Итак после сказанного мы имеем право еще раз повторить наше мнение, что, усвоив ложное мировоззрение и применение в его к христианскому вероучению, Гегель не только не уяснил последнего, а напротив лишь извратил и исказил его. И можно только удивляться, что в этом отношении у Гегеля было много последователей, которые, повторяя искаженное им христианское учение, искренне думали, что приносят пользу христианской науке. Правда, история христианской церкви свидетельствуете, что вопрос о существе триединого Бога, возвышенного христианством, всегда занимал умы людей и что уже в век апостольской являлись попытки приблизить богооткровенное учение о Св. Троице к пониманию, доступному для человеческого разума. Симон Волхв, Керине, эвиониты, целый ряд гностиков, затем еретики – антитринитарии – модалисты и номиналисты, небольшая секта трибожников, – все это были люди, стремившиеся познать троичного Бога путем рационального понимания. Однако их стремления окончились решительною неудачею: они также не уяснили христианского учения, а только извратили его, понимая троичность Лиц в Боге или только как троичность имен, под которыми Бог открывал Себя человеку, или как троичность Его сил и образов Его откровения. Церковь признала их еретиками. После этого св. отцы и учители церкви если иногда и стремились объяснять таинство Пресв. Троицы с точки зрения разума, то по большей части, не касаясь самой сущности предмета, ограничивались только примерами или уподоблениями. Так они сравнивали троичность Лиц в Боге при единстве Его существа с солнечным лучом, светом и теплотой, с настоящим, прошедшим и будущим, с корнем, стволом и ветвями дерева и т. п. Средневековые схоластики таинство Пресв. Троицы уподобляли даже геометрической фигуре равностороннего треугольника. Петр Абеляр сравнивал христианское учение о триедином Боге с первой фигурой силлогизма, где большую посылку он уподоблял Богу Отцу, меньшую – Богу Сыну, а заключение – Богу Духу Святому. То же самое встречаем мы и в сочинении (De gestis Friderici, I, 1, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

637 Кроме указанных мнений у той же партии было своё мнение de usu magistratus et armorum in Ecclesia. «Раковские сектанты, в духе идей анабаптизма, объявили недозволенными для христиан истинной церкви, т е. своей общины, пользование властью и употребление оружия, потому что представляли свою церковь духовным обществом. Между полужидовствующими открылись наиболее горячие противники и защитники usus magistratus et armorum Ecclesia, завязалась довольно обширная поленика по этому вопросу, в которой упражнялись Иаков Палеолог, Будный, Буданнский, Мартин Кровицкий и другие. Тогда как раковцы в основание своего мнения указывали на то, что Христос называется царём кротким, агнцем, что такими должны быть и ученики Его: полужидовствующие ссылалась на то, что Он в ветхозаветных пророчествах называется также львом, Богом крепким, сильным. Отцем мира, имеющим возвеличить своё царство и сокрушить врагов его. Споры по этому и другим разногласиям достигали такого раздражения, что раковцы даже отлучали полужидовствующих от своей общины, или, как выражались они, от своей церкви». См вышеуказанное исследование г. Малышевского, стр. 25. 639 ...Adiunxit se his Laelius Socinus cuius post haec tempora patruelis Faustus toti sectae nomen dedit, etc. Bock. Hist. Socin. p. 2. См. также Der Socinianismus, von Fock. s. 159. 641 Krasinski: Während er (F. S.) von 1557 bis 1562 in Lyon wohnte, entwickelten sich seine Meinungen durch das Studium der Werke Ochino‘s und seines Oheims, dessen Eigentum und Papiere er 1562 erbte. s. 311. Автор ошибается в хронологии, ибо сочинения Окино с антитринитарными тенденциями изданы были позже, но что Фауст Социн был знаком с диалогами Окино, об этом он сам упоминает в письме «Ad Martinum Vadovitam» (Bibl. Fr. Pol. t. I. p. 475). В 1875 году вышла книга, под заглавием «Острожская типография и её издания». Не касаясь несомненных достоинств сочинения, мы заметим только, что автор не совсем точно понимает происхождение социнианства. Указавши на дело о жидовке Екатерине Мельхеровой (1529 г.), он выводит следующее заключение: «Таким образом учение Лелия Социна не было новым, неизвестным до сих пор в Польше. По большей части первые основатели сект остаются в тени, получают они (секты) имя уже позднейших организаторов, придавших ей (?) взвестное устройство в окончательный вид. Так было и в антитринитарианском движении XVI века в Литовско-Польском государстве. Лца, давшие толчок этому движению, начало которого восходит ещё к XIV веку и принадлежит несомненно Литве, теряются в туманной дали, выдвигаются уже только позднейшие деятели, трудившиеся над разработкой данных идей. Эта последняя роль принадлежит Социнам Лелию и Фаусту, сообщившим своё имя литовско-польскому антитринитарианству (стр. 33)». Что социнианство – явление привнесённое в Польшу, что оно стояло вне всякой зависимости от ересей жидовствующих, что начало его никоим образом не восходит к XIV веку и не принадлежит Литве, против всего этого не может быть каких-либо возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Структурно книга состоит из пяти глав и восьми приложений. Первая глава носит обзорный характер. Она содержит введение в терминологию и основные богословские идеи неопротестантов, выявляет духовные причины создания ложных эсхатологических учений и принципы толкования Писания неопротестантами. В ней же рассмотрены вопросы частной эсхатологии и предлагается обзор литературы. Во второй главе предложен анализ основных богословских тем, связанных с эсхатологией: антихрист и великая скорбь, Второе пришествие, воскресение мертвых, Страшный суд, первая и вторая смерть, первое и второе воскресение, Царство Божие, тысячелетнее царство, конечное состояние мира и человека. Применительно ко всем этим вопросам выявляется православное их видение, кратко излагаются основные еретические взгляды с ключевой аргументацией и дается их опровержение. Особо рассмотрено учение ап. Павла о предании Царства Сыном Отцу ( 1Кор. 15:24–28 ), которое свидетели Иеговы пытаются использовать в поддержку своего антитринитаризма, тогда как некоторые баптисты обосновывают им савеллианские или несторианские взгляды. В последующих трех главах последовательно анализируются эсхатологические доктрины баптистов и пятидесятников (третья глава), адвентистов седьмого дня (четвертая глава) и свидетелей Иеговы (пятая глава). Каждая глава начинается с исторического очерка и продолжается оценкой различных элементов вероучения и богословских аргументов тех или иных еретиков. В первом приложении показано, что хилиазм остался частным богословским мнением нескольких древних отцов и был впоследствии отвергнут Церковью . Второе приложение содержит генетико-историческую схему происхождения эсхатологических ересей неопротестантов. К ней стоит обращаться при изучении терминологии и общих богословских идей. Два последующих приложения посвящены библейской оценке важных адвентистских учений – соответственно о служении Иисуса Христа в небесном святилище в связи с богослужением дня очищения в книге Левит (приложение 4) и о возможности обосновать материальный небесный храм через образы книги Откровения (приложение 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Доктор технических наук, профессор. Эммануэль Ласкер – немецкий шахматист и математик, представитель «позиционной» школы в шахматах; второй чемпион мира по шахматам. Ласкер сохранял звание чемпиона мира 27 лет, что является рекордным достижением для шахмат. Река берёт своё начало в горах Большого Хингана и на протяжении 311 км протекает по территории Китая, где называется в верхнем своём течении Хайларом (Хайлархэ). Далее – пограничная река между Россией и Китаем. По выходе из Китая имеет широкую долину с обширной поймой; ближе к устью долина сужается. Современная транскрипция названия реки происходит от эвенкийского «Ергэне »  — «извилистая река». У русских впервые название этой реки встречается на «Чертеже Сибири» 1667 года как «Аргуня», на «Чертеже» 1698 года – как река Аргуна. Сливаясь с рекой Шилкой, Аргунь образует реку Амур. Стеклянная аптечная ёмкость для хранения ингредиентов лекарств. Крестословица – это одно из редко употребляемых названий популярно игры со словами, которую также называют кроссвордом. Слово «кроссворд» имеет английское происхождение ( cross – «пересечение», word – «слово»). Термин «крестословица» не прижился в русском языке. Арианство — одно из ранних течений христианства (IV–VI вв.), утверждавшее изначальную сотворённость (тварность) Бога-Сына, позднее – неединосущность Бога-Сына с Богом-Отцом (антитринитаризм). Согласно этому учению, Сын Божий – это не Бог, а Божие творение, не единосущное и не подобное Богу. Признанное ересью учение получило название по имени основоположника учения, александрийского священника Ария (др.-греч.), умершего в 336 году. Последователи учения не-единосущности Бога-Сына с Богом-Отцом получили название ариане. Осий (Оссий) Кордубский (ок. 256–359) был епископом Кордубы (ныне Кордова, Испания) и выдающимся противником арианской ереси, разделившей раннее христианство. Он был специальным посланником императора Константина Великого в Александрию по умиротворению арианской ереси, являлся председателем Первого Вселенского собора и целого ряда поместных соборов, в том числе Сардикского (Сердицкого) собора. Причислен как святитель к лику святых, в Православной Церкви память его – 9 сентября, в Католической – 27 августа.

http://azbyka.ru/fiction/tak-eto-bylo-kn...

Мученичество св. Евлогия. XVII в. Неизв. худож. (Кафедральный собор в Кордове) Мученичество св. Евлогия. XVII в. Неизв. худож. (Кафедральный собор в Кордове) По-видимому, святые Евлогий и Павел Альвар следовали примеру своего учителя, аббата Спераиндео, составившего описание гибели мучеников Иоанна и Адульфа (не сохр.), а также полемический трактат против ислама, выдержку из которого Евлогий привел в «Памятной книге святых». В этом фрагменте Спераиндео критиковал мусульм. верование, что на небесах праведникам будут дарованы прекрасные девы для наслаждений, и сравнивал рай, описанный в Коране, с публичным домом (CSM. T. 2. P. 375-376). Представления об исламе как о религии, к-рая поощряла нравственную распущенность, получили развитие в трудах святых Евлогия и Павла Альвара; возможно, они восходили к сочинениям ближневосточных полемистов, в т. ч. прп. Иоанна Дамаскина . Сохранилось письмо Спераиндео св. Павлу Альвару с критикой ереси антитринитариев (возможно, адопциан), к-рые отрицали божественность Христа и, т. о., были близки к учению ислама (Ibid. T. 1. P. 203-210; см. также: Christian-Muslim Relations. 2009. P. 633-635). Продолжателем трудов святых Евлогия и Павла Альвара считают Самсона († 890), аббата мон-ря Пинна-Меллария, автора соч. «Книга в защиту веры» («Апологетик»; 864). Самсон критиковал представителей мосарабской элиты, угождавших мусульм. властям и пренебрегавших интересами христиан. Так, комит Серванд притеснял христиан и тем самым вынудил нек-рых из них отступить от Христа и принять ислам. Самсон резко критиковал ислам и образ жизни мусульман, считая характерными для них алчность, жестокость и безнравственность. По его мнению, нравственная распущенность, царившая при дворе кордовского эмира, оказывала негативное влияние на христиан, к-рые стремились подражать мусульманам и перенимали их дурные обычаи (см.: Christian-Muslim Relations. 2009. P. 691-694; La Hispania. 2010. P. 288-290). Сочинения святых Евлогия, Павла Альвара и Самсона - важнейшие источники сведений о жизни христиан Андалуса в IX в.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Таковы были задачи и цели восстановленной инквизиции. Смотря на себя как на посланника небесного Провидения для искоренения ересей, Караффа не терял ни одной минуты на исполнение буллы 55 . Не будучи богатым, он тем не менее на собственный счёт нанял для инквизиции дом, где тотчас же были устроены темницы, снабжённые крепкими замками, блоками., цепями и разными другими ужасными снарядами 56 . Начались преследования всех, мыслящих как-либо иначе, чем учит католическая церковь , с беспощадною, неумолимою строгостью инквизиторы допытывались признания у заподозренных. Вот теперь-то вполне обнаружился характер итальянцев. То, что было воспринято с детским легковерием, что не было плодом собственной мысли, что было скорее плодом простой моды, то с такою же лёгкостью было оставляемо итальянцами из страха пред всемогущей инквизицией. В новых греках и римлянах вовсе не оказалось героизма древних народов, напротив своим малодушием, взаимными распрями и обвинением друг друга в ереси, они лишь способствовали инквизиции в достижении её цели. Не довольствуясь пытками и казнями лиц, заподозренных или действительно приверженных к каким-либо противным папству мнениям, Караффа решился на крайнюю меру, дабы, как он рассчитывал, вырвать зло с самым корнем. В 1543 году от своего имени, как главного инквизитора, он опубликовал указ, которым запрещалось книгопродавцам продавать неодобренные инквизицией книги, виновные же подвергались отлучению, штрафу в тысячу дукатов, конфискации всех книг и изгнанию 57 . Кроме того Караффа установил, чтобы на будущее время всякая книга какого бы то ни было содержания, новая или старая, была печатана не иначе, как с разрешения инквизиторов; таможенные чиновники получили приказание не доставлять по назначению ни рукописного, ни печатного сочинения, без предварительного представления его инквизиции 58 . Едва ли можно придумать что-либо более жестокое и более убийственное для знаний и науки. „Нам запрещают иметь даже ум вола» с грустью говорил учёный того времени Бузини 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

2 . Киприан, епископ Карфагенский. Происходя из богатой языческой фамилии в Карфагене, Киприан, до обращения своего в христианство на сороковом году жизни (246 г.), славился как ученый ритор. Вскоре после принятия христианства он был поставлен пресвитером, а в 248 году, наконец, был избран в епископа карфагенского. Он был жарким почитателем Тертуллиана , прилежно изучал его сочинения, но был совершенно чужд его монтанистичес­ких воззрений. В сане епископа Киприан заявил себя словом и делом ревностным и мудрым правителем Церкви. Ему приходилось бороться не только с внешними врагами Церкви (в гонения Декия, Галла и Валериана), но и с внутренним злом – расколом Фелициссима. Его сочинения стоят в тесной связи со всей его деятельностью как написанные по требованию церковных обстоятельств. Таковы: книга к Донату о благости Божией – в ней Киприан рассказывает о своем обращении; о суетности идолов – сочинение, написанное в опровержение язычников; изложенные в нем мысли заимствованы, большею частью, у Тертуллиана и Минуция Феликса ; три книги свидетельств против иудеев – сочинение, представляющее сборник библейских мест; о благе терпения; речь о падших; книга к Деметриану, направленная к опровержению ложных обвинений христиан в том, будто они были причиною появившейся моровой язвы; о смертности – сочинение, написанное по тому же поводу. Известны также письма Кип­риана, в числе 83, в которых раскрывается деятельность и важное влияние Киприана на все стороны церковной жизни и прочее. Но из всех сочинений его первое место занимает классическое творение «О единстве Церкви», написанное около 252 года по случаю появления раскола Новациана в Риме. Как пастырь, стремившийся к упрочению мира Церкви, нарушаемого еретиками и раскольниками, Киприан видел в единстве Церкви, то есть в единении и согласии всех частных церквей между собою по всем религиозным вопросам, действительное средство против появления и распространения ересей и расколов. Свой трактат о единстве Церкви он именно посвящает развитию той мысли, что Церковь христианская, несмотря на множество частных церквей, есть единая и что епископство, служащее выражением единства Церкви, также едино, несмотря на множество отдельных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тут я сделаю небольшое отступление. У вашего исследователя А. А. Спасского есть прекрасная, написанная до революции книга «История богословских споров IV века», толковая книга. Так вот он, (а еще раньше, до него В. В. Болотов ) осветил суть происходивших тогда событий. Карташев в своей «Истории» просто повторил Болотова. Не знаю, кто вам преподает историю Церкви, но если он следует за Болотовым (и не только за ним, но за документами эпохи), то это очень важно. Возможно, вам покажется странным, но подчеркну: надо историю учить так, как она была, как свидетельствуют документы. Состоялся Первый Вселенский Собор. Арий, человек очень хитрый, убедил многих епископов (испытавших влияние Аристотелевой философии), что Сын Божий, как бы сказать попроще, то «рожден», то «создан», но все-таки «было время, когда Его не было». Значит, Он стал. Он – произведение Бога («Бог произведенный»), второй Бог; и Он не из сущности Божией, потому что о сущности Божией нельзя ничего сказать. А новые ариане – Евномий и Аэций – даже говорили, что мы можем знать существо Божие, оно есть нерожденность (агенесия); это то, что мы говорим про Отца, – что Он не рожден как Лицо; а Сын рожден, значит, Сын – другой, совсем непохожий (аномиос). Это была ересь аномеев – они в своей ереси пошли еще дальше самого Ария. Отцы Церкви на Соборе в Никее были вынуждены просто вставить в Символе веры : рожденна, несотворенна… «Несотво-ренна» – это специально против Ария. Но мало сказать: несотворенна, единосущна Отцу (омоусион то Патри). Слово «единосущный» вызвало большие споры. А почему? Что такое омоусиос – «единосущный»? Представьте облако. Из него выходят дождь и снег. И они между собой единосущны. Одно – дождь – Отец, а другое – Сын, и вот они между собой единосущны, значит, нет Троицы, а есть одно существо и то, что из него проявляется. У еретика Савеллия из Рима Бог проявляется как модусы – в Ветхом Завете как Отец, в Новом – как Сын, а потом – как Дух. Это – модалистический монархианизм, унитаризм, антитринитаризм: значит, Троицы нет, а есть явления одного Божества. Возврат даже хуже чем к иудейству.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Автор с особой внимательностью останавливается на откровенном учении о св. Троице и, кратко заметив об отрицательных теориях (древних и новых антитринитариях), предлагает очерк попыток уяснить Троичность Лиц и Единство Божества. С особым вниманием он рассматривает святоотеческое учение и старается прояснить его при помощи современных научных и философских воззрений. Отделы о творении мира, о человеке, о бессмертии человека, о религии, о происхождении зла и свободе не представляют ничего особенно оригинального. В отделе о религии автор критикует деление религий на естественные и сверхъестественную. Религия может быть только сверхъестественной, и название религии естественной заключает в себе противоречие. Раз есть религия, есть союз Бога, есть сверхъестественное. Но дело в том, что неистинной религии не может быть, и у язычников были лишь субъективные верования, но не религия. Всё исследование отличается научной серьёзностью и основательностью, сжатым, строго логическим и вместе с тем ясным и простым изложением. Принимая во внимание, как бедна эта богословская отрасль солидными систематическими трудами, нельзя не рекомендовать лекций преосв. Михаила вниманию интересующихся коренными вопросами веры и знания. Издана книга весьма хорошо. М. Леонович К-в. В. [Рец. на:]: Варавва. Повесть времён Христа. Марии Корелли. Перевод кн. Е.Ф. Кропоткиной. СПб. 1902 г. 363 стр. Ц. 1 р. 2-ое изд. книгопр. И.Л. Тузова//Миссионерское обозрение. 1902 г. 1–4. С. 396–399 Произведение Марии Корелли принадлежит к разряду тех длинных на фоне священных событий повестей и рассказов, которыми в таком изобилии снабжает нас родина автора. Имя исторического разбойника, стоящее в заголовке повести, указывает, что предметом её служат последние события земной жизни Спасителя и Его крестная смерть и воскресение. Пытливый и беспокойный ум человеческий не довольствуется обычно кратким и ясным евангельским рассказом о великом деле Искупителя и очень часто поддаётся искушению поднять завесу над мрачной страницей общемировой истории, чтобы уяснить себе, если не смысл Страстей Христовых, то, по крайней мере, смысл участия в них людского и всей исторической обстановки, в которой совершилось по предвечному определению это неслыханное преступление, лежащее, с одной стороны, несмываемым пятном на имени человеческом – с другой, по своим вечным результатам, носящее в себе залог всепрощения и семя новой, бессмертной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основным смыслом учения Павла было отрицание принципа троичности. Он считал, что в божестве нет различия лиц, Слово и Святой Дух находятся в Отце так же, как разум и дух в человеке. До рождения Иисус существовал только как Божеское предвидение, а рождение означало для него выступление для деятельности. Иисус был простым человеком. Слово обитало в нем, как и в Моисее, и в пророках, только в большей степени. Сыном Божьим он стал лишь через нахождение в нем божественного слова, которое, однако, не означало личного единения с Богом. 269 Артемон (Артема) был главой секты антитринитариев в Риме в начале III в. Он считал, что Христос был простой человек, хотя и выше всех других пророков. Артемон считал, что учение о божестве Христа было возвращением к языческому политеизму. А версия о том, что Артемон был предшественником Павла Самосатского, восходит к Евсевию (HE, V, 28). 271 Марк Аврелий Клавдий родился в Иллирии ок. 219 г. Он стал императором в 268 г. после убийства Галлиена. Во время своего недолгого правления он вел войны на дунайской границе, одержал победу над готами при Наиссе, за что и получил прозвище Готик. Он провел реорганизацию дунайской границы и принудительно заселял готами безлюдные территории на римской стороне. Во время проведения этих мероприятий он умер в 270 г. от чумы в Сирмии (Паннония). 272 Луций Домиций Аврелиан (214–275) родился в Мезии в незнатной семье. Он вступил в армию и при Клавдии стал начальником конницы. После смерти Клавдия Аврелиан был провозглашен солдатами дунайских легионов императором. В 270/271 г. он вел войны на дунайских границах, и весьма успешно, что позволило восстановить ее. Тем не менее Аврелиан был вынужден уступить готам Дакию. В том же 271 г. он с трудом остановил вторжение алеманнов в Италию. После этого Аврелиан построил дополнительные укрепления вокруг Рима (т.н. Аврелиановы стены). После этих событий Аврелиан в тяжелой войне покорил Пальмирское царство царицы Зенобии (в 272–273 гг.) и Галлию (в 274 г.), в которой утвердился узурпатор Тетрик. В результате Аврелиан практически восстановил единство империи. Он провел денежную реформу и ввел культ ближневосточного бога солнца (в 274 г.) в качестве высшего государственного божества. Аврелиан был убит в результате заговора во время похода против персов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010