Особенным доверием пользовались рабы, не купленные на невольничьем рынке, но рожденные и воспитанные в доме господина. Характеризуя положение рабов и иностранцев в Аттике, «Афинский аноним» V века писал не без легкого сарказма и преувеличений: «Рабы и осевшие на постоянное жительство иностранцы пользуются всеми афинскими правами. По закону их нельзя оскорблять, а раб не уступит вам дорогу на улице. Следует объяснить причину этого местного обычая. Если бы можно было узаконить право избивать рабов, чужеземцев и вольноотпущенников, то, наверное, афинянам самим бы досталось, потому что их часто по ошибке принимали за рабов. Свободные афинские неимущие люди одеваются не лучше, чем рабы или чужестранцы, да и внешность у них не особенно почтенна. Если кого-нибудь из читателей удивит то обстоятельство, что в Афинах рабам разрешают жить в роскоши и иногда владеть большим хозяйством, нам не трудно будет показать здравомыслие такой политики. Дело в том, что в любой стране, имеющей флот, экономически целесообразно платить рабам за их труд, чтобы хозяин мог оставлять за собой часть прибыли, а это требует хотя бы формального освобождения раба. Но если рабы богатеют, становится нежелательным держать их в страхе перед своими господами, как, например, в Лакедемоне. Если раб боится своего господина, он не может спокойно работать, не опасаясь лишиться всего заработанного. Вот почему рабы были поставлены на один социальный уровень со свободными, и именно поэтому даны равные права иностранцам. Ибо много требуется труда, чтобы содержать флот» (цит. по: Тойнби, цит. изд., с. 382–383). Тот же глубокомысленный Аноним остроумно и язвительно иронизировал по поводу манер своих сограждан: «Пусть простят нас за тривиальность суждений, но следует сказать, что следствием афинского господства на море стала прежде всего редкостная эклектика в манерах высшего класса, и произошло это оттого, что представители его вбирали бувально все, что они только могли усвоить от общения с иностранцами. Их господство на море дало им возможность подбирать объедки на столах Сицилии, Италии, Кипра, Египта, Лидии, Понта, Пелопоннеса» (цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вот здесь уже и начинается то, что аноним называет „публичным издевательством над нелюбимыми священниками“, а „Уфимский священник“, корреспонденция которого приводится Преосвященным Саввой, – описывает словами: „попов в храме в присутствии прихожан, с криком и топаньем, обзывает дураками, мерзавцами, ослами и пудовишниками“. Это началось с первого года моего здесь пребывания и продолжалось включительно до последнего 1881 года, в раз принятом, ещё не ослабевающем порядке. Поэтому аноним не точен: нелюбимых священников у меня нет, с первых годов нельзя было ими и обзавестись. Начинаются замечания всем, в чём-либо неисправным. В первые три года я сам всё это собственноручно тут же в алтаре и в церкви и записывал, в свою памятную книжку, а в последние два года записывал главнейшее старший спутник мой. Вот причту церковному, священникам, во-первых, говорится: „небрежно креститесь“ (если что-либо подобное, а очень часто, замечается) „неправильно благословляете, не так кланяетесь. Зачем у вас причёска косым прибором? За светскостью гоняетесь. Нарукавники рубашки спрячьте. Воротнички-то зачем выставили! Запрещено ещё указом Императора Александра I-ro. Да и модная шляпа-цилиндр валяется на окне. Да кажись под епитрахилью и ряса нараспашку“ (бывало и это) и проч. В мирнице, в переносной дарохранительнице, в крестильном сосудце замечается иногда —340— то, что заметил ещё Димитрий Ростовский ; всё это выставляется настоятелю на вид и записывается. „Не так ризы сложены“, говорится и пишется, – „от этого они скоро загнивают. Запасные св. сосуды не поставлены, а положены под подолом риз, подризников“ и проч. „Пения никакого: поёт один причетник. В богослужении делаются такие-то ошибки“ и т. п. Конечно хорошее, добропорядочное, прекрасное, достоподражаемое называется по имени и отмечается всегда с такой же фотографической точностью. Обозрев алтарь и поклонившись престолу Господню, выхожу пред иконостас. Здесь, поклонившись святыне и преподав общее благословение всем предстоящим, вступаю в среду детей, всегда заблаговременно выстроенных впереди народа, детей не учившихся (отдельно) и учившихся в училищах, мальчиков и девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Равеннский аноним» (VI в.) – так называют создателя своеобразного географического справочника «Космография». Он был написан в Равенне, входившей тогда в состав Византии. Во введении воспроизводится картина мироздания в традициях античной школы, отвергавшей теорию шарообразности земли. Основное содержание «Космографии» составляют списки городов и рек в различных регионах мира, их местоположение, а также указание на источники, которыми пользовался автор (труды Птолемея, Ямвлиха, Ливания, Василия Великого , Афанасия Александрийского , римских и готских космографов). Взяв за основу временной отрезок сутки, Равеннский Аноним разделил весь географический материал на «страны дня», расположенные с запада на восток от Германии до Гиркании, и «страны ночи» – с востока на запад. Как и для всех христианских авторов, центром земли для него являлся Иерусалим. Однако, считая переименования варварским обычаем, он использовал не библейскую, а античную систему географических названий, стала одним из источников средневековых «Географий» XIIXIII веков. Раннехристианское искусство зародилось в IIIII вв. до н.э. Первыми христианскими сооружениями были катакомбы – подземные галереи и помещения в несколько ярусов, которые прокладывались могильщиками фоссорами (лат. fassor – землекоп), в мягком римском туфе в виде сложной системы улиц-коридоров (1 м ширины, 34 высоты) с вертикальными опорами, системой вентиляции. Они использовались для погребения многочисленных мучеников в период жестоких преследований ранних христиан. В прямоугольные выемки в стенах («локули») клали покойников, завернутых в саван, затем отверстия закрывали каменной или терракотовой плитой. Входы в катакомбы прикрывали камеры в форме квадрата (цимитерии) с тремя полукруглыми апсидами. Христианское кладбище св. Себастиана у старой Аппиевой дороги было вырыто вокруг песчаной впадины и названо Ad Catacumbas (греч. kata kumbas «около впадины»). Затем это название распространилось и на другие некрополи. Катакомбы, названные именами первых христиан – Присциллы, Себастиана, Каллиста, Домициллы и др., опоясывали весь Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В завершение всех изысканий формулируется прежний тезис, что у псевдо-Соломона софия не носит типических свойств строгой персональности и – вместе с заменяющими ее «духом» и «словом» – больше походит на поэтическую индивидуализацию 117 . По этой причине мы возвращаемся к исходному пункту нашего анализа с тем экзегетическим результатом, что по классическому перечню (VII, 22 сл.) всех качеств премудрости нельзя категорически заключать, будто сам аноним видел в ней личность. В совокупности с другими наблюдениями этим вызывается убеждение в сомнительности, чтобы иудейский писатель допускал особое божеское лицо. Такой вывод ограждается и некоторыми побочными соображениями. Их два, и оба они созидаются на неясности даваемых в книге многочисленных предикатов со стороны их собственной природы. Тут прежде всего рождается примрачность представления об их подлинном носителе. Обычно таковым считают премудрость, ибо ей посвящены все усилия литературной пластичности. При всем том на первом плане всей картины столь рельефно выдается фигура духа, что возможно признавать именно его за центр и конечный пункт всего изображения. И, действительно, некоторые комментаторы находят в разбираемых словах «ясное указание на новозаветное учение о Троице», но в то же время констатируют, что вся окраска изречений скорее подходит к Духу Св., чем к Сыну 118 . Мы не говорим, что эта гипотеза истинна, и нам известно, что она связывается со смутностью и даже эксцентричностью принципиальных убеждений о трактуемом предмете 119 . Для нас важно другое, что мыслимы такие различные толкования относительно разумевшегося у псевдо-Соломона объекта. Если бы последний был для сознания писателя отчетлив и рисовался в форме типической индивидуальности, то специальные черты ее обязательно отчеканились бы в литературном воспроизведении с достаточною характерностью, свойственной лишь одной определенной особи, хотя бы и не вполне постигнутой. Во вяком случае нельзя ожидать, чтобы автор не сумел выразить, что он мыслит известную персональность, коль скоро она была пред его взором. Тогда не было бы места разногласиям о сущности подлинного созерцания при законности диспаратных мнений в оценке. Между тем у нас встречается совсем противное, а потому мы должны думать, что таинственньй аноним не имел пред собою отчетливого персонального образа, поскольку такого не обретается в его описании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

35. Ответ на 44, София7: Для меня лично известный режиссер, снимающий порносцены в фильмах о войне или репрессиях ради конъюнктуры, моральным авторитетом не является, ошибаться может запросто, почему нет?/QUOTE] Как интересно и характерно, что вы только про это в фильме заметили, чего другие в общем впечатлении и не вспомнят. У кого что болит..? 34. Ответ на 42, София7: .я бы паствой называл прихожан священника. Не думаю, что таковые, если имеются, о чем-то таком батюшку просили. Но это домыслы. отец Георгий не может опровергать источники Михалкова[ Уверен, что его осведомленность не может быть выше, чем результат работы команды " Бесогона " То, о чем и как говорил Михалков. уже много раз в разных контекстах встречалось у многих авторов. И никогда не делало столько шума, критики и неприятия. Вот в чем дело! Все-таки Михалков - это калибр, это непросто поболтать. и его услышали. И задело.Вот и хорошо. Радует. QUOTE] 33. личность и точка зрения Представляется не корректным, не интеллигентным и даже неумным сводить обсуждение точки зрения к осуждению и сравнению личности, высказавшей эту точку зрения. Это по Жванецкому " ...о чем можно говорить с человеком с таким носом? " Неужели не видно радение Михалкова о величии России, непоказной патриотизм и отсутствие космополитизма. А вот забота отца протоирея непонятна. Что отстояли? Что защитили? Кая польза русскому, прочитавшему батюшкину отповедь. 32. Ответ на 31, Аноним: В-третьих, я, как школьник, могу с уверенностью сказать: о. Георгий полностью прав по вопросу дистанционного обучения. Именно в той школе, в которой я учился, сложилась полукриминальная обстановка. Так. Сложилась именно в Вашей школе... Но разве не говорено - Не ложьте! Говорено. Если кто-то вдруг захочет ответить на мой комментарий, то, пожалуйста, используйте только проверенную информацию, а не слухи и домыслы. Информация проверена. 31. Ответ на 37, Полтораки: Для школьника этот Аноним пишет слишком уж грамотно (я имею в виду правописание). И знает некоторые факты тоже не по " школьному чину " (тот же скандал с поборами " за пиратство " был уже давно, да и школьника он вряд ли может интересовать).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/16/sv...

Скачать epub pdf Cod. 249. Аноним. Жизнь Пифагора Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Прочитал также биографию Пифагора. 1 . Платон был учеником Архита и, таким образом, девятым преемником Пифагора. Аристотель десятый. Те из учеников Пифагора, которые посвятили себя созерцанию, назывались себастики, преподобные, тогда как те, кто занимались делом, назывались политиками. Те, кто развивал учения геометрии и астрономии назывались учеными (математики). Те кто был лично связан с Пифагором называли пифагорейцами, тогда как те, кто просто подражали его ученикам назывались пифагористами. Все они в целом воздерживались от мяса животных; иногда они вкушали плоть жертвенных животных. 2 . Говорят, Пифагор прожил 104 года; Мнесарх, один из его сыновей, умер молодым. Телавг – другой сын. Сара и Мийа – его дочери. Теано, как говорят, была не только его ученицей, но и, на самом деле, дочерью. 3 . Пифагорейцы проповедовали разницу между Монадой и Единицей. Монада обитает в умопостигаемой области, тогда как Единица живет среди чисел. Схожим образом Двойка существует среди исчислимых вещей, тогда как Диада является неопределенной. 4 . Монада выражает равенство и меру, Диада – избыток и изъян. Середина и мера не могут признаваться большими или меньшими, тогда как избыток и изъян, которые продолжаются до бесконечности, допускают это; именно поэтому Диада называется неопределенной. Отсюда, из–за всевключенности Монады и Диады, все вещи сводятся к числам; а число совершенное это десять. Десять получается сложением по порядку первых четырех цифр; поэтому десять называют Кватернарием (или Тетрахтом). 5 . Они утверждают, что человек может усовершенствоваться тремя способами: первый, путем бесед с Богами, ибо к ним никто не может приблизиться, если не воздержится от всякого зла, подражая божественности, даже в уподоблении; второй, путем добродетели, которая есть характеристика божества; третье, путем смерти, ибо если незначительное отделение души от тела в результате епитимьи улучшает душу так, что она начинает предсказывать, во сне – и если болезненный бред вызывает видения – тогда душа должна улучшиться в самой большой степени, если будет отделена от тела в результате смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

В тексте несколько странное выражение: " оживлением подлинного Оригена " . — Ред. 1205 Ссылки на послания св. Василия приводятся автором согласно общепринятой нумерации (Garnier/Maran; в русском переводе указана в скобках), используемой и в современных критических изданиях. Встречающиеся несколько раз в тексте (без определенной системы) ссылки или дополнения ссылок указанием на номер согласно русскому переводу были нами исправлены или удалены соответственно. Последовательность посланий в русском переводе соответствует общепринятой, так что трудностей при переходе от одной системы нумерации к другой не возникает, различие же нумерации вызвано пропуском в русском издании безусловно подложных посланий, а также адресованных самому св. Василию. — Ред. 1206 Новейшую литературу и библиографию см. в обширной статье коллектива авторов: Василий Великий//ПЭ 7. С. 131—191 (полезная, но не исчерпывающе проработанная сводка сокращений соч. Василия на с. 741—743). К сожалению, вследствие отсутствия патрологического отдела в энциклопедии (показательна, например, неверная расшифровка сокращения CPG в этом и других томах ПЭ, несмотря на то что «Ключ греческих отцов» имеется в библиотеке Церковно-научного центра), не до конца продуманной технической подачи и недостаточной координации материала разных авторов статья не совсем удобна для научного использования (так, сокращения частично вынесены в конец, частично внедрены в библиографию, при чрезмерном объеме очень неудачно совмещающую хронологический и алфавитный принципы; отсутствует хотя бы краткий обзор древних переводов, рукописей и изданий творений Василия, вследствие чего в разделе о славянских переводах не использовано и. даже не упомянуто капитальное четырехтомное исследование П. Федуика, присутствующее, тем не менее, в общей библиографии). К рус. библиографии в ПЭ (далеко не полной, особенно в части дореволюционной литературы) следует добавить: [Аноним.] Жизнь святителя Василия Великого//ХЧ 9. 1823. С. 3-75, 121-181, 233-267; [Аноним.] Два друга [о св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

В подтверждение моих слов (о морали) напишу, что был удивлен, читая памятку в дневнике советскому школьнику. Если кто не помнит или не знает, дневники были одинаковые и на последних страницах приводилось руководство для младших, средних и школьных классов. Начиналось все с наставлений слушаться родителей, прилежно учиться, уступать место беременным и пожилым людям и заканчивалось овладением профессионального навыка и стремлением стать строителем коммунизма. Владимир 27 июня 2014, 23:16 Василию Н (2): Уважаемый Василий, те плоды, которые жнут сейчас - это плоды безбожия, нежелания идти к Богу и жить Его заповедями. Это болезнь души. И таких больных много, даже среди тех, кто живет духовной жизнью. Главное - бороться с молитвою, призывая Господа в помощь, ведь без него мы не сможем ничего сделать. Как там Достоевский говорил? " Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей " . Именно так! Лукавый извращает представления о грехе и добродетели, меняет их местами. Уверен, что устроили бы опрос в среде выпускников на тему: " Как вы оцениваете человеческую гордость? " , и мы бы ужаснулись. Потому что большинство считает гордость непременным атрибутом современного человека. Без гордости-де ничего не добьешься и никуда не пробьешься. А Господь противится гордым, как мы знаем. И вот рыба гниет с головы... На счет вопроса о панацее, я считаю, что вера - вот то лекарство от болезней, которыми так поражено наше общество. Но лекарство ведь не может действовать находясь в упаковке, пока больной его не примет. А вера это такое лекарство, которое иначе как добровольно и всем сердцем принять не получится Толик 27 июня 2014, 22:41 Василий Н. Аноним прав. На все 100 в том, что: " Россия- православное государство и надо на правительственном уровне, законодательно это подтвердить. " Только нашим законодателям это не надо. Ведь это честность, доброта и забота о ближнем. А оно им надо?))) Василий Н. 27 июня 2014, 20:37 Аноним писал: ---Верно все было в " прощальной речи " ,но тему о поведении на выпускном и вообще о нравственности молодежи, надо обсуждать в отдельной теме. Не одно поколение отмечают так выпускной к сожалению. Я то же не исключение.А все потому, что школы не имеют православного направления. Если бы в каждой школе присутствовал свой Духовник, все было бы иначе.

http://pravoslavie.ru/71787.html

На совести нашей Единого пятнышка нет! Опять это «инкогнито проклятое»! Узнать бы — сам ли расстреливал, или только посылал на смерть, или обыкновенный ортодокс, — и вот тебе аноним! Аноним без пятнышка… И, наконец, — широкий философский взгляд: « История никогда не нуждалась в прошлом (?), и тем более не нуждается в нём история социалистической культуры». (А. Кузьмин) История не нуждается в прошлом! — вот до чего договорились Благомыслы. А в чём же она нуждается? — в будущем, что ли?… И вот они-то пишут историю… И что можно сейчас возразить всем им, всем им против их слитного невежества? И как им сейчас можно объяснить? Ведь истина всегда как бы застенчива, она замолкает от слишком наглого напора лжи. Долгое отсутствие свободного обмена информацией внутри страны приводит к пропасти непонимания между целыми группами населения, между миллионами — и миллионами. Мы просто перестаём быть единым народом , ибо говорим действительно на разных языках. А всё-таки прорыв совершился! Уж как была крепка, как надёжна казалась навек отстроенная стена лжи, — а зазияла брешь. Ещё вчера у нас никаких лагерей не было, никакого Архипелага, — а сегодня всему народу и всему миру увиделось: лагеря! да ещё фашистские! Как же быть?? Многолетние мастера выворачивания! изначальные хвалебщики! — да неужели вы это стерпите? Вы — и оробеете? Вы — и поддадитесь?… Да конечно же нет! Мастера выворачивания первые и хлынули в эту брешь. Они как будто годами только её и ждали, чтобы наполнить её своими серокрылатыми телами и радостным — именно радостным! — хлопаньем крыльев закрыть от изумлённых зрителей собственно Архипелаг. Их первый крик — мгновенно найденный, инстинктивный, был: это не повторится! Слава Партии! — это не повторится! Ах, умницы, ах, мастера заделки! Ведь если «это не повторится», так уж само собой приразумевается, что сегодня этого нет! В будущем — не будет, а сегодня конечно же не существует! Так ловко хлопали они своими крыльями в бреши — и Архипелаг, едва появившись взорам, уже стал и миражем: его и нет, и не будет, ну может быть разве только — был… Так ведь — культ личности! (Удобный этот «культ личности»! — выпустил изо рта, и как будто что-то объяснил.) А чту действительно есть, что осталось, что наполняет брешь и что пребудет вовек — это «Слава Партии!». (Сперва как будто слава за то, что «не повторится», а потом и сразу почти уже как будто слава и за сам Архипелаг, это сливается, не разделишь: ещё и журнала того не достали с пресловутой повестью, но всюду слышим: «Слава Партии!» Ещё не дочитали до того места, как плёткой бьют, но со всех сторон гремит: «Слава Партии!»)

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

(старшина Базунов, Оймякон, 55 лет, состарился на лагерной службе). «В лагерях меньше злоупотреблений, чем в каком-либо другом советском учреждении (!!). Утверждаю, что сейчас в лагерях стало строже . Охрана не знала, кто за что сидит». (В. Караханов, Подмосковье) «Мы, исполнители, — тоже люди, мы тоже шли на геройство: не всегда подстреливали падающих и, таким образом, рисковали своей службой». (Григ. Трофимович Железняк) «Весь день в повести насыщен отрицательным поведением заключённых без показа роли администрации… Но содержание заключённых в лагере не является причиной периода культа личности , а связано с исполнением приговора». (А. И. Григорьев) «Солженицын так описывает всю работу лагеря, как будто там и партийного руководства не было. А ведь и ранее, как и сейчас, существовали партийные организации и направляли всю работу согласно совести». [Практические работники] «только выполняли, что с них требовали положения, инструкции, приказы. Ведь эти же люди, что работали тогда, работают и сейчас , может быть добавилось процентов десять, и за хорошую работу поощрялись не раз, являются на хорошем счету как работники». «Горячее негодующее возмущение у всех сотрудников МВД… Просто удивляешься, сколько жёлчи в этом произведении… Он специально настраивает народ на МВД!.. И почему наши Органы разрешают издеваться над работниками МООП?… Это нечестно! » (Анна Филипповна Захарова, Иркутск. обл., в МВД с 1950, в партии с 1956) Слушайте, слушайте! Это нечестно!  — вот крик души! 45 лет терзали туземцев — и это было честно. А повесть напечатали — это нечестно! «Такой дряни ещё не приходилось переваривать… И это не только моё мнение, много нас таких, имя нам легион .» Да короче: «Повесть Солженицына должна быть немедленно изъята изо всех библиотек и читален». (А. Кузьмин, Орёл) Так и сделано постепенно. «Эту книгу надо было не печатать, а передать материал в органы КГБ». (Аноним, ровесник Октября) Да так почти и произошло, угадал ровесничек. И ещё другой Аноним, уже поэт: Ты слышишь, Россия,

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010