Если дело действительно обстояло таким образом, тогда Константин Багрянородный в последней, оставшейся незаконченной главе своего трак-тата «О фемах» отразил не только архаические сведения, почерпнутые из более ранних сочинений, но и завуалированно представил ситуацию, сложившуюся ко второй четверти X в., когда достигший своей исторической кульминации Хазарский каганат все еще надеялся восстановить упущенное влияние хотя бы над частью земель византийской Таврики и вмешаться в их дела 2002 . Именно в это время хазарский царь Иосиф, сменивший накануне своего отца, царя Аарона, в ответ на гонения на иудеев в «дни Романа злодея» «растоптал множество необрезанных (избавился от многих христиан)», что, вероятно, произошло не только в самой Хазарии, но и в крымских владениях Империи, поскольку, оттесненные печенегами, венграми, аланами к западу, военные силы каганата могли совершать нападения из Приазовья 2003 . Может быть, попытка назначить епископа в Хазарию, к некоему «обманутому народу», и организовать туда миссионерскую поездку архиепископа Херсона для рукоположения пресвитеров, зафиксированная в письмах Николая Мистика от 919–920 гг. и находящая косвенное подтверждение в находке в Херсоне моливдула этого патриарха 2004 , тоже ухудшила византийско-хазарские отношения и вызвала военную реакцию хазар на это событие, противное духу иудаизма в слабеющей Хазарии? Знатный хазарский правитель, военачальник – бул-ш-ци (BWLSSY), «почитаемый (досточтимый) Песах», возможно, царских кровей, одновременно наместник Самкерца (крепости-порта Таматарха), как сообщает все тот же анонимный автор «текста Шехтера», «... пошел на [город] Шуршун (SWRSWN – Херсон)..., и воевал против него», хотя и не взял, в отличие от других трех, оставшихся не названными «городов Романа» (византийских городов) и «большого множества пригородов (деревень)» 2005 . Β. Е Науменко выбил (губил) и мужчин, и женщин», оказался византийский Боспор, однако эта в принципе удачная гипотеза, позволявшая бы избавится от малоуспешных поисков следов прочих врагов города (венгров, печенегов), не увязывается с хронологией его слоев, где стыки периодов, ближайших ко времени хазарского рейда, прослеживаются не позже конца IX в. и не заходят в следующее столетие 2006 . По тем же причинам не стоит торопится относить к захваченным городам Сугдею и отождествлять Песаха с неким Полином армянской версии Жития Стефана Сугдейского, а значит, и летописным князем Бравлином из «Нова града». Схожесть сюжетов разных источников любопытна, но не может быть принята за решающее доказательство идентичности описанного в них события. Как бы то ни было, Аноним указал, что бул-ш-ци «заставил их (очевидно, объекты его нападения, «города Романа» – C. С. ) служить ему», то есть платить дань, как перевел Π. К. Коковцов, хотя, скорее всего, это была единовременная контрибуция с побежденных 2007 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Абдишó [арм. , греч. Απτισ из сир.  ] (VI в.), арм. еп., настоятель Сарептского [/, Σαρεπ] мон-ря в обл. Тарон (возможно, мон-рь Сарбат на севере Арзана, в 50 км восточнее Мартирополя, ныне Сев.-Вост. Турция). Сириец А. сыграл важную роль во взаимоотношениях Армянской и Сирийской Церквей, приняв активное участие в созыве Двинского Собора (554-55), о чем упоминается в письме Патриарха Иоанна IV Иерусалимского албан. католикосу Абасу (ок. 575). Правосл. армянин, автор «Повествования о делах армянских» (см. Аноним церковный VII в. ), отводит ему значительное место в организации Собора и даже предполагает, что именно «по наущению Абдишо», доставившего в Армению антихалкидонитские произведения Тимофея II Элура и Филика, в Двине предали анафеме Халкид. Собор и утвердили монофизитскую догму, а самого А. рукоположили во епископа. Нек-рые исследователи (Ж. Гаритт) полагают, что А. был рукоположен еще до Собора. В «Книге посланий» имя А. фигурирует в списке епископов, приведенном в синодальном послании католикоса Нерсеса II (548-567); он назван также «иереем из монастыря Сареба» и «святым епископом». В послании К-польского Патриарха Фотия говорится о вмешательстве в дела Собора «сирийца Абдишо из Сасуна» и его спутника, «которые были рукоположены». Греч. список арм. католикосов рассказывает, что Двинский Собор был связан с А., «сирийцем и яковитом». Сохранились два письма А., «епископа сирийских православных», адресованные епископату, клиру и народу арм. Более поздние арм. историки неточны в хронологии: по Вардану , А. был рукоположен во епископа католикосом Мовсесом (кон. VI в.), а по Киракосу Гандзакеци ,- католикосом Нерсесом III Строителем (ок. 641-661). Груз. католикос Арсен I Сапарели (860-887) в 4-м разделе своего труда противопоставляет А. самому св. Григорию Просветителю : «...и стал спор большой между Сомхити и Картли [т. е. Арменией и Вост. Грузией]. Грузины говорили: святой Григорий из Греции дал нам веру. Вы оставили его святое исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982. с. 18). В сир. источниках А. совсем неизвестен.

http://pravenc.ru/text/62444.html

Евгений, давно, как оказалось, высматривая нас и беспокоясь о нашей усталости и отсутствии аппетита. – Не устали ли? Вероятно и кушать не сможете от усталости. Пойдемте, пойдемте, авось явится и аппетит. А я, искушение, давно уже все приготовил. Жду, жду, – нет! Что за искушение? думаю себе. Не случилось ли чего? Тут недолго до искушения. Ну, и слава Богу, что все благополучно! После обеда все разбрелись по своим номерам отдыхать, или записывать впечатления. Во время чаю зашел к нам мнимый доктор с парохода «Николай», Николай Артемьевич Иванов. Здравствуйте, здравствуйте, доктор! приветствовали мы его, как будто уже давно-давно знакомого. Помилуйте, господа, ради Бога, за что вы меня в доктора произвели, – ей Богу я не доктор. Как не доктор? Я агент пароходного общества, а совсем не доктор. Ну тем лучше, – успокоили мы его. У нас свой доктор есть, в услугах которого мы покамест не нуждаемся, а вот в агенте мы несомненно будем иметь нужду. Добрейший Николай Артемьевич обещал нам всяческое содействие в смысле удобств на пароходе, – каковое обещание он действительно и исполнил. В 7 часов вечера отдал Преосвященному визит посол И. А. Зиновьев, прибывший вместе с первым драгоманом посольства П. В. Максимовым, весьма известной личностью в Турецкой столице, особенно после того, как он во время армянской резни, с опасностью для жизни своей, спас Оттоманский банк. 3 Некоторые исследователи думают, что храм Св. Софии строился дольше. – Мы ссылаемся в данном случае на авторитет такого знатока визант. археологии, как Н. Кондаков . См. его Византийские церкви и памятники Константинополя, напечат. в Трудах VI-ro археологического съезда в Одессе, т. 3. Одесса, 87 г. стр. 40. 4 Под престолами иные разумеют двери. В «Сказании о Св. Софии» замечено, что при Юстиниане «были всему числу церковных двери 365», в других редакциях говорится о 365 пределах «еже на всяк день святым». Аноним XIV в. говорит о 84 престолах, о 72 дверях, но о 362 столпах Св. Софии. Прав. Пал. СВ. Введение к «Книге Паломник.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII в.), неизвестный правосл. армянин, автор «Повествования о делах армянских», представитель общины армян-халкидонитов . Издатель критического текста «Повествования» Ж. Гаритт опроверг все попытки идентифицировать его автора с кем-либо из известных церковных деятелей VII в., а потому все сведения о нем можно получить только из анализа самого текста «Повествования». Очевидно, это был образованный клирик - представитель эллинофильской школы, последовательный сторонник Всел. IV Собора . «Повествование» создано на греч. языке, хотя достаточно примитивном и с большим количеством арменизмов. В нем, как определил сам автор, содержится рассказ «о царствующих ромейских и персидских правителях», о «сохранении правой веры, которую [армяне] получили от святого Григория [Просветителя] и от Никейского Собора, [а также] в какое время и по чьей вине сбились они с пути». В сочинении переплетаются 2 сюжетные линии: первая освещает перипетии византийско-иран. и армяно-иран. противостояний, вторая затрагивает церковную историю, причем автор стремится, с одной стороны, показать, что Армянская Церковь в течение долгого времени принимала Халкид. Собор и, даже отвергнув его, не раз вступала в союз с Греческой Церковью, а с др.- аргументирует согласие постановлений, принятых в Халкидоне, с 3 предшествующими Всел. Соборами. Изд.: La Narratio de rebus Armeniae/Éd. crit. et comment. G. Garitte. Louvain, 1952. Лит.: Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 A. D. Turnhout, 1995. P. 174; Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских (в печати. М., 2000) [Библиогр.]. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115650.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII), неизв. правосл. армянин, автор " Повествования о делах армянских " , предст. общины армян-халкидонитов АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ГАНДЗАСАР мон-рь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (ист. обл. Арцах); основан до X в.

http://pravenc.ru/rubrics/121954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь. Персоналии АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII), неизв. правосл. армянин, автор " Повествования о делах армянских " , предст. общины армян-халкидонитов ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОВАННЕС ГЕРМОНЕЦИ [Колотик] (посл. треть XIV в.- 1-я пол. XV в.), арм. церковный деятель, богослов, настоятель мон-ря Ермон (Гермонского) в обл. Вайоц-Дзор, носил звание рабунапета (верховного наставника) ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ (сер. XIII в. - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов

http://pravenc.ru/rubrics/121972.html

16 . Алексей Макремволит. Диалог между богатым и бедным: Пер. с греч. М. А. По- ляковской//АдСВ. – 1976. – Вып. 10. 17 . Амвросий Медиоланский , свт. Об обязанностях священнослужителей (De officiis ministrorum)/Пер. с лат. Гр. Проханова под ред. Л. Писарева . (Казань, 1908). – М.; Рига: Благовест, 1995. – 411 с. 18 . Аммиан Марцелин. История: Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского – К., 1906. – Вып. 1. – XXXII, 283 с.; 1907. – Вып. 2. – 284 с.; 1908. – Вып. 3. – 293 с. 19 . Аммиан Марцеллин. Римская история/Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонина. – СПб.: Алетейя, 2000. – 576 с. 20 . Аммония мниха Повесть о убиенных святых отцах в Синае и Райфе//Памятники древней письменности. – СПб., 1890. – Т. 83. – 29 с. 21 . Анастасий Синаит . Вопросоответы преп. отца Анастасия. – СПб., 1897. – 104 с. (Памятники древней письменности. – Т. 73). 22 . Анасян А. С. Армянские источники о падении Византии/Пер. с древнеарм. С. С. Аревшатяна. [Исслед. и тексты произведений армян. поэтов Абраама Анкирского, Аракела Багешского и Иеремии Челеби Кеомурджяна] – Ереван: АН Арм. ССР, 1957. – 149 с. 23 . Ангелов Д., Тивчев П. Подобрани извори за историята на Византия. 4-о доп. изд. Перевели Г. Батиклиев и др. – София: Наука и изкуство, 1974. – 427 с. 24 . Св. Андрея, архиепископа Критского Великий канон/Пер. с греч. М. М. Богословского //Христианское чтение. – СПб, 1836. – Ч. 1. – С. 129–184. 25 . Св. Андрея, архиепископа Критского Похвальное слово Святителю и Чудотворцу Николаю//Христианское чтение. – СПб., 1834. – Т. 4. – С. 229–243. 26 . Андрея, архиепископа Критского Трактат о поклонении иконам//Христианское чтение. – СПб., 1902. – Кн. 1. – С. 247–269. 27 . Анна Комнина. Алексиада: Всуп. ст., пер. и коммент. Я. Н. Любарского. – М.: Наука, 1965. – 688 с. (СПб.: Алетейя, 1996. – 704 с.). 28 . Анна Комнина. Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина. – СПб., 1859 (ВИПДА. – Т 1). 29 . Аноним Византийский. Инструкции по полиоркетике//Военная мысль античности: Сочинения древнегреческих и византийских авторов. – М.: АСТ.; СПб.: Terra Fantastica, 2002. – С. 537–583.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Турции предотвращено покушение на Константинопольского патриарха Варфоломея 08.03.2011 Турецкой полиции удалось предотвратить покушение на Константинопольского патриарха Варфоломея . Об этом со ссылкой на турецкие СМИ сообщило Австрийское агентство католических новостей. Полиция арестовала двух подозреваемых молодых людей в возрасте 17 и 18 лет, планировавших с помощью оружия устранить Патриарха. О предстоящем покушении некий аноним написал письмо и отправил его по электронной почте на адрес одного из полицейских участков. Покушение на Патриарха планировалось в районе Фанар, где находится его резиденция. В связи с сообщением о попытке покушения несколько турецких газет напомнили, что ранее католический священник Андреа Санторо, армянский журналист Грант Динк и три протестанта, в том числе — немецкий миссионер были убиты именно молодыми людьми в возрасте 16-20 лет. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 08.03.2011 20:48:36

http://drevo-info.ru/news/10327.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Восточные (нехалкидонские ) Церкви АБУНА почтительное обращение к священнослужителю (не архиерею) у арабоязычных христиан, соответствующее рус. «отец, батюшка» АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII), неизв. правосл. армянин, автор " Повествования о делах армянских " , предст. общины армян-халкидонитов

http://pravenc.ru/rubrics/121942.html

38. Платон: Он был благ, у благого же никогда ни к кому не появляется зависть. 39. Аристоним: Зависть, словно дурной демагог, всегда против добрых дел. 40. Фукидид: У живых зависть [есть] к сопернику, а то, что не стоит на пути, почитается с бесспорным благоволением. 41. Анаксимен: Ибо те, которые хорошо сказанное или сделанное не хвалят из зависти, как такие могут быть полезны в делах? 42. Катон: Говорил, что хуже всего, когда завидуют пользующимся удачей прилично и умеренно. Ибо [тогда] завидуют не нам, но нашему окружению. 43. Аноним: Никому не завидуй: благие – достойны, дурные же, если и процветают, все равно дурно живут. 44. Фемистокл: Будучи ребенком, он говорил, чтобы никто не блистал, чтобы не сделаться предметом зависти. Ибо как жучки заводятся особенно в созревшем хлебе и распустившихся розах, так и зависть затрагивает особенно честных и преуспевающих в добродетелях и тех, кто обладает славным нравом и лицом. Слово 55-е. О добровольном и вынужденном 1. Лк. 12, 47–48 : Раб же тот, который знал волю господина своего, [и не был готов,] и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. 2. 1Кор. 9, 16–17 : Горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. 3. Еккл. 10, 5 : Невольно[е] изыде от лица владеющего. 4. Притч. 30, 33 : Как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь. 5. Сир. 18, 30–31 : Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих. Если будешь доставлять душе твоей приятное для вожделений, то она сделает тебя потехою для врагов твоих. 6. Свт. Василий Великий : Несчастьям в аду причина не Бог, а мы сами. Ибо начало и корень греха – то, что от нас, и наше своеволие. 7. Славим добродетельных, которые таковы по своему произволению, а не тех, которые стали такими по чьему-то принуждению. Ибо там, где готово произволение, ничто не препятствует. 8. Насилие или страх никогда не становятся творцами добродетели. Прекрасно же то, что добровольно и не по принуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010