Антиохийского Патриарха, кипрского грека Сильвестра . Пользуясь поддержкой султана, Сильвестр заставил Кирилла бежать в Ливанские горы под защиту местных эмиров. Т. о. возникли две параллельные иерархии. Весь XVIII в. происходили ожесточенные столкновения православных и униатов; противостояние раскололо общину каждого города. Униаты более 100 лет официально не признавались тур. властями и были вынуждены регистрировать все гражданские акты (крещение, брак, завещания, похороны и т. д.) в правосл. приходах. Однако поддержка Православия со стороны османских властей была весьма непоследовательной, т. к. католич. дипломаты успешно оказывали давление на Порту, а симпатии пашей на местах легко покупались. С санкции османского правительства Халебская кафедра - центр униатской пропаганды - получила независимость от Антиохийского престола (1731). Ок. 1746 г. Патриарх Сильвестр сумел вернуть Халеб под свое управление, но поколебать там позиции униатов ему не удалось. В 1757 г. Антиохийский Патриарх передал Халебскую митрополию в юрисдикцию К-польской Патриархии. Чаша. 1755 г. (Ризница мон-ря Баламанд. Ливан) Чаша. 1755 г. (Ризница мон-ря Баламанд. Ливан) В 1745 г. униатский патриарх Кирилл VI Танос, воспользовавшись длительным отсутствием Патриарха Сильвестра, предпринял попытку реванша и, подкупив Высокую Порту, получил указ о признании его Антиохийским патриархом. Представитель Кирилла прибыл в Дамаск и занял Патриаршую резиденцию, местный паша передал ему церковь и заточил в тюрьму наместника Патриарха Сильвестра. Кирилл разослал по епархиям приказ поминать его имя в молитвах, угрожая карами за неподчинение. К-польский Синод срочно вызвал Сильвестра, находившегося в то время в Валахии, и добился отмены указа о признании Кирилла. В Сирии начались преследования униатов, сам Кирилл вновь бежал в Ливанские горы. Этот район, фактически неподконтрольный тур. администрации, стал оплотом католичества. Временами ливан. эмиры даже организовывали гонения на православных в своих владениях, принуждая их к переходу в унию.

http://pravenc.ru/text/115764.html

А во-вторых, я всё глубже понимал ценность мистического богословия христианского Востока. Предание — это передача не только догматических формулировок, но и духовного опыта. Я узнал, что исихия — покой или безмолвие — достигается путём непрестанного повторения Иисусовой молитвы. Преподобный Исаак Сирин поведал мне, что слово достигает полноты в безмолвии… Церковь как общение Три упомянутые черты — Предание, мученичество и безмолвие — вполне убедили меня в истинности православия. Однако слова, услышанные на летнем съезде Содружества святого Албания и преподобного Сергия в августе 1956 года, пробудили во мне непреодолимое желание не только созерцать православие извне, но и войти вовнутрь. Когда отца Льва (Жилле) попросили определить, что такое православие, он ответил: «Православный — это тот, кто принимает апостольское Предание и  находится в общении с епископами, поставленными учить Преданию ». Вторая часть этого определения оказалась для меня особенно важной. Я внезапно осознал, что православие не может быть делом личной веры; оно предполагает внешнее и видимое общение в таинствах с епископами. И передо мной со всей неумолимостью вставал вопрос: если православие — это общение, могу ли я быть подлинно православным, пока остаюсь англиканином? Простые слова отца Льва не произвели особого впечатления на участников съезда, но в моей жизни они знаменовали подлинный поворот. С тех пор я не переставал думать о том, что православие неотделимо от евхаристического общения. Несколько месяцев спустя я прочитал в рукописи статью американского грека отца Иоанна Романидиса об экклезиологии святого Игнатия Антиохийского. Я словно воочию увидел нарисованную святым Игнатием картину Церкви: престол, на нём хлеб и вино; вокруг престола — епископ с пресвитерами, диаконами и весь святой народ Божий, объединённый в священном действе Евхаристии. «Старайтесь иметь одну Евхаристию, — увещевает святой Игнатий. — Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ…» Это поразительный ход — нарочитое повторение слова «один»: «одна плоть… одна чаша… один жертвенник… один епископ». Таково Игнатиево понимание Церкви и её единства: Церковь поместна, это собрание всех верных в одном месте; Церковь евхаристична, а значит, все верные собираются вокруг одного жертвенника, чтобы разделить один хлеб и единую чашу; наконец, Церковь иерархична, это не любая евхаристическая общность, но лишь та, которая признаёт главенство одного местного архиерея.

http://pravmir.ru/strannaya-i-vsyo-zhe-b...

Оруж. палата. М. 1884 стр. 181, 132). Пред чином за приливок о здравии царя, если чин совершался в дому патриарха, даже и в палатах царя, был чин над Богородичным хлебом, совершавшийся обыкновенно в монастырях. Богородичным хлебом называется просфора, из которой на литургии вынимается часть в честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы. Просфору носили к столу в особом сосуде, называемом «панагиаром» и «панагиею». Частицы от Богородицкого хлеба раздавались на обеде в воспоминание явления Богоматери апостолам при их трапезе, по вознесении Ея на небо. Раздача Богородичного хлеба производилась в определенном порядке. О происходившей раздаче в дому патриарха сказано в чине поставления епископа (1645–1652 г.): на обеде у патриарха, в день посвящения епископа, посреди (т. е. после) стола, от понагеи, патриарх первее приемлет от Богородичного хлеба, по нем же новопоставленный, таже вси епископы; потом возвращают понагию новопоставленному, он же даст всем Пречистыя хлеба. Посем бывают заздравные чаши (Акты Истор. Т. IV, стр. 14). В царских палатах чин над Богородичным хлебом совершился по приезде, в 1666 году, в Россию патриархов греческих – Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Их принимал у себя царь. Стол был у него по Грановитой, сидели оба вместе за тем же столом, за которым государь кушает, на местех на бархатных: Александрийский по левую руку государя царя, а Антиохийский подле его у угла. После яства были чаши Богородичина и государева. Государеву чашу раздавали оба патриарха, а их обоих чаши раздавал государь царь (Дополн. к Акт. Истор. Т. V, 26, стр. 99). Подобно тому было и в 1689 году. В день рождения царевны, в четверг на Пасхе, патриарх обедал в царских палатах. «По вести (по извещению), он пришед к столу; пред ним несли панагиар, и за столом были по чину в Грановитой палате царь Иоанн и царевна София, и святейший с ними сидел, чтение чел патриарший канархист, после стола отдействовав Пречистую, была здравная чаша, государям, потом святейшему другая» (Древн. Росс. Вивл. изд. 2, Т. XI, стр. 183). Бывали, впрочем, случаи, когда на торжественном обеде при присутствии патриарха не предлагалась чаша Богородицы. Так в день поставления патриарха Иоасафа (1667 г., февр. 10), за столом у царя в Грановитой палате были все патриархи, сидели все вместе, Паисий, Макарий, Иоасаф (сидел в углу); в стол стихов не пели, певчие дьяки и подьяки ели в Грановитой. После стола были чаши, государева и патриарховы (Кн. Чиновн. о поставл. патр. в библ. св. Синода, 22. Сн. Дополн. к акт. ист. Т. V, 26, стр. 103).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Суровые, но справедливые слова Хомякова подтверждали сказанное о. Львом. В то время я уже полностью принимал православное учение, но «средства и пути», которыми я пришел к этому, действительно были «чисто протестантскими». Моя вера была только «личным мнением», а не «верой Церкви», потому что я не мог сказать, что все мои братья–англикане веруют так же, как я, или что вера, которой учат англиканские епископы, с каковыми я нахожусь в общении, была моей верой. Только став полноценным членом Православной Церкви — войдя во всецелое и видимое общение с епископами, поставленными быть учителями веры, — мог я достичь «уверенности в истине». Несколько месяцев спустя я прочитал в рукописи статью американского грека о. Иоанна Романидиса об экклезиологии св. Игнатия Антиохийского[  ]. Здесь впервые мне встретилось развернутое изложение «евхаристической экклезиологии», которую впоследствии развили о. Николай Афанасьев[  ] и митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас)[  ]. Мне сразу показалось убедительным предложенное о. Иоанном толкование посланий св. Игнатия, а после чтения самих посланий я окончательно уверился в его правоте. Я словно воочию увидел нарисованную св. Игнатием картину Церкви: престол, на нем хлеб и вино; вокруг престола — епископ с пресвитерами, диаконами и весь святой народ Божий, объединенный в священном действе Евхаристии. «Старайтесь иметь одну евхаристию, — увещевает св. Игнатий. — Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ… «[  ] Это поразительный ход — нарочитое повторение слова «один»: «одна плоть… одна чаша… один жертвенник… один епископ». Таково Игнатиево понимание Церкви и ее единства: Церковь поместна, это собрание всех верных в одном месте (epi to auto); Церковь евхаристична, а значит, все верные собираются вокруг одного жертвенника, чтобы разделить один хлеб и единую чашу; наконец, Церковь иерархична, это не любая евхаристическая общность, но лишь та, которая признает главенство одного местного архиерея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) древнее богослужение Антиохийской Православной Церкви. Исторических сведений о нем сохранилось крайне мало ( Τρεμπλας. Σ. 101), а сохранившиеся тексты не всегда можно однозначно интерпретировать как «антиохийские». В лит-ре прошлого было принято называть «антиохийским» или «зап.-сир.», один из основных типов анафор , но корректнее называть этот тип анатолийским (Π. Τρεμπλας) по имени рим. диоцеза Востока (греч. Ανατολ) с политическим (но необязательно церковно-литургическим) центром в Антиохии, в к-рый входили М. Азия, Сирия, Палестина. Древнейшими анафорами Антиохии являются: 1) анафора апостолов» (см. Литургия 12 апостолов ) анатолийского типа, греч. оригинал к-рой утрачен и сохранился лишь сир. перевод; она послужила основой для анафоры, созданной свт. Иоанном Златоустом (R. Taft), ставшей в свою очередь одной из основных анафор визант. обряда (см. Литургия свт. Иоанна Златоуста ); 2) вероятно, анафора «ап. Петра» (ее не следует смешивать с визант. вариантом рим. мессы - см. Литургия ап. Петра ) вост.-сир. типа (см. Вост.-сир. обряд ), сохранившаяся в маронитской (см. Маронитская Церковь ) и груз. (см. Грузинская Православная Церковь ) версиях и близкая к анафоре литургии апостолов Аддая и Мари . Т. о., можно утверждать, что древняя богослужебная традиция Антиохии явилась одним из источников для формирования как вост.-сир. обряда (через посредство Эдессы), так и обрядов анатолийской группы (визант., зап.-сир.). Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд) Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд) Порядок литургии и таинств в Антиохии в IV-V вв. можно реконструировать по данным литургико-канонических памятников антиохийского происхождения: «Дидаскалии апостолов» (1-я пол. IV в.), 8-й кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380), «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (2-я пол. V в.). Важными источниками по истории А. б. кон. IV - нач. V в. являются проповеди свт. Иоанна Златоуста, произнесенные им до 397 г., в период его пресвитерства в Антиохии (F. van de Paverd), и Феодора Мопсуестийского († 428) (H. Lietzmann). С Сирией и Антиохией связано возникновение традиции исторического символизма в толковании литургии (см. Символизм литургический ).

http://pravenc.ru/text/115776.html

В тосте, произнесенном в четверг вечером накануне открытия Святого и Великого собора, Вселенский Патриарх Варфоломей Константинопольский – первый среди равных епископов Православной Церкви – выразил сочувствие Антиохийской Церкви, страдающей от воинствующего исламизма. Он выразил огорчение в связи с «острыми и сложными проблемами, с которыми сталкиваются братья-предстоятели поместных Православных Церквей в плане нетерпимости и религиозного фанатизма, – в первую очередь древний Антиохийский патриархат и к наш возлюбленный предстоятель, Патриарх Иоанн Антиохийский». Однако когда Его Всесвятейшество поднимал свой бокал, эти слова могли быть восприняты как  горькая чаша Антиохийской Церковью, отсутствия которой на соборе Варфоломей мог бы не допустить. Более того, присутствие Антиохии могло бы стать ключевым моментом в том, чтобы собор стал выражением единства и братства вселенского православия – на которое так надеялся Вселенский Патриарх и которое представляется все менее достижимым. Святой и Великий собор Православной Церкви, проходящий в эти дни на Крите, готовился около пяти десятилетий. Вопреки тому, что пишут СМИ, Православная Церковь неоднократно собиралась на такие соборы в период после VIII и даже XI века, хотя некоторые и считают, что конец соборной эпохи ознаменовался Седьмым вселенским собором (787) или Великой схизмой (1054). Еще одно отступление от правды, неоднократно повторявшееся в заявлениях и докладах (в особенности – официальных представителей Вселенского патриархата) заключается в том, что решение о созыве собора было принято единодушно и подписано всеми четырнадцатью общепризнанными автокефальными Православными Церквами. Это не соответствует истине: Антиохия никогда не подписывала документы, относящиеся к созыву собора. Почему Антиохия отсутствует? И каковы будут последствия ее отсутствия для Православных Церквей? Чтобы понять, почему Антиохия никогда не ставила вою подпись «за собор», нужно провести различие между ее возражениями и другими возражениями, которые появились в последнее время. Некоторые соборные документы содержат фразы или темы, которые стали объектом критики. Именно по этой причине две Церкви – Болгарская и Грузинская – приняли решение не присутствовать на соборе. А поскольку настоящего православного консенсуса уже не получалось, от участия также отказалась Русская Церковь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   3) Это и ныне делают, и издавна так поступали злочестивые с православными, везде и всякому давая видеть свое злонравие и нечестие. Положим, что виновен Афанасий; что же сделали другие епископы? Какие против них предлоги? Или и там найден какой мертвый Арсений? И у них какой — нибудь пресвитер Макарий? Какая — нибудь сокрушена чаша? Какой — нибудь мелетианин выведен действующим? Но как из дел этих епископов видно, что показанное на Афанасия есть ложь, так и тем, что предпринимали против Афанасия, объясняется, что и на епископов все выдумано. Великий какой — то зверь (разумею эту ересь) вышел на землю; не словами только, как зубами, наносит он вред простодушным, но и мирскую власть нанял для злоумышления. И странно то, что, как я сказал уже, никто из них не обвиняется, а если и обвинен, не осуждается, или по — видимому и требуется в суд, но бывает оправдан во вред обличающим. И скорее, обличитель терпит от злоумышления, нежели ответчик подвергнется какому — либо стыду. Поэтому, все у них исполнены скверны, и их, вернее сказать, соглядатаи, а не епископы, всех более покрыты сквернами. И если кто хочет у них стать епископом, слушает не сказанное: «подобает... епископу быти непорочну» (1 Тим. 3:2), но одно только: «мудрствуй против Христа, и не заботься о нравах; этого достаточно, чтоб получить тебе одобрение и царскую дружбу». Так бывает с держащимися Ариевых мыслей. А ревнители истины, хотя бы казались святыми и чистыми, по сказанному выше, подвергаются ответственности, когда хотят этого ариане, по каким угодно им вымышленным предлогам. И это, как уже сказано мною, можно усмотреть из того, что сделано арианами.    4) Был некто Евстафий, Епископ антиохийский, исповедник и благочестивый в вере муж. Поелику же он много ревновал по истине, ненавидел арианскую ересь и не принимал державшихся ее, то его оклеветали пред Царем Константином; выдуман предлог, будто бы Евстафий оскорбил Цареву матерь. И немедленно делается он изгнанником, а с ним вместе изгнано и великое число пресвитеров и диаконов. Наконец, которых Епископ сей за нечестие не принял в клир, тех, по изгнании его, не только ввели в Церковь, но и весьма многих из них поставили епископами, чтобы иметь их соумышленниками своими в нечестии. Из числа их Леонтий евнух, ныне Епископ антиохийский, а прежде него, Стефан, Георгий лаодикийский, Феодосий, бывший Епископом трипольским, Евдоксий германикийский и Евстафий, ныне Епископ севастийский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2565...

Воздерживайтесь от злых плевел, которых не возделывает Иисус Христос, ибо они не насаждение Отца. Не потому го­ворю это, что как будто я нашел у вас разделение; нет, я нашел вас чистыми. Те, которые принадлежат Богу и Иисусу Христу,– те с епископом; и которые, раскаявшись, возвратятся к единению с Церковью – и те будут Божии, чтобы жить по воле Иисуса Христа. Не обольщайтесь, братья,– кто последует за раскольником, тот не наследует царствия Божия. Кто следует чужому учению, тот не участвует в страдании (Господа, следовательно, и в плодах его). Итак, старайтесь участвовать в одной Евхаристии; ибо одна плоть Иисуса Христа и одна чаша в общение крови Его, один жертвенник, как один епископ, вместе с пресвитерством и диаконами, сорабами моими; все, что ни делаете, делайте о Боге, (согласно с волею Божьею)... Когда я был с вами вместе, то возглашал, громким голосом говорил: пови­нуйтесь епископу и пресвитерам и диаконам. Иные подозре­вали меня, что я будто сказал это, предвидя отделение некоторых. Но свидетель мне Тот, за Которого я в узах, что не от плоти человеческой узнал я об этом; но Дух возвестил мне, говоря: без воли епископа ничего не делай­те, берегите плоть вашу, как храм Божий, любите единение, бегайте разделения, подражайте Иисусу Христу, как Он – Отцу Своему”. В заключение послания, св. Игнатий умоляет филадельфийцев принять участие в избрании и рукоположении епископа для осиротевшей Церкви антиохийской. “Подобает вам, как Церкви Божией, рукоположить служителя, для служения там (в Антиохии) службы Божьей, чтобы он возра­довался с верными, собранными воедино, и прославлял имя Божие”. Итак, вот как совершалось в древней Церкви избрание и рукоположение во епископа одной из главнейших на востоке Церквей – Церкви антиохийской! Мы желали бы, чтобы какой-нибудь Перроне доказал нам, что при этом необходимо было требовать согласия и утверждения папы! В Смирне св. Игнатий встретил всеобщую к нему лю­бовь и уважение верных; в Смирне встретил он достойного и равного себе соепископа,– св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Ещё одна книга древней Церкви – первая апология св. Иустина Мученика (начало II в.), из которой можно видеть, что Богослужение древних христиан имело конкретную форму (чин) и последовательность священнодействий и молитв. Он пишет, например: «По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующей народ отвечает: аминь» (п. 65). Хотя – поскольку св. Иустин обращает свою апологию не к христианам, а языческим правителям – в его книге не описывается Богослужение так подробно, как в вышеприведенных книгах, составленных для верных. Кроме этого, весьма важен факт существования многих древних литургий, которые разделяются на территориальные группы. Так, к Иерусалимско-антиохийским литургиям относятся: литургия Апостольских Постановлений, св. Апостола Иакова, св. Василия Великого , Иоанна Златоуста , св. Григория. Александрийские: св. Апостола и Евангелиста Марка, св. Кирилла Александрийского . Месопотамские: св. апп. Фаддея и Мария, Нестория (еретика) и другие. Литургия – это важнейшая часть Богослужения, на котором совершается Евхаристия. Так вот, что же мы видим? Христиане изначала служили литургию, и при этом они совершали её не произвольно, как кто найдёт нужным, но по определённому чину, в котором было указано, когда и какие молитвы священнику или диакону возглашать, какие при этом действия совершать, и что должен отвечать народ. Важно также и то, что слово «литургия» в церковном смысле встречается и в Новом Завете, в Деян.13:2 , где сказано: «Когда они служили Господу и постились...». «Служили» в оригинале λειτουργοντων (литургонтон) – глагольная форма от λειτουργα (литургия). Подобная глагольная форма используется и в русском языке, когда, например, священник говорит: «завтра мне предстоит литургисать », то есть служить литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

И явишася пастырие, сиречь патриарси, подобии апостолом, иже имяху основание верховнаго в апостолех Петра. И основася добре православие от христианских царей: Константина и прочих, ревновавших за Христа. И во взысканиих, яже бываху по времени за православие и за святая предания, не законополагаше токмо един архиерей, но с повелением и тщанием благочестивых царей вси архиерее от всего мира собирахуся. И папа римский ту бяше, или, егда не случашеся имети удобство быти самому, посылаше иных вместо себе, яко же бе Агапит и потом Мартий, или местохранителми. И патриарх Александрийский, и антиохийский, и божественнаго града Иерусалим. Еще и иже везде вси избраннии. Иже вси вкупе, исчистивше оная, о нихже имяху сумнение, утвердиша истинну чисту, с пределы и главами, исполненными православия. По сему образу творяху и апостоли. Зане егда изнесеся слово от неких о обрезании, не надеястася на себе Павел и Варнава положити закон един, но в сборе и прочих апостол. От него же, еже подобаше, прияша с писанми тогда, егда не учаше токмо Петр, но и Иаков, и Иоанн, и прочии. И аще что пишут – вкупе в послании своем. И пред сим Петр, егда хотяше избрати апостола вместо Иуды, да совершится двонадесятица учеников, не наделся на себе, но рече всем и вкупе с ними соверши дело. И егда прият Корнилиа со откровением, со многими словесы и свидетельствы показа апостолом, яко дело бе от Бога, а не от себе, да примут его и тии. И Павел подобие хождаше и глаголаше проповедь и иным, да не течет в суетну проповедь. Или тече Павел, иже носяше Христа на себе, – Павел, его же двизашеся язык всегда от Святаго духа, толико соблюдашеся? Сицевым образом и нам подобает держати в жертве святаго и священнаго хлеба, соединити и влагати святую кровь и воду в чашю, яко же суть предана и утвержденна от всех святых отец, егда собрашася вкупе во святых своих соборех. Глава 74. Зри паки прилежно начинания проскомидии Священное убо блюдо священнейший хлеб имать, божественная же чаша – вино с водою, возложенна Богу. Сам же священник, взем и другую просфору, изимает частицу едину копием от печати, яже есть посреде 190 , и приносит ю в честь и память Богоматере, и полагает ю на десной стране святаго и священнаго хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010