Предмет вызвал удивление русского паломника, который задал вопрос о назначении катапетасмы. Антоний приводит многозначительный ответ византийцев: «…видения ради женска и всего народа, да не мутным умом и сердцем Богу Всевышнему, Творцу небеси и земли, службу вослют». Данный ответ предполагает иконографию катапетасмы, создающей образ всего таинства, который необходимо созерцать верующим во время службы. Можно догадываться, что главной идеей неизвестной иконографической программы было прославление Творца («Христос во славе»?). Антоний сравнивает и даже отождествляет катапетасму Великой церкви с завесой Иерусалимского храма, разодравшейся надвое в момент Распятия (Мат. 27:51). По его сведениям, эта реликвия в числе трофейных храмовых сокровищ была перенесена Титом в Рим и затем передана императорами в Софию Константинопольскую. Таким образом, завеса-реликвия, являвшаяся и главной иконой, служила зримым и драгоценным напоминанием об Искупительной Жертве и Воскресении. В декорации алтарного престола Св. Софии катапетасма составляла единое целое с предалтарными иконами-антепендиумами, которые, как мы знаем из других источников, целовали императоры и патриархи при входе в алтарь. Их иконографические программы были взаимосвязаны и соотносились между собой подобно антепендиуму и надпрестольному ретаблю в декоре алтарей Латинского Запада. По-видимому, эта двухчастная структура также имела прототип в искусстве Константинополя. Правда, остается не до конца ясным, крепилась ли катапетасма к внешним или внутренним столбам кивория. Константинопольский образец делает возможным существование древнерусских катапетасм, хотя новгородскому паломнику, будущему архиепископу Антонию, они и не были известны. В любом случае, литургический смысл и иконографические программы антепендиумов и катапетасм, предалтарных и надпрестольных образов, должны были быть очень близки. Важно отметить, что рассматриваемые древнерусские пелены составляли лишь часть богатейшей златотканной декорации храма. Средневековая традиция, в отличие от современной, рассматривала шитые образы как полноправные иконы, высокому священному статусу которых ни коим образом не мешала декоративная техника изготовления. Более того, златожемчужные драгоценные иконы создавали адекватный образ Царства Небесного, вызывающий в памяти древнейшие прототипы – Скинию и Ветхозаветный храм, важнейшей частью декорации которых были расшитые пелены-завесы с иконными образами. В связи с этим особое значение приобретает апология вышитых икон в «Первом слове против новоявленной ереси» Иосифа Волоцкого , который возводит традицию к вышитым завесам в скинии Давида и указывает на принципиальную неразличимость шитых и писанных красками икон: «Аще мудр будет шевчий и мудр живописец, оба едино дело творят» 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Посредством применения в исследуемом изображении указанных выше приёмов осуществляется насильственные внедрение и достигается интроекция в сознание зрителей указанных выраженных в образах идей-утверждений, осуществляются сильнейшие психотравмирующие воздействия на зрителя (верующего христианина), индуцируются в его сознании крайне болезненные эмоциональные переживания чувств и состояния жесточайшей оскорблённости и сильнейшей униженности. То есть воздействие исследуемого изображения на зрителя (адресата) индуцирует переживание им глубоких нравственных страданий. Соответственно, вышеуказанные действия автора изображения (декорации), режиссёра и организатора публично-зрелищного мероприятия, на котором это изображение демонстрировалось, воспринимаются (не могут не восприниматься) верующими христианами как преднамеренное изощрённое и крайне уничижительное издевательство над религиозно значимым для них христианским распятием и над образом Иисуса Христа - объектом их религиозного поклонения, как преднамеренное издевательство над христианами, направленное на достижение грубого оскорбления их религиозных чувств и унижения их человеческого достоинства, а равно как выражение ненависти и неприязни к христианству. Ответ на вопрос N 2. Да, представленное для исследования изображение содержит визуальные и смысловые элементы и особенности, отсылающее к христианству (в декорации использован образ Иисуса Христа). При этом указанное изображение (декорация) направлено на формирование определённого крайне оскорбительного для верующих христиан пейоративно и дисфорически девальвированного и денигративного (очерняемого, принижаемого) образа Иисуса Христа, с очень высокой степенью провокативности и пейоративности (уничижения). Публичная демонстрация указанного изображения (декорации) направлена на высокой степени уничижительное издевательство над верующими христианами, жестокое унижение их человеческого достоинства и оскорбление их религиозных чувств. Исследование в рамках ответа на вопрос N 3.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/20/...

Отметим также, что на исследуемом изображении руки Иисуса Христа изображены как непосредственно касающиеся внутренних сторон обнажённых бёдер женщины, чем совершается коммуникативная отсылка к представлениям о сексуальных действиях. Тем самым, реализуется коммуникативный приём сексуально-семантической метафоры. Использование этого приёма подтверждается «Кратким содержанием», в котором говорится, что во время « прощания Венеры и Иисуса » персонаж «Иисус» « хочет любой ценой освободиться из плена грота. Венера пытается удержать его сначала обещаниями вечной любви », что содержательно указывает на ранее состоявшиеся сексуальные контакты между персонажем «Иисус Христос» и персонажем «богиня Венера». Следовательно, исследуемое изображение направлено на формирование определённого крайне оскорбительного и денигративного (очерняемого, принижаемого) образа Иисуса Христа, с очень высокой степенью провокативности и пейоративности (уничижения). Негативный оскорбительный характер указанного изображения, элементом которого является образ почитаемой в христианстве личности Иисуса Христа, обусловлен тем, что любые попытки сексуализировать образ Иисуса Христа, приписать ему сексуальные контакты с кем-либо психологически воспринимаются и переживаются верующими христианами как жестокие оскорбления их религиозных чувств и издевательства над ними. Вышеуказанные коммуникативные приёмы совмещения религиозно высокоценного (сакрального) с низменно-вульгарным (вульгарно-сексуализированным) и сексуально-семантической метафоры реализованы совместно с коммуникативным приёмом метонимической замены (подмены) одного знака другим, применение которого их усиливает. Последний из указанных приёмов состоит в том, что с содержательным замыслом вышеуказанной оперной постановки, изложенным в вышеприведенной цитате, чётко коррелирует сделанная большими буквами и размещённая на исследуемой декорации надпись - «Venus Grotte» (грот Венеры). Учитывая сексуальную семантику описанной выше части постановки «Тангейзер», отражённую также в «Кратком содержании» спектакля (см. выше), особенно - учитывая размещение на исследуемом изображении (декорации) образа распятого Иисуса Христа в непосредственной близости от области гениталий обнажённой женщины, образ которой занимает бóльшую часть площади декорации, композиционно и семантически указанная надпись оказывается непосредственно связанной с местом такого размещения образа распятого Иисуса Христа - промежностью обнажённой женщины. А сама эта композиция реализует приём визуально-стилистической метонимии, которым один знак заменяется другим на основании их сходства. Данная сцена метонимически (хотя и с определённой степенью кодирования (то есть степенью имплицитности) коммуникативного сигнала) обозначает совершение этой женщиной (или с её участием) сексуальных действий, в которые вовлечён - через его образ - Иисус Христос.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/20/...

Проект «Россия-Моя история» запускает новую мультимедийную выставку-погружение о Петре Первом Москва, 8 июня 2022 г.      С 10 июня до конца сентября 2022 года в историческом парке «Россия — Моя история» (ВДНХ, павильон 57) пройдет мультимедийная выставка-погружения «Петр Великий. Рождение империи», приуроченная к празднованию 350-летия со дня рождения первого российского императора, над которои почти год работали эксперты Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» совместно с ведущими историками России, специалистами по спецэффектам и компьютернои графике, моушн-дизаину и драматургии. Фигура Петра Великого, определившего пути развития страны на столетия вперед, сегодня притягивает все больше внимания. Масштабные изменения сегодняшнего дня находят параллели с эпохои Петра I, и поэтому как никогда уместно вспомнить о деяниях императора, по сути создавшего современную Россию.      Выставка, посвященная одному из самых захватывающих периодов истории страны, создана в жанре иммерсивного спектакля-биографии. За 40 минут волнующего «путешествия» зрители изучат эпоху Петра I благодаря таким современным технологиям, как «живая», управляемая жестами графика, объемные декорации с поверхностным видеомэппингом, эффектный дизайн и застройка, где каждый зал наполнен большим количеством датчиков, позволяющих взаимодействовать с интерактивными инсталляциями. Экспозиция, сформированная из декорации, макетов, реальных и цифровых предметов, художественного света и объемного звука, ставит своеи целью донести через чувственный опыт масштаб свершении петровского гения. В 18 залах на площади около 2,5 тысяч кв. м. располагается 10 ключевых тематических зон выставки, объединенные единой линией пути развития России, которые некогда определил сам Петр I: развитие государственности, новое слово в дипломатии, создание гражданского общества, попечение о населении, забота о его нуждах, реформы в области науки и образования, инновационные технологии и новые профессии, культура и быт. Каждая из них рассмотрена под неожиданным углом — через призму личности государя и его сподвижников.

http://pravoslavie.ru/146488.html

Что же касается английской монархии, то она давно превратилась в ритуал ради «хлеба и зрелищ». И даже свадьбу принца Уильяма превратили в зрелище , шоу для беснующейся истерической толпы, демонстрацию нарядов, хорошо отрежиссированный экшн в стиле Голливуда. Что касается Английского королевского дома, то его представители действительно имеют родственные генетические связи к последнему Русскому монарху Императору Николаю II. По степени родства ближе всего к Императору Николаю II не принц Чарльз и даже не королева Елизавета, а Филипп герцог Эдинбургский, который, однако, никогда не претендовал на Русский Престол. Некоторые предлагают созвать Земский Собор , который и выберет будущего Русского Царя. Но ведь для того чтобы созвать Земский Собор, должно существовать земство, особая система организации общественной жизни. Но земство ныне не существует, тогда возникает вопрос: а кого мы тогда будем избирать на Земский Собор? Наше село и провинция полностью разрушены. Какой может быть Земский Собор в таких условиях? И даже если Земский Собор будет созван, то что будут его члены знать о Русской монархии, какие у них будут подлинные импульсы? Повторюсь, что восстановление монархии невозможно без воцерковления общества или, по крайней мере, значительной его части. Если социум будет воцерковлен, то идея, может быть, даже не Земского Собора, а какого-то церковно-общественного собора актуализируется сама собой. Но это очень далекая перспектива, может быть через 100 лет она станет реальностью, когда Россия будет существовать как самостоятельное национальное государство. А Монархия как декорация для телекамер нам не нужна, это будет мертворожденный проект, который приведет не только к дискредитации монархии как института, но и к дискредитации самой идеи монархии. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/13/al...

К середине 50-х озеленение столицы прошло очередную реорганизацию, и в эти годы, которые считаются золотым веком столичного озеленения, Москва стала одной из самых озелененных столиц мира. В соответствии с Генеральным планом развития Москвы 1971 года планировалось довести количество зеленых насаждений на одного москвича до 37 кв. м, при нормативе 16 кв.м. Большие работы по зеленому украшению столицы были проведены, естественно, к Московской Олимпиаде. Однако сегодня московское озеленение явно дало крен в сторону цветников. Цветники украшают основные магистрали и улицы города, скверы и бульвары, радуют глаз и веселят сердце. Что тут может быть не так? Вызывает недоумение, что подавляющую часть этих клумб составляют растения-однолетники - те самые, которые так легко уложить в назначенный день в черные пластиковые мешки и выбросить на свалку, как отработавшие декорации. (Хотя декорации все-таки используют не единожды). А место, где они были, аккуратно посыпать крашеными опилками, такой же веселенькой расцветки - чисто, гигиенично и без забот. Если бы на месте этих однолетников были растения многолетние, за ними нужно было бы ухаживать, укрывать или обрезать их на зиму, удобрять весной и охранять от насекомых-вредителей...Куда как проще высадить горшочки с рассадой, которая даст цветы только один сезон, а потом заменить ее новой. А чтобы было совсем экономично, в некоторых районах столицы появились пластиковые клумбы - их с наступлением холодов можно унести на склад, а к весне достать снова и заполнить неглубокие контейнеры комком земли с новой рассадой. Ну, а то, что это в несколько раз дороже, чем ухаживать за многолетниками, которые неотрывны от почвы, на которой год от года становятся пышнее и красивее, это столица перенесет. И никому невдомек, что количество зеленых насаждений на одного москвича упало почти в полтора раза согласно Генеральной схеме развития Москвы 2010 года( в том числе и потому, что однолетние декоративные растения существуют весьма недолгий период северного лета).

http://radonezh.ru/analytics/imperiya-od...

Замечательный наш, гениальный Иван Иванович написал блестящий сценарий. Я как прочитал, говорю тут же: «Я иду с тобой». А я редко соглашаюсь, я вредный старик. Тут прямо так прекрасно всё: и чудеса, и перестрелки, и сюжетная линия вся выстроена, одно за другим происходит. А так, оказывается, можно жить каждый день. Извините, я долго, сейчас я закончу… Я хочу еще маленькое такое… Жена хотела с мужем разводиться и говорит: «Чего делать?» – к священнику обращаясь. Он говорит: «Ты ему, когда с работы он приходит, тапочки ставь около двери пяточками к нему, чтобы он сразу – раз, ботинки снял – и туда». И брак сохранился тапочками. Наше кино – эти тапочки. Иван Охлобыстин: Декорации от Господа Бога Сложно оценивать то, что делаешь сам. Отцу Димитрию Смирнову очень понравилось, для меня он глобальный авторитет. Он такой человек, которого нельзя купить, нельзя подкупить, нельзя польстить. Сталь. И он умный еще, у него великолепный юмор. Он очень похвалил, я как на крыльях… Вспоминается бытовой мистицизм при создании этой картины. У нас по сюжету красная глина должна быть, карьер залежей, из-за этого весь сыр-бор, там завод хотят ставить, людей выселить силой и беззаконием. А выясняется, в деревне, где мы снимали, так и есть, золотая земля. Про колокол история. У нас было написано, что колокол то ли в лесу, то ли в пруду, уже не помню первоначально. И точно такая же история у них была: у них колокол во время революции сбили и в пруду утопили, а потом вытаскивали. Когда снимали сцену, где первый раз сердится Нелюбин на священника, молнии у него за спиной  — все считают, что это компьютерная графика. Нет! Это тот самый киноинсайд, когда сидишь  в кадре, ты зловещий злодей, ты прямо сейчас людям открываешься как зловещий злодей, а у тебя сзади еще по декорации  — молния — от Господа Бога! Господь помогал. Господь приложил руку к этому произведению. И причем на таких явственных примерах, что для меня было полной неожиданностью намерение Кэри Тагавы креститься в православную веру. Я его спрашиваю вчера…

http://pravmir.ru/mamonov-ohlobyistin-i-...

Особенно значительное движение сообщено было в Египте христианской иконографии в результате взаимодействия целого ряда условий, сводящихся к культурным особенностям страны: богатству ее художественной почвы, многочисленным художественным мастерским, работавшим в самых разнообразных производствах, вековой привязанности Египтян к иконному изобретению и религиозным темам в искусстве и, наконец, их пристрастию к легенде и чудесному и обширной апокрифической литературе. Мы увидим впоследствии, что именно египетскому (коптскому) искусству иконография Богоматери обязана появлением ряда разнообразных тем, частью перешедших в византийское искусство и давших несколько чтимых и прославленных чудотворением икон, частью же не принятых строгим греческим иконописанием и потерявшихся в веках, или же сохраненных провинциальными греко-восточными мастерскими. К какой бы, в точности, эпохе ни относились фрески двух гробниц с библейскими и аллегорическими изображениями в некрополе Эль Багауата (Большой Оазис Египта) 83 , к IV или V веку, все же египетский национальный характер самих композиций, типов и даже общей декорации составляет яркую особенность этих фресок. Рядом, на одной из стен часовни с погибшей росписью имеются, правда, и разводы виноградной лозы, и белое поле, усеянное звездами, – мотивы, известные и в римских катакомбах, как детали эллинистической декорации, но все прочее повторяет чисто египетские образцы и даже частью иероглифическое письмо и украшения «книги мертвых»: и характерное пренебрежение к живописному, помещение рядом фигуры и корабля в одном фризе, и любовь к надписям, и множество черт, совершенно неизвестных эллинистическому стилю, от которого искусство быстрыми шагами возвращается к национальным традиционным формам. Как уже было замечено многими ранее, Сирия и, в частности, Палестина сыграли особо важную роль в образовании иконографии. Однако, причины этого лежат не в самих художественных постройках и живописи храмов и мозаических украшениях святынь Палестины, ибо во многих местах были тогда храмы, более великолепные, и произведения искусства, несравненно более совершенные, но они не получили того значения, как подобные им, но более слабые памятники Святой Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Но и без классики никак. «Горе от ума» — 1906 год, «Борис Годунов» — 1907, «Ревизор» — 1908, «Месяц в деревне» — 1909. Островский. Буквально по сегодняшней школьной программе. Достоевский пьес не писал, но как можно не поставить «Братьев Карамазовых»? И в 1910 году ставятся «Братья Карамазовы» — спектакль, о котором говорят, что о нем надо писать золотыми буквами. Может быть, это вершина Художественного театра. Ну, а что является сейчас вершиной и мечтой любого актера? «Конечно, «Гамлет». Его поставили в Художественном театре в 1911 году. Какая продуманная репертуарная политика! Борис Любимов и корреспондент Леонид Виноградов Без художника нет спектакля Не могу не сказать о роли художника. Начинали они работать с Виктором Андреевичем Симовым — замечательным художником, который перестроил все художественное пространство. Слова «сценография» еще не было, но именно Симова можно без преувеличения назвать первым русским сценографом. Декорации стали характеризовать социальную среду места действия. Станиславский говорил: «Театрально-то, что видно. Театр — зрелище, значит, если мы создадим среду, в которой актера или какое-то событие не видно и не слышно, художник не прав». Со второго десятилетия приглашаются такие замечательные художники, как Добужинский, Бенуа, Рерих, Кустодиев — все они прошли через Художественный театр. Двадцатые годы — Николай Ульянов, Александр Головин. Имя Головина у театралов чаще ассоциируется с Мейерхольдом, прежде всего, с «Маскарадом» и «Дон Жуаном», и это справедливо, но его декорации к «Женитьбе Фигаро» в 1927 году — нерукотворная работа. Кончаловский, Юон, Татлин… Вот и ответ на ваш вопрос — что нового они привнесли? Понимание, что для целостного художественного образа спектакля постановочная часть важна не меньше, чем драматургия, режиссура и игра актеров. Потом появилась целая дисциплина, в Школе-студии МХАТ открылся постановочный факультет, но это я уже сильно вперед забежал. Но Станиславский и Немирович-Данченко также считали, что и люди нетворческих профессий — рабочий сцены, бухгалтер, администратор, буфетчик — играют немалую роль в жизни театра, и, например, в письмах двадцатых годов Станиславский борется за каждого сотрудника.

http://pravmir.ru/boris-lyubimov-o-konst...

— К нам — к нам, к нам — к нам, к нам — к нам… Птица скрылась, окошко захлопнулось, заиграла шарманочная музыка. И занавес поднялся… Никто, даже папа Карло, никогда не видывал такой красивой декорации. На сцене был сад. На маленьких деревьях с золотыми и серебряными листьями пели заводные скворцы величиной с ноготь. На одном дереве висели яблоки, каждое из них не больше гречишного зерна. Под деревьями прохаживались павлины и, приподнимаясь на цыпочках, клевали яблоки. На лужайке прыгали и бодались два козленка, а в воздухе летали бабочки, едва заметные глазу. Так прошла минута. Скворцы замолкли, павлины и козлята попятились за боковые кулисы. Деревья провалились в потайные люки под пол сцены. На задней декорации начали расходиться тюлевые облака. Показалось красное солнце над песчаной пустыней. Справа и слева, из боковых кулис, выкинулись ветки лиан, похожие на змей, — на одной действительно висела змея-удав. На другой раскачивалось, схватившись хвостами, семейство обезьян. Это была Африка. По песку пустыни под красным солнцем проходили звери. В три скачка промчался гривастый лев, — хотя был он не больше котенка, но страшен. Переваливаясь, проковылял на задних лапах плюшевый медведь с зонтиком. Прополз отвратительный крокодил, — его маленькие дрянные глазки притворялись добренькими. Но все же Артемон не поверил и зарычал на него. Проскакал носорог, — для безопасности на его острый рог был надет резиновый мячик. Пробежал жираф, похожий на полосатого, рогатого верблюда, изо всей силы вытянувшего шею. Потом шел слон, друг детей, — умный, добродушный, — помахивал хоботом, в котором держал соевую конфету. Последней протрусила бочком страшно грязная дикая собака-шакал. Артемон с лаем кинулся на нее, — папе Карло с трудом удалось оттащить его за хвост от сцены. Звери прошли. Солнце вдруг погасло. В темноте какие-то вещи опустились сверху, какие-то вещи надвинулись с боков. Раздался звук, будто провели смычком по струнам. Вспыхнули матовые уличные фонарики. На сцене была городская площадь. Двери в домах раскрылись, выбежали маленькие человечки, полезли в игрушечный трамвай. Кондуктор зазвонил, вагоновожатый завертел ручку, мальчишка живо прицепился к колбасе, милиционер засвистел, — трамвай укатился в боковую улицу между высокими домами.

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-kljuchi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010