Отсюда апостол писал Послание к Галатам, среди которых, как услышал он, появились иудействующие христиане, желавшие удержать во всей силе закон Моисе­ев и восстанавлявшие галатийских христиан против Павла, а также Первое послание к Коринфянам по поводу возникших в тамошней церкви партий. Из Ефеса он отправился чрез Троаду в Македонию, откуда написал Второе послание к Коринфянам и Первое к Тимофею. Преподав в Македонии наставления верующим, он пошел в Элладу и пробыл там три месяца, по всей вероятности в Коринфе. В это время написано им Послание к Римлянам. Отсюда опять чрез Македонию, Троаду, Милет и так далее, мимо Ефеса, он возвратился в Иерусалим (в 58 году) к празднику Пятидесятницы. В Иерусалиме иудеи рассеяния, пришедшие на праздник из Малой Азии, возмутили против Павла народ, обвиняя его в том, что он проповедует везде несоблюдение Мои­сеева закона и вводит даже в храм Иерусалимский язычников. Только при помощи начальника отряда римских войск в Иерусалиме ему удалось избежать смерти. Все же он заключен был под стражу и пробыл в таком положении два года в Кесарии Палестинской, при прокураторе Феликсе, впрочем, без особенного стеснения. При Феликсе и его преемнике Фесте иудеи употребляли все средства, чтобы погубить Павла, но он как римский гражданин потребовал суда кесаря, побуждаемый божественным внушением отправиться в Рим 23 . В Риме, куда после долговременного плавания он прибыл в 61 году, апостолу дозволено было жить в частном помещении на собственные средства, пока чрез два года он не был совершенно освобожден. В Риме была основана еще раньше христианская община, вероятно, сотрудниками апостола Павла, и братия, когда он прибыл туда, встретили его с радостью. По своему обыкновению, и в Риме апостол прежде всего обращался с проповедью к иудеям, но когда они спорили между собою и не верили ему, он сказал, что обращается к язычникам. Во время пребывания в Риме апостол Павел, как полагают, написал Послания к Колоссянам, Ефессянам, Филиппийцам и к Филимону. Куда отправился апостол Павел из Рима после своего освобождения, в Испанию ли, как предполагал прежде 24 , или на Восток, с точностью неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому они ограничились только тем, что запретили апостолам говорить и учить об имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Запрещение синедриона не устрашило апостолов, проповедь их о Христе продолжалась. Вместе с тем они творили множество чудес 5 ; народ выносил больных на улицы и полагал их на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них; сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, принося больных и одержимых нечистыми духами, которые и исцелялись. Верующих все более и более присоединялось к Церкви, даже многие из священников обратились ко Христу 6 . § 8. Враждебное отношение представителей иудейства к проповеди апостольской; рассеяние верующих из Иерусалима и распространение Евангелия между иудеями и самарянами в Палестине и Сирии; обращение Савла Представители иудейства, первосвященники, книжники и народные старейшины, достигши осуждения на смерть Господа Иисуса Христа, в своем ослеплении надеялись, что с Его смертью и Он Сам, и учение Его будут забыты. Поэтому после Его крестной смерти они не преследовали никого из апостолов и, тем более что последние до сошествия на них Святого Духа не выступали на проповедь . Не преследовали они апостолов некоторое время и после сошествия Святого Духа. С одной стороны, присоединение к Церкви целых тысяч новых членов совершилось так быстро и неожиданно, что они не успели обратить на это внимания, а с другой – существование среди евреев разных религиозных партий мешало им вникнуть в сущность апостольской проповеди о воскресении, покаянии и крещении. Все это такие предметы учения, которые не преследовались, – веру в воскресение разделяли фарисеи, а покаяние и крещение проповедовал Иоанн Предтеча и не встречал противодействия. Когда же первосвященники и другие представители иудейства увидели, что апостолы проповедуют о воскресении распятого ими Иисуса Назорея и при этом доказывают, что Он есть обетованный Мессия, то пришли в сильное раздражение и решили положить конец их проповеднической деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечание. Автор в кратком наброске плана (или – оглавления) своей докторской диссертации, сделанном им уже слабеющею рукою за несколько дней до смерти, пишет следующее: «Гл. 6) Неоплатоник Дионисий Ареопагит . Главная мысль: Ап. Павел – познаем вполне (все); Дион. Ареоп. – даже серафимы (познают (?)) лишь отчасти – сообразно своей природе. Затем 8) Заключение. Критицизм как учение о познании метафизического объекта качественно ограниченном вполне подготовлен у отцов церкви (но не противоречит (ли он? или ему?) ап. Павел (лу)?)». 1... 5. И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу; 6. и клялся Живущим во веки веков, который сотворил небо и все что на нем, и землю, и все, что на ней, и море, и все что в нем, что времени уже не будет. 7. Задачи богослова-критициста в отношении самого догмата и формулы догмата. Аналогии и символы догмата. Если признать, что Троица принадлежит к миру «вещей в себе», в котором законы человеческого мышления могут быть и не приложимы, то все попытки логически вывести Троицу или логически опровергнуть ее теряют большую часть своего значения: Троица делается тогда предметом чистой веры, веры, – не переводимой в знание, но зато и неуязвимой для критики, руководящейся только требованиями логики (что тоже едва ли не составляет выигрыша с точки зрения чисто религиозной). Но спрашивается, что же после этого остается делать разуму с догматом? Богослову-критицисту остается задача отчетливо показать, что именно в догмате непостижимо и непредставимо для нас (для нашей познавательной деятельности). Антитринитарии IV в. (полемизируя против церковного триадологического догмата) говорили: золотые статуи по отношению к золоту, их образующему, суть ипостаси, а золото в отношении к ним есть их общая сущность: каждая золотая статуя содержит в себе только часть всего существующего на свете золота (общей сущности статуй); а догмат утверждает, что в Боге каждая Его Ипостась объемлет, или включает в себя, всю Сущность сполна, и все Три Ипостаси (или «виды Божественного существования») существуют одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Присоединение к Церкви обращавшихся ко Христу, по свидетельству святого Луки 3 , происходило ежедневно. Особенно же много обратилось ко Христу после исцеления апостолом Петром хромого от рождения 4 . Однажды апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм, по еврейскому обычаю, на молитву в девятый час (три часа пополудни). При так называемых Красных вратах храма попросил у них милостыни нищий, хромой от рождения. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: «Взгляни на нас!» Нищий пристально смотрел на них, надеясь что-нибудь получить. Но Петр сказал: «Сребра и злата нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!» И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени. Нищий хромой встал на ноги и вошел вместе с апостолами в храм, ходя и скача, и славя Бога. Народ, бывший в храме, зная нищего как хромого от рождения и видя его ходящим подле апостолов, окружил последних, изумляясь необыкновенному чуду. Тогда апостол Петр обратился к народу с речью, в которой объяснил, что чудо это совершено им во имя Сына Божия, Иисуса Христа, Которого они, иудеи, убили, но Который воскрес; напомнил древние пророчества о Мессии, Которому надлежало пострадать, Который действительно в лице Иисуса Христа явился и пострадал; в заключение же приглашал евреев как сынов пророков и завета, к которым первым Бог послал Своего Сына, покаяться и обратиться к Нему, чтобы загладить грехи свои. При такой ясной и одушевленной проповеди уверовало во Христа около пяти тысяч человек. Но начальники храма взяли апостолов под стражу и на другой день, утром, представили в синедрион. Здесь произведен был им допрос, какою силою или каким именем они исцелили хромого. Апостол Петр и здесь безбоязненно проповедал о распятом и воскресшем Иисусе Христе, именем Которого они исцелили хромого и в Котором одном только заключается все спасение человека. Члены синедриона не могли ничего сказать против апостолов, так как всем жителям Иерусалима и им самим было известно сделанное ими чудо, и опровергнуть его не было возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проводниками епископской власти в сельских и деревенских церквах (приходах) были так называемые хорепископы (сельские епископы). Это были лица, имевшие пресвитерскую и иногда даже епископскую степень 133 и особо уполномоченные от епископа города. Имея в своем заведовании известный округ сельских церквей, они управляли ими, подобно епископу города, при пособии клира и ми­рян. Особенным преимуществом их было то, что они избирали для подведомых им церквей низших клириков, причисляя их к клиру, а те, которые имели рукоположение по чину епископства, с соизволения епископа города даже рукополагали пресвитеров и диаконов. Но в то же время хорепископы должны были доставлять епископу города сведения о тех лицах, которых они принимали в клир. Вообще же хорепископы находились в подчинении у епископа города, так как и самое назначение их на должность зависело от него. § 47. Взаимные отношения между Церквами и их предстоятелями-епископами Все апостолы получили от Христа Спасителя равные права – управлять, учить и священнодействовать в Его Церкви. Между ними не было ни одного начальствующего над другими. По поводу просьбы матери сынов Зеведеевых о первенстве их в Царстве Небесном, Спаситель сказал всем ученикам: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будем вам рабом» 134 . И апостолы, поставляя предстоятелей-епископов разных Церквей, сообщали им всем одинаковые иерархические права. Отсюда и все частные христианские Церкви были равны между собою. При таком равенстве апостолов, церквей, основанных ими, и предстоятелей их, соборная форма управления всей христианской Церковью была единственно возможной, вполне законной и соответствующей заповеди Спасителя о равенстве и братстве как всех верующих в Него, так и лиц, назначенных на иерархическое служение. Поэтому апостолы, совершенно чуждые мысли о главенстве и первенстве кого-либо из своей среды, сами положили начало соборной форме управления по делам, касающимся всех или многих Церквей. Собор Иерусалимский, на котором присутствовали некоторые из апостолов и представители от других церквей, был высшим выражением церковной власти. Власть собора была уже не властью отдельных лиц, даже не властью вообще людей, но властью Святаго Духа, всегда пребывающего в Церкви и руководящего ее пастырей, как это засвидетельствовал тот же Иерусалимский собор 135 . Апостолы положили, чтобы и на будущие времена, подобно составленному ими собору, епископы непременно составляли соборы ежегодно по два раза 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Речь апостола Петра произвела сильное впечатление на собравшихся. Апостолы Павел и Варнава со своей стороны в подтверждение мысли, высказанной Петром, что проповедь язычникам – дело угодное Богу, рассказали, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди языч­ников. Когда они умолкли, начал говорить предстоятель Иерусалимской Церкви апостол Иаков. На основании пророчеств о благодатном царстве он доказал, что с пришествием Искупителя, Господа Иисуса Христа, основавшего Свою Церковь для всех народов вместо иудейской, обнимавшей только один еврейский народ, – последняя, как имевшая только временное назначение, должна уступить место первой. «Посему, – заключил святой Иаков, – я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». Слово Иакова, получившего за ревностное исполнение закона Моисеева прозвание Праведного, было особенно убедительно. Предложение его было принято всем собором: согласно ему составлено было соборное определение о необязательности для обращающихся из язычников исполнения закона Мо­исеева и письменно сообщено было, при посредстве Павла и Варнавы и еще других, избранных для сего мужей Иерусалимской Церкви, христианским общинам в Антиохии, Сирии и Киликии, составившимся из язычников. Святой Павел, до начала проповеди язычникам в пределах Римской империи 18 называвшийся Савлом, по особенному изволению Божию причислен был к лику двенадцати апостолов 19 . Он был родом из Тарса, главного города Киликии, славившегося греческой образованностью, и происходил из еврейского семейства, которое пользовалось правом римского гражданства. В отечественном городе он получил греческое образование, затем еще в молодых летах отправлен был в Иерусалим для изучения иудейского богословия, так как родители предназначали его в раввины. Учителем его в Иерусалиме был знаменитый Гамалиил. После своего чудесного обращения в 37 году на дороге в Дамаск и крещения, он из Дамаска удалился в Аравию, где около трех лет проповедовал, вероятно, иудеям рассеяния, после чего возвратился опять в Дамаск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сначала, впрочем, они только запретили апостолам (Петру и Иоанну в синедрионе) учить об Иисусе Христе; когда же это запрещение не достигло цели, прибегли к насильственным ме­рам. По их приказанию все апостолы были схвачены и заключены в народную темницу 7 . Но Ангел Господень ночью вывел их из темницы и велел по-прежнему идти в храм и проповедовать. Между тем для суда над ними на другой день созван был синедрион. Члены синедриона пришли в большое недоумение, когда им донесли, что двери темницы оказались запертыми, а апостолов в ней не было. Но тут некто известил синедрион, что апостолы стоят в храме и учат народ. Тогда стража снова взяла их и привела в судилище. «Не запретили ли мы вам, – сказал апостолам первосвященник, – учить о имени сем? И вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь того человека». Апостолы отвечали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцев наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему». Услышав такой ответ, члены синедриона «разрывались от гнева» и задумали умертвить апостолов. Только благоразумие знаменитого фарисейского законоучителя Гамалиила, присутствовавшего в синедрионе, остановило их замысел. Напомнив синедриону о прежде являвшихся и погибших мятежниках, Февде и Иуде Галилеянине, он предложил оставить апостолов в покое, так как, говорил он, если их дело человеческое, то оно само собою уничтожится, если же божественное, то никто не может его разрушить. Синедрион согласился с этим предложением, но все-таки приказал апостолов бить и снова запретил им учить об Иисусе. Они же, вышедши из синедриона, радовались, что удостоились принять бесчестие за имя Христово, и по-прежнему продолжали каждый день в храме и по домам проповедовать об Иисусе Христе. Недолго, однако, представители иудейства, заседавшие в синедрионе, следовали благоразумному совету Гамалиила, вскоре они подняли настоящее гонение не только на апостолов, но и на всех вообще верующих 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, цель учреждения Иисусом Христом иерархии состоит в продолжении совершенного Им дела спасения людей чрез умножение и нравственное усовершенствование членов Церкви. Апостолы, а в лице их и их преемники, предназначены были Спасителем именно для этой цели. Согласно с таким предназначением, Спаситель всегда отличал Своих ближайших учеников, апостолов, от прочих уверовавших в Него лиц и ясно показывал, что они и их преемники должны занимать в Его Церкви особое положение. Так, приготовляя апостолов к их будущему служению, Он учил их отдельно от других верующих, открывал по преимуществу им одним тайны Царствия Божия и, наконец, еще прежде сошествия Святого Духа на них, сообщил им благодатную силу и власть, когда сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» 95 . Только им одним Спаситель дал право учить верующих, священнодействовать и управлять Церковью. Он заповедовал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас 96 ; идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа 97 ; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе 98 ; слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» 99 . По вознесении Спасителя на небо, Его Церковь в иерархическом отношении устроилась согласно Его предначертаниям. С одной стороны, мы видим в ней разряд членов, облеченных правом учительства, священнодействия и управления. Это апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учители 100 . Апостол Павел ясно определяет особенное значение этих лиц в Церкви, называя их соработниками у Бога, служителями Христовыми и домостроителями тайн Божиих, назначенными для созидания Тела Христова, то есть Церкви 101 . С другой стороны, видим разряд простых верующих, – по выражению апостола Павла, ниву Божию 102 , – которые внимают учению пастырей, принимают от них таинства и повинуются им 103 . Первые составляли в Церкви иерархию или, по церковному употреблению, клир (наследие Божие), вторые – народ, мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

449 Он перечислил некоторых наиболее выдающихся католических епископов, известных своею ученостью и бывших в оппозиции. 460 И у нас есть богословы, которые впадают в эту характерную для Запада, грубую ошибку и возводят свои и чужие мнения в догматы. 465 Унитариане (антитринитарии) (греч. anti – против и лат. trinitas – троица) – сторонники ереси, отвергающей догмат о Св. Троице, о единосущности трех ипостасей Бога. Возникнув во II–Ш вв., ересь антитринитариев преследовалась и вновь возродилась в эпоху Реформации. Из учения антитринитариев вытекает отрицание божественной природы Христа, а признаваемый ими единый Бог часто отождествляется с мировым разумом и природой, что сближает антитринитариев с деистами и пантеистами. Антитринитарии отвергают также учение о первородном грехе. За антитринитаризм по приказу Кальвина был сожжен на костре М. Сервет (1553). В Англии закон о веротерпимости 1689 г. на антитринитариев не распространялся, а закон о смертной казни антитринитариев отменен лишь в 1813 г. За ту же ересь подвергся преследованиям Дж. Пристли, который был вынужден уехать в 1791 г. в США, там он основал школу антитринитариев-деистов (У. Чаннинг, Т. Паркер, Р. Эмерсон). Из учения антитринитариев непосредственно проистекают либерализм и модернизм в протестантском богословии XIX в. В настоящее время ок. 100 тыс. антитринитариев насчитывается в США и 25 тыс. в Великобритании. 466 Чаннинг (Channing) Уильям Эллери (1780–1842) – американский общественный и религиозный деятель, родоначальник унитарианства в США. Принципы нового движения, конституировавшегося в 1825 г. в деноминацию, были сформулированы им в проповеди «Унитарнанекое христианство» (1819). Чаннинг осудил кальвинистское учение о природной порочности человека как отрицающее творческие возможности и унижающее достоинство личности. По своей природе человек богоподобен, он способен к бесконечному моральному совершенствованию, следствием чего должно быть улучшение нравов в целом и изменение характера общества. Суровый и карающий пуританский Бог заменяется в новой антропологии Чаннинга Богом любящим, благодать которого безгранична, а цель – духовное обогащение и благоденствие людей. Государство не может осуществить такую цель, его задача ограничивается поддержанием социального порядка и гарантией естественных прав (к их числу относится и личная свобода), источником которых является Бог. Чаннинг активно участвовал в аболиционистском движении, боролся за веротерпимость и конституционное обеспечение гражданских прав, осуждал экспансионизм (в частности, выступил против аннексии США Техаса). Его воззрения оказали влияние на многих общественных деятелей и представителей американской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Но между этими, однородными по своему существу, событиями замечается большая разность по сопровождающим их последствиям. Казнь Сервета во многих вызвала к нему искренние симпатии, на Кальвина смотрели, как на жаждущего крови деспота, на Сервета смотрели как на мученика, достойного соперника Кальвина; между тем казнь Гентилия не сопровождалась такими последствиями 269 . Из этого видно, что в продолжение тринадцати лет, протёкших между казнью Сервета и казнью Гентилия, общество достаточно познакомилось с тенденциями антитринитариев, поняло к чему ведут эти тенденции и перестало им симпатизировать. Со времени казни Гентилия дело антитринитариев в немецких странах и Швейцарии можно считать проигранным; им не удалось здесь сгруппировать какое-либо отдельное общество, которое своими совокупными силами стремилось бы к осуществлению предпринятых задач 270 . Для подобных целей нужно было искать более благоприятного места; – таким местом для антитринитариев действительно и оказалась Польша... Нельзя не заметить, что начала антитринитаризма, посеянные в Италии, принимают уже определённую форму в учении Грибальдо, Бландраты и Гентилия. Все эти лица стремились к одной и той же цели – выяснить путём рассудочного мышления таинственное из таинственных христианское учение о св. Троице; они жертвовали для этого всем историческим значением догмата о Троице и не обращали внимания на значение И. Христа – Искупителя, как Божественного Сына, как Бога во плоти. Под влиянием принципов эпохи возрождения для них христианский Бог есть Бог язычества, единый и высочайший, не могущий стоять в непосредственном соприкосновении с миром, для них Сын Божий – Бог Ария, получивший бытие от Отца и одарённый от Него всеми совершенствами. Но нельзя не заметить также и того, как многого недостаёт в учении упомянутых антитринитариев, как много недосказанного, невыясненного сколько-нибудь удовлетворительно. Обративши внимание исключительно на догмат о св. Троице, они не выяснили, – какое отношение имеет их учение к другим пунктам христианского вероучения, не касались вопроса – возможно ли для Христа как не Сына Божия единосущного Отцу совершить дело искупления? Наконец у них чрезвычайно темно и неопределённо их собственное учение о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010