Это исповедание, написанное пространно и имеющее много прибавок в сравнении с прежними, изложено было в следующих выражениях. » Далее следует текст символа.– А. Сид. 108 Свидетельство Созомена носит общий характер: «В то самое время чрезвычайно много красноречивейших мужей процветало и в недре Церквей». К «знаменитейшим» из них он причисляет, вместе с Евдоксием, Тита Бострийского, Серапиона Тмуитского и пр., которых нельзя отнести к «евсевианам». – А. Сид. 109 Об этом соборе В. Самуилов отзывается так: «Нет оснований думать, чтобы на соборе присутствовало более 32 епископов. На первом заседании собора несомненно было только 30. Все бывшие на первом заседании епископы подписали осуждение Афанасия. В числе них был и Дионисий, епископ Милана – митрополии Италии. Но Констанция не удовлетворили эти подписи. Ему хотелось привлечь сюда влиятельною летами и авторитетом Евсевия Верчельского. К нему было отправлено письмо от епископов, осудивших Афанасия, и письмо лично от Констанция. В письмах вместе с почтительным тоном и рассуждениями о любви и мире Церквей ясно ставилась Евсевию альтернатива, или согласиться на низложение Афанасия, или самому отправиться в ссылку» Самуилов В. Указ. соч., с. 16–17. – А. Сид. 110 «По свидетельству Сульпиция Севера, Иларий был принят в число членов собора после того, как он изложил никейскую веру с пояснениями, исключающими подозрения восточных в савеллианском смысле учения об единосущии. На соборе Иларий вел себя сдержанно и, по-видимому, не обнаружил слишком резко, какой из борющихся партий собора принадлежат все его симпатии... Такая сдержанность и замкнутость Илария объясняется его желанием, оставаясь в «тени», лучше ознакомиться с учением и образом действий различных партий». Среди прочего, на соборе «публично были прочтены выдержки из проповеди Евдоксия Антиохийского, в которых выяснялось, что Отец не всегда был Отцом, потому что не было Сына, что если Он – Отец, то нужно допустить у Него существование жены и все подробности семейственного рождения, что между Отцом и Сыном связь по имени, а не по природе, что чем больше Сын стремится познать Отца, тем недоступнее становится для Него Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Глава шестая. Клавдий Аполлинарий, епископ иерапольский С доевсевианскими сведениями о Аполлинарии мы можем познакомиться только из „Церковной Истории» Евсевия 260 . В 19-й главе V-й книги ее приводится следующее антимонтанистическое письмо Антиохийского епископа Серапиона к Карику и Понтию: „Чтобы вы знали, что деяния той лживой школы, которая называется новым пророчеством, осуждаются всем братством на земле, я посылаю вам сочинения блаженнейшего Аполлинария, который был епископом Иерапольским в Азии». В своей „Хронике» Евсевий, против своего обыкновения, не упоминает ни о времени подачи апологии Аполлинария, ни о государе, которому она подана. Под 2186 г. (172 г. по P. X.) историк пишет только: „Прославился Аполлинарий, епископ Иерапольский в Азии, и Мелитон Сардийский , епископ Лидии, который и подал апологию за христиан Антонину» (т. е. Марку Аврелию) 261 . Имена Аполлинария и Мелитона стоят рядом и в „Церковной Истории» Евсевия, – там где историк причисляет обоих апологетов к писателям, которых православие ясно видно из их сочинений 262 . В 27 гл. кн. „Церковной Истории» историк поместил обзор сочинений Аполлинария. „Многия сочинения Аполлинария, говорит он, находятся в руках многих 263 . Мне известны следующие: сочинение к вышеупомянутому императору (Марку Аврелию), пять книг „Против Эллинов” первая и вторая книги „Об истине», первая и вторая книги „Против Иудеев”; позднее составленный им сочинения „Против ереси фригян”, которая скоро затем выступила с своими новшествами, а тогда только начиналась, и Монтан в то же время с своими пророчицами полагал только фундамент своим ложным учениям”. Евсевий называет Аполлинария сильным и непобедимым борцом против монтанизма („πλον  σκυρν κα καταγνιστον») 264 . В 5-й главе V-й кн. „Церковной Истории» Евсевий ссылается на Аполлинария для подтверждения рассказа о громоносном легионе. „Внешние историки, говорит он, не знакомые с истинной верой, хотя и упоминают об этом чуде, однакож не сознаются, что оно произошло по молитвам христиан; напротив, единоверные, как любители истины, рассказывают о нем просто и без хитрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Современники Ирофила Александрийский врач Ерасистрат родился в городе Иулиаде на острове Кео; прожил несколько времени в Антиохийском дворе царя Селевка Никатора 32 где вылечил сына его Антиоха и за то пользовался величайшим почётом, но больше жил в Александрии и занимался анатомией, отказавшись посещать больных. Особенное учение его было учение о воздухе, проходящем через лёгкие в артерии. Когда воздух входит в артерии, а кровь в жилы, тогда человек бывает здоров: а когда жилы по какой-либо причине замкнутся, тогда кровь бросается в артерии и от того бывают болезни. Если кровь войдёт в большую артерию, то произведёт лихорадку, а если будет прилив её к окраинам артерий, то последует воспаление. Ерасистрат решительно не одобрял ни кровопускания, ни слабительных снадобий, и заменял их диетой, клистирами, рвотными, тёплыми ваннами и телесными упражнениями; вообще любил давать больным лекарства простые. Ему известна была так называемая Идиосинкрасия, т.е. особенность одного организма, не похожая на особенность другого организма человеческого тела. Из сочинений его ни одно не дошло до нас. Во время сего врача Хирургия отделена была от Ферапевтики, и медицинскую науку составляли Диэтика, Фармацевтика и Хирургия. Врач предписывал диету и лекарства внутрь, а Фармацевт лечил чирьи, раны и порезы, Хирург же занимался, резанием, сращением, перевязками членов. Из числа последователей Ерасистрата знаменитые были: Стратон Веринфиец, враг кровопусканий, и другой Стратон из города Лампска, прозванный Физиком: этот занимался Физиологией и учил, что седалище души находится в передней части головы под челом. Ученики же Ирофила, Филинос, Коец и ученик его Серапион Александриец жили за 250 лет до Христа и основали новую школу медицинскую, так называемую Эмпирическую, отдавая преимущество опытам, а не теориям. Последний царь Пергамский Аттал (138−133 г. до Р.Х.) был большой любитель медицины и Ботаники и потому в садах своих воспитывал многие лекарственные растения и опытами изведывал силу их.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

и Марии Девы ,– же за нас при Понтии Пилате, – по писанием, –опять.... со славою. Впрочем, та или другая из этих добавок, именно последняя и предпоследняя могла также находиться и в Иерусалимском символе; мы знаем этот символ только из огласительных слов Кирилла Иерусалимского , на основании которых и восстанавливают его. Третья часть символа константинопольского (о Духе Св.) согласна тоже со словами Иерусалимского символа: и в Духа Святого, Утешителя, глаголавшего во пророках. Только в учении о Духе и в следующем затем исповедании касательно крещения, заметны в константинопольском символе очень сильные изменения, именно: предикаты касательно Духа Св. восполнены известными формулами, но, тем не менее, довольно видно и здесь Иерусалимская основа. Эти отступления от Иерусалимского символа объясняются в константинопольском символе влиянием на него со стороны символов, из которых один мы знаем из апостольских постановлений, а другие встречаем в Антиохийской церкви. Новые предикаты, какие здесь, в символе константинопольском, прилагаются к Духу Святому лучше всего исторически объясняются чрез сравнение их с посланиями св. Афанасия к Серапиону, писанными между 356 и 362 годами. Следовательно, в символе Епифания или, что тоже, в символе константинонольском, мы имеем символ древне-Иерусалимский, который лишь вновь пересмотрен был между 362 и 373 годами; этот пересмотр уже предполагает начало спора духоборческого. Около 373–4 года символ этот был в употребление в Иерусалиме, и вообще в Палестине, вероятно, также на о. Кипре и, предположительно, в Памфилии. Кем сделан пересмотр (revidirt) Иерусалимского символа после 362 тода и кем он пополнен чрез внесение Никейских и противодухоборческих выражений, в этом едва ли можно сомневаться; это сделано Кириллом Иерусалимским , который долгое время был предстоятелем Иерусалимской церкви. Эту гипотезу, саму по себе состоятельную, Горт чрез строгий анализ теологии Кирилла и чрез сравненио ее с прибавками, какие находим в Константиновольском сммволе, довел до высшей степени вероятности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Евсевий дает и ближайшие указания относительно времени епископства Феофила: в «Хронике» вступление Феофила на епископскую кафедру он относит к 2185 г. от Авраама, т. е. к 169 г. нашей эры, а начало правления преемника его Максимина к 2193 г. от Авраама, т. е. к 177 г. Так как нет данных о таких событиях в антиохийской Церкви, которые побуждали бы поставить нового епископа при жизни предшественника, то естественно предположить, что Максимин вступил на кафедру после смерти Феофила. Но в таком случае 177 год, указанный в «Хронике» Евсевия как год вступления на кафедру Максимина, вносит затруднение в решение вопроса об авторе трех книг «К Автолику», так как стоит в ясном противоречии с выводом из третьей книги, по которому Феофил жив был еще в 181–182 гг. и в это время продолжал свою литературную деятельность. Других известий о времени епископства Максимина нет; только признается твердо установленным, что Серапион, преемник Максимина, вступил на епископскую кафедру в 190–191 гг. 540  Так как несомненно, что третья книга «К Автолику» написана после смерти Марка Аврелия, то остается предположить, что Евсевий допустил ошибку: или в определении года вступления на кафедру преемника Феофила – Максимина, следовательно, и в смерти Феофила, или же в усвоении Феофилу трех книг «К Автолику». Были попытки доказать, что книги «К Автолику» написаны действительно Феофилом, но не епископом Антиохийским, которому они приписаны Евсевием, а младшим современником и земляком епископа Феофила 541 . Но так как гораздо легче допустить ошибку в хронологическом указании, чем в определении личности автора произведений, и так как хронологические указания Евсевия относительно антиохийских епископов вообще не отличаются точностью, то свидетельство о том, что автором трех книг «К Автолику» был антиохийский епископ Феофил, считается непоколебленным. Евсевий неточно указал год вступления на кафедру преемника Феофила – Максимина, и Феофил умер не раньше 182 г. Поэтому нет оснований для серьезных сомнений в достоверности предания Евсевия, что епископ Феофил был автором трех книг «К Автолику». Другие произведения Феофила, не сохранившиеся до нашего времени  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Серапион принимал участие в борьбе с монтанистами 563 , написав по этому поводу свое послание к Понтию и Кирику; оно входило в состав сборника посланий, наподобие сборников Игнатия и Дионисия Коринфского. Евсевий, знакомый с этим сборником 564 , приводит любопытную выдержку из послания к росской церкви в Киликии, на сирийском берегу Иссинского залива. Дело идет о Евангелие от Петра. Вот что о нем говорит Серапион: „Братия, мы принимаем Петра и прочих апостолов, как самого Христа; что же касается сочинений, которые им ложно приписываются, то опыт заставляет нас отвергнуть их, поскольку мы знаем, что получили их не по преемству от них. Когда я был у вас, я думал, что вы все держитесь правой веры; поэтому, не рассматривая так называемого евангелия от Петра, которое они 565 мне представили, я сказал, что если запрет, наложенный на него, – единственная причина ваших, несогласий, замеченных мною у вас, то пусть читают его. Но теперь мне сообщили, что мои слова послужили предлогом для этих лиц вдаться в ересь: посему я непременно в скором времени навещу вас. Итак, ждите меня”. Из этого рассказа и из последующего видно, что еретики, среди которых наиболее видным был Маркион, начали с того, что ввели в Россе названное апокрифическое евангелие, а раз оно терпимостью антиохийского епископа было допущено к публичному чтению в церкви, еретики стали ссылаться на него в подкрепление своего учения. Серапион хотел выяснить себе дело и прочесть евангелие от Петра 566 . Он вынужден был взять экземпляр его на прочтение у докетов, еретиков, с которыми боролся уже св. Игнатий и которые могли иметь некоторую связь с сектами Сатурнила и Маркиона. Докетизм долгое время имел большое влияние в Антиохии 567 . Из этого чтения Серапион заключил, что по общему своему содержанию евангелие от Петра было православным, но оно заключало в себе странности, навеянные именно влиянием докетизма. Такая характеристика вполне совпадает с тем впечатлением, какое производит отрывок этого евангелия, недавно извлеченный на свет Божий из египетских папирусов 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Пять лет назад почил в Бозе митрополит Тульский и Белевский Серапион Тула, 19 ноября 2004 г. В 5 часов утра 19 ноября 1999 года перестало биться сердце митрополита Тульского и Белевского Серапиона. Он умер на 67 году жизни. Последние полтора года он стойко переносил дарованную ему Господом болезнь. Тем не менее, невзирая на боль, которая стала постоянным фоном последних лет его жизни, он продолжал твердой и властной рукой управлять епархией, сообщает пресс-служба Тульской и Белевской епархии. Третий день по его кончине, когда, по преданию Православной Церкви, душа прибывает на первый поклон ко Господу, пришелся на великий праздник – Собор Архистратига Михаила. Глубоко знаменательна кончина Владыки. Менее полутора месяцев оставалось до прихода нового века, нового тысячелетия. Владыка вполне мог дожить до этого рубежа, но он остался в уходящем столетии. Он остался в своем времени. Представитель старой Московской школы священства, помнивший службы патриарха Сергия, последний постриженник патриарха Пимена в бытность его наместником Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон патриарха Алексия I, у которого он научился благоговейному отношению к церковной службе, митрополит Серапион был одним из немногих архипастырей, воспитанных замечательными святителями. Он был истинный монах по складу души и тела. Потому и любил он монашество и в те годы, когда в делах Церкви властно распоряжалось мирское начальство и многие Владыки, боясь прещений, не постригали в монашество. Владыка Серапион постригал даже людей, приезжавших и прилетавших из других епархий, он постриг более тысячи монахов – " целую Лавру " , потому что знал, что монашество – фундамент Церкви и монашеская молитва поддерживает мир. И в трудах, и в болезнях не забывал он о старых монахинях Зачатьевского и Серафимо – Дивеевского монастырей, знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их. За его плечами были 20 лет монашества в Троице-Сергиевой Лавре. Святительский путь он начал епископом Подольским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Затем были Иркутская и Читинская, Владимирская и Суздальская, Кишеневская и Молдавская епархии. И вот, умудренным святителем приходит он на Тульскую кафедру в час, когда " двери открываются и невозможное становится возможным " . Господь знает, когда и кого поставить на нужное место. В Тульской земле всегда был силен дух молитвы и исповедничества. Даже святые ее избирали самый великий и тяжкий подвиг – юродство Христа ради. На этой земле родился знаменитый Авель-прорицатель, просидевший большую часть жизни за стенами каземата. Будучи пророком от Господа, он предсказал день и образ кончины многих Русских Государей – от Екатерины Великой до царя-мученика Николая. На этой озаренной светом духовности земле захлебывались вражеские нашествия – здесь решалась судьба России в Куликовской битве, и в последней войне враг был остановлен под Тулой. И потому так важно было, кто возглавит духовное возрождение этой земли.

http://pravoslavie.ru/11882.html

Первостоятелей церкви сиро-персидской, епископов селевкие-ктисифонских, конечно, в древнейшее время не носивших титула католикосов, избирали и рукополагали подведомые им епископы сиро-персидские. Из каких же корней выросла легенда об «антиохийских хиротониях»? 1 . Она, конечно, была бы невозможна, если бы ее провозвестники не думали, что диэцезальная система церковного управления имеет весьма древнее происхождение. 2 . Но, кажется, не обошлось при этом и без влияния национального тщеславия. Как известно, сирское «мученичество Барсамьи, епископа благословенного града Едессы», уверяет, что «Барсамья, епископ едесский» «жил во время Фабиана, епископа города Рима», а во епископа рукоположен был от своего предшественника по кафедре, Абшламы; в свою очередь, Абшлама получил рукоположение от своего предшественника Палута первого, men Plût qd h myâ, а Палут получил рукоположение от Серапиона антиохийского, а Серапион – от Зефирина римского, преемника апостола Петра. Фабиан с 10 янв. 236 † 20 янв. 250 г. Зефирин с 198 (или 199) по 217 г. Серапион Уже эти даты показывают, насколько достоверно известие о том, будто Серапион рукоположен Зефирином. Но писатель «мученичества», в меру своего разума, работал ad maiorem edessenae ecclesiae gloriam: ему казалось мало – приписать едесской кафедре апостольское происхождение; нет, она ведет свое начало от первоверховного апостола. Писатель как человек малого ведения и не подозревал, что историческая достоверность происхождения антиохийской кафедры от апостола Петра стоит несравненно выше, чем происхождение от него римской кафедры, – и заставил Серапиона антиохийского рукополагаться от Зефирина римского. «Антиохийские хиротонии» и церкви селевкие-ктисифонской должны были сообщить ту же самую славу, которой добивались некоторые в Едессе. Что в селевкийской легенде слышится тоже самолюбивая струнка, видно из того, что параллельно с «антиохийскими хиротониями» провозглашается и высокое происхождение первых епископов селевкийских. Акты апостола Маре не знают ни той ни другой из этих лучезарных подробностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

462 . Клерик резко обвинял св. Иринея в том, будто он приводит в доказательство аллегории. Правда, он иногда пользуется аллегорическим толкованием писания в обличениях еретикам: но редко и только тогда, как есть случай воспользоваться против врагов собственным их оружием. Сам же он не был расположен к аллегорическим созерцаниям и обличал еретиков за произвольное толкование Притчей. 463 Не отвергая того, чего не отвергнет и каждый здравомыслящий, т.е. что и по началам психологическим и по началам веры есть иносказательный образ мыслей, он справедливо замечал: «Образ [τπος] по содержанию и сущности своей несколько различен от подлинника; а по облику и очертанию он имеет сходство с ним и сходными чертами представляет настоящим то, чт еще не есть настоящее». 464 Ошибки Иринея были другого рода. Относительно некоторых предметов, но несущественных предметов веры имел он свои мнения, как на пр. о тысячелетнем царстве Христовом 465 , о телесности духов. 466 § 51. Серапион, епископ Антиохийский Второй преемник Св. Феофила на антиохийской кафедре, блаж. Серапион, был в числе знаменитых современных пастырей Церкви, каковы Аполлинарий и Ириней. 467 Вступив в управление Церковью после Максимина в 198 г. 468 он со всею ревностью подвизался против монтанистов. Созвав на собор окружных пастырей, он предложил им обличительное послание против монтанистов и это послание подписано было всеми членами собора. 469 «К антиохийской церкви, по успокоении Серапиона, принял епископство Асклепиад и во время гонений также прославился исповеданием». Эти слова Евсевия показывают, что Св. Серапион терпел и страдания за веру Христову; но он почил мирно в 211 году. 470 «Известны слова Серапиона о подвижничестве» говорит Евсевий 471 , а Иероним пишет: «читаются краткие письма его о подвижничестве». 472 «Может быть, у других, продолжает Евсевий, сохраняются и другие сочинения его. До нас дошли послание его к Домнину, во время гонения отпавшему от веры Христовой в Иудейскую». Иероним называет это сочинение книгой. «Кроме того, говорит далее Евсевий, есть книга о евангелии Петровом, с обличением лжи ее. Эту книгу написал он для некоторых из приезжавших к росской церкви (в Киликии), уклонившихся по поводу той книги от правой веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

    Из вышесказанного видно, что сирский месяцеслов есть вообще месяцеслов восточных церквей, но в нем очень заметно и местное антиохийское влияние. В нем во первых приведено 7 епископов антиохийских, тогда как из александрийских только два св. Петр ( 311) 24 ноября и Аристион сомнительный, нет с таким именем между александрийскими епископами. Во вторых, дни празднования некоторым святым, особенно антиохийским, согласуются с временем, показанным св. I. Златоустом в его беседах; так праздник апостола Павла в сирском 28 декабря предшествовал в Антиохии первому января и по Златоусту. После крещения Господня и у Златоуста следует празднование св. Лукиану (т. II, стр. 625 у Монфокона), празднование Просдоки, Вероники и Романия (то есть, Домнины) положенное в сирском 20 апреля согласно со словами Иоанна Златоустого, по которым празднование им было весною, а не 4 октября („Христ. Чтение“ 1864 г. ч. II). Празднование муч. Варлааму, в сирском 14 августа, по Златоусту совершалось летом, а не 19 ноября (т. II стр. 756 изд. Монфокона). В третьих, сирский месяцеслов дошел до нас на сирском языке и это не мало говорит за антиохийское происхождение, или, по крайней мере, за антиохийское влияние на него. Но Дюшен полагает, что сирский месяцеслов никомидийского происхождения. Почему? в нем воспоминаются никомидийские епископы: Анфим священномученик 27 апреля и Евстолий 8 июня, присутствовал на Анкирском соборе в 314 году. Но Анфим есть знаменитейший на всем Востоке священномученик, он находится в других древних восточных месяцесловах. А Евстолия совсем нет в сирском месяцеслове, но есть 8 июня в Иеронимовом. Хотя Иеронимов очень сходен с сирским в памятях, но нельзя делать заключение верное от одного к другому. Напротив, антиохийских епископов в месяцеслове, как сказано выше, 7 или даже 8. Перечислим их по порядку сирского месяцеслова: 1) января 24 Вавила антиохийский священномученик (238—250), в сирском ошибочно страдание положено в Никомидии вместо Антиохии. По Иеронимову и житию он пострадал в Антиохии; 2) февраля 4 Максимин, еписноп антиохийский (189—201). В Иеронимов, и во всех других нет; 3) марта 4 Амфимил, епископ антиохийский (это или св. Феофил (176—181) или св. Асклениад (227—233); 4) марта 27 Филипп, епископ антиохийский (234—235). В Иеронимовом и во всех других нет; 5) мая 5 Ерос, епископ антиохийский (150—175). Нет в Иероним. и во всех; 6) мая 14 Серапион, епископ антиохийский (202—206). Есть в римском Барониевом мартирологе, но в Иеронимовом нет; 7) октября 17 св. Игнатий, епископ антиохийский (68—107); 8) к ним можно присоединить Зевена 13 января, хотя он не назван епископом (336—337). Замечательно, что в сирском имеются такие антиохийские епископы, которых нет между святыми ни в Иероним., ни даже во всех известных месяцесловах восточных и западных. Это не мало говорит за антиохийское происхождение или, по крайней мере, за антиохийское влияние на этот месяцеслов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010