во второй половине II в.) в сочинении «О воскресении мертвых» весьма основательно доказал язычникам истину воскресения. В «Послании к Диогнету», писатель которого неизвестен, разрешаются все недоумения образованного язычника относительно христианской веры: например, какому Богу веруют христиане. Кто основатель христианства, почему Он явился в это время, а не прежде, и тому подобное. Также и в «Книге о вере» Феофила, епископа Антиохийского († 181 г.), основательным образом опровергаются все возражения против христианства образованного язычника Автолика – для которого и написана была книга, – как-то: о христианском Боге, Который невидим для людей, о воскресении, о том, что святые книги христиан новы и потому будто бы не заслуживают доверия и прочее. При этом с обширным знанием языческих философов и поэтов святой Феофил обстоятельно доказал Автолику лживость и нелепость языческой религии, созданной самими же людьми, а именно, поэтами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует сделать все, чтобы полюбить Священное Писание. Любовь поможет понять то, чего не постигает разум. Ибо полюбить Библию, значит полюбить Бога. Ветхий Завет Состав книг Ветхого Завета Название Сокращенное название Второзаконие Книга Иисуса Навина Книга Судей израилевых Книга Руфи Первая книга Царств 1 Цар. Вторая книга Царств 2 Цар. Третья книга Царств 3 Цар. Четвертая книга Царств 4 Цар. Первая книга Паралипоменон 1 Пар. Вторая книга Паралипоменон 2 Пар. Первая книга Ездры Книга Неемии Вторая книга Ездры нек. 2 Езд. Книга Товита нек. Тов. Книга Иудифи нек. Иудифь. Книга Есфири Книга Иова Псалтирь Притчи Соломона Притч. Книга Екклезиаста, или Проповедника Песнь Песней Соломона Книга Премудрости Соломона нек. Прем. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова нек. Сир. Книга пророка Исаии Книга пророка Иеремии Плач Иеремии Послание Иеремии нек. Посл. Иер. Книга пророка Варуха нек. Вар. Книга пророка Иезекииля Книга пророка Даниила Книга пророка Осии Книга пророка Иоиля Книга пророка Амоса Книга пророка Авдия Книга пророка Ионы Книга пророка Михея Книга пророка Наума Книга пророка Аввакума Книга пророка Софонии Книга пророка Аггея Книга пророка Захарии Книга пророка Малахии Первая книга Маккавейская нек. 1 Мак. Вторая книга Маккавейская нек. 2 Мак. Третья книга Маккавейская нек. 3 Мак. Третья книга Ездры нек. 3 Езд. Ветхий Завет заключает в себе первую часть Священной истории человечества. Она начинается с рассказа о происхождении мира, составленного по преданиям, хранимым с незапамятных времен, и особо открытым Богом Своему великому пророку и боговидцу Моисею. Но настоящая история богоизбранного народа начинается с той поры, когда никому не ведомый кочевник из окрестностей Ура Халдейского услышал в своей душе голос Бога, поверил Ему. И за то Бог сделал его вестником Своим и повелел, чтобы он порвал с мерзким многобожием и язычеством, окружавшим его. Это был Авраам, родоначальник избранного народа Божия. Ветхий Завет и есть история потомства этого человека, первым заключившим союз с Богом – Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Этому критерию, как мне думается, в полной мере соответствует богословие митрополита Антония. Он является человеком, испытавшим себя годами подвижнического труда, проводящим жизнь в созерцании и потому имеющим право философствовать о Боге. Его богословие — точное и адекватное, и вместе с тем современное и актуальное выражение веры апостольской, веры отеческой, веры православной. Епископ Керченский Иларион (Алфеев), доктор богословия, доктор философии Сокращенные названия библейских книг Ветхий Завет Быт — Бытие, Исх — Исход, Лев — Левит, Чис — Числа, Втор — Второзаконие, Нав — Книга Иисуса Навина, Суд — Книга Судей израилевых, Руфь — Книга Руфи, 1 Цар — Первая книга Царств, 2 Цар — Вторая книга Царств, 3 Цар — Третья книга Царств, 4 Цар — Четвертая книга Царств, 1 Пар — Первая книга Паралипоменон, 2 Пар — Вторая книга Паралипоменон, 1 Езд — Первая книга Ездры, Неем — Книга Неемии, 2 Езд — Вторая книга Ездры, Тов — Книга Товита, Иудифь — Книга Иудифи, Есф — Книга Есфири, Иов — Книга Иова, Пс — Псалтирь, Притч — Притчи Соломона, Еккл — Книга Екклезиаста, Песн — Песнь песней Соломона, Прем — Книга Премудрости Соломона, Сир — Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Ис — Книга пророка Исаии, Иер — Книга пророка Иеремии, Плач — Плач Иеремии, Посл Иер — Послание Иеремии, Вар — Книга пророка Варуха, Иез — Книга пророка Иезекииля, Дан — Книга пророка Даниила, Ос — Книга пророка Осии, Иоил — Книга пророка Иоиля, Ам — Книга пророка Амоса, Авд — Книга пророка Авдия, Иона — Книга пророка Ионы, Мих — Книга пророка Михея, Наум — Книга пророка Наума, Авв — Книга пророка Аввакума, Соф — Книга пророка Софонии, Агг — Книга пророка Аггея, Зах — Книга пророка Захарии, Мал — Книга пророка Малахии, 1 Мак — Первая книга Маккавейская, 2 Мак — Вторая книга Маккавейская, 3 Мак — Третья книга Маккавейская, 3 Езд — Третья книга Ездры. Новый Завет Мф — Евангелие от Матфея, Мк — Евангелие от Марка, Лк — Евангелие от Луки, Ин — Евангелие от Иоанна, Деян — Деяния святых апостолов, Иак — Послание Иакова, 1 Пет — Первое послание Петра, 2 Пет — Второе послание Петра, 1 Ин — Первое послание Иоанна, 2 Ин — Второе послание Иоанна, 3 Ин — Третье послание Иоанна, Иуд — Послание Иуды, Рим — Послание к Римлянам, 1 Кор — Первое послание к Коринфянам, 2 Кор — Второе послание к Коринфянам, Гал — Послание к Галатам, Еф — Послание к Ефесянам, Флп — Послание к Филиппийцам, Кол — Послание к Колоссянам, 1 Фес — Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам), 2 Фес — Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам), 1 Тим — Первое послание к Тимофею, 2 Тим — Второе послание к Тимофею, Тит — Послание к Титу, Флм — Послание к Филимону, Евр — Послание к Евреям, Откр — Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010