Ко времени Юстиниана из диптихов автор относит диптих Британского Музея с изображением Ангела, означенный у меня Vbekoм, на основании Арунделевского каталога; оклад в Публичной библиотеке в Париже, с изображениями Благовещения, Поклонения Волхвов и Избиения Младенцев. Особенного внимания по своему оригинальному переводу заслуживает Благовещение. Богородица стоит как бы в дверях портика, украшенных завесой. Позади Богородицы какая-то женщина поднимает эту завесу. По другую сторону приближается к двери Архангел. Позади его еще женская фигура. К этому же времени относит автор Миланский диптих, снимок с которого приложен выше. Лабарт обращает внимание на сходство в изображении Избиения Младенцев на этом Миланском диптихе и на упомянутом Парижском. Воины не мечами поражают младенцев, но хватают их за ноги, как бы с тем, чтобы разбить им головы об стену или об пол. Так же изображается этот сюжет в древнейшей русской иконописи. Из миниатюр времени Юстиниана, Лабарт обращает внимание на две рукописи: во-первых, на Венскую рукопись Диоскорида, и в Альбоме прилагает из нее миниатюру, изображающую Юлиану Аникию, с бордюром из цепи, в переплетениях которой изображены амуры. «Эти маленькие фигурки – говорит он – напоминают декоративную живопись Помпеи и Геркуланума». Во-вторых, к VIbeky автор относит миниатюры Ватиканской рукописи Христианской Топографии Космы Индикоплова, по автору VIII или IX в., по Даженкуру, Х-го, что принято мной. Миниатюра из этой рукописи, изданная в Альбоме, отмечена VIbekoм, именно на том основании, что Косма Индикоплов жил при Юстиниане, и что потому Монфокон полагает видеть в Византийской рукописи (VIII–X в.) копию, может быть, даже с оригинала самого автора. Хотя знаменитый Винкельман восхищался античностью плясавиц на одной из миниатюр, этой рукописи (которая и издана в Альбоме); однако ни палеографическая, ни эстетическая критика не позволяет согласиться с мнением Лабарта. На том же самом основании можно бы многие другие миниатюры IX или X столетия возвести к значительно ранней эпохе, например, миниатюры Парижских рукописей Григория Богослова и Псалтири, так как на них очевидны следы древних преданий. Потом, кроме Ватиканской рукописи Космы Индикоплова, мы имеем с такими же прекрасными миниатюрами рукопись Лаврентианскую по несколько отличающимися по своим переводам. Почему же, спрашивается, и в этой рукописи не видим копии с авторского оригинала VI века? Но тогда этот оригинал раздвоится на две различные редакции, хотя и пошедшие первоначально от общего источника. Наконец, уже из самых копий из Диоскорида и Космы Индикоплова, приложенных в Альбоме, очевидна громадная разница в отношении художественном. Из Диоскорида – прямо восходит к стилю времен Геркуланума и Помпеи; из Индикоплова – сближается уже с миниатюрами Лобковской Псалтири, запечатленными эпохой иконоборства.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

От доиконоборческого периода сохранилось лишь неск. иллюстрированных рукописей. Все они имели крупный формат и содержали, если верить совр. реконструкциям, по неск. десятков и даже сотен изображений. Разнообразие представленных в них подходов к иллюстрированию текста и размещению миниатюр, а также вариантов стиля не позволяет дать убедительные ответы на вопросы: где, когда, кем и по чьему заказу они были созданы? Невозможно установить, когда методы античной книжной иллюстрации стали проникать в циклы ветхозаветных и новозаветных изображений и когда сложились эти циклы. Можно лишь утверждать, что к нач. VII в. большинство методов иллюстрирования текстов, использовавшихся в эпоху средневековья как в Византии, так и на Западе, уже были известны. Аникия Юлия в сопровождении аллегорий Великодушия и Мудрости. Миниатюра из Диоскорида. Нач. VI в. (Vindob. Med. gr. 1. Fol. 6v) Аникия Юлия в сопровождении аллегорий Великодушия и Мудрости. Миниатюра из Диоскорида. Нач. VI в. (Vindob. Med. gr. 1. Fol. 6v) От раннехрист. периода до нас дошли иллюстрированные рукописи на греч., лат. и сир. языках. Миниатюры рукописей светского содержания, таких как ватиканский (Vat. lat. 3225) и римский Вергилий (Vat. lat. 3867), миланская Илиада (Ambros. F. 205 inf) и венский Диоскорид (Vindob. Med. gr. 1), очевидно, восходят к античным традициям иллюстрирования этих текстов. В венском Диоскориде находится самая ранняя из дошедших до нас посвятительных миниатюр, изображающая знатную визант. даму Аникию Юлиану в сопровождении аллегорий Великодушия и Мудрости; в посвятительной надписи воздается хвала Аникии Юлиане за основание ею в 512-513 гг. церкви в К-поле (в р-не Гонората). История Саула и Самуила. Миниатюра из Кведлинбургской Италы. 2-я четв. V в. (Berlin. SB. Theol. lat. F 485. Fol. 2r) История Саула и Самуила. Миниатюра из Кведлинбургской Италы. 2-я четв. V в. (Berlin. SB. Theol. lat. F 485. Fol. 2r) Самая древняя библейская рукопись, дошедшая до нас в виде 5 листов,- т. н. Кведлинбургская Итала (4 листа - Berlin.

http://pravenc.ru/text/383977.html

12 . Яз, Харлам, прозвища Богдан Ерофеев сын, садовник Стретенской сотни, Троецкой Неглиненской слободы тяглец, да яз, Иван Иванов сын Воротнин, да яз Михаил Сидоров сын Коробов, да яз Иван Иванов сын Утка, да яз Дмитрей Яковлев сын, да яз Мартьян Михайлов сын, да яз Федор Давыдов сын, все мы Государева Потешного двора, что в Семеновском, сторожи, поручились есми строения Великого Господина Святейшего Никона Патриарха , Нового Иерусалима Воскресенского монастыря Иконому Иеромонаху Феодосию, Юрьева Польского по Посацком человеке по Якове Алексееве сыне в том: жити ему, Якову, за нашею порукою на Святительском на новомосковском загородном дворе, что промеж Троецкой и Воротницкой слободы в дворниках и в огородных садовниках, и живучи никаким воровством не промышлять, и над загородным двором никакого дурна и хитрости не учинить, и корчмы, и блядни, и приезду, и приход воровским людем не держать, и самому не пить и не бражничать, и с воровскими людми не знатся; а будет он, Яков, за нашею порукою на том Святительском загородном дворе в дворниках и в огородных садовниках жити не учнет, или живучи учнет каким воровством промышлять, и над загородным двором какое дурно и хитрость учинит, и корчму, и блядню, и приезд, и приход воровским людем будет держать, или учнет сам пить и бражничать и с воровским людьми учнет знатца, и убыток какой учинит и, своровав, с Москвы с того загородного Святительского с двора збежит, разоря тот загородной двор, или иную какую хитрость тому двору учиня, и на нас, на порутчиках, взять по сей записи 100 рублев денег, а кой нас, порутчиков, будет в лицах, на том сто рублев и порука; а на то послух Федор Тихомиров; а запись писал земской площади Подьячей Микефорка Щаболов. Лета 7175, Октября в 25 день (1666). 13 . Се яз Живоносного Христова Воскресения монастыря деревни Ивановского крестьянин Сергей Иванов, да яз села Воздвиженского крестьянин Федор Иванов, да яз того же села Воздвиженского крестьянин Козьма Симонов, все мы, порутчики, поручилися есми Государевым властям, отцу Архимандриту Аникию, Строителю Иеромонаху Феодосию с братиею, деревни Ивановского, по крестьянине по Проньке Семенове, в нынешнем во 177 (1659) году, Мая в два десятого числа, что жить ему за нашею порукою в Воскресенском монастыре в детенышах, и всякая работа работать, что по приказу власти укажут, и не пить, ни бражничать, ни с ворами не знатца, ни табаком, ни вином не торговать, а в монастыре и в монастырской казне ни над чем никакие хитрости не учинить; а буде я, Пронька, за их порукою учну бражничать, и с ворами знатца, или табаком и вином стану торговать, или в монастыре в монастырской казне какую хитрость учиню, или тех, де, своих порутчиков, не стану слушать, в чем станут меня на добро учить, и на нас, на порутчиках, и на мне, Проньке, властилинская пеня, а пеня, что власти укажут; а сю поручную запись писал черный Диакон Иоасаф. Лета 7177 (1669), Мая в 4 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

49 По свидетельству греческих летописцев: Зонары, Мих. Глика, Иоанна Куропалата, князья Лихуды в XI веке занимали высшие государственные должности в Византии. Один из них, Константин (предок Иоанникия и Софрония), был даже женат на дочери императора Константина Мономаха. По смерти жены он принял монашество и с 1059 по 1063 г. занимал Патриаршую кафедру. В 1154–1156 г. видим еще одного Лихуда в сане Патриарха – Константина IV. Во 2-й половине XV века двое из Лихудов, братья Григорий и Матвей, „от гонения турского“ бежали из Константинополя в Кефалонию. От правнука Матвея, Марка, и родились „самобратия Лихудиевы“ – Иоанникий, в мире Иван (1633г.), и Софроний, в мире Спиридон (1652г.) Неизвестно, какое общественное положение занимал Марк Лихуд. По-видимому, это положение нельзя было назвать блестящим для представителя старинного княжеского рода. 50 Нужно заметить, что свидетельство Досифея и показания самих Лихудов о вызове их в Москву несколько расходятся между собой. Патр. Досифей в грамоте Московским царям, от 1693 года, пишет, что Лихуды попали в Москву по его назначению, в ответ на письмо иеродиакона Мелетия, писавшего от имени патр. Иоакима. Сами же Лихуды, в своих показаниях гетману Самойловичу, Посольскому Приказу и в сочинениях: „Акос“, „Мечц“ и „Показании истины“ подчеркивают то обстоятельство, что они явились в Москву по вызову царя Феодора Алексеевича (чрез дьяка Возницына), избранные „общим советом“ восточных патриархов. Сменцовский более доверяет свидетельству Досифея, выводя отсюда заключение, что „ученых братьев вызвало в Москву церковное, а не гражданское правительство, и ему именно принадлежала активная роль в этом важном шаге. Светское правительство в этом случае действовало более пассивно, согласившись на неоднократные, быть может, и усиленные заявления патриарха“. („Братья Лихуды“, стр. 56.) 53 Указание на эту цифру находим в делах Патр. Каз. Приказа, 118 (Забелин, „Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы“, стр. 1042): „194г. декабря 26, Св. патриарх пожаловал в Крестовой греческих высоких наук учителям, которые учат учеников в Богоявленском монастыре в школе греко-латинскому книжному писанию, греко-иеромонахом Аникию, Софронию, что они со учениками своими славили и святейшему патриарху говорили поздравительные речи, по 5 руб., ученикам 2 чел. по 2 руб., 9 чел. по 1 р., 17 чел. по 16 алт. по 4 деньги“...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тяжело было святому первосвятителю смотреть на упорную и несовестливую борьбу кн. Юрия с блаж. князем Михаилом тверским. Святитель, конечно, не оставлял Юрия без увещаний, тем более что по милости Юрия татары не раз опустошали Россию. Но Юрий был не таков, чтобы слушать святителя, и он довел св. князя Михаила до мученической кончины. 1012 К новой скорби святителя язычник Гедимин в 1321 г. завладел Волынью и Киевом. 1013 – В годы стольких бед и скорбей святитель Божий усовершался в смирении, которое было любимою его добродетелью и отличием духа. 1014 В чувстве бессилия своего пред злодеяниями сильных, он предавал себя и церковь Христову защите Всевышнего и слезами сердца молил о лучшем благость всемощную. Только у благочестивого князя Иоанна Даниловича святитель находил отдых душе своей. Тот и при брате Юрии постоянно жил в Москве. Юрий и тогда, как стал великим князем, не жил в Москве, – он то дрался с тверским князем, то жил в Новгороде и там возился с немцами, то пресмыкался в орде. 1015 Еще цела панагия св. Петра, золотая, полуовальная, с лалами по краям и с ониксом на середине; на ониксе вырезано изображение прор. Даниила, с греческою надписью: о προφτης Δανιλ, – на другой стороне по золоту вырезан образ Божией Матери одигитрии. 1016 – Очевидно, что это – дар благочестивого князя Иоанна Даниловича, поднесенный с желанием молитв за отца его. – Цел саккос и епитрахиль св. Петра. По древней описи, саккос «доспет в 1322 г.». Он – лазоревого атласа, ткан кругами, с золотыми в них крестами; оплечья и зарукавья низаны жемчугом и украшены серебренными дробницами с изображениями святых. 1017 Это-опять дар княжеский. Летопись, описывая возведение Никона в сан патриарший, говорит: «в поставление на патриархе сан был Петра митрополита, московского и всея России чудотворца.... Посох Петра чудотворца с патриарша места государь сам взял и поднес патриарху в литургию после трисвятого в царских дверях». 1018 – По древней описи, посох св. Петра китайского черного дерева; на нем возглавие оправлено серебром позолоченным, по сторонам возглавия вырезаны кресты. 1019 По всей вероятности в Москве святитель имел утешение наставлять св. вере и крестить царевича Берку, выехавшего из орды. В радости об этом событии святитель подарил Аникию, родоначальнику Аничковых, панагию с мощами и ковш с надписью: «аз, смиренный митрополит Петр киевский и всея Руси, благословил есмь сына своего Берку царевича, а во святом крещении Аникия, сим ковшом». 1020

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поликарпа «Псамотия» священнику Теорию и диакону, 17) Богородицы Екси-мармара «Горгопикос» священнику Константину, 18) Богородицы, Владычицы неба [ " Керяту-урано»=Кυρα το Ορανο], Едирне-капи священнику Александру, 19) Богородицы «Тубалин» [=Τουμπαλου] священнику Лазарю, 20) Богородицы «Палатия» священнику Феофану, 21) Успения Богоматери, близ Егри-капи, священнику Петру, 22) свв. Феодора Стратилата и Феодора Тирона «Вланга-магаледа» священнику Андрею, 23) Богородицы Вланга-магаледа священникам Фоме и Дионисию, 24) св. Николая Кум-капи «арменика» священникам Андронику и Никодиму, 25) св. Иоанна Предтечи Кум-капи священнику Георгию, 26) Богородицы Елпида Кум-капи священнику Мануилу и диакону, 27) св. Георгия Псаматия-капи священнику Феодору, 28) св. мученицы Кириаки священнику Ставросу и диакону, 29) св. Георгия Балук-базар священникам Гермогену и Филиппу, 30) св. Георгия Топ-капи священнику Николаю, 31) св. Николая Псаматия-магаледа священнику Клименту, 32) св. Георгия «Катакузину-магаледа» священнику Георгию, 33) св. Параскевы Белли-магаледа иеромонаху Иоасафу. В Галате, «что против Царя города, за проливою морскою», 34) Благовещения Пресвятой Богородицы священнику Григорию и диакону, 35) св. Георгия священнику Иоанну, 36) Рождества Христова священнику Константину, 37) св. Николая священнику «Сирьяну» (Киприану?), 38) Усекновения главы св. Иоанна Предтечи иеромонаху Аникию, 39) Успения Богоматери священнику Мануилу, 40) Рождества Богоматери «Еко-стелеца» священнику Анфиму, 41) Преображения Господня священнику Георгию, 42) Димитрия Солунского священнику Михаилу и диакону, 43) св. Параскевы «Хас-коида» (Хаскиой) священнику Георгию, 44) Успения Богоматери священнику Александру. «Всего к сороку к четырем церквам, – пишет Трифон Коробейников, – на деревеное масло 44 золотых – к церкве по золотому, да попом и дияконом на милостыну 132 золотых – к церкве по 3 золотых». 45) Свв. Константина и Елены Караман-магаледа «5 попом да 3 дияконом, попу Федосию с братиею, в церковь на масло золотой, да им на милостыню 6 золотых», 46) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Тяжело было святому первосвятителю смотреть на упорную и несовестливую борьбу князя Юрия с блаженным князем Михаилом Тверским. Святитель конечно не оставлял Юрия без увещаний, тем более, что, по милости Юрия, Татары не раз опустошали Россию. Но Юрий был не таков, чтобы слушать святителя, и он довёл св. князя Михаила до мученической кончины 315 . К новой скорби святителя, язычник Гедимин в 1321 г. завладел Волынью и Киевом 316 . – В годы стольких бед и скорбей святитель Божий усовершался в смирении, которое было любимой его добродетелью и отличием духа 317 . В чувстве бессилия своего перед злодеяниями сильных, он предавал себя и Церковь Христову защите Всевышнего и слезами сердца молил о лучшем Благость всемощную. Только у благочестивого князя Иоанна Даниловича святитель находил отдых душе своей. Тот и при брате Юрии постоянно жил в Москве. Юрий и тогда, как стал великим князем, не жил в Москве, – он то дрался с Тверским князем, то жил в Новгороде и там возился с Немцами, то пресмыкался в Орде 318 . Ещё цела панагия св. Петра, золотая, полуовальная, с лалами по краям и с ониксом на середине; на ониксе вырезано изображение прор. Даниила, с Греческой надписью: προφητης Δανιηλ, – на другой стороне по золоту вырезан образ Божией Матери Одигитрии 319 . – Очевидно, что это дар – благочестивого князя Иоанна Даниловича, поднесённый с желанием молитв за отца его. – Цел саккос и епитрахиль св. Петра. По древней описи, саккос, «доспет в 1322 г.». Он лазоревого атласа, ткан кругами, с золотыми на них крестами; оплечья и зарукавья низаны жемчугом и украшены серебряными дробницами с изображениями святых 320 . Это – опять дар княжеский. Летопись, описывая возведение Никона в сан патриарший, говорит: «в поставление на патриархе сак был Петра митрополита, Московского и всея России чудотворца... Посох Петра чудотворца с патриарша места государь сам взял и поднёс патриарху в Литургию после трисвятого в царских дверях 321 – По древней описи, посох св. Петра Китайского чёрного дерева; на нём возглавие оправлено серебром позолоченным, по сторонам возглавия вырезаны кресты 322 . По всей вероятности, в Москве святитель имел утешение наставлять св. вере и крестить царевича Берку, выехавшего из Орды. В радости об этом событии святитель подарил Аникию, родоначальнику Аничковых, панагию с мощами и ковш с надписью: «Аз, смиренный митрополит Пётр Киевский и всея Руси, благословил есмь сына своего Берку царевича, а во святом крещении Аникия, сим ковшом» 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Да того ж числа в 5-м часу ночи указал великий государь греченина Венета отдать полковнику и голове московских стрелцов Авраму Лопухину и приказат ево беречь накрепко. И тот греченин Авраму отдан того ж числа. И декабря в 13 день в Приказ великого государя Тайных дел приходил голова московских стрелцов Василий Пушечников и сказал, что великий государь указал греченина Венета освободит и о свободе ево объявить святейшим вселенским патриархом столнику князю Петру Ивановичю Прозоровскому; а изволил великий государь приказать ему Василию о том, идучи в поход в село Коломенское. И тот грек у Аврама Лопухина взят и освобожден того ж числа. 13. Переводы с грамот греческого письма каковы писал бывший Никон патриарх из Воскресенского монастыря ко вселенским патриархам в 174-м году в декабре: к Цареграцкому патриарху Дионисию, к Ерусалимскому патриарху Нектарию. Он же Никон писал в том же году ко вселенским патриархом марта в 7 день: к Цареграцкому патриарху Парфению, к Ерусалимскому патриарху Нектарию. Он же Никон писал вселенским патриархам во 175-м году Сентября в 23 день. к Паисию папе и патриарху александрийскому, к Макарию патриарху антиохийскому. LXXV. Посольство архимандрита Афонской горы Иоанникия и Чудова монастыря келаря Савы к константинопольскому патриарху. 1. Грамота царя Алексея Михайловича Афонской горы архимандриту Иоанникию и Чудова монастыря келарю Саве с наставлением о данном им поручении к константинопольскому патриарху Дионисию и к бывшему патриарху Парфению. 29 Января 1666 года. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца Афонские горы Павловского монастыря архимариту Аникию да келарю старцу Саве. Как вы будете где вам указано, а Парфений патриарх будет на престол взведен по прежнему, и вы б в нашей грамоте, какова послана с вами к Дионисию патриарху, его Дионисиево имя переправя и написав Парфениево имя, поднесли ему Парфению и о всем ему говорили как вам указано; а Деонисей патриарх будет с престола переменен и где он ныне живет, и вы б ему говорили, чтоб он ехал к нам великому государю для милостыни; и которая грамота послана с вами к Парфению патриарху, и вы б, переправя будет мочно, поднесли Деонисию патриарху, а будет за чем нельзя и непристойно, и вы б тое грамоты ему не подносили, а говорили ему о том словесно, а будет мочно и по совету Парфенья патриарха, и он бы ехал и ексархом. Писан на Москве лета 7174-го января в 29 день. 2. Грамота царя Алексея Михайловича к константинопольскому патриарху Дионисию с извещением, что посланы к нему святой горы архимандрит Иоанникий и Чудова монастыря келарь Сава для переговоров о делах патриарха Никона , о приезде иконийского митрополита Афанасия и о присылке экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Комментарии историков: Царь Иоанн Васильевич последовательно на протяжении всего правления вел неустанную деятельность по присоединению земель к России, и прежде всего на востоке. По его Указам и под его руководством были совершены три похода на Казань, закончившиеся присоединением Казанского ханства в 1552 году. В 1556 году к России добровольно присоединяется Астраханское Царство. В 1555 году Царь берет под свое крыло Сибирского хана Едигера, получая от него дань, после его убийства в 1563 году захватчиком Кучумом ведет напряженные переговоры уже с ним о продолжении выплаты дани. В 1559 году Царь дает Аникию Строганову с сыновьями земли на реке Каме до Урала для освоения и заселения русскими людьми. В 1576 году Царь Иоанн разрешил Строгановым ставить русские городки в Сибири по рекам Иртышу и Тоболу. Царь поддерживает Строгановых в их освоении Прикамья, Пермского края и Сибири, позволяет им уже в 1570-е годы нанимать казацкие отряды для защиты русских городов от шаек Кучума. Один из таких отрядов возглавлял и казацкий атаман Ермак Тимофеевич, знаменитый командир, участвовавший со своими казаками и в Ливонской войне, и в битве при Молодях (1572) под руководством опричного командующего князя Дмитрия Хворостина. Атаман Ермак Тимофеевич действует в Сибири не от себя лично и даже не от Строгановых (которым в итоге земли Сибири не были переданы). Он действует как Царский воевода, как Царский слуга, отправляя собранную дань (ясак) Царю Иоанну в 1582 году. Царь принимает посланца в мае 1582 года, одобряет действия Ермака, посылает ему в помощь отряд государственных войск и в подарок шлет шубу и две знаменитые кольчуги. Любому профессионалу-историку понятно, что не в одиночку и не сам по себе действовал атаман Ермак Тимофеевич, а по воле и указу Царя, много лет ведшего подготовку присоединения Сибири. Если бы Ермак Тимофеевич действовал самочинно, то был бы он не Ермаком Тимофеевичем, а Степаном Разиным, ходившим «покорять» (а на самом деле грабить) Персию. Персия к России так и не присоединилась, и памятник Стеньке Разину ставить не за что.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/09/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010