Церковь Пресв. Троицы В 1833 г. РПЦ и российское правительство приняли решение установить церковные отношения с получившей независимость Грецией, чтобы, по словам обер-прокурора Свящ. Синода кн. П. С. Мещерского , «положить твердое основание духовному влиянию, исключительно принадлежащему России». К рус. дипломатической миссии в А. был приписан священник, на к-рого возлагалась забота о распределении финансовой помощи греч. правосл. храмам и духовенству (на восстановление разрушенных турками церквей из казны было единовременно отпущено 50 тыс. р.). Договор с Грецией о восстановлении храмов предусматривал учреждение церкви при рус. миссии, на что отпускалось 5800 р. В ее штат, Высочайше утвержденный 4 марта 1833 г., входили священник, диакон, 2 псаломщика и 8 певчих. Расходы на устройство ризницы и иконостаса оплачивались российским Мин-вом иностранных дел (МИД). Первоначально такой церковью стал Спасо-Преображенский храм у вост. стороны Акрополя, построенный в XIII в. и восстановленный в 1835-1837 гг. на российские средства. Первым священником посольской церкви был ранее служивший в Италии проповедник архим. Иринарх (Попов) , буд. архиеп. Рязанский. Он прибыл в Грецию в сент. 1833 г., но через 2 года вынужден был по состоянию здоровья вернуться на родину; о. Иринарх представил в Синод меморандум «Общее замечание о состоянии Церкви в Греческом королевстве», по прочтении к-рого имп. Николай I отметил: «Печальная истина». Менее года провел в А. иером. Аникита (Ширинский-Шихматов) , назначенный Синодом в ответ на просьбу МИД прислать «лицо испытанной нравственности, по преимуществу из монашествующих, не молодых лет и с достаточным знанием греческого языка». Иером. Аникита скончался в 1837 г. и был погребен в Архангельском мон-ре (Мони-Петраки) под А. В 30-х гг. XIX в. старостой (эпитропом) рус. общины был 1-й посланник России в Греции Г. А. Катакази (Катакафис). После смерти о. Аникиты в Преображенскую ц. был приглашен служить грек иером. Анатолий, находившийся в момент назначения в России. В 1842 г. он покинул А. и поселился на Афоне.

http://pravenc.ru/text/77100.html

—122— иноков на Афоне громадный Пантелеймоновский монастырь. Но и новый монастырь долгое время находился в плачевном положении и цветущего состояния достиг сравнительно недавно. Устройству его много содействовал первый игумен его Савва и великий драгоман Порты, князь Скарлат Каллимах, получивший по молитве Саввы от св. Пантелеймона исцеление от смертельной болезни: затем иеромонах Аникита (в князь Ширинский-Шихматов), поселившийся в 1835 году в Руссике и привлекший сюда много иноков русских. Но всё-таки обитель была мало обеспечена и немало страдала от турок во время русско-турецких войн и от греков. Процветать она стала по мере того, как росло ее материальное благосостояние. После Высочайше разрешенного сбора в России пожертвований в 1841-ом году, в монастыре возникли новые храмы: святителя Митрофана, Покрова Пресвятой Богородицы и много других, необходимых для обители зданий. Но особенно плодотворно для обители было путешествие по России в 18621867 годах с иконою и мощами св. Пантелеймона, совершившими много чудес. После этого обитель стала благоукрашаться и с внешней стороны, и усовершаться с внутренней, имея во главе таких старцев, как Макарий и Иероним. Число ее братии в настоящее время более тысячи. Она устроила Афонский монастырь на Кавказе (Симоно-Кананитский); имеет подворья для паломников во многих городах, богатые метохи (дачи) и пятьдесят пять (в монанастыре – 19 и на разных местах монастырской земли – 36) церквей, содержит свои заводы (красильный, кожевенный и другие), имеет иконописную мастерскую с фотографией, портняжные и тому подобные заведения, богатую ризницу и библиотеку. Знакомство с монастырем мы начали с обзора библиотеки. Библиотекою заведует давно уже известный нам по ученым описаниям афонских книжных сокровищ благообразный старец о. Матфей, любезно показавший нам ее. Она занимает две не особенно больших комнаты и содержится в большом порядке. О. Матфей – живой каталог. Когда В. Никанорович высказал желание познакомиться с одною старинною книгою, о. Матфей тотчас ее нашел по крайней мере скорее, чем В.Н. успел отыскать ее в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19 Князь Павел Алекандрович Ширинский-Шихматов с 1798 года по 1818 год занимал должность воспитателя в Морском корпусе, в конце 1818 года вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Архангельском вместе с другим братом, князем Алексеем Александровичем; некоторое время занимал должность уездного судьи в г. Можайске, где и скончался 25 апреля 1844 года (Биография князя Павла Александровича Ширинского-Шихматова, почетного директора богоугодных заведений, уездного судьи и члена тюремного комитета в городе Можайске. М., 1848). 20 Село Архангельское Московской губернии Можайского уезда, недалеко от Можайска. Князь Алексей Александрович, другой брат князя Сергия, по окончании воспитания в Морском корпусе навсегда поселился в своем имении, с. Архангельском, и всецело предался служению благу своих собственных крестьян. Он умер в селе Архангельском 2 августа 1849 года. 21 Саввин Сторожевский первоклассный монастырь близ г. Звенигорода, основан около 1380 года святым Саввой. С 1800 года монастырем управляют викарии московские, епископы Можайские ( Строев П.М. Списки иерархов… С. 169). 22 Архимандрит ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, основанного Патриархом Никоном в 1656 году. Аполлос (Алексеевский) управлял монастырем с 1821 по 1837 год, а отсюда переведен был в Новоспасский монастырь; в 1851 году он был уволен на покой в ростовский Яковлевский монастырь, где и умер в 1859 году (Там же. С. 168, 146). 23 М.П. Штер – сослуживец князя Сергия по Морскому корпусу, человек очень благочестивый и близкий по воззрениям к князю Сергию Александровичу. 24 Высокопетровский Петропавловский второклассный монастырь в Москве, в Белом городе. Основание его относится ко временам Димитрия Донского (Там же. С. 1972). 25 Епископ Тульский Дамаскин (Россов), из викариев новгородских, был назначен в Тулу 6 ноября 1821 года, а 19 декабря 1850 года был переведен со званием архиепископа в Петрозаводск, 7 февраля 1851 года уволен на покой, умер в июле 1856 года (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2294 См. отрывки Левкия у Цана (op. cit. S. 223). Замечательные и древние изображения Иоанна Богослова, как мудрого и глубокого старца, можно видеть а) в толковом Четверо-Евангелии X-XI в. (Моск. Синод. Библ. л. 206), б) в греческом Четверо-Евангелии X-XI в. (Норд. Библ ), в) в Четверо-Евангелии л. 220 (Импер.Публ.Библ.), г) на царских вратах XV-XVI в. (Моск. Данил. мон.) и др. см. Амфилохий. Цит. соч. стр. X. 2296 Описание рукописей и историю библиотеки Иоанно-богословского монастыря м. найти в капитальной книге Иоанна Сакеллиона: Πατμιακ βιβλιοθκη. Αθην 1890 τ. К сожалению, нам не пришлось иметь под руками это сочинение. 2297 В конце рукописного типикона 1488 г. делается ссылка на след. сборники, из которых заимствовали чтения в различное время: а) εις τος περοδους (т. е. хождение св. Иоанна Богослова), б) εις τν Θελογον. Хранятся там до сих пор древние синаксари-один конца XV в., другой 1 ψ31 года, третий 1767 года, четвертый 1709 года, Μεγακυνρια св Иоанну Богослову. Эти рукописи не списаны Сакеллионом. Дмитриевский. Цит. соч. Стр. 207 ср. 215. 2298 Григорович-Барский. Т. II, стр. 358. Ср. греч. и слав. тексты апокрифов. Эта топографическая дата вполне соответствует действительности. Дмитриевский. Там-же стр. 427. 2300 κολοθια ερα το Χριστοδολου κδ. γ π Βοξηνη σελ. 126. Miclos. et Miller. Acta et diplomat t. III, p. 67. 2302 Дмитриевский. Иоанно-Богословский монастырь. Труды Киев. Дух. Ак. 1893 г. т. 3 стр. 422 сл. ср. Норов. Т. V, стр. 275 сл. 2304 Также описывает этот грот другой русский путешественник о Аникита (князь Шихматов-Ширинский). Христ. Чт. 1891 г. 9–10, стр. 334–335. 2315 Дмитриевский. Там-же стр. 432. 433. Паломники также рассказывают, что этот камень имеет очертания, напоминающие тело человеческое. Посещающим Патмос обыкновенно показывается этот камень. 2324 Там-же. Стр. 547: γε θεολγε μου καμπορη κ 58; σπρογνη Καταβα δσε τν εχ 57; στ 58; ανδργυνο πο γνη. 2330 Aurelius Augustinus. Operum tomus quartus, complect. exegetica in Novum Testamentum. Editio monachorum ordinis s Benedicti о congregatione S. Mauri 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

237 Вот что, думается, имел в виду и Достоевский, этот величайший психолог христианин нашего времени, когда преднамечал себе „Memento на всю жизнь“ – „написать книгу о Иисусе Христе“. „Неужто же Базарова, такого как есть, людям взамен Христа предложить желают?“... восклицает он же устами г. Верховенского в романе „Бесы“, – (см, т. VII, ч. 1, стр. 207. Изд. 1895 г.) и это краткое замечание совершенно объясняет приведённое его „memento“. Великий художник силой гения своего чувствовал, что прежде всего должно противопоставить всем таким идеалам, как идеал Базарова... И как прискорбно, что преждевременная смерть не дала ему исполнить своё „memento“! 238 Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца. Извлечено из актов и донесений, имеющихся и Святейшем Синоде. Москва. 1838 г., стр. 19 и след. 242 Путешествие иеромонаха Аникиты, в мире кн. С.А. Ширинского-Шихматова, по св. местам Востока в 1834–1836 годах Изд. свящ. Жмакиным. Христ. Чтение 1891 г. янв. февр. Здесь говорится, что составлением Жития св. Митрофана князь занялся случайно, остановившись в Воронеже проездом в Иерусалим, и посвятил этому труду несколько дней. 243 Позднейшие жизнеописатели св. Митрофана повторяют это мнение, Подлинной рукописью „Слова“ никто из них не пользовался, как увидим ниже. 246 Е.В. Петухов. Очерки из литературной истории Синодика. Изд. Общ. люб. древней письменности. CVIII. 1895 г., стр. VI. 248 „Книги расходные денежной казны преосвященного Митрофана, епископа Воронежского, сиденья казначея чёрного священника Тихона прошлого 208 году, сентября с 1 числа и 1700 г. сентября по 1 число“. Здесь же подшиты расходные книги св. Митрофана за 1701–1703 г. Моск. Арх. Мин. Юстиции по „Описи, составленной в II отд. Архива делам Монастырск. Приказа“ 31. Расход под 4 июня. 249 Болховитинов. Историч., географ. и экономич. описание Воронежской губ. Воронеж. 1800 г., стр. 192, примеч. 1. 250 В подлинной рукописи Воронежского соборного синодика (Библиотека Ворон. Благовещенского Митрофанова монастыря. 1) на оборотной стороне заглавного листа написано: „Синодик города Воронежа соборной церкви Митрофановския“ и только на переплётном корешке выбито золотыми буквами „Синодик Святителя Митрофана“. Слич. Ворон. Еп. Вед. 1895 г. 19, стр. 594.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

263 . Житие и страдания святых новых преподобномучеников: Евфимия, Игнатия и Акакия, на Афоне подвизавшихся. СПб., РПМА, 1869. Изд. 2-е. М., РПМА, 1891. Изд. 3-е. М., 1895. Изд. 4-е. М., РПМА, 1911. 264 . Житие, страдания и чудеса святого великомученика и целителя Пантелеимона, с изображением его и видом храма Никодимийского. Изд. 9-е, доп. Μ., ΡΠΜΑ. 1889. То же. Изд. 11-е, доп. ...и видом храма, воздвигнутого во имя его в Никомидии – на месте погребения. Μ., ΡΠΜΑ, 1903, 480 с. Приводятся подробное житие угодника Божия и описание многочисленных чудес святого, совершившихся в Никомидии, Кюс-Кюнджюке, Солуне, на Афоне и др. местах Востока, а также в России. 265 . Жмакин В., священник. Официальная переписка по вопросу об имениях святых мест в Румынии. – ХЧ. 1881, 5/6, с. 776–793. Перед загл.: Материалы. Документы по поводу конфискации афонских имуществ румынским правительством. 266 . – Путешествие иеромонаха Аникиты (в мире князя С. А. Ширинского-Шихматова) по святым местам Востока 1834–1836 гг. – ХЧ, 1891, т. I, с. 69–117, 526–557; т. 2, с. 187–198, 317–336, 447–469. Отд. изд. СПб., 1891. 127 с. Об Афоне: с. 45–55, 105–111. 267 . Заболотский Н. А. Паломничество к святыням Эллады и Афона. – ЖМП, 1973, 11, с. 15–16; 2 фотогр. О паломничестве к святым местам Эллады и Афона архиепископа Волоколамского Питирима и профессора ЛДА Н. А. Заболотского, которое они совершили после заседания Объединенного подкомитета представителей Православных и Древних Восточных (нехалкидонских) Церквей, проходившего в августе 1973 г. в монастыре Пендели (Греция). 268 . Зайцев Б. К. Афон. Париж, 1928. 127 с. с илл. 269 . Законы о Святой Горе Афонской. Из свода оттоманских законов. Т. 2. Константинополь, Рус. тип., 1911. 35 с. (Благословение Русской обители Вознесения Господня на Афоне) Устав Святой Горы Афон (из 154 ст.): с. 10–35. 270 . Записки о жизни и подвигах в Бозе почившего старца игумена иеросхимонаха Виссариона и сотрудника его иеросхимонаха Варсонофия, основателей Русского Свято-Андреевского общежительного скита на Святой Горе Афонской. Одесса, САОСА, 1884. 51 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

31 А. А. Павлов – хороший знакомый князя Сергия по Петербургу, где он служил в Синоде, занимая должность чиновника при обер-прокуроре. По своим воззрениям Павлов примыкал к защитникам интересов Церкви и был сторонником архимандрита Фотия. Павлов умер в 1865 году и погребен в Александро-Невской Лавре (Русский архив. 1332–1333. 1868). 32 В 1836 году Благовещенский собор, в котором обретены были нетленными мощи святого Митрофана, обращен в монастырь, называемый теперь Митрофановым Благовещенским кафедральным монастырем, потому что в нем в настоящее время имеют свое местопребывание Воронежские архиепископы. 33 Отсюда мы видим, что «Сказание о житии, обретении и открытии честных мощей святого Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского», напечатанное по определению Святого Синода в Москве в 1838 году, принадлежит перу о. Аникиты. Акафист святому Митрофану написан также, по поручению преосвященного Антония Воронежского, другим братом о. Аникиты, князем Платоном Александровичем Ширинским-Шихматовым (см.: Елагин Н.В. Очерк жизни князя Платона Ширинского-Шихматова. СПб., 1855). 34 Эта икона святого Митрофана отдана впоследствии о. Аникитой в Ильинский скит на Афоне, где она находится и по настоящее время (Русский общежительный скит Святого пророка Илии на Святой Афонской Горе. Одесса, 1883. С. 36). 35 Николаевский белгородский монастырь основан в 1599 году; по штатам 1764 года причислен к третьему классу, а в 1833 году – перечислен во второй класс. По Строеву, в 1834–1835 годах архимандритом Николаевского монастыря был Игнатий ( Строев П.М. Списки иерархов… С. 644–645). 36 Иосаф (Горленко), епископ Белгородский, хиротонисан был 2 июня 1748 года из наместников Троице-Сергиевой Лавры, скончался 10 декабря 1754 года. Спустя два года после погребения святителя Иосафа тело его оказалось нетленным, таким оно остается и доныне; неповрежденными сохраняются и священные одежды и самый гроб святителя Иосафа (Житие Иосафа Горленко/Странник. 1865 г. Август). 37 Второклассный Крестовоздвиженский монастырь в Полтаве основан около 1650 года; архимандрит Гавриил управлял монастырем с 1825 по 1840 года ( Строев П.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

378 Мурзакевич говорит, впрочем, по слухам, будто Магницкий и чиновники Одесского военного губернатора, М.И. Топилевский, составили годичный отчёт по управлению Одесским градоначальством за 1839 г. в таких чертах, что он возбудил внимание Комитета министров. 379 Ф. Фортунатов. Памятные записки Вологжанина; Рус. Арх. 1867 г., стр. 1663–1668 и 1692–1707. Здесь же о литературных трудах Магницкого в молодости. О пребывании Магницкого в Одессе – статья И. Морозова: «Моё знакомство с М.Л. Магницким». Р. Арх. 1875 г. III, стр. 241. Записка Магницкого о его службе, писанная в 1829 г.: XIX век, кн. I, стр. 238. 383 Сатира, конечно, не исторический документ, но всё же, несмотря на преувеличение, в ней верно отражаются общие и главные черты характера лица и времени. С этим замечанием можно привести здесь четыре стиха из «Дома сумасшедших» Воейкова, относящиеся к Магницкому: : Я за орден – христианин; : Я за деньги – мартинист; : Я за землю – мусульманин; : За аренду – атеист. Рус. Ст. 1874 г. т. IX, стр. 587. 384 В книге «Посланий (писем) Фотия» с 1822 по 1832 г. есть две статьи под 1831 г., помеченные для Государя Императора: Выпись из Кормчей книги 1-й частью о монашестве (20 Ноября 1831 г., Императору вручить дано через Г. О.) и «О девстве, чистоте и монашестве и духовенстве для вручения Императору, что монашество нужно есть в царстве». 385 «Умилительное послание братии о. Фотию о том, дабы воздержания и прочих подвигов вельми не иметь». 27 Ноября 1826 г. 387 Разумеется кончина Р.А. Кошелева, скончавшегося 26 Ноября 1826 г. «Послание Серафиму митрополиту против клеветы на архимандрита Фотия и о смерти лютой явного и тайного врага церкви и веры, Р. Кушелева. 23 Января 1827 г.». 388 Послание Серафиму митрополиту о притеснениях и скорбях от него непрестанно чинимых Фотию. 3 Окт. 1827 г. 389 Вдовице, дщери, болярине Дарии, о клеветах, врагах, скорбях и готовности терпеть вся. 10 Ноября 1827. 390 Князь Сергий Алекс. Ширинский-Шихматов, в монашестве Аникита, живший в то время (в 1832 г.) в Юрьевском монастыре († 1837).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

393-398 398-399 399-404 404-405 405-406 406-408 408-409 409-410 410-411 АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) 411-413 АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 413-414 АНДРОНИК митр. Сардский с титулом " ипертим и экзарх всей Лидии " (на каф. в 1250-1260 и 1261-1284 гг.) 414-415 АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. 415-416 416-417 416-417 417-418 418-419 АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта) 420-421 АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) 421-423 423-424 424-427 427-428 АНДРОПЕЛАГИЯ мц. Александрийская (пам. греч. 6 сент.) - см. Кириак, Фавст, Авив и 11 мчч. Александрийских 428-429 429-431 431-433 433-434 АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), 434-435 435-436 436-437 АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783-1837), иером., духовный и светский писатель 437-438 АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов 438-439 439-440 440-441 АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог 441-442 442-443 АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

522 . Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе и древний храм Успения Богоматери в Пицунде. Из записок путешественника. Одесса, НАСКМ, 1888. XI, 124 с.; 5 рис. 523 . Новое опровержение притязаний греков на монастырь Святого Пантелеймона. – ХЧ, 1874, с. 357–367. 524 . Новые сочинения по истории монашества на Святой Горе Афонской. – СППО, 1905, т. 16, вып. 1, с. 112–113. В конце текста: А. И. С. Обзор 3 греческих и 2 немецких книг по истории Афона. 525 . Новые церкви на Афоне. – ДС, 1907, вып. 11, ноябрь, с. 340–342. 526 . Новый большой колокол в Русике. – ДС, 1894, 9, с. 267–269. 527 . О благодатном исцелении в г. Челябе через Афонскую икону Богоматери «Утешение в скорбех и печалех». – ДЧ, 1882, т. 3, 3, с. 341–352. 528 . О благодатных исцелениях, совершившихся в городе Слободском, Вятской губернии, пред Афонскою иконою Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Из Русского Свято-Андреевского скита. (Выпис. из следств. дела). СПб., 1864. 26 с. См. также: Паисий, иеромонах. Описание обстоятельств встречи... 565). 529 . О благодатных исцелениях, совершившихся пред святою иконою Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Из Афонского Русского Свято-Андреевского общежительного скита. (Выпис. из следств. дела). Одесса, 1865. 32 с. То же. На русск., греч., нем. и франц. яз. Одесса, 1867. 51 с. (в 4-х колон.). 530 . О жизни и трудах иеромонаха Аникиты, в мире князя Сергея Александровича (Ширинского-) Шихматова. СПб., 1838. 56 с. Изд. 2-е. СПб., 1853. 69 с. 531 . О жизни и трудах Никодима Святогорца . – ДЧ, 1865, т. 3, 10, с. 154–176; 11, с. 109–127. В конце текста: К. 3. 532 . О знаменательных событиях в Зографе. – ДС, 1907, вып. 10. с. 309–314. Опубликовано письмо зографского монаха Онуфрия (впоследствии иеросхимонаха Георгия) иеродиакону Рафаилу из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, датированное 30.10. 1873 г. и повествующее о чудесных явлениях и исцелениях в Зографе. 533 . О мерах борьбы с злоупотреблениями афонских келлиотов по сбору пожертвований. –ПрЦВед. 1911, 18, с. 792–793.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010