Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОЧИННЫЙ адм. должностное лицо в Русской Православной Церкви, возглавляющее один из округов, на к-рые разделены епархии; существуют также Б. мон-рей, несущие ответственность за порядок богослужения, благочестие и нравственность братии. В древней Церкви аналогичные обязанности выполняли периодевты (греч. περιοδευτς), к-рые в сер. IV в. заменили хорепископов (τν χωρν πσκοποι), зависевших от епархиального архиерея и ограниченных в своих епископских полномочиях и правах (Анкир. 13; Антиох. 10). 57-е прав. Лаодик. Собора гласит: «Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде, ничего не творити без воли епископа града». После упразднения института хорепископов периодевты, назначаемые епархиальными архиереями из числа пресвитеров, управляли отдельными частями епархии. Позднее из должности периодевта возникла должность протопопа (πρωτοπαπς; упом. в визант. источ.: Const. VII Porphyr. De ceremoniis aulae Byzantinae; Scylitza I. Synopsis historiarum; Cedrenus G. Compendium historiarum; Zonara I. Epitome historiarum). Должности периодевта и протопопа в отличие от хорепископа не являлись пожизненными. В греч. Церквах, где епископов много, а паства епархий немногочисленна, ни в древности, ни в наст. время эта или аналогичная ей по функциям должность не получила такого развития, как в слав. Церквах, и особенно в России, где епархии во много раз превышают греч. числом пасомых и количеством храмов и где поэтому епархиальному архиерею трудно осуществлять постоянный надзор за всеми приходами. В РПЦ до XVIII в. местный надзор над духовенством по отдельным округам, на к-рые делилась епархия, осуществляли наместники , заказчики, десятильники , протопопы и поповские старосты. Термин «Б.» входил в канцелярский обиход постепенно. Впервые он употреблен по отношению к поповским старостам в «Наказе старостам поповским и благочинным смотрителям» Патриарха Адриана (1697). «Духовный Регламент» (1721) предусматривал: «закащики, или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы тое все (т. е. относящееся к обязанностям епископа.- В. Ц.) насматривали и ему бы епископу доносили, естьли бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел» (Ч. 2. Гл. «Дела епископов». 8).

http://pravenc.ru/text/149349.html

230 Так, в Синопсисе 8-го пр. Анкир. соб. сказано, что поставленный в епископа, если делает возмущения против других епископов, «лишается и чести пресвитеров». Аристин, согласно с полным текстом, добавляет, что таковой подвергается, кроме указанного в Синопсисе наказания, и отлучению. В Синопсисе на 36-е пр. Лаод. соб. санкция совершенно опущена. Здесь говорится: «Давший обет священства не должен быть волшебником, или обаятелем, или числогадателем, или астрологом, или делателем хранилищ». О наказании здесь ничего не сказано, но оно добавлено в толковании Аристина: «если окажется, что кто-либо из посвященных лиц занимается каким-нибудь подобным злохудожеством, таковой извергается из церкви. В Синопсисе 10 пр. Карф. соб. хотя и сказано, что осужденный епископом, потом отделившийся от него и водрузивший алатарь, или совершивший приношение, подлежит наказанию, но каково должно быть наказание не сказано. Аристин восполняет этот пробел, дополнив: «таковой должен быть предан анафеме». В Синопсисе 3-го пр. 7-го всел. соб. сказано только, что «всякое избрание, совершаемое мирскими начальниками, да будет недействительно», тогда как по полному тексту (что Аристин и добавляет в своем толковании) «употребление кем-либо светских начальников и получение чрез них епископской в какой-либо церкви власти не только делает это получение недействительным, но и подвергает извержению и отлучению того, кто получил священство таким образом». 231 В толковании на 19-е пр. 1-го всел. соб. Аристин гонорит об ереси павлианистов: «...Павлианисты ведут происхождение от Павла самосатского, который уничижительно мыслил о Христе и учил, что он обыкновенный человек и получил начало от Марии». В толковании на 30-е пр. Халкид. соб., между прочим, пишет: «... Сей святый собор собрался в Халкидоне во дни благочестивейшего императора Маркиана против бывшего в то время архиепископом Александрии нечестивого еретика Диоскора, который баснословил, будто Господь носил призрачное тело и имеет единое естество, и приписывал страдание Божеству…»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

2): „Вы должны знать, что единобрачие, бывающее по закону, правильно, как согласное с волей Божией; второбрачие после обета (чистого вдовства 133 ) беззаконно – не само по себе, а вследствие неверности (данному обету); троебрачие – знак невоздержания; сверх же третьего брака – явные блуд и очевидное любострастие». Более подробное раскрытие получил этот взгляд в целом ряде канонических определений, доселе сохраняющих за собою значение норм действующего права Православной Церкви. Как видно из этих определений, Церковь , согласно наставлению апостола, не закрывая для вдовствующих лиц возможности вступать в новый брак, тем не менее отдавала явное предпочтение обрёкшим себя на воздержание и не только устраняла второбрачных от получения священного сана 134 , но и налагала на них очистительную епитимию (анкир. соб. пр. 19). Тем более, разумеется, подвергались этой последней o πλεστoις γμoις πειππτovτες (неокес. пр. 3), т. е. вступившие в третий брак (см. Вас. В. пр. 4), причём продолжительность покаяния естественно удлинялась сообразно возрастающей степени отклонения от идеальной нормы христианского супружества 135 . Не менее характерным показателем неблагосклонного взгляда Церкви на второй и третий брак является и вековая практика касательно способа их установления, не тождественная с той, какая применялась к союзу первобрачных 136 . Что касается, затем, дальнейшего „многобрачия» 137 , переступавшего меру церковной снисходительности, то применение к нему 80-го правила св. Василия В. указывало виновному быть едино лето плачущим, три лета припадающим, и уже только потом – по истечении известного, определяемого усмотрением духовника, времени пребывания в разряде слушающих и в общем стоянии с верными, но без права участия в евхаристии – открывало вновь доступ к церковному общению 138 . Самая возможность восстановления своей церковной правоспособности указанными путём для впавших в грех последовательного „многобрачия» необходимо обусловливалась тем, что они прежде всего – „оставят гнусное дело и расторгнуть незаконный брак» 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение. (Ап. 66; I Всел. 20; Трул. 66; Гангр. 18; Лаод. 29; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91; Феофила Алекс. 1). В этом правиле повторяются изданные в прежние века правила о том, что в храме не следует становиться на колена по воскресеньям, и с какого часа субботы по какой час воскресенья надлежит молиться стоя.  Правило 91. Жен, дающих врачевства, производящия недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющия, подвергаем епитимии человекоубийцы. (Ап. 65; Анкир. 21; Василия Вел. 2, 8). Подобное предписание издал было еще Анкирский Собор в начале IV века в своем 21-м правиле; в толковании этого правила мы говорим о предмете и этого трулльского правила.  Правило 92. Тех, кои похищают жен, под видом супружества, или содействуют, или помогают похитителям, определил святый собор, аще суть клирики, низвергати со степени их; аще же миряне, предавати анафеме. (Ап. 67; IV Всел. 27; Василия Вел. 30, 36, 42). В этом правиле повторяется содержание 27-го правило IV Всел. Собора, толкование которого служит в то же время толкованием и этого трулльского правила.  Правило 93. Жена мужа, отлучившагося и находящагося в неизвестности, прежде удостоверения о смерти его, иному сожительствующая, прелюбодействует. Равно и жены воинов, во время безвестности мужей своих вступающия в брак, тому же подлежат разсуждению; подобно и те, кои вступают в брак, по причине удаления мужа в чуждыя страны, не дождавшись возвращения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2019 В толков. на 16 пр. Трулл. на основании самого правила о Златоусте и на 65 прав. Апост., 12 пр. Халкид. собора (о Григории), и 65 прав. Трулльск. (Кирилл); Анкир. 12 (Васил. Вел.); Гангр. 6 (Исид.). 2028 Павлов, Замечательнейшие греч. рукописи канонич. Содержания в Московской синодальной библиотеке. Записки Новоросс. унив. XIII, 2 ч. стр. 169. Здесь указан более исправный список XV века в синодальной рукописи 455. 2030 Zachariae, Die Handbücher des geistlichen Rechts aus der Zeiten des untergehenden byzantinischen Reiches und der turkischen Herrschaft Mémoires de l’Académìe des scíences de St -Petersbourg. VII serie. T. XXVIII, 7. S. 23. 2031 ρχ σν Θε νομοκαννος. Καννες τν γων ποστλων, κα τν πτ οκουμενικν συνδων περ ρχιερων, ερων, μοναχν μεγασχμων κα λλων μοναχν, κα λαικν. В вышеупомянутой рукописи Моск. синод. библиотеки 455, он имеет такое заглавие: Nομοκovον τν γων ποστλων Πτρου κα Παλου, κα τν γων πανρων, μπερι/ων (sic) διφορα κεφλαια ντεχμενα τν σομβαντων μν μαρτημτων, κα πϑρ σωτηρας ψυχς. 2032 Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Казань. 1885. II, стр. 16, 68. 2033 Напр., ст. 65, 95, 122, 124, 206, 279, 414, 506. Статьи противоречащие: 60 и 125 (указание Павлова, там же, стр. 17, прим. 1). Кроме того ст. 138 и 457 (о делении наследства на три части [τριμοιρα]) 215 и 216 (о сроках для возврата купленного, но вскоре заболевшего животного) и 470 (об уплате 36 золотых монет изнасилованной девице, или, в случае взятия ее в замужество, об уплате 1 монеты в фиск). Zacharia, ibid. S. 24. 2034 Проф. Павлов (номок. при Б. Тр., стр. 27) относит происхождение Котельерова номоканона к концу XI в. или началу XII в., эпохе «крайнего упадка церковного законоведения». Это последнее утверждение не справедливо, a потому несправедливо и первое. О богомилах можно было написать тоже самое, что написано в номоканоне (ст. 460 и 461), и впоследствии, на основании анафематизмов, приписываемых Евфимию Зигабену (см. выше, и правило 301, в котором упоминается: Ликопетр). Цахариэ о времени написания номо- канона высказаться не решается (ibid., S. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Законом наказывается, как убийца, всякая жена, которая бросит своего младенца при входе в церковь , хотя бы кто нибудь взял себе таковаго и стал бы заботиться об нем. (Василия Вел. 33, 52). Правило 33-е, равно и 52-е правило Василия Великого , определяют одинаковое, как и за убийство, наказание жене, которая разрешится от бремени в пути и тут же бросит на произвол судьбы своего ребенка. Некоторые женщины думали, что менее согрешат пред Богом, если своего ребенка оставят у входа в храм, в надежде, что кто-либо умилосердится и внесет такового в храм, дабы хотя бы духовно возродился. Иоанн Постник , не принимая это за оправдание, определяет таковым женщинам, в случае открытия их преступления, наказание, как за намеренное убийство. Правило 40. Разбойники подвергаются наказанию как человекоубийцы, ибо они, при осуществлении своих намерений, прибегают к убийству. (Анкир. 22, 23; Афанасия Вел. 1; Василия Вел. 8, 13, 43, 55). Правило 41. Добровольно кающийся в воровстве отлучается, согласно 61 правилу Василия Великаго , на один год, в случае же если уличен будет в этом другими, отлучается на два года. Мы же лишаем причастия на сорок дней того, кто сам покается, и на шесть месяцев того, кто будет уличен в краже другими, с сухоядением после девятаго часа и ежедневными поклонами – сто в день. (Василия Вел. 61; Григория Неокес. 3,4,5; Григория Нисск. 6). Правило 42. Кто уличен в краже общественнаго добра, что называется существенною кражею, тот не может вступить в священство. Если же в краже уличен будет и по вступлении в священство, лишается таковаго, согласно 25-му правилу св. Апостолов. (Ап. 25, 72; Двукр. 10; Григория Нисск. 6, 8). Под кражею общественного добра в настоящем правиле нужно разуметь кражу того, что принадлежит церкви и благотворительным заведениям, и что называется святотатством. Кто совершит, еще будучи мирянином, подобное преступление, не может никогда вступить в священнический чин, если же это совершит священное лицо, то таковое лишается священнического чина. Относительно предмета настоящего правила необходимо сравнить толкования 25, 72 и 73 Апостольских правил, о св. вещах – в частности – толкование 10-го правила Двукратного Собора, где показано различие между вещами, принадлежащими св. алтарю, и вещами, употребляющимися вне алтаря, и указаны соответствующие наказания за кражу как тех, так и других святых и освященных вещей. Правило 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Толкование Тому, кто совершил убийство не по своей воле, настоящее правило запрещает причащаться Божественных Таин 10 лет и предписывает ему два года плакать, три слушать, четыре припадать и один год стоять вместе с верными и затем причащаться. Смотри Апост. 66, I Всел. 11 и изображение храма. Правило 58 Совершивший прелюбодеяние пусть 15 лет не приобщается святыни. Эти 15 лет будут распределены для него так: в продолжение четырех лет будет плачущим, пяти – слушающим, четырех – припадающим, двух – стоящим вместе с верными без причащения. (Анкир. 20; Григория Нис. 4.) Толкование Прелюбодея это правило наказывает отстранением от причащения на 15 лет. Пусть он четыре года плачет, пять – слушает, четыре – припадает, два стоит вместе с верными и затем пусть причащается. Смотри также Анкир. 20. Правило 59 Блудник пусть семь лет не приобщается святыни. Два года плачет, два слушает, два припадает и год только стоит вместе с верными, а на восьмой год будет допущен до причащения. (Василия Велик. 22; Григория Нис. 4) Толкование Это правило наказывает блудника отстранением от Таин на семь лет. Пусть два года он плачет, два – слушает, два – припадает, один стоит с верными и на восьмой год причащается. Это правило – собственное определение Василия, и потому эта епитимия более тяжелая. Смотри также его 22-е правило и примеч. к нему. Правило 60 Давшая обет девства и нарушившая обещание пусть, проводя жизнь уединенную, исполнит время епитимии, положенной за грех прелюбодеяния. Это же относится и к тем, кто дал обет вести жизнь монашескую и нарушил его. (IV Всел. 16; Анкир. 19.) Толкование Правило это подвергает епитимии за прелюбодеяние, т. е. наказывает на 15 лет, монахинь и монахов, которые впали в блуд или вступили в брак. Смотри также IV Всел. 16 и Анкир. 19. Правило 61 Укравшему, если сам покается и обвинит себя, да будет на один год запрещено только приобщение святынь; а если его уличат, то на два года. Время же будет для него разделено на припадание и стояние с верными, а после пусть его удостоят приобщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

(Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 57; Григория нисск. 5). Настоящее правило предписывает епитимью для лиц, которые намеренно убьют кого-либо и в том покаются. Эту епитимью они должны отбывать публично в течение 20 лет, проходя постепенно установленные ступени покаяния, а именно: 4 года на первой ступени, 5 лет на второй, 7 - на третьей, и 4 года на четвертой ступени. Об этих степенях мы говорили в толковании 11 правила I всел. собора (см. m.I, стр.215 и сл.). Подробное описание этих степеней находится и в каноническом Синопсисе а по нему и в Кормчей Примечания 99. Аф. Синт., IV,405. 100. Гл.23 (упом. изд., I,251). См. толкование 11 правила Григория неокесарийского в настоящем издании. Правило 57. Неволею убивший десять лет да не причастится святых таин. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два лета да плачет, три лета да совершит между слушающими, четыре между припадающими, и год да стоит токмо с верными, и потом приимет святое причастие. (Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56; Григория нисск. 5). В связи с 56 правилом здесь предписывается епитимия для ненамеренных убийц, именно десятилетняя. Правило 58. Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается святых таин. Распределение же на сии пятьнадесять лет для него следующее: четыре лета да будет он плачущим, пять слушающим писания, четыре припадающим, два да стоит с верными без приобщения. (Трул. 87; анкир. 20; Василия Вел. 9, 21, 34, 37, 39, 77; Григория нисск. 4). Что такое прелюбодеяние, - мы говорили в толкованиях нескольких правил, в частности же в толковании 21 правила Василия великого. Лице, повинное в прелюбодеянии, подлежит пятнадцатилетней епитимии. Правило 59. Блудник седмь лет да не причастится святых таин: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето да стоит токмо с верными, в осмое допущен будет до святаго причастия. (Василия Вел. 4, 21, 22, 26, 79, 80). Настоящим правилом предписывается семилетняя епитимия для блудников. Правило 60.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

(Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 57; Григория нисск. 5). Настоящее правило предписывает епитимью для лиц, которые намеренно убьют кого-либо и в том покаются. Эту епитимью они должны отбывать публично в течение 20 лет, проходя постепенно установленные ступени покаяния, а именно: 4 года на первой ступени, 5 лет на второй, 7 - на третьей, и 4 года на четвертой ступени. Об этих степенях мы говорили в толковании 11 правила I всел. собора (см. m.I, стр.215 и сл.). Подробное описание этих степеней находится и в каноническом Синопсисе а по нему и в Кормчей Примечания 99. Аф. Синт., IV,405. 100. Гл.23 (упом. изд., I,251). См. толкование 11 правила Григория неокесарийского в настоящем издании.  Правило 57. Неволею убивший десять лет да не причастится святых таин. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два лета да плачет, три лета да совершит между слушающими, четыре между припадающими, и год да стоит токмо с верными, и потом приимет святое причастие. (Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56; Григория нисск. 5). В связи с 56 правилом здесь предписывается епитимия для ненамеренных убийц, именно десятилетняя.  Правило 58. Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается святых таин. Распределение же на сии пятьнадесять лет для него следующее: четыре лета да будет он плачущим, пять слушающим писания, четыре припадающим, два да стоит с верными без приобщения. (Трул. 87; анкир. 20; Василия Вел. 9, 21, 34, 37, 39, 77; Григория нисск. 4). Что такое прелюбодеяние, - мы говорили в толкованиях нескольких правил, в частности же в толковании 21 правила Василия великого. Лице, повинное в прелюбодеянии, подлежит пятнадцатилетней епитимии.  Правило 59. Блудник седмь лет да не причастится святых таин: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето да стоит токмо с верными, в осмое допущен будет до святаго причастия. (Василия Вел. 4, 21, 22, 26, 79, 80). Настоящим правилом предписывается семилетняя епитимия для блудников. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тот, кто похитил чужую невесту, должен вернуть ее жениху, даже если растлил ее, согласно Анкир. 11 и Василия Велик. 22. Смотри также Анкир. 25 558 . (VI Всел. 98; Анкир. 11, 25; Василия Велик. 22, 69.) Образцы некоторых грамот Образец представительной и отпустительной грамоты Апостольские и соборные правила повелевают, чтобы священнослужителей, желающих покинуть отечество, рукоположившие их снабжали представительными и отпустительными письмами. Представительными – для свидетельства об их вере, жизни и рукоположении, а в особенности – о затемняющих их репутацию обвинениях. А отпустительными – для подтверждена права (которое они получили от рукоположивших их) священнодействовать, куда бы они ни отправились 559 . Потому и мы, следуя этим божественным и священным правилам, через настоящую представительную и одновременно отпустительную грамоту прежде всего представляем находящимся повсюду священнослужителям и мирянам предъявителя этой грамоты – благочестивейшего и всепреподобнейшего во иеромонахах (или досточтимейшего во иереях) господина (имярек), свидетельствуя, что он и православного учения держится, и жизнь ведет благопристойную, и репутацию имеет безупречную и что он благодатью совершающего освящение Всесвятого Духа был рукоположен нами законно и канонично, по общему свидетельству его духовного отца и других заслуживающих доверия лиц, поочередно в чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера во всесвященном храме (такого-то святого). Дал ее, мы освобождаем его и даем ему власть, куда бы он ни пошел, беспрепятственно священнодействовать с канонического разрешения и согласия местного архиерея. Для удостоверения и утверждения этого настоящая наша грамота выдана ему на руки. Март 1864 г. (См. также Апост. 12) Образец грамоты с благословением принимать исповедь Мерность наша (или смирение наше) благодатью совершающего освящение Всесвятого Духа возлагает на тебя, всепреподобнейшего во иеромонахах (или во иереях) господина (имярек), как мужа почтенного и заслуживающего уважения, служение духовного отцовства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010