Общество меннонитов сосредоточивается главным образом в Голландии. После смерти Симониса меннонитов долго продолжали считать за последователей мюнстерского анабаптизма и потому преследовали их по-прежнему. Но в 1795 г., благодаря политическому перевороту в Голландии, они были совершенно уравнены в правах с католиками и реформатами. Учение меннонитов представляет мало определенного. Сам Меннон не оставил после себя определенной системы. Как он, так и его последователи преследовали цели не догматического характера, но нравственно-практического. Идеал Меннона и меннонитов тот же, к осуществлению которого стремились и анабаптисты – создать видимую церковь святых. Но меннониты значительно отличаются от анабаптистов. Они ограничили ту безусловную свободу, охладили тот фанатизм, которым отличались анабаптисты. У них имеет полный авторитет св. Писание; они не ратуют против просвещения, но стараются завести у себя школы. С существованием светского правительства меннониты также примирились; светскую власть, согласно с учением апостола, они признают установленной Самим Богом и обязываются платить ей повинности и оказывать честь. Но при всем этом меннониты и в настоящее время мечтают о будущем всемирном господстве своей церкви. Поэтому, хотя они и признают светское правительство учреждением до времени необходимым, но, тем не менее, чуждым царству Христа Спасителя, и положительно запрещают своим последователям отправление каких бы то ни было правительственных должностей и военной службы. На том же основании они отвергают законность присяги, запрещают всякое насилие и кровопролитие, мщение, смертную казнь и вообще употребление оружия. Социниане Крайнего своего развития протестантские начала достигли в секте социниан. Это была отрасль еретиков, известных под общим именем антитринитариев XVI века. Учение антитринитариев было раскрыто в XVI в. испанцем Михаилом Серветом и итальянцем Валентием Гентелиусом; они направляли все усилия к тому, чтобы разрушить основной догмат христианства о троичности лиц в Божестве. Это учение занесено было в Польшу последователями Сервета – Лелием и Фаустом Социнами, по имени которых оно и названо социнианством. Социниане образовали правильно устроенное общество. Средоточием этого общества был город Ракау; здесь социниане основали училище и церковь . Но вскоре после смерти Фауста Социни (1604 г.), социниане возбудили к себе подозрение польского правительства: их начали обвинять в замыслах, угрожающих безопасности государства. В 1638 году издана была от имени социниан книга с богохульным антихристианским учением. Польский сенат, не выслушав никаких оправданий от обвиняемых, постановил: закрыть в Ракау церковь и школу и, под страхом смертной казни и изгнания из отечества, воспретил восстановление их. Вскоре самый город подвергся нападению ожесточенного народа и правительства, и от Ракау остались одни развалины. Гонимые бежали во все стороны Европы, но нигде не могли образовать общин и присоединились к протестантам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так называлась в древней христианской Церкви секта монофизитов, последователи которой отреклись от своего главы, патриарха Петра Могуса, как принявшего в 482 г. Генатикон (т.е. присоединительный эдикт) греческого императора Зенона. Акулиновщина Беспоповское согласие, основанное бабой Акулиной, в котором мужчины и женщины, при вступлении в него, меняются крестами и целуют иконы, попы и чернецы расстригаются, и потом все, без разбора и стыда, живут блудно. Анабаптисты Протестантская секта, явившаяся в Саксонии и Швабии при самом первом распространении реформационных идей. Основателем и главным распространителем ее был Фома Мюнцер, бывший школьный учитель. Учение анабаптистов состоит в следующем: крестить младенцев, не имеющих веры, не следует; церковь должна быть обществом святых; все, как едино во Христе, должны быть равны не только в отношении священства, но и в отношении гражданского и общественного положения; у всех должно быть все общее; не должно быть никакого начальства, никаких законов, никакой собственности; для учреждения на земле церкви такой, или царства Божия, нужно искоренить всякое нечестие и истребить всех нечестивых. Нечестивыми почитались все, не принадлежащие к их обществу, почему сектанты переходящих к ним христиан вновь перекрещивали под тем предлогом, будто ранее полученное крещение есть только Иоанново – водное. Поэтому и называли таких сектантов анабаптистами. Аномеи См. Евномиане. (В источнике указанная статья отсутствует – ред. «Азбуки веры») Антиномисты Антиномисты – гностики, проповедующие для освобождения от зла и материи нравственную распущенность и разврат. Антитанты Антитанты и Продоциане – то же, что антиномисты. Антитринитарии Антитринитарии, или Монархиане, – еретики II и III в., признававшие только единого Бога, Который именуется Отцом, а Второе и Третье Лицо Св. Троицы почитали или божественными силами (динамисты), или только формами единого Божества (модалисты). По лжеучению их, сей единый Бог во Христе стал человеком, был распят, страдал и умер, отчего еретики эти называются еще патрипассианами (допускавшими воплощение и страдания Бога Отца).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Самым видным представителем антитринитариев первого рода был Павел Самосатский (из сирийского города Самосаты), второго – Савелий, пресвитер Птолемаидский (в Египте). Павел Самосатский, проводя в своем учении строгий еврейский монотеизм 308 утверждал, что Иисус Христос в строгом смысле не есть Бог , что в Нем от рождения обитала в высшей степени, чем в ветхозаветных пророках, божественная мудрость или божественный разум и что только в нравственном смысле Он может быть назван Сыном Божиим. Согласно с этим своим лжеучением, Павел запретил в церкви антиохийской, епископом которой он был, петь стихи в честь Иисуса Христа, как Бога, и крестить во имя Его. Последователи Павла Самосатского, называвшиеся павлианами, существовали до IV в. Савелий Птолемаидский, утверждавший, что Бог есть одно Лицо, что Он как Отец – на небе, как Сын – на земле, как Святой Дух – в тварях, первый ввел в круг Своего созерцания Третье Лицо Святой Троицы, Святого Духа, и тем дал полное развитие системы монархиан-модалистов. Его лжеучение было осуждено на соборе Александрийском (261 г.) и Римском (262 г.). Ересь антитринитариев представляла собой только первые слабые попытки разума низвести откровенное учение на степень обыкновенного умозрения, а потому вообще не имела большого вредного влияния на ход церковной жизни. Антропоморфиты Антропоморфиты – последователи секты, приписывавшей Богу человеческую наружность. Эти сектанты, буквально понимая сказанное в книге Бытия: «и сотвори Бог человека по образу Божию», думали, что Бог должен иметь настоящие члены, руки и ноги, подобно человеку. Этот грубый раскол был опровергнут св. Епифанием и вскоре прекратился; хотя в десятом веке и упоминается об антропоморфитах, но секта их была уже малочисленна. Анфинганы Эти еретики появились в начале IX в. во Фригии. Признавая себя высшими, духовными христианами, они в своем самообольщении старались избегать не принадлежащих к их секте и считали общение с последними для себя осквернением. Название этих еретиков происходит от греческих слов: αν и θιγγ νω (касаюсь). Аполлинария

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Что такое эссенциальный подход в триадологии? В чём его основной недостаток? Какие именно богословские факторы привели западных богословов к формированию Filioque? Какие аргументы против Filioque были выдвинуты патриархом Фотием? Как именно Filioque нарушает православное учение о монархии Бога Отца? Объясните встречающуюся в сочинениях восточных отцов формулировку «per Filium». Обязательно к прочтению: Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Элементы триадологии в Священном Писании Нового Завета//Материалы международной богословско–философской конференции «Пресвятая Троица». М., 2001. С. 118–125. Савельев В., прот. Вопрос о Filioque и его значение в диалоге между Востоком и Западом//Труды КДА. К., 2009. 10. С. 295–302. Шабанов Д. А. Патриарх Фотий и полемика с латинянами о Filioque//Антология восточно–христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2–х тт. М., СПб., 2009. Т. 2. С. 381–389. Рекомендуемая литература: Алипий (Кастальский–Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Краткая история догмата о Пресвятой Троице//Догматическое богословие: курс лекций. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 116–129. Амфилохий (Радович) , митр. «Филиокве» и нетварная энергия Святой Троицы по учению святого Григория Паламы //Хрестоматия по сравнительному богословию. М., 2005. С. 424–462. Ангел Господень//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 291–292. Аномеи//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 471–473. Антитринитарии//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 553–554. Арианство//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С .221–225. Арий//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 226– 227. Беневич Г. И. Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа//Антология восточнохристианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2–х тт. М., СПб., 2009. Т. 2. С. 426–436. Бирюков Д. С. Ориген //Книга еретиков. СПб., 2011. С. 22–44. Бирюков Д. С. Арий//Книга еретиков. СПб., 2011. С. 44–63. Бирюков Д. С. Евномий//Книга еретиков. СПб., 2011. С. 88–108.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

386 Ср. с мнением Е. Уайт: «Весть, которую Бог дает Своим слугам провозглашать сегодня, могла и не быть настоящей истиной двадцать лет назад, но это Божья весть для нашего времени» (цит. по: Найт Дж. В поисках своего лица. Заокский, 2009. С. 16). 387 Зайцев Е. Без прошлого нет будущего. История организационного и доктринального становления Церкви адвентистов седьмого дня. Заокский, 2013. С. 327–328. 389 Вот адвентистское изложение этого вопроса: «Между 1880-ми гг. и серединой двадцатого века адвентизм пережил революцию в вопросе Троицы, а также Божественной и личностной природы Сына и Святого Духа… В 1931 году Церковь впервые заявила о своей позиции тринитаризма… В течение 1940-х гг. позиции антитринитаризма были еще сильны. Но к 1950-м гг. Церковь единогласно приняла учение о Троице». Цит. по: Взгляд на Троицу//Найт Дж. Чтобы нам не забыть. Заокский, 2011. С. 301 (12 октября). «Е. Уайт сыграла существенную роль в постепенном признании Троицы, хотя и начала высказываться на эту тему только в 70-е гг. XIX в. С 1931 г. тринитарианское понимание Бога, а также представление о полном равенстве Христа с Отцом и двухприродная христология стали важной частью вероучения адвентистов седьмого дня» (Настольная книга по теологии… С. 153). 390 Настольная книга по теологии… С. 379–381. Историю появления и утверждения в среде адвентистов доктрины о субботе см. в: Найт Дж. В поисках своего лица. Заокский, 2009. С. 61–67. 393 Иудео-христианское наследие адвентизма//URL: обращения: 28.02.2018). 395 В знаменитой книге «Вопросы доктрины» (Seventh-day Adventists Answer Questions on Doctrine. Washington, 1957) в свое время была предпринята попытка приблизиться к протестантизму. Все эсхатологические дискуссионные вопросы по возможности были выведены из области настоящего к будущему. Так, начертание зверя – это действительно соблюдение воскресного дня, но не сейчас, а в будущем, после вести третьего ангела и перед Вторым пришествием (Ibid. P. 183–185), остаток – не только адвентисты, но все искренне любящие Бога и потенциально готовые исполнить Его волю в гонение зверя (P. 196), святилище не подменяет искупление, совершенное Христом на кресте, но лишь подчеркивает некоторые истины (P. 356) и проч. Однако эта книга в действительности осталась лишь благим пожеланием. Так называемый евангельский адвентизм, отраженный в ней, остался маргинальным явлением и через некоторое время после публикации книги представители таких взглядов даже подвергались гонениям в адвентистской среде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Выло бы лучше, продолжал Эколампадий, если бы книга была совсем не печатана или по крайней мере сделалась бы достоянием учёных. Если же автор готов письменно опровергнуть свои положения, то нам следует извинить его и не судить слишком строго о его падении 371 . Из этих слов Эколампадия видно, что между ним и Сервером происходило нечто в роде диспута о предметах религии и Сервет, быть может устрашённый угрозами противника, обещал написать сочинение с целью опровергнуть некоторые из положений в изданной книге... Этим же обещанием исправить свои ошибки объясняется и то обстоятельство, что он спокойно оставался в Базеле и отправился затем в Эльзас, где и начал работать над обещанным сочинением 372 . Сервет недолго заставил ждать себя; в скором времени под его пером созрело новое сочинение и было отпечатано под заглавием: „Два разговора о Троице и четыре главы о правосудии Христова царства“ 373 . Первая часть этого небольшого сочинения 374 изложена в форме разговоров между Серветом и каким-то неизвестным для нас лицом – Петруцием. Последний предлагает Михаилу различные вопросы относительно св. Троицы, на которые Михаил и отвечает, скорбя и негодуя на то, что из его учения выводят неправильные следствия и навязывают ему мнения, чуждые его убеждениям. В небольшом предисловии к разговорам автор хочет установить точку зрения, с которой он намерен рассуждать в своём сочинении. „Что я недавно, говорит он, написал в семи книгах о Троице, от всего того я, благосклонный читатель, отказываюсь, не потому однакож, чтобы оно было ложно, но потому, что оно несовершенно и написано, как бы мальчиком и для мальчиков. Прошу всё-таки, чтобы из прежде написанного ты запомнил то, что тебе будет в состоянии помочь к пониманию того, что будет говориться. А то, что прежняя книга вышла так варварски написанная, спутанная и неисправная, это должно приписать моей неопытности и небрежности типографии. И я не желал бы, чтобы этим какой-либо христианин соблазнялся, так как Бог иногда имеет обыкновение проводить свою мудрость чрез глупые органы мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Издание диалогов решило дальнейшую судьбу некогда знаменитого церковного оратора. Насколько велик и популярен он был в Италии, настолько теперь потерял к себе всякое уважение и должен был в одиночестве и без приюта доживать свои последние дни. Если Окино не постигла участь Сервета или Гентилия, то вероятно благодаря форме его книги, так как форма эта всегда давала ему возможность утверждать, что еретические мысли не его, но его собеседников. Поводом к возбужденному против Окино преследованию послужил прежде всего его диалог о полигамии. Когда некоторые из граждан Цюриха посещали Базель, то должны были выслушивать здесь самые нелестные отзывы о своём городе как грязной луже различных ересей, где пресвитеры с благоволением относятся к многожёнству и начинают писать об этом сочинения, в доказательство же Базельцы указывали на диалог о полигамии. Слух об этом, разумеется, скоро распространился в Цюрихе, граждане которого обратились к своим теологам с требованием смыть с их города стыд и позор 439 . Беза со своей стороны писал несколько писем к Буллингеру, в которых указывал на характер книги, содержащей в себе множество оснований для ересей и самые слабые их опровержения 440 . По требованию бургомистра города Цюриха книга Окино должна быть рассмотрена в особом Коллегиуме из духовных и светских лиц. Заключение коллегиума состояло в том, что хотя Окино в своих диалогах, по преимуществу же в диалоге о полигамии, и старается как бы опровергнуть своего противника, но что эти опровержения преднамеренно слабы и несостоятельны, что автор без борьбы уступает победу противнику, в руки которого даёт более сильное оружие, что книга набрасывает тень подозрений на цюрихскую церковь , что Окино издал свою книгу без разрешения цюрихской цензуры, между тем как ранее клятвенно обещался подчиняться всем постановлениям цюрихской церкви. Когда это заключение, вместе с переводом на немецкий язык диалога о полигамии, было представлено в цюрихский сенат, последний постановил изгнать Окино из области Цюриха. Напрасно Окино обращался в сенат с просьбою дозволить ему в продолжение зимы остаться в городе, сенат дал ему лишь три недели срока, по истечении которого он должен оставить город 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В разгаре борьбы и страстей всякий случай, хотя бы стороною касающийся дела, служит достаточным основанием для упрёков и унижений противной стороны... Книга явилась там, где начала реформы были встречены с особенным сочувствием, где получали они дальнейшее развитие и обработку и это было для католической стороны поводом связать книгу Сервета с принципами реформы. Даже среди реформаторов вновь вышедшее сочинение породило много различных недоразумений. Дело в том, что между швейцарскими представителями реформации и Лютером происходили жаркие споры по поводу вопроса о присутствии в евхаристии тела и крови Христа, – споры, которые произвели между двумя сторонами отношения самые натянутые. При таких отношениях лютеранская партия могла естественно воспользоваться сочинением Сервета, чтобы в невыгодном свете представить швейцарских реформаторов. Молва гласила, что книга издана была в Базеле и свободно продавалась в Страсбурге, следовательно, могли заключать лютеране, она явилась не без ведома, не без некоторой доли участия со стороны Цвинглия и его сотрудников. Тем скорее могли явиться подобные подозрения со стороны Лютера и его друзей, что Сервет не оставил без внимания в своём сочинении вопроса об оправдании и укорял лютеран в неправильном понимании этого вопроса. Понятна теперь та энергическая оппозиция, с какою встречено было сочинение Сервета швейцарскими реформаторами. Эколампадий, который, как мы видели, ещё прежде появления книги предлагал Цвинглию принять строгие меры против испанца, писал в Страсбург к Буцеру письмо, проникнутое опасениями за свою репутацию, и, указывая в письме на заблуждения Сервета, надеялся тем самым как бы оправдать себя пред судом современников. „Я на прошлой неделе, писал он между прочим, посетил Берн и слышал как дурно отзываются там о книге Сервета; я желал бы написать Лютеру и объявить ему, что она явилась где то в ином месте, а не в Швейцарии и издана без ведома швейцарских духовных лиц; представление автора о том, что лютеране не поняли истинного способа оправдания нахальное, но ведь это – человек гордый, который себя одного считает премудрым и разумным, который всё хочет перетолковать и исказить и не хочет допустить вечного рождения и божества искупителя; неизвестно каким образом эта тварь проникла в Швейцарию и без всякого сомнения церковь этой страны приобрела бы дурную известность, если бы её учители не взялись за перо против Сервета 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Но после изгнания из рая за свои труды, бедствия, покаяние и слезы Господь прославил его значительно больше. Прп. Симеон Новый Богослов подчеркивает, что Христос, выведя Адама и Еву из ада, «не ввел их опять в тот же рай, из которого они изгнаны, но возвел на небо небесе и, когда воссел одесную Бога и Отца Своего, спосадил их с Собою» как своих предков по плоти 433 . Так и все верные получают не просто древний рай, но некую великую божественную славу. Е. Уайт рассказывает, как в раю тысячелетнего царства, а также в вечности люди будут общаться и учиться у инопланетян («непавших существ»). Однако учение об инопланетянах не только отсутствует в Писании, но и прямо уничижает Боговоплощение, единственную жертву Христову и представление о человеке как венце творения 434 . Помимо этого, Е. Уайт является автором множества лжепророчеств. В частности, она предсказывала конец мира в 1851 г., сохранение рабства в результате гражданской войны в США, объявление Англией войны Америке; называла себя в числе ста сорока четырех тысяч, которые встретят Второе пришествие. Бог говорил ей, что день и час Иисуса уже наступил, но она затем забыла этот час 435 . Сделаем вывод. С точки зрения святоотеческого предания мы не можем относиться к ней иначе, как к лжепророчице. Часть ее видений противоречит библейскому Откровению. Другие были очевидно основаны на данных современной ей науки и теперь устарели. Многие ее пророчества о будущем не сбылись. Хотя Е. Уайт заявляет о вдохновленности «Великой борьбы» видениями непосредственно от Бога и Его ангелов, в действительности эта книга представляет компиляцию работ разных авторов. Поэтому вполне можно согласиться с выводами иер. Р. Бородинова об источнике «откровений» Е. Уайт и общей оценкой ее богословия: «В основе секты адвентистов седьмого дня, обязанной лжепророчице Елене Уайт своим возникновением, существованием и развитием догматической системы (весьма непроработанной), а также и структурированием как религиозной организации, стоит отец лжи – диавол. Именно его изощренное лукавство, давно изведанное святыми отцами православия, не позволило Елене Уайт увидеть гибельность того пути, по которому пошел вслед за ней адвентизм седьмого дня» 436 . 4.2. Исторические аспекты эсхатологии АСД 4.2.1. Влияние раннего адвентистского учения о Боге и Христе на доктрину о 1844 годе. Произведенное этой доктриной искажение домостроительства нашего спасения Важным историческим фактором, повлиявшим на появление учения о 1844 годе, был антитринитаризм основателей адвентизма, окончательно преодоленный лишь в середине XX века. По сути, для ранних адвентистов вхождение в небесное святилище стало как бы высшей точкой освящения человека Иисуса Христа, давшей Ему санкцию от Бога ходатайствовать за людей. Наряду с этим, ошибочное учение о Боге Отце включало (и включает до сих пор) представление о том, что Он ограничен в пространстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

андреево стояние – Maundy Thursday андреевское движение – Operation Andrew аннаты – annates анно домини – anno Domini антем – anthem антепендиум – antependium антидор – antidoron, blessed bread антиклерикализм – anticlericalism антиклерикальный – anticlerical антиминс – antimension, corporal Антиохийская православная церковь – Antiochian Orthodox Church антипапа – antipope антипасха – anti-pascha, Low Sunday; St Thomas week антитринитарий – antitrinitarian антифон – antiphon(y) антифиарий – antiphonary антихрист – antichrist антихристовый – anti-Christ апокалипсис – apocalypse; всадник   – the apocalyptic horseman апокалиптика – apocalyptics апокалиптический – apocalyptic апокалиптическое число – the apocalyptic number апокриф – apocrypha апокрифический – apocryphal апологет – apologist апологетика – apologetics апологетичекий – apologetic апостазия – apostasy апостат – apostate апостол – apostle; (книга) Books of the Apostles апостол языков – Apostle of the Gentiles апостолат мирян – lay apostolate, apostolic participation of laity апостолический викарий – apostolic vicar апостолический делегат – Apostolic Delegate апостолический протонотарий – apostolic protonotary апостольник – wimpel апостольская вера – apostolic faith Апостольская католическая ассирийская церковь – Apostolic Catholic Assyrian Church Апостольская лютеранская церковь – Apostolic Lutheran Church апостольская миссия – apostolate, apostleship апостольская преемственность – apostolic succession Апостольская столица – Apostolic Capital Апостольская христианская церковь – Apostolic Christian Church Апостольская церковь – Apostolic Church Апостольская церковь пятидесятницы – Apostolic Church of Pentecost Апостольские времена – the Apostolic Age апостольские каноны – apostolic canons апостольские мужи – apostolic fathers апостольские постановления – apostolic constitutions апостольские правила – apostolic canons апостольский – apostolic апостольский пост – St Peter’s fast апостольский символ – apostolic creed

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010