Се настал уже конец вашего пути: не обращайтесь же назад, как жена Лота, чтобы не сделаться бездушным столпом (Быт.19:26), ибо тем погубите свои души. Не соблазняйтесь слишком сильною любовью к родителям, женам и детям, чтобы не сделаться недостойными Христа, сказавшего: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Не будьте такими неразумными, чтобы, начавши духом, окончить плотью (ср. Гал.3:3). О, да подаст мне Христос Бог мой пролить мою кровь за Него перед вами, чтобы вы видели мое страдание, и моя смерть могла бы послужить для вас примером, как полагать души за вашего и моего Бога. Когда святой Севастиан поучал такими и многими другими наставлениями, внезапно осветил его Божественный свет и лицо его просветилось, как лицо Ангела, и неверующие испугались славы лица его. Некоторые же видели семь Ангелов, облекавших блаженного Севастиана в светлую одежду, и Прекраснейшего Юношу, благословлявшего его, со словами: — Ты всегда будешь со Мною. Всё это происходило в доме протоскриниария по имени Никострата, у которого Маркеллин и Марк были под стражею. Жена Никострата, именем Зоя, которая уже шесть лет была немою от сильной болезни, но разум и слух имела невредимыми, слышала и поняла все, сказанное Севастианом и, видя сияние вокруг его лица, упала к ногам его, знаками умоляя разрешить язык ее. Блаженный Севастиан сказал: — Если я действительно — истинный раб Христов и истинно всё то, что от меня услыхала и чему уверовала сия жена, то да повелит Господь мой открыться устам ее и разрешиться языку, как некогда у пророка Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк.1:64). Сказав это, он осенил крестным значением уста той женщины, и она тотчас же громко проговорила: — Блажен ты, и благословенно слово, сказанное тобой, и блаженны верующие чрез тебя во Христа, Сына Бога Живого, ибо я видела сошедшего к тебе с неба Ангела, державшего перед тобой открытую книгу, по которой ты читал всё сказанное тобой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. 26. И принесут в него славу и честь народов. 27. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни“.      I. 18-го числа декабря церковь празднует память св. мученика Севастиана и других мучеников, пострадавших вместе с ним. Севастиан служил при дворе римского императора Диоклитиана, самого жестокого гонителя христиан. Он был начальником дворцовой стражи и был очень любим за свою верную службу. До времени Севастиан не объявлял, что он христианин, скрывая свою веру. И вот наступило время открыто исповедать Христа. – Случилось такое обстоятельство: приговорены были к смерти за веру Аристову два брата – Маркеллин и Марк. Уже они склонили свои головы под мечи, но вдруг казнь приостановлена. Родственники упросили на месяц отсрочить ее и дали слово уговорить их отречься от Христа. Осужденные были отданы на это время под надзор язычника Никострата. Начались мольбы, слезы, рыдания отца, матери, жен и дочерей. Решимость исповедников стала колебаться, – началась борьба, – они сами плакали вместе с родственниками, уговаривавшими их, и час полного отступничества от Христа был близок. При этом домашнем трогательном случае находился упомянутый нами Севастиан. Увидевши колебание и готовность к отступничеству в Марке и Маркеллине, он вдруг, обращается к ним с такими словами: „О, воины Христовы! Неужели вы, так великодушно претерпевшие мучения, сложите с себя ради ласк и слез заслуженный венец? Будьте достойными воинами Христа; вооружитесь верою и не измените ей ради детских рыданий. Те самые, которые ныне плачут, возрадовались бы, если бы знали то, что вы знаете. Они думают, что нет жизни, кроме той, которой вы лишаетесь за Христа. Если бы они знали, что за этою жизнию есть жизнь вечная, то сами пожелали бы разделить ваш подвиг и презрели бы временную жизнь. И стоит ли наша временная жизнь, чтобы так дорожить ею? Не обманывает ли она нас ежечасно? Не полна ли она горя, суеты и лжи?» Обращаясь к родителям и сродникам Марка и Маркеллина, он сказал: „вы желаете им не жизни, а смерти, не свободы, а рабства: за отступничество их ждут вечные муки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕВАСТИАН МЕДИОЛАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученичество св. Севастиана Севастиан Медиоланский, Римский (+ ок. 287 ), мученик Память 18 декабря Родился в городе Нарбонне (Галлия), а образование получил в Медиолане . При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284 - 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере. Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк , сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь и убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: " Ты всегда будешь со Мною " . Жена царского казнохранителя Никострата , Зоя , 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, - она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались. Марк сказал: " Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах " .

http://drevo-info.ru/articles/4625.html

18-е Св. муч. Севастиана и дружины его: свв. мучч. Никострата, Зои, Кастория, Трагквиллина, Маркеллина и Марка, Клавдия, Викторина и Симфориана, Тивуртия, Кастула Севастиан, родом Итальянец, получил хорошее образование в Медиолане и, поступив в военную службу, был замечен и отличен за многие свои достоинства и поставлен начальником придворной стражи при императоре Диоклитиане. Исповедуя христианскую веру, он, во время жестокого гонения, воздвигнутого в то время на христиан, не желая выступать произвольно на мученический подвиг, в тайне до времени хранил свою веру, пребывая вместе с тем в готовности открыто исповедать её, а в ожидании того пользовался всеми случаями, чтобы действовать в пользу своих единоверцев и утверждать колеблющихся христиан. Таким образом утвердил Севастиан в терпении до конца и двух братьев, Марка и Маркеллина, которые, хотя и выдержали многие истязания за веру во Христа, но отданные под надзор одного язычника, именем Никострата, бывшего начальником темницы, ради того, чтобы он уговорил их ценой отречения от своей веры избавиться от смертной казни, и окружённые родственниками, умолявшими их не губить себя, готовы были, наконец, уступить слёзным настояниям своих близких... В это время пришёл к ним в дом Никострата Севастиан и с горячностью стал их вразумлять своими вдохновенными речами: – О, крепкие воины Христовы, которые уже так мужественно вытерпели многие мучения за Христа, неужели ради ваших родственников вы пожертвуете вашим мученическим венцом! – обратился он к смущённым видом страдания своих близких братьев, – неужели ради пристрастий земных вы лишите себя вечной славы небесной! Будьте же мужественны! И научите вашим примером, что оружием воинов Христовых должно быть не столько железо, сколько вера Христова. Подымите же ваше славное знамя и не выдавайте его врагу! Не смущайте сокрушением плачущих о вас; разве не обратились бы в радость слезы их, если бы они знали то, что вам известно? Они думают, что нет иной жизни, кроме той, которой вы лишаетесь ради Христа... если же бы знали они, что существует другая, вечная и блаженная, то сами пожелали бы её и презрели бы временную, поняв, что не стоит она того, чтобы дорожить ею. Разве удовлетворяет она стремления человеческие? Разве не разрушает все надежды? Разве не полна суеты, лжи и горя... Разве не вводит в жестокие заблуждения? Обольщая своими призрачными благами, она ради них подымает руку брата на брата, как разбойника на беззащитного путника, допускает неправосудие, гордость, угнетение, хищение, и всё это – ради приобретения мимолётных, изменчивых, непрочных благ житейских, в конце концов во всяком случае поглощаемых смертью...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в Галлии ( Guyon. 1975. P. 511-512). Об увенчанных мучениках сообщается в Мученичестве св. Себастиана (BHL, N 7543), которое было составлено в Риме между 30-ми гг. V и нач. VI в. (см.: Saliou C. Du légendier au sermonnaire: Avatars de la «Passio Sebastiani»//REAug. 1990. Vol. 36. P. 285-286; Diefenbach. 2007. S. 259). Согласно этому произведению, благодаря проповеди св. Себастиана в христианство обратились многие римляне, среди них - примискриний Никострат и его брат Касторий, а также управляющий тюрьмой (commentariensis) Клавдий, его брат Викторин и сын Симфориан. Они пытались достать из р. Тибр тела мучеников и были схвачены властями, по указанию судьи Фабиана их подвергли пыткам и утопили в море (ActaSS. Ian. T. 2. P. 265-278). За исключением имен мучеников (вместо Симплиция назван Викторин) и способа казни, это повествование не имеет ничего общего со сведениями, содержащимися в Мученичестве паннонских святых. По мнению большинства исследователей, автору Мученичества Себастиана были известны только имена 4 мучеников, которые, как он считал, пострадали в Риме. Воспользовавшись отсутствием к.-л. сведений об этих святых, агиограф сделал их персонажами «агиографического романа» с вымышленным сюжетом. Мученичество Себастиана было источником краткого сказания об увенчанных мучениках в Мартирологе Флора Лионского ( Quentin. 1908. P. 275-276). Местом особого почитания мучеников была усыпальница в катакомбах «у двух лавров», о к-рой сообщается в римских итинерариях 1-й пол. VII в. (в итинерарии «О гробницах святых мучеников, что находятся за стенами города Рима» указаны имена «четверых увенчанных» - Клавдий, Никострат, Симпрониан, Касторий и Симплиций) (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 307, 318, 326. (CCSL; 175)). Предполагается, что усыпальница мучеников располагалась в 2 кубикулах (криптах) в зап. части катакомб, к которым от лестницы вела длинная прямая галерея. Кубикулы были сооружены скорее всего на рубеже III и IV вв., подведенная к ним галерея была укреплена, вероятно, в IV или V в.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАВДИЙ, НИКОСТРАТ, СЕМПРОНИАН, КАСТОРИЙ И СИМПЛИЦИЙ КЛАВДИЙ, НИКОСТРАТ, СЕМПРОНИАН (Симпрониан, Симфориан), КАСТОРИЙ (Кастор) И СИМПЛИЦИЙ [лат. Claudius, Nicostratus, Sempronianus, Castorius et Simplicius] (нач. IV в.), мученики (пам. зап. 8 нояб.). В лат. традиции мученики известны под общим эпитетом «четверо увенчанных (коронованных)» (Quattuor Coronami), который встречается в источниках с V-VI вв. И. Делеэ вслед за Дж. Б. Де Росси связывал эпитет с представлением о венцах (триумфальных венках), которые мученики получали в награду от Бога. В раннехрист. лит-ре о мучениках говорилось как о тех, кто, «соблюдая закон, пострадали за него» и были «увенчаны» ( Herm. Pastor. III 8. 3; см.: ActaSS. Nov. T. 3. P. 749). Высказывалось мнение о происхождении эпитета «четверо увенчанных» от изображения: возможно, в рим. катакомбах существовала фреска, на которой были представлены 4 мученика, принимающие венцы из рук Христа ( Franchi de " Cavalieri. 1912. P. 65; Guyon. 1975. P. 553-554). Житие Лат. Мученичество (BHL, N 1836-1837; CPL, N 2248a) известно в двух основных версиях (А и В). В ранней версии (А) указано имя составителя: Порфирий, цензуал (чиновник, ответственный за сбор податей) и, вероятно, землемер (censualis a gleba actuarius). Мученичество (В) было впервые опубликовано ок. 1480 г. Б. Момбрицио ( Mombritius. 1910), критическое издание текста осуществил в кон. XIX в. В. Ваттенбах. Наиболее представительной считается публикация, подготовленная Делеэ, в которой учтены 15 рукописей VIII-XIV вв. (ActaSS. Nov. T. 3. P. 765-779). Текст ранней версии был издан Делеэ по рукописям Paris. lat. 10861. Fol. 75v - 82v (1-я пол. IX в.; происходит из Юж. Англии, возможно из Кентербери; см.: Brown M. Paris, Bibliothèque Nationale, lat. 10861 and the Scriptorium of Christ Church, Canterbury//Anglo-Saxon England. 1986. Vol. 15. P. 119-137) и Roma. Bibl. Vallicelliana. VIII. Fol. 155-159 (XII в.).

http://pravenc.ru/text/1841225.html

Вот одна из них, датируемая IV веком, приблизительно 365 годом до н. э. Аполлодор был зажиточным афинским гражданином, выходцем из низов (его отец, меняла, начинал свой жизненный путь рабом). Как и многие подобные благородные люди, Аполлодор приобрел загородное имение. Там он добился дружбы со своим ближайшим соседом Никостратом, который был человеком аристократического происхождения, но часто бывал стеснен в средствах. У них были нормальные соседские отношения: они одалживали друг другу небольшие суммы денег, домашних животных или рабов, когда один отлучался, второй присматривал за его владениями. Однажды с Никостратом стряслась беда. Пока он выслеживал своих беглых рабов, его захватили пираты и стали удерживать на невольничьем рынке на острове Эгина, требуя за него выкуп. Родственники смогли собрать лишь часть денег, поэтому оставшуюся часть суммы пришлось занять у чужаков на рынке. Судя по всему, это были профессионалы, которые специализировались на выдаче подобных ссуд. Условия предоставления кредита были беспощадными: если ссуда не уплачивалась в течение тридцати дней, она удваивалась; если же должнику не удавалось ее заплатить, то он становился рабом человека, который дал денег, чтобы его выкупить. Отчаявшийся Никострат обратился к своему соседу. Все его владения уже были заложены разным кредиторам; он знал, что у Аполлодора нет достаточного количества наличности, но не мог бы его дорогой друг дать что-нибудь свое в качестве обеспечения? Аполлодор ему сочувствовал. Он был бы рад простить все долги Никострата перед ним, но сделать что-то большее ему было трудно. Однако он был готов сделать все, что было в его силах. В конце концов он взял ссуду у своего знакомого по имени Аркесий под 16 % годовых и под залог своего городского дома, для того чтобы удовлетворить кредиторов Никострата, в то время как сам Никострат получил дружественную беспроцентную ссуду «эранос» у своих родственников. Однако вскоре Аполлодор стал понимать, что его надули. Обедневший аристократ решил поживиться за счет своего соседа-нувориша; вместе с Аркесием и некоторыми врагами Аполлодора он готовился объявить его «общественным должником», т. е.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Все исполнились радости, и каждый стал готовиться к крещению. Когда все это происходило, пришел Клавдий комментарисий к дому Никострата и позвал его к епарху, говоря: — Узнав, что ты собрал к себе в дом всех узников, епарх разгневался, и велел призвать тебя; подумай, как ответишь ему. Никострат же, когда пришел в дом епарха и тот спросил его об узниках, отвечал: — По повелению твоей светлости, я взял под стражу в мой дом двоих христиан, Маркеллина и Марка, и, чтобы более устрашить их, присоединил к ним других тяжко окованных и крепко связанных узников, чтобы, смотря на них, они и себе ожидали такого же страдания, и, таким образом, повиновались бы вашему повелению. Начальник похвалил его и отпустил, говоря: — Ты получишь большую награду от их родителей, если они, обратившись чрез тебя к единомыслию, с нами будут отпущены целыми и здравыми. Возвращаясь с Клавдием домой, Никострат начал ему повествовать о святом Севастиане, что он — друг царя, христианин, искусен в Божественном учении, утверждает в вере христианские сердца и называет настоящую жизнь временною и скоропогибающею, а после смерти возвещает другую жизнь — лучшую и вечную; потом он рассказал, как просветилось лицо Севастиана небесным светом и как он исцелил от шестилетней немоты его жену, так что она стала говорить ясно. Услышав это от Никострата, Клавдий сказал: — Мои два малолетние сына очень больны: у одного водяная болезнь, а у другого по всему телу раны; попрошу его исцелить сыновей моих: не сомневаюсь, что тот, кто разрешил немоту твоей жены, может исцелить и моих детей. Сказав сие, Клавдий поспешно пошел в дом свой, взял обоих детей на руки и отправился с ними в дом Никострата. Там он упал к ногам святых Божиих Севастиана и Поликарпа, говоря: — Верую без всякого сомнения, всем сердцем, что Христос, Которого вы почитаете, есть истинный Бог; принес же я сюда сих больных моих отроков для того, чтобы вы спасли их от смерти! Божественные мужи сказали ему: — Все, кто имеет какую-либо болезнь, получат исцеление сегодня же, в то самое время, как только войдут во святую купель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Когда Севастиан кончил эту речь, необычайный свет осенил его и лице его озарилось небесным сиянием. Некоторые из присутствовавших увидели над ним семь ангелов, облачавших его в блестящее одеяние, и послышался голос, говоривший: «ты всегда со Мною будешь!» Изумление и благоговейный трепет наполнили все сердца. Тут находилась между прочими жена Никострата, Зоя, которая за шесть лет пред тем лишилась языка. Она уразумела слова Севастиана и, увидев вокруг него небесное сияние, упала к его ногам. Он, подняв глаза к небу, воскликнул: «если я воистину раб Христов и истинно все то, что я сказал вам и чему уверовала жена сия, то да повелит Господь разрешиться узам, связывающим язык ея». Сказав это, он крестным знамением осенил уста Зои и она вдруг воскликнула: «блажен ты, благословенно слово уст твоих и блаженны уверовавшие тобою во Христа Спасителя, Бога живаго, ибо я видела, что ангел Божий держал пред тобою открытую книгу во все время, как ты говорил. Как заря появлением своим отгоняет ночную темноту, так свет слов твоих рассеял в душе моей мрак заблуждения, и уста мои отверзлись на славословие Господу». Все свидетели этого чуда уверовали во Христа. Маркеллин и Марк, исполнившись новой силы и ревности к Богу, готовились мужественно стоять за имя Его. «Презрим тело, воскликнули они, – да спасем душу! Убоимся ли временной смерти, когда пред нами жизнь вечная? Пусть боятся те, которые не знают о будущей жизни!» Подобные чувства одушевляли и прочих; все отрекались от прежних заблуждений, каялись в грехах и, пламенно возлюбив Бога, готовились положить за Него жизнь свою. Севастиан, Маркеллин и Марк научили вновь уверовавших закону Господню. Под покровительством Никострата, они ходили по темницам и туда приносили свет и утешение христианской веры. В этом святом деле помогал им св. Поликарп пресвитер. «Блаженны вы, говорил он новым христианам, – ибо уверовали словам Христа, сказавшаго: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Mamф. XI. 28–29 ). Господь благословлял дела верных Его служителей и число верующих множилось ежедневно; многие принимали святое крещение и чудесно исцелялись от недугов своих, что еще более возбуждало в них чувства любви и благодарности к Богу. Наконец все они мученически пострадали за Христа, от Которого никакие страдания их теперь не отлучили.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мученичество, составителем которого считается цензуал Порфирий, было обработано рим. агиографом в V-VI вв. (согласно Делеэ и П. Франки де Кавальери) или на рубеже VI и VII вв. (по мнению Ж. Гюйона). Редактор попытался соединить рассказы о паннонских и о рим. мучениках, чтобы объяснить противоречия между Мученичеством и рим. преданием, в котором говорилось о 4 увенчанных мучениках, пострадавших в Риме ( Guyon. 1975. P. 516-521). Мнение Делеэ о паннонском происхождении Мученичества разделяли Л. Дюшен , Франки де Кавальери и Зейер, а также исследователи из Венгрии и Балканских стран. Др. историки не считали Мученичество достоверным источником. Так, Л. С. Тиймон называл его «весьма сомнительной историей... скорее в духе низкопробного романа, чем правдивого рассказа» ( Tillemont. Mémoires. 17012. T. 4. P. 745). Согласно И. П. Киршу, хронологические и географические указания Мученичества недостоверны, нет сведений о почитании 5 мучеников в Паннонии. Места, упомянутые в Мученичестве («тучная гора», «порфировая гора»), скорее всего вымышлены, как и указания на добычу порфира (в Римской империи использовался порфир, к-рый добывали в Египте, на территории Паннонии месторождений не было ( Peacock. 1995)). По мнению Кирша, Мученичество - «агиографический роман», составленный во 2-й пол. V в. в Риме, возможно, выходцем из Паннонии. Увенчанные мученики, о которых сообщается в этом произведении, на самом деле пострадали в Риме, но достоверных сведений о них не сохранилось ( Kirsch. 1917; Idem. 1918. S. 166-171). С гипотезой Кирша согласился А. Аморе, но большинство исследователей в целом разделяют позицию Делеэ. Тем не менее многие вопросы, связанные с формированием агиографической легенды и традиции почитания увенчанных мучеников, остаются предметом дискуссий. Согласно Мученичеству, во время посещения Паннонии имп. Диоклетиан собрал мастеров, трудившихся в каменоломнях. Среди них были искусные скульпторы тайные христиане Клавдий, Касторий, Семпрониан и Никострат. Император велел мастерам изготовить скульптурное изображение бога солнца на квадриге, но из-за сложности задания возникли разногласия между 5 «философами» (вероятно, инженеры-строители) и 622 каменотесами.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010