Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусствознание АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов АНТОНОВА (Буханевич; 1907-1993) Валентина Ивановна, специалист в обл. древнерус. живописи, канд. искусствоведения БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ богатейшее собрание древностей различных эпох и цивилизаций и крупный научно-исследовательский центр в Лондоне БРЮСОВА Вера Григорьевна (род. 1917), исследователь древнерус. искусства, реставратор, общественный деятель БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры ВАГНЕР Георгий Карлович (1908-1995), доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Др. Руси ВАРБУРГ Аби (Абрахам Мориц (1866 - 1929)), нем. историк искусства и культуры, один из основателей иконологии ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ВЗДОРНОВ Герольд Иванович (род. 1936), историк искусства, специалист по истории древнерус. искусства и культуры ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру Византийской империи ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВИНКЕЛЬМАН Иоанн Иоахим (1717 - 1768), нем. просветитель, теоретик и историк искусства, основоположник научного искусствознания ВЫГОЛОВ Всеволод Петрович (1929 - 1995), историк искусства, д-р искусствоведения, специалист по истории архитектуры Др. Руси ГЕОРГИЕВСКИЙ Василий Тимофеевич (1861- 1923), исследователь древнерус. и традиц. церковного искусства, архивист, многолетний служащий по духовному ведомству

http://pravenc.ru/rubrics/123064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ [от греч. (ν) - не, без, εκων - образ], термин, принятый для определения программы росписи христ. храма, не имеющей иконных изображений (т. е. сюжетов из Свящ. Писания, истории Церкви) и антропоморфных образов; применяется в основном в области религ. восточнохрист. и ислам. искусства (см. Храмовая декорация ). А. д. обычно ограничена условно-символическими, пейзажными, архитектурными, орнаментальными и др. мотивами. В А. д. наиболее широко использовалось изображение креста - символа жертвы Иисуса Христа. Примеры ранней А. д. можно видеть в мозаиках Рима (мавзолей Санта-Костанца, 1-я пол.- сер. IV в., капелла Руфины и Секонды Латеранского баптистерия, ок. 315, и др.), где стены и своды покрывают изображения птиц, животных, цветов и растений. В К-поле даже в V-VI вв., когда иконные изображения стали обязательными в церковных росписях, А. д. сохраняла свое значение. Так, купол и апсиду собора Св. Софии (532-537) украшали сложные сочетания крупных («латинских») крестов и орнаментов, такой же была первоначальная декорация VI в. в ц. святых Апостолов. В Византии А. д. получила особое распространение в период иконоборчества (730-843, с перерывом между 787 и 813), когда поклонение иконам и священным образам было запрещено. Стены церквей на территории Византийской империи украшали практически только А. д., многие произведения предыдущих эпох уничтожались. Примеры А. д. этого периода (мозаики с изображениями крестов, пейзажные и сложные орнаментальные мотивы) сохранились в церквах К-поля (ц. св. Ирины, сер. VIII в.; Малый секретон патриархата в соборе Св. Софии, сер. VIII в.), Фессалоники (апсида и вима собора св. Софии, 783-787; церковь на ул. Игнатия), в росписях VIII-IX вв. в Каппадокии (капеллы св. Василия в Синасосе, св. Стефана в Джемиле, капеллы в Зильве и Гюлю-Дере, пещерный храм в Кызыл-Шукур), в базиликах Херсонеса (VIII в.) и о-ва Наксос (ц. св. Кириак, 2-я четв. IX в., ц. св. Артемия, 2-я четв. IX в.). Известны и отвлеченные символические композиции (напр., «Поместные Соборы» в ц. Рождества Христова в Вифлееме, кон. VII -1-я треть VIII в., в виде текста соборных постановлений, окруженных орнаментами). Роль А. д. в визант. искусстве уменьшилась только с победой православия (843), когда иконные образы вернулись в восточнохрист. искусство. Лит.: Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 36-37, 53-58; Cormack R. The Byzantine Eye: Studies in Art and Patronage. L., 1989. Vol. 3. P. 1-11; Teteriatnikov N. B. Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul: The Fossati Restoration and the Work of the Byzantine Institute. Wash., 1998. О. Е. Этингоф Рубрики: Ключевые слова: АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры

http://pravenc.ru/text/115496.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии ANDACHTSBILD [благочестивый образ] тип неканонич. изображения с религ. сюжетом, распростр. в североевроп. странах в XIV-XV вв. АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_5.html

В советский период «социалистический реализм» был нормой академизма. В области церковного искусства в XVIII-XIX вв. А. х. считалась одним из высших арбитров художественной оценки и основным исполнителем крупных гос. заказов (возведение, скульптурное и живописное убранство Казанского и Исаакиевского соборов в С.-Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве). Немаловажен вклад А. х. в дело сохранения и реставрации правосл. святынь. С появлением в А. х. археологического направления в изучении рус. древностей связана расчистка фресок кремлевских церквей Рождества Богородицы, Воскрешения Лазаря, Воздвижения Креста Господня, Дмитриевского собора во Владимире, Св. Софии в Киеве и т. д. В 1856 г. по инициативе Г. Г. Гагарина в А. х. был основан «класс православного иконописания» под руководством Т. А. Неффа . Класс просуществовал недолго и к 1859 г. прекратил работу. В наст. время в рамках академической программы в разных отд-ниях активизировалось выполнение заданий, связанных с правосл. тематикой и церковными заказами. В 1997 г. А. х. выиграла конкурс на воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве. Лит.: Сборник материалов для истории императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования/Под ред. П. Н. Петрова. СПб., 1864-1866. Ч. 1-3; Юбилейный справочник Императорской Академии художеств, 1764-1914/Сост. С. Н. Кондаков. СПб., 1914. Ч. 1-2; Лисовский В. Г. Академия художеств: Ист.-искусствоведческий очерк. Л., 1982; Ванслов В. В. Исторический путь Академии художеств СССР//Тр. АХ СССР. М., 1987. Вып. 4. С. 8-25; Воробьёва Т. А. К истории мастерской религиозной живописи в Академии художеств//Наследие и современность: Сб. науч. ст. Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. СПб., 1992; Бородина С. А. Реформа Академии художеств и ее значение в истории отечественного искусства: АКД. М., 1987; Императорская Академия художеств, 2-я пол. XVIII - 1-я пол. XIX в. М., 1997; Императорская Академия художеств, 2-я пол. XIX - нач. XX в. М., 1997. С. В. Соловьёв Рубрики: Ключевые слова: АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов

http://pravenc.ru/text/63762.html

393-398 398-399 399-404 404-405 405-406 406-408 408-409 409-410 410-411 АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) 411-413 АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 413-414 АНДРОНИК митр. Сардский с титулом " ипертим и экзарх всей Лидии " (на каф. в 1250-1260 и 1261-1284 гг.) 414-415 АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. 415-416 416-417 416-417 417-418 418-419 АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта) 420-421 АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) 421-423 423-424 424-427 427-428 АНДРОПЕЛАГИЯ мц. Александрийская (пам. греч. 6 сент.) - см. Кириак, Фавст, Авив и 11 мчч. Александрийских 428-429 429-431 431-433 433-434 АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), 434-435 435-436 436-437 АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783-1837), иером., духовный и светский писатель 437-438 АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов 438-439 439-440 440-441 АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог 441-442 442-443 АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

обр. в Эксо-Мани, присутствует влияние архитектуры Морейского деспотата. В декоре фасадов доминирует керамопластический декор, характерный для поздневизантийских памятников Юж. Пелопоннеса: зубчатые ленты, ломаные линии, сетчатая плетенка. Стремление к разнообразию и многоцветию фасадов усиливают вмонтированные в стены сосуды. Зап. влияние прослеживается в определенных строительных приемах, таких как кладка из отесанных камней, использование блоков туфа в кладке сводов или в оформлении окон «сросшимися» с кладкой каменными рамами, а также в нек-рых подражаниях готическим образцам, что связано с господством франков на Пелопоннесе. В области резьбы, продолжая средневизант. традицию, маниотские мастерские изготавливали в нач. XIII в. мраморные архитектурные детали высокого качества, однако с середины столетия резьба по мрамору уступает место резьбе по туфу в сочетании с широким использованием сполий, что связано с дезорганизацией местных мастерских мраморной резьбы. Живопись византийского периода По сравнению с др. районами Пелопоннеса на п-ове Мани сохранилось большое количество храмов с фресками, часто росписи имеют неск. слоев. Самая ранняя сохранившаяся живопись находится в однонефном храме вмч. Прокопия близ Мезапоса. Стершаяся в наст. время аниконическая декорация датирована 1-й пол. IX в., т. е. 2-м периодом иконоборчества. К 843-976 гг. относится древнейший слой живописи в ц. ап. Петра в Палеохоре, к 1-й пол. Х в.- 1-й слой фресок в ц. арх. Михаила в с. Керия. Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг. Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг. Создание в кон. Х в. фресок, к-рые сохранились в маленьких однонефных церквах (вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии (первоначальный слой), ап. Филиппа в Корогоньянике, вмч. Георгия Победоносца в Пьонтесе, вмч. Никиты в Кипуле, Таксиарха в Алике, вмч. Георгия Победоносца в Керии и ап. Петра в Палеохоре (2-й слой)), приписывают одной местной мастерской ( Panayotidi. 2005. P. 196-197).

http://pravenc.ru/text/2561832.html

провинций, известными по росписям пещерных храмов Каппадокии. Фресковые ансамбли VII-IX вв. ц. Никиты Столпника в Кызылчукуре, церквей Агачалты (прор. Даниила) и Кокар в долине Ыхлара представляют собой памятники монашеского провинциального искусства, в к-рых сильна народная традиция. В их росписях композиции на евангельские темы и изображения святых сочетаются с элементами аниконической декорации. В ц. Никиты Столпника свод заполнен орнаментальным панно в виде ковра, в центре - ажурный крест из чередующихся кружочков и ромбиков на ярко-желтом фоне, по к-рому вьется широкий белый стебель лозы с оранжевыми виноградными гроздьями, бордюр в виде плетеной цепи с крупными розетками. На стенах изображены фронтальные фигуры святых, помещенные под арочками, в люнете - Распятие с предстоящими Богоматерью, ап. Иоанном и 2 святыми. Христос облачен в коловий (хитон без рукавов с клавами) - деталь, характерная для сир. иконографии (Евангелие Раввулы, ватиканский реликварий). В росписи использованы 3 цвета - желтый, оранжевый и коричневый, моделировка фигур отсутствует, но при всей простоте исполнения фрески не лишены определенного изящества. Роспись ц. Агачалты, в куполе к-рой представлено «Вознесение», отличает экспрессия. Предельно обобщенные почти абстрактные формы фигур летящих ангелов в синих одеждах с неотличимыми от драпировок крыльями, причудливые позы, выразительные, но одинаковые удлиненные лики, декоративный характер цвета придают росписи напряженность. Значительно проще и традиционнее выполнены фрески ц. Кокар: на своде - «Вознесение» и большие орнаментированные кресты; поверхность свода и стен покрыта орнаментами и фронтальными изображениями святых, под к-рыми тянется фриз евангельских сцен. Фигуры, стоящие отдельно или включенные в композиции (напр., апостолы из «Вознесения»), подчинены мерному ритму повторяющихся декоративных элементов. Колористическая гамма, так же как в Кызылчукуре, исчерпывается 3 цветами - зеленым (цвет фона), коричневым и желтым. Богородица с младенцем Христом.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Сошествие во ад. Роспись базилики св. Иоанна Предтечи в Чавушине. VII–VIII вв. Церковь св. Василия, расположенная в 2 км западнее сел. Мустафапаша (греч. Синасос) в скалах ущелья Узенги, интересна своими фресками VIII-IX вв., которые свидетельствует о невозможности однозначно истолковывать декоративную программу как иконоборческую. Исследователи также называют эту церковь «Честной крест» в связи с главной темой росписи - изображением креста. Точная дата создания храма и росписи неизвестна. По периметру потолка идет посвятительная надпись с именами ктитора Никандра и свящ. Константина, к-рый, возможно, тоже был ктитором. Церковь состоит из 2 параллельных помещений с плоским потолком, разделенных тройной аркадой. Фрески сохранились в юж. нефе, завершающемся апсидой. Программа росписи уникальна. Она состоит из крестов и великолепных орнаментов, выполненных яркими желтой, зеленой, белой и красно-коричневой красками. Единственные изображения святых расположены по сторонам апсиды: справа - свт. Григория Богослова (сохр. надпись), слева, вероятно,- свт. Василия Великого (изображение поновлено). Потолок нефа занимает изображение огромного золотого с драгоценными камнями креста, к-рый помещен на фоне ковра из орнаментальных геометрических мотивов, обрамленного каймой из плетенок и растительных орнаментов. Алтарная апсида также украшена крестами. На своде находятся 3 креста в медальонах на красно-коричневом фоне, рядом с которыми написаны имена праотцев Авраама (в центре), Исаака (слева) и Иакова (справа). На стене апсиды на белом фоне изображены еще 3 богато орнаментированных креста, но уже без надписей. Центральный крест процветший, с пальметтами у основания и с закруглениями на концах. Слева в верхней части апсиды зеленой и желтой красками изображена большая рыба, голова которой направлена в сторону креста, с надписью: «Исаак». Возможны различные толкования этой росписи. Либо это памятник иконоборческого искусства, т. н. аниконическая декорация, без изображений святых и священных сюжетов, основанная исключительно на символах Евхаристии (рыба), рая (кресты с именами праотцев), Голгофы (т. н. процветший крест), триумфа победного креста имп. равноап. Константина Великого (золотой крест). Либо это памятник послеиконоборческого искусства, и тогда изображение крестов имеет вотивное (вкладное, посвятительное) значение: благодарность, поминовение св. мучеников и прославление Креста Христова. В пользу этой версии говорят образы особо почитаемых в К. свт. Григория Богослова и свт. Василия Великого, на творения к-рого опирались сторонники иконопочитания.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Практически все произведения критского искусства так или иначе носят религиозный характер, поскольку «до отказа» наполнены сложной религиозной символикой. Вообще насыщенность критского искусства изображениями сакрального характера (культовые символы, аниконические изображения божеств) составляет важнейшую его особенность. Аниконическая декорация (от греч. (ν) – «не», «без», εκνα – «образ») – декорация без использования антропоморфных образов. Столь частое воспроизведение таких священных предметов, как знаменитый лабрис (двойной топор), « рога посвящения », букраний , щит в виде восьмёрки , колонна , бетил (священный камень) и др., даёт основания предполагать, что в религии Древнего Крита содержался некоторый оттенок фетишизма, который, вероятно, является рудиментом архаичного мировоззрения. Использование предметов в качестве условно-символической замены божества свидетельствует о первоначально слабой выраженности личностного начала в минойской религии. Причина этого кроется в том, что подобно древнему человеку критяне верили в то, что божественная сила не сосредоточена в каком-то определённом месте, не облечена в какую-либо форму, но разлита по всему окружающему миру. Потому и священные предметы почитались не просто как символы определённых божеств, но чтились сами по себе, поскольку являлись вместилищами и источниками этой высшей энергии. Со временем, с развитием религиозных представлений и формированием минойского пантеона, данные предметы постепенно теряют свою сакральную независимость и закрепляются за определённым божеством. У предметов появляется своя символическая интерпретация. Остановимся на основных, наиболее ценных религиозных символах. Важным религиозным артефактом являются найденные статуэтки и изображения женщины в традиционной критской одежде и часто со змеями в руках. Некоторые исследователи вслед за сэром Артуром Эвансом склонны видеть в них образ Великой богини, пользовавшейся огромным почитанием в минойском обществе. Благоговейный трепет критян перед землёй как дарительницей жизни 449 и в то же время скрывающей тайны смерти выразился и в особом социальном статусе критских женщин. Можно сказать, что женщины в минойском обществе занимали привилегированное положение. Об этом мы можем судить и по обилию «женских сцен» на фресках, и по количеству изображённых на них дам, и по той свободе и непринуждённости в поведении (немыслимой для цивилизаций Древнего Востока), с которой женщины беседуют между собой и принимают участие в торжествах и религиозных церемониях. Безусловно, женщины пользовались особым уважением на Крите, и объясняется это тем, что они воспринимались как существа, тесно связанные с сакральной сферой бытия – рождением жизни и в силу этого способные быть посредниками между людьми и миром божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

114       Подробное описание мраморного скульптурного декора Св. Софии с обширной библио­графией см.: Guiglia Guidobaldi А., Barsanti С. Santa Sofia di Costantinopoli... См. также: Russo E. Le decorazioni diIsidoro il Giovane... P. 25–32. 115       Kautzsch R. Kapitellstudien: Beiträge zu einer Geschichte des spätantiken Kapitells im Osten vom vierten bis siebente Jahrhundert. Berlin; Leipzig, 1936. S. 194–197; Deichmann E VH Studien zur Ar­chitektur Konstantinopels im 5. und 6. Jahrhundert nach Christus. Baden-Baden, 1956. S. 76–84; Strube C. Polyeuktoskirche und Hagia Sophia: Umbildung und Auflösung antiker Formen, Entstehen des Kämp­ferkapitells. München, 1984. S. 91–101; Zolt T. Kapitellplastik Konstantinopels vom 4. bis 6. Jahrhundert. Bonn, 1994; Buchwald. Saint Sophia, turning point... P. 32–36; Kramer J. Justinianische Kämpferkapi­telle mit einem Dekor aus Paaren von Zweigen und die Nachfolgekapitelle im Veneto. Wiesbaden, 2006. S. 25–26,50–52,63–67. 116 Kleinert A. Die Inkrustation der Hagia Sophia... S. 19–21; Strube C. Polyeuktoskirche und Hagia Sophia... S. 74,95; Schibille N. Hagia Sophia... P. 108. 118       Butler L E. The nave cornices of Hagia Sophia in Istanbul: Ph. D. thesis/University of Pennsyl­vania. 1989; Idem. Hagia Sophias nave cornices... 119       Kleinert A. Die Inkrustation der Hagia Sophia... S. 42–44; Russo E. Le decorazioni di Isidoro il Giovane... P. 89–96 (автор относит эти инкрустации, как и почти весь декор верхнего яруса, к пе­рестройке 558–562 гг.); Schibille N. Hagia Sophia... Р. 106–107. 121       Guiglia Guidobaldi A. I mosaic! aniconici della Santa Sofia di Costantinopoli nelletà di Giustiniano//La mosaïque gréco-romaine: actes du VII Colloque international pour l’étude de la mosaïque antique. Tunis, 3–7 octobre 1994. Tunis, 1999. P. 691–702; Russo E. Le decorazioni di Isidoro il Giovane... P. 59–60,109–110,116,139–141,153; Schibille N. Hagia Sophia... P. 109–125. 122       Подробнее об этом см.: Fobelli M. L. Un tempio per Giustiniano... P. 187–191. Такая аниконическая декорация не имеет, однако, никакого отношения к монофизитству, вопреки мнению X. Эхеа (Egea J. М. Paulo el Silenciario: Un poeta de la corte de Justiniano : estudios preliminaries, textes griegos, traducciones y notas. Granada, 2007. P. 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002