Кирилло-Белозерский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кирилло-Белозерский монастырь (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1397 году прп. Кириллом Белозерским. В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей. Кирилло-Белозерский монастырь со стороны Сиверского озера. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 г. Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный в 1497 г. артелью ростовских мастеров Успенский собор. В XVI веке рядом с большим Успенский монастырём появился малый Ивановский монастырь. Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря. В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 г. священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Кирилло-Белозе...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИСИМ САМСОНОВ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 2 , С. 442 опубликовано: 25 сентября 2008г. АНИСИМ САМСОНОВ (1-я пол. XVII в.), свящ. Софийского собора в Вологде, иконописец. В 1604 г. написал по 20 образов Божией Матери и прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского мон-ря ; в 1605 г.- 2 образа прп. Димитрия Прилуцкого. Ист.: ГАВО. Ф. 52. Ед. 3. Л. 56. Лит.: Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство. СПб., 1910. Т. 1. Вып. 2. Н. И. Федышин Рубрики: Русская Православная Церковь Русская Православная Церковь. Приходское духовенство (см. также по периодам) Иконописцы и реставраторы Зарубежные иконописцы и реставраторы Ключевые слова: Иереи Русской Православной Церкви Иконописцы русские Анисим Самсонов (XVII в.), священник Софийского собора в Вологде, иконописец См.также: АЛЕКСЕЕВ Георгий, иконописец, кон. XVII – 1-й трети XVIII в., свящ. ВАСИЛИЙ тобольский свящ., иконописец XVII в. АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в. АГАФОН (1-я пол. XVI в.), свящ. ц. Гурия, Самона и Авива при соборе Св. Софии в Новгороде Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/115520.html

Семён Сысоевич Елизарий Захарович Фёдор Никифорович Борис Иванович Семён Иванович жеден Семён Киприанович Василий Феофилактович Степан Феофилактович Александр Феофилактович Семён Петрович Фома Петрович Никита Григорьевич Юрий Григорьевич Артемий Игнатьевич Григорий Игнатьевич Кузма Игнатьевич КОЛЕНО XII: Самсон-Иван Евстратьевич Мокей-Матвей Евстратьевич Полуехт Евстратьевич Семён Евстратьевич Прокофий Никитич Иван Прокофьевич Никифор Прокофьевич Григорий-Воин Иванович Михайло Петрович Лука Петрович Иван Петрович Данило Петрович Фёдор Дементьевич Михайло Дементьевич Дмитрий Дементьевич Лев Дементьевич Семён Андреевич Михайло Андреевич Демид Андреевич Григорий Осипович Иван больший Осипович Лука Осипович Иван Осипович постник Константин Фёдорович Степан Григорьевич Михайло Григорьевич Ермолай Кондратьевич Михайло Кондратьевич Пётр Кондратьевич Иван Иванович Пахом Иванович Иван Иванович Григорий Иванович Гавриил Иванович Прокопий Лаврентьевич Иван Лаврентьевич Андрей Лаврентьевич Пётр Семёнович Иван Семёнович Афанасий Семёнович Григорий Семёнович Гавриил Семёнович Василий Никитич Михайло Никитич Павел Никитич Семён Семёнович Иван Семёнович Иван Евстафьевич Сила Романович Роман Семёнович Василий Григорьевич Андрей Иванович Василий Иванович Василий Григорьевич Прохор Кирилович Гавриил Кирилович Максим Кирилович Панфил-Перфилий Кирилович Карп Кирилович Тимофей Андреевич Анисим Андреевич Василий Ильич Иван Ильич Семён Ильич Иуда Семёнович Фёдор Семёнович Никита Семёнович Тимофей Иванович Василий Владимирович Семён Владимирович Фёдор Данилович Василий Семёнович Василий Елизарьевич Иван Елизарьевич Кондратий Васильевич Артемий Васильевич Наум Степанович Дмитрий Степанович Пётр Степанович Никита Семёнович Данило Семёнович Никифор Никитич Ефим Никитич Лев Никитич Кондратий Никитич Лев Артемьевич Юрий-Иван Григорьевич † 1668 Василий-Богдан Кузмич КОЛЕНО XIII: Семён Самсонович Семён Матвеевич Василий Иванович Пётр Иванович Иван Никифорович Иван Михайлович Иван Лукич Пётр Лукич, генерал-майор

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Деревня Чижово, а в ней крестьян. Во дворе Яков Дмитриев, у него детей: Максим да Егор; у Максима сын Иван трех лет; 26 у Егора сын Иван же ]  дву лет. Двор пуст Федора Ефремова. Двор пуст Якова Ефремова. А они, Федор и Яков, умре бездетны. Во дворе Семен, у него брат Прокофей семнатцати лет Ивановы; у Семена сын Иван пяти лет. Во дворе Иван Дмитриев, у него брат двоюродной Никита Устинов; у Ивана сын Семен тринатцати лет; у Никиты сын Андрей девяти лет. Деревня Грязовка, а в ней крестьян. Во дворе Семен, у него брат Иван дватцати шти лет Харитоновы; у них же брат двоюродной Артемей Алексеев; у Семена сын Яков десяти лет; у Артемья детей: Иван семи лет, Григорей полутора года. Двор пуст Федора Харитонова, а он, Федор, умре бездетен. Двор пуст Ивана Фомина, а он, Иван, умре (Л. 50) бездетен. Двор пуст Василья Вахрамеева, а он, Василей, умре, а сын ево Евстафей сшел к Москве в прошлом 1701-м году и живет у посацкого человека в Новомещанской слободе у Григорья Нефедьева. Во дворе Игнатей, у него брат Федор девятнатцати лет Родионовы; у Игнатья детей: Карп пяти лет, Дмитрей трех лет; у него ж, Игнатья, брат двоюродной Федор Ларионов дватцати семи лет. Деревня Лукино, а в ней крестьян. Во дворе Дементей Алексеев, у него детей: Семен да Анисим дватцати пяти лет; у Семена сын Алексей дву лет. Во дворе Яков Кондратьев. Во дворе Василей Дементьев, у него дети: Матвей пятнатцати лет, Григорей девяти лет. Во дворе Василей, у него брат Марко Семеновы; у Василья сын Федор пятнатцати лет; у Марка сын Иван осми лет. Двор пуст Леонтья Осипова, (Л. 50 об.) а он пострижен в монастыре. Во дворе Василей Дмитриев, у него сын Петр семнатцати лет. Во дворе Лука Семенов, у него сын Иван осми лет. Во дворе Иван Иванов сын Хохлов, у него сын Федор шеснатцати лет. Во дворе Козма, у него брат Федор дватцати лет Ивановы. Деревня Алферово, а в ней крестьян. Во дворе Иван Алексеев. Во дворе Самсон Семенов, у него братья: Алексей дватцати семи лет, Иван дватцати лет Юдины. Во дворе Егор Яковлев, у него сын Григорей четырнатцати лет. Во дворе Василей, у него брат Федор дватцати осми лет Ивоиловы; у Федора сын Иван получетверта года. Двор пуст Трофима Иванова, а он, Трофим, кормитца в мире. Во дворе Данило Иванов, у него сын Иван пяти лет. Двор пуст бобыля Лариона Абросимова, а он, Ларион, взят в плотники на Воронеж. Во дворе Федор Семенов, у него сын Матфей шеснатцати лет. Во дворе Иван Еуплов, у него детей: Иван дватцати дву лет, Илья четырнатцати лет. Во дворе Кондратей Меркурьев, у него детей Логин дватцати пяти лет, Артемей двенатцати лет.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

— Батюшка, Степан Трофимович, вас ли я, сударь, вижу? Вот уж и не чаял совсем!.. Али не признали? — воскликнул один пожилой малый, с виду вроде старинного дворового, с бритою бородой и одетый в шинель с длинным откидным воротником. Степан Трофимович испугался, услыхав свое имя. — Извините, — пробормотал он, — я вас не совсем припоминаю… — Запамятовали! Да ведь я Анисим, Анисим Иванов. Я у покойного господина Гаганова на службе состоял и вас, сударь, сколько раз с Варварой Петровной у покойницы Авдотьи Сергевны видывал. Я к вам от нее с книжками хаживал и конфеты вам петербургские от нее два раза приносил… — Ах, да, помню тебя, Анисим, — улыбнулся Степан Трофимович. — Ты здесь и живешь? — А подле Спасова-с, в В-м монастыре, в посаде у Марфы Сергевны, сестрицы Авдотьи Сергевны, может, изволите помнить, ногу сломали, из коляски выскочили, на бал ехали. Теперь около монастыря проживают, а я при них-с; а теперь вот, изволите видеть, в губернию собрался, своих попроведать… — Ну да, ну да. — Вас увидав, обрадовался, милостивы до меня бывали-с, — восторженно улыбался Анисим. — Да куда ж вы, сударь, так это собрались, кажись, как бы одни-одинешеньки… Никогда, кажись, не выезжали одни-с? Степан Трофимович пугливо посмотрел на него. — Уж не к нам ли в Спасов-с? — Да уж не к Федору ли Матвеевичу? То-то вам обрадуются. Ведь уж как в старину уважали вас; теперь даже вспоминают неоднократно… — Да, да, и к Федору Матвеевичу. — Надо быть-с, надо быть-с. То-то мужики здесь дивятся, словно, сударь, вас на большой дороге будто бы пешком повстречали. Глупый они народ-с. — Я… Я это… Я, знаешь, Анисим, я об заклад побился, как у англичан, что я дойду пешком, и я… Пот пробивался у него на лбу и на висках. — Надо быть-с, надо быть-с… — вслушивался с без жалостным любопытством Анисим. Но Степан Трофимович не мог дольше вынести. Он так сконфузился, что хотел было встать и уйти из избы. Но подали самовар, и в ту же минуту воротилась выходившая куда-то книгоноша. С жестом спасающего себя человека обратился он к ней и предложил чаю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИСЕЙ Преподобные Елисей Радонежский и Максим Грек. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИХМЗ) Преподобные Елисей Радонежский и Максим Грек. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИХМЗ) (род. ранее 1332, Ростов?), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского. Единственным источником сведений о Е. является Житие прп. Сергия, написанное Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. Житие не содержит точных дат, поэтому факты биографии Е. восстанавливаются благодаря косвенным сведениям. Согласно Житию, в нач. 30-х гг. XIV в. (по-видимому, после голода 1332) в Московское великое княжество из Ростова переселилась большая группа его жителей, в т. ч. «болярин» Кирилл и его дядя, отец Е. Анисим, переехавший в Радонеж вместе с тысяцким Протасием. В Житии отмечено, что мн. переселенцы прибыли с «родом си» из Ростова, откуда Анисим, не указано. В числе переселенцев имя Е. не фигурирует, поэтому можно предположить, что Анисим переехал один, а сын его остался в Ростове и оказался в Троице-Сергиевом мон-ре позднее, после того как в обители поселился его отец. Житие упоминает отца Е. в числе первых 12 насельников Троице-Сергиева мон-ря, собравшихся на Маковце до поставления в 1354 г. прп. Сергия в игумены. При этом агиограф поясняет, что входивший в их число Анисим «бе диакон, диаконов отець Иелесеа глаголемаго» ( Клосс. 1998. С. 321). По сведениям архим. Леонида (Кавелина) , Е. был похоронен под монастырским Троицким собором ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) Е. наряду со своим отцом Анисимом и Иаковом Якутой назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре к нач.

http://pravenc.ru/text/189859.html

И долго страдала она от него попущением Божиим, что часто бывает людям в наказание за грехи их и ради душевного спасения. Так случилось и на этот раз. И пришло тому Анисиму на ум отправиться на богомолье в монастырь на Соловки, к всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице и ко гробам преподобных отцов наших Савватия и Зосимы, чтобы помолиться там вместе с женой своей. Так и поступил он вскоре. Уложил он свою больную жену в карбас, и отправились они в морское путешествие. Больная же уснула, а, проснувшись, стала говорить своему мужу: «А я уже была в монастыре!» Он же возражал ей, говоря: «Перестань, что ты беснуешься?» Она же продолжала настаивать на своем и стала рассказывать о том, какая церковь в монастыре, какова другая там церковь и трапезная. Вскоре же достигли они монастыря. Анисим, по благословению священников и старцев, привел свою больную жену в монастырь. И стали они молиться в церквах Спаса и Пречистой Богородицы и, отслужив молебен, вошли в гробницу преподобного Зосимы. И оставил Анисим свою жену одну помолиться у гроба, а сам пошел в гробницу преподобного Савватия, отстоящую примерно на сорок шагов оттуда, чтобы и там помолиться о больной. И когда он молился, жена его вдруг закричала криком великим. Анисим же поспешил назад и нашел ее лежащей на земле, безгласной. Он же поднял е и отвел в храм Успения Пресвятой Богородицы. Священник же, вышеупомянутый Геласий, освятив воду, покропил ею больную и осенил Крестом Господним. Она же тотчас освободилась от своего недуга, стала здоровой, и рассудок вернулся к ней, так что и следа не ощущала она в себе от прежней болезни своей. И стала она затем рассказывать о всем случившимся: «Пришли мы в гробницу, и муж оставил меня одну, и вот стала я молиться у гроба. И тут оказался передо мной эфиоп черный. Страшный образом своим, в руке же держал он большую палку. И ударил меня той палкой по голове. Я же от страха перед видением тем и от удара того закричала что было силы, и упала на землю, и не знаю сколько времени так лежала.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобные рассуждения типичны, и смысл их однозначен: ложь и несправедливость убивают веру. А если что и остаётся, то лишь внешняя видимость да мелкое суеверие, страх наказания. Отсутствие опыта подлинной религиозной жизни не позволяет человеку ощутить присутствие Бога в себе самом, то есть услышать голос совести. Редко, да и то лишь на мгновения, пробуждается в ком-нибудь подлинное религиозное сознание. Но то мимолётное стремление к Богу остаётся непонятным людям и толкуется ими ложно, приспосабливается к низменным понятиям толпы. «Когда меня венчали,— рассказывает Анисим Варваре,— мне было не по себе. Как вот возьмёшь из-под курицы яйцо, а в нём цыплёнок пищит, так во мне совесть вдруг запищала, и, пока меня венчали, я всё думал: есть Бог! А как вышел из церкви— и ничего» (С-10,157). А вот авторское описание этой сцены: «Анисим, в чёрном сюртуке, с красным шнурком вместо галстука, задумался, глядя в одну точку, и когда певчие громко вскрикивали, быстро крестился. На душе у него было умиление, хотелось плакать. Эта церковь была знакома ему с раннего детства; когда-то покойная мать приносила его сюда приобщать, когда-то он пел на клиросе с мальчиками; ему так памятны каждый уголок, каждая икона. Его вот венчают, его нужно женить для порядка, но он уже не думал об этом, как-то не помнил, забыл совсем о свадьбе. Слёзы мешали ему глядеть на иконы, давило под сердцем; он молился и просил у Бога, чтобы несчастья, неминуемые, которые готовы уже разразиться над ним не сегодня-завтра, обошли бы его как-нибудь, как грозовые тучи в засуху обходят деревню, не дав ни одной капли дождя. И столько грехов уже наворочено в прошлом, столько грехов, так всё невылазно, непоправимо, что как-то даже несообразно просить о прощении. Но он просил и о прощении и даже всхлипнул громко, но никто не обратил на это внимания, так как подумали, что он выпивши» (С-10,153). Анисиму в этот момент даровано слезное умиление, сердечное сокрушение о грехах, но светлому порыву его противопоставлено нелепое тупомыслие толпы— безверие людей «из оврага». Поэтому слёзный дар и вера оставляют его, как только он покидает церковь, вновь погружаясь в туман безверия. Именно безверие и становится причиною всех бед и преступлений, совершающихся здесь. Да и что иное может стать причиною греха?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И, пришедши туда, поселился около церкви, названной в честь святого Рождества Христова, — и поныне стоит церковь эта. И здесь он жил с родными своими. Не только он один, но с ним и другие многие люди переселились из Ростова в Радонеж. И были они переселенцами на земле чужой, а в числе их Георгий, сын протопопа, со своими родными, Иван и Федор, род Тормоса, Дюдень, зять его, со своими родными, Анисим, дядя его, который впоследствии стал дьяконом. Говорят, что Анисим с Протасием-тысяцким пришли в ту деревню, называемую Радонеж, которую дал князь великий сыну своему младшему князю Андрею. А наместником он поставил в ней Терентия Ртища, и многие льготы людям даровал, и также он обещал уменьшить многие налоги. И благодаря этим льготам там собралось много людей, так как из ростовских земель из-за нужды и несчастья разбежались многие.   Отрок же преславный, преславного отца сын, о котором мы речь ведем, подвижник, о котором всегда помнят, родившийся от родителей благородных и благоверных, вырос как от доброго корня добрая ветвь, воплотив в себе всяческие достоинства доброго корня этого. Ведь с молодых лет он был подобен саду благородному и вырос как богатый плод, был отроком красивым и благонравным. Хотя по мере роста он становился все лучше, но красоты жизни он ни во что не ставил и всякую суету мирскую, как пыль, попирал ногами, так что, можно сказать, самую природу свою хотел презреть, и унизить, и преодолеть, часто нашептывая про себя слова Давида: «Какая польза в крови моей, когда я сойду в могилу?» Ночью же и днем он не переставал молить Бога, который начинающим подвижникам помогает спастись. Как я смогу перечислить прочие добродетели его: спокойствие, кротость, молчаливость, смирение, негневливость, простоту без ухищрений? Он любил одинаково всех людей, никогда не впадал в ярость, не препирался, не обижался, не позволял себе ни слабости, ни смеха; но когда хотелось ему улыбнуться (ведь и ему это было нужно), он и это делал с великим целомудрием и воздержанием. Он всегда сокрушаясь ходил, как будто в печали; еще же более плакал, часто слезу из очей по щекам испуская, на плачевную и печальную жизнь этим указывая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

Пока шло строительство, Анисим Мальцев за огромные деньги приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые в 1915 году были размещены в храме. Иконостас и ризы выложены серебряной вызолоченной басмой. В храме имелись уникальные мозаичные панно — иконы «Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение». Анисим Мальцев всего несколько месяцев не дожил до освящения церкви. 10 февраля 1914 года, собираясь на свои хутора по хозяйственным делам, он скоропостижно скончался. Хоронили Анисима Михайловича с большими почестями всем городом. Его брат Паисий достроил храм. В газете «Заволжье» сказано: «На днях состоялась закладка придела старообрядческой церкви, построенной на средства умершего А.М. Мальцева. На торжество закладки прибыл епископ Мелентий с духовенством. Торжество привлекло большую толпу народа». Начиная с 1919 года, из Троицкого храма изымалось церковное имущество: серебряная утварь, канделябры, иконы, сусальное золото с главок. Затем государство наложило непомерный налог на здание, и старообрядческая община, в связи с отсутствием средств, вынуждена была письменно отказаться от здания. Так старообрядцы потеряли свой храм. После перехода здания церкви к государственным властям председатель горсовета А. Карпухин в 1930 году посылает в Ленинград запрос о ценности здания. Из письма директора Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) И. Грабаря следует, что здание не является памятником архитектуры и не состоит на охране государства, но имеется приписка: «Среди имущества церкви представляет особую ценность иконная живопись (мозаичные панно), которая является памятником монументального искусства и находится в ведении Главнауки». В 1930 году одновременно с разрушением всех церквей города разрушаются шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. Разобрана верхняя звонница, все апсиды, алтарная преграда. Со второго яруса колокольни сбросили знаменитый колокол. Он разбился, драгоценные осколки милиция собрала и куда-то вывезла. Сохранился акт осмотра здания Белокриницской церкви 1930 года с заключением: здание надлежит приспособить под городской театр. О судьбе приобретенных А. Мальцевым ценных древнерусских икон ничего не известно. Трагикомическая подробность: театр получил имя Чапаева. Здание было страшно изуродовано, алтарь превращен в сценическую коробку.

http://sobory.ru/article/?object=07133

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010