Нужно сказать, одним словом, до нас не дошло точных сведений: были ли какие мученики в Никомидии (кроме вышеуказанных) вследствие непосредственной воли Диоклетиана. Подлинных актов, относящихся сюда, не ______________________ IX, 6. Сохранившийся до нас отрывок этого послания, заимствуемый из так называемой " Пасхальной хроники " , можно найти у Migne. PG. Т. XX. Col. 775, в примечаниях Валезия к Евсевию. Заподозревать подлинность послания Лукиана нет никаких оснований. Валезий в вышеупомянутых примечаниях (Col. 800), Гейнихен (Commentaru. P. 436), Гунцикер (S. 282) и другие тоже относят кончину Анфима ко времени Максимина. Разумеем VIII, 6. То же заметно у Лактанция (cap. 15): от описания антихристианской деятельности лично самого Диоклитиана он часто переходит к описанию вообще гонения, известного с именем Диоклетиана, смешивая черты личного гонения Диоклетианова с чертами общего гонения в Империи. Нельзя сказать ничего точного о том, как применялся к делу Диоклетианов в Никомидии же четвертый его указ. ______________________ Как нельзя сказать о Диоклетиане, чтобы он преступал пределы собственных указов в гонении на христиан в столице, в Никомидии, так нельзя того же сказать об этом императоре и по отношению к другим местам Востока. По крайней мере, гонение в Палестине при нем, сообразно с указами, не было кровопролитным и даже не было особенно жестоким. В 303–305 годах в Палестине, по несомненным свидетельствам, сохраненным у Евсевия в его сочинении " О Палестинских мучениках " , мучеников и исповедников было немного. В течение одного 303 года издано было Диоклетианом целых три указа против христиан и собственно против храмов и пастырей Церкви, но Евсевий за весь год мог насчитать только четырех мучеников в Палестине. Да при этом нужно еще помнить, что все они пострадали не столько за христианское исповедание, сколько за их, как казалось, непочтительные отзывы об императорах тогдашнего времени, за оскорбление так называемого императорского величества и за оскорбление господствующей религии. Так, священник обезглавлен был за то, что позволил себе произнести известные стихи перед проконсулом: Нет доброго там, где много господ - ______________________

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Все это заставляет нас согласиться с Раушеном 2613 и Любеком 2614 , отвергающими всякую доказательную силу за вышеприведенным местом Сократа. Правда, некоторым свидетельством в пользу высказанного здесь Сократом воззрения, являются начальные слова канона второго: τος πρ διοκησιν πισκπους τας προροις κκλησαις μ πιναι, дословно повторенные Сократом. Раушен 2615 и Любек 2616 доказали полную несостоятельность этого аргумента. К помянутому месту Сократа Валезий замечает, что слова πρ διοκησιν могут иметь двоякий смысл: или sapra dioecesim или extra suam dioecesim 2617 . Валезий высказывается за второе толкование, так как выражение πρ διοκησιν еще раз встречается в том же каноне, и здесь уже ясно употреблено во втором значении. Валезию следует Гефеле, который начало канона переводит таким образом: Die einer andern Diöcese angehörigen Bischöfe sollen fremde Kirchen nicht betreten 2618 . Оба, однако, толкования, предложенные Валезием, по мнению Раушена 2619 , неправильны. Дело в том, что слову supra соответствует πρ с родительным, а не с винительным падежом, как сказано в каноне. Этого мало. Неправильность перевода слова πρ с винительным – через supra ясно выступает из самого текста канона, который прямо говорит не об одном епископе в каждом диэцезе, но о многих, напр. τος τς Θρκης. Что касается второго толкования, то оно ведет к бессмыслице, как это лучше всего видно из перевода Гефеле, у которого выражение или πρ διοκησιν или περοροις совершенно излишне и бессмысленно. Также и ссылка Валезия на вторичное употребление в том же каноне πρ διοκησιν в этом именно значении не идет к делу, так как здесь оно зависит от πιβανειν и через это приобретает особый смысл. По мнению Раушена 2620 , выражение τος πρ διοκησιν πισκπους соответствует: «die einer Diöcese angehörigen Bischöfe» или «Die Bischöfe einer Diöcese» или, как правильно уловили смысл этого выражения переводчики книги правил: «областные епископы» 2621 , так как здесь слово πρ вследствие аттракции в виду следующего затем πιναι значит или ν 2622 или оно употреблено здесь в смысле гомеровского πρ λα 2623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Франк предполагает двукратную исповедь: после тайной исповеди духовник наложил на исповедавшуюся женщину епитимию, состоявшую в молитве и посте, причем, вероятно, дозволил или посоветовал ей публично исповедаться в некоторых грехах пред общиной; для исполнения указанных духовником молитв, она оставалась в церкви и вне обычного времени богослужения, и этим её пребыванием в церкви воспользовался дьякон, может быть тот самый, который был помощником пресвитера по наблюдению за кающимися. И вот однажды, во время богослужения, в тот именно момент, когда кающимся дозволялось публично исповедоваться в тех грехах, на которые указано им было духовником, женщина поразила всех присутствовавших известным нам признанием (стр. 186 и сл.). Подобное же объяснение у Эндреса (стр. 169 и сл.). Во всех представленных объяснениях мало обращается внимания на причинную связь между событием и уничтожением института пресвитера-духовника: к мысли об уничтожении его могли прийти, очевидно, только потому, что институт сделал возможным подобное событие, дал повод к нему, или, по крайней мере, сделал возможной огласку его, дал повод к этой огласке. Между тем ни в одном из объяснений не предполагается возможным неблагоразумие со стороны пресвитера самого, которое могло выразиться в присоветовании женщине публичной исповеди не только в первый раз исповеданных грехов, но и последнего её греха (не повлияли ли даже на этот совет личные отношения пресвитера к дьякону?), или в том вообще, что он не умел, да едва ли и мог совмещать и разграничивать в себе двоякую роль – роль духовника, требующую от него соблюдения тайны исповеди, и роль судьи, который не только выслушивал исповедь, но и принимал обвинения, и в последнем случае действовал более или менее гласно, на что можно находить ясное указание в размышлениях Сократа и Созомена по поводу описанного ими события. Ср. Клее, стр. 109. Раушен, присоединяясь в сущности к взгляду Валезия, видит повод к уничтожению должности пресвитера-духовника в том, что пресвитер, выслушав от женщины тайное обвинение против дьякона, в качестве покаянного судьи, довел об этом до сведения епископа и возбудил дело о низложении этого дьякона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

медальонов с изображением Теодориха и легендой, в к-рой король именовался «благочестивый принцепс, вечно непобедимый» и «победитель народов». После восшествия на престол имп. Юстина I (518-527) и завершения акакианской схизмы отношения между Византией и Остготским королевством улучшились; император, король остготов и Римский папа Гормизд (514-523) обменялись посольствами. В 519 г. имп. Юстин I назначил консулом Эвтариха, зятя остгот. короля, а на 522 г. предоставил Теодориху право назначить обоих консулов (были назначены рим. сенаторы Квинт Симмах и Северин Боэций). Путем династических браков Теодорих стремился создать на территории бывш. Зап. Римской империи своего рода конфедерацию варварских правителей во главе с остготами. Вскоре после победы над Одоакром Теодорих женился на Аудефледе, сестре кор. франков Хлодвига; впосл. он выдал дочерей замуж за короля вестготов Алариха II и за Сигизмунда , сына бургундского кор. Гундобада. Позднее Теодорих способствовал браку племянницы Амалаберги (она вышла замуж за короля тюрингов) и усыновил некоего вождя герулов. Кассиодор сообщал о посольстве к Теодориху эстов, населявших юго-вост. побережье Балтийского м. В 491 г. остготы установили контроль над Сицилией. Остававшаяся в руках вандалов крепость Лилибей на зап. побережье острова отошла остготам ок. 500 г. как дар короля вандалов Трасамунда по случаю его женитьбы на Амалафриде, сестре Теодориха. В результате заключенных династических браков и военных экспедиций Теодорих стал самым могущественным правителем на Западе. Кор. Теодорих. Аверс монеты. 493–526 гг. Кор. Теодорих. Аверс монеты. 493–526 гг. В последние годы правления Теодорих изменил политический курс. В источниках (сочинения Иордана, Анонима Валезия) завершение «счастливого» правления Теодориха датируется 523 г., поворот короля к более жесткой политике связывается как с внешнеполитическими неудачами, так и с внутренними проблемами Остготского королевства. В это время скончался зять Теодориха, Эвтарих, предполагаемый наследник престола; др.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Так как положение, что пастыри церкви купили свою свободу во время амнистии тяжкою жертвою – отречением от веры, как мы доказали выше, совершенно неосновательно, то неоснователен и тот вывод, какой делает отсюда Гунцикер о мотиве к изданию указа Диоклетианова 304 года. Указ этот был актом личной воли Диоклетиана, независимым от тех или других действий христианских пастырей. Он есть дальнейшее развитие первого указа Диоклетианова. 258 Лактанций , впрочем, не называет по имени тех придворных христиан, кои подверглись казни от Диоклетиана в Никодимии; о них он говорит: potentissimi quandam eunuchi necati, per quos palatium et ipse ante constabat. Cap. 15, Cf. 14. 259 Quum pars quaedam conflagrasset... ira inflammatus (Diocl.) excarnificari omnes sous protinus praecepit. Gap. 14. 262 Что писатель сочинения de mortibus persecutorum был жителем Никодимии, это хорошо доказывает Hunziker, S. 121. 263 VIII, 13. Этого Лукиана не следует смешивать с другим Лукианом, обер-камергером Диоклетиана, исповедовавшим христианство. 265 Сохранившийся до нас отрывок этого послания, заимствуемый из так называемой «пасхальной хроники», можно находить у Migne. cur. patr, gr t. XX, Col. 775, в примечаниях Валезия к Евсевию. Заподозрить подлинность послания Лукиана нет никаких основании. 266 Валерий в вышеупомянутых примечаниях (col. 800), Гейнихен (Commenarii, р 430), Гунцикер, 282) и другие тоже относят кончину Анфима ко времени Максимина. 267 Разумеем VIII, 6. Тоже заметно у Лактанция (cap. 15): от описания антихристианской деятельности лично самого Диоклетиана, он переходит к описанию вообще гонения, известного с именем Диоклетиана, смешивая черты личные гонения Диоклетианова, с чертами общего гонения в империи. 270 О Палестинских мучениках, гл. 2. Непонятно, по какому случаю Роман обличал христиан за угодливое приношение жертв языческих, когда на основании указов Диоклетиана 303 года, а исповеднический подвиг Романа относится именно к этому году, вовсе не требовалось принесения жертв от всех христиан, а лишь от пастырей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I Иоанн I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607) Иоанн I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607) [лат. Ioannes, Iohannes] († 18.05.526, Равенна), св. (пам. зап. 27 мая), папа Римский (с 13 авг. 523). В Каталоге папы Феликса IV (III) (после 530) продолжительность понтификата И. определена в 2 года 8 месяцев и 15 дней, однако в большинстве рукописей Liber Pontificalis указаны 2 года 9 месяцев и 16 (17, согласно Л. Дюшену) дней. Хронология Liber Pontificalis представляется предпочтительной, хотя рассказ о понтификате И. здесь завершается не смертью папы в Равенне (18 мая), а его погребением в Риме (27 мая). И в том, и в др. источнике содержатся противоречивые сведения о периоде интерпонтификата - от кончины папы Гормизда (6 авг. 523) до избрания И. Болландист Д. Папеброх считал достоверной приведенную в Каталоге Феликса IV (III) дату интронизации И.- 3 сент. Вост. хронисты обычно округляли продолжительность понтификата И. до 2 ( Евтихий Александрийский) или 3 лет ( Феофан Исповедник и К-польский патриарх Никифор I ). Для уточнения хронологии понтификата И. важное значение имеют консульские датировки, приведенные в Liber Pontificalis, согласно которым он занимал Римскую кафедру с консульства Максима (523) по консульство Олибрия Младшего (526). И.- сын некоего Констанция, жившего в обл. Тусция (ныне Тоскана). Предание о том, что папа был уроженцем г. Сена Юлия (ныне Сиена), известно лишь с XV в., когда предполагаемый дом И. в Сиене стал местом почитания. В Риме папа восстановил и украсил катакомбы святых Нерея и Ахиллия на Ардеатинской дороге, а также катакомбы Феликса и Адавкта и катакомбы Присциллы. Известно о подаренных ему имп. Юстином I драгоценных сосудах, к-рые И. передал в базилики св. Петра, Девы Марии (вероятно, совр. Санта-Мария Маджоре) и св. Лаврентия. Наиболее значительным событием понтификата И. стало посольство в К-поль (подробно описано в Каталоге Феликса IV (III), в Liber Pontificalis, а также во 2-м фрагменте Анонима Валезия ).

http://pravenc.ru/text/469670.html

429 По замечанию Валезия, это самое читается в Дионе Кассии (Ехс. Leg. ex hist. Dionis Cassii LXVIII, 14), из которого, конечно, Петр выписал как этот отрывок, так и 2. 430 Это событие Нибур относит к 167 (см. бон. изд.), а Тильмон – к 170 году (Hist. des emper. V. 631) (M.). 431 Дион Кассий LXXI, 1 и 12 Exc. leg. – Лакринги у Диона (ed. Tauchnitz) Дакринги Λακργγοι, Δακργγοι. Астинги и лакринги, как замечает Нибур в Указателе, вероятно, имена царских родов вандальских (Мюллер). 433 До Карла Мюллера все читали EQ o( ε;’) λμωζε и λιμο вместо EQ o( ε;’) λομωξε и λοιμο. Он полагает, что Петр в сочинении, служащем продолжением Дионову (EQ o( ε;’) ν τος μετEQ o( Δωνα), следовал тому же писателю (вероятно Дексиппу), как и Зосим, который говорит о том же происшествии (I, 36): « Λοιμο δ τος στρατοπδοις EQ o( ε;’) μπεσντος καEQ o( τEQ o( ν πλεω μοραν αEQ o( υ;’) τEQ o( ω;˜) ν διαφθεραντος...» и т. д. Мы прибавим со своей стороны, что у Зосима могло стоять только λοιμο, а не λιμο, потому что с этим последним существительным не может быть соединено причастие EQ o( ε;’) μπεσντος. Ср. Стравона Lib. VIII, сар. 6, § 16. Λοιμο μεγλ συμηεσντος, где говорится о чуме, а не о голоде. Притом если у Валериана было довольно денег, чтобы задарить персидского шаха, то, конечно, достало бы и на то, чтобы снабдить голодное войско провиантом; видно, войско подверглось другому бедствию: не голоду, а чуме. 434 Сапор разбит был Каллистом и возвратился наскоро в Персию. См. Зонару XII. 23, 559 Bon., Синкелла 382, В. Ср. Зосима I. 39 (Мюллер). 436 ντιγραφεEQ o( ς τEQ o( η;˜) ς μνμης – по переводу Валезия, magister memoriae. Менандр в 6 кн. «Истории», с. 98, говорит, что под EQ o( α;’) ντιγραφες должно разуметь τοEQ o( ς βασιλικοEQ o( ς διαιτητEQ o( ς, proximos sacrarum largitionum (бон. 532). 437 С этим торжеством римского оружия по верхнему Тигру наступил мир между Римской империей и персами, которым воспользовался Григорий Просветитель для водворения в Армении христианства, ибо в Армении, уже отделенной от влияния персов сасанидов, не так настойчиво шло противодействие введению христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

407 Суания – область, ныне принадлежащая России, к югу от Эльборуса; известна и теперь под тем же почти именем – Сванетия. Прим. перев. 410 Там же. Это место, замеченное Маи, ускользнуло от трудолюбивого Фабриция. Впрочем, имя Петра ничего не доказывает; так, Иоанн Лид только именем был христианин; не более его был христианином, Иоанн Стовей. Что Яков-врач, ахеянин, был язычником, о том пишет Марцеллин в летописи. 411 Он упоминается также в Окружном послании папы Вигилия и на пятом Соборе, замечает Валезий Valesii notae ex Hist. Petri. Bon. ad pag. 23. 414 Здесь Нибур прибавляет, что тому примером служил на его памяти старый Могаммед, правитель Алжира. Не было человека более кроткого нравом; никто святее его не держал слова. Между тем Могаммед занимался пиратством; всякий вечер находил удовольствие в том, чтобы считать свои червонцы и проч. 420 Догадка Анджело Маи, будто продолжатель Диона есть Иоанн Антиохийский (в Scrip. Veter, nova collec. II. 234 прим.), в настоящее время, после того как издано 219 отрывков этого последнего писателя, должна быть вычеркнута. Эти отрывки в полнейшем виде с отличными примечаниями собраны и изданы Карлом Мюллером в IV m. Frag. H. Gr. ст. 535–622. Прим. перев. 426 Сравни о тех же событиях Тацита (Annalium L. VI. С. 31–38), у которого все рассказано гораздо подробнее. Тацит говорит, что в этих, как и в прочих делах внешних, Тиберий употреблял политику и хитрость, а не оружие – consiliis et astu res externas moliri, arma procul habere. 428 Прим. Генриха Валезия (бон. 532). О тех лицах у даков, которые носят шляпы (шапки πιλοφροι), упоминает и Аврелий Виктор в Траяне, называя их pileatos Dacorum. Также Паулин в стихотворении о Никите, епископе Дакийском (in Carmine de Niceta), говорит следующим образом: Et Getae currunt et uterque Dacus, Qui colit terrae medio, vel illê&Divitis multo bove pileatus Accola ripaê&(m. е. бегут и геты, и даки, как те из даков, которые живут среди земель, так и те, что носят огромные воловьи шапки и прилегают к богатому берегу). Валезий советует читать pileatus, а не pelleatus, как обыкновенно пишут. Об этих шапках даков и гетов говорит и Дион Хрисостом в слове 71, ст. 628: «Где иногда видят людей, носящих шапки на голове, как нынче некоторые из фракийцев, именуемых гетами» (EQ o( ε;’; ´) νθα γEQ o( ρ EQ o( ε;’) νοτε βλπ σιν EQ o( α;’) νθρπ ς, τοEQ o( ς μEQ o( ε;) ν τινας πλ ς EQ o( ε;’) πEQ o( τας κεφαλας EQ o( ε;’; ´) χοντας, EQ o( ω;) ς νν τEQ o( ω;˜) ν ΘρακEQ o( ω;˜) ν τινες τEQ o( ω;˜) ν ΓετEQ o( ω;˜) ν λεγομνων).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

869 См. послания епископов к Льву в Деян. всел. соборов рус. пер. т. 4, изд. 2, стр. 228, 234, 239, 241, 260, 265 и мн. др. 880 Ibid. стр. 234. Думаем, что мы не сгустили красок и не преувели­чили хорошую сторону отношений Льва к церкви. Риффель (Caspar Riflel. Geschiehlliche Darstellung des Verhaltniss zwischcn Kirche und Staat von der Grundung des Christenthums bis aut " Justinian 1. Mainz. 1836. S. 407–408, cnf. S. 419) представляет эти отношения в самых похвальных выражениях. Даже историки, не одобряющие светскую политику Льва, при­знают, что если он и заслужил эпитет Великого, то именно за свою церковную политику. Финлей. Греция под римским владычеством. Мос­ква 1877 г. стр. 162, ср. Σπηριδνος Λμπρου στορα τς ελλδος. 1890. ν Αθηναιοις. σελ. 461–465. 884 Theophanis Chron. ibid. Nicephori Callisti Hist, eccles. lib. 15, cap. 16. Migne ser. gr. t. 147, col. 52. 885 Обо всем этом мы знаем из ответных писем папы Льва импе­ратору Льву и Геннадию. Ерр. 169 et 170. Migne ser. lat. t. 54, col. 1212–1215. 886 Theophanis Cluon. p. 112; cut. Evagii llist. eccles. lib. 2, cap. 11, по русск. пер. стр. 86. 887 Все изложенные сведения заимствованы из Theodori lectoris excerpta ex hist. eccl. lib. 1, cap. 20–22; по рус. пер. стр. 511–512; cnf. Theopha­nis Chron. p. 113–114. Nicephori Callisti Hist. eccl. lib. 15, cap. 28. Migne ser. gr. t. 147. col 81–84. 888 Joannis Malalae Chronogr. Ed. Bonn. p. 371; cnf. Theodori lectorie excerpta.... lib. 1, cap. 14; cnf. Chronicon Paschale ed. Bonn. vol. 1, p. 596. Kiinimel а. а. О. S. 258. 891 Эксокиопом называлась одна из окраин столицы, населенная почти исключительно арианами и бывшая местом их собраний. Du Cang. Constantinop. Christ, lib. 2, § 16, n. 38; cnf. Pagi 1. c. ad an. 467, n. 4. 894 Аспар был убит в 470–471 годах. (Theophanis Chron. p. 117) а закон, как сказано, издан в 467 году. 898 Theodori Icctoris excerpta... . lib. 1, cap. 13; см. примечания Валезия к этому месту; по русск. перев. стр. 509–510; cnf. Nicephori Callisti Hist. eccl. lib. 15, cap. 22. Migne 1. c. col. 65–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Аноним (кон. IX – нач. Х вв.). Житие Евариста Студита (819–897) Аноним (кон. IX-X вв.). Жития Константина Философа (Кирилла) (ум. 869) и Михаила (Мефодия) (ум. 885) Аноним (IX-X вв.). Житие Арсения Великого (359–412) Аноним (IX-X вв.). Житие и мученичество Константина Грузина (IX в.) Х век Аноним (Х в.). Житие муч. Илии Нового (ум. 795) Никифор (нач. Х в.). Житие Антония Кавлеа, Патриарха Константинопольского (ум. 901) Аноним (ок. 924 г.). Житие Николая Студита (793–868) Аноним (Х в.). Синаксарное житие Феофилакта Никомидийского (кон. VIII – первая пол. IX вв.) Аноним (Х в.). Чудо Св. Георгия с болгарином (вторая пол. IX в.) Аноним (Х в.). Житие Власия Аморийского (Монаха) (ум. 912) (славян. рукопис. X-XII вв.) Аноним (ок. 920–925 гг.). Житие Евфимия (ум. 917)=Псамафийская хроника Павел, архиепископ Монемвасийский (середина Х в.). Житие Марфы, игуменьи Монемвасийской (вторая пол. IX в.). ГеоргийМерчули (951 г.). Житие Георгия Хандзтийского (759–861) Аноним (отред. в 976–1025 гг.). Житие Марии Новой (ум. 902/903 г.) Аноним (середина Х в.). Житие Димитриана, епископа Кипрского (кон. IX – нач. Х вв.) Константин (середина Х в.). Житие Петра, епископа Аргосского (852–922) Никифор Пресвитер (ок. 950–959 гг.). Житие Андрея Глупого (Юродивого) (ум. ок. 936) (есть мнение о создании Жития в конце VII в.) Григорий (960-е гг.). Житие Василия Нового (ок. 870–944/952) Аноним (ок. 962 г.). Житие Луки Нового Элладского (Steiriotes) (ок. 892–953) Аноним (кон. X в.). Житие Павла Латрского (ок. 880–955/956) Феофилакт Охридский (?) (вторая пол. Х в.). Жития Климента Охридского (ум. 916) Аноним (неранее 980 г.). Житие Ирины, игуменьи Хрисовалантона (ок. 850–930) Аноним (кон. Х в.). Житие Луки Стилита (879–979) Аноним (Х в.). Житие Агапита Синадского (первая пол. IV в.) Аноним (Х в.). Житие Анания, епископа Мелитинского (V в.) Аноним (Х в.). Житие Германа, игумена Козинита (IX в.) Аноним (Х в.). Житие Фотия Фессалийского (вторая пол. IX в.) Иоанн Агиолит (Х в.). Житие Василия Анкирского (Х в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010