Плоть Господня коснулась его, и болезнь прошла, проказа исчезла. Напитал пять тысяч пятью хлебами ( Иоан. 6, 5–14 ), собственным телом. Ибо, приняв хлеб, воздал хвалу Отцу, и преломил и дал ученикам своим, а ученики подали народу и наполнили 12 кошниц остатков. Одному Богу свойственно отпущать грехи; но Он сказал: да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи ( Мр. 2 , 10). Еще сказал Он: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий сый на небеси ( Иоан. 3, 13 ). Замечаешь, как свойства божественные сообщил Он природе человеческой! Но когда видишь Его жаждущим, алчущим, утомленным, проливающим пот, преданным Пилату, влачимым, и мучимым воинами, находящимся в предсмертных муках, молящимся: Элои, Элои, лама савахфани, т. е. Боже мой, Боже мой, почто Мя оставил еси ( Мр. 15, 34 ), или Отче мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но яко же Ты ( Мф. 26, 39 ), когда видишь Его распятым на кресте, – видишь, что руки и ноги Его прободены гвоздями, а ребро копьем: тогда помышляй, что Бог Слово оставался бесстрастным, но усвоял Себе все то, что претерпел своею плотию. А чтобы показать, что и во время страдания Он не оставлял собственного храма: когда Иудеи совершали это печальное дело с Господом, Он, как Бог, помрачил лучи солнца, покрыл тмою всю землю, раздрал завесу храма ( Лук. 23, 44, 45 ), сокрушил камни, воскресил мертвых ( Мф. 27, 51–53 ). Все это сделал Он для того, чтобы ты понял, что Он соприсутствовал страждущему, усвоял Себе его страдания, но сам, не подверженный страданиям, совершил все это. Мы предложили вам ваше же. Ибо это учение вашего отца; это родовое ваше наследство, это догматы блаженного Кирилла, это учение великого Феофила, столпов православия. Но как вы терпеливо внимали нашему худословию, то ожидайте теперь премудрости отца; вы слушали пастушескую свирель, послушайте же громогласной трубы, – Народ сказал: „сын Афанасия и Феофила! мы желаем слышать премудрость Кирилла“! – Епископ Павел говорил: – которая возбуждает наши православные умы и посрамляет оружие врагов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Пища же – яже на нем пожревшаяся (жертвопринесенная) плоть агнца Божия, приносимая всегда в очищение грехов и в обручение будущия жизни. Тии бо в недели причащающеся, прочие дни седмицы легко проходят, малым овощием и зелием суровым чувства ласкающе, и надеждами будущих (благ) услаждающеся. Питие же – тогожде плода Крестнаго чаша. Сию пиюще, не к дреманию низводятся (иноки), но к Боговедению возводятся, во упражнениях горних бывают, любомудрствующе небесная, и божественного осияния умом и душею близ бывают. Одежда же, понеже плоть свою распинают со страстьми и похотьми, и того (креста) силою и помощию, бесстрастием одеваются... Сия вся – креста исправления! Вся бо и действует и может он... Его же силою и действом преспеяние в благих делах и нам да дарует иже на нем пригвоздивыйся Христос, и вечных да сподобит благ. Яко тому подобает всякая слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веком. Аминь. В третьем слове, произнесённом в 20 день месяца декабря, митрополит Григорий пастырски, отечески, разглагольствовал о трёх разнородных предметах, и, во-первых, поучал покаянию, потом обличил Иудеев, и наконец, примером Антиохийского патриарха Филогения, святительствовавшего с 318 года по 322-й, побуждал слушателей к добродетельному житию. Почти в начале этого слова весьма замечательно его обращение к своей пастве. – «Понеже вашу любовь зрю, слово учения сладце приемлющую, якоже некую добрую и тучную землю, семена приемлющую, сего ради начну беседовати, елико подаст дух святый, прежде похваливши ваше усердие теплое. Толико бо к церкви тщание ваше, елико чадам к матери, елико болящему к врачу, елико жаждущему к источнику, елико кораблю к пристанищу. Толико же и преспеяние ваше, яко и вестницы радостны будем добродетели вашем пославшему нас патриарху». После сего непосредственно читается: «Пять дний посреде суть, и праздник приходит, праздником начало, и хощет страшна трапеза предлагался, имущи тело владычне и кровь. Блюдите же, с каковою совестию приступити хощете. Слыши, что рече, уста Господня, Павел; да испытуем кийждо себе, и тако от хлеба сего да яст и от чаши да пиет, да не в суд себе яст и пиет.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

IX:17). Ибо Бог есть Отец Его до естеству, а наш – по благодати; и Богом Его сделался по домостроительству, поколику Он сделался человеком, а наш Он Владыка я Бог по естеству» (св. Афанасий, слов. против ариан., Хр. чт, 1840, III, стр. 17). Та же мысль у св. Кирилла Иерус. (Оглас. поуч. XI, п. 19, стр. 200 в русск. перев.) и св. Григория Богослова (Твор. св. отц. III, стр. 86). small> ); г) когда сказал: „о дни том, или о часе никтоже весть, ни ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец» (Марк. XIII:32; Мат. XXIV:36), – сказал и по человечеству Своему, находясь притом в состоянии проиавольного самоуничижения („Для всякого явно, что Сын знает, как Бог, – приписывает же Себе незнание, как человек, поскольку только видимое может быть отделяемо от умопредставляемого. Ту же мысль подает и то, что наименование Сына поставлено здесь отрешенно в безотносительно, т. е. без присовокуплении: чей Он Сын, чтоб разумели мы сие неведение в смысле более сообразном с благочестием, и приписывали оное человечеству, а не Божеству» (св. Григорий Богослов, в Твор. св. отц. III, стр. 94). То же говорят св. Афанасий (соптг Arian. огат. 4), Евстафий Антиохийский (соптг. Arian. lib. 6), св. Кирилл Александрийский (Dialog lib. 6) и друг. ), и по планан домостроительства, находя не полезным открывать людям о времени суда (Умолчал Он о времени суда потому только, что неполезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, в знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись покаявшись в последствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до оного часа (ибо все сие сказал), не знал этого часа?“ (Св. Васил. Вел. в Тв. св. отц. VII, стр. 166). ); д) когда сказал: „Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты“ (Матф. XXVI:39), – показал в Себе две воли: человеческую, которая, по немощи плоти, молилась, чтобы стра-дание миновало, и Божескую, которая совершенно сходна или тождественна с волею Отца, и готова была принять страдание и смерть ( „Как человек, сделавшийся подобным человекам, Он молился, чтобы Его миновало страдание; а как Богь, по Божескому существу непричастный страданию, Он готов был принять страдание и смерть“ (св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Во сне епископу было открыто, что причина несчастья кроется в серебряной чаше, и он распорядился вновь собирать миро в прежде употреблявшуюся для этой цели медную чашу. Приехав в столицу, епископ решил выявить лицо, которому ранее принадлежала злополучная серебряная чаша. Купцы, продавшие ему ее, назвали имя ее прежнего владельца. О случившемся он доложил патриарху Иоанну, который немедленно отправился во дворец и доложил обо всем императору. «Маврикий, – по словам Симокатты, – без особого одобрения относился к смертным приговорам… Но патриарх настаивал, стремясь в своих возражениях действовать согласно с апостольским учением… и требовал отпавших от веры отправить на костер… Земля… производящая терния и волчцы, – негодна и близка проклятию, которого конец – сожжение. Поколебалось твердое мнение императора, и этими словами Иоанн одержал над ним верх» 614 . Состоялся суд, и по его приговору «Павлин был посажен на крепкий столб, вершина которого была расколота пополам; в эту щель была вложена его шея, и он задохнулся, окончив так свою преступную жизнь; но до этого он видел, как была отсечена голова его сына, – он сделал его соучастником в нечестивом своем и преступном колдовстве» 615 . Иоанн Постник добивался суда над Павлином, потому что был убежден в его виновности. Когда же обоснованность возводимых против кого-либо обвинений вызывала у него сомнения, он стремился к самому тщательному расследованию дела, чтобы избежать судебной ошибки. В 588 г. в Антиохии возник конфликт между комитом Востока Астерием и патриархом Антиохийским Григорием. Комиту удалось привлечь на свою сторону жителей Антиохии: «…и знать и народ, – по словам Евагрия Схоластика , – сошлись в одном мнении, выкрикивая поношения против священнослужителя и на улицах, и в театре» 616 . Астерий был уволен, а назначенному вместо него новому комиту Иоанну император приказал провести расследование. И тот стал собирать обвинения против патриарха. Некий владелец меняльной лавки обвинил его в том, что он вступил в связь с собственной сестрой; выдвинуто было и грозное обвинение в тайном идолопоклонстве и подстрекательстве к бунту. Патриарх Григорий прибыл в столицу, чтобы представить доказательства своей невиновности императору и патриарху. Иоанн Постник созвал соборный суд, на который были вызваны патриархи Александрийский Евлогий и Иерусалимский Иоанн IV. Собор, исследовав дело, нашел обвинения, выдвинутые против Григория, неосновательными, и тот был оправдан, после чего вернулся в свой кафедральный город, продолжая занимать Патриарший престол. Собор 588 г. подтвердил правомерность и ранее имевшего место употребления Константинопольским патриархом титула «Вселенский», сообразного с именованием его кафедрального города Новым Римом и столицей эйкумены – Вселенной. Притязания на универсальную юрисдикцию этот титул, разумеется, не содержал, тем не менее он стал одним из камней преткновения во взаимоотношениях предстоятелей Церквей Рима и Нового Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Армянский перевод иерусалимского Лекционария V в., где едва ли не впервые на христианском Востоке было подробно, с указанием конкретных библейских чтений и даже некоторых песнопений, описано богослужение всего церковного года, также ничего не упоминает о совершении в день Богоявления какого-либо священнодействия над водой 8 . А константинопольский чиновник Павел Силенциарий в своем «Описании храма Святой Софии», написанном около 563 г., так говорит о большом мраморном фонтане, находившемся в центре атриума – огороженной колоннадой площади перед храмом: А в пространном дворе драгоценным стоит средоточьем Чаша огромная, вся из иассийского камня. Там журчащий поток изливается, в воздух вздымая Струи, из медной трубы исторгаемы с силой великой, Струи, что лечат недуги, когда собираются люди В месяце златохитонном 9 на празднество тайны Господней: Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают. Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче, Хоть от истока вдали пребудет многие годы, Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина 10 . Нетрудно заметить, что из слов Павла Силенциария прямо следует, что и в VI веке в Константинополе сохранялась традиция, описанная уже святителем Иоанном Златоустом : богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника, которым в данном случае служил фонтан перед храмом Св. Софии. Когда же возник обычай совершать над богоявленской водой чин ее освящения, и как сложился сам этот чин? По сообщению Феодора Чтеца , церковного историка рубежа V–VI вв., обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин πκλησις – «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), был «придуман» Петром Гнафевсом, который в последней трети V в. занимал – с перерывами, поскольку его несколько раз низлагали, а затем восстанавливали – Антиохийскую кафедру: «Сообщается, что Петр Гнафевс придумал (πινοσαι), чтобы таинство (μυστριον) в церкви освящалось при всем народе 11 , чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве (εχ) 12 упоминали Богородицу и на каждой литургии (σναξει) 13 читали Символ веры » 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Императорское послание 301 призывало собор выполнить свою примирительную задачу и заверяло, что государственная власть заставит появиться на соборе всех, чье присутствие будет сочтено полезным. Эта последняя оговорка имела в виду Афанасия. Его пригласили явиться и пригрозили принуждением в случае отказа. Пресвитер Макарий был привезен в Тир в оковах. Высокий сановник, комит Дионисий, был послан на собор со специальной миссией, Афанасий подчинился 302 . Зная наперед, что ему предстоит явиться перед враждебно настроенным собранием, он привез с собой человек пятьдесят египетских епископов, но так как они не были приглашены на собор, то не вошли в состав судей 303 . Последних тщательно подобрали, – ни одного врага Афанасия не позабыли. На соборе оказались даже два молодых паннонских епископа, Урсакий сингидунский (Белград) и Валент мурсийский (Эчег), ученики самого Ария, который воспользовался изгнанием, чтобы завербовать себе последователей в этих отдаленных краях. Присутствовали также антиохийский епископ Флакилл и Евсевий кесарийский , очень раздраженный неудачей собора, собиравшегося в предшествовавшем году. Пригласили также несколько епископов, равнодушных или даже довольно хорошо расположенных к Афанасию, как, напр., Александра фессалоникского, но большинство и общее руководство собором принадлежало противникам александрийского епископа. Собор не коснулся ни одного богословского вопроса 304 . Ариане и их сторонники не выступали в деле в качестве таковых: весь спор происходил между Афанасием и мелитианами. Последние представили на него жалобу, которая восходила к моменту его избрания: принимавшие участие в выборах епископы согласились не рукополагать никого, пока не будут устранены между ними разногласия 305 ; так как рукоположение последовало, не взирая на этот договор, то мелитиане отказались от общения с избранным. Он принуждал их вернуться к общению путем насильственных мер, и частности заключением в темнице. Пять мелитианских епископов, – Евпл, Пахомий, Ахиллей, Исаак и Ермеон, – обвиняли его в том, что он подверг их телесному наказанию; Исхир, вновь переметнувшись, присоединился к мелитианам; он жаловался на то, что его чаша была разбита, а кафедра опрокинута, что Афанасий несколько раз сажал его в темницу и оклеветал его перед префектом Игином, рассказывая про него, будто он бросал камнями в статую императора; когда Калинник, (мелитианский) епископ Пелузы, отказался от общения с ним по случаю истории с чашей Исхира, Афанасий низложил его и заменил другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святители, преемники Святых Апостолов на вышеперечисленных кафедрах, стремились прежде всего " блюсти единение Духа в союзе мира " ((Еф.4, 3), стремясь исполнить заповедь Самого Господа: " иже аще хощет в вас вящий быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: Якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих " (Мф.20, 26-28)! Относительно же административной власти Предстоятелей Поместных Церквей Святые Апостолы и Святые Отцы заповедали: " Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех " (Апостольское Правило 34). " Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно, подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей... " (Правило 6 Первого Вселенского Собора). " Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области (Поместной Церкви - прим. авт.), и да не смешивают Церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет Церквами токмо Египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных... Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другаго Церковнаго распоряжения " (Правило 2 Второго Вселенского Собора). Итак, Господь распространил Свою Святую Церковь через Святых Апостолов и Святителей, их учеников и преемников, дал Ей Духом Святым определённую структуру и организацию, однако Враг посеял плевелы расколов и ересей. Вселенские Соборы явились самым совершенным органом Духа Христова в борьбе за церковное единство: " изволися Духу Святому и нам... " - так всегда начинались определения Соборов. Вселенские Соборы решали вопросы об осуждении различных ересей и расколов (ересью именуется отделение от Церкви по догматическим причинам (лжеумствования), а расколом - по каноническим (гордыня, непослушание священноначалию). Святой Апостол Павел также именует Церковь Телом Христовым, то есть состоять в церковном общении - означает причащаться из единой Чаши: " Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли Крове Христовы есть; Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть; Яко един Хлеб, едино Тело есмы мнози: вси от Единого Хлеба причащаемся " (1 Кор. 10,17). Само же слово " причастие " как в греческом, так и в латинском означает " общение " , " соединение " . Анафемой называется отвержение от церковного общения до Страшного Суда Христова, призыв любящей Матери-Церкви к возвращению через покаяние и отречение от ереси либо раскола.

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/11/...

7 февраля. Письмо архиепископу Фаворскому Иерофею 12 : «Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат! Во исполнение указа Св. Синода долгом поставляю известить ваше Высокопреосвященство, что по грамоте блаженнейшаго Афанасия 13 , патриарха Иерусалимскаго, Государь Император всемилостивейше соизволил, чтобы вы прежде возвращения вашего в Константинополь прибыли в С.-Петербург для принесения Его Императорскому Величеству благодарения за Монаршия щедроты к Иерусалимской церкви и для принятия благословения Св. Синода на предлежащий путь. Надеюсь, что ваше Высокопреосвященство не замедлите исполнить сие и прибыть в Петербург ранее праздника Пасхи» (ДЧ. 1891. Ч. 1. 2. С. 315). Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева) 14 : «Подал перевод письма Греческаго к митрополиту Филарету Архиепископа Горы Фаворской Иерофея (Владыка мне это поручил). Любовался Владыка произношением Греческой речи сего Преосвященнаго Иерофея в Синоде: “Приятнейшее произношение, величественное, сладостное, лучше всякой музыки” (Иерофей был в Синоде: говорил речь. Принес от Патриарха Иерусалимскаго Синоду в дар модель храма Воскресения Христова во Иерусалиме, что над Гробом Господним, модель обложена перламутром. Она поставлена была на столе присутствия в Синоде). Письмо сего Иерофея ко Владыке не помню о чем. Его не сделали Патриархом Иерусалимским, по кончине Патриарха, по тому, как тогда говорили, что он был в России, и там заискал себе благоволение Царя, Вельмож и Синода! Будто это есть преступление! Кажется, он ныне Патриарх Антиохийский. В 1839 и 40 годах, когда он был в Петербурге, ему было, кажется, менее 40 лет» (Казанцев. С. 79). 11 февраля. Кончина действительного тайного советника, графа M. М. Сперанского. 12 февраля. В Полоцке состоялся Собор, на котором в день Торжества Православия был провозглашен Акт о воссоединении униатской церкви с Православной Церковью . 14 февраля. Предложение Св. Синоду с представлением экземпляра исправленного Катехизиса (Мнения. 1905. с. 51). Резолюция на прошении священника и старосты об устройстве нового иконостаса: «...устроение иконостаса дозволить с тем, чтобы над ним была не чаша, ибо сие древним церковным чином не принято, но или крест, или образ Господа Вседержителя» (Резолюции. Т. 4. С. 13. 9088).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   И римский первосвятитель присутствовал на этих собраниях или сам лично, как некогда Агапит и потом Мартин, или присылал местоблюстителей. Присутствовали и епископы: Александрийский, Антиохийский и епископ божественного града Иерусалима, а кроме того, со всех стран собранные и избранные, которые, единодушно разрешая сомнения, ограждали и должным образом утверждали чистое и истинное учение. И они приняли это от апостолов.    Так, когда некоторые завели речь об обрезании, тогда Павел и Варнава не решились сами положить закон, но предоставили это собору апостолов, от которого и получили в письменном виде то, что надобно делать.    Тогда держали слово не только Пётр, но и Иаков, и Иоанн, и прочие. И таким образом изложили своё мнение в послании к ним Павлу и Варнаве.    И ещё прежде того Пётр, когда потребовалось избрать апостола для восполнения числа двенадцати учеников, не решился на это сам, но совещался со многими и с ними совершил это дело. И когда — после откровения, принятого от Бога — выбрал Корнилия, тогда весьма многими словами и с помощью бывших при этом свидетелей уверил прочих апостолов, что это от Бога, а не от него, дабы апостолы и приняли Корнилия.    Подобным образом и Павел начинал свою проповедь и совещался о ней, чтобы не напрасно ходить, — Павел, носивший в себе Христа, всегда движимый Святым Духом.    Итак, кто дерзнул бы выставить себя, не будучи поставлен Богом и рабами Божиими? И кого бы мог кто-нибудь провозгласить учителем своим, противопоставив отцам: одного, двух или многих, учреждающих ложные догматы и не воспринятые от апостолов и отцов тайны? Ибо таковых следует скорее назвать лжеучителями, которые учат иному и устанавливают новое, вопреки тому, что всеми принято и утверждено, и в общих собраниях и повсюду распространено всеми отцами.    Но довольно об этом.    Священный же дискос содержит священнейший хлеб, и божественная чаша — вино с водой, принесённые Богу. А сам иерей, взяв и другую просфору, вынимает копием из находящейся посреди неё печати одну частицу и приносит её в честь и память Богоматери, затем полагает на дискос с правой стороны священного хлеба. Сам хлеб есть ещё образ Тела Христова, а эта частица — Самой девственно Родившей Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

Василий Великий (Письмо 89 (93)): «…нимало не опасно, если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать Причастие собственною своею рукою… А в Александрии и Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет Причастие у себя в доме и сам собою приобщается когда хочет». В действительности это письмо принадлежит перу Севира Антиохийского, одного из главных идеологов антихалкидонитов ( Voicu S. J. Cesaria, Basilio (Ep. 93/94) e Severo//Studi sul cristianesimo antico e moderno in onore di Maria Grazia Mara/Ed. M. Simonetti, P. Siniscalco. R., 1995. T. 1. P. 697-703. (Augustinianum; 35)). Нехалкидонитское духовенство, отдельные представители которого подвергались гонениям или, как Иаков Барадей, много перемещались с места на место, могло иметь потребность в Л. П. Д. как кратком и упрощенном чине литургии, в к-ром используется ранее освященный евхаристический Хлеб, тем более что он нередко хранился даже в домах рядовых верующих и потому был легко доступен, но чаша освящается заново, поскольку подолгу хранить и тем более транспортировать Кровь Христову в древней Церкви не было принято. Вероятно, не случайно изобретателем самого чина Л. П. Д. в яковитской среде считается Севир Антиохийский. Впрочем, приписывать возникновение Л. П. Д. личному благочестию этого антихалкидонского деятеля, как это делал Н. Д. Успенский, утверждавший, что именно Севир первым предписал в Антиохии сделать «замену в Великом посту домашнего самопричащения общецерковным» ( Успенский. Литургия. 1976. С. 162), после чего в 30-х гг. VI в. при его участии эта практика была принята и в К-поле (Там же. С. 166), вряд ли возможно. Л. П. Д. Прежде всего это чин, приписываемый Севиру Антиохийскому. Он сохранился в большом числе рукописей X в. и позднее ( Codrington. 1903. P. 69), научное издание его текста - хотя и не критическое - было осуществлено Х. У. Кодрингтоном (Ibid. P. 72-81). Уже само заглавие чина - «Знаменование чаши [Телом Христовым] святого мар Севира, патриарха Антиохийского» - говорит о том, что ключевым аспектом этого чина было освящение чаши.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010