Троицы, подпали под власть мусульман, т. е. были наказаны Богом за искажение Его имени 357 . И строгие католики, и ревностные протестанты с боязнью и страхом ожидали последствий появления богохульной книги. Религиозное чувство первых до крайности оскорблялось саркастическим отношением Сервета к высочайшему из догматов церкви и задачею его книги подорвать христианство в самом основании, следовательно подорвать самое существование римской церкви и лишить её всякого авторитета. Вот почему со стороны римско-католической в самом скором времени начались преследования против сочинения Сервета. В 1532 году в Регенсбург во время имперского сейма некто Иоанн Кохлэй случайно встретил книгу Сервета в одной из книжных лавок и тотчас представил её духовнику Карла V Квинтэну. Прочитавши книгу, духовник императора вознегодовал на то в особенности, что её автор – его соотечественник, лично знакомый и прежде облагодетельствованный им; он употребил поэтому с своей стороны всё старание пред императором о наложении запрещения на книгу 358 . Особенным императорским указом сочинение Сервета было не только запрещено в продаже, но отбиралось у частных лиц и подвергалось истреблению. По преимуществу же много волнений и беспокойств наделал Сервет своею книгою представителям реформации, понимавшим очень хорошо, что католическая сторона воспользуется появлением богохульной книги к их обвинению и будет указывать на сочинение Сервета как на плод реформаторской деятельности и реформатских начал вообще. Хотя в исповедании веры, представленном Карлу V в Аугсбурге, было произнесено Меланхтоном осуждение на всех еретиков, с какой либо стороны исказивших и искажающих тайну Троицы 359 , и таким образом как бы заранее со стороны реформаторов была анафематствована книга Сервета, но „в религиозных спорах, по замечанию Мосгейма, столь же мало справедливости, как мало её в войнах или торговых оборотах. Партии пользуются всем тем, что или служит украшением их делу или может вредить противной стороне“ 360 . Никакие оправдания со стороны реформаторов не могли быть приняты католиками.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Поэтому символ, как краткий образец веры, есть отличительный признак истинного христианина, содержащего веру именно так, как она показана в образце. 61 См. «Православное догматическое богословие» архиеп. Макария (Т. 4 и 5) и архиеп. Филарета (ч. 2-я), где в трактатах о таинствах сведено учение отцов и учителей Церкви II и III веков об этом предмете. 63 Именем назареев не уверовавшие во Христа иудеи первоначально называли всех христиан из иудеев, как это видно из Деяний апостольских (24, 5). 64 Евиониты названы этим именем или от бедности их общества, или от бедности умственной, духовной. 69 У Керинфа: «Вышнего Христа»; у Василида: «Ум»; у Валентина: «Иисуса, Сотира»; у Маркиона же: «Сам Благий Бог явился на землю». 75 Против древности сочинений, известных под именем Дионисия Ареопагита , и принадлежности их этому апостольскому мужу имеется много основательных возражений. Написание их ученые историки относят к концу IV или началу V века. Но это не бросает тени на самое содержание сочинений, так как в них содержится истинное и здравое церковное учение. 78 Послание к римлянам, разумеется, христианам, впрочем, имеет свою особенную цель – убедить их не заботиться об освобождении его от предстоящей мученической смерти, которой он сам предавал себя ради любви ко Христу. 85 Сочинению Ипполита «Обличение всех ересей» усвоено еще другое название – «Философумены» (Philosophumena). 90 Перевод Св. Писания Ветхого Завета Акилы, язычника, принявшего иудейство, относится ко временам Адриана. 93 Астерисками и обелами; первыми обозначалось то, что в перевод LXX внесено из других переводов как недостающее; вторыми обозначались излишние места перевода LXX против подлинника и других переводов. 114 Апост. прав. 78. (См.: Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. М., 1892, 1993. На ц.-слав. яз. – Ред.) 120 Согласно 1-му апостольскому правилу, которое определяет: «епископа да поставляют два или три епископа». 124 Апост. прав. 40-е, говоря об имуществе церковном, которым распоряжается епископ, вместе с тем говорит и о собственном имуществе епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время в окрестностях Пугачёва, на Иргизе, действует женский Никольский монастырь. В своё время монахи Средне-Никольского монастыря не приняли единоверия и покинули Иргиз. В 1843 году монастырь был передан в управление инокине Евфросинии, переведённой из Черниговской епархии. В 1997 году на территории монастыря восстановлен храм во имя святителя Николая Чудотворца. 615 Приведу одни эпизод, ярко характеризующий нравы эпохи гуманизма. Известный знаток и коллекционер античных древностей Поджо Браччолини (1380–1459), отличавшийся неравнодушием к женскому полу, в один прекрасный день был занят копированием какой-то древней надписи на окраине Рима, но... мимо проходили прекрасные дамы, и великий гуманист поспешил завязать с ними беседу. Незнакомки выразили сожаление, что такой приличный человек, очевидно, находится немного не в себе, раз в такой жаркий день пытается очистить замшелый камень. И... долг рыцарства повелел Поджо просветить столь несведущих в древностях собеседниц (Дойелъ Л. Завещанное временем. Поиски памятников письменности. М., 1980. С. 69). Возможно, это была первая в европейской науке научно-популярная лекция по эпиграфике. 618 Пермиловская А. Б. Деревянные кресты Русского Севера//Ставрографический сборник. Кн. 1. М., 2001. С. 245, 247, 249 и т. д. 623 Исх. 3:14–15 . Текст Септуагинты дан по изданию: Septuaginta. Vol. 1–2. Ed. A. Rablfs. Stuttgart: Württembergische Bibelanstalt, 1935 (repr. 1971). Церковно-славянский текст Библии цитируем по изданию: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковно-славянском языке с параллельными местами. СПб., 1900 (репринт: М., 1993). 625 Нарфик – притвор, нартекс (позднегреч., от греч. ... nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов – прим. эл. ред. 627 Лазарев В. Н. об одной новгородской иконе и ереси антитринитариев//Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970. С. 280. 636 Таково Житие преп. Варнавы Ветлужского в редакции 1639 года, единственный список которого сохранился в одном из сборников Симеона Моховикова. См.: Авдеев А. Г. Ещё раз об истории Троицкой Варнавиной пустыни//Приглашение к истории. М., 2003. С. 108–127.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Апологетическая мысль на Руси появляется с принятия христианства. Однако фактически до XIX в. она не имела той специфики, к-рая присуща совр. А., и охватывала вопросы, связанные с защитой Православия и борьбой с иноверием, ересями, лжеучениями и суевериями, расколом, инославием, сектами, «вольнодумством», атеизмом и т. д. В первые века перед Русской Церковью стояли 2 основные задачи: положительное раскрытие существа христианства и борьба с языческим наследием в душах людей. Решение этих задач осуществлялось в многообразных формах: в устных проповедях и обличениях, поучениях и посланиях, в специальных сочинениях и т. д. Первое из таких сочинений, «О винах латин», практически совр. разделению Церквей, принадлежит Киевскому митр. Ефрему (не позднее 1061). Оно сохранилось в большом числе греч. и слав. анонимных списков, авторство установлено лишь в самое последнее время И. С. Чичуровым ( Чичуров И. С. Схизма 1054 г. и антилатинская полемика в Киеве (сер. XI - нач. XII в.)//Russia Mediaevalis. Мюнхен, 1998. T. 9 (1). С. 43-53; i urov I. Ein antilateinischer Traktat des Kiever Metropoliten Ephraim//Fontes minores. Fr./M., 1998. Bd. 10. S. 319-356). В основных чертах оно близко более позднему трактату Переяславского митр. Леона (2-я пол. XI в.), к-рый был написан против «латинян», в нем доказывалась ошибочность рим. традиции совершения Евхаристии на опресноках. Антилатинская полемика была продолжена и преемниками митр. Ефрема на Киевской кафедре: в сочинениях митрополитов Георгия , Иоанна II , Никифора I . Прп. Феодосий († 1074), игумен Киево-Печерский, в «Посланиях» к вел. кн. Киевскому Изяславу Ярославичу раскрывает смысл субботы в ВЗ и НЗ, призывает освободиться от Закона обрядового и поступать по духу Евангелия. Во 2-м послании прп. Феодосий перечисляет отступления латинян от правосл. веры и учит, как должно правильно относиться к иноверцам. С появлением с кон. XIV в. ересей стригольников и затем (посл. треть XV в.) жидовствующих возникают направленные против них сочинения апологетического характера. Наиболее значительным был «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого († 1515). В нем раскрываются основные истины христ. веры и даются ответы на обвинения еретиков. «Просветитель» явился первым крупным апологетическим опытом на Руси. Вместе с «Просветителем» регулярно переписывалась «Книга о Св. Троице» Ермолая-Еразма (сер. XVI в.). Ее создание вызвано в значительной степени распространением в Польско-литовском гос-ве протестантизма, в т. ч. в крайней антитринитаристской форме.

http://pravenc.ru/text/75696.html

Папа со своей стороны послал венецианскому сенату письмо с требованием принять строгие меры против заблуждений в диоцезе „Виченца»; – удивляясь, что зло распространяется как бы пред самыми глазами сената, папа предлагает немедленно очистить Виченцу и прилегающие к ней области от яда лютеровой ереси 83 . Затем последовал (1548 г.) эдикт, которым предписывалось в продолжение восьми дней доставить инквизиции все антикатолические книги, в противном случае каждый, у кого найдётся такая книга, будет признан еретиком 84 . Подобные обстоятельства окончательно уже развязали руки инквизиции, до тех пор ещё несколько сдерживаемой гражданскою властью. До какой степени эта власть потеряла своё значение, можно видеть из того, что когда Альтиери – приверженец протестантства и бывший секретарь английского посольства обратился к совету десяти с просьбою – дозволить ему спокойно оставаться в Венеции, то получил ответ: „если хочет принадлежать к католической церкви, в противном случае совет не находить возможным препятствовать инквизиции в отправлении её обязанностей». Действительно едва ли какой-либо город претерпел от инквизиции столько, сколько претерпела Венеция и её области. Не довольствуясь открытыми доносами, инквизиторы ходили из дома в дом, разыскивая запрещённые книги 85 . Под влиянием ужасов в людях, казалось, потухло всякое чувство родства и благодарности: сын оговаривал отца, жена клеветала на мужа, облагодетельствованный доносил на своего благодетеля 86 . Темницы наполнились подозреваемыми в несогласных с римскою церковью мнениях, их пытали и ссылали на галеры или осуждали на пожизненное заключение, те же, которых инквизиция считала более опасными, находили смерть в волнах адриатического моря. „В Венеции, говорит Ранке, посредством двух барок высылали их из каналов в море. Между барками клали доску и на неё обвинённого, гребцы тотчас начинали грести, доска погружалась в воду, несчастные призывали имя Христа и тонули» 87 . С такою же, если ещё не с большею, ревностью инквизиция заботилась об истреблении ересей в Виченце 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Данный труд профессора Дмитрия Васильевича Гусева пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Гусев Д.В. Ересь антитринитариев III века//Православный собеседник», 1872. 9. С. 1-80; 10. С. 81-144; 11. С. 145-208; 12. С. 209-251. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

228 По свидетельству оставшихся памятников Эколампадий остался недоволен решением Цвинглия. «Я всё перепробовал, отвечал он Цвинглию, но испанец остаётся до такой степени гордым и сварливым, что на него ничто не может действовать». Но всей вероятности Эколампадию хотелось, чтобы дело о Сервете, как еретике и поносителе Сына Божия, было передано гражданской власти, но Цвинглий решительно воспротивился этому и только подтвердил Эколампадию, чтобы он продолжал свои увещания заблудшему. Ibid. 230 Что видно из актов производимого в Женеве процесса над Серветом в 1553 году. На вопрос судей от 22-го августа: ...si le livre qúil а confessé avoir dés lougs temps fait imprimer a Bàle, ful exposé en vente, et que sont devenus les dits livres lors imprimés; Сервет отвечал от 23-го августа: ...qúil n " en fit point imprimer à Basle, mais que le libraire de Basle, appelé Conrad König, envoya la copie d’icelui livre audit imprimeur d’Agnonus et qúil fut exposé à veate à Slrasbourge et Francford, qúil ne scait point qúils soot devenus. В некоторых же изданиях актов книгопродавец называется Conrad roüsch. См. Corp. Reform, t. 36 p. 767. 231 Имея постоянное жительство в Гагенау, Кёних производил торговлю книгами главным образом в Страсбурга, где имел для того отдельную, богато снабжённую книгами лавку. По всей вероятности, он случайно, по своим торговым делам, явился в Базель и, встретившись здесь с Серветом, взял на себя из чисто коммерческих выгод издание его сочинений. 232 Впоследствии в Женеве на вопрос суда: ...еп quels pays et villes il a demouré depuis qúil est sorti de son pays et de quel état et vocation il s’est mele, Сервет отвечал: ...qúil а un peu demeuré à Thàotose, у étant envoyé par son père, pour ètudies aux loix, et là il prit connoissance avec quelques écoliers de lire à la S. Ecriture et èvangile. ce qúil n " avoit jamais fait auparavant, et de là il esi venu à Lion et de Lion ici, ei d " ici a Basle, ои il demeura avec Cecolanipadius long temps, et de là s " en allit a Strasbourg, pour conférer de la S. Ecriture avec Martin Bucer et Capimo qui éloient estimés scavants. de la s’en allit en Hagenan, ou il fit imprimer un petit livre traitant de la Trinimé et qúil etoit alors euviron d l’age de 20 ans. Interrogé, comme се petit livre étoit intitulé, respont qúil ne le vit depuis, toutfois qu’il lui semble qúil ful intitulé «De Trinitatis errorlbus» et que l’imprimeur s " appelloit lohannes Cesserius, il у a environ 24 ans. et de Hagenau il s " eu relournoit à Basle. Этот ответ Сервета важен в том отношении, что прямо указывает на издателя и типографщика книги «De Trinitatis erroribus». Имя издателя и место издания были совсем опущены в сочинении; поэтому-то кроме судей Сервета долгое время никому не было известно – где и кем издана книга и только в недавнее время, благодаря отпечатанию актов процесса над Серветом, ясно определилось место издания книги и указан её издатель.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

25 Разбор этих мнений можно читать у дроф. Соллертинского. С. А. Пастырство Христа Спасителя. Спб. 1896 г. гл. «О Сыне человеческом». – Громогласова И. М. Наименование Иисуса Христа Сыном человеческим (Чт. в Общ. люб. дух. просв. 1884 г. февр. и март). – Смирнова А. прот. Мессианские ожидания и верования иудеев и пр. 289–314 стр. По тому же вопросу см. заметку еп. Антония под заглавием: «Сын человеческий” в Бог. Вести. 1903 г. ноябрь. 26 Русский перевод текста кн. Эноха с примечаниями и исследование об оной прот. А. Смирнова напечатаны в Прав. Собес. за 1888 г. и в отдельном издании. Книга Эноха. Казань. 1888 г. 27 Литература. – Снегирева В. А. проф. Учение о лице И, Христа в I – III в. христианства. Каз. 1871 г, – Гусева Д. Ф. проф. Ересь антитринитариев III в. Каз. 1872 г. – Лебедева А. П. проф. Вселенские соборы IV – VIII вв. Москва 1896 – 1897 гг, – Иоанна еп. История вселенских соборов. Новочерк. 1893 г. – Лебедева А. С. Лжеучение Аполлинария и его значение в истории христ. догматики (Христ. Чт. 1878 г. II т.). Бриллиантова А. И. Происхождение монофизитства (Хр. Чт. 1906 г. июнь). Ам. Тьери. Несторий и Евтихий, ересиархи V в. Пер. с франц. под ред. Д. Поспехова (Тр. Киев. Ак. 1879 – 1881 и 1883 гг.). 28 Так, иудеи, неуверовавшие во Христа, даже измыслили недостойные и нелепые басни, чтобы выразить свою бессильную злобу к лицу Богочеловека, и установили проклинать Его и верующих в Него торжественно в синагогах (см. у Иуст. фил. Разгов. с Триф. 16, 17, 47. 96. 108. 137 и др.) Даже некоторые и из признавших Его Мессиею считали Его простым человеком, сыном Иосифа и Марии. По взгляду язычников, Иисус Христос – простой человек, носивший смертное тело (Цельс), мудрец, но ниже Аполлония (у неопифагорейца Филострата, ум. ок. 250 г.), благочестивый и мудрый человек (у неоплатоников). – См. у Снегирева. Уч. о лице Иисуса Христа. 27 – 40 стр. 29 О еретиках иудействующих см. еще в «Богосл. энцикл.“, изд. ж. «Странник”, V т. 197–199; П т. 557–560 стр. 30 Гностики маркосиане прямо говорили, что «ведением искупляется внутренний человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

23 Макар и Самоха осуждены собором 1490 г. и отлучены от Церкви. Поп Наум известен тем, что именно благодаря его покаянию святитель Геннадий Новгородский узнал о существовании ереси и еретиков. Как следует из послания Геннадия епископу Сарскому Прохору (1487), Наум не только раскаялся, но и, предоставив еретические «тетради», рассказал, как еретики «молились по-жидовски» и как ими были «превращены псалмы на их обычай» 24 По-видимому, последователи Схарии, отрицая учение о Божественной Троице, не признавали святоотеческой экзегезы, например, новозаветного откровения: «В начале было Слово, и Слово было у Бога. И Слово было Бог... И Слово стало плотию...» ( Ин. 1:1, 14 ). В христианском понимании здесь термином «Слово» определено второе лицо Троицы – Сын Божий, Христос, от вечности пребывающий с Отцом и воплотившийся для спасения человечества. Однако, согласно преподобному Иосифу, на Руси имело место неправославное восприятие этого и подобных текстов Священного писания, – вероятно, в духе антитринитариев-динамистов III в. Так, один из них – Павел Самосатский, утверждал, «что Слово Божие не имеет ни субстанционального, ни личного бытия, не совечно Отцу», учил о нем как о «Слове произносимом, то есть как бы о некотором движении воздуха» Это – почти буквальное совпадение с рассуждениями русских еретиков. 26 В данном пункте рассуждения еретиков восходят к древнейшим ересям «лжепророков». Известно, что уже в конце I в. н. э. были в ходу подобные измышления, опиравшиеся на мессианские идеи иудейских писателей и отрицавшие веру в то, что Иисус был Сыном Божиим, «пришедшим во плоти». Против таких принципиально антихристианских умонастроений непримиримо боролся апостол Иоанн Богослов: «Многие обольстители, – писал он, – вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» ( 2Ин. 7 . Ср.: 1Ин. 2:22; 4:2–3 ). 27 Здесь преподобный Иосиф, выставляя данное утверждение еретиков в вину им, к сожалению, не берет во внимание данных историко-богословского свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

§ 7. Распространение Церкви при святых апостолах. Сошествие Святого Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме Господь Иисус Христос основал Свою Церковь из немногих, только избранных лиц; впоследствии же, по Его божественному предначертанию, она должна была обнять все народы и распространиться во всем мире. Дело распространения и устройства Церкви Он возложил на своих ближайших учеников, апостолов, обещая для предстоявшего им служения облечь их силою свыше. «Не отлучайтесь из Иерусалима, – говорил Он им пред Своим вознесением на небо, – но ждите обещанного от Отца... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» 1 . Обетованием Святого Духа Спаситель окончил Свои наставления апостолам относительно распространения и устройства Церкви и вознесся на небо. По вознесении Господа Иисуса Христа апостолы, согласно Его повелению, основали свое местопребывание в Иерусалиме и ожидали здесь сошествия Святого Духа. Все они, вместе с Богоматерью и другими верующими, «единодушно пребывали в молитве и молении», для чего собирались в особом доме. В одно из собраний, на котором было около 120 верующих, апостол Петр предложил на место отпадшего Иуды Искариотского избрать для апостольского служения другое лицо из числа тех верующих, которые все время находились при Спасителе и были свидетелями Его воскресения. Собрание поставило пред апостолами Иосифа Варсаву и Матфия. После общей молитвы бросили о них жребий, жребий пал на Матфия, и он сопричислен был к одиннадцати апостолам. Наконец, по прошествии десяти дней от вознесения Господня, в еврейский праздник Пятидесятницы, совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. В этот день все они были вместе. «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них; и исполнились все Духа Святаго» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010