Т. о., одного внешнего давления ислама и возможного личного знакомства имп. Льва III с арм. аниконизмом было бы недостаточно для возникновения визант. И. Поэтому нельзя считать внешние влияния единственными причинами И. Для введения открытого И. в качестве гос. политики было необходимо, чтобы само визант. общество было готово воспринимать эти влияния. Причиной И. могла стать и некая собственная визант. аниконическая тенденция. Все это позволяет рассматривать визант. И. как с т. зр. внутренней традиции христ. аниконизма, так и с т. зр. возможных внешних причин, вызвавших трансформацию аниконизма в И. в Византии нач. VIII в. Сосредоточиваясь на последнем вопросе, мн. исследователи рассматривают И. прежде всего как социальное и политическое движение, связанное с перераспределением формальной и неформальной власти в визант. обществе в момент внешнего и внутреннего кризиса (см., напр.: Brown. 1973; Haldon. 1977) или с переосмыслением своей идентичности ( Whittow. 1996. P. 163-164), связанным с араб. нашествием и утратой Византией Вост. Средиземноморья. Этот подход отчасти обусловлен недостатком аутентичных источников со стороны иконоборцев и фрагментированным состоянием имеющихся, а также восприятием свидетельств полемики иконопочитателей как идеологически предвзятых, что заставляет ученых сосредоточиваться на таких источниках, как хроники или жития, которые предоставляют данные социального, политического и экономического характера. Так, И. представляется как попытка осуществления визант. варианта цезарепапизма ( Lander. 1940; см.: Auz é py. 1998), восстановления традиц. для поздней Римской империи имп. культа ( Barnard. 1973) или повод для конфискации монастырской и церковной собственности ( Сюзюмов. 1948; обзор ранней историографии И. см.: Он же. 1963). Подобные подходы подразумевают вторичное значение богословской составляющей споров и предположение о том, что она развилась позднее, к 50-м гг. VIII в., в качестве единственного «идеологического» языка, к-рый был понятен византийцам. При этом не придается должного значения тому факту, что все источники представляют И. как в первую очередь богословский спор. Еще в кон. 20-х гг. XX в. Г. Острогорский высказывал предположение о том, что спор о религ. искусстве в Византии VIII-IX вв. был продолжением христологических споров ( Острогорский. 1927); богословие образа и его истоки получили подробное освещение в монографии кард. Кристофа Шёнборна ( Шёнборн. 1999). Богословие византийского И.

http://pravenc.ru/text/389050.html

Архитектурно-конструктивные части в интерьере храма украшены аниконической росписью кон. VII в. Рисунок выполнен по неокрашенной фактуре облицовочного камня. В конхах апсид, софитах окон и дверей роспись имитирует кладку; в больших тромпах - веерообразный рисунок, в конхах трехчетвертных ниш - лучистые солнцеобразные фигуры. Доминантой аниконической росписи является большой красный крест в своде купола, символизирующий Христа Спасителя. На подкупольных выступах и архитравах угловых помещений изображены 12 процветших крестов, исполненных красной и белой красками, символизирующих 12 апостолов. Кресты нанесены на известковую штукатурку, к-рой была покрыта нижняя часть стен в интерьере вскоре после завершения строительства храма. На штукатурке сохранились многочисленные граффити. Явление во сне прав. Иосифу ангела. Роспись Атени Сиони. 90-е гг. XI в. Явление во сне прав. Иосифу ангела. Роспись Атени Сиони. 90-е гг. XI в. В 90-х гг. XI в. стены А. С. были полностью покрыты живописью в технике секко. В тромпах изображены персонификации райских рек: Нила, Фисона, Тигра и Евфрата в виде юношей античного типа, возлежащих в волнах. В конхе алтарной апсиды - Богоматерь «Никопея» с Младенцем Христом, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил. Ниже представлены апостолы в молитвенных позах, обращенные к кресту, на стенах вимы композиция «Евхаристия». В нижнем регистре фронтально изображены монументальные фигуры святителей (Власия, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Александрийского и др.), в проеме центрального окна - столпники Симеон Алеппский и Симеон Дивногорец, на выступах апсид - архидиак. Стефан Первомученик и св. Роман Сладкопевец. В своде вимы представлен медальон с погрудным образом Христа Пантократора, по обе его стороны фигуры пророков и св. Иоанна Предтечи в рост. В юж. апсиде располагаются сцены из апокрифического жития Пресв. Богородицы (14 сцен); в сев.- праздничный цикл (11 сцен); в зап.- композиция «Страшный Суд». В алтарной апсиде также представлены ктиторские изображения царя Давида IV Строителя и царского мцигнобартухуцеси (канцлера) еп. Чкондидского Георгия в предстоянии Спасителю, образ к-рого вписан в сегмент неба, царей Баграта IV и Георгия II, царицы Исдухт и феодала Сумбата, сына Ашота, обращенные к Богородице, представленной в сегменте неба. Изображение Сумбата из кларджетской ветви рода Багратиони, исконных владетелей Атени, вместо клдекарских эриставов из рода Багваши,- дополнительное свидетельство перемен, происшедших в стране в начале царствования Давида IV, к-рый в 1093-1094 гг. взял в плен и выслал из страны Липарита Багваши. Роспись выполнена вскоре после этого события артелью живописцев.

http://pravenc.ru/text/76764.html

Но спрашивается, зачем императору было восставать против Церкви, разрушая веками сложившееся «симфоническое» единство? Для того, отвечают, чтобы распространить свою власть на Церковь и лишить ее материальной базы, попутно резко ослабив монашество, из среды которого выходили наиболее непримиримые противники идеологии «цезаропапизма», столь любимой царской властью. В целом иконоборчество зачастую рассматривается как неудачная попытка государства подчинить себе Церковь. Обратимся, однако, к фактам. Действительно, много известно о тесных контактах императора Льва III с хазарами, среди которых активно миссионерствовали иудейские проповедники. Незадолго до своего краха в 969 году, когда русский князь Святослав (942–972) стер этот народ в порошок истории, хазары даже признали иудаизм своим государственным вероисповеданием. Но распространение, и отнюдь не тотальное, иудейства среди хазар пришлось уже на время правления их кагана Обадии, жившего полувеком позже. Приписывая Льва III Исавра к «иудействующим», историки забыли справиться у самого василевса о его отношении к представителям этой религии. А между тем он отнюдь не благоволил к ним и, в частности, в 732 году приказал принудительно крестить евреев по всей империи . Не вызывает доверия и гипотеза о мусульманском влиянии на иконоборчество. Общеизвестно, что ислам непримирим не только к священным картинам, но отрицает также любые изображения людей и живых существ. Кроме того, мусульманский аниконизм (культ, категорически отрицавший возможность использования божества в качестве центрального символа и допускавший лишь аниконическое изображение или «священную пустоту») еще не был к тому времени сформулирован в законченном виде и не мог стать идейной основой византийского иконоборчества . Увлечение арабской культурой (но не более того) стало модным в византийском обществе гораздо позднее, уже при императоре Феофиле, объектом для подражания которого являлся легендарный аббасидский халиф Гарун-аль-Рашид (786–809) . А столетием ранее Лев III и Константин V являли собой образ неустрашимых борцов с арабами, не давая никаких поводов для упрека их в исламофильстве. Таким образом, аниконизм мусульман и иконоборчество Льва III едва ли можно связать воедино по закону причинно-следственной связи. Вспомним также, что для мусульман христианский крест столь же ненавистен, как и иконы, но никогда за весь период иконоборчества вопрос отказа от креста и его изображения в Византии вообще не стоял .

http://pravoslavie.ru/54661.html

Визант. влияние проявилось в полосатой каменно-кирпичной строительной технике двухъярусной церкви-усыпальницы и внутренней кладке собора мон-ря Дорт-килисе, в наличии круглых или многогранных подкупольных столпов и куполов над угловыми компартиментами храма типа вписанного креста (Ошкванк). Традиц. для Армении структура фасадной аркатуры на узких полуколонках наложена на типичные для визант. построек лопатки и арки (Ошкванк). На фасадах храмов Тайка заметно выделяются рельефы, составляющие ктиторские и геральдические композиции, библейские сцены, отдельные фигуры святых и ангелов. В соборе в Ошке ктиторы, включенные в композицию «Деисус», облачены в богато орнаментированные одежды, все фигуры выдержаны в одном масштабе (визант. схема имеет ближайшую аналогию в храме Мрена в Армении, 639 г.). С образцами монументальной пластики Ани и Ахтамара можно сравнить геральдические и фантастические изображения животных в Ошке, Хахуле и Пархале. В юж. галерее собора в Ошке сохранилась колонна, сплошь покрытая орнаментами и сюжетными рельефами. Отдельные элементы на фасадах, арки, обрамления окон храмов покрыты аниконической росписью, нек-рые резные орнаменты также раскрашены. Внутренние росписи тайкских храмов сохранились фрагментарно, но позволяют судить об их ориентации на визант. образцы и связь с росписями церквей в Грузии того же времени. Точно датированы лишь фрески Ошка - 1036 г. Вероятно, сразу после строительства, в посл. трети X в., расписан собор в Дорт-килисе. В его апсиде были представлены композиции «Благовещение», «Встреча Елизаветы и Марии», «Моисей, получающий скрижали Завета», фигуры святителей и др. На арке алтарного окна сохранился образ ктитора (Ж. Тьерри) или коронованной Богородицы (З. Схиртладзе) с моделью базилики и груз. надписью «Сион». Анализ памятников Тайка выявляет их тесные связи с зодчеством Армении (Ширак) и Грузии (Кларджети, Шавшети и др.). В результате присоединения части этой области к Грузинскому царству усилился процесс влияния груз. искусства. Ярким примером этого является перестроенный в 1027 и 1032 гг. собор в Ишхани.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНОБОРЧЕСТВО религ. и политическое движение, отвергавшее святость религ. изображений и иконопочитание. Хотя эпизоды или кампании И. имели место в разные исторические периоды и в разных странах, прототипическим И. как с т. зр. масштаба и продолжительности, так и по глубине аргументации, разрабатываемой его сторонниками и противниками в защиту своих позиций, считаются иконоборческие споры в Византии в VIII-IX вв. И. следует отличать от аниконизма - культа, не использующего изображений божества в качестве доминирующего или центрального культового символа, место к-рого занимает либо аниконическое изображение, либо священная пустота. Историческая ситуация И. было введено в Византии в качестве гос. доктрины имп. Львом III Исавром (717-741) как часть крупномасштабных реформ гос-ва, экономики и права. Два главных источника, свидетельствующие о событиях 1-го периода И., «Краткая история» К-польского патриарха свт. Никифора I (806-815) и «Хронография» прп. Феофана Исповедника , не сообщают практически ничего о причинах возникновения И. и его начале. Свт. Никифор упоминает о вулканических извержениях на 2 островах Эгейского м., к-рые, по его словам, были восприняты императором как знак Божественного гнева и т. о. побудили его к изменению политики ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 128-129). Прп. Феофан пишет в «Летописи» под 724/5 г.: «...в этом году нечестивый царь Лев начал говорить об уничтожении святых и честных икон» ( Theoph. Chron. P. 404). Однако еще до открытого введения И. свт. Герман I , патриарх К-польский (715-730), в посланиях, цитируемых на Вселенском VII Соборе , обвинял митр. Иоанна Синадского и еп. Константина Наколийского (оба из Фригии), а также еп. Фому Клавдиопольского в иконоборческих взглядах, последнего особо - в истреблении икон, что свидетельствует о местном иконоборческом движении в М. Азии еще до начала офиц. И. Иллюстрация к 25-му псалму с изображением иконопочитателей и иконоборцев. Миниатюра из Лондонской (Феодоровской) Псалтири. 1066 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 27v)

http://pravenc.ru/text/389050.html

Иконоборческий кризис длился более ста лет: в течение этого времени власть в империи переходила от иконопочитателей к иконоборцам и обратно. Иконоборчество было «регрессивным движением, возвращающим христианское искусство назад, к условной символике и аллегориям». Кроме того, иконоборчество стало первой в истории христианства попыткой религиозной реформации: Иконоборчество, прежде всего, – религиозное явление: перед нами спор об «истинной религии», о чистоте Церкви, о «поклонении в духе и истине». Этим отнюдь не исключается, что иконоборчество, «как все вероучения в ранней Церкви, имело также политические и социальные импликации». Судя по источникам, император Лев III сам себя считал религиозным реформатором. Он ощущал себя призванным восстановить в империи подлинную веру, которая якобы хулится и попирается иконопоклонством. Иконопочитание, по его мнению, – это идолопоклонство, а идолопоклонство подлежит искоренению... Лев III считал себя царем-первосвященником, Богом призванным очистить Дом Божий от всяческого идолопоклонства. Он видел себя новым Моисеем, богопоставленным пастырем богоизбранного народа, т.е. Римской империи. Иконоборчество не было движением против изобразительного искусства вообще: оно выступало против священных изображений. Первым, по свидетельству Феофана Исповедника , был в 726 году уничтожен образ Христа над бронзовыми вратами Большого императорского дворца в Константинополе; этот образ был заменен на крест. По всей империи уничтожались иконы Спасителя, Божией Матери, святых, сцены из Ветхого и Нового Заветов. Во Влахернской церкви были сбиты изображения на евангельские сюжеты: они были заменены «деревьями, цветами, различными птицами и другими животными, окруженными побегами растений, среди которых копошились журавли, вороны и павлины». Представление о художественных стандартах иконоборцев дают мозаики храма Скалы в Иерусалиме (691–692) и мечети Омеядов в Дамаске (705–711). В этих мозаиках нашли воплощение основные принципы разработанного иконоборцами аниконического искусства (от греч. – образ), допускавшего изображения растений, животных и архитектурных сооружений. В мозаиках и росписях храмов иконоборческого периода широко использовались символы – крест, агнец, «Престол уготованный» (изображение трона с лежащим на нем Евангелием).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

14 октября 2022 года прошла очередная лекция из цикла встреч «Формула семьи». Псковский психолог Анастасия Владиславовна Пелячик рассказала о трех типах семейного устройства: У каждой формы семейного уклада есть свои плюсы и минусы. По окончании встречи её участники смогли разобраться, в какой семье они выросли и какую семью хотели бы создать. На встрече были подняты вопросы о том, зачем вообще люди женятся/выходят замуж; какая польза или выгода от брака, а также обязательно ли «нормальная семья» – это семья с детьми. Ведущая: Анастасия Владиславовна Пелячик – психолог, преподаватель психологии, семейный психотерапевт, нутрициолог, руководитель Центра помощи семье в Пскове, ведущий ШПР, многодетная приемная мама. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Антоний 4 ноября 2022, 14:57 Инструкция дана на все времена, действительна в любой точке Вселенной: " Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей " . Остальное - сиюминутные обстоятельства жизни, декорации окружающего мира (в эпоху процветания жить или в эпоху гонений, на Земле в XV веке или на планете K2-72e в веке XXXV - не имеет значения, ибо вечные понятия действительны от Первого пришествия Христа до Второго). И. 31 октября 2022, 16:06 Семья создавала условия для воспроизводства человека и передачу знаний как совокупность ценностей во всех областях, обеспечивающих его выживание. Ценности не были абстрактны. Ценности духовного характера имели конкретное проявление в обычной жизни, принимали форму передаваемого знания. Экстенсивное развитие исчерпало себя, изменились способы аккумулирования и передачи знаний, их объем, поменялся и тип семьи. Интенсивное ищет новые формы методом проб и ошибок. А отношения в семье зависят от того, что хотят получить в результате муж и жена. Чего хотят сейчас? Музей патриархальной семьи создать, только детей развивать, только самим развиваться или все же, не вдаваясь в крайности, найти баланс?

http://pravoslavie.ru/148957.html

Паника, угрозы, наказание? Как мы искажаем смысл притчи о Страшном Суде Но любовь – бесспорный критерий Божественного суждения 3 марта, 2019 Но любовь – бесспорный критерий Божественного суждения Неизбежное событие, которое положит конец истории мира и опечатает нашу собственную жизнь, описывает сегодняшняя евангельская притча о предстоящем суде, «когда придет Сын Человеческий». Как бы смело и парадоксально это ни звучало, Христос не придет снова, поскольку Он уже «везде сый», во всей вселенной и в истории мира и человека. Христос никогда не уходил из нашей жизни: « и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф. 28:20). Когда-то, в эпилоге о жизни мира станет видимым и воссияет то, что мы сейчас не видим, но оно все же есть – истина и слава Его. Тогда декорации мира и кулисы истории упадут, и жизнь каждого человека будет судиться. К сожалению, в сознании многих людей глубина этой пророческой притчи о будущем суде искажается до такой степени, что многие находятся в состоянии паники, боятся угроз, осуждений и наказаний. Но Бог не наказывает, человек сам наказывает себя своим выбором и поведением, как намекает Христос: « Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен… (Ин. 5:30). Христос слушает и принимает наше собственное решение. От нашей собственной позиции зависит Его суждение. Каждый раз, когда мы отклоняем любовь к ближнему, мы отвергаем самого Бога. И поэтому, если мы будем безразличны и не будем любить ближнего, мы будем судимы Сыном Человеческим. Итак, любовь становится абсолютной и нескончаемой мерой Бога. Это бесспорный критерий Его суждения. У человека нет другого безопасного пути и способа соединиться с Богом и достигнуть спасения, как только настоящая любовь к ближнему. Неважно, кто наш ближний, важно лишь, как близко мы будем стоять один к другому. Преподобный Исаак Сирин подчеркивает: «Когда мы достигаем любви, мы достигаем Бога, и наш путь борьбы заканчивается». Христос просит нас «обрести» и «встретить» Его в нашей любви к ближним. Когда человек страдает, вместе с ним сострадает и Бог. Вот почему любовь к страдающему человеку показывает, с помощью осязаемого и ощутимого способа, нашу любовь к Богу.

http://pravmir.ru/panika-ugrozyi-nakazan...

Мы надеемся, что с других фигурантов дела, которые ожидают суда и не обвиняются в насильственных действиях (в частности с Алексея Миняйло, православного человека, активно вовлеченного в социальную и благотворительную работу), будут сняты обвинения, и они окажутся на свободе в ближайшее время. Мы категорически выступаем против любого проявления насилия как со стороны демонстрантов, так и со стороны представителей власти, обязанность которых – обеспечивать безопасность граждан, включая самих демонстрантов. В отношении фигурантов «московского дела», вызывают наше недоумение приговоры суда в сравнении с другими, гораздо более мягкими приговорами, которые вынесли российские суды обвиняемым в более тяжелых преступлениях. Мы считаем, что наказание должно быть соразмерно нарушению закона, а власть накладывает на человека дополнительную ответственность, а не освобождает от нее. В противном случае само правосудие превращается в насмешку и «массовый беспорядок». Мы хотим выразить надежду на то, что российские граждане будут жить с доверием к судебной системе, которая будет справедлива и беспристрастна независимо от социального, экономического и политического статуса подозреваемого или обвиняемого. Суд должен быть способным защитить гражданина от произвола исполнительной власти и силовых структур, в противном случае само его существование превращается в декорацию и формальность. Мы обращаемся к людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны. Многие из вас крещены в Православной Церкви и считают себя верующими людьми. Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью. Мы выражаем обеспокоенность тем, что вынесенные приговоры в большей степени похожи на запугивание граждан России, чем на справедливое решение в отношении подсудимых. Апостол Павел связывает страх с рабским состоянием человека: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе» (Рим. 8.15), а апостол Иоанн писал: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1 Ин. 4.18). На запугивании нельзя построить общество свободных, любящих друг друга людей.

http://pravmir.ru/otkrytoe-pismo-svyashh...

Еще нам предписано упование на Духа, а не стремление выворачиваться своими силами; кстати сказать, такое стремление всегда сопровождается желанием выступить в выгодном для себя свете, казаться значительнее, чем ты есть на самом деле, и т. д. То есть здесь человеку грозит соскальзывание в лукавство даже помимо собственной воли. Затем нам простыми словами объясняется, что распад семьи, отсутствие семейной любви – это признак конца света. Да, сейчас принято говорить, что это черта постиндустриального общества. Ну что же, значит, постиндустриальное общество – это та декорация, в которой предстоит разыгрываться эсхатологическим ужасам. Особого нашего внимания заслуживают слова Христа о ненависти, которую приходится выносить Его верным за Его имя. Слова очень точные и не дают возможности для истолкования их в смысл «за то, что мы хорошо живем», – нет, только за имя Христово, за свидетельство о Нем, за Благую Весть. И никаких предложений бороться с таким к себе отношением нет, более того: «претерпевший до конца спасется». А претерпевший означает ровно то, что означает: не отрекшийся и не озлобившийся, не избравший путь ответной агрессии как недостойный христианина. И вот к чему следует отнестись предельно вдумчиво и предельно хладнокровно: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся вспять взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни». Осмелюсь предположить, что очень значительная часть разговоров о конце света происходит от малодушия. Мир, лежащий во зле, идет к своему концу уже очень долго (по нашему счету), и когда придет – нам знать не дано.

http://foma.ru/apokalipsis-marka-mk-13.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010