— Сохранилась ли написанная евангелистом Лукой икона Богородицы в Сейднайском монастыре? — Да, разумеется. — Знаете ли вы и что думаете о ситуации, которая сложилась сегодня на Украине, где от военных действий на востоке страны гибнут мирные жители, множество беженцев, православные верующие лишаются храмов, церкви подвергаются обстрелам? — Прежде всего, необходимы взаимопонимание и любовь. Мы всегда поддерживаем каноническую церковь на Украине – Русскую православную церковь. Но дьявол не спит. И даже в самой церкви, между клириками и иерархами, существуют свои иуды. Как нас учил апостол всех народов Павел, для христианства не существует национальностей. У всех у нас одна и та же кровь. Все мы родились из одной и той же крещенской купели, через крещение во имя Отца, Сына и святого Духа. Поэтому я молюсь о мире на Украине, о том, чтобы ее народ имел одно сердце и один разум. Чтобы всех их объединяла святая чаша. — Какие главные вызовы сейчас вы видите для православия? — Прежде всего, это проблема молодежи в церкви. Определенного подхода в этой области со стороны всех поместных церквей, к сожалению, нет. Нет такого подхода, который бы позволил привлечь молодежь в церковь, вместо того, чтобы молодые люди употребляли наркотики, ходили по барам, и так далее. Нет того, что по-французски называется vision (целостное представление, видение – ред.), нет представления о нашей пастве. — Почему? — Наверное, это эгоизм, гордыня. Христос ведь всегда шел к людям сам. Он не ждал, когда люди к нему придут. А мы, клирики, ждем, чтобы люди пришли к нам в церковь. Надо, чтобы мы сами шли к ним. Приветствовать, обнять, дать им поддержку. Исцелить их – и духовно, и душевно. Народ очень болен, особенно молодежь. И это болезнь духовная, это не только телесный недуг. А церковь – это духовная больница, лечебница, как учат святые отцы. В этом основная наша проблема: необходимо, чтобы церковь была открыта всему миру – во всех аспектах, везде. Церковь всегда должна быть рядом с теми, кто страдает, нести любовь. Это то, чего не хватает сегодня всем нам. Нам не хватает любви.

http://pravmir.ru/antiohiyskiy-episkop-n...

Что на сирийском языке было известно в древности более, нежели три вышеупомянутых послания Игнатия, это доказывается изданными Кюртоном же сирийскими отрывками из других его посланий. Послания святого Игнатия, за исключением послания к римлянам, направлены против современных ему лжеучений: с одной стороны, иудействующих, почитавших христианство только дополнением к иудейству и со слепой привязанностью к ветхозаветному закону соединявших уничижительное понятие о лице Иисуса Христа и Евангелии, а с другой – докетов, односторонне понимавших божество Христа Спасителя, не признававших в Нем ничего человеческого, отрицавших действительность Его воплощения, страданий и воскресения. По обстоятельствам, в которых находился епископ Антиохийский, когда писал свои послания, он не столько излагает и опровергает те лжеучения, сколько предостерегает от них христиан и в кратких, но исполненных духа и силы выражениях свидетельствует и внушает им принятую от апостолов веру свою в истинное божество и человечество Искупителя. Преимущественно же святой Игнатий против заразы ложными учениями предлагает не обширные теоретические доказательства, но практические ограждающие меры: удаление от еретиков, единение церковное в вере и любви и повиновение епископу, как видимому представителю Невидимой Главы Церкви. «Некоторые имеют обычай, – пишет он к ефесянам, – коварно носить имя христиан, между тем делают дела, недостойные Бога; от них вам должно убегать, как от диких зверей, ибо это бешеные псы, исподтишка кусающие» ( Eф. VII ). «Умоляю вас, – пишет к траллийцам, – не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одною христианскою пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь; к яду своего учения еретики примешивают имя Иисуса Христа… они подают смертоносную отраву в подслащенном вине» (Трал. VI). «Вступив в сожительство с Богом, оказывайте друг другу уважение, и никто не взирай по плоти на ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего такого, что могло бы разделить вас, но будьте в единении с епископом и председящими… Ничего не делайте без епископа и пресвитеров и не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет одна молитва , одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной» (Магн. VI-VII). «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, и один епископ с пресвитерством и диаконами» (Филад. IV). «Старайся о единении, – внушает он епископу Поликарпу, – лучше которого нет ничего… Ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай без воли Божией» (Игн. Ант. Полик. I; IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Так шло до последнего. Вместе с ними подходили и мы. Затем патриарх вторично выразил свои благожелания и певчие пропели многолетие царице и ее сыну Алексею. Царь опять раздавал собственноручно всем присутствующим до последнего другие кубки. Потом, по его приказанию, певчие пропели многолетие патриарху московскому, кир Никону, и царь, сначала выпив его здравицу, также раздавал вино всем присутствующим. Затем, по его приказанию, пропели многолетие патриарху антиохийскому и всем боярам, и была выпита четвертая круговая чаша, которую раздавал патриарх собственноручно, причем архидиакон поддерживал его правую руку. При первом обнесении подавали царю чудесную вызолоченную чашу, из которой сначала он пил сам, а потом давал пить обоим патриархам. Царь продолжал стоять до тех пор, пока не дал пить всем присутствующим. Если он хотел дать приказание служителю, то подходил сам и говорил ему, так что мы дивились его необычайному смирению. Да продлит Бог его царство во век! Лишь около полуночи, по благости всевышнего Бога, царь встал из-за стола. Оба патриарха прочли молитву. Протопоп со своими товарищами-священниками и протодиакон с товарищами вышли на средину, неся Панагию в чудесном серебряном вызолоченном сосуде с ангелами кругом, поддерживающими красивое блюдо, на котором лежала Панагия. Совершили над ней обычные молитвы и все получили от нее частицу, после того как архидиакон окадил присутствующих из венцеобразной кадильницы с ручкой. По прочтении послеобеденной молитвы, принесли сосуды и собрали в них куски, по монастырскому обычаю. Затем царь простился с нашим владыкой патриархом, сделав ему поклон, а он его благословил. Царь назначил с ним своих бояр с большими свечами проводить до нашего монастыря; все же министры и вельможи провожали его за ворота. Бедные стрельцы, расставленные рядами по дороге, все еще стояли со знаменами в руках на таком холоде, на снегу, при сильном морозе, пока не проехал мимо них наш владыка патриарх; тогда они ушли. Мы едва верили, что прибыли в свой монастырь, ибо погибали от усталости, стояния и холода. Но каково было положение царя, который оставался на ногах непрерывно около четырех часов с непокрытою головой, пока не роздал всем присутствующим четыре круговые чаши! Да продлит Бог его дни и да возвысит его знамена славой и победой! Не довольно было ему этого: в минуту нашего прибытия в монастырь ударили в колокола и царь и его бояре с патриархом пошли в собор, где слушали вечерню и утреню, и вышли только на заре, ибо было совершено большое бдение. Какая твердость и какая выносливость! Наши умы были поражены изумлением при виде таких порядков, от которых поседели бы и младенцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я не порицаю его – Боже избави! но все, что я видел собственными глазами, то пересказал правдиво, описывая каждый предмет по порядку, дабы, если читатель представит его себе в своем уме, нашел бы таким, как будто сам его видел. Иса и его спутники, как говорят, приезжали при царе Иоанне 449 , когда государство было еще слабо; мы же прибыли в нынешнее время, когда государство сделалось в высшей степени богатым. Место Ризы Господней, как мы упомянули раньше, находится справа от входящого чрез западную дверь церкви. Оно имеет вид кельи с высоким куполом и сделано все из чудесной желтой меди со сквозною резьбой. Снутри его слюда, дабы стоящие снаружи могли видеть внутрь, ибо лампадки и светильники горят неугасимо 450 . Близ него, по всей южной стене до царского места плут гробницы шести патриархов, кои занимали престол московский и всех стран русских. Гробницы окружены решеткой из луженого железа. На каждой гробнице лежит большой покров из черного бархата с большим крестом, на коем сверху до низу маленькие иконы из позолоченного серебра; крест имеет три поперечины и с обеих сторон его, по обыкновению, губка и копье. По окружности покровов идут письмена шириной в пять пальцев, из крупного жемчуга; (обозначено) имя погребенного и время его кончины. В ризнице этой церкви есть чаша из зеленой яшмы с крышкой, с дискосом, лжицей и копьем 451 . Говорят, что их поднес в подарок царю один греческий купец, их оценили, и царь дал ему стоимость их – 24.000 динаров (рублей). По окружности церкви и вокруг четырех колонн размешены очень большия иконы, на которых ничего не видно кроме рук и лика, да с трудом можно заметить частичку одеяния, все же остальное – толстое чеканное серебро с чернью Большая часть икон греческие; между иконами есть благолепная икона Владычицы, серебряная, с каменьями; на ней грузинские письмена, ибо она из Грузии. Равно и при дверях всех алтарей стоят большие серебряно-вызолоченные иконы с деяньми вокруг, кои также вычеканены (на ризе). Некоторые из них, даже и все двери, серебряно-вызолоченные, с углублениями, как будто они из теста. Между ними помещаются иконы Господа и Владычицы, которые, как говорят, прислал в свое время московитам греческий царь Мануил Компен вместе с иконой Господа в рост, на Его евангелии греческие письмена – мы их читали. Подле притолоки царских врат есть шкаф, весь покрытый серебряными листами снаружи и снутри; он с аркой, на вершине которой крест, и имеет дверцу с арочным замком; в нем икона Владычицы, писанная евангелистом Лукой, чему ясным доказательством служит то, что она как будто воплощенная и очень древняя. На ней висят многочисленные привески из золота и драгоценных камней. Около нее стоит другая, малая икона, также Владычицы, в малом шкафу в виде церкви с куполами, очень почитаемая: говорят, что она современна их святому Петру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Живя жизнью физической, присущей человеку, Господь жил и жизнью душевной как человек. Он укреплял Свои духовные силы постом и молитвой. Он переживал человеческие чувства – радость, гнев, скорбь; выражал их во вне – «возмущаясь духом,» проявляя негодование, проливая слезы, напр., при смерти Лазаря. Евангелия раскрывают нам картину сильнейшего духовного борения в Гефсиманском саду в ночь, предшествовавшую взятию Господа под стражу: прискорбна есть душа моя даже до смерти, – так определял Господь состояние Своей души Своим ученикам. Разумная, сознательная человеческая воля Иисуса Христа ставит неизменно все человеческие стремления в подчинение воле Божественной в Нем Самом. В потрясающей наглядности образ этого дан в страстях Господних, начавшихся еще в саду Гефсиманском. «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Матф. 26:39 ). «Не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22:42 ). Об истинности полной человеческой природы Спасителя св. Отцы Церкви говорят так: Св. Кирилл Александрийский : «Если воспринятое естество не имело ума человеческого, то вступивший в брань с диаволом – был Сам Бог; Бог же был и одержавший победу. Если же Бог победил, то я, как нисколько не содействовавший этой победе, не получаю от нее никакой пользы, не могу и радоваться ей, как гордящийся чужими трофеями.» Св. Кирилл Иерусалимский : «Если вочеловечение есть призрак, то и спасение -мечта.» Подобным образом выражаются и другие Отцы. Борьба с заблуждениями относительно Природ Иисуса Христа Церковь всегда строго охраняла правильное учение о двух природах Господа Иисуса Христа, видя в нем необходимое условие веры, без которого невозможно спасение. Заблуждения в этой области были разнообразны, но они сводятся к двум группам. В одной видим отрицание или умаление Божества Иисуса Христа, в другой – отрицание или умаление Его человечества. А) Как было уже сказано в главе о Втором Лице Святой Троицы, дух иудейского неверия в Божество Христа, отрицания Его Божества, отразился в век апостольский в ереси Евиона, по имени которого еретики получили название «евионитов.» В третьем веке подобное учение распространял Павел Самосатский, обличенный двумя Антиохийскими соборами. Несколько иным было лжеучение Ария и разных арианских толков 4 столетия. Они считали, что Христос не простой человек, а Сын Божий, но не рожденный, а сотворенный, совершеннейший из всех сотворенных духов. Ересь Ария осуждена на первом вселенском соборе в 325 году, и арианство опровергнуто в подробностях знаменитейшими Отцами Церкви на протяжении 4 и 5 веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

8) ЕВАНГЕЛИЕ напрестольное печатное на большой Александрийской бумаге, в оправе серебряной, чеканной, позолоченной весом 2 пуда 5 фунтов, устроено при Архимандрите Вениамине в 1732 году; 9) КРЕСТ напрестольный серебряный, позолоченный с жемчугом и драгоценными камнями, устроен в том же году; 10) сосуды священные серебряные, позолоченные, даны вкладом в 1739 году от Государыни Императрицы Анны Иоанновны; 11) четыре ПАНИКАДИЛА медные; 12) семь ЛАМПАД пред местными образами серебряных; 13) ЧАША водоосвящения дана вкладом в 1637 году от Князя Ивана Шуйского 131 ; 14) в большом саду на высоком холме – КЕЛЬЯ Пр. Варлаама деревянная, обнесена такой же галереей. К достопамятным происшествиям, случившимся в этой обители, отнести можно следующие: 1) Учреждение Крестного хода в Хутынь монастырь из Софийского собора в первую пятницу Петрова поста ещё при жизни Пр. Варлаама, Архиепископом Новгородским в память бывшего чудесного в день этот происшествия, о котором обстоятельно записано в Хутынском Летописце или житии Пр. Варлаама 132 ; 2) А погребение угодника сего в день 6 Ноября; 3) в 1462 году от гроба его изошёл дым и пламень, когда по повелению Государя, оставив доску каменную от гроба, начали копать землю; от дыма сего закоптились стены церковные, а огнём опалило двери. Государь с предстоящими, устрашившись, побежал, бросил посох свой, который и доныне в монастыре сохраняется (см. выше); 4) Обретение мощей Пр. Варлаама, которые освидетельствованы были Преосвященным Архиепископом Новгородским; 5) Посещение этой обители Государями Царями, и между прочим Царём Иваном Васильевичем (см. выше); 6) пребывание в ней Понтуса Делагарди и разорение оной от Шведов; 7) Учреждение Архимандрии с особенными преимуществами в священнослужении (см. ниже); 8) Посещение в 1656 год, Сентября 1 Святейших Патриархов: Макария Антиохийского и Гавриила Сербского и Болгарского, ездивших тогда в Великий Новгород. При этом посещении они из уважения к чудотворному сему месту и для почести Архимандриту оного Евфимию дали клобук и шапку Греческой горы Афонской, кою как тому Архимандриту, так и будущим по нём носить благословили, и грамотой своей того же года утвердили;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

13:2, 17:13). Такими царями или императорами римскими, по указанию истории, были следующие: 1) Нерон, свирепый враг Церкви Христовой, по повелению которого рас­пят ап.Петр и обезглавлен ап.Павел; 2) Домициан, подвергавший истяза­ниям ап.Иоанна Богослова и потом сославший его на остров Патмос, где и написан им Апокалипсис; 3) Траян, издавший повеление наказывать хри­стиан, которые отрекутся приносить жертвы идолам. При нем распят св.Симеон, епископ Иерусалимский, и отдан на съедение львам св.Игнатий, епископ Антиохийский; 4) Адриан, умерщвлявший множество христиан; 5) Септимий Север, преследовавший христиан с неукротимой жестокос­тью; 6) Максимиан, кровожадный злодей, проливший множество крови исповедников Христовых; 7) Деций, как ненавистное животное, прика­зывавший беспощадно умерщвлять всех христиан; 8) Валериан с таким же бешенством вооружался против Церкви Христовой и много пролил праведной крови; 9) Аврелиан, заботливо также издававший указы про­тив христиан, и 10) Диоклитиан, которого гонение было жесточайшее из всех и продолжительнейшее.    Рим как город, царствующий над государствами и народами, изобра­жен здесь в виде женщины, облеченной в порфиру и багряницу, одежду с глубокой древности присвоенную царям. Победители римские во время своего триумфа надевали на себя одежду, как бы царственную, испещрен­ную пурпуром и золотом, да и все вообще государственные люди и жрецы носили самую богатую одежду, блиставшую золотом и дорогими обшивка­ми. К этому способствовали те неисчислимые сокровища и драгоценнос­ти, кои беспощадно обирались римлянами с побежденных народов. Золо­тая чаша в руке женщины, наполненная мерзостями любодеяния ея, на­поминает нам, какими обворожительными приманками обставлено было идолослужение Рима. Капища воздвигаемы были с великолепием и рос­кошными украшениями; внутри их постоянно дымилось курение благо­воннейших и усладительных ароматов; идолы блистали золотом и драгоценными камнями; жрецы, пышно одетые, с цветочными венками на го­ловах, величаво и торжественно вели жертвенных животных на жертвоп­риношение, убранных также цветами, при музыке и пении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Укажем, как Златоуст еще раз представляет пустоту современного ему богослужения евреев. «Где теперь жертвенник? Где кивот? Где скиния и святая святых? где херувимы славы, где очистилище, где чаша, где сосуды возливания? Где огнь, свыше ниспосланный? Все оставил ты и удерживаешь только трубы! Видишь ли, что Иудеи только играют, а не служат Богу» 461 . Для обуздания наглости Иудеев и обличения их в том, что они беззаконно поступают 462 , Св. Иоанн подробно рисует картину церковных собраний их – сборища Иудейского. Мы берем места из его творений, представляющиеся вам наиболее рельефными, более идущими к делу и потому более интересными. «Собрав толпу изнеженных людей, говорил Св. Иоанн, и скопище распутных женщин, весь этот театр актеров увлекают в синагогу 463 . Но как каждый порок в своем обнаженном виде отвратителен, то, обыкновенно, чтобы привлечь к себе внимание людей, принимает хоть сколько-нибудь приличную форму; несомненно, искуситель Христа не прямо так таки дьяволом и явился ко Христу, а непременно, надо полагать, в благообразном виде, быть может даже в образе ангела света». Так Антиохийские жиды представляли на вид вниманию народа; «мы постимся и торжественно молимся; у нас в синагоге святыня». Послушаем Златоуста, как он разоблачает эти посты и уясняет значение этой святыни». «Поститься тебе, Иудей, надлежало тогда, когда пьянство тебе причиняло столько бедствий, когда пресыщение порождало нечестие, – тогда, а не теперь; потому теперь пост неуместен и мерзок 464 . Запоздалая ревность по закону Моисееву! Постящемуся же должно быть кротким, сокрушенным, смиренным и не опьянять себя гневом, а ты бьешь подобных себе рабов. Так Иудеи тогда постились в судах и сварах (выше приводится пророчество Исаии 58:4), а теперь постятся в неумеренности и крайней невоздержности, пляша босыми ногами на площади; у них», говорит Св. Иоанн, «цель постящихся и вид пьянствующих 465 . Некоторые считают синагогу местом досточтимым 466 . Почему же вы уважаете это место? В нем, скажите, лежит закон и пророческие книги 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

По словам Симеона, Христос в причастии преподает нам ту самую плоть, которую воспринял от Пресвятой Богородицы. Вкушая ее, «мы имеем в себе всего воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Самого Сына Божия и Сына Девы и всенепорочной Марии, сидящего одесную Бога и Отца». Когда мы принимаем внутрь себя Тело Христа, «Он больше не познается по плоти, будучи в нас, как младенец, но пребывает бестелесно в теле, неизреченно смешивающийся с нашими сущностями и природами и обоготворяя нас, как сотелесных Ему, сущих плотью от Его плоти и костью от Его костей» . Таким образом, благодаря Евхаристии человек может достичь обожения — всецелого соединения с Богом, когда все его естетво благодаря приобщению Тела и Крови Христа пронизывается благодатью и присутствием Божества. Об обожении как следствии покаяния и причащения Симеон говорит на основе собственного духовного опыта:…Очистившись покаянием и потоками слез, причащаясь обоженного Тела, и я становлюсь богом неизреченным соединением. Итак, вот таинство! Душа и тело… становятся едино в двух сущностях. Итак, эти оба, единое и двойственное, причастившись Христу и испивши Крови, обеими сущностями, а также природами соединившись с моим Богом, становятся богом по причастию .Нередко преподобный Симеон описывает Евхаристию, используя символику света, характерную для его мистицизма и богословия:…Сам Хлеб, сходящий с неба и дающий жизнь миру… да будет тебе наслаждением и пищей, которой нельзя насытиться и которая не оскудевает. Вино же — не подобное этому видимому вину, но кажущееся вином, осознаваемое же как Кровь Христова, свет несказанный, сладость неизреченная, веселие вечное . (Посредством святого Причастия) Ты делаешь меня, прежде помраченного, светом… Ты осияваешь меня сиянием бессмертия. Я изумляюсь и сгораю внутренне, желая поклониться Тебе . Свет есть Христос Иисус, Спаситель и Царь всего. Хлеб Его пречистой Плоти есть свет; чаша Его честной Крови есть свет .Характерной особенностью учения Симеона о причащении является его настойчивое утверждение о том, что причащаться необходимо «с созерцанием и сознанием» ( μετα θεωρας και γνσεως ) .

http://pravmir.ru/bogoslovie-evxaristii-...

Тем же которые все же склонны усматривать взаимосвязь между говением и «благоговением» следует прямо объявить, что говение перед Причащением (с недельным постом и ежедневным хождением в храм) не только не предписывается, но и часто прямо противоречит канонам Церкви. Например, сказано, аще кто усмотрен будет постящимся в субботу: да будет отлучен, а не причащен. Или, что все верные должны святыми тайнами наслаждаться всю светлую седмицу и одновременно с этим воспрещено соблюдать какой-либо пост, кроме евхаристического. Кстати говоря, на 80м занятии у нас был подробный разговор о неуместной, но до сих пор еще распостраненной традиции причащаться чаще в посты, нежели в праздники, соединяя с ним и само говение. Итак, исходя из уже сказанного, следует сделать очевидный вывод, что говейные предписания не могут быть нормативными, ибо когда инструкция противоречит действующему законодательству, то пересмотру подлежит инструкция. И не случайно церковная практика последние 100 лет откровенно игнорирует обычай говения и не видит никаких оснований для его восстановления. Кстати говоря, священнослужители особо никогда и не придерживались принципов говения. Хотя по этому поводу можно услышать аргумент, что дескать священник в отношении Причастия находится на особом положении. Но с этим не согласен св. Иоанн Златоуст , говорящий, что в отношении причащения священнослужитель и мирянин ничем друг от друга не отличаются, разве что образом причащения, ибо «мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так — но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…». Так что священники, требующие соблюдения говейных норм от причащающихся, связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их ( Мф. 23, 4 )! На вопрос: есть ли говение в других Поместных Церквах, мы вынуждены констатировать, что прихожане иных православных Церквей (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской) не знакомы с известными каждому русскому православному дисциплинарными нормами, если не считать Церквей Балканских, священнослужители которых учились в наших духовных школах.

http://azbyka.ru/video/135-podgotovka-ko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010