См.: Evangile de Pierre. Ed. par M.G.Mara//Sources chretiennes, 201. Paris, 1973, p. 213–220. – А.Сид. 18 Ho y блаж. Иеронима имеется и интересное дополнение к сведениям Евсевия: «Есть и рассеянные по разным местам краткие его послания, соотвстствующие аскстическому направлению и жизни их автора”. Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго , ч. 5. Киев, 1910, с. 286. – А.Сид. 19 Сократ, повествуя об Александрийском поместном соборе 362 г., говорит, что участники его «касательно Вочеловечившегося определили, что Он принял не только плоть, но и душу, как полагали и древние церковные учители, ибо тут не выдумывали какого-нибудь нового учения, чтобы ввести его в Церковь , но постановляли то, что от начала хранилось в церковном Предании и несомненно исповедуемо было мудрейшими христианами. Так раскрывали этот предмет все мужи древнейшие, и свое мнение оставили нам в писаниях Ириней и Климент, Аполлинарий Иеропольский и Серапион, предстоятель Церкви Антиохийской, в своих сочинениях утверждали как нечто единодушно исповедуемое ими, что Вочеловечившийся принял и душу”. Церковная история Сократа Схоластика . СПб., 1850, с. 197. Судя по этому сообщению Сократа, Серапион и в IV в. сохранял почетнейшее место в ряду древнейших отцов и учителей Церкви – верных хранителей церковного Предания. – A. Сид. 20 Учение Павла Самосатского отражало ересь «динамистического монархианства”. О нем см.: Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви, т. II. M., 1994, с. 332–337. Данное учение характеризуют еще как «строго унитарное” (a striet unitarian), отрицающее самостоятельность бытия Бога Слова и имеющее несомненные черты адоиционизма. См.: Kelly J.N.D. Early Christian Doctrines London, 1985, p. 117–119. Относительно количества соборов, созывавшихся по делу Павла Самосатского, среди исследователей нет единого мнения. По словам А. И. Покровского , «большинство ученых склоняется к признанию трех Антиохийских соборов, судивших св. Павла двух первых, ограничившихся только более или менее внушительными предостережениями и вразумлениями Павла, и одного последнего, окончательно его осудившего и низложившего”. См. Покровский А.И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трех веков. Сергиев Посад, 1914, с. 666–667. Однако в новейшее время исследователи склоняются более к точке зрения о наличии двух соборов (264 и 268 гг.) См.: Bardy G. Paul de Samosate. Etüde historique. Louvain Paris, 1923, p. 203–240. Первоначально главным оппонентом Павла Самосатского был епископ Фирмилиан Каппадокийский, а после его кончины во главе оппозиции еретику встал Малхион. См.: Burke J. Eusebius on Paul of Samosate: A New Image//KAHPONOMIA, t. 7, 1975, p. 13. – А.Сид.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Такое явление мы и видим в епархии мацквэрели Самцхе-Саатабэго. Правители этой области, воспользовавшись ослаблением царской власти, не преминули приложить все усилия к собственному высвобождению из-под опеки царей грузинских, к чему они, естественно, побуждали и своих первоиерархов в отношении католикосов. Начало этому «освободительному движению» атабэгов было положено в XIV веке, с какового времени они и «добились фактической независимости от грузинского царя, вассалами которого себя признавали юридически» (А. Хаханов. Церковные ведомости. стр. 270). Для усиления этой политико-церковной независимости атабэги не щадили ни сил, ни средств. В капитальном труде Ф. Д. Жордания «Хроники и другие документы, относящиеся к истории и литературе Грузии» помещен целый ряд весьма ценных документов, касающихся интересующего нас вопроса. Из этих документов усматривается, что под влиянием и даже давлением атабэгов мацквэрели прервали связь с грузинским католикосом и царем и при богослужении стали поминать – взамен первого – патриарха антиохийского, а вместо второго – самого атабэга. Однако, ход событий показывает, что с таким положением дел в древнейшей грузинской провинции при мириться не желали ни царь, ни католикос. Само собой понятно, раз самцхийский церковный сепаратизм был прямым детищем политического сепаратизма, то первенствующую роль в уничтожении этого раздвоения должны были играть цари грузинские. Поэтому нет ничего удивительного вообще в том, что при усилении царской власти над атабэгом, или же при установлении между царем и атабэгом какого-либо примиряющего modus vivendi прекращался и церковный сепаратизм, а при обратном течении обстоятельств он снова оживал. Так напр., данная мацквэрели Герасимом католикосу Михаилу подписка является последствием победы царя Александра над атабэгом Иоанном в 1414–1415 г. (Ф. Д. Жордания, Хроники и другие материалы по истории Грузии. т. 2, стр. 222, 227). Но мацквэрели Серапион, наверно преемник Герасима, дает католикосу Феодору подписку уже другого характера: «с сегодняшнего дня (хиротонии мацквэрели) мы будем вашим верным слугой и богомольцем, врагам вашим – будем врагом, а друзьям – другом. Кроме патрона нашего (т. е. атабэга) кого вы отлучите от церковного общения, того отлучим и мы» (Там же, стр. 239). Таким образом, если мацквэрели Герасим находил возможным быть одного с католикосом Грузии мнения о политических главах государства и области, то преем ник его Серапион считает это уже невозможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ситуации в Антиохии сказалась на раннем формировании и развитии местной церковной организации. На основании посланий преемника Евода на Антиохийской кафедре сщмч. Игнатия Богоносца можно заключить, что 3-степенная иерархия во главе с епископом, наделенным верховной властью, оформилась в Антиохии раньше, чем в др. древних центрах христианства. Угроза, исходившая от докетизма, соседство многочисленных иудейских общин, опасность гонений делали консолидацию особенно необходимой. Список первых епископов Антиохии сохранился в «Хронике» Евсевия Кесарийского, основным источником для к-рого в этой части являлись сведения Секста Юлия Африкана . Нет оснований сомневаться в аутентичности их имен, хотя о них самих почти ничего не известно, за исключением сщмч. Игнатия Богоносца, претерпевшего кончину в Риме при имп. Траяне (ок. 107). Среди его ближайших преемников - свт. Феофил (2-я пол. II в.), апологет, автор многих сочинений ( Евсевий. Церк. ист. IX 24), первым из христ. богословов использовавший слово «Троица» для обозначения трех Божественных Лиц. В споре о Пасхе принимал участие следующий епископ Максимин , занимавший престол около года. Его преемник свт. Серапион (кон. II - нач. III в.) боролся с монтанизмом ( Евсевий. Церк. ист. V 19). Серапион поставил Палута 1-м епископом Эдессы , столицы гос-ва Осроена (ок. 202). Эпоха гонений (III-haч. IV в.) Ок. 232 г. по приглашению Юлии Маммеи, матери имп. Александра Севера , Антиохию посетил известный богослов Ориген , пытавшийся убедить императрицу в превосходстве христ. веры над др. вероучениями ( Евсевий. Церк. ист. VI 21). Гонения имп. Максимина (с 235 по 238), направленные в первую очередь против предстоятелей Церквей, по-видимому, не коснулись Антиохийского еп. Зевина , предстоятельство к-рого продолжалось до правления имп. Гордиана III . Одним из выдающихся епископов Антиохии III в. был сщмч. Вавила . Особенную известность ему принесла твердость в отношениях с имп. Филиппом Арабом , открыто симпатизировавшим христианству. На Пасху 244 г.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Христологические вопросы ставились не только в связи с трудностью понимания внутренней Божественной жизни, открытой только святым и лишь под покровом символов, но и в связи с необходимостью сделать все выводы, в том числе антропологические, из идеи Воплощения Слова, первоначально воспринятой только интуитивно. Бог и Человек в одном лице: как понять это, как объяснить? Конечно, сами попытки объяснения приводили к нежелательным спорам; но их невозможно было избежать ввиду расширения пространства христианской проповеди. Доказательства в этой борьбе идей черпались из общ его источника – Библии 44 Судя по текстам посланий, св. Феофил Антиохийский по образованию был грек 45 . Но его менталитет имеет очевидные сирийские особенности. Так, объясняя гениальность античных поэтов и философов, он указывает на три различных источника их вдохновения: воздействие злых духовных сил (демонов), знакомство с Божественным Откровением протагонистов античной культуры 46 и естественные начала познания, заложенные Творцом в разуме каждого человека. Следующий предполагаемый глава школы, священномученик Серапион Антиохийский, занимавший кафедру после св. Феофила Антиохийского в 190–199 гг. по Р. Х., был автором исследования об одном апокрифе, так называемом «Евангелии от Петра». Как установил св. Серапион, этот апокриф был написан маркионитами и содержал в себе идеи докетов. Епископ, в противоположность этим учениям, отстаивал реальность человеческой природы Христа и по телу, и по душе. Эта идея, почерпнутая им из апостольских посланий и сочинений его предшественников – апологетов II в. по Р. Х., как в сокровищницу вложена им в богословие Антиохийской Церкви, чтобы потом быть задействованной здесь для опровержения мнений А поллинария. Вообще III в. по Р. Х. характеризует, по словам авторитетного историка, «стремление сосредоточить в клире интеллектуальные и нравственные силы христианского общества» 47 . В этот период огласительные школы становятся центрами подготовки духовенства, прообразам и духовных академий. Для этого привлекались учителя со светским образованием, но равно с испытанным личным благочестием. Такими дидаскалами в Александрии были Климент и Ориген , в Антиохии – Малхион Софист, прозванный так за свой ораторский дар. Священник, он возглавлял риторские школы в сирийской столице и считается в современной науке одним из основателей Антиохийской школы 48 . Малхион прославился тем, что смог опровергнуть на церковном соборе Павла Самосатского, искусно пользовавшегося «диалектикой».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

У второго все тело от подошв до головы было поражено болезнью, которую он на себя накликал. (8) Третий, видя конец соучастников и трепеща неотвратимого суда Всевидящего Господа, перед всеми сознался в своих кознях, терзался в покаянных стенаниях и столько плакал, что ослеп на оба глаза. Такое наказание потерпели они за свою ложь. 10 Когда Наркисс ушел неизвестно куда, епископы соседних Церквей посвятили в епископы другого, именем Дия. Епископствовал он недолго; его преемником был Германий, преемником последнего — Гордий]. При нем появился, словно воскресший, Наркисс, и братья упрашивали его стать их предстателем. Им еще больше восхищались за его отшельничество и за его любомудрие, а больше всего за то, что он был удостоен от Господа возмездия за него. 11 Когда он по глубокой старости не смог нести епископское служение, то велением Господним призван был к сослужению с ним упомянутый Александр, бывший епископом другой Церкви: а было ему это открыто в ночном видении. (2) Следуя как бы Божественному знамению, он отправился из Каппадокии, где впервые был удостоен епископского сана, в Иерусалим, чтобы помолиться и разузнать о тех местах. Местные жители приняли его очень радушно и упрашивали не возвращаться домой, ссылаясь и на свое ночное видение, и на голос, отчетливо указавший на него наиболее ревностным братьям; им приснилось, что они вышли за городские ворота принять епископа, предназначенного Господом. Так они и сделали и с общего согласия соседних Церквей принудили его остаться. (3) Об этом вспоминает и сам Александр в своих письмах к жителям Антинои, до сих пор у них сохраняемых. О своем сослужении с Наркиссом он пишет в конце одного письма так: " Приветствует вас Наркисс, бывший до меня здесь епископом и теперь молитвенно трудящийся со мной. Ему исполнилось сто шестнадцать лет; он убеждает вас, как и я, пребывать в единомыслии " . (4) Так это происходило. В Антиохийской Церкви преемником скончавшегося Серапиона стал Асклепиад, прославивший себя исповеданием во время гонений. (5) Александр, вспоминая о его посвящении, так пишет антиохийцам: " Александр, раб и узник Иисуса Христа, приветствует о Господе блаженную Церковь Антиохийскую. Удобными и легкими сделал Господь мои оковы, когда, сидя в тюрьме, я узнал, что по Божиему Промыслу епископом святой вашей Антиохийской Церкви поставлен Асклепиад, который этого по своей вере вполне достоин " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

86-й Билет: Христология св. Евстафия Антиохийского . 87-й Билет: Св. Мелетий Антиохийский . Св.Флавиан Антиохийский. 88-й Билет: Макарий Магнезийский. Место и время написания Апокритики. 89-й Билет: Гомилии Макария Магнезийского на книгу Бытия. 90-й Билет: Значение Антиохийского направления ко времени II Вселенского Собора. 91-й Билет: Второй период в истории развития Антиохийской школы. Общая характеристика его. Диодор Тарский. 92-й Билет: Четыре псевдо-иустиновых сочинения и Диодор Тарский. Вопрос об автора «Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos». 93-й Билет: Автор, время и место составления «Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos». 94-й Билет: «Quaestiones Gentilium ad Christianos и Quaestiones Christianorum ad Gentiles». «Confutatio dogmatum Aristotelis». 95-й Билет: Св. Иоанн Златоустый ; сведения о его жизни. Общая характеристика его деятельности. 96-й Билет: Творения св. Иоанна Златоустог о, относящиеся ко времени до возвращения его в Антиохию. Два письма к Феодору падшему. 97-й Билет: Монашество и его значение. Противники монашества в эпоху Иоанна Златоустог о. Сочинения: «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни»; «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным христианским любомудрием монашеской жизни». 98-й Билет: Служение Иоанна Златоустог о в сане диакона. Творения его, относящиеся к этому периоду: «К Стагирию подвижнику, одержимому демоном». «К молодой вдове». Два слова «О сокрушении» 99-й Билет: Слова Иоанна Златоустог о «О священстве» и их значение. 100-й Билет: Учение Иоанна Златоустог о о пастырском служении по его словам «О священстве». 101-й Б илет: Служение Иоанна Златоустог о в сане пресвитера; его творения, относящиеся к этому периоду. 102-й Билет: Служение Иоанна Златоустог о в сане епископа Константинопольского; его письма. 103-й Билет: Учение св. Иоанна Златоуста о Церкви. Древне-церковная сирийская литература 104-й Билет: Памятники Древне-Сирийской церковной литературы, говорящие о начальном периоде Эдесской Церкви. Учение Аддая. Серапион, епископ Антиохийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

На первых порах и в жизни и в своих литературных произведениях Аполлинарий был горячим поборником Православного учения о Святой Троице, шёл в одном направлении с великими отцами и учителями, был другом святых Афанасия, Василия, Серапиона и других виднейших деятелей того времени. Его учёность и первоначальные отношения давали основания возлагать на него большие надежды и ожидать от него особых заслуг на пользу Церкви. Образовательные влияния, которые воздействовали на Аполлинария, и характер его литературной деятельности и богословских воззрений не позволяют установить с точностью, к какому из господствовавших в IV веке направлений богословской мысли он принадлежал. С одной стороны, его считают 89 приверженным к Александрийскому направлению и противником Антиохийских богословов, в обоснование чего прежде всего указывают на Александрийское происхождение его отца (Аполлинария старшего), который несомненно должен стоять под влиянием святого Афанасия – имя последнего блистало славой у всех богословствовавших в духе Никейского собора, а тем более у Александрийского семейства, не прерывавшего сношений с родиной и внимательно следившего за ходом дел Александрийской Церкви; сам Аполлинарий был в дружбе с святым Афанасием, всегда говорил о нём с чувством глубокого уважения и в согласии с ним, в богословских воззрениях видел верное ручательство их истинности. Далее, принадлежность Аполлинария к Александрийскому направлению доказывается и связями со всеми видными деятелями этого направления и основным характером его богословских воззрений. Нельзя оставлять без внимания и того факта, что Христологическое учение Аполлинария встретило наиболее решительный протест со стороны представителей Антиохийской школы. С другой стороны, находят 90 , что Аполлинарий сохранил самые блестящие традиции Антиохийской школы. Он был ревностным и остроумным противником Оригена и, при всей своей мистике, здравым аристотеликом и экзегетом. Его силлогистически-диалектический и экзегетический метод родственен методу позднейших Антиохийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Так же и Серапион, который вступил на Антиохийскую кафедру в 190–191-й годы, обнаружил экзегетико-критический талант. Дальнейшее основание для предположения существования школы в это время заключается в том, что учёный пресвитер Малхион, первый изобличавший Павла Самосатского, был руководителем софистической школы в Антиохии. Нет ничего невероятного в том, что он продолжал руководить этой школой, будучи уже пресвитером, и что в Антиохии подобно тому, как это было в Александрии, христианские учители преподавали курс гуманитарных наук, причём служителями их были не только члены Церкви, но и гностики; не только христиане, но и язычники. Деятели подготовительной ступени в истории Антиохийской школы Святой Феофил Антиохийский Язычник по происхождению, человек образованный и начитанный, хорошо знакомый с Греческой литературой и наукой, святой Феофил пришёл к Христианству путём самостоятельного разумного убеждения в его превосходстве над всеми другими религиями: того убеждения, которое он вынес из чтения Священных Книг Ветхого Завета, преимущественно книг пророческих («К Автолику», 1:14). Широкое научное образование Феофила и его искренняя преданность Христианству послужили для Антиохийских христиан главным образом к тому, чтобы сделать его заместителем Антиохийской кафедры, когда эта последняя, за смертью епископа Эроса, сделалась свободной (сравн.: Евсевий, «Церковная История» 4:20; Jeronim, «О Знаменитых Мужах», 25). Как епископ, святой Феофил укрёплял свою паству «наставлениями и увещаниями», против еретиков же боролся «то устными состязаниями и опровержениями, то чрез сочинения, обличая мнения их точнейшими доводами» (Евсевий, «Церковная История», 4:24). По свидетельству Евсевия 147 и Иеронима 148 , святой Феофил написал книгу против Маркиона (κατ Mαρκωνος), сочинение против ереси Гермогена (Πρς τν αρεσιν ρμογνους), несколько «огласительных сочинений» – «кратких, но прекрасных трактатов, относящихся к назиданию Церкви». По словам самого Феофила, он написал произведение, первая книга которого имела надписание Περ στωριν говорила о раннейшей истории человечества («К Автолику», 2:30). Иероним, упоминает о толкованиях Феофила на Евангелие и Притчи Соломона, но в подлинности их сам сомневается 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Речь на годичном акте Санкте-Петербургской Духовной Академии 17-го Февраля 1910-го года. Извлечено из журнала «Христианское Чтение», 1910 г. Древне-церковная богословская наука на греческом востоке в период расцвета (IV-V века) – ее главнейшие направления и характерные особенности Антиохия и антиохийская школа Общая характеристика направления Антиохийской школы Мнения Западных учёных по вопросу о времени и условиях происхождения историко-грамматического метода истолкования Священного Писания Основные моменты в истории Антиохийской школы Подготовительная ступень в истории Аниохийской школы. Общая характеристика ее Деятели подготовительной ступени в истории Антиохийской школы Святой Феофил Антиохийский Серапион Антиохийский Малхион Первый период в развитии Антиохийской школы. Общая характеристика его Лукиан Дорофей Антиохийский Антиохия и Антиохийская школа – центр арианского движения Лукиан и его отношение к арианству Кружок солукианистов и его характеристика Отдельные представители кружка лукианистов Евсевий Никомидийский Астерий Евдоксий Германикийский Аэтий Евномий Евсевий Эмесский Православные писатели антиохийской школы за первый период ее развития Евстафий Антиохийский Литературная деятельность святого Евстафия Антиохийского Homilia in Lazarum, Mariam et Martham Commentarius in Hexaemeron ες τν ωσφ λγος Commentarii in Proverbia ο λγος κατ Ιωννην Contra arianos Tractatus adversus Photinum κατηχητικς λγος Anepigrafa Христология святого Евстафия Антиохийского Святой Мелетий Антиохийский Святой Флавиан Антиохийский Макарий Магнезийский Гомилии Макария Магнезийского на книгу Бытия Антиохийское направление, как господствующее ко времени II Вселенского собора направление в пределах восточной церкви Второй период в истории развития Антиохийской школы. Общая характеристика его Представители Антиохийской школы за второй период ее развития Диодор Тарский Четыре псевдо-иустиновых сочинения и Диодор Тарский Quaestiones gentilium ad Christianos и Quaestiones Christianorum ad gentiles Confutatio dogmatum Aristotelis Иоанн Златоустый Детство, юность и подвижничество Иоанна Златоустого Творения Иоанна Златоустого, относящееся к периоду времени от 369-го по 380-й годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Российские православные направили помощь пострадавшим от тайфуна на Филлипинах 15 марта, 2012. Новостная служба Среди получивших помощь были не только прихожане Константинопольского патриархата, но и прихожане Антиохийского патриархата и даже последователи некоторых старостильных схизматических церквей, а также другие люди, потерявшие все в этой катастрофе. 15 марта. ПРАВМИР. Православное Миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского устроило сбор средств в пользу пострадавших от тайфуна «Уоши» и переправило на Филиппины собранные пожертвования в размере сообщает Православие.ru . В городе Кагаян-де-Оро, оказавшемся в зоне стихийного бедствия, действует православный приход, окормляемый иеромонахом Клеопой (Дакланом). По сообщению отца Клеопы, среди погибших и пострадавших есть православные христиане, многие выжившие лишились крова и сейчас оказались в большой нужде. На собранные средства отец Клеопа смог обеспечить пострадавших предметами первой необходимости. Были приобретены и доставлены 75 мешков риса, бутилированная питьевая вода, коробки с антисептиками, мылом и консервированной пищей. Среди получивших помощь были не только прихожане Константинопольского патриархата, но и прихожане Антиохийского патриархата и даже последователи некоторых старостильных схизматических церквей, а также другие люди, потерявшие все в этой катастрофе. Около 200 человек с огромной благодарностью приняли помощь от русских православных христиан. Помимо передачи гуманитарной помощи волонтеры из числа прихожан отца Клеопы помогли некоторым семьям в работах по восстановлению жилищ. В декабре 2011 года тайфун «Уоши» нанес большой ущерб северной части острова Минданао (Филиппины). Погибло более полутора тысяч человек, пострадало свыше трехсот тысяч. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/rossijskie-pravoslavny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010