Méreaux Anversois//Rev. belge de numismatique et de sigillographie. 1930. Brux., 1931. Vol. 82. P. 142-147; см.: Kelsch. 1987). В среднеанглийском стихотворении о правилах поведения «вольных каменщиков», якобы установленных Евклидом (ркп.: Brit. Lib. Royal 17 A I; XV в.), увенчанные мученики представлены как образцовые мастера, к-рые усердно служили Богу и твердо соблюдали правила (as gode masonus as on erthe schul go). В честь мучеников названа масонская ложа в Лондоне (англ. Quatuor Coronati Lodge), основанная в 1886 г. для изучения истории масонства . Ист.: BHG, N 1600; BHL, N 1836-1839; ActaSS. Nov. T. 3. P. 748-784; Mombritius B. Sanctuarium, seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 288-292, 636-637; Passio Sanctorum IV Coronatorum/Hrsg. W. Wattenbach//Untersuchungen zur römischen Kaisergeschichte/Hrsg. M. Büdinger. Lpz., 1870. Bd. 3. S. 321-379; Мученичество четырех святых венценосных, написанное Порфирием; Мученичество св. Квирина, еп. Сискии, в Паннонии; Мученичество св. Флориана/Пер.: Ю. К. Колосовская//ВДИ. 1992. 4. С. 222-241; Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. T. 2. P. 1130; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 203. Лит.: [Memmolo D.] Della vita, chiesa e reliquie de " santi Quattro Coronati. R., 17572; Rossi G. B., de. I santi Quattro Coronati e la loro chiesa sul Celio//BACr. Ser. 3. 1879. Vol. 4. P. 45-90; Meyer E. Über die Passio Sanctorum Quatuor Coronatorum. B., 1886; Wattenbach W. Über die Legende von den hl. Vier Gekrönten//SPAW. 1896. Bd. 47. S. 1281-1302; Dufourcq A. Étude sur les «Gesta Martyrum» romains. P., 1900. P. 153-160; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 55, 275-276, 446, 459, 504-506, 662-663, 687; Duchesne L. Le culte romain des Quatre-Couronnés (Santi Quattro)//Mélanges d " archéologie et d " histoire/L " École française de Rome. P., 1911. Vol. 31. P. 231-246 (Idem// Duchesne L. Scripta minora. R., 1973.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

Позднее было составлено другое агиографическое сказание, в котором «четверых увенчанных» представляли как мучеников, якобы пострадавших в Паннонии ( Kirsch. 1924. S. 37; Amore. 2013. P. 123-124). Другие исследователи, считавшие сведения Мученичества достоверными, пытались объяснить, почему в Риме возникли 2 центра почитания мучеников - в пригородных катакомбах и в городском «титуле». По мнению Дюшена, в IV в. под влиянием придворных кругов сложился культ паннонских мучеников в «титуле», в котором, возможно, хранились мощи этих святых, впоследствие перенесенные в пригородные катакомбы ( Duchesne. 1911. P. 241; ср.: Pietri Ch. Roma Christiana: Recherches sur l " Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie, de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. P. 493-495). Вероятно, почитание гробницы мучеников в катакомбах началось в VI в. и продолжалось до перенесения их мощей в городской «титул» по указанию папы Льва IV ( Diefenbach. 2007. S. 347-348). Напротив, Делеэ предположил, что мощи мучеников были перенесены из Паннонии в пригородные катакомбы, а в «титуле» хранились другие реликвии этих святых. Согласившись с мнением, что в катакомбах мучеников стали почитать раньше, чем в «титуле», Франки де Кавальери отверг гипотезу о перенесении мощей из Паннонии. Он считал, что в Риме «четверых увенчанных» ошибочно отождествили с 4 анонимными мучениками, к-рые были похоронены в катакомбах. Гюйон попытался разрешить проблемы, связанные с историей почитания увенчанных мучеников, опираясь на предположение Дюшена о том, что культ (возможно, также мощи) святых и агиографическое сказание появились в Риме в разное время. По мнению исследователя, в IV в. в катакомбах почитали 4 мучеников, пострадавших в Паннонии. По неизвестной причине их культ был связан с гробницей местного мч. Климента. Со временем сведения о паннонских мучениках были утрачены, возникло предположение, что они пострадали в Риме; вымышленное повествование об этом было включено в Мученичество Себастиана.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

СОДЕРЖАНИЕ I. СНЫ ОБ УДОВОЛЬСТВИЯХ 1. МЕТОД АРТЕМИДОРА 2. АНАЛИЗ 3. СОН И АКТ II. КУЛЬТУРА СЕБЯ III. Я И ДРУГИЕ 1. МАТРИМОНИАЛЬНАЯ РОЛЬ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИГРА IV. ТЕЛО 1. ГАЛЕН 2. ХОРОШИ ОНИ ИЛИ ПЛОХИ? 3. РЕЖИМ УДОВОЛЬСТВИЙ 4. РАБОТА ДУШИ V.ЖEHA 1. СУПРУЖЕСКИЕ УЗЫ 2. ПРОБЛЕМА МОНОПОЛИИ 3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ VI. МАЛЬЧИКИ 1. плутарх 2. ПСЕВДО-ЛУКИАН 3. НОВАЯ ЭРОТИКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Указатель цитированных произведений (А. Б. Мокроусов) Указатель имен (О.И.Хома и А.Б.Мокроусов) Библиография работ М.Фуко In memoriam ГЛАВА I СНЫ ОБ УДОВОЛЬСТВИЯХ 1. Метод Артемидора 2. Анализ 3. Сон и акт Я начну с анализа текста, в известном смысле уникального. Это сочинение, посвященное " практике " повседневности, а не рефлексии или моральным предписаниям,-- единственный дошедший до наших дней памятник эпохи, в котором содержится более или менее систематическое описание различных форм половых актов. Не высказывая прямо сколько-нибудь определенные моральные суждения об этих актах, он демонстрирует все же схемы общепринятых оценок, как можно предположить, весьма близких к тем общим принципам, которые и прежде, в классическую эпоху, составляли моральный опыт Следовательно, книга Артемидора служит своего рода ориентиром. Она свидетельствует о постоянстве. Она характеризует распространенный образ мышления. Поэтому она позволит нам оценить все своеобразие и новизну присущих той эпохе философских и медицинских размышлений об удовольствиях и сексуальном поведении. ___________ В Заботе о себе, как и в Использовании удовольствий, Фуко применяет ключевой для себя греческий термин -- та афродизия. " дела Афродиты " , " любовные утехи " , " наслаждения " -- без перевода, специально различив его с понятиями " сексуальность " и " плоть " . Подробнее см. комментарий С. Табачниковой в: Фуко М. Воля к истине .-- М, 1996.-- С. 385.-- Прим. ред. 1. МЕТОД АРТЕМИДОРА Артемидора - единственный целиком дошедший до наших дней памятник широко распространенного в античности жанра онирокритики. Сам Артемидор, писавший во II веке н. э., обильно цитирует авторов сочинений, имевших хождение в его эпоху и тогда уже зачастую считавшихся древними: Никострата Эфесского 1 , Паниасия Галикарнасского 2 , Аполлодора Тельмесского 3 , Феба из Антиохии 4 , Диониса из Гелиополя 5 , натуралиста Александра из Минда 6 . Он с похвалой отзывается об Аристандре Тельмесском 7 , а также упоминает три книги Гемина Тирского, пять книг Деметрия Фалерского и двадцать две книги Артемона Милетского 8 .

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Мак-Мюллен Р., 94, 95, 96. Максим Тирский (ок. 125--185), греческий софист и ритор, известна 41 речь (видимо, лекций), отмеченная эклектическим смешением платонических, перипатетических, стоических, кинических и неопифагорейских идей, возможно тождествен Кассию Максиму, которому Артемидор посвятил первые четыре книги Сонника, 11, 203, 205, 211. Марк Аврелий Антонин (121--180), римский император с 161 г., философ-стоик, автор Размышлений, 47, 54, 59, 65, 102,116, 180. Марру, Анри Иреней, современный французский историк античности и раннего христианства, основное сочинение -- двухтомное исследование Св. Августин и. конец античной культуры, 255. Марсия, адресат Утешения к Марсии Сенеки 180. Менемах (1--11 вв.), адресат Плутарховых Наставления о государственных делах и Об изгнании, видимо был должностным лицом в Сардах (Лидия), 99, 100, 105. Метронакс (I в.), римский учитель философии, лекции которого посещал Сенека, ближе неизвестен, 57. Мусоний Руф Гай (ок. 20-- ок. 80) из Вольсиний, известный римский философ-стоик, писавший по-гречески, учитель Эпиктета, в 65 г. сослан Нероном на о-в Гиару за участие в заговоре, в правление Гальбы (69 г.) вернулся в столицу и открыл школу, свои моральные поучения адресовал различным влиятельным особам и даже императорам, 47, 54, 59, 61,160, 163, 164, 165, 166, 169, 170, 173, 174, 175, 181, 182. 183, 185, 186, 189, 192, 197, 255. Никокл (IV в. до н. э.), царь Кипра с 374 г., ученик Исократа, который адресовал ему две речи о долге государя и о долге подданных, прославился как мягкосердечный правитель и покровитель искусств, 48. Никострат Эфесский, греческий писатель, возможно, онирокритик, упоминаемый Артемидором, ближе неизвестен, 11. Нунан Дж. Т., 183. Овидий Назон Публий (43 г. до н.э. -- ок. 18 г. н. э.), один из крупнейших римских лирических поэтов, автор элегий, Науки любви и др., умер в изгнании, 150, 239. Орибасий (325--403), византийский врач, ученик Зенона Кипрского, автор компилятивного свода текстов античных медиков (т. н. Синагоги) 121, 137, 152,153.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Комик Никострат перечисляет множество их: цепи, ожерелья, перстни, браслеты, змеевидные брошки, серьги. Много порицает женщин за все эти украшения Аристофан, перечисляя их в своей комедии «Фесмофориянки» правильное название: «Женщины на празднестве Фесмофорий». – Прим. составителя.) Приведу самые слова сего комика, которыми он открыто порицает неприличную надутость вашего высокомерия. Вот, по нему, ваши наряды и к ним принадлежности: Шляпки, галстучки, душистое мыло, ножички и ноженки, пемза, подгрудник, турнюр, спинные накидки, белила, румяны и другие краски, ожерелья, инструмент для подведения глаз, платья из дорогих мягких материй, на голову плетения, пояс, тонкая верхняя одежда, с пунцовою каймою, верхняя (одежда) претекста, прозрачная одежда, сорочка, юбка, кофточка. Да, важнейшего-то я и не сказал. Что еще такое? Двойные золотые серьги, жемчуг, ушные подвески, розовое платье, жемчужный головной убор, в котором жемчуг играет ягод виноградных роль, шпильки, ленты, на шею бусы, бубенчики на ноги, погремушки, цепочки, перстни с печатьми и изображением фигур различных, неразъемные цепочки, кольца, пудра, стекляшки, увясла головные, олисбы, сердолики, веера, змеевидные запястья. Мне утомительно и противно и перечислять такое множество украшающих вещей. Дивно мне, что наши жены не изнемогают под такою тяжестью. О, к чему эта погоня за пустым! О, суетное хвастовство! По примеру непотребных женщин наши жены осыпают себя драгоценностями для своего собственного стыда; при недостатке чувства приличия они гоняются вместо даров Божиих за фальшивою монетой и подражают в украшении себя искусству злого духа. Но богача, который собирал в амбары и говорил себе: Ты имеешь много благ; их сложено у тебя на многие годы; ешь, пей и веселись, Господь ясно назвал безумцем: В эту ночь возьмут душу твою у тебя и что ты собрал кому достанется? ( Лк. 12, 19–20 )... Питомцы Христа должны украшать себя не золотом, а Логосом; лишь Он один составляет истинное золото... Вашими ожерельями и цепями должны быть стыдливость и умеренность...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Желаем тебе здравствовать о Господе». «Цецилию Киприану, епископу Церкви карфагенской – Моисей и Максим пресвитеры и Никострат и Руфин диаконы и прочие исповедники, пребывающие в истинной вере в Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа Господа нашего и в Духа Святого, желают здоровья. Среди различных и многообразных скорбей, собрат, причиняемых нам настоящими падениями многих братьев почти во всей вселенной, особенное утешение доставило нам полученное от тебя письмо: оно воодушевило нас, оно облегчило страдания болезнующего духа. Отсюда мы можем уже уразуметь, что благодать Божественного провидения, может быть, для того и хотела удерживать нас столь долго заключенными в темничные узы, чтобы наставленные и сильнее одушевленные письмом твоим мы могли с большею охотою стремиться к предназначенному венцу. Ибо твое письмо обрадовало нас так, как во время непогоды вёдро, и в бурном море желанная тишина, и в трудах покой, и в опасностях и болезнях здравие, и в густой тьме ясный и блистающий свет. Итак, мы впивали в себя это письмо жаждущим духом, мы вкушали его алчущим сердцем, так что радуемся, будучи достаточно насыщены и напоены к борьбе с врагом. Господь наградит тебя за такую любовь твою и явит надлежащий плод этого столь доброго дела. Ибо не менее достоин награды венца тот, кто поощрял, как и тот, кто претерпел; не менее достоин похвалы научивший, как и сделавший; не меньше должен быть почтен увещевавший, как и сражавшийся. Да, иногда высшая степень славы принадлежит настаивавшему, нежели тому, кто показал себя достойным учеником; ибо этот, может быть, не имел бы того, что произвел, если бы тот не научил. Итак, мы получили, опять скажем, брат Киприан, великую радость, великое утешение, великое облегчение особенно от того, что ты славных мучеников, – не скажем – смерти, но бессмертия, почтил славными и достойными похвалами. Ибо таковые кончины и надлежало почтить такими речами, чтобы слова в рассказе соответствовали делам. Твое письмо представило нам эти славные победы мучеников, и мы некоторым образом проводили их очами нашими на небо, созерцали их находящимися уже между Ангелами и властями и господствами небесными.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Марк сказал: " Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах " . Никострат и его супруга просили Крещепия. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. Тогда Никострат попросил начальника тюрем Рима, Клавдия, прислать к нему в дом всех заключенных. Беседуя с узниками, Севастиан убедился, что все они достойны Крещения, и призвал пресвитера Поликарпа, который приготовил их к таинству огласительным словом, предписал им поститься, назначив совершение таинства на вечер. В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот привел к святому Севастиану своих больных сыновей, Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещенных было 64 человека. Представ перед епархом Хроматием, Никострат рассказал ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Слова Никострата убедили епарха. Он призвал к себе святого Севастиана и пресвитера Поликарпа, просветился от них и уверовал во Христа. Вместе с Хроматием приняли святое Крещение его сын Тивуртий и все домочадцы. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек. По совету христиан Хроматий оставил должность епарха. В это время епископом Рима был святой Гаий (впоследствии папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа). Святитель благословил Хроматия, чтобы он уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом. Христиане, которые были не в силах идти на мученичество, уехали с ними. Священник Поликарп был послан для утверждения новообращенных в вере и совершения таинств. Сын Хроматия, Тивуртий, желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане. Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк, посвященные в диаконы, Никострат, жена его Зоя и брат Касторий, Клавдий, сын его Симфориан и брат Викторин. Они собирались во дворце императора у тайного христианина, сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.

http://pravicon.com/info-1979

Речь его потрясла всех присутствовавших. Явившиеся семь Ангелов облекли святого Севастиана в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Жена царского казнохранителя Никострата Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, – она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Иисуса Христа – Спасителя мира. Казнохранитель Никострат снял оковы с и Марка и предложил им бежать, но братья отказались. Никострат и его супруга просили Крещения. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. По просьбе Никострата начальник тюрьмы Клавдий прислал к нему в дом многих заключенных. Беседуя с узниками, святой Севастиан убедился, что все они достойны Крещения. Пресвитер Поликарп приготовил их к таинству огласительным словом и, предписав поститься, назначил совершение таинства на вечер. В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот, уверовав во Христа, привел к святому Севастиану своих больных сыновей Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещеных было 64 человека. Представ перед епархом Хроматием, Никострат открыл ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Уверовав во Христа, Хроматий принял святое Крещение от святого Севастиана вместе с сынам своим Тивуртием и всеми домочадцами. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек. Епископ Римский святой Гаий (впоследствии Папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа) благословил Хроматия, чтобы он, оставив должность епарха, уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом и частью новообращенных христиан. Сын Хроматия Тивуртий желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Никострат и его супруга просили крещения. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. Тогда Никострат попросил начальника тюрем Рима, Клавдия , прислать к нему в дом всех заключенных. Беседуя с узниками, Севастиан убедился, что все они достойны Крещения, и призвал пресвитера Поликарпа, который приготовил их к таинству огласительным словом, предписал им поститься, назначив совершение таинства на вечер. В это время Клавдий известил Никострата , что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот привел к святому Севастиану своих больных сыновей, Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина , его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещенных было 64 человека. Представ перед епархом Хроматием, Никострат рассказал ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Слова Никострата убедили епарха. Он призвал к себе святого Севастиана и пресвитера Поликарпа, просветился от них и уверовал во Христа. Вместе с Хроматием приняли святое Крещение его сын Тивуртий и все домочадцы. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек. Вскоре Севастиан был арестован. Его допрашивал лично император Диоклетиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами. Жена сановника Кастула , Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым и принесла в свой дом. Святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима , но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. Диоклетиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Севастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого.

http://drevo-info.ru/articles/4625.html

– Почему ты беспокоишься? Зачем ты смущен и хочешь спуститься к морю и утопиться? От света и небесного голоса все дурные помыслы отца Хрисанфа исчезли, и из его глаз рекой полились слезы. – Прости меня, святый Предтеча, прости меня!.. – Зачем ты бросил пение на клиросе вот уже целую неделю? И зачем ты бросаешься туда и сюда, прося назначить тебя начальником? Или я не ведаю, кого назначу в начальники? Как ты станешь начальником, если я не хочу этого? Сияние исчезло, и вместе с ним исчезли все печали отца Хрисанфа. Он сподобился особого попечения св. Предтечи, т. к. имел великую простоту и с большой любовью пел на клиросе на протяжении целых 25 лет! Литургия без священника? В местечке Карьес (Карея), являющемся административным центром Св. Горы Афон, находится небольшой храм во имя Св. первомученика и архидиакона Стефана. 14 июля 1958 г. представитель русского монастыря Св. вмч. Пантелеимона иеромонах Никострат был приглашен в этот храм, чтобы отслужить праздничную литургию. Отец Никострат прибыл в храм в конце утрени , однако не стал проходить в храм, но с большим умилением стал следить за службой из стасидии, что наружи. Когда его пригласили внутрь, чтоб начать проскомидию, отец Никострат отказался, сказав: Тот, кого увидел иеромонах, был сам св. архидиакон Стефан – Что мне делать внутри, если у вас уже служит священник? – Внутри служит литургию священник? – в изумлении спросил пригласивший его монах. – Как нет литургии, если диакон только что покадил всех людей и иконы и уже зашел в алтарь? Неужели он служит без священника? Монахи пришли в умиление, т.к. в храме не было ни священника, ни диакона: тот, кого увидел благоговейный русский иеромонах, был сам св. архидиакон Стефан! Смиренного отца Никострата с трудом удалось уговорить войти в пустой алтарь и отслужить литургию... Небесный посланник Старец Анфим был одним из духоносных отцов Дионисиева монастыря. В начале своего монашеского пути отец Анфим нес послушание на кухне как повар. С великой любовью и заботой он готовил всевозможные вкусные яства для утешения братии и паломников обители, но сам довольствовался лишь сухарями и маслинами. Этот подвиг отца Анфима злил бесов, которые были готовы разорвать подвижника на куски, однако благодать Божья хранила его, и единственное, что могли делать демоны, – это собраться на кухне и всю ночь бить в кастрюли и в посуду, крича и шумя. До такого озлобления их доводили пост и молитва отца Анфима.

http://pravoslavie.ru/122728.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010