Финансовые проблемы затрудняют проведение реставрации одного из соловецких скитов 17 августа 2005 г. 13:08 Финансовые проблемы затрудняют проведение реставрационных работ Голгофо-Распятского скита Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Архангельской и Холмогорской епархии, в настоящее время здесь уже восстановлены купола и кресты на церкви Страстей Господних на вершине горы Голгофы, высота которой над уровнем моря составляет 64 метра. Сейчас реставраторы приступили к ремонту сводов в алтаре и настилу полов. Однако, отметил представитель пресс-службы, «значительный объем оставшихся работ и отсутствие необходимых средств не позволяют говорить о завершении реставрации ранее 2007—2008 годов». Скитоначальником Голгофо-Распятского скита является иеромонах Евлогий. Монашествующие живут на острове Анзер, находясь зимой в отрыве не только от Большой земли, но и от Соловецкого острова. Анзер — второй по величине остров архипелага. На вепсском языке его название означает «очень вытянутый остров». От других островов архипелага Анзер отделен проливом Анзерская Салма. Расстояние до ближайшей точки Соловецкого острова - бывшего монастырского поселка Реболда, из которого раньше была налажена переправа на Анзер паломников и грузов - составляет около пяти километров. Первые скиты Соловецкого монастыря — Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский здесь были созданы в XVII и XVIII веках. Их основали известные русские святые — Елеазар Анзерский, предсказавший рождение царя Алексея Михайловича, и Иов Распятский — духовник Петра I. До настоящего времени на территории скитов сохранились главные храмы: каменные церкви Троицы и Распятия Господня (XVIII—XIX вв.) и деревянная церковь Воскресения (1715 г.). Кроме них, сохранились ансамбли жилых зданий и хозяйственных построек скитов. С закрытием Соловецкого монастыря и организацией на архипелаге Соловецкого ГУЛАГа анзерские скиты разделили судьбу остальных заведений обители. На острове было организовано особое, шестое, отделение лагеря. За годы СЛОНа анзерские скиты несколько раз меняли свое назначение. В начале двадцатых годов в них был устроен политизолятор для членов социалистических партий, оппозиционных большевикам. Примерно с середины двадцатых на острове организовали питомник для промышленного разведения пушного зверя, прежде всего соболей и песцов. В конце двадцатых годов, когда в СЛОНе свирепствовала эпидемия тифа, Голгофо-Распятский скит был превращен в тифозный госпиталь, в котором умерли тысячи заключенных. В 1999 году у подножия горы Голгофа найдено самое крупное на Соловках массовое захоронение заключенных Соловецкого ГУЛАГа. Календарь ← 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/36024.html

Соловецкий архимандрит Фирс получил послание от царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I , с просьбой и повелением проявить заботу о строительстве церкви на Анзере. При участии монастырской братии храм был построен за одно лето. В августе 1715 года деревянная церковь освящена в честь Распятия Господня . От царского двора в храм прислали богатую церковную утварь, иконы и книги. Слух о богатых царских вкладах распространился по окрестностям, и скит подвергся нападению разбойников. Братию избили, церковное имущество разграбили. 6 марта 1720 года скончался прп. Иов Анзерский . Похоронили его у входа в церковь и над могилой поставили деревянную часовню. По завещанию преподобного Иова, ученики его должны были построить каменный храм. К тому времени было собрано достаточно средств, но внешние причины помешали строительству. Насельники Свято-Троицкого скита не хотели допустить возвышения Голгофо-Распятского скита и начали притеснять пустынников. Иноки покидали скит, и он сделался столь малочисленным, что указом Святейшего Синода в 1723 году был приписан к Свято-Троицкому скиту. Драгоценное для отшельников место не было оставлено и, по-прежнему, здесь селились в уединении иноки. В истории монастыря сохранились сведения о том, что в начале XIX века на Голгофе жили соловецкие подвижники схимонах Зосима и пустынник Феофан. Жизнь Голгофо-Распятского скита возобновилась только через столетие. В 1826 году соловецкий архимандрит Досифей II направил в Святейший Синод прошение о восстановлении скита. В 1828 году на вершине горы Голгофы построена пятиглавая каменная церковь в честь Распятия Господня. Новый храм освящен 13 сентября 1830 года. На массивном валунном фундаменте была воздвигнута церковь в честь Распятия Господня, трапезная палата с приделом Успения Пресвятой Богородицы , кельи и колокольня. Над мощами преподобного Иова (в северо-восточном углу трапезной палаты) сооружена гробница. В XIX веке построены другие необходимые для скита сооружения: деревянный келейный корпус, здание для трудников, хозяйственные постройки.

http://drevo-info.ru/articles/1461.html

С самого дня погребения усердствующие во множестве начали отправлять на могиле его панихиды; так что через несколько времени усердием учеников блаженного старца над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик преподобного. Современные Преподобному старцу иноки изображают внешний вид его так: он был среднего роста, телосложения благообразного; имел лицо широкое, гладкое: на ланитах приметен был румянец. Глаза светлые и проницательные, взгляд приятный; волосы на голове украшены снего-светлою сединою, кудрявые, благолепно расстилались по плечам; уста и нос умеренные; борода густая, одного цвета с волосами на голове; длина ее доходила до трех дланей и в конце раздвоялась. По смерти блаженного старца все дела о дальнейшем устроении Голгофо-Распятского скита приняли другой ход. Анзерский строитель объявил, будто покойный приказывал духовному отцу при кончине своей, чтобы оставленные им деньги, равно и заготовленные материалы, отдать в Анзерский скит на сооружение придельной теплой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Хотя деньги и были употреблены по желанию строителя, но выстроенный придельный храм вскоре сгорел со всею ризницею и имуществом. Ученики старца, не видя себе ниоткуда защиты, в 1721 г. вынуждены были выйти из скита в Соловецкий монастырь и Анзерский скит. На Голгофе остались только два любителя безмолвия – иноки Геннадий и Серий. От этих последних обитателей скита начальством Соловецкого монастыря отобрано скитское и церковное имущество и передано в Анзерский скит. Наконец, указом Святейшего Синода от 23-го июля 1723 г. (за 496) Голгофо-Распятский скит, как малолюдный, соединен с Анзерским-Троицким скитом. Но гора «Голгофа» – священное место, прославленное явлением Пресвятой Богородицы, не осталось пустым. Иноки, любители пустынной жизни, один по другом, а иногда по два, по три и более, не переставали обитать в упадшем на время ските. В 1764 г. при учреждении духовных штатов Голгофо-Распятский скит приписан к Соловецкому монастырю, и с этого времени Соловецкие настоятели взяли скит в свое попечение. В 1768 г. по указу Святейшего Синода были возвращены в Распятский скит все вывезенные из него и хранившиеся в Архангельске, в архиерейском доме, драгоценные вещи, большею частью дары царственных особ прежнего времени: Евангелие, потиры, кадила, облачения и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хотя деньги и были употреблены по желанию строителя, но выстроенный придельный храм вскоре сгорел со всею ризницею и имуществом. Ученики старца, не видя себе ни откуда защиты, в 1721 году вынуждены были выйти из скита в Соловецкий монастырь и Анзерский скит. На Голгофе остались только два любителя безмолвия – иноки Геннадий и Сергий. От этих последних обитателей скита начальством Соловецкаго монастыря отобрано скитское и церковное имущество и передано в Анзерский скит. Наконец, указом Святейшаго Синода, от 23–го июля 1723 года (за 496), Голгофо–Распятский скит, как малолюдный, соединен с Анзерским Троицким скитом. Но гора «Голгофа» – священное место, прославленное явлением Пресвятой Богородицы, не осталось пустым. Иноки, любители пустынной жизни, один по другом, а иногда по два, по три и более, не переставали обитать в упадшем на время ските. В 1764 году, при учреждении духовных штатов, Голгофо–Распятский скит приписан к Соловецкому монастырю, и с этого времени Соловецкие настоятели взяли скит в свое попечение. В 1768 году, по указу Святейшаго Синода, были возвращены в Распятский скит все вывезенныя из него и хранившияся в Архангельске, в архиерейском доме, драгоценные вещи, большею частию дары царственных особ прежнего времени, Евангелие, потиры, кадила, облачения и проч. До 1826 года в Голгофо–Распятском ските жили Соловецкие иноки, искавшие особенной строгости жизни, безмолвия и отшельничества. Деревянный храм, построенный Иисусом, пришел в совершенную ветхость. Но в 1826 году скит приведен в благоустройство тщанием настоятеля Соловецкаго монастыря, архимандрита Досифея. С разрешения Святейшаго Синода, в Голгофском ските выстроена и освящена 13–го сентября 1830 года новая каменная церковь Распятия Господа Иисуса Христа и при ней теплый придел Успения Пресвятой Богородицы. В этом приделе, на левой стороне, находится гробница блаженного старца, иеросхимонаха Иисуса. Деревянная церковь, выстроенная им, перенесена под гору, на то место, где было первое явление Пресвятой Богородицы блаженному старцу, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

До 1826 г. в Голгофо-Распятском ските жили Соловецкие иноки, искавшие особенной строгости жизни, безмолвия и отшельничества. Деревянный храм, построенный Иисусом, пришел в совершенную ветхость. Но в 1826 г. скит приведен в благоустройство тщанием настоятеля Соловецкого монастыря, архимандрита Досифея. С разрешения Святейшего Синода в Голгофском ските выстроена и освящена 13-го сентября 1830 г. новая каменная церковь Распятия Господа Иисуса Христа и при ней теплый придел Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь , возвышающаяся над землею вместе с горой на 86 сажен, видна с моря верст на 50. В этом приделе, на левой стороне, находится гробница блаженного старца иеросхимонаха Иисуса. Деревянная церковь, выстроенная им, перенесена под гору, на то место, где было первое явление Пресвятой Богородицы блаженному старцу, т. е. на место кельи пустынножителя, иеродиакона Паисия. С этого времени постоянно назначается в скит иеромонах из Соловецкого братства, опытный в иноческой жизни, в качестве строителя, и десять или более под его ведение иноков. Последние посылаются всегда из особенно расположенных к воздержной и безмолвной жизни по собственному желанию. Скитский устав основателя старца Иисуса относительно церковного и келейного правила и постной трапезы доселе исполняется в точности, исключая того, что возобновителем скита, архимандритом Досифеем, по немощи братии, благословлено на трапезе вкушать рыбу в те дни, в которые разрешает Церковь . В Голгофо-Распятском ските производится непрерывное чтение Псалтири в теплом Успенском приделе, у самой гробницы основателя. Оно не прерывается ни днем, ни ночью, кроме того часа, в который совершается божественная служба в этом храме. Во все остальное время, через каждые два часа, в ските слышатся три удара на колокольне в небольшой колокол – этим извещается смена чтеца-инока. Цель этого чтения та, чтобы непрестанно славословить имя Божие и поминать живых и умерших благотворителей. Так, на каждой славе Псалтири возносится молитва о здравии благочестивейшего Самодержца России и Его Августейшего дома, Святейшего Синода, всей братии Соловецкого монастыря, братии скитской, благодетелей и посетителей обители и всех православных христиан. К этому присоединяется моление и об усопших – о вечном их покое с надеждою на воскресение по вере в воскресшего Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прп. Иисус составил для Голгофского скита строгий общежительный устав, по к-рому насельникам запрещалось вкушать скоромную пищу, рыбу и вино, не разрешалось иметь личное имущество. Помимо общего иноческого правила полагалось ежедневно в кельях читать 5 кафизм Псалтири, 500 молитв Иисусовых и делать 300 поклонов. Женщины и отроки в скит не допускались. К 1718 г. в скиту жили 13 чел. помимо пустынников, подвизавшихся в уединенных кельях и приходивших в скит каждое воскресенье на богослужение. В 1718 г. Голгофо-распятский скит был разграблен разбойниками, насельники разбежались. Когда скитяне вернулись, святой упрекнул их за малодушие, и иноки дали обещание не покидать обитель ни при каких обстоятельствах. Прп. Иисус при жизни прославился чудотворениями, исцелениями больных: он не только молился о них, но и перевязывал им раны, мазал их св. елеем. Святой исце-лил инока, обуреваемого блудной страстью. В Житии И., помещенном в Соловецком патерике, рассказывается о том, что молитва старца часто останавливала воров; злоумышленники раскаивались и оставались трудниками в скиту. В скиту не было источника воды - братии приходилось поднимать ее из озера под горой, из-за чего многие роптали. Старец молился Богу и Пресв. Богородице об обретении в скиту источника. Во время молитвы преподобному явилась Пресв. Богородица и указала место для колодца (источник существовал до 1828, когда при строительстве новой каменной церкви на Голгофе он был засыпан). За год до кончины прп. Иисус начал приготовления к возведению в Голгофо-Распятском скиту каменного храма и заплатил строителю Свято-Троицкого скита Герману за строительные материалы. В связи с переводом Германа в др. мон-рь приготовления прекратились. незадолго до кончины прп. Иисус просил новоназначенного строителя Свято-Троицкого скита Спиридона продолжить работы и передал на строительство храма 236 р., 1 алтын и 2 деньги, иером. Филарету, мон. Проклу и послушнику Онисиму старец на те же цели оставил 100 червонных и 38 р. Преподобный предузнал день своей кончины. Перед смертью он просил учеников совершить его погребение без участия мирян, что и было исполнено. Тело старца похоронили на Голгофе в каменном склепе, над к-рым поставили деревянную гробницу, сверху положили доску с записью основных событий жизни И. и с изображением лика преподобного. В 1721 г. почти все ученики преподобного переселились в Соловецкий мон-рь и в Свято-Троицкий скит. Указом Святейшего Синода от 23 июля 1723 г. Голгофо-Распятский скит был объединен со Свято-Троицким скитом.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Архангелогородцы помогут возрождению колокольных звонов на соловецком острове Анзер 8 марта 2006 г. 13:18 Архангельские предприниматели и Архангельский международный колокольный центр решили объединить свои усилия по возрождению уникальных колокольных звонов на соловецком острове Анзер. В архивных материалах найдены данные о колоколах, находившихся до революции в Свято-Троицком и Голгофо-Распятском скитах острова Анзер. Поисками занимались сотрудники Архангельского международного центра колокольного искусства. «Известно, что из шести колоколов Свято-Троицкого скита было всего два колокола русского литья. Об этом свидетельствует надпись на одном из колоколов, весом в два пуда: «Лета 7132 (1426) сентября в 1 день, слиты сии два колокола по повелению Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря келаря старца Александра», на другом малом колоколе была голландская надпись, а на крупнейших колоколах весом от 40 до 90 пудов — немецкие надписи. Интересна также латинская надпись на среднем колоколе: «Asseurus Coster Amsterdami me fecit...», что в переводе означает: «Асвер Костер сделал меня в Амстердаме...». В Голгофо-Распятском же скиту было восемь колоколов, — рассказал директор Международного колокольного центра Григорий Сальников. — Данные о весе колоколов и их производителях важны. Мы постараемся учесть их при изготовлении новых колоколов, например — восстановить полностью или частично старинную надпись на одном из них». Перед отправкой готовых колоколов на Анзер лучшие звонари Архангельска проведут торжественный колокольный концерт. Патриархия.ru по материалам Пресс-службы Московской Патриархии Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/87529.html

Святейший патриарх с братией Голгофо-Распятского скита/Фотогалереи сайта Православие.Ru ПРАВОСЛАВИЕ.RU Фотогалереи  »  Соловецкие этюды. Фотовыставка Сергея Веретенникова Соловецкие этюды. Фотовыставка Сергея Веретенникова Святейший патриарх с братией Голгофо-Распятского скита Святейший патриарх Кирилл у мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Фото: Сергей Веретенников Церковь Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове © Фотогалереи сайта Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/gallery/image85_16...

В Голгофском скиту Соловецкого монастыря восстанавливают храм Архангельск, 14 июля 2004 г. В Голгофо-Распятском скиту Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, что на острове Анзер Соловецкого архипелага, идут реставрационные работы, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. По словам наместника Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа, каменная старинная церковь Страстей Господних, находящаяся на вершине горы Голгофы, подвержена всем ветрам и осадкам, и это очень сказалось на ее состоянии. Силами реставраторов уже восстановлены купола и кресты, в этом году предполагается отремонтировать своды в алтаре и настелить полы. Скитоначальником Голгофо-Распятского скита является иеромонах Евлогий. Монашествующие живут на острове Анзер круглый год, зимой – в отрыве не только от Большой земли, но и от Соловецкого острова. Интересно, что богослужения в скитской церкви Воскресения Христова проходят регулярно по полному монашескому уставу. 14 июля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10454.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл прибыл на Соловки 16 августа 2014 г. 20:21 Вечером 16 августа 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл на Соловки. В поездке Его Святейшество сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . В аэропорту Соловков Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали министр регионального развития РФ И.Н. Слюняев, губернатор Архангельской области И.А. Орлов, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), глава муниципального образования «Соловецкое» Е.В. Амброче. Завтра, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Голгофо-Распятском скиту Соловецкого монастыря на о. Анзер. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3704109.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010