XIX век 8. Путевые записки в св. град Иерусалим и окрестности онаго, Калужской губернии дворян (братьев Ивана и Василия) Вешняковых и мядынского купца Мих. Новикова в 1804–1805 годах. М., 1813. 9. Русские поклонники в Иерусалиме. Отрывок из путешествия по Греции и Палестине в 1820 году.//Северные цветы на 1826 год. СПб., 1826 [Автор – Д. В. Дашков; указ. С. И. Пономаревым]. 10. Путешествие к Святым местам находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах села Павлова жителем Киром Бронниковым. М., 1824. 11. Записки об Иерусалиме 1835–1836, иеромонаха Аникиты кн. С. А. Ширинского-Шихматова. СПб., 1838. 12. Извлечение из путевых записок из Одессы в Иерусалим и обратно князя Конст. Арк. Италийского, графа Супорова-Рымникского. М., 1844. 13. Уманец А. Путешествие на Синай, с приобщением отрывков о Египте и Св. Земле. Ч. 1,2. СПб., 1850. 14. Н. Щ. М. Краткое описание путешествия в Палестину. М., 1851. 15. Альденберг II. В., граф. Из Рима в Иерусалим. СПб., 1853. 16. Каминский В. К. Воспоминания поклонника Св. Гроба. СПб., 1859. 17. Сатин А. Д. Поездка в Палестину в 1857 г. Из записок черноморского офицера.//«Русский Вестник». 1873, 8. 18. Ширяев Григорий И. (Слепец). Вечерние рассказы странника на родине о том, каким путем и как добраться до св. града Иерусалима. СПб., 1859. 19. Волконский М., князь. Записки паломника. СПб., I860. 20. Рассказ святогорца схимонаха Селевкия о своей житии и о странствовании но св. местам русским, палестинским и афонским. СПб., 1860. 21. Базили К. М. Сирия и Палестина, под турецким правительством, в историческом и политическом отношениях. Ч. 1, 2. Одесса, 1861–1862; М., 1962. 22. Пахомий, иеромонах. Путеводитель по св. граду Иерусалиму и вообще по св. местам Востока. СПб., 1864. 23. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока паломника архимандрита Леонида. М., 1873. 24. Синягин В. Путешествие Е. И. В. Государя Великого Князя Николая Николаевича старшего по Турции, Сирии, Палестине и Египту в 1872 г. СПб., 1873. 25. Шереметев С. Д. Путешествие на Восток князя П. А. Вяземского. СПб., 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1996 и 2000 годах мощи святого великомученика Пантелеимона побывали в России и на Украине. Строения Архитектурный ансамбль монастыря с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами храмов производит впечатление небольшого города. Однако сильный пожар 1968 г. нанес ощутимый ущерб обители. Собор во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона Соборный храм монастыря был построен в 1812–1821 гг. По своему общему плану он схож с соборами других святогорских обителей. Стены его сложены из прямоугольных шлифованных каменных плит; на восьми куполах водружены кресты, причем на главном – традиционный для России – восьмиконечный. Храмовые росписи также сделаны в прошлом веке. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому в 1875 г., службы в этом храме совершаются на двух языках – греческом и славянском. Колокол храма считается одним из самых больших в православном мире (диаметр – 2, 71 м, вес – 13 т.). Здесь находится в ковчеге честная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона, которая составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Она была прислана в дар монастырю ктитором его, сербским царем Стефаном Душаном Сильным в XIV веке. Кроме главы святого Пантелеимона в этом храме находятся и другие святыни: части честного и животворящего древа Креста Господня; часть мощей святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава преподобномученика Стефана Нового; глава преподобномученицы Параскевы; ребро великомученицы Марины с кожей; части мощей вселенских святителей: Василия Великого, Григория Бо го слова и Иоанна Златоуста и др. Другие храмы монастыря В Русике, помимо соборного, есть и другие храмы. К собору пристроен придел Успения Богородицы (богослужения здесь совершаются по-гречески). Основан в 1820 г. В нем происходила встреча великого князя Константина Николаевича, посетившего Русик в 1845 г.; рядом расположен храм святителя Митрофана Воронежского (здесь служат по-славянски). Пожелание устроить храм святителя Митрофана и начало его принадлежит князю С. А. Шихматову-Ширинскому, в иночестве о. Аниките, некоторое время жившему в монастыре до отбытия в Афины, о чем было упомянуто выше. Храм св. Митрофана освящен в 1846 г. В северной части монастыря расположены храмы, а также храмы-параклисы: в честь Вознесения Господня, прп. Сергия, вмч. Димитрия, Архангела Михаила, прп. Герасима, свв. Константина и Елены, равно-апп. кнн. Владимира и Ольги, а также храм Покрова (в храме Покрова находятся Святая Чаша искусной работы и Евангелие в богатом окладе – дары великого князя Константина

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В годы Греческого восстания монастырь святого Пантелеимона, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в запустение. Окончание греческой революции 1821 года позволило русскому монастырю (как и другим на Афоне) сохранить относительную самостоятельность. Однако монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги. В этот период настоятелем монастыря становится Герасим, грек из города Драмы, на кандидатуру которого еще при своей жизни указал игумен Савва. Во время его игуменства в монастыре произошли большие изменения, и после практически векового перерыва в обители появляются русские монахи. Первые русские иноки прибывают сюда в 1835 году. Среди них иеромонах Аникита (в миру князь С. Ширинский-Шихматов) и иеромонах Иероним (в миру купеческий сын Иван Соломенцов). Будучи людьми состоятельными, они отдали на возрождение обители все свои средства. Прилив русских монахов особенно усилился с 1840 года. В 1850 году численность русских монахов становится равной численности греческих, а в дальнейшем стремительно растет и начинает значительно превосходить ее. Этот факт вызвал трения между русскими и греками: последние боялись, и не без основания, полного численного превосходства русских на Святой Горе. Тем временем умирает игумен монастыря Герасим. Новым игуменом русского монастыря святого Пантелеимона в 1875 году становится Макарий (Сушкин), который пребывает на этом посту до 1889 года. При нем монастырь укрепил свое материальное положение, значительно расширился и выдвинулся на ведущие позиции среди афонских монастырей. Русские монахи с присущей им щедростью каждое воскресенье организовывали раздачу продовольствия, одежды и денег для малоимущих монахов и мирян. Монастырь вел активную научную и просветительскую деятельность, издавал журнал «Собеседник» и имел собственную типографию. О размахе и организации работы свидетельствует тот факт, что только для вышеуказанных целей в монастыре было задействовано 30 человек. Все это, конечно, не было бы возможным без щедрой поддержки со стороны Священного Синода и царской семьи. На нужды монастыря выделялось ежегодно 100 тысяч золотых рублей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В примеч. к изд. 1887 г. сказано: «Краткий очерк сей составлен по сведениям, полученным от настоятеля Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря архимандрита Макария и дополненным сведениями об о. Иерониме из книги Гуслицкого игумена Парфения «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии и Турции инока Парфения», части 2. 3 и 4». 354 . – Из воспоминаний о приснопамятных старцах: иеромонахе Серафиме Саровском , иеромонахе Аниките (князе Ширинском-Шихматове) и др. – ДЧ, 1869, 4, с. 94–111. 355 . – Сказание о святой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Иерусалимской, обретающейся на Святой Горе Афонской, в Русском Пантелеимоновом монастыре. М., 1885. 24 с. Изд. 3-е. М., РПМА, 1891. 32 с. Изд. 5-е. М., РПМА, 1911. См. также: «Афонский листок», 399. 4 с. 356 . Коджебаш Н. Впечатления Афона. – ПрЦВед, 1895, 4, с 126–134. 357 . Козицкий П. Монашеская жизнь па Афоне. Тамбов, 1898. 33 с 358 . Кондаков Н. П. Иконы Синайской и Афонской коллекций преосвященного Порфирия, издаваемые в лично им изготовленных 23-х таблицах. Объяснительный текст Н. П. Кондакова . СПб., 1902. 25 с.; 23 илл. 359 . – История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876. 4, 276 с. Содержатся сведения о миниатюрах афонских рукописей. 360 . – Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., ИАН, 1902. 312 с.; 49 фототип. и 103 рис. в тексте. Из содерж.: Стенная живопись... – Памятники иконописи. – Иконные оклады... – Древние шитые ризы и облачения афонских обителей. – Афонские лицевые рукописи... – Альбом фотогр. снимков... Рец.: Анналов Д. В. – ВВ, 1904, 11. 361 . Коневская икона Божией Матери. – ЖМП, 1975, 10, с. 24–26. В конце текста: В. Р. Коневская икона Божией Матери была принесена с Афона на Русь на остров Коневец (Ладожское озеро) преподобным Арсением Коневским в 1393 г. До этого на Святой Горе она именовалась «Афонской Акафистной», «Святогорской» и «Голубицею», и просто «Акафистной». Ныне древняя чтимая икона находится в Преображенском храме Ново-Валаамского монастыря в Финляндии.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Век 11 был на Святой Горе особенно благоприятен для Русских, так что в первой половине 12 века наши пустынные предки уже не вмещались в тесных пределах Ксилурга; вследствие чего, по просьбе тогдашнего Русского игумена Лаврентия, Святогорцы уступили русским Солунский монастырь св. Пантелеимона (Нагорный Руссик); это было в 1169 году. Между тем их обитель – Богородицы Ксилургу – осталась за ними же, но в виде уже скита, как и ныне. При такой археологической для нас важности, скит Богородицы Ксилургу, как и другие, имеет частицы св. мощей: преподоб. Евфимия, Игнатия и Акакия; св. Иоанна Милостивого; св. Евангелиста Матвея: св. Иоанна Златоуста ; св. Пантелеимона; св. Варвары; св. Иоанна Кущника; св. Макрины; св. Игнатия Богоносца ; св. Георгия; св. Иакова Персянина и небольшие частицы св. древа Креста Господня. Собор Успения Пресвятой Богородицы, по своей глубокой древности и по своему особенному типу, очень замечателен. А параклис в честь Иоанна Рыльского – новый. Скит, как сказано выше, населен исключительно Болгарами, потому и богослужение в нем совершается на языке славянском. Малороссийский скит св. Пророка Илии (общежительный; он находится в видении и пределах Пантократора) На расстоянии получасового пути от Пантократора – скит св. Пророка Илии; это собственность Малороссиян; впрочем скит остается в ведении и зависимости от Пантократора. Здесь уединялся знаменитый старец Паисий Величковский , впоследствии настоятель Нямецкого Молдавского монастыря, известный переводом с эллинского языка на славянский книг: Добротолюбия , св. Исаака Сирина и других. Некоторое время находился в здешнем скиту и о. Аникита, из рода Русских князей Ширинских-Шихматовых. Его бренные останки, перевезенные из Афин, покоятся в Митрофаниевом храме. Главный храм в скиту во имя св. пророка Илии. Кроме его есть храмы: 1) святителя Митрофана Воронежского Чудотворца: 2) Благовещения; 3) Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и 4) св. Архангелов. Здесь находятся части святых мощей: правая нога св. Апостола Андрея Первозванного и части св. Димитрия Нового мученика, св. муч. Параскевы, св. Модеста, св. великомученика Артемия священномученика Харалампия, св. великомученика Георгия, св. мучеников Кирика и Иулитты, св. великомученика Феодора Стратилата – кровь и св. Димитрия Солунского – кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Взойдет, бывало, в коридор – дальше мы его и не пускали: сейчас же вопьемся в него, как пиявки, облепим его, как пчелиный рой свою матку, и ну тормошить! Кто целует рукав, кто полу его рясы, счастливейшие захватят обе его руки – и целуем, целуем, безмолвно, горячо, радостно целуем... Благостнейший Владыка приласкает всех, и по головке погладит, и скажет при этом чистым малороссийским наречием: «Учитеся дimki, из таких и в apxiepei выходят». А сам в это же время каждому мальчугану сунет в руку пятачок медный, приговаривая: «На калачик, на пирожок»... Появление его кареты встречалось нами с неописуемым восторгом; знали мы наперед, что везется нам в этой карете: в ней лежали мешки с пряниками, орехами, между которыми попадались нередко серебряные пятачки и гривеннички, и все это, в назначенное время, сыпалось над нашими головами в виде лакомого, благодетельного дождя...» Без архипастырского попечения святителя Антония, великого молитвенника, с детства пребывавшего в храме и имевшего искреннюю любовь к богослужению, не оставалась и современная ему богослужебная практика. Он продолжил лучшие традиции Киево-Печерской Лавры и на воронежской земле. Во всех епархиальных монастырях было установлено чтение неусыпаемой Псалтири в дни Великого поста, а в Благовещенском Митрофановском монастыре– еженедельное соборное чтение по субботам акафиста Божией Матери, а по четвергам – акафиста святителю Митрофану. (Последнее было вновь возобновлено Высокопреосвященнейшим митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием в 1989 году не только пред мощами святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и во всех приходах епархии). В 1832 году преосвященный Антоний издал указ по епархии повсеместно «вспоминать имя святителя Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого». В том же году архипастырь благословил ректору Духовной семинарии архимандриту Иннокентию составление жития святителя. В 1834 году, по просьбе владыки Антония, гостивший в Воронеже иеромонах Аникита (кн. С. А. Ширинский-Шихматов), написал житие святителя Митрофана с изложением чудес и сообщением об открытии мощей. В 1839 году по благословению архиепископа Антония петербургским купцом С.  Ф.  Масленниковым был написан акафист святителю Митрофану (в 1832 году Владыка одобрил и текст службы святителю Митрофану, составленный Н. А. Мотовиловым в знак благодарности за исцеление у святых мощей). В 1842 году при непосредственном содействии Владыки к 10-летию открытия мощей первого Воронежского епископа Святейшим Синодом был окончательно одобрен полный текст службы. По распоряжению архиепископа Антония для первого издания жития профессором Императорской академии художеств Н. И. Уткиным было исполнено гравюрованное изображение святителя Митрофана, с которого стали писать все последующие иконы, а в 1830 году по настоянию Воронежского архипастыря губернским секретарем Шевцовым написано первое живописное изображение святителя Митрофана, чудесно явившегося ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Димитрию (Самбикину) (впосл. архиепископ Казанский), архиеп. Филарету (Гумилевскому) , Н. И. Поликарпову. Наследие святителя изучалось и публиковалось в связи с празднованием в 1903 г. 200-летия его преставления. Арх.: ГАРФ. Ф. 109. 1 эксп. Д. 467, 1831 г.; РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Д. 395; Ф. 796. Оп. 113. Д. 1406; Оп. 118. Д. 627; Оп. 120. Д. 773; Ф. 797. Оп. 3. Д. 10253; Оп. 4. Д. 15861; Оп. 9. Д. 25168; Оп. 32. Д. 83; Оп. 87. Д. 111; Ф. 834. Оп. 2. Д. 1244; Оп. 3. Д. 3685; Ф. 1286. Оп. 5. Д. 199, 1832 г.; Оп. 6. Д. 458, 1835 г.; ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 1047; ОПИ ГИМ. Ф. 282. Д. 481; ГИМ. Муз. 605; Син. 669; Щук. 1095; РНБ. Ф. 1335. Д. 80; СПбДА. АI/186, АI/347, АII/306, АII/349; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 762. Д. 212; Ф. 2393. Оп. 1. Д. 1272. Ист.: [Филарет (Дроздов), митр.] Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, 1-го еп. Воронежского, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях: Извлечено из актов и донесений, имеющихся в Св. Синоде. СПб., 1832. М., 18332; [Митрофан (Воронцов), архим.] Хвалебное приношение веры новопрославленному свт. Митрофану, еп. Воронежскому. М., 1836; [Аникита (Ширинский-Шихматов), иером.] Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, 1-го еп. Воронежскаго и новоявленного чудотворца, и Сказание о обретении и открытии честных его мощей, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях. М., 1838; Муравьев. ЖСвРЦ. Вып. С. 314-351; Самбикин Д. И., свящ. Жизнеописание свт. Митрофана, 1-го еп. Воронежского. Воронеж, 1869; он же (Димитрий (Самбикин), архим.) Свт. Митрофан, 1-й еп. Воронежский. Воронеж, 1886; Филарет (Гумилевский). РСв. 18823. Т. 3. Ноябрь. С. 406-424; он же. Житие св. Митрофана, еп. Воронежского. СПб., 1904; Склобовский Д. Я., прот. Св. Митрофан, 1-й еп. Воронежский и чудотворец. М., 1888; Зверев С. Е., свящ. Мат-лы для жизнеописания свт. Митрофана, 1-го еп. Воронежского (1682-1703). Воронеж, 1897; Библиогр. указ. печатной лит-ры о свт. Митрофане//Воронежская старина.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Для испрошения дозволения на сие представлен был доклад императору Николаю I, и им утвержден 25 июня 1832 г. На торжество открытия мощей царем был назначен член Св. Синода архиеп. Тверской Григорий (Постников) , впоследствии митрополит С.-Петербургский. С великим торжеством, в присутствии пятидесяти тысяч богомольцев, собравшихся из разных мест империи, совершено было 6 августа 1832 г. в Архангельском соборе 1 прославление Святителя Митрофана. В продолжение недели, с 7 по 14 августа, епископом Антонием ежедневно совершались торжественные богослужения и служились молебствия при мощах нового Угодника Божия. Обильно было излияние чудес. Император Николай I, почитая новоявленного святого, прислал для возложения на его раку золотой покров. Спустя 40 дней после открытия мощей, он прибыл в Воронеж, чтобы помолиться у мощей св. Митрофана. Коляска едва могла двигаться среди толпы, ожидавшей государя на улице и у собора», записал гр. Бенкендорф в своих дневниках. «Войдя в древния стены собора, государь с благоговением припал к раке Святителя». Преп. Серафим Саровский , пророческим духом, поздравил чтимого им владыку Антония с открытием мощей святителя Митрофана, когда вопрос об этом еще не подымался. В 1833 г. был возобновлен Благовещенский собор и в него перенесены из Архангельского собора святые мощи. Воронежское купечество устроило драгоценную серебряно-позлащенную раку. В 1836 г. по представлению архиеп. Антония при Благовещенском соборе учрежден был Благовещенский Митрофанов монастырь, настоятелями которого состояли епископы Воронежские. В 1834 г. посетил Воронеж известный афонский подвижник, иером. Аникита, в мире кн. Сергей Александр. Ширинский-Шихматов. По просьбе владыки Антония он написал житие свят. Митрофана. Святитель Митрофан глубокими корнями врос в московскую Русь. Из её богатого нравственного запаса черпал он те духовные силы, которые, освященные его личным подвижничеством, так ярко обнаружились в нем. Из старой Руси восприял он понимание сложившихся издавна возимоотношений православного духовенства с великими князьями, потом царями. Подражая святым митрополитам московским, он почитал себя призванным служение Церкви совмещать с помощью Самодержцам – этим неустанным и самоотверженным работникам в деле созидания и развития России. С осуждением относился он ко всем видам бунтарства против церковных и мирских властей, с ужасами которого лично особенно близко соприкоснулся в 1682 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

е. русский язык, доселе удерживается в священных книгах Нового Завета и в Псалмах. На сей и на многие другие вопросы, которые по сему случаю сделать можно, я удовлетворительно ответствовать Вам никак не могу. Надеюсь, что время объяснит нам то, что теперь нам кажется темно. А время сие скоро, по моему мнению, настанет..». Этот ответ мог означать и то, что к новому ходу дел Серафим лично и активно непричастен, и то, что кажущаяся непоследовательность будет вскоре устранена распространением запрета и на русский Новый Завет, и на само Библейское Общество. Во всяком случае, Серафим говорил прямую неправду, отрицая, что ставился вопрос о православии Катихизиса. Фотий прямо и открыто обзывал его еретическим, сравнивал его с «канавной водой», и противопоставлял Катихизису давнее «Православное Исповедание». Кстати, именно в это время «Православное Исповедание» было переведено вновь, под смотрением лично близкого к Фотию князя С. А. Ширинского Шихматова (вскоре иеромонаха Аникиты), – однако, перевод был остановлен духовно-цензурным комитетом, по заключенно о. Гер. Павского. Если и не официально, то официозно и Катихизис был подвергнут разбору, – кажется, этот разбор был поручен прот. И. С. Кочетову, тогда законоучителю Царскосельского лицея (1790–1854, из магистров I го курса Петербургской академии, был впоследствии настоятелем Петропавловского собора), и заключение было дано скорее не в пользу катихизиса. Кочетов интересовался больше вопросами языка, чем богословием, и как филолог был членом Российской академии с 1828 года, а потом ординарным академиком (срв. его рассуждение «О пагубных следствиях пристрастия к иностранным языкам», в духе Шишкова, который и ввел его в академию)... Очень критически отнесся к Катихизису и митр. Евгений, вызванный в то время к присутствию в Синоде. Симеон Крылов-Платонов, преемник Филарета в Твери и в Ярославле, называл Катихизис презрительно «книжонкой» и находил в ней неслыханное учение и «нестерпимую дерзость..». Во всяком случае, обращение Катихизиса было восстановлено только в новом издании, после внимательного пересмотра, причем, все тексты и цитаты «вместо российского наречия предложены по-славянски», и сам язык изложения был нарочито приближен или приспособлен к славянской речи. Изменение в содержании были на этот раз, впрочем, только незначительные... Шишков добивался от имп. Александра запрещения русских переводов и закрытия самого Библейского общества. Одни доводы он сам изобретал, другие ему подсказывались ревнителями, как Магницкий или А. А. Павлов (состоявший тогда за обер-прокурорским столом в Синоде, «славный воин 1824-го года, как его называет Фотий)...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

еще В. В. Виноградов , Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв., ГУПИ, М. 1934, стр. 156 след. «Под именем русского языка произвести новый, который бы состоял из одного просторечия, располагаемая по складу французского языка», Собрание сочинений и переводов, XII, 163; приведено у Вино­градова, стр. 154. См. еще очень характерную для эпохи переписку кня­зей братьев Ширинских-Шихматовых, изд. о. В. Жмакиным , К истории русской богосл. мысли 30-х годов текущего столетия, Христ. Чтение 1889 и 1890, и отд.; срв. О жизни и трудах иеромонаха Аникиты, в мире князя С. А. Ширинского-Шихматова, Спб. 1838. Очень любопытно, что и в самой Англии подымались возражения против Библейского общества; см. напр. Н. Marsh , An inquiry into the Conse­quences of the Neglect to give the Prayer Book with the Bible 1822, срв. W. L. Mathieson , English Church Reform, 1815–1840, L 1923. 7. Святитель Филарет, митрополит Московский. О митр. Филарете см. статью И. Н. Корсунского в Р. Биогр. Слов., 1898. Из биографических материалов особенно важны: Из воспоминаний покойного Филарета, М. М. («из записок А. Горского») , Прав. Об. 1868, авг.; Из бумаг в Бозе почившего М. М. Филарета, с пред. М. И. Сухомлинова, ЖМНП 1868, янв.; Н. В. Сушков , Записки о жизни и времени святителя Филарета, М. М., М. 1868; срв. С. Пономарев , Высокопр. Филарет, м. М. и К., Материалы для очерка его жизни и ученой деятельности, ТрКДА 1867, дек. и 1868; М. М. Евреинов , Некоторый воспоминания о м. Филарете,. М. 1873 (в приложении воспоминания гр. М. В. Толстого ); Сборник, изданный Обществом любите­лей дух. просв, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения Филарета, м. М., т. I, 1882; Филарет Дроздов , м. М., по материалам, собранным редакцией «Р. Старины», Р. Стар. 1885 и 1886; еп. Никодим (Казанцев), Моя память о м. Филарете, Чтения МОИДР, 1877; срв. И. К. Марков , Неизданная статья еп. Никодима Казанцева о м. М. Филарете, Р. Стар. 1915, янв.; Из воспоминаний преосв. Леонида о м. М. Филарете, Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010