Примечания: 107. Прав. 36 иппонского собора 393 г. Правило 47(57-58). 57. О донатистах, и о детях крещенных донатистами. Заблагоразсудили мы, да вопросим братию и сослужителей наших, Сирикия и Симпиликиана, о младенцах токмо крещенных донатистами, дабы то, что соделано над ними, не по их произволению, а по заблуждению родителей, не препятствовало производству их в служение святаго олтаря, когда обратятся к церкви Божией, с спасительным расположением. 58. Онорат и Урван, епископы из страны Мавритании ситифенские, рекли: мы слышали о Никейском исследовании веры: о священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие (Трул. 29; анкир.3; карф. 1, 41, 57, 66, 67, 68, 69, 91, 92, 93, 94, 99, 117, 118, 119, 124; Василия Вел. 1). Данное правило говорит о двух совершенно различных предметах: первая часть правила содержит постановление о донатистах, вторая - о таинстве св. причащения. 1) Вопрос о донатистах возбуждался на нескольких соборах, начиная со второго десятилетия IV века. Очевидно, донатиоты были самыми дерзкими раскольниками, которые когда-либо существовали в церкви. Этот раскол возник в проконсульской Африке тотчас после гонения при Диоклетиане. Несколько епископов, во главе с Секундом, примасом нумидийским, осуждали некоторых духовных лиц за то, что они, яко бы недостаточно решительно, шли на мучения и, хотя и сохраняли всегда свою веру, тем не менее изыскивали способ, как избегнуть преследователей, что впрочем вполне отвечало закону о мученичестве (анкир. 3). Та решительность, с которой упомянутые епископы защищали свой взгляд, перешла, наконец, в жесточайший фанатизм, дошедший до того, что они стали даже уклоняться от церковного общения с теми лицами, которые не разделяли их мнения, считая их изменниками своей веры. Среди прочих они обвинили за измену вере благочестивого и много потрудившегося на пользу церкви карфагенского епископа Менсурия по той причине, что во время гонений он, чтобы избавить себя от мучений, выдал гонителям вместо Библии какие-то еретические книги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Впрочем, те, которые до крещения приносили жертвы идолам, после крещения могут становиться священниками как омывшиеся, по правилу Анкир. 12. А те, которые претерпели мучения, были ввержены в темницы, с насилием и принуждением взяли в руки ладан или вкусили жертвенную пищу, если в остальном жизнь их добрая, производятся в клириков, по 3-му правилу того же Собора. Обрати внимание на то, что не только отрекшиеся до рукоположения, а потом рукоположенные извергаются, но и те, кто отрекся после рукоположения; прочти и Апост. 62. Правило 11 Отступившим от веры не по принуждению, и не по причине лишения имущества, и не из-за опасности или чего-либо подобного, как случилось во время тиранического правления Лициния, Собор изволил все же оказать милость, хотя они и недостойны были человеколюбия. Итак, те, которые чистосердечно раскаются, пусть проведут три года среди слушающих, как верные, и семь лет припадают. Два же года пусть участвуют с народом в молитвах без причащения Святых Таин. (Анкир. 6; Петра Александр. 3; Василия Велик. 73, 81; Григория Нис. 2.) Толкование Другие правила рассуждают о тех, которые отреклись от веры из-за жестокого насилия и великого принуждения, а настоящее правило говорит о тех, кто отрекся не вынужденно: таким, которые отступили от веры во Христа без какого-либо принуждения, или опасности, или лишения своего имущества, как было во времена тирана Лициния [ 38 ] , – таким, говорю, хотя и недостойны они были человеколюбия и снисхождения, Собору все же показалось нужным оказать милость. Итак, те, которые истинно и от сердца, а не фальшиво и лживо, каются в совершенном грехе, – три года будут оставаться между слушающими, т. е. стоять в притворе у красных и царских врат храма и церкви, чтобы слушать Священное Писание , пока диакон не скажет: «Елицы оглашеннии, изыдите». После этого они должны выйти. Затем семь лет 39 они будут припадать, т. е. входить внутрь храма и стоять позади амвона. И в этом случае они должны выходить вместе с оглашенными, когда диакон говорит: «Елицы оглашеннии, изыдите».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

91 . Жен, дающих врачества, производящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы 136 . (См. Анкир. соб. пр. 21. Васил. в. пр. 2, 8). 92 . Тех, кои похищают жен, под видом супружества, или содействуют, или помогают похитителям, определил св. Собор, аще суть клирики, низвергати со степени их: аще же миряне, предавати анафеме 137 . (См. IV всел. соб. пр. 27. См. Анкир. соб. пр. 11. Васил. велик. прав.22:30). 93 . Жена мужа, отлучившегося и находящегося в неизвестности, прежде удостоверения о смерти его, иному сожительствующая, прелюбодействует. Равно и жены воинов, во время безвестности мужей своих, вступающие в брак, тому же подлежат разсуждению: подобно и те, кои вступают в брак, по причине удаления мужа в чуждыя страны, не дождавшись возвращения. Но здесь можно иметь некое снисхождение к такому поступку, ради большого вероятия о смерти мужа. А вступившая, по неведению, в брак с оставленным на время своею женою, и потом, по причине возвращения к нему первой жены, оставленная, хотя и любодействовала, но по неведению: посему брак ей не возбранится. Но лучше, аще пребудет тако. Аще же по некоем времени возвратится воин, коего жена, по причине долговременного отсутствия его, со иным мужем сочеталася: то паки да возмет жену свою, аще восхощет; при чем да дастся ее неведению прощение, такожде и мужу, сожительствовавшему с нею во втором браке. Собор и здесь повторяет правила св. Василия Великого (31, 36, 46). Хотя бы отсутствие мужа от жены было долговременное и безвестное для нее, ей запрещается вступать в сожитие с другим мужем, которое осуждается, как прелюбодейство, и след. не может уже быть обращено в законное супружество, прежде удостоверения о смерти первого мужа. Собор не определяет срока для ожидания отсутствующего мужа: поскольку самое время отсутствия его может зависеть от разных обстоятельств, зависящих или независящих от него самого. Во всяком случае, срок этот может быть определен только гражданскими законами, по соображению звания и обстоятельств лиц, отлучающихся от места своего жительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

13). От епископа, как главного правителя церковными делами епархии, зависят все пресвитеры, диаконы и церковнослужители, все храмы, молитвенные дома и монастыри епархии. «Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических да пребывают, по преданию святых отец, под властию епископов каждаго града, – постановляет Халкидонский Собор в 8-м правиле, – и да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа». Епископ имеет право запретить клирику священнослужение, увеличить или уменьшить наложенную епитимию: «Епископы да имеют власть, испытав образ обращения, человеколюбетвовати или большее время покаяния приложити» (Анкир. 5). Из прав епископа вытекают и его обязанности: строго и безусловно повиноваться святым канонам и постановлениям высшей церковной власти, непрерывно пребывать в своей епархии, а удаляться из нее на краткое время не иначе как с ведома надлежащей власти: «Не должно, не прилично и не полезно епископу, не имеющему никакой важной нужды или дела труднаго, оставляти церковь свою на время более продолжительное (3 седмицы) и огорчати вверенный ему народ» (Сард. 11). Что касается взаимоотношений епархиальной власти с высшей властью Поместной Церкви, то на архиерея возложена обязанность поминать за богослужением имя своего митрополита или патриарха (Двукр. 14), не предпринимать ничего, превышающего его власть, без ведома первого епископа (апост. 34), являться по приглашению первого епископа на Архиерейский Собор: «Епископам, которые не приидут на Собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии и свободны от всякаго необходимаго и неотложнаго занятия, братолюбно сказати слово прещения» (4 Всел. 19). Это положение повторено в 8-м каноне Трулльского Собора. Для разграничения прав архиереев, управляющих разными епархиями, каноны запрещают епископам проповедовать в чужой епархии (Трулл. 20), совершать там рукоположения без согласия епархиального архиерея (Анкир. 13) или рукополагать чужого клирика без увольнения его от своего епископа (Сард.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

(Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 56. 57; Григория нисск. 5). На вопрос Амфилохия, какому духовному наказанию подлежит лице, совершившее ненамеренное убийство, Василий Великий отсылает его к тому, что сказал по этому вопросу в первом послании, т.е. к 8 своему правилу. К этому св. Василий присовокупляет, что, смотря по обстоятельствам и личному усмотрению, Амфилохий, как епископ, может наказание, предписанное для ненамеренного убийства, увеличить или смягчить. Правило 55. Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия святых таин: аще же клирики, да низложатся со своего степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (Мф.26:52). (Анкир. 22, 23; Афанасия Вел. 1; Василия Вел. 8, 13,43; Григория нисск. 6). В 13 своем правиле св. Василий говорит о убиении неприятелей на войне и, хотя таковые убийства и не осуждает, все же предписывает, не давать подобному солдату св. причастия в течение 3 лет, так как руки свои обагрил человеческою кровью. В настоящем же правиле он говорит о разбойниках (, latrones), причем предписывает, чтобы мирянин, вступающий в борьбу с разбойниками и убивающий их, лишен был св. причастия, клирик же подлежит извержению; это предписание свое Василий Великий основывает на словах Св. Писания, ибо речено: вси приемшии нож, ножем погибнуть (Мф.26:52). Οο ο (это правило тяжко), - замечает на это Зонара ибо трудно человеку воздержаться от убиения разбойника, угрожающего убить его и еще многим другим зло сделать. Примечания 98. Аф. Синт., IV,212. Правило 56. Волею убивший, и потом покаявшийся, двадесять лет да будет без причастия святых таин. На сии двадесять лет дастся ему следующее распределение: четыре года должен он плакати, стоя вне дверей молитвенного храма, и прося входящих в оный верных, сотворити о нем молитву, исповедуя при том свое преступление. По четырех летах да будет принят в число слушающих писания, и с ними да исходит в продолжение пяти лет. Седмь лет с припадающими да молится и да исходит. Четыре лета да стоит токмо с верными, но да не сподобится причастия. По исполнении сих да причастится святых таин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии: «Аще которой пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чин пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера» (Конст. (861), Двукр. 13). От епископа как главного правителя церковными делами епархии зависят все пресвитеры, диаконы и церковнослужители, все храмы, молитвенные дома и мон-ри епархии. «Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических, да пребывают, по преданию Святых Отец, под властию епископов каждаго града и да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа» (IV Всел. 8). Епископ имеет право запретить клирику священнослужение, увеличить или уменьшить наложенную епитимию : «Епископы да имеют власть, испытав образ обращения, человеколюбствовати, или большее время покаяния приложити» (Анкир. 5). Из прав епископа вытекают и его обязанности: строго и безусловно повиноваться св. канонам и постановлениям высшей церковной власти, непрерывно пребывать в своей епархии, а удаляться из нее на краткое время только с ведома надлежащей власти: «Не должно, не прилично, и не полезно епископу, не имеющему никакой важной нужды или дела труднаго, оставляти церковь свою на время более продолжительное (чем 3 седмицы.- В. Ц.), и огорчати вверенный ему народ» (Сардик. 11). Во взаимоотношении епархиальной власти с высшей властью Поместной Церкви на архиерея возложена обязанность поминать за богослужением имя своего митрополита или патриарха (Конст. (861), Двукр. 14), не предпринимать ничего превышающего его власть без ведома первого епископа (Ап. 34), являться по приглашению первого епископа на архиерейский Собор: «Епископам, которые не приидут на Собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякаго необходимаго и неотложнаго занятия, братолюбно сказати слово прещения» (IV Всел. 19; это положение повторено в Трул. 8). Для разграничения прав архиереев, управляющих разными епархиями, канонические правила запрещают епископам проповедовать в чужой епархии (Трул. 20), совершать там рукоположения без согласия епархиального архиерея (Анкир. 13) или рукополагать чужого клирика без увольнения его от своего епископа (Сардик. 15), присваивать себе приходы, принадлежащие др. епархии (IV Всел. 17).

http://pravenc.ru/text/189999.html

Итак, убийство, происшедшее от сопротивоборства, приписуется действию произвола, а не случаю» (прав. 5). Также и св. Василий (прав. 8). Равным образом дела, совершаемые по насилию, сами по себе конечно должны быть признаны невольными: но образ действия в них человека может подлежать неодинаковому суду. Дело худое, в котором сам, допускающий его человек, есть не более, как орудие злаго намерения других людей, есть грех совершенно невольный (св. Петра алекс. 6, Вас. 49). Но если такое дело исходит прямо от совершающего, хотя бы и принужденного к тому насилием, оно не почитается совершенно невольным и требует покаянного очищения; ибо предполагается, что человек должен противостоять злу, несмотря ни на какие увлечения к нему, хотя бы и умереть надлежало. Поэтому-то Церковь не прощала отпадение от веры, допущенного по страху мучений; не совсем даже прощала насильственное участие христиан в языческих жертвах, – а прощала только тем, которые в противоборстве истощив все свои силы, становились уже бессильными, по немощам тела, к преодолению насилий, – но не падали духом, и только без памяти и чувств делали то, что заставляли их делать гонители (анкир. 1–9, правила св. Петра алекс.). Одно внешнее греховное действие, по принуждению, без внутреннего расположения ума и сердца, (напр., притворное отречение от веры), хотя не есть еще совершенное грехопадение; но имеет свою долю произвола и уступчивости злу; поэтому, хотя по очищении покаянием прощается, но и не причисляется к грехам невольным (анкир. 7, Петра александр. 3). В случае обвинений, или доносов на духовные лица, правила повелевают прежде всего обращать внимание на сущность дел, которых обвинения касаются. Если это дела частные, касающиеся лично обвинителя (напр., обиды, несправедливости, претерпенные им от кого-либо из священнослужителей), то обвинение должно быть принимаемо, несмотря ни на личность обвинителя, ни на веру его. «Подобает бо всячески, – говорит 6 правило II-ro вселенского собора, – и совести священного лица быти свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какой бы веры он ни был».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

В 22 правиле Анкирскаго собора говорится, что одно из прежних определений предписывает, что должны быть отлучены на семь лет от св. причастия те, которые совершат ненамеренное убийство, согласно же другому предписанию - должны оставаться без причастия пять лет. (Ап. 65; Трул. 91; Анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56, 57; Григория Нисск. 5). Начиная с этого 31-го и до 48-го правила рассматриваются, как сказано в оригинале Властарева Синопсиса Каноникона Иоанна Постника, грехи против любви к ближним. В данном (31) правиле говорится о человекоубийцах, причем, упоминая о прежних канонических предписаниях против этих преступников, Иоанн Постник сокращает таковым срок епитимии: до пяти лет - за намеренное убийство и до трех лет - за ненамеренное, назначая, по обыкновению, ежедневные тяжелые телесные подвиги. В Афинской Синтагме значится лишь: " мы же лишаем причастия на три года (εις τριεταν) " Так как из этого текста нельзя понять, кто, по Иоанну Постнику, подлежит трехлетней епитимии, вольный или невольный убийца, между тем он как раз об этом и хотел издать предписание, то мы этот текст дополнили по Пидалиону, где значится: τον κοσιον μεν φνον εις πενταεταν, τον κοσιον δ и мы это дополнение в нашем переводе настоящего правила заключили в скобки. Примечания 5. Аф. Синт., IV,442. 6. Изд. 1864, стр.710; [изд. 1886, стр.572 (κανν κ " )].  Правило 32. Василий Великий, своим 13 правилом, лишает причастия на три года лиц, которыя убивали на войне, а правилом 55 и тех, которые, с целью защиты, взаимно поражают разбойников; клириков же подвергает извержению. (Анкир. 22, 23; Афанасия Вел. 1; Василия Вел. 8, 43, 55; Григория Нисск. 5). Автор данного правила, по-видимому, принимает взгляды Василия Великого, выраженные в предписаниях указанных правил. Между тем, средневековые комментаторы этих правил св. Василия замечают, что правила эти трудно применимы в практической жизни, о чем мы упоминали при толковании оных правил.  Правило 33. Женщин, намеренно убивающих плод в утробе своей и дающих и принимающих лекарства с целию отравления и извержения зачатаго плода, Василий Великий, своими 2 и 8 правилами, подвергает наказанию как убийц; мы же постановляем подвергать таковых пятилетней или трехлетней епитимии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Однако патриарх Николай в своем 8-м ответе настаивает, чтобы иерей, добровольно отрекшийся от священства из-за обвинений совести не возглашал «Благословен Бог...», не делал отпуста «Христос истинный Бог...», не причащался в алтаре и даже не совершал каждения, которое есть дело более низкого чина диаконов, но становился на месте мирян. По подобному можно заключить подобное: как иерей после добровольного отречения от священства не может совершать священнодействий диакона, так и архиерей, добровольно отрекшийся от архиерейства и нисшедший до монашеского образа, не может совершать священнодействий пресвитера. Ведь даже если у него нет других грехов, вызывающих укоры совести, то и этого его отречения, совершенного вопреки законам и правилам, достаточно, чтобы оно обличало его ежедневно. Не говорю уже о том, что низведение епископа на степень пресвитера называется святотатством, по IV Всел. 29. А правило VI Всел. 20 низводит епископа в чин пресвитера для того, чтобы в одном и том же городе не было двух епископов, согласно I Всел. 8 и IV Всел. 12. Правило Анкир. 18 низводит епископа в том случае, если он, находясь в чужой епархии, чинит раздоры и мятежи (см. также Апост. 35, 36). Поскольку эти правила низводят епископа до пресвитера не просто так, но за определенные вины, то следует прекратить ссылаться на эти правила без разбора. Однако не только те, которые по собственному желанию из архиереев стали монахами, не могут совершать никаких священнодействий, но даже те архиереи, которые были пострижены по неким обстоятельствам, или из-за болезни, или насильно, не совершают вновь свойственного архиерейскому сану, согласно Вальсамону (толкование Анкир. 3), если они хотя бы раз признали совершенное над ними по принуждению (ибо пострижение в болезни, как совершенное не по принуждению, действительно в любом случае). Поэтому когда Николай Музалон, бывший прежде епископом Амиклии, после того как по принуждению властей был пострижен в монахи, многократно умолял оставить без внимания этот насильственный постриг и позволить ему вновь совершать епископские действия, Собор того времени и патриарх Лука не вняли ему, но отклонили его просьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Если мирянин, изгнав свою жену, возьмет иную или отпущенную другим, то да будет отлучен [ 439 ] . (VI Всел. 87; Анкир. 20; Карфаг. 113; Василия Велик. 9, 21, 35, 77.) Толкование Поскольку Сам Господь в Евангелии возгласил: Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32; 19:9 ), – постольку и божественные апостолы, следуя заповеди Господа, говорят в настоящем правиле: тот мирянин, который разведется со своей женой не по причине блуда, т. е. прелюбодеяния (потому что евангелист здесь под блудом имел в виду прелюбодеяние, см. об этом 4-е правило св. Григория Нис.), и возьмет другую, свободную от брачных уз, да будет отлучен. Подобным образом да будет он отлучен и в том случае, если после того, как развелся со своей женой не по причине блуда, он взял другую жену, также разведенную со своим мужем не по причине блуда, т. e. прелюбодеяния. То, что мы сказали о мужчине, следует относить и к женщине, которая оставит своего мужа не по причине прелюбодеяния и выйдет за другого. Мужчина или женщина, которые разведутся без уважительной причины и вступят во второй брак, по правилам должны быть на семь лет отлучены от церковного общения как блудники, согласно VI Всел. 87, Анкир. 20, правилам 77 и 37 Василия Велик. Прочти и правило Карфаг. 113, которое определяет, что если супруги разлучатся не по причине блуда, то им следует или оставаться безбрачными, или примириться и соединиться, как об этом говорит и ап. Павел в 7-й гл. Первого послания к коринфянам. Правило 49 Если епископ или пресвитер вопреки установлению Господа крестит не во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ), но во имя трех безначальных, или трех сынов, или трех утешителей, то да будет извержен. Толкование Когда Господь послал учеников на проповедь Евангелия, Он сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа 440 . Итак, и настоящее апостольское правило определяет: тот епископ или пресвитер, который крестит не таким образом, не согласно с этим установлением Господа, но в трех безначальных, или трех сынов, или трех утешителей, должен быть извержен. В самом деле, некоторые еретики, возводя хулу на Святую Троицу, крестили таким образом. В Православной же Церкви принято именовать безначальным одного только Отца, поскольку Он не имеет причины и не рожден. Впрочем, и Сын, равно как и Дух Святой, именуется безначальным относительно начала во времени, как богословствует Григорий Богослов , но не относительно также и причины и начала по природе, ибо это – свойство одного только Отца 441 . И только одного Церковь именует Сыном из-за неизреченного рождения, и только одного – Утешителем, Духа Святого, из-за Его непостижимого исхождения от Единого Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010