(Ап. 65; Трул. 91; Анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56, 57; Григория Нисск. 5). Мы считаем чрезмерным снисхождение Иоанна Постника к таким страшным грешницам, какими являются женщины, намеренно убивающие плод в своей утробе, и думаем, что в подобных случаях надлежит строго применять предписание упомянутых правил Василия Великого. Оправданием этому служит то, что сказано нами в толковании 2-го правила Василия Великого.  Правило 34. Ненамеренно выкинувшая младенца подлежит епитимии на один год. (Анкир. 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 57; Григория Нисск. 5).  Правило 35. Мать, заспавшая во время сна ребенка своего, может быть удостоена причастия только по истечении трех лет, если притом будет воздерживаться, в определенные дни, от употребления мяса, сыра, и если усердно будет творить прочия дела покаяния. Если это произошло по небрежению и невоздержности родителей, тогда это судится как намеренное убийство; если же случилось без намерения, то может и заслуживать прощения, но все же необходима соответствующая епитимия, ибо произошло таковое вследствие других грехов. (Василия Вел. 8; Григория Нисск. 5).  Правило 36. Мать, пренебрегшая новорожденным младенцем, который вследствие небрежения ея умрет, подлежит наказанию за намеренное убийство. (Василия Вел. 33, 52).  Правило 37. Если, вследствие небрежения родителей, умрет младенец без крещения, то они отлучаются от причастия на три года, довольствуясь за это время сухоядением и умилостивляя Бога коленопреклонениями, плачем и посильною милостынею. Если младенец семи дней от рождения умрет без крещения, тогда родители лишаются причастия до сорока дней, причем должны ограничиться, в течение этого времени, сухоядением и творить ежедневно сорок поклонов. (Карф. 72). Данное правило определяет наказания родителям, допустившим по своему нерадению умереть ребенка без крещения. Это предписание оправдывается, между прочим, еще и тем, что и гражданское законодательство, как древнее, так и новое, карает лиц, допустивших ребенка умереть некрещенным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

семилетней епитимии. Иоанн Постник уменьшает эту епитимью на целую треть; но Зонара, в толковании упомянутого трулльского правила, замечает, что обязательную силу должно иметь предписание трулльского правила, как изданного позже, чем правило (60) Василия Великого, приведенное Иоанном Постником в настоящем (16) правиле. По нашему мнению, Зонара в данном случае прав.  Правило 17. Согласно предписаниям отцев, осквернения, производимыя насильно жестокими людьми или господарями, не подлежат наказанию; об этом же говорит в частности Василий Великий в своем 49 правиле. (Анкир. 11; Григория Неокес. 2; Василия Вел. 30, 49).  Правило 18. Относительно клириков блудодействовавших Василий Великий, своим 32 правилом, предписывает, чтобы они были извержены, но не отлучены. (Ап. 25, 29, 30; I Всел. 9; Трул. 4, 21; Неокес. 1, 8; Карф. 27; Василия Вел. 3, 32, 51, 70, 82). В 32-м правиле Василия Великого, приводимом здесь, упоминается смертный грех, за который член клира, впавший в оный, должен быть извержен. В числе смертных грехов значится и блуд, а потому ссылка Иоанна Постника на упомянутое правило Василия Великого уместна, если предположить, что здесь имеются в виду безбрачные члены клира, так как в противном случае они должны бы быть подвергнуты наказанию как прелюбодеи.  Правило 19. В своем 4 правиле Василий Великий говорит, что второбрачных некоторые подвергают годичной, а другие двухлетней епитимии, троебрачных же лишают причащения на три и четыре года; мы же, говорит Василий, отлучаем, согласно обычаю, троебрачных от причастия на пять лет, однако под условием нерасторжения брака, при неимении детей от прежних браков. (Ап. 17; I Всел. 8; Трул. 3, 87; Анкир. 19; Неокес. 3, 7; Лаод. 1; Василия Вел. 4, 12, 30, 41, 50, 53, 80, 87). Ссылка здесь на 4-е правило Василия Великого правильна; однако, для понимания предписания настоящего правила надлежит обратиться к нашему толкованию упомянутого правила (4) св. Василия. Заключение правила, согласно которому брак троебрачных не расторгается, основывается на 50-м правиле Василия Великого, каковой брак он хотя и называет " нечистоты в церкви " , однако считает его лучшим состоянием, нежели " распутное любодеяние " .  Правило 20.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(I всел. 19; IV всел. 15, 16; трул. 4, 40, 44; анкир. 19; карф. 6, 44, 126; двукр. 5; Василия Вел. 44, 58, 60). Здесь идет речь не о монахинях, а о тех посвященных девах (ιερς παρθνους), о которых говорят 6 и 44 правила карфагенского собора и о которых мы упоминали, между прочим, в толковании 4 трулльского правила. На вопрос Амфилохия, что нужно делать с такими девами, которые нарушили торжественно данный обет девства и впали в блуд, св. Василий отвечает, что, согласно определениям прежних времен, таковые подлежат годичной епитимии, как второбрачные (анкир. 19). Так установлено было это из снисхождения к немощам людей, также и потому, что церковь Христова не была еще довольно распространена, что звание (τ τγμα) посвященных дев было только в зародыше, но теперь, когда все иначе обстоит, св. Василий предписывает, что впавшая в блуд дева подлежит участи прелюбодейцы (τψ κρματι τς μοιχαλδος), а именно - пятнадцатилетней епитимии (Василия Вел. 58, 60). Чтобы оправдать настоящее свое предписание, св. Василий ссылается на Св. Писание и замечает, что вдовье положение ниже, по своему значению, чем девство, а посему если наказанию подлежит вдова, впавшая в блуд, то сколь большему наказанию должна подлежать дева, нарушившая свой обет, при этом он сравнивает вдовицу с рабой, а деву с невестой свободного человека, и отсюда делает заключение об обоснованности для павшей посвященной девы упомянутого наказания. А чтобы впредь подобного не случалось, св. Василий предписывает, чтобы в чин посвященных дев принимать девиц лишь по исполнении 17 или, по крайней мере, 16 лет, т.е. таковых, которые владеют собственным разумом и собственной волей, ибо обеты, которые даются в более раннем возрасте, суть не иное что, как пустые детския слова (παιδικς φωνς), на которые нельзя положиться; причем случается, что родители и другие родственники, ради собственной корысти, заставляют девиц в молодых летах вступать в чин посвященных дев, между тем они не в состоянии сказать, могут ли они жить вне брака, вследствие чего таковые девы причиняют вред церкви, когда станут совершеннолетними. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1330...

58 Так было особенно в Церквях африканских. Поэтому, когда Валерий, еп. иппонский, дозволил бл. Августину, в сане пресвитера, говорить при себе (и вместо себя) поучения к народу, это другим епископам показалось нововведением; но убедившись в пользе этого установления, они и сами допустили его в своих Церквях. Possid: in vita Augustini. cap. 5. 60 О власти пресвитеров вязать и решить говорят также книги апостольских постановлений. lib. 3, 20. 8, 28. 62 См. в деяниях и подписях соборов. ар. Labbe. Имп. Константин, приглашая грамотами епископов на соборы, повелевал им приводить с собой по несколько лиц второго разряда, secundas sedis, т.е. пресвитеров. Евсев. жизнь Конст. 10, 5. 66 Так как в древние времена Церкви епископы были в каждом и самом небольшом городе и почти в каждом не малолюдном селении, и большей частью сами непосредственно отправляли все церк. дела, не только по управлению Церкви, но и по священнослужению, как напр., сами совершали все таинства, то у древних отцов можно встречать и такие мнения, что пресвитерам ничего не дозволяется делать (даже, напр., крестить и пр.) без особого разрешения епископа. Св. Игнатий к Смирн. Тертулл. de baptismo 17. Из древних же противников епископской власти, особенно в отношении к пресвитерам, известен некто Аерий, пресвитер IV века. Св. Епифаний haer. 75. 67 Св. Игнатий к Тралл. Иустин apolog. 2. pag. 162. Киприан serm. 5. de lapsis et ep. 65. Пост. апост. lib. 8. c. 12. 18. Тертулл. de fuga. cap. 11. caet. 69 Пост. апост. 8, 5. 10. Св. Амвросий in Ephes. cap. 4. ef. Соб. анкир. пр. 2. Св. Злат. бес. 14. к Рим. 71 Анкир. соб. пр. 2. Иустин apolog. 2. Св. Кипр. serm. 5. de lapsis. Пост. апост. 8, 13. В апостольских постановлениях это описывается так: «Епископ подает дары, говоря: «тело Христово», на что приемлющий ответствует: «аминь». Дьякон же должен держать чашу и, подавая другим, говорит: «кровь Христова», а пьющий говорит: «аминь». Итак, со стороны дьяконов это было только помощью для приобщающих епископов или пресвитеров. Правила церковные запрещают дьяконам, вместо пресвитеров, приобщать народ. IV карф. соб. пр. 38. I всел. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

В 22 правиле Анкирскаго собора говорится, что одно из прежних определений предписывает, что должны быть отлучены на семь лет от св. причастия те, которые совершат ненамеренное убийство, согласно же другому предписанию - должны оставаться без причастия пять лет. (Ап. 65; Трул. 91; Анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56, 57; Григория Нисск. 5). Начиная с этого 31-го и до 48-го правила рассматриваются, как сказано в оригинале Властарева Синопсиса Каноникона Иоанна Постника, грехи против любви к ближним. В данном (31) правиле говорится о человекоубийцах, причем, упоминая о прежних канонических предписаниях против этих преступников, Иоанн Постник сокращает таковым срок епитимии: до пяти лет - за намеренное убийство и до трех лет - за ненамеренное, назначая, по обыкновению, ежедневные тяжелые телесные подвиги. В Афинской Синтагме значится лишь: " мы же лишаем причастия на три года (ε ε) " Так как из этого текста нельзя понять, кто, по Иоанну Постнику, подлежит трехлетней епитимии, вольный или невольный убийца, между тем он как раз об этом и хотел издать предписание, то мы этот текст дополнили по Пидалиону, где значится: ο οο ε ο ε εε, ο οο и мы это дополнение в нашем переводе настоящего правила заключили в скобки. Примечания 5. Аф. Синт., IV,442. 6. Изд. 1864, стр.710; [изд. 1886, стр.572 ( " )]. Правило 32. Василий Великий, своим 13 правилом, лишает причастия на три года лиц, которыя убивали на войне, а правилом 55 и тех, которые, с целью защиты, взаимно поражают разбойников; клириков же подвергает извержению. (Анкир. 22, 23; Афанасия Вел. 1; Василия Вел. 8, 43, 55; Григория Нисск. 5). Автор данного правила, по-видимому, принимает взгляды Василия Великого, выраженные в предписаниях указанных правил. Между тем, средневековые комментаторы этих правил св. Василия замечают, что правила эти трудно применимы в практической жизни, о чем мы упоминали при толковании оных правил. Правило 33. Женщин, намеренно убивающих плод в утробе своей и дающих и принимающих лекарства с целию отравления и извержения зачатаго плода, Василий Великий, своими 2 и 8 правилами, подвергает наказанию как убийц; мы же постановляем подвергать таковых пятилетней или трехлетней епитимии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1333...

Правило 60. Обещавшаяся пребыти в девстве, и от обешания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодеяния с распределением, смотря по ее жизни. Тожде и для восприявших обет жития монашескаго, но падших. (IV всел, 16; трул. 44; анкир. 19; карф. 16; Василия Вел. 6, 18, 19, 20, 44). 19-м правилом анкирского собора подвергаются однолетней или двухлетней епитимии, подобно второбрачным, лица, давшие обет девства и потом впавшие в грех; настоящее же правило Василия Великого подвергает таковых лиц, равно и монахов, впавших в блуд, епитимии, определенной для прелюбодеев, т.е. пятнадцатилетнего покаяния. " Настоящее предписание данного правила, Василия - говорит Вальсамон - должно иметь силу, ибо издано гораздо позже упомянутого анкирского правила " Примечания 101. Аф. Синт., IV,218.  Правило 61. Украдший, аще сам по себе раскаясь обвинит себя, на год да будет удален от причастия токмо святых таин: аще же обличен будет, то на два года. Время же сие да разделится для него на припадание и стояние с верными, потом да удостоится причащения. (Григория неокес. 3, 4, 5; Григория нисск. 6). Вор, исповедавший свой грех, подвергается однолетней епитимии; если же таковой не сознался сам, а был изобличен другими, в таком случае лишается св. причастия в течение двух лет. Впрочем, епитимия не смывает с вора нравственного пятна, которым себя запятнал в обществе, ибо, говорит Вальсамон, ссылаясь на соответствующее место греко-римского законодательства, вор, хотя бы раскаявшись и возвратил украденное господину, не перестает быть вором Примечания 102. Аф. Синт., IV,219.  Правило 62. Явившему неистовство на мужеском поле, время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием. (Василия Вел. 7; Григория нисск. 4). За указанный здесь мерзкий грех Василий Великий предписывает пятнадцатилетнюю епитимью, как и за прелюбодеяние.  Правило 63. На скотах показавший свое нечестие, исповедавшись, толикое же время да будет в запрещении. (Анкир. 16, 17; Василия Вел. 6; Григория нисск.4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

Правило тесно связано с предыдущим правилом 9. Падшие, это те, кто не выдержал гонений. Ср. Ап. 62; Анкир. 1, 2, 3, 4, 9 и 12; Петра Алекс. 10; Василия Вел. 73; Григория Нисского 2. 11 . Об отступивших от веры не по принуждению или не по причине отъятия имений, или опасности, или чего-либо подобного, как то случилось в мучительство Ликиниево, Собор определил, являть милость им, если они и не достойны человеколюбия. Которые истинно покаются, те пусть три года проведут между слушающими чтение Писаний, как верные, и семь лет да припадают в церкви, прося прощения, два же года будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых Тайн. В древней Церкви было четыре степени покаяния: 1 . Плачущие; они стояли у входа в церковь и с плачем просили молитв у входящих в неё. 2 . Слушающие: они стояли в притворе и оставались там до молитвы об оглашенных, после чего уходили из храма. 3 . Припадающие: они стояли с верными с западной стороны амвона в коленопреклоненном положении и должны были выходить из храма после молитвы об оглашенных. 4 . Вместе стоящие: они стояли вместе в верными до конца службы, но не допускались к Причастию. Гонение Ликиния закончилось за несколько лет до I Всел. Собора. Оно было особенно жестоким. В данном правиле проявлено особенное снисхождение к падшим. Ср. Ап. 62; I Всел. 12, 13 и 14; Анкир. 4, 5, 6, 7, 8, 9; Лаод. 2; Карф. 52; Петра Алекс. 2 и 3; Григория Неокес. 12; Василия Вел. 73, 81; Григория Нисск. 2. 12 . Благодатию призванные к исповеданию веры и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом подобно псам, на свою блевотину возвратившиеся, так что некоторые и серебро употребляли и посредством даров достигли восстановления в воинском чине: таковые десять лет да припадают в церкви, прося прощения, по трехлетнему времени слушания Писаний в притворе. Во всех же сих надлежит принимать в рассуждение их расположение и образ покаяния. Ибо те, которые со страхом, слезами, терпением и благотворениями являют делом свое обращение, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет принимать в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбие некоторое о них устроить. А которые равнодушно понесли свое грехопадение, и вид вхождения в церковь возомнили для себя довольным ко обращению, те всецело да исполняют время покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Настоящее правило имеет в виду воинов христиан, которые ранее ушли с военной службы, не соглашаясь выполнять языческих обрядов, а затем при сопернике Константина Вел. Ликинии вернулись в армию, что сопряжено было с возвращением к язычеству. В этом правиле замечательно широкие полномочия епископу смягчать назначенную общую епитимию , принимая во внимание расположение и глубину покаяния бывших отступников. Ср. VI Всел. 102; Анкир. 2, 5, 7; Василия Вел. 74 и 84; Григория Нисск. 2, 4 и 5. 13 . О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последнего нужнейшего напутствия. Если же, быв при смерти и сподоблен Причащения, опять к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве только. Вообще всякому умирающему, кто бы он ни был, просящему причаститься евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются Святые Дары. Ср. Ап. 52; Анкир. 6 и 22; Неокес. 2; Василия Вел. 73; Григория Нисск. 2 и 5. 14 . Относительно оглашенных и отпадших; угодно святому и великому Собору, чтобы они три года только были между слушающими Писания, а потом молились с оглашенными. Оглашенные, как еще только приготовлявшиеся к крещению, но к Церкви еще не присоединившиеся, менее, чем христиане ответственны за падение, и потому Вселенский Собор применял к ним гораздо более снисходительную меру прещения: три года ставить их со слушающими (см. объяснение 11 в пр. I Всел. Собора), а потом возвращать их в разряд оглашенных. Ср. Неокес. 5; Василия Вел. 20. 15 . По причине многих смятений и происходящих неустройств заблагорассуждено совершенно прекратить обычай, наблюдающийся в некоторых местах, вопреки апостольскому правилу: дабы из города в город не переходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон. Если же кто, после этого определения святого и великого Собора, таковое что-либо предприимет или допустит сделать с собой таковое дело: распоряжение да будет совершенно недействительно, и перешедший да будет возвращен в церковь , в которой рукоположен во епископа, или пресвитера, или диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Грехи, т. о., Г. делит на 3 группы. В правилах 2 и 3 рассматриваются грехи, происходящие из разумной способности (части) души - это «тягчайшие и требующие большаго, продолжительнейшаго и строжайшаго покаяния. Например, аще кто отрекся веры во Христа, и явился предавшим себя или иудейству, или идолопоклонству, или манихейству, или иному подобному виду нечестия», т. е. ереси. Если впосл. такой человек раскаялся, «все время жизни» должно быть для него «временем покаяния». Он не должен молиться вместе с верными (во время совершения таинственной молитвы, т. е. когда священник молится об освящении хлеба и чаши; молиться же «наедине», самому по себе, не может быть запрещено находящемуся в покаянии, однако стоит он вне храма вместе с оглашенными, поясняют Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон), «а от приобщения святых таин совершенно да будет отлучен», Причастия же удостоится только на исходе жизни. Но если после этого останется жив, то будет находиться под тем же прещением и не допускаться до принятия св. Таин. Для падших же по принуждению, в результате мучений, к-рым их подвергали, мера епитимии определяется, как и совершившим грех прелюбодеяния (об этом речь в прав. 4), т. е. 18-летнее отлучение от св. Таин. Прав. 3 говорит о тех, кто обращаются к чародеям, прорицателям и т. п.,- они показывают т. о., что в Бога не веруют и, следов., отступают от христ. веры. В случае раскаяния им предписывается то же наказание, что и отступникам (прав. 2). Однако, правило предусматривает послабление для тех, кто, претерпев несчастье или непереносимую утрату, прибегли к этим греховным средствам, обольщенные ложной надеждой. Последние в случае покаяния приравниваются к падшим, к-рые во время исповедания не смогли устоять перед мучениями. О принятии в церковное общение падших во время гонений Анкирский Собор (314) принял неск. правил (3-9); 5-е прав. Собора определяет для тех, кто по принуждению вкушали идоложертвенное, после исполнения ими припадания в течение 3 лет принимать их в общение («...то есть дозволяет стоять в церкви вместе с верными... ибо общением правило здесь называет не приобщение святых Таин, а стояние с верными...» - Иоанн Зонара), но без причащения св. Таин. В толковании на Анкир. 3 Феодор Вальсамон уточняет: по исполнении 3-летнего припадания 2 года стоят вместе с верными, а затем уже вступают в совершенное общение, т. е. приобщаются св. Таин. Согласно Трул. 61, «предающиеся волшебникам» или др. подобным, чтобы узнать от них, «что восхотят им открыти», подлежат правилу 6-летней епитимии (Анкир. 24 предписывало 5-летнюю епитимию). Васил. 65, 72 определяют наказание для «покаявшихся в волшебстве», как для убийцы, т. е. 20-летнюю епитимию, а те, кто прибегали к волхвам и чародеям, подвергаются 6-летней епитимии.

http://pravenc.ru/text/166529.html

(I Всел. 12; IV Всел. 16; Трул. 102; Анкир. 5; Василия Вел. 74). Правило 4. Действие на сердце нечистых помыслов, если грех еще не содеян, не подвергается епитимии. Правило 20. 6(4) правило Григория нисского отлучает прелюбодея от причастия на восемнадцать лет, а 38 правило Василия Великого на пятнадцать лет; 20е правило анкирского собора предписывает оканчивать епитимию после седьмого года. А мы (говорит Постник) считаем, что прелюбодей может быть удостоен причастия и после трехлетней епитимий, если при этом будет довольствоваться, после девятого часа, сухоядением и творить ежедневно двести пятьдесят поклонов. Если же будет нерадив в этом, да ожидает окончания срока епитимий, установленного отцами. (Ап. 48; Трул. 87,93,98; Анкир. 20; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 31, 35, 36, 46, 48, 58, 77, 80; Григория Нисск. 4). Правила святого Никифора Исповедника Правило 2. Второбрачного не следует венчать, но следует наказать отлучением от пречистого таинства на два года, троебрачных же – на пять лет. Правило 30. С мирянином, исповедавшим по собственному произволению грехи, духовник должен обращаться с полным вниманием. (I Всел. 12; Василия Вел. 74; Трул. 102). Правило 39. Без надобности, или без принуждения, не следует путешествовать в воскресные дни. Правило 45. Если в каком либо месте нельзя будет найти священника, то некрещенных младенцев может крестить всякий, кто тут окажется налицо. Нет греха: крестит ли отец, или кто бы то ни был, лишь бы только был христианин. (Ап. 49, 50). Правила Николая, патриарха Константинопольского. Правило 11. Вопрос. Нужно ли подлежащих лиц подвергать епитимий по Каноникону Постника? Ответ. Означенный Каноникон, своим чрезмерным снисхождением, многих погубил; а посему те, которые знают, что добро и от добра удаляются, да исправляются. Каноникон Постника вошел во всеобщее употребление в восточной церкви и на основании этого Каноникона главным образом составлен Номоканон при нашем Большом требнике. «Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского, т.2 М: Отчий дом, 2001, стр. 339, 394–395, 410, 438, 446–447, 488, 547, 556, 575, 588, 592, 594, 610. Послесловие

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010