Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит 22 августа 2009 г. 14:28 22 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь , прибыл вертолетом на остров Анзер. Побывав в Голгофо-Распятском ските,  Предстоятель Русской Церкви посетил Свято-Троицкий Анзерский скит . Скит с пустынножительным Афонским уставом был основан в 1620 году преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен. В 1629 году по молитвам преподобного Елеазара у государя Михаила Феодоровича, не имевшего наследника мужского пола, родился сын — будущий царь Алексей Михайлович. В 1635 году в Свято-Троицком скиту принял монашеский постриг с именем Никон священник Никита Минов, будущий Патриарх всея Руси. В 1924 году, после закрытия Соловецкой обители, на Анзере было организовано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Троицкий скит стал административным центром Анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. В 1939 году Соловецкая тюрьма ОГПУ была упразднена; скит был заброшен. С 2001 года в Свято-Троицком скиту совершаются регулярные богослужения. Соловецкий лагерь особого назначения (историческая справка) Свято-Троицкий Анзерский скит (историческая справка) Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/724320.htm...

Но будет заблуждением считать, что искушение — это провокация только плотских грехов. Искушения от диавола — это некое влияние, которое оказывается на всего человека, — не только на его нервную систему, не только на его инстинктивное начало, но и на его разум, на его сознание. Иногда люди усваивают страшные идеи, формируют их в виде философских учений, распространяют эти учения по всему миру, используя средства массовой информации. А в основе всего — диавольское искушение, помрачение ума, гордыня человеческая, которая есть производное от гордыни диавольской. И сколько же страданий миру принесла и приносит эта гордыня, это безумие, это диавольское искушение, порабощение ума человеческого! И сегодня, как и вчера, и позавчера, и в древности возникают идеи, мысли, убеждения, философские взгляды, которые порождаются этим диавольским искушением. А результат воплощения этих идей — кровь, страдание, смерть, когда диавол невидимо торжествует, обманув сильных мира сего, которым казалось, что это они сами произвели на свет те идеи, ту политику, которая оборачивается человеческими страданиями и смертью. Здесь, в этом Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, где было особо строгое и страшное место заключения людей в 20-х и 30-х годах, с особой силой понимаешь, что такое искушение от диавола, что такое безумство, порожденное диавольской силой, что такое беснование, которое выходит за пределы беснования личности и приобретает огромный, подчас почти глобальный масштаб. И мы знаем: когда диавол овладеет миром, когда большинство людей приразится этим диавольским безумием и беснованием, тогда и наступит кончина века. А как можно справиться с этим беснованием? Как можно учение диавольское или навеянное диавольской силой отличить от того, что проистекает от человеческого ума и способностей, от того, что вдохновлено силой Божией? Можно провести границу и различать духов, если мы с Богом живем, если мы божественной мудростью питаемся. Вот почему и говорит Господь, что невозможно преодолеть беснование, как только молитвой и постом (Мф. 17:21), потому что во время поста мы сосредотачиваем свою природу, мы бросаем вызов инстинктам, мы управляем своими чувствами, мы побеждаем плотское начало и не даем возможности диаволу играть на этом тонком и чувствительном инструменте, разрушая нашу душу. Но мы также расчищаем пространство в своем уме от всякого рода наносных идей — чуждых, греховных, губительных, потому что, соединяя пост с молитвой, мы призываем Господа в свою жизнь, и Он Сам участвует благодатью Своею в нашей жизни, помогая, в том числе, оградиться от беснования и укрепиться в Его божественной правде.

http://patriarchia.ru/db/text/3705306.ht...

Известие, что надо ехать еще дальше, сильно не понравилось нашим, довольно таки утомившимся, гребцам; и действительно нельзя было заставлять их грести на протяжении целых пятнадцати верст. Поэтому мы решили отпустить гребцов, а сами отправились пешком по острову прямо к Голгофо-Распятскому скиту. Дорога одна. Она идет по лесу, если можно назвать лесом ту убогую растительность, какую мы встретили здесь: низкая, часто ползущая по земле береза, да невысокая, тонкая ель; больше ничего. Кругом все дико и неприютно и кроме того изрядно холодно: словно мы попали сразу в какую-нибудь другую страну даже по сравнению с самим Соловецким островом. В самом деле, 2 часа дня, солнце еще высоко, а мы чуть-чуть не замерзаем, так как почти никто из нас (кроме, кажется, благоразумного М. Ив-ча) не послушался доброго совета настоятеля и не запасся теплою одеждою, а в стороне от дороги, в лесу лежит даже снег, настоящий белый снег. Можно себе представить наше изумление, когда мы увидали в конце июня снег; им тотчас же воспользовались, чтобы согреться и дорогой «играли в снежки». Скоро пред нами показались признаки жилья: возделанный огород, на котором произрастали какие-то злаки, проторенная дорожка на крутой горе, где виднелись какие то постройки. Мы поднялись на самую вершину горы и здесь узнали, что это и есть Спасо-Голгофский скит или Голгофо-Распятский, как его здесь называют. Этот скит основан недавно о. Иисусом – Соловецким монахом. О. Иисус живет сейчас в скиту и написал для него устав, самый строгий на всем Соловецком острове. Согласно этому уставу запрещается употреблять в пищу коровье молоко, масло, даже рыбу, не говоря уже о вине. Монахи строгие вегетарианцы: они питаются одними только овощами. Кроме того, монахам запрещается иметь какую бы то ни было собственность и держать отроков, но они должны ежедневно читать в своих кельях по пяти кафизм и 500 молитв Иисусовых и делать 300 поклонов. Женщины в скит, по уставу Иисуса, не допускаются. Сам Иисус подает во всем пример исполнение устава, но иноков в скиту немного: суровость устава, продолжающаяся почти круглый год зима, необыкновенная изолированность скита от всего окружающего мира – не располагают селиться здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Днём град выпал, кусками летело. А к ночи полило; через всю ночь да и сейчас без поману валит дождь-от. Брателко по выдачу на свету убрёл. Горе в дождь без обутки да без сменной одежды. Но и в ведреный день мне-ка «горе». В доме напротив бушмены или готтентоты дикий громкоговоритель уставили себе. Но галдит, ухает и лает нам в окна. А в дождь всё же глуше: окна и у тех дикарей, и у нас закрыты. Песня дождя всё же лучше. Долго пасмурь-та утренняя стояла… Аж сквозь рамы слышна эта помойная яма звуков. Сказано: «От дурака хоть полу отрежь, да уйди». Так бы, кажется, действительно всё бросил да убежал… А электричество, а водопровод, а лавка?… Как тут уйдёшь в пустыню… Я давно не живал летом в городе (какой город!?), дак отвык, плохо себе представлял, во что превратил свои стойла-дома тупоголовый обыватель. Окна настежь у всех, и почти у всех зевают эти страшные чёрные пасти… Ухают, лают, гундосят что ни есть громче да похабнее… Позавидуешь крепости нервов и ушей двуногих скотов, которым что громче, что дичее и ужаснее, то и любо… Из машины лезет бабья задница: юбчонка выше колен, одутлая старая мурлетка наштукатурена, крашеная шерсть на башке завита: генеральша… Она говорит спутнику: «Эта мая акно. У мене радева такая…». …Ненавидеть — себе дороже стоит. Бежать надо от сих человекообразных… Куриные мозги, обезьянья переимчивость, собачья хватка… И о сих до зде… С полудня дождь перестал, но холодно, ветер северный — сушит всё же. Брателко обед готовит, я взял любимую свою книжицу «Соловецкий патерик». Почитал об основателе Голгофо-Распятского скита иеромонахе Иове… Опять ожили острова святые… Любя, знаю и вижу природу родимого края. Воочию передо мною картины нежной природы Белого моря. И природа эта оживлена дивною жизнью святых. Святые основатели обителей не насиловали, не уродовали природу, а жили одним ритмом с нею; любили природу. Пустыня становилась садом чудным. Суров климат, и жизнь сурова и проста… Иов был житель столицы, сослан на Соловки для пострижения, заподозренный Петром в сношениях с Григорьем Талицким.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Просим Вас пересмотреть решение президиума Лежневского поссовета и восстановить нас в избирательных правах» . 16 февраля 1931 года президиум Иваново-Вознесенского горсовета постановил: «Введенские самостоятельно общественно-полезным трудом не занимаются, живут на средства, ранее добытые отцом. Как не имеющим самостоятельного заработка и живущим до сего времени на нетрудовой доход, в ходатайстве отказать» . 5 марта 1931 года администрацией Соловецкого концлагеря была составлена характеристика на отца Владимира, в которой о нем говорилось как об антисоветски настроенном человеке. 13 марта при амбулаторном обследовании священнику был поставлен диагноз: «Миокардит, артериосклероз, истощение и старческая слабость». В это время он находился в 4-м лагере на острове Анзер на командировке «Голгофа». 26 марта в связи с ухудшением состояния здоровья священник был помещен в стационар, располагавшийся в Голгофо-Распятском скиту. Священник Владимир Введенский скончался 3 апреля 1931 года в половине восьмого вечера и 5 апреля был погребен на кладбище у Воскресенской церкви на острове Анзер. Семью со временем известили о смерти отца. 28 июля 1932 года дочь священника Анна написала заявление в Лежневский РИК с просьбой восстановить ее в гражданских правах. Она писала: «Президиум Лежневского поссовета на заседании 22 марта 1932 года, рассмотрев мое заявление с ходатайством о восстановлении в избирательных правах, постановил в просьбе мне отказать “за отсутствием трудового стажа”. Эта мотивировка в отношении меня является несправедливой, так как в настоящее время, достигнув совершеннолетия и не имея третий год отца, работаю самостоятельно в должности старшей кухарки при лежневских детяслях. До этого работала временно уборщицей в аптеке, затем работала на пригородном хозяйстве, потом работала ватерщицей в прядильном отделе лежневской фабрики и работала по найму в качестве прислуги. Итак, перечислив целый ряд пройденных мною работ и прилагая в достоверность к заявлению справки о моих работах, я в заключение моего заявления прошу РИК меня в правах гражданства восстановить» .

http://fond.ru/kalendar/346/vladimir/

Однажды к преподобному Аммону родители привели сына, которого искусал взбесившийся пес. У отрока появились уже признаки бешенства, и он кусал самого себя и переносил ужасные страдания. Отец и мать пали к ногам святого и просили, чтобы он исцелил сына их. Аммон сказал: «Зачем вы напрасно утруждаете меня, прося меня сделать то, что превышает мои силы? Болезнь и исцеление сына в ваших руках. Зачем вы у убогой вдовы украли вола, которого тайно убили и съели? Вот возвратите ей другого, живого вола, – и сын ваш выздоровеет». Услышав это, родители бесновавшегося отрока ужаснулись, исповедали перед святым свое злое дело и с клятвою обещали вознаградить вдову за украденное ими. Тогда святой помолился, исцелил отрока и отпустил их с миром. После этого они с радостию возвратились домой и в тот же час отдали вдове своего живого вола, взамен украденного. Итак, из этого повествования становится ясным, что несчастия главным образом постигают нас, как наказание за наши грехи, а затем открывается и та истина, что для избавления от несчастий мы прежде всего должны подумать о своих грехах и об исправлении нашей жизни. Что сказал Аммон родителям несчастного сына? – «В ваших руках болезнь и исцеление отрока. Загладьте добром злое дело, которое вы сделали, и исцелеет сын ваш». И чем кончилось? Едва лишь чистосердечно сознали родители свой грех , тотчас же и выздоровел отрок их. Памяти Соловецкого схимонаха Зосимы (23 июня 1855) О. Зосима никогда не брал ни копейки из братской кружки, что приходилось ему на долю для мелких расходов: на свечи, просфоры и т. п. Даже в руки он не брал денег. Раз был такой случай. Строитель Голгофо-Распятского скита, около которого трудился тогда на ловле старец, желал испытать нестяжание Зосимы. С этою целью он велел взять и разбросать горсть серебряных и медных монет по тропинке, по которой о. Зосиме нужно было пройти в скит на всенощное бдение на праздник. Увидав деньги, о. Зосима, почитая это за искушение от лукавого, бросился с тропинки и завяз в болоте. Тогда вышли из скрытого места двое наблюдателей, вывели старца из трясины и рассказали ему, в чем дело. «Не знал я этого, – сказал им на это простодушный Зосима, – иначе побросал бы деньги в болото». Какой это урок нестяжания нынешним людям, которые ради наживы готовы опуститься в какую угодно трясину лжи и обмана, не то что свернуть с узкой и тесной тропы в Царствие Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав, подразумевающий необходимость молитвенного уединения. В летнее время братия жертвует своим сложившимся распорядком, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. К моменту прихода паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники Свято-Троицкого и Голгофо-Распятского скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами, следят за их благополучным прибытием в установленное время, помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу, оказать первую медицинскую помощь. Таким образом, они безвозмездно выполняют функции спасательных служб. Поэтому несогласованное посещение о. Анзер индивидуальными паломниками или туристами не благословляется, ибо может быть опасным из-за непредвиденных случайностей (травмы, переохлаждения, аварийной остановки или поломки судна), так как о происшествии и местонахождении пострадавшего из-за отсутствия мобильной связи не будет известно никому. Важно: Ввиду того, что у острова Анзер прибрежная полоса мелководна, доставка паломников с катера до берега и обратно осуществляется на лодках. При пересадке с катера на лодку и обратно следует быть предельно внимательными и осторожными. При высадке из лодки на берег нельзя торопиться, так как прибрежные камни могут быть скользкими. Экскурсия проводится при отсутствии штормового предупреждения, при внезапной смене погоды в процессе экскурсии решение о выходе в море, возвращении и т. п. принимает капитан судна. При резкой смене погоды и невозможности выхода катера в море с острова Анзер возможна задержка на несколько часов и даже суток. При посещении острова Анзер в дождливую погоду или после дождя НЕОБХОДИМЫ резиновые сапоги и плащи (лучше полиэтиленовые, так как капроновые после часа дождя обычно промокают). Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Может быть, это опять-таки будет очень сложно принять человеку, живущему в семье, в окружении друзей, коллег, погруженному каждый день в многочисленные заботы. Но уединение, пост и молитва являются особенно сильным средством очищения души, а значит ума, воли и чувств человека. И даже если мы живем там, в миру, а не в скиту на краю света, нам нужно находить время для уединения, чтобы сконцентрировать свои мысли, чтобы подумать о своей жизни, чтобы подумать о жизни страны своей, народа своего, всего рода человеческого, соотнести то, что мы видим, то, что мы совершаем, чему являемся свидетелями, с той Божественной правдой, которая открывается нам в Слове Божием и в молитве. Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. 17:14-23), хорошо известное церковным людям, — небольшой отрывок из 17-й главы Евангелия от Матфея, в котором говорится об исцелении лунатика, одержимого злым духом, — помогает нам понять, что означают пост и молитва. Когда Господь исцелил несчастного, апостолы приступили к Нему и спросили: а почему мы не могли этого сделать? Отвечая, Господь сказал: «Этот род (то есть темная сила) изгоняется только молитвой и постом». Одержимость — это действительно господство иной, нефизической, духовной злой силы над человеком. Одержимость необязательно проявляется в физической болезни. В данном случае, о котором свидетельствует нам апостол Матфей, эта одержимость проявлялась в физической болезни. Но очень часто этого не происходит: человек физически, ментально, психически абсолютно здоров, но находится во власти темной силы. В нашем церковном быту принято считать, что искушения от диавола связаны с плотскими грехами: не устоял человек, пал, согрешил; и нередко, анализируя свое поведение, человек говорит: диавол меня искусил. Так же бывает, когда мы неосторожно произносим какие-то слова, кого-то обижаем. Мы считаем, что это результат диавольского искушения и, наверное, в каком-то смысле это так, потому что не всегда человек является инициатором греха, который он совершает. Грех как бы навевается со стороны, и если этим мыслям не полагается предел, если некий прилог, как говорят святые отцы, не преграждается усилием воли, то это может привести ко грехам, порожденным, несомненно, искушением, приходящим извне.

http://patriarchia.ru/db/text/3705306.ht...

На территории Большого Соловецкого острова существовало до 30 командировок, где осуществлялись: лесозаготовки, торфоразработки, производство кирпича, рыбная ловля, сельхозработы, заготовка водорослей, производство йода, разведение пушного зверя. Самые значительные из командировок: Кирпичный завод, Филимоново, Старая и Новая Сосновая, Реболда, Пушхоз, Торфогородок. На Муксалме находился основной лагерный сельхоз со скотными дворами, обширными огородами и парниками, на море велась добыча морских зверей и рыбы. С 1937 г. на Муксалме организовали отделение Соловецкой тюрьмы. На Кондостров отправляли больных, с заразными (прежде всего венерическими) болезнями и, так называемых, «отказников» (заключенных, отказывавшихся от общих физических работ), а в 1924 г. – студентов, не желавших примкнуть к той или иной политической партии. На Анзере были собраны пожилые заключенные и доходяги. В 1928–1930 гг. на территории, расположенного на Анзере, Голгофо-Распятского скита находился тифозный госпиталь. На Большом Заяцком острове действовал женский штрафной изолятор. Количество узников в лагере до 1931 г. постоянно росло. Так, на 20 сентября 1923 г. число заключенных, прибывших на Соловки из Северных лагерей, составляло 3049 человек 24 . Из них, женщин было 335 человек, членов антисоветских партий – 331, в том числе, анархистов – 36 человек, меньшевиков – 75, правых эсеров – 141, левых эсеров – 34, монархистов и кадетов – 4, духовенства – 40, интеллигенции – 1 человек 25 . В последующие годы, численность заключенных по кварталам распределялась следующим образом: 1924 г.: I кв. – 3531 человек, II кв. – 3741, III кв. – 4145, IV кв. – 5044 человека; 1925 г.: I кв. – 5872 человека, II кв. – 6369, III кв. – 7093, IV кв. – 7727 человек; 1926 г.: I кв. – 8289 человек, II кв. – 8741, III кв. – 9578, IV кв. – 1об82 человека; 1927 г.: I кв. – 10943 человека, II кв. – 11 831, III кв. – 13326, IV кв. – 14810 человек; 1928 г.: I кв. – 12909, на 1 апреля – 13366 человек 26 . По другим сведениям, на 1 октября 1926 г. в лагере находилось 9830 человек, из них, на Соловецких островах – 6753 человека, на материке – 3077 человек; на 1 октября 1927 г. – 12 896 человек, из них, на островах архипелага – 7445, на материке – 5451 человек. С 1 октября 1926 г. по 1 октября 1927 г. в лагере умерло 728 заключенных 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С самого дня погребения, усердствующие во множестве начали отправлять на могиле его паннихиды; так что чрез несколько времени, усердием учеников блаженного старца, над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик Преподобного. По смерти блаженного старца все дела о дальнейшем устроении Голгофо-Распятского скита приняли другой ход. Анзерский строитель объявил, будто покойный приказывал духовному отцу при кончине своей, чтобы оставленныя им деньги, равно и заготовленные материалы, отдать в Анзерский скит на сооружение придельной теплой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Хотя деньги и были употреблены по желанию строителя, но выстроенный придельный храм вскоре сгорел со всею ризницею и имуществом. Ученики старца, не видя себе ни откуда защиты, в 1721 году вынуждены были выйти из скита в Соловецкий монастырь и Анзерский скит. На Голгофе остались только два любителя безмолвия – иноки Геннадий и Сергий. От этих последних обитателей скита начальством Соловецкого монастыря отобрано скитское и церковное имущество и передано в Анзерский скит. Наконец, указом Святейшаго Синода, от 23-го июля 1723 года (за 496), Голгофо-Распятский скит, как малолюдный, соединен с Анзерским Троицким скитом. Но гора «Голгофа» – священное место, прославленное явлением Пресвятой Богородицы, не осталось пустым. Иноки, любители пустынной жизни, один по другом, а иногда по два, по три и более, не переставали обитать в упадшем на время ските. В 1764 году, при учреждении духовных штатов, Голгофо-Распятский скит приписан к Соловецкому монастырю, и с этого времени Соловецкие настоятели взяли скит в свое попечение. В 1768 году, по указу Святейшаго Синода, были возвращены в Распятский скит все вывезенныя из него и хранившияся в Архангельске, в архиерейском доме, драгоценные вещи, большею частию дары царственных особ прежнего времени, Евангелие, потиры, кадила, облачения и проч. До 1826 года в Голгофо-Распятском ските жили Соловецкие иноки, искавшие особенной строгости жизни, безмолвия и отшельничества. Деревянный храм, построенный Иисусом, пришел в совершенную ветхость. Но в 1826 году скит приведен в благоустройство тщанием настоятеля Соловецкого монастыря, архимандрита Досифея. С разрешения Святейшаго Синода, в Голгофском ските выстроена и освящена 13-го сентября 1830 года новая каменная церковь Распятия Господа Иисуса Христа и при ней теплый придел Успения Пресвятой Богородицы. В этом приделе, на левой стороне, находится гробница блаженного старца, иеросхимонаха Иисуса. Деревянная церковь , выстроенная им, перенесена под гору, на то место, где было первое явление Пресвятой Богородицы блаженному старцу, т. е. на место кельи пустынножителя, иеродиакона Паисия. С этого времени постоянно назначается в ските Иеромонах из Соловецкого братства, опытный в иноческой жизни, в качестве строителя, и десять или более под его ведение иноков; последние посылаются всегда из особенно расположенных к воздержной и безмолвной жизни, по собственному желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010