Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ АФОНСКИЙ (Алексей; 1775, г. Балахна Нижегородской губ.- 24.03.1846, Афон), иеросхим., старец. Жизнеописание А. записано со слов его духовного сына игум. Парфения († 1868). А. А. род. в семье мещан. Отроком полюбил духовное чтение. В 1794 г. отправился странствовать по мон-рям, поступил в Пешношский мон-рь Московской губ., где 3 года проходил послушнический искус. Затем посетил святыни Киева и познакомился со своим буд. сподвижником Никитой. Алексей и Никита обошли молдав. мон-ри и поселились в Балашевском скиту близ г. Ботошани под рук. опытного старца-духовника, к-рый постриг их в монашество с именами Авель и Никандр. Вскоре мон. Авель по настоянию старца был рукоположен во иеромонаха и назначен духовником братии. Через 18 лет после кончины старца сподвижники по откровению свыше решили переселиться на Афон, несмотря на то что в это время афонские мон-ри подвергались разорению в ходе греч. освободительного восстания против тур. владычества (1820-1829). После мн. тягот сподвижники прибыли в скит св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря. Иером. Авель был пострижен схим. Арсением († 1839) в схиму с именем Арсений и постриг в схиму мон. Никандра с именем Николай. Схимники возделывали огород и вырезали ложки. Иеросхим. Арсений Афонский Иеросхим. Арсений Афонский После заключения мира между греками и турками монашеская жизнь на Афоне оживилась, в скит стала стекаться братия, и А. А., стремившийся к уединению и безмолвию, вместе со схим. Николаем переселился в разоренную келью свт. Иоанна Златоуста. Подвижники построили 2 кельи, освятили церковь и начали жить по пустынному уставу. В 1834 г. вместе с иером. Аникитой (Ширинским-Шихматовым) они совершили паломничество в Иерусалим. В 1838 г. А. А. был игуменом скита во имя прор. Илии. В 1839 г. по благословению старца его духовные чада игум. Павел и иеросхим. Иероним (Соломенцов) восстановили рус. монашество в Пантелеимоновом мон-ре, в 1841 г. иеросхимонахи Виссарион и Варсонофий основали Андрея ап. скит . 6 февр. 1841 г. скончался схим. Николай, через год А. А., принявший учеников, переселился в скит Лак во имя вмч. Димитрия, а еще через 3 года - в уединенную келью Св. Троицы близ мон-ря Ставроникита, где и прожил до кончины.

http://pravenc.ru/text/76278.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Ильинский скит – все до одного малороссияне и игумен молдаванин           Афонский Ильинский скит – все до одного малороссияне и игумен молдаванин   К полдню мы дошли до Афонского Русского Пророко-Ильинского скита. Несмотря на то что для нас был завтрак у отца Павла, нас не отпустили отсюда без обеда.   Пророко-Ильинский скит стоит уединенно и далеко от моря на северо-восточном склоне Святой Горы, на одном из возвышенных пустын­ных холмов. Только на восток он имеет виды, а со всех прочих сторон окружен соседственным высотами. На запад от него, на скате Афонского хребта , в лесу одиноко красуется русский же скит Богородицы Ксилургу, принадлежащий Русику и занимаемый исключительно болгарами.    Пророко-Ильинский скит ныне только начинает поправляться; впрочем, сжат и тесен. С одной стороны, замечателен он тем, что здесь занимал­ся переводом с еллинского на славянский язык книг Добротолюбия и Исаака Сирина молдавс­кий впоследствии арихмандрит Паисий, а потом его келлию занимал и отец Аникита, бывший русский князь С. А. Шихматов-Ширинский.    Здешний скит что-то среднее между общежити­ем и штатными монастырями; братия до одно­го - малороссияне. До нынешнего настоятеля был у них чистый русский, против которого до такой степени предубедились малороссияне ради его личности собственно русской, что отказали ему в настоятельстве и заставили удалиться со всеми, кто только был из великороссиян.    Что же Господь устроил?.. Он им поставил в игумена не малороссиянина и не чисто русского, а молдава­нина и таким образом поставил их в необходи­мость повиновения его старческой воле.     Письма святогорца к оглавлению Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=1586

В мае 1927 года Зайцев совершил поездку на Святую Гору Афон в Греции — центр восточного иночества с тысячелетней историей. Очерки о пребывании там появлялись в течение того же года в парижских газетах “Последние новости” и “Возрождение”, а в 1928 году вышли отдельной книгой в издательстве “YMCA-Press”. В предисловии к этому изданию Зайцев четко определил свою позицию — он не философ, не богослов, не историк церкви, а просто паломник: “Я был на Афоне православным человеком и русским художником. И только”. Дневник более чем двухнедельного путешествия по Афону написан в жанре старинных “хожений”, популярных на Руси (начиная со знаменитого “Хожения за три моря” Афанасия Никитина), стой неуловимой простотой и подробностью описания, которые, кажется, ставят как будто только одну задачу: рассказать о Святой Горе тем, кто там не бывал. “Афон” Зайцева продолжает двухвековую традицию описаний Святой Горы в русской литературе, начатую книгами паломника В. Г. Григоровича-Барского “Первое посещение св. Афонской горы” (в 1725 г.) и “Второе посещение св. Афонской горы” (в 1744 г.). Надо сказать, что в художественной литературе Афону в отличие от русских монастырей не слишком повезло, хотя в духовной жизни России он играл немалую роль: русский Пантелеймонов монастырь во второй половине XIX века издавал книги, журнал “Душеполезный собеседник”, а также большое количество духовных листков и брошюр, популярных в народе. Постриженником Афона был русский писатель кн. С.А. Ширинский-Шихматов — член Российской Академии и Беседы любителей русского слова, принявший монашество в 1830 голу с именем Аникиты (погребен на Афоне). Критик, поэт, романист и публицист К. Н. Леонтьев провел на Афоне три гола и оставил интересные воспоминания о нем. Известно, что на Афон собирался Гоголь, но его поездка туда не состоялась. Но ярких художественных произведений об Афоне в XIX веке создано не было. Единственным исключением, пожалуй, является замечательная книга “Письма Святогорца к друзьям своим о Святой горе Афонской” (Святогорец — псевдоним Семена Авдиевича Веснина (1814-1853), в монашестве Серафима, в схиме Сергия, подвизавшегося на Афоне в 1840-х годах и погребенного там). Живой и увлекательный рассказ автора о монастырях, преданиях, быте и природе Афона переплетается с описанием молитвенного полвига Святой Горы и духовного пути самого автора. “Письма...” — прямое и ближайшее звено традиции, в которой стоит и зайцевский “Афон”.

http://isihazm.ru/1/?id=824

М. служил в 2 ведомствах: в Мин-ве иностранных дел (1828-1866) и при Синоде (1833-1842). 20 мая 1831 г. М. получил место начальника турецкого стола Азиатского департамента Мин-ва иностранных дел. Представляя М. к новому чину, гр. К. В. Нессельроде поднес имп. Николаю I Павловичу кн. «Путешествие ко святым местам…». 1 янв. 1833 г. М. был возведен в чин коллежского асессора, именным Высочайшим указом от 22 апр. 1833 г. определен за обер-прокурорский стол Синода на место С. Д. Нечаева , назначенного обер-прокурором, с оставлением М. (по его просьбе) причисленным к Мин-ву иностранных дел. В 1836 г. М. сыграл не последнюю роль в удалении Нечаева с поста обер-прокурора ( Измайлов Ф. Ф. Из воспоминаний секретаря при Свят. Синоде//Странник. 1882. Т. 3. 9. С. 73-88; Лесков Н. С. Синодальные персоны: Период борьбы за преобладание (1820-1840 гг.)//ИВ. 1882. Т. 10. 11. С. 373-409). В обществе утвердилось мнение, что М. стремился стать обер-прокурором и оставил эти намерения лишь в 1865 г. Отмечая «неспособность и бездейственность» гр. А. П. Толстого на посту обер-прокурора (1856-1862), М. писал: «Многие уже назначали меня обер-прокурором Синода; некоторые даже при Дворе поздравляли, думая, что это для меня весьма лестно; но можно ли при таких обстоятельствах желать какого-либо начальственного места, с внутренним убеждением, что ничего нельзя сделать?» М. не раз признавался в отвращении к бюрократии ( Муравьёв. Мои воспоминания. 1913. С. 20, 92). 17 нояб. 1836 г. он был назначен членом Хозяйственного комитета при Синоде (с 1 марта 1839 Хозяйственное управление). 31 марта 1839 г. определен членом общего присутствия Духовно-учебного управления при Синоде. По поручению начальства М. осуществлял надзор за публикацией соборных правил на греческом и русском языках, в нач. 1834 г. составил записку о действиях Пермской духовной миссии против раскольников, летом 1836 г. ревизовал Синодальную типографию. В 1838 г. М. стал посредником в подготовке к изданию изображения свт. Митрофана, еп. Воронежского, выполненного с «живописного оригинала» гравером Н. И. Уткиным для 1-го издания «Сказания о житии, обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, 1-го еп. Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях» (М., 1838). Житие было составлено в 1834 г. иером. Аникитой (Ширинским-Шихматовым) , который для этого по просьбе архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого) задержался на время в Воронеже по пути в Иерусалим. В 1838 г. архиеп. Антоний обратился к М. с просьбой найти в С.-Петербурге хорошего гравера для изготовления изображения свт. Митрофана ( Зверев С. Переписка Антония архиеп. Воронежского с А. Н. Муравьёвым//РА. 1894. Кн. 2. 6. С. 209-214).

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

Роспись храма вызвала неподдельное восхищение архиепископа Димитрия. Её описанию он посвятил большой отрывок своей статьи: « Стены церкви расписаны священными изображениями и покрыты орнаментом. Желая строго выдержать стиль в росписи церкви соответственно ея архитектурным особенностям, строитель князь Шихматов объявил конкурс. Представлено 39 проектов, из которых выбран один. Исполнение стенного орнамента принадлежит художникам парамонову и Болотову; священныя изображения писаны учениками профессора Репина Альбрехтом и Фёдоровым. Орнамент, состоящий из разнообразного сочетания изображений дерева и цветка, между которыми помещены небольшия церковки с луковичными главами, стилизован в духе нашей стенной росписи XII столетия. Колорит орнамента необыкновенно мягкий и нежный. Священныя изображения во весь рост: ап. Андрей Первозванный, св. Людмила, Серафим Саровский и Феодосий Черниговский. На полотке алтаря Знамение Божией Матери и на стене Господь Саваоф. В проходе из главной апсиды, напрво на стенах – св. Пантелеймон целитель, Иоанн Рыльский, св. Надежда и Иоанн Креститель, налево св. Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Иоанн Златоуст и св. Василий Великий. В средней части храма, над иконостасом на стене изображена в пояс Божия Матери в облаках с распростёртыми руками, в которых держит омофор; налево на стене на стене вверху свв. Муч. Павла и Екатерина, направо преп. Мария Египетская и св. Аникита (небесные покровители детей князя Ширинского – Д.И.). На южной стене во весь рост изображены св. Николай Мирликийский и св. Михаил Ярославич Тверской, вверху в пояс свв. Иона и Филипп, Митрополиты Московские, на северной стене во весь рост преп. Сергий Радонежский и св. князь Александр Невский, вверху в пояс св. Пётр и Алексий, Митрополиты Московские. На западной стене, направо от входа св. князь Михаил Черниговский и налево св. князь Андрей Боголюбский. Над входной дверью на той же стене большое изображение: О Тебе радуется. На потолке купола Спас Нерукотворенный, увеличенная копия иконы Спас-мокрая-брада, на стенах трибуны (внутри купола – Д.И.) апостолы; ниже.

http://sobory.ru/article/?object=10573

См. также: Дополнения к «Актам историческим...» 243). 23а. 1 Акты Русского на Святом Афоне монастыря святого великомученика и целителя Пантелеймона. – См.: Азария, монах, русский святогорец 3). 24 . Александр, архимандрит. Русская Афонская общежительная обитель Святого Николая Чудотворца, именуемая «Белозерка». Очерк. Афон, АОСНЧ, 1912. 40 с. 25 . – Русская Афонская пустынная общежительная обитель Святого великомученика Георгия на «Керашах» (в пределах Лавры Святого Афанасия). Очерк. СПб., АОСВГ, 1912. 48 с. 26 . Александров А. И. Из Одессы на Афон. Казань, 1896. 27 с. Отд. отт. из ж. «Деятель». 27 . – Служба святому Кириллу, учителю Словенскому. По рукописи Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Сообщ. А. Александрова. (СПб.,) ОЛДП, 1895. (2), 31 с.; 1 л. факс. (ПДПИ, вып. 107). 28 . Алексий, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Письмо Блаженнейшему Иерониму, архиепископу Афинскому и всея Эллады, от 2 декабря 1969 г. – ЖМП, 1970, 1, с. 4. По поводу законоположения Греческого правительства 124/1969 о Святой Афонской Горе. 29 . – Послания в связи с положением на Святой Горе Премьер-Министру Королевства Греции г-ну Георгию Пападопулосу, Святейшему Патриарху Афинагору и д-ру Юджину Блейку от 25 апреля 1969 года. – ЖМП, 1969, 5, с. 3–6. 30 . Алексий, иеросхимонах. Божественно ли имя Иисус? Голос из келлии старца Киево-Печерской Успенской Лавры по поводу современных споров о Божественности имени. Киев, 1913. 31 . Альбом видов монастырей и скитов Святой Афонской Горы. М., РПМА, б. г. 33 л. илл. 32 . Альбом видов Русского Свято-Андреевского скита на Афоне. (Виды обителей, церквей, подворий и проч.). Одесса, САОСА, 1914. 32 илл. 33 . Альбом с афонскими 30-ю видами монастырей и скитов. Б. м., РПМА, б. г. 34 . Анатолий, иеромонах. Святая Гора Афон и Святая обитель Благовещенская. Н. Новгород, 1908. 22 с. 35 . Анатолий, епископ. Афонский вопрос. – Газ. «Голос Руси», 1914, 101. 36 . Аникита, иеромонах – князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов. – Русский биографический словарь (Т. 2). 1897, с. 146–147.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

сторию русского иночества на Афоне обычно начинают с 1169 года, когда актом Верховного управления Афонской Горой русским, обитавшим в скиту Ксилургу, был передан во владение небольшой захудавший монастырек " Фессалоникийца " . При этом подразумевается, что русских в Ксилургу было немного и пребывание их там длилось недолго. Но скит Успения Богородицы (Ксилургу) упоминается в актах управления с 1030 года и позднейшая (1142 года) опись имущества в нем, в том числе рукописных книг и церковной утвари, не оставляет сомнения: русские здесь обретаются давно и отличаются высокой христианской культурой. По акту выходило, что это одна из самых крепких обителей. И монастырь св. Пантелеимона передавался русским не для облегчения их участи, а для спасения вконец обезлюдевшего монастыря. При этом и Ксилургу, как скит, оставался за русскими же, которые частью переходили в монастырь и частью оставались в скиту. Уже в XV веке преподобный Нил Сорский, основатель русского скитского жития, именно здесь, в Ксилургу, среди богатого книжного собрания и практического монашеского " умного делания " , пожинал духовную жатву, которую и перенес затем за Волгу. ыли в истории Свято-Пантелеимонова монастыря совсем скорбные страницы, когда русских оставалось раз-два и обчелся и почти вся братия состояла из греков или сербов. Были времена, когда не оставалось ни одной души и Руссик держал свое имя только в надежде на будущее. После татаро-монгольского нашествия, во времена которого всякая связь с Русью оборвалась и всякая поддержка иссякла, удались полтора века благополучия, особенно заметного при Иване Грозном, который считал себя по бабушке Софье Палеолог наследником византийских императоров и византийской веры и был щедр к Афону. Затем Смута, снова полная оторванность от России, снова крайняя бедность монастыря, которая дошла до того, что пришлось закладывать едва ли не все свое имущество. Затем " просвещенный " XVIII век, оказавшийся для Руссика не легче татар и Смуты. Побывавший в 1726 году на Афоне киевский паломник Василий Григорович-Барский застал в Свято-Пантелеимоновом всего четырех монахов - двух русских и двух болгар. Спустя столетие последние насельники оставили Горный Руссик и спустились на побережье, где в течение нескольких десятилетий обустраивается новый, теперешний Свято-Пантелеимонов, самый красивый и величественный на Афоне. Почти два столетия минуло, но и сегодня каждый монах назовет имена попечителей и строителей этого монастыря - игумена Савву, князя Скарлата Каллимаха, иеромонаха Аникиту (в миру князь Ширинский-Шихматов), иеромонахов Павла и Арсения. Последний несколько раз ездил в Россию за " милостынными " сборами, которые составляли немалые средства.

http://isihazm.ru/1/?id=541

На вечеринках у него была речь о наших царях Павле и Александре. Князь Трубецкой говорил, что в его семействе хранится переписка Павла с госпожой Нелидовой. Письма его обнаруживают сердце доброе. Он жаловался, что люди, окружавшие престол его, хитросплетениями и низостями своими делали его строгим, суровым, взыскательным. Нынешний государь, узнав об этой переписке, потребовал ее к себе и, прочитав, возвратил. По словам посольского книгочия, император Павел намеревался учредить княжество Трубецкое, которое и теперь известно простому народу под именем Трубечины, но не успел сделать сего. Тут, кстати, сиятельный человек поведал нам, что в Трубечине поныне живут уединенно другие князья Трубецкие. Они ведут свой род в прямой линии от Рюрика и потому не хотят служить императору, происходящему из дома Романовых, и даже зазирают своих родных за то, что они находятся у него в службе. «Вот гордецы, – подумал я, – прозябают в глуши, питают и греют свою кровь варяжскую и воображают и чают, что когда-нибудь новый Гостомысл придет к ним с поклоном и позовет их на царство. Ждите, ждите, соколы, и услаждайтесь своими норманскими мечтами. А Бог делает свое: вместо соколов посылает нам орлов». Князь Ливен рассказывал, что отец его, бывши военным министром при Павле Петровиче, не знал ни о заговоре против сего государя, ни о злосчастной кончине его. Когда он в обычный час утренний явился во дворец с докладами императору, к нему вышел [из кабинета его] Александр и, сказав ему несколько слов о внезапной смерти отца своего, тотчас спросил: где находится полк, сосланный в Сибирь? – Он не отправлен туда, отвечал министр. Добродушный Александр успокоился. К разным воспоминаниям о Павле Петровиче и я присовокупил одну, редко кому известную быль, которую мне поведал покойный о. Аникита, урожденный князь Шихматов-Ширинский. Когда Павел решился соединить в своей особе два достоинства, – царское и первосвященническое, – и уже приготовил себе саккос архиерейский, ему вздумалось поучиться священнослужению предварительно у себя в тереме, и он, расхаживая тут большим шагом, часто повторял возглас: Яко Твое есть царство и сила и слава во веки веков, но такой скороговоркой и с такими порывистыми ударениями и напорами, что самому ему не нравилось собственное его произношение, походившее более на командование перед полком, нежели на разглагольствование перед Богом, почему он неоднократно переменял тон и выговор, но, сколько ни старался подражать священникам, всегда сбивался на военный лад. Эту причуду сдыхали телохранители его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1981 г. избран членом Сербской академии наук и искусств по отделению языка и литературы, а в 1989 г. — членом Болгарской академии наук. В 2000 г. избран членом-корреспондентом Афинской академии наук на отделении литературы и искусства. Являлся почетным доктором истории Софийского государственного университета, почетным доктором Православного богословского института (Париж) и Свято-Владимирской Православной семинарии (Нью-Йорк). В 1985 г. ему присвоено звание почетного члена Союза филологов-болгароведов Болгарии. С 1976 г. А.-Э. Тахиаос представлял Грецию в Международном комитете славистов. Также он участвовал в создании Международной ассоциации по изучению и распространению славянских культур (МАИРСК) при ЮНЕСКО. Являлся основателем и ответственным редактором международного ежегодника греческого славяноведения Cyrillomemhodianum (1971–1994), постоянным организатором и ответственным за проведение съездов славяноведов в Греции, а также неоднократно принимал участие в различных международных конгрессах.   При поддержке Антония Николаевича в Киеве в 2013 г. был создан Международный институт афонского наследия (МИАН), почетным председателем которого он был избран. Под его редакцией институтом были изданы ряд монографий и исследований по истории и наследию Афона. Одним из последних таких проектов было издание под редакцией проф. Тахиаоса книги под названием «Старец Аникита: духовный путь святости. Материалы к жизнеописанию. С приложением сочинений иеросхимонаха Аникиты (князя Ширинского-Шихматова)», увидевшей свет в 2018 году незадолго до кончины проф. Тахиаоса. Также под его редакцией МИАН готовило к печати книгу о древнерусской афонской обители «Ксилургу», которая должна увидеть свет в этом году. При его активном участии и поддержке МИАН организовывались международные научные конференции по истории и наследию Афона. Принимал Антоний Николаевич активное участие и в работе православного портала «Русский Афон» (www.afonit.info), а также научного альманаха «Афонское наследие», членом редколлегий которых он являлся.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2873

Иеросхимонах Иероним (Соломенцев) Иеросхимонах Арсений просвещал не только русскую братию, но и греков, болгар, молдаван… Но как же после иеросхимонаха Иеронима не вспомнить возобновителя русского Афона в XIX веке великого русского духовника иеросхимонаха Арсения? Именно он и благословил отца Иеронима, тогда еще отца Иоанникия, возглавить русское братство в Пантелеимоновом монастыре. Подвиги отца Арсения описаны в книге иеромонаха Антония (Торпа) «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века» и напоминают нам о великих русских святых – преподобных Сергии и Серафиме: «Потом начали убирать его к погребению. Когда открыли ноги, то увидели ужасное зрелище: у обеих ног от колен вниз почти остались одни голые кости, а плоть совершенно согнила от стояния и многолетних ран; все много удивлялись, на чем он стоял и как он так быстро ходил… И лишилась Святая Гора такого столпа и светильника: он поддерживал и просвещал всю русскую братию 24 года, и не только русских, но и греков, болгар и молдаван. Греки говорили: “Мегалос геронтос Арсениос!” Но что много говорить?! Если все его подвиги, добродетели и случаи подробно описать, то великую книгу надобно писать…» Духовник иеросхимонах Арсений Сегодня память о нем совершенно стерлась в русском народе, и если греческий, да теперь не только греческий народ, но русский и другие православные народы с трепетом произносят имена преподобного Паисия, Иосифа Исихаста и даже их учеников, то великий русский святой попросту забыт. Как фактически забыты и имена русских подвижников благочестия XIX века: архимандрита Макария (Сушкина), духовника иеросхимонаха Павла, иеросхимонаха Виссариона (Толмачева) и его духовного собрата Варсонофия (Вавилова), иеросхимонаха Аникиты (Ширинского-Шихматова) – и XX века: иеросхимонаха Феодосия (Харитонова), иеросхимонаха Никона (Штрандтмана), иеросхимонаха Парфения Карульского и других. «Хочется, чтобы труды многих подвижников благочестия были открыты Русской Церкви и чтобы те из наших соотечественников, кто сегодня известен святой жизнью, святыми подвигами на Афоне, принесли духовные плоды и нам. Для этого я предложил бы, чтобы вопрос о прославлении русских старцев-афонитов был рассмотрен и на данной конференции, и в дальнейшем», – обратился к участникам XXIV Рождественских чтений митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.

http://pravoslavie.ru/91106.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010