Итак, можно заключить, что представления Беды о болезни и смерти имеют общехристианский характер. Они сложились под влиянием Св. Писания и 4-й книги «Собеседований о жизни италийских отцов и о бессмертии души» св. Григория Великого . 3.5. Представления о чудесном в «Житии св. Катберта» Славные «деяния» 335 являются основным доказательством незаурядности героя похвальной речи. В средневековой агиографии чудеса, совершенные по молитвам святых, заняли место воинских подвигов и других необыкновенных поступков, однако в понимании авторов и читателей житий они были столь же реальны. Чудеса как «деяния» святых воспринимались как неожиданные и в то же время закономерные происшествия, как проявления действия божественной силы в земной жизни людей. Факт реальности чудес ни у анонима, ни у Беды не вызывает сомнения, но восприятие их различно. Для анонима важно не мистическое значение событий, а то, как они выделяют его героя из среды окружающих его людей. Поэтому в анонимном житии речь идет о «деяниях» (анон. житие, кн. гл. 2) Катберта. Аноним рассматривает жизнь героя на фоне других человеческих жизней. Этот несколько приземленный взгляд характерен для кельтского религиозного мировоззрения. У Беды более глубокое, богословское восприятие чуда. Называя свой труд «рассказом о жизни и чудесах блаженного отца Катберта» (гл. 1), он соотносит два плана повествования – земной и небесный, которые не сливаются в одно целое, но и не могут существовать один без другого. В личности героя эти два плана встречаются: чудотворец принадлежит иному бытию; посредством чудес, происходящих по его молитве, вечность сообщается с временной жизнью. Это представление Беды можно считать общехристианским. Чудеса являются знаками избранничества Катберта, которое отмечается обоими агиографами. Однако аноним сосредоточивается на личности святого. Беда, напротив, привлекает внимание читателя к истинному источнику чудес – Богу, говоря, что через чудеса «небесная благодать побуждала Катберта мало-помалу вступить на путь истины с самых ранних лет его отрочества» (гл. 1). Это свидетельствует о более правильном понимании предмета с точки зрения развитого церковного сознания, которое было в то время характерно именно для Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Глава о «делах добродетели» Катберта-епископа представляет собой своеобразное предисловие к рассказу о последнем периоде активной деятельности святого. Катберт регулярно объезжает свою диоцезу в сопровождении свиты, равно посещает крупные города и маленькие горные селения, решая спорные вопросы. Он останавливается в монастырях, участвует в богослужениях, говорит проповеди, освящает новопостроенные храмы, поставляет новых пресвитеров, постригает монахов и монахинь. В описании Беды труды святого по организации Линдисфарнской диоцезы, с одной стороны, полностью отвечают требованиям, предъявляемым к епископу – стороннику Рима, с другой, не противоречат кельтскому представлению о необходимости странствий ради Христа в качестве аскетического подвига. 3.4. Представления о болезни и смерти в «Житии св. Катберта Тип жития, принятый в кельтской традиции, не предполагал равного освещения всей жизни святого. Для кельтских агиографов особенный интерес представляла активная деятельность святого, его служение Богу и людям, чудеса. Как говорилось ранее, такие произведения восходят к раннехристианской традиции житий мучеников, где в центре повествования находится публичное исповедание веры, чудеса, совершаемые святым под пытками, по дороге на казнь, во время казни. Не столь важны сведения о жизни героя до подвига, в сцене смерти героя большой элемент зрелищности. Аноним, составляющий первое «Житие св. Катберта», не уделил кончине героя много внимания, может быть, потому, что смерть подвижника, в отличие от публичной казни раннехристианского мученика, внешне не героична. Аноним рассказывает только об одном чуде, совершившемся по молитве умирающего. Беда, руководствуясь идеей «трех возрастов» 314 , посвятил несколько глав описанию последних дней земной жизни своего героя. Его задача состояла в богословском осмыслении кончины пожилого человека, вызванной тяжелой болезнью. Чтобы узнать больше об этом последнем периоде жизни св. Катберта, Беда опросил очевидцев и, не довольствуясь пересказом услышанного, ввел в текст жития рассказ монаха, находившегося при святом до его кончины (надо отметить, что это запись с чужих слов, а не переосмысление свидетельства), и три рассказа о посмертных чудесах святого. Здесь англосаксонский агиограф поступает в соответствии с требованиями рассказа о «третьем возрасте» («каков был исход его «героя» жизни, каково мнение, доставшееся усопшему»).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В 1909 г. в «Гродненских епархиальных ведомостях» была опубликована статья безымянного автора под названием «Из прошлого». В статье сообщалось, что «в 1887 году причтами церквей бывшей Литовской епархии были составлены исторические и статистические описания приходов епархии. В недавнее время описания приходов Гродненской губернии переданы были в местную духовную консисторию» . Возможно, желая возбудить общественный интерес к этому архиву, автор статьи опубликовал краткий обзор двух описаний, а именно: описание Старо-Корнянского храма, составленное о. Ярославом Бренном, и «обширнейшее описание Сынковичской церкви, составленное бывшим настоятелем ея о. Евстафием Михайловским: четыре большие тетради по сто листов примерно каждая» . Анонимный автор из «Гродненских епархиальных ведомостей» свидетельствует, что в тетрадях отца Евстафия содержится «тщательно собранный» богатейший материал: «И архивные данные более чем за столетие, и устные предания, сообщенные старожилами. Затем подробно описан быт прихожан, их нравы, обычаи, песни (одних песен свыше ста листов)» . Кроме того, наш анонимный автор сообщает, что в 1881 году во время ремонта храма «на внутренних стенах, на штукатурке, на кирпичах открыты священником Евстафием Михайловским многочисленные древние надписи – славянские, греческие, польские, латинские и особого непонятного начертания – числом до 45, с обозначением на них годов, начиная с “leta 1128” и “лета 1141” и др. позднейших» . Аноним сожалеет, что граффити, обнаруженные о. Евстафием, не содержат сведений ни о времени постройки храма, ни о его строителях. И все же он приводит текст одной надписи, которая, по его мнению, имеет отношение к сынковичскому храму, к тому же она содержит хронологический ориентир: «Zofija Poubiska, pooona est 1471 septembra 26» . Также наш аноним замечает: «Из самого употребления слова – “положена” (“похоронена”, а не “умерла”) можно вывести предположение, что речь идет именно о погребении в 1471 г. здесь, в храме, или при нем умершей, а не представляет лишь воспоминание о факте ее смерти» . Следует напомнить, что по широко распространенному обычаю на Западе погребение совершалось как в родовых склепах, устроенных на кладбищах, так и непосредственно в храмах. В нашем случае, безусловно, речь идет о храме: не могла же представительница знатного рода быть погребена в стенах обычного замка.

http://bogoslov.ru/article/6177409

9. Re: Украинский национализм как враг Православия " Я лучше последую совету ув.Игоря Друзя и буду тратить больше времени на пост,молитву и чтение Св.Отец. " - сказал аноним по кличке " писарь " и накатал еще два оскорбительных комментария в мой адрес. 8. Re: Украинский национализм как враг Православия Ув.дед пенсионер. По митингам не хожу. Да и зачем,стоять в " биомассе " и слушать ясновидящего? Что-бы он не говорил. Человек,стоит во главе,политического движения,которое борется за власть,должно бороться, иначе это будет банальный клуб по интересам. Проповедует православные имперские принципы,а разницы между формой Власти,Образом Правления и Духом Правления не видит. Увольте. К тому же,судя по всему, отвык говорить с людьми,говорить по сути. С " биомассой " общается. Я лучше последую совету ув.Игоря Друзя и буду тратить больше времени на пост,молитву и чтение Св.Отец. 7. Автору материала. Ув.Автор Материала. Пока существует жанр комментария,будут люди которые будут эти комментарии писать. Придется с эти смириться. Мы с Вами просто придерживаемся разных взглядов,разного мировоззрения на одни и те же события и прежде всего на людей. Я не ясновилдящий,чтобы прозревать " биомассу " " радиолучами лазаря по воздуху " и не могу,по взгляду понять,собирается человек придать или нет. У меня таких способностей нет,я всего навсего писарь. Приходится иногда много писать. Иногда конспектировать книги. В одной из Книг,я вычитал,что всякий человек суть Образ и Подобие Божие,того взгляда держусь по сей день. " Сначала мне приходят угрозы от необандеровцев,затем идеиотские комментарии от писаря " . Искренне Вам сочувствую. 6. 5. Автор материала : Уже сложилась целая прослойка людей, основным занятием которых в этой жизни является написание комментариев в интернете. К таким людям относится аноним по кличке «писарь», который всегда сам себе противоречит: Он Писарь. А противоречит он,защищает, обличает, блюдет или отвергает - это неважно . Писарь - состояние сознания. Впрочем, может вытащить его при случае на митинг, на Болотную у нас - послушал бы он тебя,Игорь, со мной бы встретился - глядишь, и переменил бы участь. Ув.Писарь, пойдем на митинг - Друзья вон приезжают аж откуда!

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/22/uk...

Н.К. Гаврюшин Аноним. Философическое рассуждение о Троице в человеке, или опыт доказательства, почерпнутого из разума и откровения, что человек состоит: 1) из тела; 2) души и 3) духа Нив каком веке Учёные не писали толь рачительно о душе и не рассматривали учения об оной со всех сторон с такою точностию, с какою делают то ныне в последней половине нашего века. Пусть только тот читает критические рассуждения Учёных, кто хочет удостовериться о множестве сочинений о сей материи, время от времени выходящих в свет в Германии и вне оной. Сие учение в Италии сделалось почти модным. С некоторого времени писатели особенно обратили больше внимания, нежели наши предшественники, на души животных и их способности, и делали потому различные заключения о душах человеческих. Труды Реймаровы, Миллеровы, Боннетовы, Бюффоновы, Барониевы и многих других писателей свету известны. Сколь различны в рассуждении сей материи сочинители, столько ж почти различны об ней и их мнения. Часто брали себе в голову весьма странные мнения, как ниже помянутый Италианец г. Бароний в изданном недавно своём сочинении в Удине под заглавием: Anima delle Bestie impugnat. етс.а столько обширно распространил прежнее Картезиево учение, что утверждает, «будто животные вовсе бездушны и суть машины, чувств не имеющие»; он приводит и говорит в доказательство сего между прочим следующее: «действия животных, не соображаемые с чувствами и помышлениями, не должны более удивлять тех, которым известно, какие редкие действия могут производить лунатики без собственного их о том познания, как сие видно из опыта». Я не удивляюсь сим и другим подобным мнениям, ибо куда не может простираться человеческая острота и разум, особливо в такой вещи, которой тонкость нашими грубыми чувствами не может быть проницаема; но мы некоторым образом удивляемся тому, что между толь многими мыслями и сочинениями мы не нашли ни одного сходственного с нашими, которых краткое начертание намерены мы предложить в настоящем трактате, то есть, что человек состоит не из двух токмо существенных частей, из тела и души, но из трёх: тела, души и духа.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Насколько верны его доводы и каков вообще был приблизительный ход литературной истории Сказания на почве Византийской и Славяно-русской письменности, – эго мы попытаемся выяснить, привлекши к сравнению, кроме изданных текстов, и несколько других, доселе известных лишь в рукописях (см. Приложения). I. Греческие списки Сказания Греческие списки Сказания о создании храма св. Софии известны нам следующие: 1) Текст Анонима (cod. Regrus), напечатанный у Banduri, Imp. Orientale, t. I, Paris 1721 и перепечатанный Минем: Patrol., series graeca, t. CCXXII, p. 1290–1310. (A). 2) Текст Codicis Hist. ecclesiasticae et profanae, Венской Придворной Библиотеки, 88, лл. 238 и слл.: περ τς οκοδομς το μεγστου ναο τς γας Σοφας. (Β). Мне известно лишь начало – лл. 238 и 238 об. 7 3) Текст Сказания у Кодина: Cod. Script. Hist. Byzantinae, Georgius Codinus, Bonnae 1843, pag. 130–148: περ τς οκοδομς το ναο τς γας Σοφας. (Κ). 4) Имп. Публичной Библиотеки в Спб. Сборник 1602 года греч. CCCCLXXXII, в 8º, лл. 1–30 об.: περ τς γας Σοφας, κα πς κινθη Βασιλες κα τν κτισε, κα πς συνξοδον πσην ξοδον 8 ξοδασε, κα πτε κτσθη κα πς κλθη γα Σοφα (П 1 ). В основе всех греческих и славяно-русских сказаний о св. Софии лежит рассказ, принадлежащий Анонимному византийскому автору и напечатанный у Миня (Anonymi de antiquitatibus Constantinopolitanis liber quartus, continens historiam et descriptionem templi Sanctae Sophiae). В предисловии к сочинениям этого Анонима Migne дает о нем, со слов Бандури, следующие сведения: «Имя автора неизвестно, но очевидно, что жил он во время Алексея Комнена, так как его сочинения начинаются посвящением в ямбах Комнену. Можно предположить также, что он был монахом, так как он восхваляет щедрость и благоволение Алексея к монахам. Таким образом, он на 350 лет жил раньше Кодина; последний черпает у нашего историка многое, хотя во многом и расходится и при описании города придерживается другого порядка. Кодин обозревает здания Константинополя без всякого определенного порядка, не обозначает их местонахождения; наоборот, Аноним, разделив город на три части, описывает их по порядку… В четвертой книге Аноним говорит об основании храма св. Софии, при чем во многом расходится с изданным… Стиль Анонима разнообразен и неравномерен, потому, должно быть, что труд свой он нагромоздил заимствованиями у разных лиц, писавших о происхождении и древностях Константинополя, а также из более распространенных хроник, что впрочем было в обычае у писателей того времени». Затем приводится перечень авторов, первоисточников Анонима: Гесихий Милетский, Христофор Коптский, Теофан Кедрин и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пользование однородными источниками могло обусловить и сходство его с Лупом. Что же касается вопроса о том, пользовался ли Аноним непосредственно хроникой Лупа, то более побуждений ответить на этот вопрос отрицательно, чем положительно. Прежде всего, есть основание (хотя слабое) считать Анонима писателем XI в., 269 между тем о Лупе этого сказать нельзя; затем, сравнение хроники Анонима с хроникой Лупа убеждает, что Аноним скуднее Лупа относительно данных, имеющих общеисторическое значение, в том числе тех, в которых Луп делает промахи, но превосходит Лупа обилием данных относительно дел, касающихся Византии и города Бари, 270 которые излагает и подробнее, и удачнее, чем Луп. 271 Кроме того, у Анонима с большей тщательностью, чем у Лупа, выдержана последовательность годов – некоторые годы, отсутствующие в хронике Лупа, 272 у Анонима стоят на своем месте и при них указаны события, о которых у Лупа нет ни малейшего намека. Всё это особенности, которые не говорят в пользу зависимости Анонима от Лупа. Хроника Анонима, как основанная на неизвестных источниках, занимает место рядом с хроникой Лупа, но превосходит последнюю настолько, насколько обильнее ее фактами и удачнее передает факты. 4) История норманнов Амата, 273 монтекасинского монаха второй половины XI в., 274 написана около 1079 г. 275 и посвящена автором касинскому аббату Дезидерию (занявшему впоследствии, в 1086 г., папский престол под именем Виктора III); доведена до 1078 г. Это – сочинение тенденциозное. Под влиянием чувства признательности к норманнам Рихарду (князю Капуи) и Роберту Гвискару за благодеяния, оказанные ими Касинскому монастырю, Амат взялся описать их деятельность. Предметом и центром повествования избраны Рихард и Роберт; если в сочинение внесено что лишнее, то или по связи с этими лицами, или вследствие увлечения автора, как сам он сознается, Под его пером деятельность Рихарда и Роберта получает провиденциальное значение и для оправдания такого значения налагаются соответствующие краски на события.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

831 На какие помехи женитьбе Мешка Болеславича намекает хронист, неизвестно. Быть может, подразумевается та же «судьба, враждебная счастью смертных», на счет которой чуть ниже Аноним относит безвременную смерть княжича. 832 Это известие Анонима уникально. Мешко был возвращен в Польшу в 1086 г., а в 1089 г. уже умер; его женитьба состоялась в 1088 г. 41/2). Польский историк XV в. Ян Длугош уточнил неопределенные данные Анонима Галла: супругой Мешка стала будто бы сестра Святополка Изяславича, тогда князя Туровского и, вероятно, также новгородского, по имени Евдокия (Щавелева 2004. С. 130, 280), но эти данные внушают сомнения и по историческим, и по источниковедческим соображениям (там же. С. 404. Коммент. 208 [А. В. Назаренко]). Возможно, женой польского престолонаследника стала не сестра, а дочь Святополка Изяславича (Назаренко 2001а. С. 547–552; здесь же о политическом контексте этого союза). 834 О венгерском короле Шаламоне (Соломоне), внуке Ярослава Мудрого, см. 22, примеч. 635. Его женой, действительно, была сестра германского императора Генриха IV (III по другому счету: см. 31, примеч. 871; 36, примеч. 904) Юдита. Второй брак Владислава-Херманна датируется 1088/9 г. 835 Других подтверждений сообщению Анонима нет. Наиболее распространена гипотеза, согласно которой мужем Владиславны был волынский князь Ярослав Святополчич, для которого, в таком случае, брак с полькой был вторым (первой его женой была дочь венгерского короля Ласло I). Возможно, но связывать именно с этим браком помощь Руси Болеславу III в борьбе против брата Збигнева в 1107 г. (см. ниже II, 38==фрагмент 10) (Щавелева 1990. С. 70. Коммент. 4) нет никакой необходимости, так как с 1103 г. Болеслав был женат на Сбыславе Святополковне, родной сестре Ярослава. Иногда в русском муже Владиславны видят Давыда Игоревича, что представляется маловероятным, так как в первом десятилетии XI в. (на который падает брачный возраст польской княжны) Давыд прочно сидел в захолустном Дорогобуже, будучи, как минимум, на 30 лет старше своей потенциальной невесты. Строго говоря, вопрос следовало бы признать открытым (Jasiski 1992. S. 195–196).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В таком же роде говорили и еще некоторые... 20–го ноября, пятница. На другой день опять было заседание Совета с двенадцати до двух часов по этому же делу. Явилась та же депутация студентов, которая от имени всех студентов сказала следующее: а) студенты довольны порядками в Академии; б) телеграмма в Синод есть дело всех студентов, а не некоторых отщепенцев; в) студенты все недовольны действиями одного из начальствующих лиц, именно инспектора; г) не обратились они с жалобою к митрополиту, потому что митрополит не удовлетворил в прошлом учебном году ходатайства депутации о неувольнении из Академии студента Покровского; д) не обратились к отцу ректору, потому что он мог не принять депутации; ж) не обратились к профессорам, потому что они тоже отказались от ходатайства за того же Покровского. Вот сущность ответов их на вчерашнее предложение Совета. Теперь на вопросы некоторых членов Совета они отказались отвечать, говоря, что не уполномочены на это товарищами. Тут несколько трогательно-увещательных слов сказал глубокочтимый профессор Д. Ф. Голубинский , убеждая их прекратить эту гнусную агитацию и пощадить честь Академии, в которой он в течение своей 48-летней службы ничего подобного не видал. По уходе студентов начались рассуждения по поводу заявлений студентов. Дело, как видно, серьезное: считаться нужно со стадностью и с людскою неразумною злобою, как видно, намеревающеюся не останавливаться ни перед чем. Все члены Совета были глубоко возмущены подобными проступками студентов. Ни к какому определенному решению покамест не пришли. Да и в самом деле, что делать? Всякий, кто бывал в подобном положении, поймет меня. Тут имеем дело с бочкою пороха... Профессора просили меня покамест съездить к митрополиту и попросить его, чтобы на просьбу студентов, выраженную в аноним ной телеграмме, о присылке ревизора не было обращено никакого внимания, а затем чтобы потом из Синода было прислано порицание студентам за аноним и незаконное обращение с незаконною просьбою. Между тем я просил гг. профессоров, чтобы они разъясняли студентам всю несообразность их поступка и чтобы прекратили агитацию, и тогда дело окончится должным образом, даже без особенных взысканий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Алла 19 июня 2020, 20:13 Аноним, здесь ситуация все-таки нетипичная даже для самых отъявленных карьеристов. Ведь девочка с матерью жили даже в разных странах, и виделись только во время отпуска! Как ни крути, но это неправильно. Это совсем не то же самое, когда родитель работает допоздна и видится с детьми только на выходных. Конечно же, кого-то винить и ругать не стоит теперь, но и выбирать такую модель поведения читателям точно не стоит. Героиня статьи не зря ведь решила предостеречь других. Иоанна_ 19 июня 2020, 20:08 Зачем же жарить картошку, аноним? Вы отстали от жизни!) Можно всю семью кормить здоровой пищей, особенно если у ребёнка аллергия. И вообще - это рассказ НЕ о карьере, это рассказ О ПОКАЯНИИ! Если вам, конечно, известно, что это такое - по вашим комментариям этого не понять, увы. -- 19 июня 2020, 18:16 И вообще довольно смешно читать, как " истинные православные " осуждают автора письма " она никого не любила " , " счастье женщины в материнстве " -вам корона не жмёт? Автор, вам действительно было бы лучше варить борщи и жарить картошку? вы бы всерьез забыли бы о карьере?Не всем дано хранить очаг и удивительно, что вас так рьяно пытаются подогнать под стандарт. Все ошибаются, подчас домохозяйки, посвятившие жизнь детям ненавидимы этими детьми, так как извините " достали " , а бывают и успешные домашние феи, любимые всеми, все мы разные, кто знает, как бы сложилось иначе. Лучше помогайте дочери с внуками, когда они у вас появятся, найдите общее увлечение (и себе найдите занятие по душе). -- 19 июня 2020, 18:10 Представим противоположную ситуацию: Вы бы пожертвовали всем, чтобы воспитывать ребенка, отказались бы от мечты... 1) подсознательно вы бы винили мужа и ребенка в том, что они сломали вам жизнь 2) вы бы отчаянно хотели работать на прежних высотах, но ничего бы не вышло. Нереализованные амбиции, попытки реализовать их за счет ребенка, доставание девочки звонками- не лучше ли как сейчас? 3) если американские дети так выживают и не было бы давления общества- возможно, ваша дочь и не думала бы о том, что её обделили- это было бы для нее грустно, но вцелом нормально, как у всех. Девочка хорошо воспитана, всеми любима, у вас хорошие отношения- это то, чего многие домохозяйки достичь не могут

http://pravoslavie.ru/131958.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010